Аллофон

редактировать
Звуки в языке считаются одинаковыми

Упрощенная процедура определения того, представляют ли два звука одинаковые или разные фонемы. Крайний левый и крайний правый случаи - это те, в которых звуки являются аллофонами.

В фонологии, аллофоном (; от греческого ἄλλος, állos, «другой» и φωνή, phōnē, «голос, звук») - один из множества возможных произносимых звуков, или телефонов, или используемых знаков произносить единственную фонему на определенном языке. Например, в английском, [t ] (как в stop [stɒp]) и в с наддувом форме [ ] (как вверху [ˈtʰɒp]) - это аллофоны для фонемы / t /, в то время как эти две считаются разными фонемами в некоторых языках, таких как тайский и хинди. С другой стороны, в испанском, [d ] (как в dolor ) и [ð ] (как в nada ) - это аллофоны для фонемы / d /, в то время как эти два считаются разными фонемами в английском языке.

Конкретный аллофон, выбранный в данной ситуации, часто можно предсказать из фонетического контекста, при этом такие аллофоны называются позиционными вариантами, но некоторые аллофоны встречаются в свободной вариации. Замена звука другим аллофоном той же фонемы обычно не меняет значения слова, но результат может казаться неродным или даже непонятным.

Носители данного языка воспринимают одну фонему в языке как отдельный характерный звук и «не осознают и даже шокированы» вариантами аллофона, которые используются для произнесения отдельных фонем.

Содержание
  • 1 История концепции
  • 2 Дополнительные и свободные варианты аллофонов и ассимиляция
  • 3 Аллотон
  • 4 Примеры
    • 4.1 Английский
    • 4.2 Правила для английских согласных аллофонов
    • 4.3 Другие языки
  • 5 Представление фонемы с помощью аллофона
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История концепции

Термин «аллофон» был придуман Бенджамином Ли Уорф примерно в 1929 году. При этом он заложил краеугольный камень в консолидацию ранней теории фонем. Термин был популяризирован Джорджем Л. Трэджером и Бернардом Блохом в статье 1941 года по английской фонологии и впоследствии стал частью стандартного использования в рамках американской структуралистской традиции

Дополнительные и свободные варианты аллофонов и ассимиляция

Всякий раз, когда речь пользователя озвучивается для данной фонемы, она немного отличается от других высказываний, даже для того же говорящего. Это привело к некоторым спорам о том, насколько реальны и насколько универсальны фонемы (подробности см. В фонеме ). Лишь некоторые вариации значительны, поскольку они заметны или ощутимы для говорящих.

Существует два типа аллофонов, в зависимости от того, должна ли фонема произноситься с использованием определенного аллофона в конкретной ситуации или говорящий имеет бессознательную свободу выбора аллофона, который используется.

Если конкретный аллофон из набора аллофонов, который соответствует фонеме, должен быть выбран в данном контексте, а использование другого аллофона для фонемы вызовет путаницу или заставит говорящего звучать неродно, аллофоны называются дополнительными. Затем аллофоны дополняют друг друга, и один из них не используется в ситуации, когда использование другого является стандартным. Для дополнительных аллофонов каждый аллофон используется в определенном фонетическом контексте и может быть задействован в фонологическом процессе.

В других случаях говорящий может свободно выбирать из свободного варианта аллофонов на основе личных привычек или предпочтений, но бесплатные варианты аллофонов по-прежнему выбираются в конкретном контексте, а не наоборот.

Другой пример аллофона - ассимиляция, в которой фонема должна больше походить на другую фонему. Одним из примеров ассимиляции является озвучивание и выделение согласных, при котором глухие согласные озвучиваются до и после звонких согласных, а звонкие согласные отделяются до и после глухих согласных.

Аллотон

аллотон - это тонический аллофон, например нейтральный тон в стандартном мандаринском диалекте.

Примеры

Английский

В английском языке много аллофонических процессов: отсутствие взрыва, вздутия носа, частичное выделение сонорантов, полное выделение сонорантов, частичное выделение препятствующих звуков, удлинение и сокращение гласных, и втягивание.

  • Устремление : В английском глухое взрывное / p, t, k / выдыхается (имеет сильный взрыв дыхания), если оно стоит в начале первого или ударного слога в слове. Например, [pʰ] в слове pin и [p] в spin являются аллофонами для фонемы / p /, потому что они не могут различать слова (фактически, они встречаются в дополнительном распределении ). Англоговорящие относятся к ним как к одному и тому же звуку, но они разные: первый - без наддува, а второй - без наддува (простой). На многих языках два телефона трактуются по-разному..
  • Назальный взрыв - В английском языке взрывной (/ p, t, k, b, d, ɡ /) имеет носовой взрыв, если за ним следует назальный взрыв, будь то внутри слово или через границу слова.
  • Частичное выделение сонорантов : В английском языке соноранты (/ j, w, l, r, m, n, ŋ /) частично отделяются после глухой звук в том же слоге.
  • Полное выделение сонорантов: В английском языке сонорант полностью отделяется от придыхаемого взрывного (/ p, t, k /).
  • Частичное очищение obstruents : в английском озвученное препятствие частично произносится рядом с паузой или рядом с глухим звуком внутри слова или через границу слова.
  • Отказ: в английском, / t, d, n, l / отозваны перед /r/.

Поскольку выбор среди аллофонов редко находится под сознательным контролем, мало кто осознает их существование. Англоговорящие люди могут не знать о различиях между шестью аллофонами фонемы / t /: невыпущенный [t as], как в cat, с придыханием [tʰ], как в верхней части, глоттализированный [ʔ], как в кнопке,, хлопающий [ɾ], как в Американский английский вода, носовая хлопья [ɾ̃], как зимой, и ни один из вышеперечисленных [t] как в стопе. Однако они могут заметить разницу, если, например, они противопоставят произношения следующих слов:

  • Ночной тариф: невыпущенный [ˈnʌɪt̚.ɹʷeɪt̚] (без пробела между [.] и [ɹ])
  • Нитрат: аспирированный [ˈnaɪ.tʰɹ̥eɪt̚] или втянутый [ˈnaɪ.t̠ɹ̠̊˔ʷeɪt̚]

Пламя, которое держится перед губами, пока произносятся эти слова, больше мерцает для аспирированного нитрата чем для безнаддувного ночного тарифа. Разницу можно также почувствовать, подержав руку перед губами. Для говорящего на мандаринском, для которого / t / и / tʰ / являются отдельными фонемами, различие между английским языком гораздо более очевидно, чем для говорящего по-английски, который с детства научился игнорировать различие.

Аллофоны английского языка / l / могут быть замечены, если «светлый» [l] листа [ˈliːf] противопоставлен «темному» [feel] чувства [ˈfiːɫ]. Опять же, разница гораздо более очевидна для говорящего на турецком, для которого / l / и / ɫ / являются отдельными фонемами, чем для говорящего по-английски, для которого они являются аллофонами одной фонемы.

Эти описания более последовательно разбиты в следующем разделе.

Правила для английских согласных аллофонов

Питер Ладефогед, известный фонетик, ясно объясняет согласные аллофоны из Английский в точном списке утверждений для иллюстрации языкового поведения. Некоторые из этих правил распространяются на все согласные английского языка; первый пункт в списке касается длины согласного, пункты со 2 по 18 относятся только к выбранным группам согласных, а последний пункт касается качества согласного. Эти описательные правила следующие:

  1. Согласные звуки длиннее в конце фразы. Это можно легко проверить, записав из динамика звук типа «нагрудник», а затем сравнив воспроизведение записи вперед и назад. Вы обнаружите, что воспроизведение назад не похоже на воспроизведение вперед, потому что воспроизведение того же звука не идентично.
  2. Безмолвный останавливается / p, t, k / с придыханием, когда они стоят в начале слога, например, в таких словах, как «pip, test, kick» [pɪp, tɛst, kɪk]. Вы можете сравнить это с глухими остановками, которые не начинаются с слога, например, "стоп" [stɑp]. Здесь / t / voiceless stop следует за / s / (фрикативный).
  3. звонкие препятствующие, которые включают остановки и фрикативные, такие как / b, d, g, v, ð, z, ʒ /, которые появляются в конце высказывания типа / v / в слове «улучшить» или перед глухим звуком, например / d / в слове «добавить два») во время артикуляции озвучиваются лишь ненадолго.
  4. Звонкие останавливаются и аффрикаты / b, d, g, dʒ / на самом деле возникают как глухие в начале слога, если непосредственно перед ним не идет звонкий звук, в котором звонкий звук несет более.
  5. Приближенные (в английском языке они включают / w, r, j, l /) частично глухие, если они встречаются после начала слога / p, t, k /, как в "play, twin, cue "[pl̥eɪ, tw̥ɪn, kj̥u].
  6. Глухие остановки / p, t, k / не выдыхаются, если они следуют за начальным фрикативом слога, например, в словах« извергать, тушить, перекосить ».
  7. Безмолвные остановки и аффрикаты / p, t, k, tʃ / длиннее, чем их звонкие аналоги / b, d, g, d /, когда они расположены в конце слога. Попробуйте сравнить «колпачок» с «кабиной» или «спину» с «сумкой».
  8. Когда остановка предшествует другой остановке, взрыв воздуха происходит только после второй остановки, что показано словами типа «apt» [æp̚t] и «протертый» [rʌb̚d].
  9. Многие английские акценты производят глоттальную остановку в слогах, которые заканчиваются глухой остановкой. Некоторые примеры включают произношение «наконечник, яма, удар» [tɪʔp, pɪʔt, kɪʔk].
  10. В некоторых акцентах английского языка используется голосовая остановка вместо a / t /, когда она стоит перед альвеолярным носовым ходом в то же слово (в отличие от следующего слова), например, в слове «избитый» [ˈbiːʔn̩].
  11. Носовые ходы становятся слоговыми, или собственными слогами, только когда сразу же следует за непроизносимым (в отличие от просто любой согласный), например, в словах «свинец, пропасть» [ˈlɛdn̩, ˈkæzm̩]. Возьмем для сравнения «печь, пленка»; в большинстве акцентов английского языка носовые не являются слоговыми.
  12. Боковое / l /, однако, является слоговым в конце слова, когда сразу следует за любым согласным, например, в слове «paddle, whistle» [ˈpædl̩, ˈWɪsl̩].
    1. Если рассматривать / r, l / как жидкости, / r / включается в это правило, а также присутствует в словах «сабля, бритва, молоток, портной» [ˈseɪbɹ̩, ˈreɪzɹ̩, ˈHæmɹ̩, ˈteɪlɹ̩].
  13. Альвеолярные остановки становятся звонкими ударами, когда они встречаются между двумя гласными, если вторая гласная безударная. Возьмем, к примеру, в основном американское английское произношение, такое как «жирный, данные, папа, многие» [ˈfæɾi, ˈdæɾə, ˈdæɾi, ˈmɛɾ̃i].
    1. Когда альвеолярный носовой следует за остановкой, / t / теряется, и происходит носовое постукивание, в результате чего «зима» звучит так же, как «победитель» или «тяжело дышит». звучат как "панорамирование". В этом случае как альвеолярные упоры, так и альвеолярные носовые плюс стоповые последовательности становятся звонкими постукиванием после двух гласных, когда вторая гласная безударна. Это может варьироваться среди говорящих, где правило не применяется к определенным словам или когда речь идет в более медленном темпе.
  14. Все альвеолярные согласные ассимилируются в дентальные части, когда встречаются до стоматологического вмешательства. Возьмите слова «восьмой, десятый, богатство». Это также относится к границам слов, например, «здесь».
  15. Альвеолярные остановки уменьшаются или опускаются, когда между двумя согласными. Некоторые примеры включают «большинство людей» (может быть написано как [ˈmoʊs ˈpipl̩] или [ˈmoʊst ˈpipl̩] с IPA, где [t] не слышно, и «наждачная бумага, великий мастер», где [d] не слышно.
  16. Согласный укорачивается, когда он стоит перед идентичным согласным, например, в словах «большая игра» или «верхний пост».
  17. A гоморган может быть вставлен глухой стоп после носового перед глухим фрикативом, за которым следует безударный гласный в том же слове. Например, двугубный глухой взрывной звук / p / может быть обнаружен в слове «что-то» [ˈsˈmpθʌ ], хотя орфографически это не указано. Это известно как эпентез. Однако следующая гласная должна быть безударной.
  18. Велар останавливается / k, g / становится более передним, когда следующий гласный звук в том же слоге становится более передним. Сравните, например, «шапка» [kæp] с «ключом» [kʲi] и «пробел» [g vs.p] с «гусями» [gʲiːs].
  19. Боковое / l / веляризовано в конце слова, когда оно идет после гласной, а также перед согласной. Сравните, например, "жизнь" [laɪf] с "файлом" [faɪɫ] или "чувство" [fiːlɪŋ] с "чувством" [fiːɫ].

Другие языки

Есть много примеров для аллофонов на языках, отличных от английского. Как правило, языки с небольшим набором фонем допускают довольно много аллофонических вариаций: например, гавайский и токи пона. Вот несколько примеров (ссылки названий языков ведут к конкретной статье или подразделу, посвященному явлению):

Представление фонемы с аллофоном

Поскольку фонемы - это абстракции звуков речи, а не сами звуки, у них нет прямой фонетической транскрипции. Когда они реализованы без особых аллофонических вариаций, используется простая широкая транскрипция. Однако, когда есть дополнительные аллофоны фонемы, аллофония становится значительной, и тогда все становится более сложным. Часто, если только один из аллофонов легко транскрибировать, в том смысле, что не требует диакритических знаков, это представление выбирается для фонемы.

Однако таких аллофонов может быть несколько, или лингвист может предпочесть большую точность, чем это позволяет. В таких случаях принято использовать «условие в другом месте» для определения аллофона, обозначающего фонему. Аллофон «в другом месте» - это тот, который остается после того, как условия для других описываются фонологическими правилами.

Например, в английском есть устные и носовые аллофоны гласных. Образец таков: гласные носовые только перед носовыми согласными в том же слоге; в других местах они устные. Следовательно, согласно соглашению «в другом месте» устные аллофоны считаются основными, а носовые гласные в английском языке считаются аллофонами устных фонем.

В других случаях аллофон может быть выбран для представления своей фонемы, потому что он более распространен в языках мира, чем другие аллофоны, потому что он отражает историческое происхождение фонемы или потому, что он дает более уравновешенный взгляд на схему фонематического инвентаря.

Альтернативой, которая обычно используется для архифонем, является использование заглавной буквы, например / N / для [m], [n], [ŋ].

В редких случаях лингвист может представлять фонемы абстрактными символами, такими как дингбаты, чтобы избежать привилегий какого-либо конкретного аллофона.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 01:19:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте