Анна Комнене

редактировать
Византийский историк

Анна Комнене
Анна Комнена, алексиада, форсе да костантинополи, XII secolo (pluteo 70.2).jpg Анна Комнене Алексиад (12 век MS. )
Родился1 декабря 1083 г.. Палата Порфиры, Большой Константинопольский дворец, Константинополь, Византийская Империя
Умер1153 (возраст 70). Монастырь Кечаритомена, Константинополь, Византийская империя
СупругНикифор Бриенний Младший
ВыпускАлексиос Комненос, megas doux. Джон Дукас. Ирэн Дукаина. Мария Бриеннайна Комнене
Дом Дом Комненос
ОтецАлексиос I Комнен
МатьИрина Дукаина

Анна Комнен (греч. : Ἄννα Κομνηνή, романизированный : Ánna Komnēn ; 1 декабря 1083 - 1153), обычно латинизированный как Анна Комнина, была византийской принцессой, ученым, врачом, заведующая больницей, первая женщина-историк. Дочь о. византийский император Алексиос I Комнен и его жена Ирина Дукаина. Она наиболее известна своей попыткой узурпировать своего брата, Иоанна II Комнена, и своей работой над Алексиадом, рассказом о правлении ее отца.

При рождении Анна была обручена с Константином Дука, и выросла в доме его матери. Она получила хорошее образование в области «греческой литературы и истории, философии, теологии, математики и медицины». Следующими в очереди на престол были Анна и Константин, пока младший брат Анны, Иоанн II Комнен, не стал наследником в 1092 году. Константин умер около 1094 года, и Анна вышла замуж за Никифора Вриенния в 1097 году. У них было несколько детей. Смерть Никифора около 1136 года.

После смерти ее отца в 1118 году Анна и ее мать попытались узурпировать Иоанна II Комнена. Ее муж отказался с ними сотрудничать, и узурпация провалилась. В результате Иоанн сослал Анну в монастырь Кечаритомены, где она провела остаток своей жизни.

Титульный лист первого итальянского перевода Алексиада 1846 года.

Там она находилась в заключении. написала Алексиаду.

Она умерла где-то в 1150-х годах; точная дата неизвестна.

Содержание
  • 1 Семья и ранние годы
  • 2 Образование
  • 3 Брак
  • 4 Претензии на престол
  • 5 Историк и интеллектуал
    • 5.1 Алексиада
  • 6 Изображения в художественной литературе и других СМИ
  • 7 Происхождение
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Первичные источники
    • 9.2 Вторичные источники
  • 10 Роман
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Семья и ранние годы

Анна родилась 1 декабря 1083 года в семье Алексиоса I Комненоса и Ирины Дукаины. Ее отец, Алексиос I Комнин, стал императором в 1081 году после узурпации предыдущего византийского императора Никифора Ботаниата. Ее мать, Ирен Дукаина, была частью императорской семьи Дукай. В Алексиаде Анна подчеркивает свою привязанность к своим родителям, заявляя о своих отношениях с Алексиосом и Ирен. Она была старшей из семи детей; ее младшими братьями и сестрами были (по порядку) Мария, Иоанн II, Андроник, Исаак, Евдокия и Феодора.

Анна родилась в Порфира Палата императорского дворца в Константинополе, что делает ее порфирогеницей, что подчеркивает ее имперский статус. Она отметила этот статус в Алексиаде, заявив, что она «рождена и воспитана в пурпурном."

Согласно описанию Анны в Алексиаде, ее мать попросила Анну подождать, чтобы родиться, пока она отец вернулся с войны. Анна послушно дождалась, пока ее отец вернется домой.

При рождении Анна была обручена с Константином Дукасом, сыном императора Михаила VII и Мария Аланийская. Эти двое были наследниками империи примерно между 1088 и 1092 годами, после рождения брата Анны, Иоанна II Комнена. Различные ученые отмечают, что обручение, вероятно, было политическим матчем. имел целью установить легитимность отца Анны, узурпировавшего прежнего императора.

Примерно с 1090 года мать Константина - Мария Алания - воспитывала Анну в своем доме. Это было обычным делом в Византии для свекровей. воспитывать невесток. В 1094 году Мария Аланская была замешана в попытке свергнуть Алексиоса I Комнена. Некоторые ученые утверждают, что помолвка Анны с Константином Дукасом, возможно, не закончилась на этом, поскольку он не был замешан в заговоре против Алексиоса, но она определенно закончилась, когда он умер примерно в 1094 году.

Некоторые ученые также начали изучать отношения Анны Марии Алании; Анна Далассен, бабушка Анны по отцовской линии; и Ирэн Дукаина как источники вдохновения и восхищения Анной. Например, Талия Гума-Петерсон утверждает, что «материнская способность Ирен Дукаины справляться со спекулятивными и интеллектуальными проблемами позволяет дочери стать высокопрофессиональным ученым, о котором она с гордостью заявляет на первых страницах Алексиады».

Образование

Анна написала в начале Алексиады о своем образовании, подчеркнув свой опыт в литературе, греческом языке, риторике и науках. Репетиторы обучали ее таким предметам, как астрономия, медицина, история, военное дело, география и математика. Анна была известна своим образованием средневековым ученым Никетасом Хониатом, который писал, что Анна «была горячо предана философии, царице всех наук и получила образование во всех областях». Представление Анны о своем образовании отражено в ее завещании, в котором говорится о том, что родители разрешили ей получить образование. Это завещание контрастирует с похоронной речью об Анне, произнесенной ее современником. В своей речи он сказал, что ей приходилось читать древние стихи, такие как Одиссея, втайне, потому что ее родители не одобряли ее отношения с политеизмом и другими «опасными подвигами», которые считались «опасными» для мужчин. и «чрезмерно коварны» для женщин. Далее Торникес сказал, что Анна «взялась за слабость своей души» и изучала стихи, «стараясь, чтобы ее не обнаружили родители».

Анна оказалась способной не только на интеллектуальном уровне, но и в практических вопросах. Ее отец поручил ей управлять большой больницей и приютом, которые он построил для нее, чтобы управлять ею в Константинополе. Сообщается, что в больнице есть койки для 10 000 пациентов и сирот. Анна преподавала медицину в больнице, а также в других больницах и детских домах. Она считалась экспертом по подагре. Анна лечила отца во время его последней болезни.

Брак

Примерно в 1097 году родители Анны выдавали ее замуж за Цезаря Никифора Бриенниоса, члена семья Бриенния, которая занимала трон до прихода на престол отца Анны, Алексиоса I. Никифор был солдатом и историком.

Большинство ученых сходятся во мнении, что брак был политическим - он создал законность для семьи Анны по отцовской линии. через связи Бриеннуа с прошлой императорской семьей. Эти двое были интеллектуальной парой, и Никифор Бриенний терпел и, возможно, поощрял научные интересы Анны, позволяя ей участвовать в различных научных кругах. У пары было шестеро известных детей: Эйрен, Мария, Алексиос, Иоанн, Андроник и Константин. Дожили только Эйрен, Джон и Алексиос.

Претензии на престол

В 1087 году родился брат Анны, Иоанн. Через несколько лет после его рождения, в 1092 году, Иоанн был назначен императором. Согласно Никете Хониату, император Алексиос «благоволил» Иоанну и объявил его императором, в то время как императрица Ирина «бросила все свое влияние на сторону [Анны]» и «постоянно пыталась» убедить императора назначить Никифора Вриенния Муж Анны вместо Джона. Около 1112 года Алексиос заболел ревматизмом и не мог двигаться. Поэтому он передал гражданское управление своей жене Ирэн; она в свою очередь направила администрацию к Вриенниосу. Хониат утверждает, что, когда император Алексиос лежал умирая в своей императорской спальне, Иоанн прибыл и «тайно» взял императорское кольцо у своего отца во время объятий, «как в трауре». Анна также работала в пользу мужа во время болезни отца. В 1118 году умер Алексиос I Комнин. Священник провозгласил Иоанна императором в соборе Святой Софии.

Согласно словам, Анна «чувствовала себя обманутой», потому что она «должна была унаследовать». Действительно, по словам Анны Комнин в «Алексиаде», при рождении ей подарили «корону и императорскую диадему». «Основная цель» Анны в изображении событий в Алексиаде, по словам, состояла в том, чтобы «подчеркнуть ее собственное право» на престол и «превосходство над своим братом Иоанном».

Ввиду этого убеждения, и другие. запись о том, что Анна «почти наверняка» была причастна к заговору против Джона на похоронах Алексиоса. Действительно, Анна, по словам Хилла, пыталась создать вооруженные силы для свержения Джона. По словам Хониата, Анна была «вдохновлена ​​честолюбием и местью», чтобы спланировать убийство своего брата. Смайт утверждает, что сюжеты «ни к чему не привели». Джарратт и другие отмечают, что вскоре после этого Анна и Бриенниос «организовали еще один заговор». Однако, согласно Хиллу, Вриенний отказался свергнуть Джона, из-за чего Анна не смогла продолжить свои планы. Этим отказом Анна, по словам Хониата, воскликнула, «что природа ошибочно приняла их пол, потому что он должен был быть женщиной». По словам Джарратта и др., Анна демонстрирует «повторение сексуализированного гнева». Действительно, Смайт утверждает, что целям Анны «помешали мужчины в ее жизни». Однако Ирэн, по словам Хилла, отказалась участвовать в планах восстания против «установленного» императора. Хилл, однако, указывает, что Хониат, на которого ссылаются вышеупомянутые источники, писал после 1204 года и, соответственно, был «довольно далек» от «реальных» событий, и что его «план» состоял в том, чтобы «искать причины» свержения. Константинополя в 1204 году.

Напротив, Леонора Невилл утверждает, что Анна, вероятно, не была причастна к попытке узурпации. Анна играет второстепенную роль в большинстве доступных средневековых источников - только Хониат изображает ее как мятежницу. История Хониата восходит к 1204 году, почти через сто лет после смерти Алексиоса I. Вместо этого большинство источников задаются вопросом, было ли поведение Иоанна II Комнена у смертного одра своего отца уместным.

Заговоры были обнаружены, и Анна лишилась своего имения. После смерти мужа она поступила в женский монастырь Кечаритомены, основанный ее матерью. Она оставалась там до самой своей смерти.

Историк и интеллектуал

В уединении монастыря Анна посвятила свое время изучению философии и истории. Она проводила уважаемые интеллектуальные собрания, в том числе посвященные исследованиям Аристотеля. Интеллектуальный гений и широта познаний Анны очевидны в ее немногих работах. Помимо прочего, она знала философию, литературу, грамматику, теологию, астрономию и медицину. Из-за незначительных ошибок можно предположить, что она, возможно, цитировала Гомера и Библию по памяти, когда писала свое самое знаменитое произведение - Алексиаду. Ее современники, такие как митрополит Ефесский епископ Георгиос Торникес, считали Анну человеком, достигшим «высшей вершины мудрости, как светской, так и божественной».

Алексиада

Анна написала Алексиаду в середине 1140-х или 1150-х годах. Анна сослалась на незаконченную работу мужа как на причину, по которой она начала Алексиаду. Перед своей смертью в 1137 году ее муж, Никифор Бриенний Младший, работал над историей, которая должна была фиксировать события до и во время правления Алексия I. Его смерть оставила историю незаконченной после записи. событиями правления императора Никифора Ботаниата. Руфь Макридес утверждает, что, хотя сочинение Вриенния могло быть источником вдохновения для Алексиады, неверно предполагать, что Алексиада была работой Вриенния под редакцией Анны (как утверждает Ховард-Джонстон на незначительных основаниях).

В том, что считается своего рода заявлением о том, как она собирала свои источники для Алексиады, Анна написала: «Мои материалы... были собранных из незначительных произведений, абсолютно лишенных литературных претензий, и из старых солдат, которые служили в армии в то время, когда мой отец захватил римский скипетр... Я основывал правду своей истории на них, исследуя их рассказы и сравнивая их с тем, что я написал, и что т он рассказал мне то, что я часто слышал, в частности от моего отца и от моих дядей… Из всех этих материалов была соткана вся ткань моей истории - моей истинной истории ». Помимо свидетельств очевидцев от ветеранов или членов ее семьи мужского пола, ученые также отметили, что Анна использовала имперские архивы, которые позволили ей получить доступ к официальным документам.

В Алексиаде Анна рассказала о политических отношениях и войнах между ними. Алексиос I и Запад. Она ярко описала вооружение, тактику и сражения. Было отмечено, что она писала о событиях, которые произошли, когда она была ребенком, так что это не свидетельства очевидцев. Ее нейтралитет скомпрометирован тем фактом, что она писала, чтобы хвалить своего отца и очернять его преемников. Несмотря на ее беззастенчивую пристрастие, ее рассказ о Первом крестовом походе имеет большую ценность для истории, потому что это единственный доступный византийский свидетельский свидетель. У нее была возможность собрать информацию от ключевых фигур византийской элиты; ее муж, Никифор Бриенний, сражался в столкновении с лидером крестового похода Годфри Бульонским за пределами Константинополя в Великий Четверг 1097; и ее дядя, Георгий Палеолог, присутствовал на Пелеканоне в июне 1097 года, когда Алексиос I обсуждал будущую стратегию с крестоносцами. Таким образом, Алексиад позволяет взглянуть на события Первого крестового похода с точки зрения византийской элиты. Он передает тревогу, которую испытывают масштабы западноевропейских войск, проходящих через Империю, и опасности, которые они могли создать для безопасности Константинополя. Анна также впервые отождествила влахов с Балкан с даками в Алексиаде (глава XIV), описав их места вокруг Гемских гор: «... по обе стороны от его склонов живут многие очень богатые племена, даки и фракийцы. на северной стороне, а на южной - больше фракийцев и македонцев ". Особое подозрение вызывал лидер крестовых походов Боэмонд из Таранто, норманн с юга Италии, который под руководством своего отца Роберта Гвискара вторгся на византийскую территорию на Балканах в 1081 году.

Алексиад был написан на аттическом греческом языке, а литературный стиль возник после Фукидида, Полибия и Ксенофонт. Следовательно, он демонстрирует борьбу за аттизм, характерный для того периода, в результате чего возникающий в результате язык является в высшей степени искусственным. Питер Франкопан утверждает, что упущения в некоторой хронологии событий можно частично отнести на счет ошибок или отсутствия исходного материала для этих событий. Сама Анна также исправляла эти упущения, объясняя их потерей памяти и старостью. Но, несмотря на ошибки в хронологии, ее история соответствует стандартам ее времени.

Более того, Алексиад проливает свет на эмоциональные потрясения Анны, включая ее горе по поводу смерти ее отца, матери и мужа, среди прочего. вещи. В конце Алексиады Анна написала: «Но живя, я умерла тысячей смертей… И все же я убита горем больше, чем [Ниоба]: после моих несчастий, какими бы большими и ужасными они ни были, я все еще жива - чтобы испытать еще больше. … Пусть это будет концом моей истории, иначе, когда я буду писать об этих печальных событиях, я становлюсь еще более обиженным ».

Изображения в художественной литературе и других медиа
Родословная
Примечания
Ссылки

Первичные источники

  • Магулиас, Гарри Дж., Изд. (1984). О Город Византии. Анналы Никетаса Хониата. Детройт: Wayne State University Press. ISBN 0-8143-1764-2.
  • Анна Комнена (2001). Dawes, Elizabeth A., ed. "Alexiad. "The Internet Medieval Sourcebook. Fordham University. Проверено 22 апреля 2018 г.
  • Анна Комнина, Алексиада, перевод ERA Sewter, ed. Peter Frankopan, (New York: Penguin, 2009)" 217>
  • Георгиос Торникес, 'Неопубликованные похороны l oration on Anna Comnena », английский перевод Роберта Браунинга, в« Преобразованный Аристотель: древние комментаторы и их влияние », изд. Р. Сорабджи (Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1990)

Вторичные источники

Роман

I, Анна Комнене - это одновременно современный и классический роман, пропитанный классическим феминизмом той эпохи.

Дополнительная литература
  • Джорджина Баклер, Анна Комнина: исследование, Oxford University Press, 1929. ISBN 0-19-821471-5
  • Джон Франция, "Анна Комнина, Алексиада и Первый крестовый поход ", Reading Medieval Studies v. 9 (1983)
  • Ed. Курц, 'Unedierte Texte aus der Zeit des Kaisers Johannes Komnenos, в Byzantinische Zeitschrift 16 (1907): 69–119 (греческий текст завещания Анны Комнин).
  • Джонатан Харрис, Византия и крестовые походы, Блумсбери, 2-й ed., 2014. ISBN 978-1-78093-767-0
  • Левин, Кэрол и др. Выдающиеся женщины средневековья и мира Возрождения. Коннектикут: Greenwood Press, 2000.
  • Эллен Квандал и Сьюзен К. Джарратт, «Если вспомнить его… будет предметом сожаления»: Анна Комнин как риторический историограф »в Rhetorica: A Journal of the History of Риторика (2008): 301–335. JSTOR 10.1525 / rh.2008.26.3.301
  • Влада Станкович, «Никифор Бриенниос, Анна Комнене и Константиос Дукас. История разных точек зрения», в Byzantinische Zeitschrift (2007): 174.
  • Пол Стивенсон, «Алексиада Анны Комнины как источник Второго крестового похода?», Journal of Medieval History v. 29 (2003)
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Анной Комниной
Последняя правка сделана 2021-06-11 16:19:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте