Люблин R-XIII | |
---|---|
Люблин R-XIIID | |
Роль | Самолет армейского сотрудничества |
Производитель | Plage i Laśkiewicz, LWS |
Первый полет | 1931 г. |
Введение | 1932 г. |
Ушедший на пенсию | 1940-е годы (Румыния) |
Основные пользователи | ВВС Польши Королевские ВВС Румынии |
Произведено | 1932-1938 гг. |
Количество построенных | 273 |
Lublin R-XIII был польский самолет армии сотрудничество ( наблюдение и связь самолет), разработанный в начале 1930-х годов в Plage я Laśkiewicz завод в Люблине. Это был главный самолет сотрудничества армии во время вторжения в Польшу. Его вариант Lublin R-XIV был военным учебно-тренировочным самолетом.
В 1927 году польские авиационные власти объявили конкурс на самолет для сотрудничества с армией (на польском: samolot towarzyszący, буквально: «сопровождающий самолет»). В польской доктрине это был самолет непосредственной разведки, наблюдения и связи, действовавший со случайных аэродромов и снабжавший крупные сухопутные части армии информацией о противнике. PZL государственный завод предложил PZL L-2, построенный в серии 25 самолетов, в то время как частный завод Plage я Laśkiewicz в Люблине предложил Люблинская RX, разработанный Джерзи Радлики. Он совершил полет 1 февраля 1929 года. Пять самолетов были построены для ВВС как R-Xa, а один - как дальнобойный спортивный самолет. Третьим конкурентом стал PWS-5t2.
Конкурс выиграл R-Xa, имеющий кратчайшие взлет и посадку и хорошие характеристики, но заводу было приказано продолжить разработку конструкции. В то время Рудлицкий работал над невооруженным учебно-тренировочным самолетом R-XIV и самолетом - наблюдателем R-XV. Оба были новыми проектами, основанными на конструкции RX. Число XIII изначально не использовалось в обозначениях как « неудачник ». В феврале 1930 года ВВС Польши заказали 15 самолетов R-XIV. Первый серийный самолет был построен в июне 1930 года без более раннего прототипа, и все они были доставлены к июлю 1931 года. R-XIV был двухместным самолетом с зонтичным крылом, с радиальным двигателем мощностью 220 л.с. и фиксированными шасси. Члены экипажа сидели в открытых кабинах тандемом. Заказ на R-XV не поступал, но вместо этого ВВС потребовали, чтобы два R-XIV были вооружены пулеметом наблюдателя для испытаний. Таким образом, на охрану, R-XIV, установлены также с другими модификациями незначительными, прежде всего измененная форма хвоста плавников, стал первым прототипом самолета армейском-сотрудничества, что в конечном итоге получил обозначение Lublin R-XIII. Построен еще один прототип (№ 56.1).
21 июля 1931 года было заказано 50 самолетов R-XIII. Первая пара самолетов получила обозначение R-XIIIA и отличалась плоской крышей фюзеляжа. На смену им пришел улучшенный вариант R-XIIIB с овальным верхом фюзеляжа, более новым кольцом для пулемета и более длинными элеронами. Позднее R-XIIIA были преобразованы в стандарт R-XIIIB, и всего было изготовлено 49 (числа от 56,2 до 56,50). Первый серийный R-XIII был построен 7 июня 1932 года. К 11 марта 1933 года все были переданы ВВС. В более старых источниках можно найти номера 30 R-XIIIA и 20 R-XIIIB.
В 1932 году было заказано еще 170 самолетов. 48 были построены в варианте R-XIIIC с небольшими изменениями, затем 95 были построены в наиболее многочисленном варианте R-XIIID. В нем были внесены видимые изменения, такие как кольцо Тауненда на радиальном двигателе и новый капот двигателя. Также он имел новый тип установки пулеметной установки. Первый R-XIIID был испытан в феврале 1933 года. Все самолеты были переданы в ВВС к 2 марта 1935 года. Во время ремонта старые модели A, B и C также были модифицированы до стандарта R-XIIID.
В 1933 году Ежи Рудлицки предложил новый дизайн R-XXI для нового конкурса на преемника R-XIII, но он не был принят (конкурс выиграл RWD-14 Czapla ). Однако некоторые особенности R-XXI, такие как более высокий и закругленный в поперечном сечении фюзеляж и измененная форма хвостового оперения, были обнаружены в последних вариантах R-XIII. Единственный прототип R-XIIIE был построен в 1934 году, оснащенный более мощным двигателем Gnome-Rhone 7 K Titan мощностью 360 л.с., но так и не был произведен. Другой вариант R-XIIIF представил новый, разработанный в Польше двигатель Skoda G-1620A Mors-I мощностью 340 л.с. У него не было кольца Тауненда на цилиндрах радиального двигателя. После одного прототипа (№ 56.101) в 1934 году была заказана серия из 50 самолетов R-XIIIF. После поставки семи самолетов польские авиационные власти отказались покупать еще 18 почти готовых самолетов, планируя национализировать всю авиационную промышленность Польши. В результате завод Plage i Laśkiewicz обанкротился в конце 1935 года, а затем был национализирован под названием LWS ( Lubelska Wytwórnia Samolotów - Люблинский авиазавод). Затем достроили 18 Р-XIIIF, закупленных по цене лома, и построили очередную серию из 32 штук. Все R-XIIIF были поставлены в ВВС к 1938 году. Однако только 26 из них были укомплектованы двигателями Mors (и в основном использовались для обучения или связи с персоналом), а 32 имели стандартные двигатели Wright мощностью 220 л.с., что снизило их характеристики до R- XIIID уровень.
В 1931 году один R-XIV прошел испытания на поплавках, как гидросамолет. Поскольку испытания прошли успешно, ВМС Польши присвоили ему обозначение R-XIII bis / hydro и заказали следующие три (№№ 700-703). В 1933 году ВМС заказали 10 самолетов R-XIII ter / hydro, которые представляли собой вариант гидросамолета R-XIIID (номера 704-713). Наконец, в 1934 году ВМФ закупил 6 гидросамолетов R-XIIIG, отличавшихся деталями от предыдущего варианта, в том числе металлическим гребным винтом (№№ 714-720). Они были доставлены к апрелю 1935 года. Все варианты легко могли быть переоборудованы на колесные шасси.
Люблин R-XIIIDrВ 1933 году один R-XIIIB был преобразован в дальний спортивный самолет R-XIIIDr, названный Błękitny Ptak ( Синяя птица ), предназначенный для полета в Австралию, однако он разбился в 1935 году в Сиаме Станиславом Карпинским. Несколько самолетов были переоборудованы в гражданские спортивные, используемые в польских аэроклубах.
В 1934 году 12 R-XIII были переоборудованы в слепые летные тренажеры R-XIIIt с более высокой закрытой кабиной для стажеров. Некоторые были переоборудованы в простые самолеты связи, сняв вооружение и установив лобовое стекло во второй кабине. Несколько R-XIII использовались для буксировки планеров с помощью специальной рамы с крюком, прикрепленной к фюзеляжу.
Опытный образец R-XIII был преобразован в 1932 году в экспериментальный вариант R-XIX с V-образным хвостовым оперением конструкции Рудлицкого, но он не был принят властями, несмотря на то, что у него было лучшее поле для пулеметного огня.
Всего было построено 15 R-XIV и 273 R-XIII, в том числе 20 гидросамолетов.
В начале 1930-х годов R-XIII был достаточно удачным самолетом для своего предназначения. У него были очень короткие взлет (68 м для R-XIIIA) и посадка, что позволяло ему работать с полей и лугов. Однако только некоторые из R-XIII были оснащены радио и фотоаппаратом, что снижало их полезность. В 1932-1936 годах они использовались во взводе связи из трех самолетов, являясь базовым самолетом сотрудничества польской армии. В 1937 году они были преобразованы в эскадры армейского сотрудничества (eskadra towarzysząca ), а в 1939 году преобразованы в эскадры наблюдения ( eskadra Observacyjna ). Только в 1939 году части R-XIII были заменены на RWD-14b Czapla, не намного более современную. Планируемой заменой был современный LWS-3 Mewa, но он не был представлен из-за начала войны.
Накануне вторжения в Польшу в 1939 году в ВВС Польши было около 150 самолетов R-XIII. Из них 49 в строевых частях, 30 в резерве, около 30 в учебных частях и около 40 в ремонте. В боевых частях R-XIII использовались в 7 эскадрах наблюдения (из 12): номера 16, 26, 36, 43, 46, 56 и 66. В каждом эскадре было 7 самолетов. 16-й эскадр находился в резерве главнокомандующего, а остальные были распределены между полевыми армиями. R-XIII не мог сравниться ни с одним из истребителей, бомбардировщиков или даже разведывательных самолетов Люфтваффе, будучи намного медленнее и вооруженным только одним пулеметом, но они активно использовались для задач ближней разведки и связи.
В ходе кампании было уничтожено около 40 R-XIII из боевых частей, но только часть из них была сбита немецкой авиацией или зенитной артиллерией. В ходе кампании на пополнение эскадрам наблюдения было передано 9 самолетов. Некоторые самолеты также использовались в военное время в импровизированных частях на авиабазах. Около 10 боевых самолетов и 7 из других частей были выведены в Румынию. Несколько самолетов были разбомблены немцами на авиабазах или сожжены отступающими поляками. До наших дней не сохранилось ни одного.
В эскадрилье морской авиации в 1939 году использовалось 11 гидросамолетов R-XIIIter и R-XIIIG. Один из них 7 сентября совершил ночную бомбардировку Данцига, тщетно пытаясь найти Шлезвиг-Гольштейн. 8 сентября были разбомблены все самолеты, находившиеся на море недалеко от Хеля на полуострове Хель.
Моноплан смешанной конструкции (сталь и дерево), стандартной компоновки, с раскосными высокими крыльями, обтянутыми брезентом и фанерой (передняя часть фюзеляжа - металлом). Шасси обычное фиксированное, с хвостовым оперением. Экипаж из двух, сидя в тандеме в открытой кабине, с контролем близнецов. У наблюдателя на кольцевой установке был 7,92-мм пулемет Виккерс (реже 2 пулемета). 9-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Wright Whirlwind J-5 (производство Польша) номинальной мощностью 162 кВт (220 л.с.) и взлетной мощностью 176 кВт (240 л.с.) (на 22 самолетах R-XIIIF, 250 кВт ( 340 л.с.) двигатель Skoda G-1620A Mors-I). Пропеллер двухлопастный деревянный или металлический. Топливный бак на 200 литров в фюзеляже, мог быть сброшен в случае пожара (R-XIV - 135 литровый бак).
Данные Cynk, 1971 г.
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка:
Сопоставимый самолет:
Последовательность обозначений: R-VIII - R-IX - RX - R-XI - R-XII - R-XIII - R-XIV - R-XVI - R-XIX - R-XX