Фонология Таоса

редактировать

Таос - это таноанский язык, на котором говорят несколько сотен человек в Нью- Мексико, в США. Основное описание его фонологии было внесено Джорджем Л. Трэджером в рамках (до генеративного ) структуралистского. Ранее рассмотрение11>фонетики - фонологии было сделано Джоном П. Харрингтоном и Хайме де Ангуло. Первый отчет Трэгера был в Trager (1946) на основе полевых исследований 1935-1937, которые были переработаны в Trager (1948) (частично из-за включения фонемы и вновь собранные в 1947 г. данные в анализ). В приведенном ниже описании основы взят Трэджер (1946), и отмечаются его отличия от анализа Трэджера (1948). Описание Харрингтона (хотя и из другого периода) больше похоже на Трэджер (1946). Некоторые комментарии с генеративной точки зрения отмечены в сравнительной работе Hale (1967).

Содержание
  • 1 Сегменты
    • 1.1 Согласные
      • 1.1.1 Фонетика согласных и аллофония
      • 1.1.2 Согласные чередования
    • 1.2 Гласные
      • 1.2.1 Монофтонги
        • 1.2.1.1 Фонетика и аллофония монофтонга
      • 1.2.2 Дифтонги
      • 1.2.3 Повторяющиеся паттерны
      • 1.2.4 Удаление гласных
  • 2 Просодия
    • 2.1 Ударение
    • 2.2 Тон
    • 2.3 Слоги и фонотактика
      • 2.3.1 Начало
      • 2.3.2 Иней
  • 3 Фонология заимствованного слова
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Библиография
Сегменты

В двух следующих разделах подробно описывается фонетическая информация о фонологических сегментах Таос (т. Е. Согласных и гласных), а также их фонологический паттерн в морфофонемных чередованиях.

Согласные

Trager (1946) перечисляет 27 согласных (25 родных) для Даос, хотя в своем более позднем анализе он постулировал 18 согласных.

Двугубный Стоматологический Альвеолярный Небный Велар Глоттал
центральный боковой простойгубной
Стоп звонкий bdɡ
без аспирации ptkʔ
с аспирацией
ejective tʃʼkʷʼ
Fricative (f)ɬsxh
Носовой mn
Лоскут (ɾ)
Приблизительный ljw

Слова, обозначающие согласные Taos, представленные в таблице ниже:

СогласнаяНачальная позиция словаСредняя позиция слова
IPAТрейджерГлянецIPATragerGloss
bˌbɑ̄jiˈʔīnæbòyi'ína'Valley'ˈʔĩẽsiæbæ̃́ęsiabą'он пнул'
pˈpǣ'он сделал'ˌtʃūˈpǣnæcùpána'судья' (существительное)
ˌpʰūjuˈʔūnæphùyu'úna'fly' (имя существительное)ˌkùˈpʰūɑ̄nekȕphúone'акт падения'
ˈpʼɑ̄næp'óna'луна'ˌwɑ̀ˈpʼɤ̄ɑ̄tiwȍp'ə́oti'он не потерял'
mˈmæ̃̄kunæmą́kuna'внук'ˌkʷẽ̄ˈmũ̄nækwę̀mų́na'столярный фартук'
dˌʔɑ̀ˈdēnemæ̃ȍdénemą'челюсть'
tˌtùtʃuˈlɑ̄nætȕculóna'колибри'ˌtʃīǣˈtūnæ̃catúną'леггинсы'
ˌtʰĩ̄ẽ̄ˈʔēnæthį̀ę'éna'живот'ˈtɤ̄ɑ̄tʰɑtə́otho'Taos pueblo'
ˈtʼǣwænæ̃t'áwaną'колесо'ˈmæ̃̀tʼemæ̃mą̂t'emą'он ударил его'
nˌnæ̃ˈlēnemæ̃ną̀lénemą'aspen'ˌkɤ̄ˈnēnemæ̃kə̀nénemą'колыбель'
ɬˌɬìˈwēnæłwéna'женщина, жена'ˌɬūɬiīnæłùłi'ína'старик'
lˌlīˈlūnælìlúna'курица'ˌkɑ̄ɑlēnækòléna'волк'
sˈSɤ̄ɑ̄nenæsə́onena'мужчина, муж'mẽ̄sɑtuˈʔūnæmę̀sotu'úna'церковь'
tʃūlɑˈʔɑ̄næcùlo'óna'собака'ˌpʼɑ̀ˈtʃīǣnep'ȍcíane'ice'
tʃʼˈtʃʼɑ̄nec'óne'печень'ˌmæ̃̀ˈtʃʼēlenæmą̏c'élena'ноготь'
jˈjũ̄næyų́na'this'ˌkǣˈjūnkàyúna'тётя по материнской линии'
ɡɡɑsuˈlīnenegosulínene'бензин'ˈhīʔæ̃nɡæ̃hí'ąngą'почему, потому что'
kˈkǣnækána'мать'ˌtʃībiˈkīnæcìbi ' kína'robin'
ˈkʼɤ̄ɑ̄nemæ̃k'ə́onemą'шея'ˌpʼɑ̀ˈkʼūɑ̄wɑnæ̃p'ȍk'úowoną'ель, ель'
xˈxɑ̄nemæ̃xónemą'рука'ˌɬɑ̄ˈxɑ̄jnæłòxóyna'губа'
ˈkʷɑ̄nækwóna'ax'ˌɬɑ̃̄jˌkʷīǣˈwǣlmæ̃łǫ̀kwìawálmą'он был сильнее'
kʷʼˌkʷʼǣˈjǣnæквт 'àyána' сорока 'ˌpʼɑ̀tukʷʼiˈlɑ̄næp'ȍtukw'ilóna'мята'
ˈxʷīlenæxwílena'лук'ˌtūˈxʷǣnætùxwána'fox'
wˈwǽmæ̃wa̋mą'be, have'ˌꞭɑ̄wæˈtūnæ̃łòwatúną'трость начальника'
ʔˈʔīǣɬɑnæíałona'ива'ˌpʼɑ̀ˈʔɑ̃̄jɑnæp'ȍ'ǫ́yona'паук'
hˈhɑ̃̄lumæhǫ́luma'легкое'ˌpūɑ̄ˈhɑ̄næpùohóna'мяч '

Согласная фонетика и аллофония

  • Безмолвные остановки / p, t, tʃ, k, ʔ / очень слабо с придыханием.
  • Сдыхательные остановки / pʰ, tʰ / сильно
  • Исходные / p, tʼ, tʃʼ, kʼ / слабо глоттализированы.
  • Зубные согласные / t, d, n, l, ɬ / фонетически зубно-альвеолярные.
  • В некоторых ораторах / pʰ / может иметь ассимилированный двугубный щелевой звук [ɸ]: [pɸ]. Это также может действовать в зависимости от удаленного закрытия стопа. Таким образом, / pʰ / имеет следующую свободную вариацию: [ph ~ pɸ ~ ɸ]. Примеры:
īnī
/ ˌpʰìˈwēnæ /('дочь')>[ˌphìˑˈwɛ̈̄ːnǣ ~ ˌpɸìˑˈwɛ̈̄ːnǣ ~ ˌɸìˑˈwɛ̈̄ːnǣ]
/ˌpʰɑ̀ˌxʷīliˈʔīnæ/
  • Фрикативный / f / встречается в испанских заимствованных словах в начальном слоговом кластере / fɾ / и может быть labio-dental <211n t] или bilab: 'плод' из fruta ) как [ ˈFɾūːtɑ̄nǣ ~ ˈɸɾūːtɑ̄nǣ]. Это кратко упоминается в Trager (1946) и в конечном итоге исключено из фонологического описания.
  • Стопы / b, d, ɡ / озвучиваются [b, d, ɡ] интервокально. В начале слов они встречаются только в заимствованных словах (например, в / ˈbɑ̄sunæ / 'стеклянный стакан' из vaso и / ɡɑjuˈʔūnæ / 'петух' из gallo ), где Трагер его как «Менее звонкий». Слог - наконец, они глухие, не слышны и имеют длительную продолжительность закрытия [pː̚, tː̚, kː̚]:
[ˈhɑ̄d]('and')>[ˈhɑ̄ːtː̚ ]
  • Существует нейтрализация контраста между лабиализированными согласными / kʷ, kʷʼ, xʷ / и их нелубиальными аналогами / k, kʼ, x / перед (губными) высокими гласными заднего ряда / u, ũ /, где встречаются только фонетически лабиализированные гласные. В этой среде Трагер предполагает, что это нелубные существа, которые фонетически лабиализированы из-за ассимиляции (например, / ku / is [kʷu], / kʼu / is [kʷʼu] и т. Д.):
/ ˌkūjˈlūlunæ /('скунс')>[ˌkʷūˑi̯ˈlōːlōnǣ]
/ˈkʼūɑ̄næ/('овца')>[ˈkʷʼūɒ̄nǣ]
/ huˈxu /('а затем')>[hʊ̄ˈxʷūː]
  • Фрикативный падеж / x / имеет слабое трение, в отличие от более сильного трения, встречающегося на других языках (например, близкородственный язык пикури ).
  • безмолвный / tʃ / фонетически аффрикат и обычно постальвеолярный [tʃ]. Taos / tʃ / несколько более небный, чем английский / tʃ /. Однако / tʃ / может свободно меняться с более выраженной артикуляцией в диапазоне от постальвеолярного до альвеолярного: [tʃ ~ ts]. У некоторых говорящих, как правило, более прямая артикуляция [ts] перед гласными / e, ɑ / в то время как эективное / tʃʼ / - [tʃʼ] перед высоким гласные / i, u / и [tsʼ] в других местах, хотя между этими реал изациями существует количество свободных вариаций. Примеры:
/ ˈtʃẽ̄læ̃ /('он поймал')>[ˈtsæ̃̄ːlã̄]
/ˈtʃɑ̃̃lwi/('синий, зеленый')>[ˈtsɔ̃̄ɫwɪ̄ ]
/ˌtʃīˈjūnæ/('мышь')>[ˌtʃīˑˈjōːn]
/ˈtʃùdena/('рубашка')>[ˈtʃùːdɛ̄nǣ]
/ ˌTʃæ̃̄pieˈnēnæ /('дрожжи')>[ˌTʃã̄ˑpīɛ̯̄ˈnɛ̄ːnǣ]
/ˌtʃʼīˈpǣnæ/('кукла')>[ˌtʃʼīˑˈpǣːn]
('койот') <532òǣ] [ˌtn]
/ˈtʃʼẽ́mæmæ̃/(«будь новым»)>[ˈtsʼæ̃́mǣmã̄]
/ ˌtʃʼɑ̄wɑwɑˈʔɑ̄næ /(«лодыжка»)>[ˌtsʼɑ̄ˑwɒ̄wɒ̄ˈʔɑ̄ːnǣ] / ˌTʃʼæ̀ˈwēnæ /('bluejay')>[ˌtsʼæ̀ˑˈwɛ̄ːnǣ]
  • Fricative / s /, как правило, имеет постальвеолярный перед высокими гласными / i, u / (особенно гласный переднего ряда / i /):
/ ˌkɑ̄siˈʔīnæ /('корова')>[ˌkɑ̄ˑʃɪ̄ˈʔīːnǣ]
/ ˌsùˈlēnæ /('синяя птица')>[ˌʃòˑˈlɛ̄ːnǣ]
  • Клавиша / ɾ / - это заимствованная фонема (<испанский [ɾ]), которая встречается в заимствованных словах из н овомексиканского испанского, которые были заимствованы относительно недавно, как в
/ ˌɾǣntʃuˈʔūnæ /('ранчо')(от ra ncho )
/ ˌpēɾɑˈʔɑ̄næ /('груша')(от pera )
/biˌnɑ̃̄ɡɾeˈʔēne/('уксус')(от vinagre )
  • боковая жидкость / l / velarized [ɫ] в конце слога:
/ ˌkīǣˈwǣlmæ̃ /('be strong')>[ˌkīǣˈwǣɫmã̄]
  • лабиальный glide / w / is labio-velar.
  • скольжения / w, j / фонетически короткие высокие гласные [u̯, i̯] не ближе, чем высокие гласные Taos, которые также очень близки. Когда они появляются после носовых гласных, они называются назализованными: [ũ̯, ĩ̯].

Чередование согласных

Корень-начальный согласный во многих основах глагола имеет альтернативы (т.е. показывает согласный ablaut ) между двумя различными формами в том, что Трагер называет «основным» использованием и «статической» болезни. «Основная» основа используется для активной формы глагола preterit, в то время как основа «stative» используется для глагольных форм результирующего состояния и deverbal существительных.

Базовый начальныйСтатический начальныйПример
p/ˈpʼɤ̄ɑ̄dæ̃ / ('он потерял его'). /ˈpɤ̄ɑ̄dæ / ('он потерян')
t/ˈtʼæ̃̄mæ̃ / (' он помог ему '). /ˈtæ̃̄mmæ̃ / (' ему помогли ')
tʃʼ/ˈtʃʼ ī / (' он связал это '). /ˈtʃī / (' это связано ')
k/ˈkʼɑ̄læ̃ / (' он съел это '). /ˈkɑ̄llæ / (' это было съедено ')
ʔk/ˈʔæ̃̄mæ̃ / (' он сделал '). /ˈkæ̃̄mmæ̃ / (' это выполнено ')
hx/ˈhɑ̄j / ('он взял'). /ˈxɑ̄jmæ̃ / ('это было взято')
mp/ˈmɑ̃̀ / ('он принес это'). / næ̃ˈ p ɑ̃̀mæ̃ / ( 'принесено')
w/ˈwɑ̄næ̃ / ('он прибыл'). /ˌkʷɑ̄ˈnēne / ('прибытие')
w/ˈwɤ̄jæ̃ / ('он снял'). /ˈxʷɤ̄jmæ̃ / ( 'сняли')
j/ˈjīǣ / ('он шел'). /ˌtʃīǣˈʔǣne / ('ходить' [существительное])

Другой набор изменений - это то, что Трагер называет «внутренним» аблаутом. Последняя в основе глагола чередуется между разными согласными в основной и отрицательной форме основы.

Основной согласныйОтрицательныйПример
bp/ ˈʔĩ̀ẽ̀sia b æ̃ / ('он пнул'). / ˌwɑ̀ˈʔĩ̀ẽ̀sia p i / ('он не пнул')
dt/ ˈpʼɤ̄ɑ̄ d æ̃ / ('он потерял его'). / ˌwɑ̀ˈpɤ̄ɑ̄ t i / ('он его не потерял ')
j/ ˈhɑ̃̄ j / (' он принял '). / ˌwɑ̀ˈhɑ̃̄ tʃ i / (' он не принял ')
jk/ ˈɬɑ̃̄ j / ('он сел'). / ˌwɑ̀ˈɬɑ̃̄ k i / ('он не сел')
mp/ ˈmæ̃̀tʼe m æ̃ / ('он ударил'). / ˌwɑ̀ˌmæ̃̀ˈtʼē p i / ('он не ударил')
nt/ ˈxʷɑ̃̄ n æ̃ / ('он бил '). / ˌwɑ̀ˈxʷɑ̃̄ t i / (' он не бил ')

гласные

монофтонги

Таос имеет шесть гласных с тремя контрастивными высотой гласных и двумя степенями обратного отсчета гласных.

Фонематические гласные
Передние Задние
устныеносовойоральныйносовой
закрытый iĩuũ
средний eɤ
открытый ææ̃ɑɑ̃

Пять гласных имеют орально-назальный контраст, который сохраняется даже до носового согласного coda (т.е. слоги CVN и CṼN контрастируют, где C = любой согласный, V = любой гласный, N = любой носовой согласный). Например, в Даос есть / ju / слог перед / n /, а также / jũ / слог перед / n /, как в словах / ˌkæˈjūnæ / («тётя по материнской линии») и / ˈjũ̄næ / («это»).

Морфемы, иллюстрирующие монофтонги Таос, представлены в таблице ниже:

ГласнаяIPAГлянцеваяГласнаяIPAГлянец
iˈhīli'что'uˈʔūtʃu'он встретил'
ĩˈwĩ̄nẽ'он остановился'ũˈpʼũ̄'who'
e-ne(суффикс существительного, двойное множественное число)ɤˈtʃɤ̄'hunt' (глагол)
ˈʔẽ́'you'
æˈpǣ'он сделал'ɑˈtʼɑ́'он танцевал'
æ̃hæ̃'да'ɑ̃ˈwɑ̃̄'blow'
Монофтонг фонетика и аллофония
  • Гласные / i, u / имеют пониженные варианты [ɪ, ʊ] в закрытые слоги и безударные. / I / в закрытых слогах несколько ниже, чем / i / в безударных слогах.
/ ˈkʷīnmæ̃ /('стоять')>[ˈkʷɪ̄nmã̄](закрытый слог)
/ˈhũ̄ɬɑlinæ̃/('оружие')>[ˈhũ̄ːɬɑ̄lɪ̄nã̄ght(безударный)
/ʔæ̃ˌtʃudˈʔuɑuɑnbɑ/('его -garment-around')>[ʔãˌtʃʊt̚ːˈʔuɞnbɑ](закрытый слог)
/ˈʔĩ̀ẽ̀tʰunæ̃/('лестница')>[ˈʔĩ̀æ̃̀tʰʊ̄nã̄](безударный)
  • Гласный / u / имеет фонетическое «внутреннее округление». Гласная / u / имеет вариант [o] с очень узкой губой, округляющей перед / l, m, n /:
/ ɬuˈlēne /('дождь')>[ɬōˈlɛ̄ːnɛ]
/ ˈXũ̄mmæ̃ /('любить' [рефлексивное притяжательное])>[ˈxōmmã̄]
/ˈpʰǣɬunẽ/('это сжигалось')>[ˈPʰǣːɬonæ̃]
  • Средние гласные / е, ɤ / фонетически могут быть несколько централизованными. Фронт / е / обычно слегка центрирован [ɛ̈] как в ударных, так и в безударных слогах. Назад / ɤ / изменяется от заднего до центрального [ɤ ~ ɘ] и имеет значение [ɘ] без ударения. Хотя оба являются средними, / ɤ / (верхний-средний ) фонетически выше, чем / e /, который фонетически нижний-средний [ɛ]. В отличие от высокого гласного заднего ряда / u /, средний / ɤ / неокруглен. В отличие от других гласных, / ɤ / не имеет носового эквивалента. Примеры:
/ ˌtʃīˈwēnemæ̃ /('орлы')>[ˌtʃīˑˈwɛ̈̄ːnɛ̈̄mã]
/ˌmæ̃̀ˈpɤ̄wmæ̃/('это было сжато')>[m̯̄̄uM̯ ]
/ˌpʼɑ̀xɤˈɬɑ̄næ/('star')>[ˌpʼɒ̀ˑxɘ̄ˈɬɑ̄ːnæ]
  • Устный гласный среднего переднего ряда / e / распространен в суффиксах, в то время как назальный / ẽ / относительно часто встречается стебли. Назализованный / ẽ / фонетически ниже, чем его устный аналог: [ɛ̞̃ ~ æ̃]:
/ ˌtẽ̄ˈʔēne /(«разрезание»)>[ˌtæ̃̄ˑˈʔɛ̄ːnɛ̄]
  • Устный / æ / фонетически передний и редко встречается в слогах с первичным ударением. Назализованный / æ̃ / фонетически является центральным гласным [ã]; он ниже и не так далеко, как / ɑ̃ /. Перед a / m, n / coda, / æ̃ / очень похоже на централизованное / ɑ / перед окончанием слога / m, n / оба из которых похожи на [ʌ] английского языка. Примеры:
/ ˈtʼǣhɑ̃ne /('он победил')>[ˈtʼǣːhɔ̃nɛ]
/ˌnæ̃̄ˈmēne/('почва')>[ˌnã̄ˑˈmɛ̄ːnɛ̄]
/ ʔæ̃mˈpūjˌwæ̀ʔinæ̃ /('его друзья')>[ʔɜ̃̄mˈpʊ̄i̯ˌwæ̀ˑʔɪ̄nã̄]
/ʔæ̃nnæ̃ˌtʰɤˈwǽʔi/('мой дом')>[̃ʰɤ̄nnˑˈǽːʔɪ̄ имеет слегка закругленный вариант [ɒ̜] после губных / p, pʰ, pʼ, b, m, w /, а также перед / p, pʰ, pʼ, b, m / и окончанием слога / w /. Перед завершающими слог носовыми / m, n / и glide / j / этот гласный является централизованным: [ɜ] (перед / n, j /), [ɞ̜] (перед / m /). Nasalized / ̃ / фонетически слегка закруглен и выше, чем его устный аналог: [̃]. Примеры:
/ ˈpɑ̄næ /('тыква')>[ˈpɒ̜̄ːnǣ]
/ˌpʰɑ̄ˈʔīnæ/('персик')>[ˌpʰɒ̜̄ˑˈʔīːnǣ]
/ ˈKɤ̄wbɑ /('давным-давно')>[ˈkɤ̄u̯bɒ̜̄]
/mɑˈʔĩ̄ẽ̄lũ/('он бежал')>[mɒ̜̄ˈʔĩ̄æ̃̄lʊ̃]
/ ˈJūwɑlænæ̃ /('юбка')>[ˈjūːwɒ̜̄lǣnã̄]
/mɑˌwɑ̀ˈɬɑ̄pi/('он не мочился')>[mɒ̜̄ˌwɒ̜̀ˑˈɬɒ̜̄ːpɪ̄]
/ kɑˈpʰǣne /('кофе')>[kɒ̜̄ˈpʰǣːnɛ̄]
/ˌtɑ̄ˈbūnæ/('правитель пуэбло')>[ˌtɒ̜̄ˑˈbūːnǣ]
/ ʔɑˈmũ̀jæ /('он видит меня')>[ʔɒ̜̄ˈmũ̀ːjǣ]
/ˌkɑ̄wˌʔùˈʔūnæ/('colt')>[ˌkɒ̜̄u̯ˌʔùˑˈʔūːnǣ]
/ ˌkɑ̄mpuˈʔūnæ /('лагерь' (существительное)>[ˌkɞ̜̄mpʊ̄ˈʔūːnǣ]
/ˈtʼɑ̄jnæ/('человек')>[ˈtʼɜ̄i̯nǣ]
/ ˈtʰɑ̃̀ /('он нашел')>[ˈtʰɔ̃̀]

Аллофонические вариации гласных, описанные выше, суммированы в следующей таблице:

Фонетические гласные
Передние Центральные Задние
Закрыть [i] = / i / [ĩ] = / ĩ /[u] = / u / [ũ] = / ũ /
Почти закрыть [ɪ] = / i / [ɪ̃] = / ĩ /[ʊ] = / u / [ʊ̃] = / ũ /
Конец-середина [ɘ] = / ɤ /[ɤ] = / ɤ / [o] = / u /
Открытый-мид [ɛ̈ ] = / e /[̃] = / æ̃ / [ɜ, ɞ] = / ɑ /[ɔ̃] = / ɑ̃ /
Открыть [æ] = / æ / [æ̃] = / ẽ /[ã] = / æ̃ /[ɑ, ɒ] = / ɑ /
  • Аллофония по длине гласных:
    1. Продолжительность гласных зависит от ударения. Гласные в слогах с первичным ударением относительно длинными и несколько короче в слогах с вторичным ударением. Безударные слоги имеют короткие гласные. Например, / ̄ˈtʰɤ̄næ / ('лодка') - это [ˌɬɑ̄ˑˈtʰɤ̄ːnǣ], в котором первый ударный слог [tʰɤ̄ː] имеет долгую гласную, вторично-ударный слог [ɬɑ̄ˑ] имеет менее долгую гласную и безударный [nǣ] с короткой гласной.
    2. Наличие согласной влияет на длину гласной. Гласные короткие в закрытых слогах (но не такие короткие, как безударные слоги) и длинные в открытых слогах.
    3. Также существует взаимодействие между тоном и длиной гласного. Гласные со средним тоном длинные, а с низким тоном «пульсируют». Трагер упоминает о дальнейших взаимодействиях, но не сообщает подробностей.

Дифтонги

Помимо этих монофтонгов, в Taos есть пять (родных) кластеров гласных (т.е. дифтонги ), которые могут функционировать как слоговые ядра и примерно ту же продолжительность, что и одиночные гласные:

/ т.е. iæ, ĩẽ, uɑ, ɤɑ /

В отличие от дифтонгов на нескольких других языках, каждый компонент группы гласных имеет одинаковую выраженность и длительность (т.е. нет offglides или onglides). Кластер / ie / вообще редок; кластеры / iæ, uɑ / редко встречаются в безударных слогах. Кроме того, группа гласных

/ ue /

встречается в менее ассимилированных испанских заимствованных словах. Примеры кластеров представлены ниже:

ClusterIPAGloss
ie-mæ̃ˈsīēnæ. ˌpʰìwmæ̃ˈsīēnæ'step- Relations' (суффикс). 'падчерица'
ˌkʷīǣˈwīne'раса'
ĩẽˌʔĩ̄ẽ̄mẽˈʔēnæ'тетя по отцовской линии '
ʔiˌwɑ̀ˈwɑ̃̄puɑ' ветер не дул '
ɤɑˈtʰɤ̄ɑ̄hu' он собирает это '
ueˌpūēlɑˈʔɑ̄ne'сковородки'

Фонетика кластеровсных различается по длине, а также их качеству в зависимости от ударения, тона и расположения слоговой структуры. Группы / то есть, iæ, u имеют / имеют компоненты гласных одинаковой длины в ударных замкнутых слогах (первичное или срединное ударение) со средним тоном. Однако в безударных слогах и в слогах с низким тоном (с основным или средним ударением) первая гласная в группе более заметна; в высокотональных слогах и в открытых слогах с первичным ударением и средним тоном вторая гласная более заметна. Носовой кластер / ĩẽ / имеет одинаково заметные гласные слогах с первичным ударением и средним тоном, в то время как в закрытых и безударных слогах второй гласный очень короткий. В кластере / ɤɑ / первый элемент всегда более заметен, чем второйгласный.

Для качественных различий гласная / ɑ / в группе / ɤɑ / повышается в сторону [ɜ]. Если короткий, гласный / e / в кластере / ĩẽ / повышается в сторону [ɪ]. Гласная / ɑ / в кластере / uɑ / округляется до [ɒ] и более округлая, чем [ɒ̜] аллофон монофтонга / ɑ /, прилегающий к губным. Эти аллофоны в таблице ниже:

КластерАллофонОкружающая среда
/ ie /подчеркнутый и средний тон закрытый
iɛ̯низкий тон или безударный
высокий тон или первичный ударный и средний тон и открытый
/ iæ /подчеркнутый и средний тон
iæ̯низкий тон или безударный
высокий тон или первичный стресс и средний тон и открытый
/ ĩẽ /ĩæ̃первичный стресс
ĩɪ̯̃закрытый или безударный
/ uɑ /подчеркнутый и средний тон
uɒ̯низкий тон или безударный
высокий тон или первичное напряжение и средний тон и открытый
/ ɤɑ /ɘɞ̯все среды

За монофтонгами могут следовать высокие передние и высокие задние внедорожники, но они анализируются как согласные скольжения в позиции кода. Трейджер отмечает, что в этих последовательностях не так заметны, как ядра гласных, но эта разница не очень заметна, и, фактически, Харрингтон (1910) их как дифтонги наравне с «гласными» Трагера. кластеры ». Следующие следующие гласных + скольжения развития в Trager (1946) :

Vowel nucleus/ j / offglide/ w / offglideVowel core/ j / offglide/ w / offglide
/ i /iw/ u /uj
/ ĩ /ĩw/ ũ /ũj
/ e // ​​ɤ /ɤjɤw
/ ẽ /ẽj
/ æ /æjæw/ ɑ /ɑjɑw
/ æ̃ /æ̃jæ̃w/ ɑ̃ /ɑ̃j

Редупликативный паттерн

Существительное основы, оканчивающиеся на гласную, имеют суффиксирование - процесс удвоения в абсолютных формах, который присоединяет глоттальную остановку / ʔ / и дубликат, состоящий из удвоенной гласной в конце основы для основы существительного (за которой следует флективный суффикс):

STEM- + -ʔV- + -SUFFIX (где V = повторяющаяся гласная)

Если гласная в конце основы является устным гласным, удвоенный гласный в точности совпадает с основным гласным :

/ ˌkʷẽ̄ˌxɑ̄tʃiˈʔīnæ /('браслет')(< kʷẽxɑtʃi- + -ʔi- + -næ)
/ ˌtʃīwjuˈʔūnæ /('птица')(< tʃiwju- + -ʔu- + -næ)
/ ˌkēkeˈʔēnæ /('торт')(< keke- + -ʔe- + -næ)
/ ˌpɤ̀ˈʔɤ̄næ /('рыба')(< pɤ- + -ʔɤ- + -næ)
/ ˌjūwɑlæˈʔǣne /('юбки')(< juwɑlæ- + -ʔæ- + -ne)
/ ˌtʃīlijɑˈʔɑ̄næ /('летучая мышь')(< tʃilijɑ- + -ʔɑ- + -næ)

Однако, если гласная в конце корня является носовой, носовая форма не копируется в дубликате, то есть носовая гласная будет дублироваться как устная копия этой гласной:

/ˌpɑ̃̄ˈʔɑ̄ne/('земля' (двойное число)(< pɑ̃- + -ʔɑ- + -ne)
/ ˌtʃīǣkɑ̃ˈʔɑ̄næ /('вопрос')(< tʃiækɑ̃- + -ʔɑ- + -næ)
/ ˌʔùɬẽɬẽˈʔēnæ /('молодежь')(< ʔuɬẽɬẽ- + -ʔe- + -næ)

В корнях, оканчивающихся на группу гласных, дублируется только вторая гласная группа:

/ˌʔìæ̀ˈʔǣne/('кукуруза (дуоплюраль)')(< ʔiæ- + -ʔæ- + -ne)

А носовая группа имеет дублированную и деназализованную вторую гласную:

/ ˌPĩ̄ẽ̄ˈʔēnæ /('кровать')(< pĩẽ- + -ʔe- + -næ)

Удаление гласных

Таос разделяет с другими языками в регионе (лингвистическая область пуэбло ) и ареал особенность гласной elision в конце слова. Когда слово последней гласной, гласная может быть удалена, в результате чего получается последнее слово. Это особенно часто встречается с final / æ̃ / и иногда с final / u /. Исключение также очень распространено, когда финальному / æ̃ / предшествует сонорный согласный, такой как / l, n / и т. Д.

Например, части местоимения третьего лица

/ ˈʔæ̃̄wæ̃næ̃ / ('он, она, оно, оно')

фонетически часто бывает

[ˈʔã̄ːwã̄n]

с сокращением слога и, как следствие, закрытым слогом. Другие примеры включают

/ˈsíénæ̃/('сто')>[ˈsí̯ɛ́n]
/ˈmīlæ̃/('тысяча')>[ˈmɪ̃ɫ]
/ ˈhɑ̄dæ̃ /('и')>[ˈhɑ̄ːt̚ː]
/ˈhīʔæ̃nɡæ̃/('почему, потому что')>[ˈhīːʔãŋk̚ː]

В словах / ˈhɑ̄dæ̃, ˈhīʔæ̃nɡæ̃ / озвученные остановки становятся фонетически безголосыми, невыпущенными и имеют большую продолжительность в финале слова в дополнение к потере последней гласной.

Исключение гласных часто встречается в связной речи. Трэгер (1946) отмечает, что элизия может влиять на модели стресса, но это требует дальнейших исследований. Трагер (1944) утверждает, что удаление финального / æ̃ / после сонора и сохранение / æ̃ / находится в свободном варианте, но может быть связано со скоростью речи и синтаксисом, хотя подробности пока неизвестны.

Просоди

Стресс

Трагер анализирует Даос как имеющий три степени стресса:

  • первичный
  • вторичный
  • безударный

Трагер присутствует стресс Даоса с точки зрения громкость ; однако он также отмечает влияние на длину и качество гласных.

Все слова должны иметь одно ударение. Многосложные слова могут включать в себя слоги с первичным ударением, иметь слоги с вторичным ударением, безударные слоги или сочетание безударных и вторично подчеркнутых слогов.

Трэгер (1946) утверждает, что первичный и вторичный уровни напряжения находятся в дополнительном распределении в тонких и высоких слогах. Однако его более поздний анализ это отвергает.

Когда две морфемы, обе с первичным ударением в каждой морфеме, сцепляются вместе, первое первичное напряжение в крайней левой морфеме становится вторичным стрессом (в то время как самое правоя морфема сохраняет первичное напряжение).

Тон

Таос имеет три тона:

  • высокий (символ: острый акцент ´)
  • средний (символ: макрон ¯)
  • низкий (символ: серьезный акцент `)

тональная система, однако Высокий тон описывается как «выше и резче», чем средний уровень. Многие слова отличаются только тонкими различиями, как в следующих минимальных парах, которые демонстрируют контраст между средним тоном и низким тоном в ударных слогах:

/ ˈtʃũ̄ /('пройти мимо')/ ˈwẽ̄mæ̃ /('one')
/ ˈtʃũ̀ /('сосать')/ ˈwẽ̀mæ̃ /('это реально')

Нет тонального контраста в безударных слогах, которые имеют только фонетические средние тона. Таким образом, слово / ˌpūluˈlūnæ / ('сл ива ') имеет безударные слоги / lu / и / næ /, которые имеют фонетические средние тона, что приводит к фонетической форме [ˌpōˑlōˈlōːnǣ].

Трагер (1946) изначально обнаружил, что уровень ударения предсказуем для слогов с высоким и низким тоном; однако Трэджер (1948) находит это ошибкой с добавлением недавно собранных данных и другой теоретической точки зрения. (См. стресс-раздел выше.)

В своих последних исторических заметках Трагер (1946) предполагает, что в прото-даосе (или в прото-тива) изменилась версия гласного в нынешнюю систему.

Слоги и фонотактика

Простейший слог в даосе составляют из единственного согласного в начале начала (т. Е. Начала согласного), за которым следует согласного единственное ядро ​​гласного , то есть слог CV. Начало и ядро ​​обязательны в каждом слоге. Сложные начала, состоящие из двух кластеров (CC), встречаются только в заимствованных словах из новогоексиканского испанского языка. Ядро может иметь по выбору две гласные в группе гласных (V или VV). Слоговая кодировка (т. Е. Конечные) не является обязательной и может состоять максимум из двух согласных (C или CC). Другими словами, в Taos возможны следующие типы слогов: CV, CVV, CVC, CVVC, CVCC (а также в заимствованных словах: CCV, CCVV, CCVC, CCVVC, CCVCC, CCVCC). Кратко это можно следующим образом (необязательные сегменты заключены в круглые скобки):

C1 (C2) V1 (V 2) (C3) (C4 <) + Tone

Кроме того, каждый слог тона, связанного Число агентов, встречающихся в Даос, сильно ограничено рядом фонотаксических ограничений.

Еще один момент анализа Трагером слогов кода Даос: кластеры CC, встречающиеся в кодировании возможно только в результате исключения гласного , что часто бывает апокоп., / ˈhīʔæ̃nɡæ̃ / ('почему') имеет преобразованный слога CV.CVC.CV, но после исключения последнего / æ̃ / результирующий / ˈhīʔæ̃nɡ / имеет обработать CV.CVCC с кластером CC в коде последнего слога.

Начало

Единственное начало C1 может быть заполненным любым согласным даосским звуком (кроме заимствованного / f /), то есть / p, pʼ, pʰ, b, m, w, t, tʼ, tʰ, d, n, l, ɬ, tʃ, tʃʼ, s, ɾ, j, k, kʼ, kʷ, kʷʼ, ɡ, x, xʷ, ʔ, h / - возможное начало. / b, d, ɡ / словесного происхождения встречаются только в испанских заимствованиях. В заимствованном слове двусогласный C1C <2 cluster, C can be filled only by voiceless stops /p, t, k, f/ while C2 can be filled only by /ɾ, l/ in the following combinations:

C2
C1ɾl
ppl
t
kkl

Начальных букв, / p, pʼ, pʰ, t, tʼ, tʰ, tʃ, tʃʼ, k, kʼ, kʷ, kʷʼ, ʔ, ɬ, x, xʷ, h, pɾ, pl, tɾ, kɾ, kl, fɾ / могут встречаться только как начало (а не как коды).

Римз

Внутри слога rime любой одиночный гласный Таос - / i, ĩ, e, ẽ, æ, æ̃, ɑ, ɑ̃, ɤ, u, ũ / - может встречаться в ядре. В сложных ядрах, состоящих из кластеров гласных, возможны следующие комбинации:

кластеры ядер гласных
Конечный компонент
Начальный. компонентeæɑ
iie
ĩĩẽ
uue
ɤɤɑ
† - только в заимствованных словах

Кластер / ue / был обнаружен только в одном слове / ˈpūēlɑnæ̃ / ('сковорода' от гипотетического испанского * puela, вероятно, от французского poêle ).

Подмножество согласных Таос, состоящее из звонких остановок и соноранты - / b, d, ɡ, m, n, l, ɾ, w, j / - могут встречаться в коде C 4. Существует ограничение, что за высокими гласными не могут следовать гоморганическое скольжение (т. е. / ij, uw / не встречаются). Не все комбинации VC аттестованы. Подтвержденные последовательности V + glide перечислены в разделе гласный дифтонг выше. Кроме того, / s / может появляться в кодовой позиции в заимствованных словах.

В сложных двух согласных кодах C 3C4, Trager (1946) утверждает, что последний согласный C 4 может состоять звонкой остановки / b, d, ɡ / и ей предшествует согласная C 3 состоящий из не- жидкого сонората / m, n, w, j /. Однако Трэджер (1948) утверждает, что следующие засвидетельствованные кластеры кода:

/ nɡ, lɡ, jɡ /

Трэджер не обсуждает комбинационные возможности между сегментами и тонами, хотя он делает для стресса и тонуса.

Фонология заимствованного слова

Трагер (1944) указывает тип фонетических / фонологических изменений, которые новомексиканский испанский претерпевают заимствования при адаптации к языку таос. В испанских заимствованных словах встречаются разные степени нативизации: более ранние заимствования имеют большие различия, в то время как более поздние заимствования (заимствованные спикерами, которые, вероятно, становятся все более двуязычными) имеют гораздо большее сходство с испанскими формами. В таблице ниже перечислены некоторые соответствия. Склоняемые существительные в таблице представлены в форме абсолютного единственного числа с флективным суффиксом и любым дубликатом, отделенным от основы существительного дефисами.

Новая мексиканская испанская. фонема (ы)Фонема (ы) TaosПример
TaosИспанский
словоглянец
/ b / [b] (начальный)/m/ˌmūlsɑ‑ˈʔɑ̄‑næ'pocket'< bolsa
/ b / [β] (интервокальный)/b/ˈxʷǣbæsi'четверг'< jueves
/ d / [d] (начальный)/t/tuˈmĩ̄ku'неделя'< доминго
/ d / [ð] (интервокальный)/ l /ˈsɑ̄bɑlu'суббота'< sábado
/ d / (после Таос / l /)telẽˈdūne ‑ nemæ̃' fork '< tenedor
/ dɾ / [ðɾ]/jl/kuˌmǣjli‑ˈʔī‑næ' крестная мать своего ребенка '< comadre
/ f //pʰ/ˌpʰīstul‑ˈe‑ne«булавка»< кулак
/ x / [h]/ h / (начальный)ˈhǣlɡɑ ‑ næ̃'коврик'< jerga
/ x / (интервокальный)mīlxinæ̃'мать-Дева'< девственница
/ xu / + V ([hw] + V)/ xʷ / + Vˈxʷǣbæsi'Четверг'< jueves
/ nd / [nd]/n/suˌpɑ̄nɑ‑ˈʔɑ̄‑næ'кровать пружина'< сопанда
V + / nɡ / [Ṽŋɡ]/Ṽk/tuˈmĩ̄ku'неделя'< domingo
/ ɲ // j /kæˈjūn ‑ e ‑ næ'каньон'< cañón
/ ɾ //l/ˈlǣj‑ næ'король'< рей
/ r //ld/ˌmūldu‑ˈʔū‑næ'осел'< ослик
/ i / [i]/i/mɑlˌtīju‑ˈʔū‑næ'молоток'< мартилло
/ i / [j] (до V)/ j /ˌjǣwɑ ‑ ˈʔɑ̄ ‑ næ'mare'< yegua
/ ie / [je]/iæ/ˈmīǣlnæ̃si'Пятница'< viernes
/ u / [u]/ u /ˈlūnæ̃si'Понедельник'< lunes
/ u / [w] (до V)/w/ˌjǣwɑ ‑ ˈʔɑ̄ ‑ næ'mare'< yegua
/ e / [ɛ] (подчеркнуто)/ æ /ˌwǣltɑ ‑ ˈʔɑ̄ ‑ ne'сад'< huerta
/ e / [e] (без ударения)/ i /mīǣlkulisi'среда'< miércoles
/ o //u/ˌtūlu‑ˈʔū‑næ'бык'< toro
/ a / [ɑ]/ ɑ /ˌmūlsɑ ‑ ˈʔɑ̄ ‑ næ'карман'< bolsa

Хотя испанский язык NM / a / обычно заимствуется как Taos / ɑ /, он s / æ /, когда оно предшествует даосскому скольжению / j /, что является национализацией испанского языка NM / d / в кластере / dɾ / (/ dɾ />Taos / jl /). Поскольку Taos / ɑ /, когда за ним следует / j /, обычно повышается (т. Е. / Ɑj / фонетически [̯i̯]), Taos / æ / фонетически ближе к испанскому низкому языку NM / a /. Таким образом, NM испанский compadre заимствован как / kumˌpǣjli ‑ ī ‑ næ / (абсолютный «крестный отец своего ребенка») (с / adɾ / [ɑðɾ]>/ æjl /).

Taos / æ / лучше подходит, чем / e / для испанского языка NM / e / (фонетически [ɛ]), потому что Taos / e / ограничен аффиксами в словах коренных жителей Taos.

Другой распространенный процесс - это вставка / i / после слов в новомексиканском испанском языке, оканчивающихся на / s /, поскольку в местных словах в Taos не может быть слогов, оканчивающихся на / s /.

Другие испанские фонемы NM созданы как аналогичные фонемы в Taos: NM испанский / p />Taos / p /, NM испанский / t />Taos / t /, NM испанский / ɡ />Taos / ɡ / (но см. выше для последовательности NM испанский / nɡ /), NM испанский / tʃ />Taos / tʃ /, NM испанский / s />Taos / s /, NM испанский / m />Taos / m /, NM испанский / n />Taos / n /, NM Испанский / l />Taos / l /.

Более позднее заимствование, которое подвергалось меньшим изменениям, привело к развитию / ɾ /, звонких остановок в начале слова / b, d, ɡ /, финального слога / s / и кластеров согласных / пл, рɾ, тɾ, кɾ, кл, фɾ /. Слово ‑ внутренний кластер / stɾ / сокращается до / st / в Taos, как в NM Испанский маэстро >Taos / ˌmēstu ‑ ˈʔū ‑ næ / ('учитель') - кластер был сокращен до просто / t / as / ˌmētu ‑ ˈʔū ‑ næ / в одном из говорящих, отражение старого образца, где / s / не может быть окончательным слогом.

См. Также
Примечания
Библиография
  • Хейл, Кеннет Л. (1967). К реконструкции фонологии кайова-таноан. Международный журнал американской лингвистики, 33 (2), 112–120.
  • Харрингтон, Дж. П. (1909). Заметки о языке пиро. Американский антрополог, 11 (4), 563-594.
  • Харрингтон, Дж. П. (1910). Вводная статья о языке тива, диалекте даос. Американский антрополог, 12 (1), 11-48.
  • Николс, Линн. (1994). Копирование гласных и ударение в Северной Тива (Пикури и Таос). В S. Epstein et al. (Eds.), Гарвардские рабочие документы по лингвистике (том 4, стр. 133–140).
  • Трагер, Джордж Л. (1936). ðə lɛŋɡwiɟ əv ðə pweblow əv Taos (* nuw meksikow) [Язык пуэбло Таоса (* Нью-Мексико)]. lə mɛːtr fɔnetik [Maître Phonétique], 56, 59–62.
  • Трагер, Джордж Л. (1939). Дни недели на языке Таос Пуэбло, Нью-Мексико. Language, 15, 51-55.
  • Трэгер, Джордж Л. (1942). Историческая фонология языков тива. Исследования в области лингвистики, 1 (5), 1-10.
  • Трагер, Джордж Л. (1943). Термины родства и статуса языков тива. Американский антрополог, 45 (1), 557-571.
  • Трагер, Джордж Л. (1944). Испанские и английские заимствования в Таосе. Международный журнал американской лингвистики, 10 (4), 144–158.
  • Трагер, Джордж Л. (1946). План грамматики Таос. В C. Osgood (Ed.), Лингвистические структуры в Северной Америке (стр. 184-221). Нью-Йорк: Фонд Веннера-Грина антропологических исследований.
  • Трагер, Джордж Л. (1948). Таос I: новый язык. Международный журнал американской лингвистики, 14 (3), 155-160.
  • Трэджер, Джордж Л.; Вальдес, Женевьева. (1937). Английские кредиты в Колорадо на испанском. Американская речь, 12 (1), 34–44.
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:48:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru