A дромон (от греч. δρόμων, dromōn, «бегун») был разновидностью галера и самый важный военный корабль византийского флота с V по XII века нашей эры, когда им на смену пришли галеры итальянского типа. Он был разработан на основе древнего либурна, который был опорой римского флота во время империи.
среднеанглийского дромонда и старофранцузского дромон происходит от дромона и описывает любой особенно большой средневековый корабль.
Внешний вид и эволюция средневековых военных кораблей является предметом споров и предположений. : до недавнего времени не было обнаружено никаких остатков весельного военного корабля ни древних, ни раннесредневековых времен, и информацию приходилось собирать путем анализа литературных свидетельств, грубых художественных изображений и остатков нескольких торговых судов (например, 7-го века Обломки корабля Пантано Лонгарини с Сицилии, корабль Ясси Ада 7-го века и обломки Серче Лиманы 11-го века). Только в 2005–2006 годах при археологических раскопках проекта Мармарай в районе гавани Феодосия (современный Еникапи) были обнаружены останки более 36 византийских кораблей VI – X веков., в том числе четыре легких галеры типа галеи.
Принято мнение, что основными событиями, которые отличали ранние дромоны от либурнийцев и отныне характеризовали средиземноморские галеры, было принятие полной палубы (katastrōma), отказ от таранов на носу в пользу надводного отрога и постепенное введение латинских парусов. Точные причины оставления барана (лат. : rostrum, греч. : ἔμβολος) неясны. Изображения обращенных вверх клювов в рукописи Ватикана Вергилия 4-го века могут хорошо иллюстрировать, что барана уже заменили шпором на позднеримских галерах. Одна из возможностей состоит в том, что изменение произошло из-за постепенной эволюции древнего метода конструкции сначала оболочка шип и шип корпус, против которого были разработаны тараны, в метод «сначала скелет», который позволил создать более прочный и гибкий корпус, менее уязвимый для таранных атак. Конечно, к началу 7 века первоначальная функция барана была забыта, если судить по комментариям Исидора Севильского, что они использовались для защиты от столкновения с подводными камнями. Что касается латинского паруса, то в прошлом различные авторы предполагали, что он был завезен в Средиземное море арабами, возможно, с окончательным происхождением Индии. Однако открытие новых изображений и литературных ссылок в последние десятилетия привело ученых к тому, что появление позднего паруса в Леванте предшествовало позднему эллинистическому или раннему римскому периоду. Были известны не только треугольные, но и четырехугольные версии, которые веками использовались (в основном на небольших судах) параллельно с квадратными парусами.
Флот Велисария во время вандальской войны, поскольку описанный Прокопием Кесарийским, очевидно, по крайней мере частично был снабжен латинскими парусами, что делает вероятным, что к тому времени латинские паруса стали стандартной оснасткой для дромона, а традиционный квадратный парус постепенно выходил из употребления в средневековая навигация. Эти дромоны VI века были односторонними («монорема ») кораблями, вероятно, с 50 веслами, расположенными по 25 весел с каждой стороны. Опять же, в отличие от эллинистических судов, которые использовали аутригеры, они выходили прямо из корпуса. В более поздних двухбанках («бирема ») дромонов IX и X веков два гребня (elasiai) были разделены палубой, причем первый гребень находился внизу, а второй весельная банка располагалась над палубой; эти гребцы должны были сражаться вместе с морской пехотой корабля при абордажных операциях. Греческий ученый Христос Макрипулиас предлагает расположить 25 гребцов внизу и 35 на палубе с каждой стороны для дромона из 120 гребцов. Общая длина этих кораблей составляла около 32 метров. Хотя у большинства современных судов была единственная мачта (гистос или катартион), более крупным биремным дромонам, вероятно, требовалось по крайней мере две мачты для эффективного маневрирования, если предположить, что один латинный парус для корабля такого размера достиг бы неуправляемых размеров. Судно управлялось двумя четвертными рулями на корме (prymnē), на которых также располагалась палатка (skēnē), прикрывающая капитанскую койку (krab (b) в (t)Операционные системы). Носовая часть (prōra) имела приподнятый бак (псевдопация), ниже которого выступал сифон для выброса греческого огня, хотя вторичные сифоны также можно было нести на миделе с обеих сторон. Павесад (кастеллума), на котором пехотинцы могли вешать свои щиты, проходил по бокам корабля, обеспечивая защиту палубной команды. На более крупных кораблях также были деревянные замки (ксилокастра) по обе стороны между мачтами, аналогичные тем, которые засвидетельствованы для римских либурнов, обеспечивая лучников поднятыми огневыми платформами. Носовая шпора (перонион) предназначалась для того, чтобы преодолевать весла вражеского корабля, ломая их и делая беспомощным против ракетного огня и абордажных действий.
Четыре корабля галеи, обнаруженные при раскопках в Еникапи, датируемые 10-м гг. XI века имеют единый дизайн и конструкцию, что предполагает централизованный производственный процесс. Они имеют длину около 30 метров (98 футов) и построены из европейской черной сосны и восточной плоскости.
К X веку было три основные классы биремных боевых кораблей общего типа дромонов, как подробно описано в описаниях экспедиций, направленных против Критского эмирата в 911 и 949 годах: [chelandion] ousiakon ([χελάνδιον] οὑσιακόν), названный так потому что в нем находилось 108 человек; памфилон [chelandion] ([χελάνδιον] πάμφυλον), в котором было до 120–160 человек, его название подразумевает либо транспортное судно из региона Памфилии, либо его экипаж с «подобранными командами» (от πᾶν + φῦλον, «все племена»); и собственно дромон с двумя ousiai. В Константина VII De Ceremoniis, тяжелый дромон, как утверждается, имеет еще большую команду из 230 гребцов и 70 морских пехотинцев; морской эксперт считает их нештатными экипажами, находящимися на борту, в то время как Макрипулиас предполагает, что эти дополнительные люди соответствуют второму гребцу на каждом из верхних весел. Меньшее по размеру судно с одной береговой линией, monērēs (μονήρης, «односторонний») или galea (γαλέα, от которого происходит термин «камбуз»), с ок. Команда из 60 человек использовалась для разведки, но также и на флангах линии фронта.
Дромоны с тремя берегами («триремы») описаны в труде 10-го века, посвященном паракоимменосам Василий Лакапин. Однако этот трактат, сохранившийся лишь в виде фрагментов, в значительной степени опирается на ссылки на внешний вид и конструкцию классической греческой триремы, и поэтому его следует использовать с осторожностью, пытаясь применить его к военным кораблям Среднего мира. Византийский период. Однако существование судов трирем засвидетельствовано в Фатимидском флоте в XI и XII веках, и ссылки, сделанные Львом VI на большие арабские корабли в X веке, также могут указывать на триремные галеры
.Для перевозки грузов византийцы обычно реквизировали обычных купцов в качестве транспортных судов (phortēgoi) или судов снабжения (скевофора). Судя по всему, это были в основном парусные суда, а не весельные. Византийцы и арабы также использовали конные повозки (hippagōga), которые были либо парусными судами, либо галерами, последние, конечно, были модифицированы для размещения лошадей. Учитывая, что хеландии первоначально представляли собой весельные конные повозки, это может означать различия в конструкции между хеландиями и собственно дромонами, термины, которые в противном случае часто используются без разбора в литературных источниках. В то время как дромон разрабатывался исключительно как военная галера, хеландион должен был иметь специальный отсек на миделе для размещения ряда лошадей, увеличивая его луч и глубину трюма.