Никейская империя

редактировать
Государство-преемник Византийской империи, когда крестоносцы завоевали Константинополь во время Четвертого крестового похода 1204 года.

Империя греков. (Никейская империя). Βασιλεία των Γραικών
1204–1261
Византийский орел (базовое изображение без цветов) [1] Приписываемое оружие (с драконом) Византийский орел. (базовая версия без цветов). Attributed arms of the "King of Palaeologus" Приписываемое оружие (с драконом) «Король Палеолога» в западном 13 веке герб Свиток Сегара
Латинская империя, Никейская империя, Трапезундская империя и деспотия Эпира (примечание: границы очень неопределенны). Латинская империя, Никейская империя, Трапезундская империя, и деспотия Эпира (примечание: границы очень неопределенны).
СтатусИзгнанный суд Византийской империи
СтолицаНикея (de jure ). Nymphaion (de facto)
Общие языкиСредневековый греческий
РелигияГреческое Православие
ПравительствоМонархия
Император
• 1204–1222Теодор I Ласкарис
• 1222–1254Иоанн III Дукас Ватацес
• 1254–1258Теодор II Лас карис
• 1258–1261Иоанн IV Ласкарис
• 1259–1261Михаил VIII Палеолог
Историческая эпохаВысокие средневековья
• Основание1204
• Ликвидацияиюля 1261 г.
, предшествовавшего, преемника
Византийской империи (династия Ангелов)
Византийской империи (династии Палеологов)

Империя Никея или Никейская империя - условное историографическое название самого крупного из трех византийских греческих крупных государств, основанных аристократия Византийской империи, бежавшая после того, как Константинополь был оккупирован западноевропейскими и венецианскими войсками во время Четвертого крестового похода. Подобно Трапезундской империи и Салоникской империи, она утверждала, что является продолжением Римской империи.

, основанной семьей Ласкарис., он длился с 1204 по 1261 год, когда никейцы восстановили Византийскую империю в Константинополе.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Основание
    • 1.2 Расширение
    • 1.3 Возвращение Константинополя
  • 2 Последствия
  • 3 Военные
  • 4 Идеология и эллинизм
  • 5 Императоры
  • 6 См. Также
  • 7 Цитаты
  • 8 Источники
История

Основание

В 1204 году византийский император Алексиос V Дукас Мурцуфлос бежал из Константинополя после того, как крестоносцы вторглись в город. Вскоре после этого Феодор I Ласкарис, зять императора Алексиоса III Ангела, был провозглашен императором, но он тоже, понимая, что положение в Константинополе безнадежно, бежал в город. из Никеи в Вифинии.

Латинская империя, основанная крестоносцами в Константинополе, слабо контролировала бывшую византийскую территорию и греческие государства-преемники Византийской империи возникли в Эпире, Трапезунде и Никее. Трапезунд отделился как независимое государство за несколько недель до падения Константинополя. Однако Никея была ближе всего к Латинской империи и находилась в лучшем положении, чтобы попытаться восстановить Византийскую империю.

Теодор Ласкарис не сразу добился успеха, поскольку Генрих Фландрии победил его при Пойманеноне и Прусе (ныне Бурса ) в 1204 году, но Теодор смог захватить большую часть северо-запад Анатолия после поражения латинского императора Болдуина I в битве при Адрианополе Генрих был отозван в Европу для защиты от вторжений Калояна из Болгарии. Теодор также победил армию из Трапезунда, а также других второстепенных соперников, оставив его во главе самого могущественного государства-преемника. В 1206 году Феодор провозгласил себя императором в Никее.

Многочисленные перемирии и союзы были заключены и разорваны в течение следующих нескольких лет, как утверждает византийский преемник, Латинская империя, болгары и сельджуки из Иконий (территория которого также граничила с Никеей) воевали друг с другом. В 1211 году в Антиохии на Меандре Теодор нанес поражение крупному вторжению сельджуков, которые поддержали предложение Алексиоса III Ангела вернуться к власти. Однако потери, понесенные в Антиохии, привели к поражению от Латинской империи на реке Риндак и потере большей части Мизии и Мраморного моря побережья в последующем Нимфейском договоре. Никейцы получили компенсацию за эти территориальные потери, когда в 1212 году смерть Давида Комнена позволила аннексировать их земли в Пафлагонии.

. Теодор закрепил свои претензии на императорский трон, назвав нового Патриарх Константинопольский в Никее. В 1219 году он женился на дочери латинской императрицы Иоланды Фландрии, но умер в 1222 году, и ему наследовал его зять Иоанн III Дукас Ватацес.

Расширение

Никея городская стена, ворота Лефке; Изник ​​, Турция

Вступление Ватацев было первоначально оспорено Ласкаридами с себастократорами Исааком и Алексиосом, братьями Феодора I, ищущими помощи латинских Империя. Ватацы одержали победу над своими объединенными силами в битве при Пойманеноне, закрепив за собой свой трон и вернув себе почти все азиатские территории, удерживаемые Латинской империей.

В 1224 году латинское Королевство Салоники было захвачено Эпирским деспотом Теодором Комненосом Дукасом, который короновал себя императором в соперничестве с Ватац и основал Фессалоникийскую империю. Оно оказалось недолговечным, так как перешло под контроль Болгарии после битвы при Клокотнице в 1230 году. Поскольку Трапезунд не обладал какой-либо реальной властью, Никея была единственным оставшимся византийским государством, и Иоанн III расширил свою территорию через Эгейское море. В 1235 году он заключил союз с Иваном Асеном II из Болгарии, что позволило ему расширить свое влияние на Фессалоники и Эпир.

В 1242 г. монголы вторглись на территорию сельджуков к востоку от Никеи, и хотя Иоанн III опасался, что они могут напасть на него следующим, они в конечном итоге устранили угрозу сельджуков для Никеи. В 1245 году Иоанн вступил в союз с Священной Римской империей, женившись на Констанции II Гогенштауфенской, дочери Фридриха II. В 1246 году Иоанн напал на Болгарию и возвратил большую часть Фракии и Македонии и продолжил присоединение Фессалоники к своему царству. К 1248 году Иоанн победил болгар и окружил Латинскую империю. Он продолжал отбирать земли у латинян до своей смерти в 1254 году.

Феодор II Ласкарис, сын Иоанна III, столкнулся с нашествиями болгар во Фракии, но успешно защитил территорию. конфликт между Никеей и Эпиром разразился в 1257 году. Эпир вступил в союз с Манфредом Сицилийским, когда Феодор II умер в 1258 году. Иоанн IV Ласкарис стал его преемником, но как он был еще ребенком, он находился под регентством генерала Михаила Палеолога. Майкл провозгласил себя со-императором (как Михаил VIII ) в 1259 году и вскоре разбил объединенное вторжение Манфреда, деспота Эпира и латинского принца Ахайского в <188 году>Битва при Пелагонии.

Возвращение Константинополя

Монета, выпущенная Михаилом VIII Палеологом в честь освобождения Константинополя от латинской армии и восстановления Римской / Византийской империи.

В 1260 г. Михаил начал штурм самого Константинополя, чего не смогли сделать его предшественники. Он объединился с Генуей, и его генерал Алексиос Стратегопулос провел месяцы, наблюдая за Константинополем, чтобы спланировать свое нападение. В июле 1261 года, когда большая часть латинской армии сражалась в другом месте, Алексий смог убедить стражу открыть ворота города. Оказавшись внутри, он сжег венецианский квартал (поскольку Венеция была врагом Генуи и в значительной степени ответственна за захват города в 1204 году).

Несколько недель спустя Михаил был признан императором, восстановившим Византийскую империю. Вскоре Ахея была захвачена, но Трапезунд и Эпир остались независимыми византийскими греческими государствами. Восстановленная империя также столкнулась с новой угрозой со стороны османов, когда они возникли, чтобы заменить сельджуков.

Последствия

После 1261 года Константинополь снова стал столицей Византийской империи. Территории бывшей Никейской империи были лишены своего богатства, которое было использовано для восстановления Константинополя и финансирования многочисленных войн в Европе против латинских государств и Эпира. Солдаты были переброшены из Малой Азии в Европу, оставив старые границы относительно незащищенными. Набеги турецких гази были оставлены без контроля, а граница все больше подвергалась захвату.

Узурпация законного правителя Ласкаридов Иоанна IV Ласкариса Майклом VIII Палеологом в 1261 году оттолкнула большую часть населения от восстановленной Византийской империи в Константинополе. Иоанн IV остался в Никее, а затем был ослеплен по приказу Михаила в свой одиннадцатый день рождения, 25 декабря 1261 года. Это лишило его права на престол, и он был изгнан и заключен в тюрьму в крепости в Вифинии. Это действие привело к отлучению от церкви Михаила VIII Палеолога патриархом Арсением Автореяном, а затем к восстанию под предводительством Псевдо-Иоанна IV близ Никеи.

Последующая история бывшей территории Никейской империи - это история постепенного завоевания турками. После смерти Михаила VIII в 1282 году турецкие набеги превратились в постоянное поселение и создание турецких бейликов на бывшей византийской территории. Император Андроник II предпринял некоторые попытки исправить ситуацию, но они не увенчались успехом. Автор c. 1300 г., почти вся бывшая Никейская империя была завоевана турками, и лишь крошечная полоска территории держалась прямо напротив Константинополя. Окончательный конец Византийской Малой Азии наступил с падением Бурсы в 1326 году, Никеи в 1331 году и Никомидии в 1337 году.

Военные

Никейская империя состояла из самого густонаселенного греческого региона Византии с за исключением Фракии, которая находилась под латинским / булгарским контролем. Таким образом, Империя смогла собрать достаточно многочисленную военную силу, насчитывающую около 20 000 солдат, на пике своего развития - это число, зарегистрированное как участвовавшее в ее многочисленных войнах против государств крестоносцев.

Никейцы продолжали некоторые аспекты комнатенской армии, но без ресурсов, доступных комнатенским императорам, никейские византийцы не могли сравниться ни по количеству, ни по качеству армий, которые император Мануэль и его предшественники выступили. Западная Малая Азия имела выход к морю, что делало ее богаче, чем большинство отколовшихся государств вокруг, и со временем стала самым могущественным государством в регионе, хотя бы на короткий период.

Идеология и эллинизм

Суд Никейского государства широко использовал термин «эллины» вместо более ранних «римлян» для описания своего греческого населения. Современники предпочитали использовать слово «Эллада» или прилагательное «Элленикон» для Никейской империи. Таким образом, император Теодор Ласкарис заменяет термины ромайи (римляне) и грайкои на эллины. Император Теодор II описывает свое царство как новую Элладу. Партиарх Герман II использовал в официальной переписке с западным миром термин: «Грайкои» для описания местного населения и «Империю греков» (греч. : Βασιλεία των Γραικών) как название государства. В то время была согласована инициатива этнической греческой самоидентификации.

Некоторые ученые считают период Никейской империи признаком роста этнического эллинского самосознания и греческого национализма. Однако эти ученые предупреждают, что рост этнического самосознания не повлиял на официальную имперскую идеологию. В официальной идеологии традиционный взгляд на Византию как на Римскую империю не был отменен, о чем свидетельствует использование слова Rhomaioi по отношению к подданным никейских императоров. Официальная идеология Никейской империи была идеологией завоевания и милитаризма, чего нельзя было увидеть в палеологанской риторике более позднего 14-го века.

Идеология Никеи 13-го века характеризовалась верой в непреходящее значение Константинополь и надежда вернуть город, опираясь не столько на претензии политического универсализма или эллинского национализма, сколько на ветхозаветные идеи еврейского провидения. Императора в этот период часто сравнивают с Моисеем или Зоробавелем или даже с «Огненным Столпом », который ведет народ Божий в Обетованную землю, например в речи Теодора I Ласкариса, написанной Никетой Хониатом.

Риторика этого периода также прославляла войну и завоевание Константинополя, используя образы, не взятые из Ветхого Завета. Например, в своем панегирике Феодору I Ласкарсису Хониат описывает битву с сельджукским султаном как битву между христианством и исламом, риторически сравнивая раны Теодора, который сам убил вражеского полководца, с ранами Христа на кресте. Димитер Ангелов предполагает, что западная идеология крестовых походов могла повлиять на развитие этого взгляда на завоевание, и в этот период упоминается, что патриарх Михаил IV Автореян предложил полное отпущение грехов никейским войскам, собирающимся вступить в битву, практика, почти идентичная западной полное снисхождение. Однако предоставление таких индульгенций длилось недолго, и многие из возможных влияний крестоносцев, похоже, прекратились после 1211 года.

Византийцы 13 века также проводили параллели между положением империи после 1204 года и что у классических греков. Эти данные помогли укрепить точку зрения некоторых ученых, таких как А. Е. Вакалопулос, которые видят в этих ссылках, в сочетании с переоценкой классического прошлого Византии, зарождение греческого национализма. После потери Константинополя это сравнение сыграло на идее «эллинов», окруженных варварами; Хониат приравнял сельджукского султана, убитого Феодором I, к Ксерксу, а патриарх Герман II вспоминал победу Иоанна III Ватаца как еще одно сражение Марафон или Саламин. Во многом таким же образом Теодор II Ласкарис сравнил победы своего отца с победами Александра Великого и продолжил превозносить воинственные ценности современных «эллинов»

Кроме того, в этот период, похоже, произошел сдвиг в использовании слова «эллин» в византийском языке. До этого момента "эллин" носило негативный оттенок и, в частности, ассоциировалось с пережитками язычества. В этот период, однако, оба термина «грайкои» и «эллины», по-видимому, входят в дипломатический обиход империи как форма религиозной и этнической самоидентификации, движимая желанием отличить империю и ее граждан от Латиняне. Константинопольский патриарх Герман II, в частности, является примером этого нового видения этнической и религиозной идентичности. В его письмах хорошее рождение приравнивается к чистоте его эллинистического происхождения, при этом он больше ценит эллинистическое языковое и этническое происхождение, чем какие-либо ассоциации с Константинополем, и демонстрирует свое презрение к латинянам, которые гордились своим владением городом. Среди ученых ведутся споры относительно точного времени изменения значения слова эллин. Родерик Битон, рассматривая свидетельства использования термина «эллины» в XII веке, считает, что переоценка этого термина произошла до потери Константинополя в 1204 году. Кроме того, в отличие от Вакалопулоса, Битон не видит рождения Греческий национализм, а скорее зародышевое «этническое» осознание, в первую очередь основанное на языке.

Майкл Ангольд отмечает, что идеология того периода демонстрирует способность византийцев реагировать и адаптироваться к меняющимся культурным и политическим обстоятельствам, включая изгнание, и что идеологические разработки этого периода были по большей части прерваны и отброшены восстановленной империей палеологов, поскольку Михаил VIII вернулся к идеологии прежних времен.

Императоры
См. также
Цитаты
Ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-19 09:41:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте