R-790 Whirlwind | |
---|---|
Wright R-790 (J-5 Whirlwind) в National Air и Музей космонавтики | |
Тип | 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Wright Aeronautical Corporation. Škoda Works ( Чехословакия). |
Первый запуск | 1923 |
Основные области применения | Spirit of St. Louis. Fokker Trimotor. Ford Trimotor |
Wright R-790 Whirlwind был серия девятицилиндровых с воздушным охлаждением радиальных авиационных двигателей производства Wright Aeronautical Corporation с общим рабочим объемом объемом около 790 кубических дюймов (12,9 л) и мощностью около 200 лошадиных сил (150 кВт). Эти двигатели были самыми ранними представителями семейства двигателей Wright Whirlwind.
R-790 Whirlwind начался как Lawrance J-1, девятицилиндровый радиальный двигатель с воздушным охлаждением, разработанный в 1921 году Lawrance Aero Engine Company для ВМС США. Военно-морской флот с большим энтузиазмом относился к двигателям с воздушным охлаждением, которые, по их мнению, лучше подходили для военно-морских сил, чем двигатели с жидкостным охлаждением. Однако компания Lawrance была небольшой, и ВМС сомневались, что она сможет производить достаточно двигателей для своих нужд. Несмотря на призывы военно-морского флота, основные производители авиадвигателей США, Райт и Кертисс, остались довольны своими двигателями с жидкостным охлаждением и не проявили никакого интереса к их созданию. Поскольку военно-морской флот уже был крупным покупателем двигателей Wright, он решил форсировать этот вопрос, предложив Райту приобрести Lawrance и построить сам J-1, при этом проинформировав компанию, что ВМФ больше не будет покупать существующие двигатели или запасные части. части. Таким образом, чтобы сохранить бизнес военно-морского флота, Райт был вынужден купить Лоуренса в 1923 году, и Лоренс J-1 стал Райт J-1.
К тому времени, когда Лоуренс слился с Райтом, он уже разработал J- 2, более мощный вариант J-1 с немного увеличенным каналом стволом и водоизмещением. Однако Лоуренс решил, что J-1 был достаточно большим, а J-2 так и не пошел в производство; было построено только два экземпляра.
В течение следующих двух лет Райт постепенно усовершенствовал двигатель J-1, представив J-3, J-4, J-4A и J-4B. Изменения улучшили надежность двигателя, охлаждение и расход топлива, но базовая конструкция, размеры и характеристики остались неизменными.
J-4 был первым двигателем, носящим имя Whirlwind; у предыдущих двигателей не было названия, только обозначение.
J-5 Whirlwind, представленный в 1925 году, представлял собой полную переработку двигателя, которая значительно улучшила его охлаждение и дыхание, еще больше повысив его надежность и снизив расход топлива. Среди наиболее заметных изменений были гораздо более широкое расстояние между клапанами для лучшего потока охлаждающего воздуха и полностью закрытые толкатели и коромысла, а не открытые, как на более ранних двигателях.
Правительство США позже обозначило J-5 Whirlwind как R-790, но не применило это обозначение к более старым двигателям.
Все эти двигатели имели диаметр цилиндра 4,5 дюйма (11,4 дюйма). см), ход 5,5 дюйма (14,0 см) и рабочий объем 788 дюймов (12,91 л).
В отчете о трансконтинентальной авиации за 1928 год автор отметил, что типичный пятиместный коммерческий самолет стоил 12500 долларов, из которых 5000 долларов приходились на один из 350 200-сильных двигателей Whirlwind, доступных в том году. J-5 был последним из первых девятицилиндровых Whirlwind. В 1928 году он был заменен семицилиндровой версией Whirlwind J-6.
Частично разрезанный Wright J-4B в Канадском музее авиации
Вид сбоку на R-790 музея ВВС США ( J-5)
Многие двигатели Whirlwind использовались в самолетах ВМС США, в основном в учебно-тренировочных самолетах, а также в некоторых корабельных наблюдательных самолетах и истребителях. По мере того, как двигатели были усовершенствованы и их репутация надежности росла, их использование расширилось на учебно-тренировочные машины армии США и широкий спектр гражданских самолетов США, включая самые ранние версии Fokker Trimotor и Ford Trimotor <28.>авиалайнеры.
Надежность двигателей J-5 Whirlwind также побудила авиаторов использовать их для ряда рекордных полетов по дальности и продолжительности полета. Самый известный из них - одиночный трансатлантический перелет Чарльза Линдберга из Нью-Йорка в Париж 20–21 мая 1927 года в Дух Сент-Луиса, управляемый одним Whirlwind J-5C. Во время полета Линдберга двигатель непрерывно работал 33,5 часа. Достижение Линдберга значительно повысило и без того хорошую репутацию Whirlwind.
Некоторые другие исторические длительные полеты, совершенные на самолетах с J-5 Whirlwind:
Чарльз Л. Лоуренс, который разработал оригинальную серию Whirlwind и стал президентом Wright, выиграл 1927 Collier Trophy за свою работу на радиальных авиационных двигателях воздушного охлаждения.
J-5 Whirlwind был построен Hispano-Suiza в Франции.
Whirlwind J-5 также производился под лицензия в Польше от нескольких производителей. Среди них были Polskie Zakłady Skody, польское отделение Škoda Works, которое построило от 350 до 400 двигателей с 1929 по 1931 год, и польская фирма, которая произвела еще 300 двигателей с 1935 по 1938 год. Построенные J-5 использовались в многочисленных польских самолетах, в основном в учебных самолетах, самолетах наблюдения и связи.
Некоторые музеи, в которых выставлены J-5 Whirlwinds (или военные эквиваленты R-790):
Также экспонируется в международном терминале международного аэропорта Сан-Франциско. Более старые вихри на выставке найти сложнее. В Национальном музее морской авиации есть два самолета J-4, один из которых в разрезе. Музей авиации Новой Англии в Windsor Locks, Коннектикут, имеет Lawrance J-1, прямого предшественника Whirlwind.
Данные из Сертификат типа лист данных Whirlwind J-5; размеры из «Обозначений моделей авиационных двигателей USAF»
Связанные разработки
Связанные списки
Wikimedi a Commons имеет материалы, относящиеся к Райт R-790. |