Симфония № 5 ми минор, соч. 64 Петра Ильича Чайковского была написана в период с мая по август 1888 года и впервые была исполнена в Санкт-Петербурге в Мариинском театре 17 ноября того же года под дирижированием Чайковского. Он посвящен Теодору Аве-Лальману.
За первые десять лет после окончания Санкт-Петербургской консерватории в 1865 году Чайковский исполнил три симфонии. После этого он начал еще пять симфонических проектов, четыре из которых привели к завершенной симфонии, премьера которой состоялась при жизни композитора.
Работа | Соч. | Сочиненный | Премьера |
---|---|---|---|
Симфония No. 4 | 36 | 1877–1878 гг. | 1878 (Москва) |
Симфония Манфреда | 58 | 1885 г. | 1886 (Москва) |
Симфония No. 5 | 64 | 1888 г. | 1888 (Санкт-Петербург) |
Симфония ми-бемоль | 79 почт. | 1892 г. | (эскиз, публично не исполнявшийся при жизни композитора) |
Симфония No. 6 | 74 | 1893 г. | 1893 (Санкт-Петербург) |
Пятая симфония была написана в 1888 году между Симфонией Манфреда 1885 года и эскизами для Симфонии ми-бемоль, от которых отказались в 1892 году (не считая восстановления материала из первой части для Allegro Brillante для фортепиано с оркестром годом позже.). Что касается пронумерованных симфоний, то Симфония № 5 Чайковского была составлена между Симфонией № 4, завершенной десятью годами ранее, и Симфонией № 6, сочиненной пятью годами позже, в год смерти композитора.
В отличие от двух своих предшественников, Симфония № 5 не имеет четкой программы. 15 апреля 1888 года, примерно за месяц до того, как он начал сочинять симфонию, композитор набросал в своей записной книжке сценарий ее первой части, содержащий «... полное смирение перед судьбой, что то же самое, что непостижимое предопределение судьбы... "Однако неясно, какая часть этой программы была реализована в композиции.
Как и Симфония № 4, № 5 - это циклическая симфония с повторяющейся главной темой. Однако, в отличие от № 4, тема слышна во всех четырех частях, что Чайковский впервые использовал в Симфонии Манфреда, которая была завершена менее чем за три года до № 5.
Произведение оценивается для 3-х флейт (3-е пикколо- удвоение), 2-х гобоев, 2-х кларнетов в ля-ля, 2-х фаготов, 4-х валторн в фа-фа, 2-х труб в ля-ля, 3-х тромбонов, тубы, литавр и струнных.
Симфония состоит из четырех частей :
Симфония отображает общую тональную траекторию от ми минор до ми мажор. Первая часть заканчивается второстепенным режимом, который позволяет повествованию продолжаться до конца симфонии:
Повторяющаяся основная тема используется как средство объединения четырех частей симфонии. Эта девизная тема, которую иногда называют «темой судьбы», имеет похоронный характер в первой части, но постепенно превращается в торжествующий марш, доминирующий в финальной части.
Типичное исполнение симфонии длится немногим меньше 50 минут.
Девиз Тема, мм. 1–4:
Основная тема 1 (ПТ1), мм. 42–50:
Основная тема 2 (ПТ2), мм. 116–128:
Подчиненная тема (СТ), мм. 170–182:
Мотив X, мм.154–170:
В экспозиции первой части исходная тональность (ми минор) относительно неустойчива. Основная тональность AD проскальзывает внутрь и наружу ми минор как V относительного мажора (соль мажор), но не до миллиметра. 128–132 можно услышать это как антагонизм ми минор. Экспозиция завершается ре мажор после интеграции части PT1 в его каденциальный момент (мм. 194–198). Мотив X образует вторичную тематическую группу, предшествуя ST и повторяя затем ре мажор.
Разработка состоит из четырех отдельных разделов. Первый раздел демонстрирует последовательность, основанную на PT1, наложенную на мотив X. Это сопровождается басовой линией, которая диатонически спускается на октаву и квинту. Второй раздел развивает головной мотив из PT1. Сдвигающийся счетчик (от6 8 к 3 4), а пониженная звучность (например, m. 261) усиливает растущую нестабильность. Третий раздел - это краткий намек на PT2, прерванный фугато, основанным на PT1. Мотив X сильно и настойчиво возвращается в m. 285, переходя между солью минор и ре минор. Это можно интерпретировать как попытку восстановить звучность в D. Повторный переход к перепросмотру довольно резок, но все же можно наблюдать умное использование общей тональной модуляции.
Резюме этого движения следует соглашению формы сонаты.
Вторая часть начинается с продолжения трагической звучности си минор, как будто движение будет в минорной доминанте тоники симфонии. Вместо этого обычная аккордовая модуляция приводит к теме ре мажор, впервые представленной соло-валторной.
Тема A1 (1 валторна):
Тема A2 (гобой / валторна):
Тема B (кларнет в ля):
Это движение находится в стандартной тройной форме с разделом A в ре мажоре, частью B со ссылкой на F ♯ минор, а затем повторением части A с другой оркестровкой. По сравнению со стабильной секцией A секция B демонстрирует нестабильность во многих отношениях. Например, тема начинается и остается в V 7 из F ♯ минор, несмотря на то, что можно было бы легко решить для F ♯ минор. Более того, сегментация темы, текстуры фугато и быстрое смещение гиперметра вносят свой вклад в нестабильность этого раздела.
В этом движении девизная тема появляется дважды: от мм. 99-103 в качестве доминирующей структурной подготовки возвращения секции А, а в коде (мм. 158-166) в G ♯ 7. Это можно было бы интерпретировать как подготовку к I 6, но также и как структурный ведущий тон к следующей части (G ♯ 7 → A), тем более что уход от кульминационного повторения девизной темы происходит относительно нерешительно, и то, что следует за этим, кажется уменьшаются прочь.
Вальс 1:
Вальс 2 (об 1):
Вальс 3:
Трио:
Третья часть - вальс с некоторыми необычными элементами, например гемиолой и несбалансированной структурой фраз в начале движения. Эти элементы берут на себя движение в части трио, которая представляет собой скерцо. Тема скерцо, изначально сыгранная первыми скрипками, может рассматриваться как наложение4 4 над 3 4. Гемиола снова используется в качестве переходной техники (мм. 97–105). Вальс возвращается, но с фактурой скерцо.
Возвращение девизной темы в третьей части, которой предшествовал вальс в мажорной ладе, напоминает начало симфонии, но с элементом гемиолы :
Введение - Девиз Тема:
PT1 (скрипка I):
PT2:
ST:
Экспозиция последней части начинается с ми минор, в то время как звучность ре мажор стремится утвердиться. В отличие от первой части, есть раннее утверждение ре мажор, а также V 7 ре мажор (мм. 86–90, 106–114). Прохождение ключевых противопоставлений, возрастающий гармонический ритм, сегментация и быстрые смены тем завершаются в m. 172 с повторным введением девизной темы до мажор.
Разработка очень короткая, длится около 60 тактов. При перепросмотре новая мелодия накладывается на текстуру, но никогда не возвращается.
Шестое утверждение девизной темы находится в ми минор, что приводит к выразительной идеальной аутентичной каденции (PAC) си мажор. После этого коде удается переоценить тоник, используя различные темы и множество ритмов в тонике. Некоторые из используемых здесь тем - это девизная тема (m. 474), контрмелодия к PT1 (m. 474, наложенная на девизную тему), PT2 (m. 504) и PT1 из первой части симфонии.
Некоторые критики, в том числе и сам Чайковский, сочли финал неискренним или даже грубым. После второго спектакля Чайковский написал: «Я пришел к выводу, что это провал». Несмотря на это, симфония стала одним из самых популярных произведений композитора. Вторая часть, в частности, считается классикой Чайковского: хорошо обработанная, красочно оркестрованная и с запоминающейся мелодией для валторны соло.
Возможно, благодаря очень ясному изложению идеи «окончательной победы через раздоры», «Пятая» была очень популярна во время Второй мировой войны, с множеством новых записей этого произведения и множеством выступлений в те годы. Одно из самых ярких выступлений оркестра Ленинградского радио во время блокады Ленинграда. Руководители города приказали оркестру продолжить выступления, чтобы поддерживать хорошее настроение в городе. В ночь на 20 октября 1941 года в городской филармонии сыграли Симфонию № 5 Чайковского, которая транслировалась в прямом эфире на Лондон. Когда началась вторая часть, рядом стали падать бомбы, но оркестр продолжал играть до последней ноты. После войны он оставался очень популярным, но его популярность несколько затмила Четвертая и Шестая симфонии.
Критическая реакция на работу была неоднозначной, с некоторым энтузиазмом в России. Валериан Богданов-Березовский [ Викиданные ] писал: «Пятая симфония - самая слабая из симфоний Чайковского, но, тем не менее, это поразительное произведение, занимающее видное место не только среди произведений композитора, но и среди русских произведений в целом... симфония, кажется, возникла из какого-то темного духовного опыта ».
На первое исполнение симфонии в Соединенных Штатах критика, особенно в Бостоне, была почти единодушно враждебной. Рецензент Boston Evening Transcript от 24 октября 1892 г. писал:
О Пятой симфонии Чайковского трудно сказать, что сказать... В Финале - вся необузданная ярость казака, разжигающего зверства, против всего бесплодия русских степей. Яростное восклицание звучит так же, как орда демонов, борющихся в потоке бренди, музыка становится все пьянее и пьянее. Пандемониум, белая горячка, бред и, прежде всего, шум, что еще хуже!
Прием в Нью-Йорке был немного лучше. Рецензент « Музыкального курьера» от 13 марта 1889 г. писал:
В Пятой симфонии Чайковского... тщетно искали связности и однородности... в последней части кровь Калмыка композитора взяла верх, и резня, ужасная и кровавая, прокатилась по управляемой бурей партитуре.
«Прощай, Аманда», написанная Коулом Портером для фильма Спенсер Трейси и Кэтрин Хепберн 1949 года «Ребро Адама», в значительной степени опирается на 4-ю часть 5-й симфонии Чайковского.
Иэн Макдональд предполагает, что фрагмент темы «судьбы» цитируется Дмитрием Шостаковичем в его Симфонии № 7 в теме «вторжения» первой части.
Часть второй части получила английский текст под названием Moon Love и Love Is All That Matters.
Начало песни Энни от Джона Денвера практически идентично первой тему рогового во втором движении, но, кажется, это было непреднамеренным и только указали Денвер своего продюсера Milt Окунь.
Аранжировка второй части использовалась в известной австралийской рекламе сигарет Winfield 1970-х годов.