Дромон

редактировать
Тип военного корабля византийского флота Иллюстрация из Madrid Skylitzes, показывающая византийский флот, отражающий Нападение русов на Константинополь в 941 году и использование шпор, чтобы разбить весла русских судов. Абордажи и рукопашные схватки определили исход большинства морских сражений в средние века.

A дромон (от греч. δρόμων, dromōn, «бегун») был разновидностью галера и самый важный военный корабль византийского флота с V по XII века нашей эры, когда им на смену пришли галеры итальянского типа. Он был разработан на основе древнего либурна, который был опорой римского флота во время империи.

среднеанглийского дромонда и старофранцузского дромон происходит от дромона и описывает любой особенно большой средневековый корабль.

Содержание
  • 1 Эволюция и особенности
  • 2 Варианты
  • 3 Примечания
  • 4 Источники
Эволюция и особенности
Реконструкция (вверху) в масштабе 1:10 корпуса дромона в Музее древнего мореплавания, Майнц

Внешний вид и эволюция средневековых военных кораблей является предметом споров и предположений. : до недавнего времени не было обнаружено никаких остатков весельного военного корабля ни древних, ни раннесредневековых времен, и информацию приходилось собирать путем анализа литературных свидетельств, грубых художественных изображений и остатков нескольких торговых судов (например, 7-го века Обломки корабля Пантано Лонгарини с Сицилии, корабль Ясси Ада 7-го века и обломки Серче Лиманы 11-го века). Только в 2005–2006 годах при археологических раскопках проекта Мармарай в районе гавани Феодосия (современный Еникапи) были обнаружены останки более 36 византийских кораблей VI – X веков., в том числе четыре легких галеры типа галеи.

Принято мнение, что основными событиями, которые отличали ранние дромоны от либурнийцев и отныне характеризовали средиземноморские галеры, было принятие полной палубы (katastrōma), отказ от таранов на носу в пользу надводного отрога и постепенное введение латинских парусов. Точные причины оставления барана (лат. : rostrum, греч. : ἔμβολος) неясны. Изображения обращенных вверх клювов в рукописи Ватикана Вергилия 4-го века могут хорошо иллюстрировать, что барана уже заменили шпором на позднеримских галерах. Одна из возможностей состоит в том, что изменение произошло из-за постепенной эволюции древнего метода конструкции сначала оболочка шип и шип корпус, против которого были разработаны тараны, в метод «сначала скелет», который позволил создать более прочный и гибкий корпус, менее уязвимый для таранных атак. Конечно, к началу 7 века первоначальная функция барана была забыта, если судить по комментариям Исидора Севильского, что они использовались для защиты от столкновения с подводными камнями. Что касается латинского паруса, то в прошлом различные авторы предполагали, что он был завезен в Средиземное море арабами, возможно, с окончательным происхождением Индии. Однако открытие новых изображений и литературных ссылок в последние десятилетия привело ученых к тому, что появление позднего паруса в Леванте предшествовало позднему эллинистическому или раннему римскому периоду. Были известны не только треугольные, но и четырехугольные версии, которые веками использовались (в основном на небольших судах) параллельно с квадратными парусами.

Флот Велисария во время вандальской войны, поскольку описанный Прокопием Кесарийским, очевидно, по крайней мере частично был снабжен латинскими парусами, что делает вероятным, что к тому времени латинские паруса стали стандартной оснасткой для дромона, а традиционный квадратный парус постепенно выходил из употребления в средневековая навигация. Эти дромоны VI века были односторонними («монорема ») кораблями, вероятно, с 50 веслами, расположенными по 25 весел с каждой стороны. Опять же, в отличие от эллинистических судов, которые использовали аутригеры, они выходили прямо из корпуса. В более поздних двухбанках («бирема ») дромонов IX и X веков два гребня (elasiai) были разделены палубой, причем первый гребень находился внизу, а второй весельная банка располагалась над палубой; эти гребцы должны были сражаться вместе с морской пехотой корабля при абордажных операциях. Греческий ученый Христос Макрипулиас предлагает расположить 25 гребцов внизу и 35 на палубе с каждой стороны для дромона из 120 гребцов. Общая длина этих кораблей составляла около 32 метров. Хотя у большинства современных судов была единственная мачта (гистос или катартион), более крупным биремным дромонам, вероятно, требовалось по крайней мере две мачты для эффективного маневрирования, если предположить, что один латинный парус для корабля такого размера достиг бы неуправляемых размеров. Судно управлялось двумя четвертными рулями на корме (prymnē), на которых также располагалась палатка (skēnē), прикрывающая капитанскую койку (krab (b) в (t)Операционные системы). Носовая часть (prōra) имела приподнятый бак (псевдопация), ниже которого выступал сифон для выброса греческого огня, хотя вторичные сифоны также можно было нести на миделе с обеих сторон. Павесад (кастеллума), на котором пехотинцы могли вешать свои щиты, проходил по бокам корабля, обеспечивая защиту палубной команды. На более крупных кораблях также были деревянные замки (ксилокастра) по обе стороны между мачтами, аналогичные тем, которые засвидетельствованы для римских либурнов, обеспечивая лучников поднятыми огневыми платформами. Носовая шпора (перонион) предназначалась для того, чтобы преодолевать весла вражеского корабля, ломая их и делая беспомощным против ракетного огня и абордажных действий.

Четыре корабля галеи, обнаруженные при раскопках в Еникапи, датируемые 10-м гг. XI века имеют единый дизайн и конструкцию, что предполагает централизованный производственный процесс. Они имеют длину около 30 метров (98 футов) и построены из европейской черной сосны и восточной плоскости.

Варианты

К X веку было три основные классы биремных боевых кораблей общего типа дромонов, как подробно описано в описаниях экспедиций, направленных против Критского эмирата в 911 и 949 годах: [chelandion] ousiakon ([χελάνδιον] οὑσιακόν), названный так потому что в нем находилось 108 человек; памфилон [chelandion] ([χελάνδιον] πάμφυλον), в котором было до 120–160 человек, его название подразумевает либо транспортное судно из региона Памфилии, либо его экипаж с «подобранными командами» (от πᾶν + φῦλον, «все племена»); и собственно дромон с двумя ousiai. В Константина VII De Ceremoniis, тяжелый дромон, как утверждается, имеет еще большую команду из 230 гребцов и 70 морских пехотинцев; морской эксперт считает их нештатными экипажами, находящимися на борту, в то время как Макрипулиас предполагает, что эти дополнительные люди соответствуют второму гребцу на каждом из верхних весел. Меньшее по размеру судно с одной береговой линией, monērēs (μονήρης, «односторонний») или galea (γαλέα, от которого происходит термин «камбуз»), с ок. Команда из 60 человек использовалась для разведки, но также и на флангах линии фронта.

Дромоны с тремя берегами («триремы») описаны в труде 10-го века, посвященном паракоимменосам Василий Лакапин. Однако этот трактат, сохранившийся лишь в виде фрагментов, в значительной степени опирается на ссылки на внешний вид и конструкцию классической греческой триремы, и поэтому его следует использовать с осторожностью, пытаясь применить его к военным кораблям Среднего мира. Византийский период. Однако существование судов трирем засвидетельствовано в Фатимидском флоте в XI и XII веках, и ссылки, сделанные Львом VI на большие арабские корабли в X веке, также могут указывать на триремные галеры

.

Для перевозки грузов византийцы обычно реквизировали обычных купцов в качестве транспортных судов (phortēgoi) или судов снабжения (скевофора). Судя по всему, это были в основном парусные суда, а не весельные. Византийцы и арабы также использовали конные повозки (hippagōga), которые были либо парусными судами, либо галерами, последние, конечно, были модифицированы для размещения лошадей. Учитывая, что хеландии первоначально представляли собой весельные конные повозки, это может означать различия в конструкции между хеландиями и собственно дромонами, термины, которые в противном случае часто используются без разбора в литературных источниках. В то время как дромон разрабатывался исключительно как военная галера, хеландион должен был иметь специальный отсек на миделе для размещения ряда лошадей, увеличивая его луч и глубину трюма.

Примечания
Источники
  • Арвайлер, Элен (1966), Byzance et la mer. La Marine de Guerre, la politique et les civilimes de Byzance aux VIIe – XVe siècles (на французском языке), Париж: Presses Universitaires de France
  • Basch, Lucien (2001), "La voile latine, son origine, son évolution et al. ses parentés arabes », в Tzalas, H. (ed.), Tropis VI, 6th International Symposium on Ship Construction in Antiquity, Lamia 1996 г. (на французском языке), Афины: Греческий институт сохранения морских традиций, стр. 55– 85
  • Кэмпбелл, IC (1995), «Латинский парус в мировой истории» (PDF), Journal of World History, 6 (1): 1–23, заархивировано из оригинала (PDF) от 4 августа 2016 г., получено 25 января 2012 г.
  • Кассон, Лайонел (1995), Корабли и мореходство в древнем мире, Johns Hopkins University Press, ISBN 0-8018-5130-0
  • Christides, Vassilios (1995), «Византийский дромон и арабский шини: развитие средних византийских и арабских военных кораблей и проблема количества и функций гребцов», Тропис III, 3-й Международный симпозиум по судостроению в древности, Афины, 1989 г., (PDF), Греческий институт сохранения морских традиций, стр. 111–122, заархивировано из оригинала (PDF) 06.03.2012
  • Дельгадо, Джеймс П. (2011), «Корабли на суше», Катсамбис, Алексис; Форд, Бен; Гамильтон, Донни Л. (ред.), Оксфордский справочник по морской археологии, Oxford University Press, стр. 182–191, ISBN 978-0-19-537517-6
  • Долли, RH (1948), «Военные корабли поздней Римской империи», Журнал римских исследований, Общество содействия римским исследованиям, 38 : 47–53, doi : 10.2307 / 298170, JSTOR 298170
  • Гардинер, Роберт, изд. (2004), Возраст галеры: средиземноморские весельные суда с доклассических времен, Conway Maritime Press, ISBN 978-0-85177-955-3
  • Халдон, Джон (1999). Война, государство и общество в византийском мире, 565–1204 гг.. Лондон: UCL Press. ISBN 1-85728-495-X.
  • Макрипулиас, Христос Г. (1995), «Флот в трудах Константина Порфирогенитуса», Греко-Арабика, Афины (6): 152 –171
  • Поми, Патрис (2006), «Корабль Келендерис: Латиновый парус», Международный журнал морской археологии, 35 (2): 326–329, doi : 10.1111 / j.1095-9270.2006.00111.x
  • Прайор, Джон Х. (2003), «Византия и море: византийские флоты и история Империи в эпоху македонских императоров», ок. 900–1025 гг. н. э. "в Хаттендорф, Джон Б. ; Унгер, Ричард У. (ред.), Война на море в Средние века и Возрождение, Boydell Press, стр. 83–104, ISBN 0-85115-903-6
  • Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006), Эпоха ΔΡΟΜΩΝ: Византийский флот ок. 500–1204, Brill Academic Publishers, ISBN 978-90-04-15197-0
Последняя правка сделана 2021-05-18 04:33:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте