Византийский флот

редактировать
Военно-морской флот Византии
Византийский флот
Участник войн Юстиниана, арабо-византийские войны, византийско-болгарские войны, русско-византийские войны, византийско-норманнские войны, Крестовые походы и византийско-османские войны
Византийский имперский флаг, 14 век.svg Имперский флаг (basilikon phlamoulon) с тетраграмическим крестом, который несли византийские военные корабли в XIV веке, как описано в Псевдокодинос и проиллюстрировано в кастильском атласе Conosçimiento de todos los reynos (ок. 1350)
Активный330–1453
ЛидерыВизантийские Император (главнокомандующий);. droungarios tou ploïmou и тематический stratēgoi (VIII – XI вв.),. megas doux (после ок. 1092)
ШтабКонстантинополь
Район операций, Дунай, Черное море
Размерc. 42000 человек в 899 году.. ок. 300 военных кораблей в IX – X веках.
В составеВизантийской Империи
СоюзникиВенеция, Генуя, Пиза, Крестоносец заявляет:, Айдыниды
Противник (и)Вандалы, Остготы, Омейяды и Аббасид Халифаты, Эмират Крит, Фатимиды, славяне, болгары, Русь, Норманны, Генуя, Венеция, Пиза, государства крестоносцев, сельджуки, Анатолийские бейлики, османы
Возникли как . римский флот

Византийский флот был военно-морскими силами восточно-римского или Византийская империя. Как и империя, которой она служила, она была прямым продолжением своего римского предшественника, но играла гораздо большую роль в защите и выживании государства, чем его более ранняя версия. В то время как флот объединенной Римской империи столкнулся с несколькими серьезными военно-морскими угрозами, действуя в качестве полицейских сил, значительно уступающих по силе и престижу легионам, море стало жизненно важным для самого существования Византийское государство, которое некоторые историки назвали «морской империей».

Первую угрозу римской гегемонии в России представляли вандалы в V веке, но их угроза была устранена войнами Юстиниана I в 6 веке. Восстановление постоянно обслуживаемого флота и введение галеры дромона в тот же период также знаменуют собой момент, когда византийский флот начал отходить от своих позднеримских корней и развивать свою собственную характерную идентичность. Этот процесс будет развиваться с началом мусульманских завоеваний в 7 веке. После потери Леванта, а затем и Африки, он превратился из «римского озера» в поле битвы между византийцами и арабами. В этой борьбе византийский флот имел решающее значение не только для защиты обширных владений Империи вокруг Средиземноморского бассейна, но и для отражения морских атак на имперскую столицу Константинополь. Благодаря использованию недавно изобретенного "греческого огня ", самого известного и опасного секретного оружия византийского флота, Константинополь был спасен от нескольких осад и выиграли многочисленные морские сражения для византийцев..

Первоначально оборону византийских побережий и подступов к Константинополю нес великий флот Карабисиани. Однако постепенно он был разделен на несколько региональных (тематических ) флотов, в то время как центральный имперский флот поддерживался в Константинополе, охраняя город и составляя ядро ​​морских экспедиций. К концу 8 века византийский флот, хорошо организованная и поддерживаемая сила, снова стал доминирующей морской державой в Средиземном море. Антагонизм с мусульманскими флотами продолжался с переменным успехом, но в 10 веке византийцы смогли вернуть себе господствующее положение в Восточном Средиземноморье.

В 11 веке флот, как и сама Империя, пришел в упадок. Столкнувшись с новыми военно-морскими вызовами с Запада, византийцы были вынуждены все больше полагаться на военно-морские силы итальянских городов-государств, таких как Венеция и Генуя, что имело катастрофические последствия для экономики и суверенитета Византии. За периодом восстановления при Комнианах последовал другой период упадка, который завершился катастрофическим распадом Империи во время Четвертого крестового похода в 1204 году. После восстановления Империи в 1261 году, несколько императоров из династии Палеологов пытались возродить флот, но их усилия имели лишь временный эффект. К середине XIV века византийский флот, который когда-то мог вывести в море сотни военных кораблей, в лучшем случае ограничился несколькими десятками, и контроль над Эгейским морем окончательно перешел к итальянцам и Османский флот. Уменьшенный флот, однако, продолжал действовать до падения Византийской империи османами в 1453 году.

Содержание
  • 1 История операций
    • 1.1 Ранний период
      • 1.1. 1 Гражданские войны и вторжения варваров: IV и V века
      • 1.1.2 Шестой век - Юстиниан восстанавливает римский контроль над Средиземным морем
    • 1.2 Борьба с арабами
      • 1.2.1 Возникновение арабской военно-морской угрозы
      • 1.2.2 Византийское контрнаступление
      • 1.2.3 Возобновление мусульманского господства
    • 1.3 Византийская Реконкиста: эпоха Македонской династии
      • 1.3.1 Правление Василия I
      • 1.3.2 Арабские набеги во время правление Льва VI
      • 1.3.3 Восстановление Крита и северного Леванта
    • 1.4 Комнианский период
      • 1.4.1 Упадок в XI веке
      • 1.4.2 Попытки восстановления при Алексиосе I и Иоанне II
      • 1.4.3 Военно-морские экспедиции Мануэля I
    • 1.5 Упадок
      • 1.5.1 Династия Ангелов и Четвертый крестовый поход
      • 1.5.2 Никея и период Палеологов
  • 2 Организация
    • 2.1 Ранний период (IV - середина VII веков)
    • 2.2 Средний период (конец VII века - 1070-е годы)
      • 2.2.1 Организация флота
      • 2.2.2 Численность и численность персонала
      • 2.2.3 Ранговая структура
    • 2.3 Поздний период (1080–1453 гг.)
      • 2.3.1 Реформы комнатеных
      • 2.3.2 Никейский флот
      • 2.3.3 Палеологанский флот
  • 3 Корабли
    • 3.1 Дромоны и их производные
      • 3.1.1 Эволюция и особенности
      • 3.1.2 Типы кораблей
    • 3.2 Западные конструкции последних веков
  • 4 Тактика и вооружение
    • 4.1 Военно-морская стратегия, логистика и тактика
    • 4.2 Вооружение
    • 4.3 Греческий огонь
  • 5 Роль флота в истории Византии
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
История операций

Ранний период

Гражданские войны и варварские вторжения: 4-я и V век

К концу V века Западное Средиземноморье попало в руки варварских королевств. Завоевания Юстиниана I восстановили римский контроль над всем морем, который продлился до мусульманских завоеваний во второй половине 7-го века.

Византийский флот, как и Восточная Римская или Византийская империя, продолжал систему Римская империя. После битвы при Акциуме в 31 г. до н.э., в отсутствие какой-либо внешней угрозы в Средиземном море, римский флот выполнял в основном полицейские и эскортные обязанности. Массовые морские сражения, подобные тем, что велись столетия назад в Пунических войнах (264–146 гг. До н.э.), больше не происходили, и римский флот состоял из относительно небольших судов, лучше всего подходящих для их новых задач. К началу 4-го века нашей эры постоянный римский флот сократился, так что, когда в 324 году нашей эры произошли столкновения флотов соперничающих императоров Константина Великого и Лициния они состояли в значительной степени из недавно построенных или взятых под командование кораблей из портовых городов Восточного Средиземноморья. Однако гражданские войны 4-го и начала 5-го веков действительно стимулировали возрождение военно-морской деятельности, поскольку флот в основном использовался для перевозки армий. Значительные военно-морские силы продолжали использоваться в Западном Средиземноморье в течение первой четверти V века, особенно из Северной Африки, но господство Рима в Средиземном море было поставлено под сомнение, когда Африка была захвачена вандалами (429-442).).

Новое Королевство вандалов в Карфагене, во главе с способным Гейзериком (Король вандалов с 428 по 477 годы), немедленно начало набеги на побережья Италии и Греции, даже разграбление и разграбление Рима в 455 году. Набеги вандалов не утихали в течение следующих двух десятилетий, несмотря на неоднократные попытки римлян победить их. Западная империя была бессильна, ее флот почти полностью истощился, но восточные императоры все еще могли использовать ресурсы и военно-морскую экспертизу восточного Средиземноморья. Однако первая восточная экспедиция в 448 году не продвинулась дальше Сицилии, а в 460 году вандалы атаковали и уничтожили западно-римский флот вторжения в Картахене в Испании. Наконец, в 468 году под командованием Василиска собралась огромная восточная экспедиция, насчитывающая, по общему мнению, 1113 кораблей и 100000 человек, но безуспешно. Около 600 кораблей было потеряно из-за боевых кораблей, а финансовые затраты в размере 130 000 фунтов золота и 700 000 фунтов серебра почти разорили Империю. Это заставило римлян договориться с Гейзерихом и подписать мирный договор. Однако после смерти Гейзериха в 477 году угроза вандалов отступила.

Шестой век - Юстиниан восстанавливает римский контроль над Средиземноморьем

Шестой век ознаменовал возрождение римской военно-морской мощи. В 508 году, когда вспыхнул антагонизм с остготским королевством из Теодориха, император Анастасий I (491–518), как сообщается, послал флот из 100 человек. военные корабли совершать набеги на побережье Италии. В 513 г. генерал Виталиан восстал против Анастасия. Повстанцы собрали флот из 200 кораблей, которые, несмотря на некоторые начальные успехи, были уничтожены адмиралом Маринусом, который применил зажигательное вещество на основе серы, чтобы победить их.

В 533 году, воспользовавшись преимуществом. из-за отсутствия флота вандалов, посланного для подавления восстания на Сардинии, 15000-я армия под Велизарием была переброшена в Африку вторжением флотом из 92 дромонов и 500 транспортов, начавших вандальскую войну, первую из войн завоевания Императора Юстиниана I (527–565). В основном это были десантные операции, ставшие возможными благодаря контролю над водными путями Средиземного моря, и флот играл жизненно важную роль в доставке припасов и подкреплений широко рассредоточенным византийским экспедиционным силам и гарнизонам. Этот факт не забыли враги византийцев. Уже в 520-х годах Теодорих планировал построить огромный флот, направленный против византийцев и вандалов, но его смерть в 526 году ограничила степень реализации этих планов. В 535 году готская война началась с двойного византийского наступления, когда флот снова переправил армию Велизария в Сицилию, а затем в Италию, а другая армия вторглась в Далмацию. Византийский контроль на море имел большое стратегическое значение, позволив небольшой византийской армии успешно занять полуостров к 540 году.

Однако в 541 году новый царь остготов Тотила создал флот. из 400 боевых кораблей, с помощью которых Империя лишится доступа к морям вокруг Италии. Два византийских флота были уничтожены около Неаполя в 542 г., а в 546 г. Велизарий лично командовал 200 кораблями против готского флота, блокировавшего устья Тибра, в безуспешной попытке освободить Рим. В 550 году Тотила вторгся в Сицилию, и в течение следующего года его флот из 300 кораблей захватил Сардинию и Корсику и совершил набег на Корфу и побережье Эпира. Однако поражение в морском сражении у Сены Галлика положило начало окончательному господству Империи. С окончательным завоеванием Италии и южной Испании при Юстиниане Средиземное море снова стало «римским озером».

Несмотря на последующую потерю большей части Италии лангобардам Византийцы сохранили контроль над морями вокруг полуострова. Поскольку лангобарды редко выходили в море, византийцы смогли сохранить несколько прибрежных полос итальянской территории на протяжении веков. Единственное крупное военно-морское сражение за следующие 80 лет произошло во время осады Константинополя сасанидскими персов, аварами и славянами в 626. Во время этой осады Флот славян моноксила был перехвачен византийским флотом и уничтожен, что не позволило персидской армии пройти через Босфор и в конечном итоге вынудило авар отступить.

Борьба с арабами

Возникновение арабской военно-морской угрозы

Карта основных византийско-мусульманских военно-морских операций и сражений в Средиземном море, VII – XI века.

В 640-х гг. мусульманское завоевание Сирии и Египта создало новую угрозу для Византии. Мало того, что арабы завоевали значительные рекрутинговые и приносящие доход районы, но, после того как полезность сильного флота была продемонстрирована кратковременным повторным захватом Византией Александрии в 644 году, они приступили к созданию флота из их собственный. В этих усилиях новая мусульманская элита, пришедшая из ориентированной на внутренние территории северной части Аравийского полуострова, в значительной степени полагалась на ресурсы и рабочую силу покоренного Леванта (особенно Копты Египта), которые еще несколькими годами ранее предоставляли корабли и экипажи для византийцев. Однако есть свидетельства того, что на новых военно-морских базах в Палестине также были задействованы корабельные мастера из Персии и Ирака. Отсутствие иллюстраций до XIV века означает, что ничего не известно об особенностях ранних мусульманских военных кораблей, хотя обычно предполагается, что их военно-морские усилия основывались на существующих средиземноморских морских традициях. Учитывая в значительной степени общую морскую номенклатуру и многовековое взаимодействие между двумя культурами, византийские и арабские корабли имели много общего. Это сходство распространялось также на тактику и общую организацию флота; переводы византийских военных уставов были доступны арабским адмиралам.

«В то время Каллиник, ремесленник из Гелиополя, бежал к римлянам. Он разработал морской пожар, который зажег арабские корабли и сжег их всеми руками. Таким образом, римляне возвратились с победой и обнаружили морской огонь ».

Хроника Феофана Исповедника, Annus Mundi 6165.

Захватив Кипр в 649 году и совершив набег на Родос, Крит и Сицилию, молодой арабский флот под личным командованием императора Константа II <решительно победил византийцев. 642>(641–668) в битве при мачтах 655 года. Это катастрофическое византийское поражение открыло Средиземное море для арабов и положило начало вековой серии морских конфликтов из-за контроля над водными путями Средиземного моря.. Начиная с правления Муавии I (661–680), набеги усилились, поскольку велась подготовка к большому штурму самого Константинополя. В длительной первой арабской осаде Константинополя византийский флот сыграл важную роль в выживании Империи: арабский флот был разбит благодаря использованию его недавно разработанного секретного оружия »Греческий огонь ". Продвижение мусульман в Малой Азии и Эгейском море было остановлено, и вскоре после этого было заключено соглашение о тридцатилетнем перемирии.

В 680-х годах Юстиниан II (685–695 и 705– 711) обратил внимание на нужды военно-морского флота, укрепив его путем переселения более 18 500 мардайтов вдоль южных берегов Империи, где они работали в качестве морских пехотинцев и гребцов. Тем не менее, арабская военно-морская угроза усилилась, поскольку они постепенно взяли под контроль Северную Африку в 680-х и 690-х годах. Последний оплот Византии, Карфаген, пал в 698 году, хотя византийской военно-морской экспедиции удалось ненадолго вернуть его. Арабский губернатор Муса бин Нусаир построил новый город и военно-морскую базу в Тунисе, а 1000 коптских корабелов были привлечены для строительства нового флота, который бросил бы вызов византийскому контролю над западным Средиземноморьем. Таким образом, с начала 8-го века мусульманские набеги непрерывно разворачивались против византийских владений в Западном Средиземноморье, особенно на Сицилии. Вдобавок новый флот позволит мусульманам завершить завоевание Магриба и успешно вторгнуться и захватить большую часть Пиренейского полуострова, контролируемого вестготами.

Византийское контрнаступление

Император Лев III Исаврианин и его сын и преемник Константин V. Вместе они возглавили возрождение византийских состояний против арабов, но также вызвали большие внутренние раздоры из-за своей иконоборческой политики.

Византийцы не смогли эффективно ответить на мусульманское наступление в Африке, потому что два десятилетия между 695 и 715 год были периодом больших внутренних беспорядков. Они действительно отреагировали собственными набегами на Восток, такими как рейды 709 г. на Египет, во время которых был захвачен местный адмирал, но они также знали о приближающемся натиске: как халиф аль-Валид I (705 г. –715 г.) подготовил свои войска к новому штурму Константинополя, император Анастасий II (713–715 гг.) Подготовил столицу и нанес неудачный упреждающий удар по мусульманским военно-морским приготовлениям. Анастасий вскоре был свергнут Феодосием III (715–717), который, в свою очередь, был заменен, когда мусульманская армия продвигалась через Анатолию, Львом III Исаврианином (717–741).). Именно Лев III столкнулся со второй и последней осадой Константинополя арабами. Использование греческого огня, опустошившего арабский флот, снова сыграло важную роль в победе Византии, в то время как суровая зима и булгарские нападения еще больше подорвали силы осаждающих.

Во время осады отступающие остатки арабского флота были уничтожены штормом, и византийские войска начали контрнаступление, флот разграбил Лаодикию, а армия вытеснила арабов из Малой Азии. В течение следующих трех десятилетий военно-морская война характеризовалась постоянными набегами с обеих сторон, при этом византийцы неоднократно совершали атаки на мусульманские военно-морские базы в Сирии (Лаодикея) и Египте (Дамиетта и Тиннис ). В 727 году восстание тематических флотов, в значительной степени мотивированное негодованием против иконоборчества Императора, было подавлено имперским флотом с помощью греческого огня. Несмотря на связанные с этим потери, по сообщениям, около 390 военных кораблей были отправлены для атаки Дамиетты в 739 году, а в 746 году византийцы нанесли решительный удар александрийскому флоту в Керамаи на Кипре, сломив военно-морскую мощь Омейядского халифата.

Византийцы последовали за этим, уничтожив североафриканские флотилии и совместив свои успехи на море с жесткими торговыми ограничениями, наложенными на мусульманских торговцев. Учитывая новую способность Империи контролировать водные пути, это задушило мусульманскую морскую торговлю. После распада государства Омейядов вскоре после этого и растущей фрагментации мусульманского мира византийский флот осталсяразбит норманнами у Корфу в 1084 году.

Алексиос неизбежно осознавал важность наличия собственного флота, и, несмотря на это, будучи озабоченным сухопутными операциями, он предпринял шаги по восстановлению силы флота. Его усилия увенчались успехом, особенно в противодействии попыткам турецких эмиров, подобных Цахасу из Смирны, запустить флот в Эгейском море. Флот под командованием Иоанна Дукаса впоследствии использовался для подавления восстаний на Крите и Кипре. С помощью крестоносцев Алексиос смог вернуть себе берега Западной Анатолии и расширить свое влияние на восток: в 1104 году византийская эскадра из 10 кораблей захватила Лаодикию и другие прибрежные города вплоть до Триполи. К 1118 году Алексиос смог передать небольшой флот своему преемнику Иоанну II Комненосу (1118–1143). Как и его отец, Иоанн II сосредоточился на армии и регулярных наземных кампаниях, но он позаботился о поддержании силы и системы снабжения флота. Однако в 1122 году Иоанн отказался продлить торговые привилегии, которые Алексиос предоставил венецианцам. В ответ венецианцы разграбили несколько византийских островов, и, поскольку византийский флот не мог противостоять им, Иоанн был вынужден возобновить договор в 1125 году. Очевидно, византийский флот на тот момент не был достаточно мощным для Иоанна, чтобы успешно противостоять Венеции. тем более, что у Империи были и другие насущные потребности. Сообщается, что вскоре после этого инцидента Иоанн II, действуя по совету своего министра финансов, урезал финансирование флота и передал его армии, оснастив корабли только на разовой основе.

Военно-морской флот. экспедиции Мануэля I

Военно-морской флот пережил серьезное возвращение при амбициозном императоре Мануэле I Комненосе (1143–1180), который широко использовал его как мощный инструмент внешней политики в своих отношениях с латинские и мусульманские государства Восточного Средиземноморья. В первые годы его правления византийские военно-морские силы были еще слабы: в 1147 году флот Роджера II Сицилийского под командованием Георгия Антиохийского смог совершить набег на Корфу, Ионические острова и в Эгейское море почти не встретили сопротивления. В следующем году при помощи Венеции армия в сопровождении очень большого флота (якобы 500 военных кораблей и 1000 транспортов) была отправлена, чтобы отбить Корфу и Ионические острова у норманнов. В ответ нормандский флот из 40 кораблей достиг самого Константинополя, проводя демонстрацию на Босфоре у Большого дворца и совершая набеги на его пригороды. Однако на обратном пути он был атакован и разрушен византийским или венецианским флотом.

В 1155 году византийская эскадра из 10 кораблей в поддержку нормандского мятежника Роберт III из Лорителло прибыла в Анкона, предпринимая последнюю попытку Византии вернуть Южную Италию. Несмотря на первоначальные успехи и подкрепления под командованием megas doux Алексиоса Комненоса Бриенниоса, экспедиция в конечном итоге потерпела поражение в 1156 году, а 4 византийских корабля были захвачены. К 1169 году усилия Мануэля, очевидно, принесли свои плоды: большой и чисто византийский флот, состоящий примерно из 150 галер, 10-12 больших транспортов и 60 конных экипажей под управлением мегаду Андроникос Контостефанос был отправлен вторгнуться в Египет в сотрудничестве с правителем крестоносца Иерусалимского королевства. Однако вторжение провалилось, и византийцы потеряли половину флота во время шторма на обратном пути.

После захвата и заключения в тюрьму всех венецианцев в марте 1171 года византийский флот был достаточно силен, чтобы

146>сдержать прямую атаку венецианцев, которые отплыли к Хиосу и согласились на переговоры. Мануэль послал флот из 150 кораблей под командованием Контостефаноса, чтобы противостоять им там, и применил тактику задержки, пока, ослабленные болезнью, венецианцы не начали отступать и не были преследованы флотом Контостефаноса. Это был замечательный поворот судьбы по сравнению с унижением 1125 года. В 1177 году еще один флот из 70 галер и 80 вспомогательных судов под командованием Контостефана, предназначенный для Египта, вернулся домой после появления у Акко, как граф Филипп Фландрский и многие важные вельможи Иерусалимского королевства отказались участвовать в кампании. Однако к концу правления Мануэля напряжение постоянной войны на всех фронтах и ​​различные грандиозные проекты Императора стали очевидны: историк Никетас Хониат приписывает рост пиратства в последние годы правления Мануэля отвлечение средств, предназначенных для содержания флота, на другие нужды императорской казны.

Упадок

Династия Ангелосов и Четвертый крестовый поход

После смерти Мануэля После I и последующей кончины династии Комнинов в 1185 году флот быстро пришел в упадок. Обслуживание галер и содержание опытных экипажей были очень дорогими, а пренебрежение им привело к быстрому ухудшению состояния флота. Уже к 1182 году византийцы были вынуждены платить венецианским наемникам за экипаж некоторых своих галер, но в 1180-х годах, когда сохранилась основная часть комнатенского военно-морского флота, экспедиции из 70–100 кораблей все еще регистрируются в современных источниках. Таким образом, император Андроник I Комнен (1183–1185) все еще мог собрать 100 боевых кораблей в 1185 году, чтобы противостоять и позже победить нормандский флот в Мраморном море. Однако последующий мирный договор включал пункт, который требовал от норманнов предоставить флот для Империи. Это вместе с аналогичным соглашением, заключенным Исааком II Ангелосом (1185–1195 и 1203–1204) с Венецией в следующем году, в котором Республика предоставит 40–100 галер с уведомлением за шесть месяцев в обмен. Для благоприятных торговых уступок это убедительный признак того, что византийское правительство осознавало несостоятельность своего собственного военно-морского ведомства.

В этот период также наблюдался рост пиратства в Восточном Средиземноморье. Пиратская активность была высока в Эгейском море, в то время как пиратские капитаны часто предлагали себя в качестве наемников той или другой державе региона, предоставляя последним быстрый и дешевый способ собрать флот для конкретных экспедиций без затрат на постоянное положение. флот. Таким образом, византийский флот из 66 судов, посланный Исааком II, чтобы отбить Кипр у Исаака Комнена, был уничтожен пиратом Маргаритом Бриндизским, который служил у норманнов Сицилии. Грабежи пиратов, особенно генуэзского капитана Капурес, описанные Никетой Хониатом и его братом, митрополитом Афин Михаилом Хониатом, наконец вынудили ангелов к действие. Налог на флот снова был взят с прибрежных районов, и был экипирован флот из 30 кораблей, который был передан калабрийскому пирату. Несмотря на несколько первых успехов, флот Стейриона был уничтожен во время внезапной атаки Капуресом у Сестоса. Второй флот, дополненный пизанскими судами и снова под командованием Стейриона, наконец смог победить Капурес и положить конец его набегам.

Падение Константинополя перед Четвертым крестовым походом ознаменовало триумф Латинского Запада. и особенно морская власть Венеции над ослабленной Византийской империей.

В то же время, однако, тогдашний мегадук, Михаил Стрифнос, был обвинен Никетасом Хониатом в обогащении за счет продажи оборудования имперского флота, в то время как к началу 13 века авторитет центрального правительства ослаб до такой степени, что различные местные правители начали захватывать власть в провинциях. В целом царила атмосфера беззакония, которая позволяла таким людям, как Лео Сгурос в южной Греции и имперский губернатор Самоса, пегониты, использовать свои корабли в своих целях, совершая набеги на их собственный. Даже император Алексиос III Ангел (1195–1203), как говорят, разрешил одному из своих командиров Константину Франгопулосу совершать пиратские набеги на торговлю в Черном море.

Византийское государство и таким образом, ее флот был не в состоянии противостоять морской мощи Венеции, поддерживавшей Четвертый крестовый поход. Когда Алексиос III и Стрифнос были предупреждены о том, что крестовый поход идет в Константинополь, по словам Никита Хониата, удалось найти только 20 «жалких и ветхих» судов. Во время первой осады города крестоносцами в 1203 году попытки византийских кораблей помешать флоту крестоносцев войти в Золотой Рог были отброшены, и византийская попытка задействовать боевые корабли потерпели неудачу из-за умения венецианцев управлять своими кораблями.

Никея и период Палеологов

После захвата Константинополя Четвертым крестовым походом в В 1204 году Византийская империя была разделена между крестоносцами, в то время как были созданы три греческих государства-преемника: Эпирская деспотия, Трапезундская империя и Никейская империя, каждая из которых претендовала на византийский имперский титул. У первых не было флота, флот Трапезунтин был крошечным и в основном использовался для патрулирования и транспортировки войск, в то время как никейцы изначально следовали политике консолидации и использовали свой флот для береговой обороны. При Иоанне III Ватацес (1222–1254) проводилась более энергичная внешняя политика, и в 1225 году никейский флот смог занять острова Лесбос, Хиос, Самос и Икария. Однако венецианцам это не могло сравниться: при попытке блокировать Константинополь в 1235 году никейский флот потерпел поражение от гораздо меньших венецианских сил, а в другая аналогичная попытка в 1241 году.никейцы снова были разбиты. Усилия никейцев в 1230-х годах по поддержке местного восстания на Крите против Венеции также были лишь частично успешными: последние никейские войска были вынуждены покинуть остров в 1236 году. Зная о слабости своего флота, в марте 1261 года император Майкл VIII Палеолог (1259–1282) заключил Нимфейский договор с генуэзцами, обеспечив их помощь против Венеции на море в обмен на торговые привилегии

Император Майкл VIII Палеолог. Он восстановил Византийскую империю, вернув Константинополь, и был ответственен за последний расцвет Византии как крупной военно-морской державы.

Однако после повторного захвата Константинополя несколькими месяцами позже Михаил VIII смог сосредоточить свое внимание на укреплении своей власти. собственный флот. В начале 1260-х годов византийский флот был еще слаб и все еще сильно зависел от помощи генуэзцев. Тем не менее, союзники не смогли противостоять Венеции в прямом противостоянии, о чем свидетельствует поражение объединенного византийско-генуэзского флота из 48 кораблей гораздо меньшим венецианским флотом в 1263 году. Из-за озабоченности итальянцев продолжающейся венецианско-генуэзской войной к 1270 году усилиями Михаила был сформирован сильный флот из 80 кораблей, с несколькими латинскими каперами, плавающими под императорским флагом. В том же году флот из 24 галер осадил город Ореос в Негропонте (Эвбея ) и разбил латинский флот из 20 галер. Это ознаменовало собой первую успешную независимую военно-морскую операцию Византии и начало организованной военно-морской кампании в Эгейском море, которая продолжалась на протяжении 1270-х годов и привела к отвоеванию, хотя и ненадолго, многих островов у латинян.

Это возрождение длилось недолго. После смерти Карла Анжуйского в 1285 году и прекращения угрозы вторжения из Италии преемник Михаила Андроник II Палеолог (1282–1328) предположил, что, полагаясь на Военно-морская сила его союзников-генуэзцев, он мог обойтись без содержания флота, чьи особенно тяжелые расходы казна все более нуждающейся в денежных средствах больше не могла позволить себе. В то же время Андроникос был менее озабочен Западом, а больше делами в Малой Азии и его - в конечном итоге безуспешной - попыткой остановить турецкое наступление там, в политике, в которой флот не играл роли. Следовательно, весь флот был расформирован, его экипажи распущены, а корабли разбиты или оставлены гнить. Результаты не заставили себя ждать: во время длительного правления Андроника турки постепенно овладели эгейским побережьем Анатолии, и Империя не могла изменить ситуацию, в то время как венецианский флот смог атаковать Константинополь и совершать набеги на его пригороды по своему желанию. во время войны 1296–1302 гг..

решение Андроника почти с самого начала вызвало значительную оппозицию и критику со стороны современных ученых и официальных лиц, и историки, такие как Пахимер и Никифор Грегора, останавливаются. долгое время из-за катастрофических долгосрочных последствий этого недальновидного решения: процветало пиратство, часто усиливавшееся экипажами расформированного флота, которые служили под руководством турецких и латинских хозяев, Константинополь становился беззащитным перед итальянскими морскими державами, и все больше и больше Эгейские острова подпали под иностранное правление, включая Хиос для генуэзцев Бенедетто Заккария, Родос и Додеканес до госпитальеров, Лесбос и другие острова относится к Gattilusi. Как прокомментировал Грегора, «если бы [византийцы] остались хозяевами морей, какими они были, то латиняне не стали бы такими высокомерными [...], и турки никогда бы не взглянули на пески [ Эгейское] море, [...] и при этом мы не должны будем ежегодно платить всем дань ». После 1305 г., поддавшись народному давлению и необходимости сдержать каталонскую роту, Император с опозданием попытался восстановить флот из 20 судов, но, хотя было построено несколько кораблей и, похоже, действовал небольшой флот. в течение следующих двух лет он, в конце концов, был снова расформирован.

В 14 веке периодические гражданские войны, нападения из Болгарии и Сербии на Балканы и разрушения, вызванные постоянно учащавшимися турецкими набегами, ускорили крах Византийское государство, кульминацией которого стало его окончательное падение турок-османов в 1453 году. Несколько императоров после Андроника II также пытались восстановить флот, особенно для обеспечения безопасности и, следовательно, независимости Сам Константинополь от вмешательства итальянских морских держав, но их усилия дали лишь краткосрочные результаты.

Таким образом, преемник Андроника II Андроник III Палеолог (1328–1341) сразу после его вступления на престол, с помощью c Благодаря привлечению различных магнатов, он собрал большой флот из 105 судов. Он лично возглавил последний крупный набег византийского флота в Эгейском море, отвоевав Хиос и Фокею у генуэзцев и вынудив различные меньшие латинские и турецкие княжества прийти к соглашению с ним. Однако его кампании против османов в Вифинии потерпели неудачу, и вскоре османы основали свою первую военно-морскую базу в Триглее на Мраморном море, откуда они совершили набег на побережье Фракии.. Для защиты от этой новой угрозы к концу правления Андроника III в Константинополе был построен флот из примерно 70 кораблей, чтобы противостоять турецким набегам, во главе с мегаду Алексиосом Апокауком. Этот флот был очень активен во время гражданской войны 1341–1347, в которой его командующий сыграл заметную роль. После гражданской войны император Иоанн VI Кантакузенос (1347–1354) пытался восстановить военно-морской и торговый флот, как средство уменьшения экономической зависимости Империи от генуэзской колонии Галата, которая контролировала торговлю, проходящую через Константинополь, и обеспечивала контроль над Дарданеллами от прохода турок. С этой целью он заручился помощью венецианцев, но в марте 1349 года его недавно построенный флот из девяти военных кораблей и около 100 судов меньшего размера попал в шторм у южного берега Константинополя. Неопытные экипажи запаниковали, и корабли были потоплены или захвачены генуэзцами. Не испугавшись, Кантакузенос предпринял еще одну попытку построить флот, что позволило ему восстановить византийскую власть над Фессалоникой и некоторыми прибрежными городами и островами. Ядро этого флота находилось в Константинополе, и хотя византийские корабли оставались активными в Эгейском море и добились некоторых успехов над турецкими пиратами, они никогда не могли прекратить свою деятельность, не говоря уже о том, чтобы бросить вызов итальянским флотам за господство на море. Отсутствие средств обрекало флот на небольшую горстку судов, которые содержались в Константинополе. Характерно, что в своей брошюре 1418 г. деспотам Теодору II Палеологу ученый Гемистос Плетон советует не содержать военно-морской флот на том основании, что ресурсы были недостаточны для адекватного содержания как его, так и эффективной армии.

С этого момента обедневшее византийское государство стало пешкой великих держав того времени, пытающихся выжить, используя свое соперничество. Так, например, в 1351 году Кантакузенос был вынужден встать на сторону Венеции в ее войне с Генуей, но, оставленный венецианскими адмиралами, его флот был легко разбит генуэзцами, и он был вынужден подписать неблагоприятный мир. Во время краткой узурпации Иоанна VII в 1390 году Мануил II (1391–1425) смог собрать только пять галер и четыре меньших судна (в том числе некоторые из госпитальеров Родоса) для вернуть Константинополь и спасти его отца Иоанна V. Шесть лет спустя Мануэль пообещал вооружить десять кораблей для помощи Никопольскому крестовому походу ; двадцать лет спустя он лично командовал 4 галерами и 2 другими судами с пехотой и кавалерией и спас остров Тасос от вторжения. Византийские корабли были активны на протяжении Османского Междуцарствия, когда Византия в свою очередь встала на сторону различных соперничающих османских принцев. Мануэль использовал свои корабли, чтобы переправить соперников и их силы через проливы. С помощью генуэзцев флот Мануэля также смог собрать флот из восьми галер и захватить Галлиполи в мае 1410 года, хотя и на короткое время; а в августе 1411 года византийский флот сыграл важную роль в провале осады Константинополя османским принцем Мусой Челеби, когда он также разбил попытку Мусы заблокировать город с моря. Аналогичным образом, в 1421 году 10 византийских военных кораблей участвовали в поддержке османского претендента Мустафы против султана Мурад II.

Последняя зарегистрированная византийская морская победа произошла в 1427 году в битве у Эхинад Острова, когда император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) нанес поражение превосходящему флоту Карло I Токко, графа Кефалонии и Эпирский деспот, заставивший его передать все свои владения в Морее византийцам. Последнее появление византийского флота было во время заключительной османской осады 1453 года, когда смешанный флот византийских, генуэзских и венецианских кораблей (по источникам разное количество, от 10 до 39 судов) защищал Константинополь от османского флота. Во время осады 20 апреля 1453 года произошло последнее морское сражение в византийской истории, когда три генуэзских галеры в сопровождении византийского транспорта пробились через огромный блокадный флот Османской империи к Золотому Рогу.

Организация

Ранний период (IV - середина VII веков)

Очень мало известно об организации римских флотов в поздней античности из-за постепенного разделения крупных провинциальных флотов на более мелкиеэскадрильи в 3-го века до формирования нового флота в начале мусульманских завоеваний. Несмотря на свидетельства значительной военно-морской деятельности в этот период, более ранние ученые полагали, что римский флот практически исчез к 4 веку, но более поздние исследования изменили эту картину в сторону преобразования в преимущественно речные и прибрежные силы, предназначенные для тесного взаимодействия. -операция с армией.

При императоре Диоклетиане (284–305) численность флота, по сообщениям, увеличилась с 46000 человек до 64000 человек, что представляет собой численный пик позднеримского периода. флот. Дунайский флот (Classis Histrica) с сопутствующими ему легионерскими флотилиями все еще хорошо засвидетельствован в Notitia Dignitatum, а его повышенная активность комментируется Vegetius (De Re Militari, IV.46). На Западе упоминается несколько речных флотов, но старые постоянные преторианские флоты практически исчезли (De Re Militari, IV.31), и даже оставшиеся западные провинциальные флоты, по-видимому, были серьезно недоукомплектованы и неспособны противостоять каким-либо значительным нападениям варваров.. На Востоке сирийский и александрийский флот, как известно из юридических источников, все еще существовали в c. 400 (Кодекс Юстиниана, XI.2.4 XI.13.1 ), в то время как флот, как известно, дислоцировался в самом Константинополе, возможно, созданный из остатки преторианского флота. В 400 г. этого было достаточно, чтобы убить большое количество готов, которые построили плоты и пытались пересечь полосу моря, отделяющую Азию от Европы. Его размер, однако, неизвестен, и он не упоминается в Notitia.

Для операций в Средиземном море в 5-м веке флот, похоже, собирался на разовой основе, а затем расформировывался. Первый постоянный византийский флот можно отнести к началу 6 века и восстанию Виталиана в 513–515 годах, когда Анастасий I создал флот для противостояния собственному повстанцам. Этот флот был сохранен, и при Юстиниане I и его преемниках он превратился в профессиональные и ухоженные силы. Однако из-за отсутствия какой-либо морской угрозы флот конца VI века был относительно небольшим: несколько небольших флотилий на Дунае и два основных флота поддерживались в Равенне и Константинополе. Дополнительные флотилии должны были быть размещены в других крупных морских и торговых центрах Империи: в Александрии, обеспечивающей сопровождение ежегодного зернового флота в Константинополь, и в Карфагене, контролирующем западное Средиземноморье. Юстиниан также разместил войска и корабли на более отдаленных форпостах Империи, в Септеме (Сеута ), Херсоне в Крыму и в Аэлане (Эйлат ) в заливе Акаба. Давние военно-морские традиции и инфраструктура этих районов упростили обслуживание флота, и в случае морской экспедиции можно было быстро и недорого собрать большой флот, впечатлив многочисленные торговые суда.

Средний период (конец 7 века - 1070-е годы)

Организация флота

Византийская империя между 6 и концом 9 веков, включая темы ок. 900. Разрозненные и изолированные имперские владения вокруг Средиземного моря защищались и подкреплялись византийским флотом.

В ответ на арабские завоевания в 7-м веке вся административная и военная система Империи была реформирована, и создана тематическая система. В соответствии с этим, Империя была разделена на несколько тем, которыми были региональные гражданские и военные управления. Под командованием stratēgos каждая тема содержала свои собственные местные силы. После серии восстаний тематических сил при Константине V более крупные ранние темы были постепенно разделены, в то время как центральная имперская армия, tagmata, была создана, дислоцирована в Константинополе или около него и служила центральным резервом это отныне составляло ядро ​​кампаний армий.

Подобный процесс происходил во флоте, который был организован по аналогичной схеме. Во второй половине VII века был создан флот Карабисианои (греч. : Καραβισιάνοι, «корабельные люди»). Точная дата неизвестна, предположительно от 650-х / 660-х годов, в ответ на Мачтовую битву или после первой осады Константинополя арабами в 672–678 годах. Его происхождение также неизвестно: возможно, он был набран из остатков старого quaestura excitus, или армии Illyricum. Во главе его стоял стратигос (stratēgos tōn karabōn / karabisianōn, «генерал кораблей / мореплавателей»), и он включал южное побережье Малой Азии от Милета до границы с Халифатом около Селевкии в Киликии, на Эгейских островах и имперских владениях в южной Греции. Первоначально штаб-квартира, вероятно, находилась на Самосе, а подчиненное командование находилось под командованием друнгариев в Сибирре в Памфилии. Как следует из названия, он составлял большую часть постоянногофлота Империи и столкнулся с основной морской угрозой - арабскими флотами Египта и Сирии.

Однако Карабизианои оказались неадекватными и были заменены в начале 8-го века на более сложная система, состоящая из трех элементов, которые с небольшими изменениями осуществились до 11 века: центральный имперский флот, базирующийся в Константинополе, небольшое количество регионов военно-морских командований, либо морских тематик, либо независимых команд, именуемых «друнгариатами», и большее количество местных эскадрилий, выполняющих чисто оборонительные и полицейские задачи, подчиненных губернаторам местных провинций. В более раннем римском флота, где провинциальные флоты явно уступают по численности и включаются только более легкие суда, чем центральные, византийские региональные флоты, вероятно, сами по себе представляли собой грозные формирования.

Столичный флот играл роль. центральная роль в отражении осады Константинополя арабами, но точная дата создания Имперского флота (βασιλικὸς στόλος, basilikos stolos или βασιλικὸν πλόϊμον, basilikon ploïmon) как отдельное приказание неясна. Ирландский историк Дж. Б. Бери, а за ним французский византинист Родольф Гийан считали «не маловероятным», что Имперский флот существовал в качестве подчиненного командования под властью stratēgos tōn karabisianōn уже в 7 веке. Конечно, друнгарии Имперского флота впервые появляется в Тактикон Успенский ок. 842/3; и поскольку существует мало свидетельств того, что крупные флотилии действовали из Константинополя в 8 веке, греческий византинист Элен Арвайлер датировал создание флота началом 9 века. С этого момента Имперский флот составлял основные военно-морские резервные силы и составлял ядро ​​различных экспедиционных флотов.

Первой и долгое время единственной морской темой (θέμα ναυτικόν, thema nautikon) была Тема кибирреотов (θέμα Κιβυρραιωτῶν, тема Kibyrrhaiotōn). Он был создан из флота Карабисиани и предназначался для управления и защиты южного побережья Малой Азии. Точная дата его создания неясна, одна точка зрения предлагает c. 719 и еще с. 727. Его стратигос, впервые упомянутый в 734 году, располагался в Атталеи. Его главными помощниками были катепан мардаитов, эк просопу (представитель) в Силлае и друнгарии Атталии и Кос. Находясь ближе всего к мусульманскому Леванту, он оставался главным военно-морским флотом Империи на протяжении веков, пока не уменьшился с уменьшением военно-морской угрозы арабов. Последний раз флот упоминается в 1043 году, и после этого тема превратилась в чисто гражданскую провинцию.

Кибирреоты были дополнены двумя независимыми военно-морскими командами в Эгейском море, каждое во главе с друнгарием: Aigaion Pelagos («Эгейское море» "), охватывающая северную половину Эгейского моря и Дарданеллы и Мраморное море, а также командование, известное как Додеканесос (" Двенадцать островов ") и Колпос (" Залив "), которое базировалось на Самосе. и включала южную часть Эгейского моря, включая Киклады. В отличие от других дроунгарий, возглавлявших подчиненные команды, эти два округа были полностью независимыми, и их дроунгарии осуществляли над ними как гражданскую, так и военную власть. В конце концов, они были доведены до полной морской тематики, Тема Эгейского моря (θέμα τοῦ Αἰγαίου Πελάγους, theme tou Aigaiou Pelagous) c. 843 г., в то время как восточные части друнгариата Додеканесос / Колпос сформировали тему Самоса (θέμα Σάμου, тема Саму) в конце IX века. Он включал в себя Ионическое побережье, а его столица находилась в Смирне.

Некоторые «сухопутные» тематические данные также содержали значительные эскадрильи, обычно размещаемые под турмархами (вместе упоминаемыми как tourmarchai tōn ploimatōn в Тактикон Успенский). Они играли промежуточную роль между большим тематическим флотом и центральным Имперским флотом: это были постоянные эскадрильи с профессиональными командами (taxatoi), поддерживаемые за счет ресурсов имперской казны, а не провинции, в которой они находились, а подчинялись местным тематическим стратегам. на него возложены в основном функции местной обороны и полиции. Это были:

  • Тема Эллады (θέμα Ἑλλάδος, тема Hellados), основанная в ок. 686–689, автор Юстиниана II, охватывал имперские владения южной Греции со столицей в Коринфе. Юстиниан поселил здесь 6500 мардайцев, которые предоставили гребцов и гарнизоны. Хотя это не только военно-морская тематика, у него был собственный флот. В 809 г. он был разделен на тему Пелопоннеса и новую тему Эллады, охватывающую Центральную Грецию и Фессалию, которые также сохранили небольшой флот
  • Тема Сицилии (θέμα Σικελίας, тема Sikelias) была ответственна за Сицилию и имперские владения в юго-западной Италии (Калабрия ). Когда-то бастион византийской военно-морской мощи на Западе, к концу IX века он сильно ослабел и исчез после окончательной потери Таормины в 902 году. Отчетливые турмарчай засвидетельствованы для собственно Сицилии и Калабрии.
  • Тема Cephallenia (θέμα Κεφαλληνίας, tema Kephallēnias), контролирующая Ионические острова, была создана в середине-конце 8-го века для защиты имперских коммуникаций с Италией и защиты Ионическое море от арабских набегов. Новые имперские владения в Апулии были добавлены к нему в 870-х годах, прежде чем они были выделены в отдельную тему (Лонгобардия ) примерно в 910 году.
  • Опытные экипажи.

    Как и их римские предшественники, византийские и мусульманские корабли были оснащены небольшими катапультами (мангана) и баллистами (toxoballistrai), которые запускали камни стрелы, дротики, горшки с греческим огнем или другие зажигательные жидкости, кальтропы (триболои) и даже контейнеры, полные извести, чтобы задушить врага или, как несколько неправдоподобно предполагает император Лев VI, скорпионы и змеи (Tactica, XIX.61–65). Морские пехотинцы и гребцы верхнего берега были в тяжелой броне для подготовки к битве (Лео называл их «катафрактами») и вооружены оружием ближнего боя, таким как копья и мечи, в то время как другие моряки носили мягкие войлочные куртки (нейрика) для защиты. и сражались из луков и арбалетов. О важности и объеме ракетного огня во время морского боя можно судить по манифестам флота критских экспедиций 10 века, в которых упоминается 10 000 кальтропов, 50 луков и 10 000 стрел, 20 переносных баллистеров с 200 болтами, называемых миай («мухи»). ") и 100 копий на дромон.

    Начиная с XII века, арбалет (называвшийся τζᾶγγρα, по-гречески цангра) становился все более важным в средиземноморской войне, оставаясь самым смертоносным оружием, доступным до появление полностью оснащенных кораблей с пороховой артиллерией. Византийцы нечасто использовали это оружие, в основном при осаде, хотя его использование зарегистрировано в некоторых морских сражениях. Пушки были введены во второй половине 14 века, но византийцы использовали их редко. у которого было всего несколько артиллерийских орудий для защиты сухопутных стен Константинополя. В отличие от венецианцев и генуэзцев, нет никаких указаний на то, что византийцы когда-либо садились на корабли.

    Греческий огонь

    Описание использования греческого огня в мадридском манускрипте Skylitzes

    «Греческий огонь »- это название, данное западными европейцами воспламеняющейся смеси, которую использовали византийцы, названной так потому, что европейцы считали византийцев греками. Сами византийцы использовали для этого различные описательные названия, но наиболее распространенным из них был «жидкий огонь» (ὑγρόν πῦρ). Хотя использование зажигательных химикатов византийцами засвидетельствовано с начала 6-го века, фактическое вещество, известное как греческий огонь, как полагают, было создано в 673 году и приписывается инженеру из Сирии по имени Каллиникос. Наиболее распространенный метод развертывания - выброс формулы через большую бронзовую трубу (сифон) на вражеские корабли. Как вариант, его можно было запускать в банках, стреляющих из катапульты; поворотные краны (gerania) также упоминаются как способ заливки горючего на вражеские корабли. Обычно смесь хранится в нагретых герметичных бочках и выбрасывается через трубу каким-то насосом, в то время как операторы укрываются за большими железными щитами. Также существовала портативная версия (cheirosiphn), предположительно изобретенная Лео VI, что делало ее прямым аналогом современного огнемета. Способы его производства держались в секрете, а его составные части лишь приблизительно предполагались или описывались из вторичных источников, таких как Анна Комнене, так что его точный состав остается неизвестным по сей день. По своему действию греческий огонь, должно быть, был очень похож на напалм. Современные источники ясно показывают, что его нельзя было потушить водой, а скорее плавали и сжигали поверх него; песок мог погасить его, лишив его кислорода, и некоторые авторы также упоминают крепкий уксус и старую мочу как способные погасить его, по-видимому, за счет какой-то химической реакции. Следовательно, войлок или шкуры, пропитанные уксусом, использовались для защиты от него.

    «Поскольку он [Император] знал, что писанцы были искусны в морской войне и боялись битвы с ними на берегу моря. На носу каждого корабля у него была голова льва или другого наземного животного, сделанная из латуни или железа с открытой пастью, а затем покрытая позолотой, так что их внешний вид был устрашающим. И огонь, который должен был быть направлен против врага через трубы, которые он сделал, чтобы пройти сквозь пасти зверей, так что казалось, будто львы и другие подобные монстры изрыгают огонь ».

    Из Алексиада из Анны Komnene, XI.10

    Несмотря на несколько преувеличенные сведения византийских писателей, это ни в коем случае не было «чудо-оружием» и не предотвратило некоторых серьезных поражений. Учитывая ограниченный радиус действия и необходимость в спокойном море и благоприятных ветровых условиях, его использование было ограничено. Тем не менее, при благоприятных обстоятельствах и против неподготовленного врага его огромная разрушительная способность и психологическое воздействие могли оказаться решающими, что неоднократно проявлялось против русов. Греческий огонь продолжал упоминаться в XII веке, но византийцы не смогли использовать его против Четвертого крестового похода, возможно, потому, что они потеряли доступ к этим местам (Кавказ и восточное побережье Черного моря) где должны были быть найдены основные ингредиенты. Арабы развернули свой собственный «жидкий огонь» после 835 года, но неизвестно, использовали ли они византийскую формулу, возможно, полученную через шпионаж или через дезертирство стратига Евфемия в 827 году, или они независимо создали собственную версию. В трактате XII века, подготовленном Марди бин Али ат-Тарсуси для Саладина, упоминается версия греческого огня, названная «нафт» (от нафта ), которая имел нефтяную основу с добавлением серы и различных смол.

    Роль военно-морского флота в истории Византии

    Нелегко оценить важность византийского флота для история Империи. С одной стороны, Империи на протяжении всей своей жизни приходилось защищать длинную береговую линию, часто с небольшими внутренними районами. Кроме того, судоходство всегда было самым быстрым и дешевым видом транспорта, а основные городские и коммерческие центры Империи, а также большинство ее плодородных районов располагались близко к морю. В сочетании с угрозой, исходящей от арабов в 7-10 веках, это потребовало поддержания сильного флота. Военно-морской флот был, пожалуй, наиболее значительным в успешной защите Константинополя от двух арабских осад, которые в конечном итоге спасли Империю. Однако на протяжении всего периода военно-морские операции были неотъемлемой частью византийских усилий против арабов в игре набегов и контратак, которая продолжалась до конца 10 века.

    С другой стороны, характер и Ограниченность морских технологий того времени означала, что ни византийцы, ни их противники не могли развить истинную талассократию. Галерный флот был ограничен прибрежными операциями и не мог играть по-настоящему самостоятельной роли. Более того, как показывает чередование византийских побед и поражений против арабов, ни одна из сторон не смогла окончательно одержать верх. Хотя византийцы добились ряда впечатляющих успехов, таких как замечательная ночная победа Насара в 880 году (одно из немногих подобных сражений в средние века), эти победы компенсировались столь же катастрофическими потерями. Сообщения о мятежах гребцов византийского флота также показывают, что условия зачастую были далеки от идеальных, предписанных в наставлениях. В сочетании с традиционным преобладанием великих анатолийских землевладельцев в высших военных и гражданских должностях, все это означало, что, как и в Римской империи, флот даже в расцвете сил, по-прежнему рассматривалась в основном как дополнение к сухопутным войскам. Этот факт ясно иллюстрируется относительно низкими позициями, которые ее адмиралы занимали в имперской иерархии.

    Тем не менее, очевидно, что постепенный упадок коренной византийской военно-морской мощи в 10-м и 11-м веках, когда ее затмил итальянские города-государства, главным образом Венеция, а затем Генуя, имели большое долгосрочное значение для судьбы Империи. Разграбление Четвертого крестового похода, разрушившее основы византийского государства, в значительной степени было связано с абсолютной беззащитностью Империи на море. Этот процесс был инициирован самой Византией в IX веке, когда итальянцы все чаще использовались Империей для компенсации собственной военно-морской слабости на Западе. Итальянские республики также извлекли выгоду из своей роли посредников в торговле между Империей и Западной Европой, вытеснив византийский торговый флот, что, в свою очередь, оказало неблагоприятное воздействие на доступность византийских военно-морских сил. Однако по мере того, как итальянские республики постепенно отходили от византийской орбиты, они неизбежно начали проводить свою собственную политику, и с конца 11 века они перешли от защиты Империи к эксплуатации, а иногда и к прямому грабежу, предвещая в конечном итоге финансовую и политическую жизнь. подчинение Византии своим интересам. Как видно из комментариев Кекаумена, византийцы в то время, безусловно, остро чувствовали отсутствие сильного флота. Сильные и энергичные императоры, такие как Мануэль Комненос, а затем Михаил VIII Палеолог, могли возродить византийскую военно-морскую мощь, но даже после нанесения тяжелых ударов венецианцам они просто заменили их генуэзцами и пизанцами. Торговля th мы оставались в руках латинян, ее прибыль продолжала выкачиваться из Империи, а после их смерти их достижения быстро испарились. После 1204 года, за кратким исключением царствования Михаила VIII, состояния теперь уже небольшого византийского флота были более или менее связаны со сменой союзов с итальянскими морскими республиками.

    Если посмотреть на весь ход византийской истории. увеличение и уменьшение мощи военно-морского флота точно отражает колебания состояния Империи. Именно эта очевидная взаимосвязь привела к тому, что французский византинист Луи Брейе заметил: «Эпохи владычества [Византии] - это те времена, когда она владела морем, и именно когда она его теряла, ее начинается обратное. "

    Примечания
    Библиография
    На Викискладе есть материалы, связанные с Военно-морским флотом Византийской империи.

Последняя правка сделана 2021-05-13 07:39:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте