Starchitect

редактировать

Starchitect - это портманто, используемый для описания архитекторов, чьи знаменитости и признание критиков превратили их в идолов мира архитектуры и, возможно, даже принесли им известность среди широкой публики. Статус знаменитости обычно ассоциируется с авангардистской новизной. Девелоперы по всему миру проявили желание подписаться на «лучших талантов» (то есть звездных архитекторов) в надежде убедить неохотные муниципалитеты одобрить крупные застройки, получить финансирование или увеличить стоимость своих зданий. Ключевой характеристикой является то, что крахмальная структура почти всегда «знаковая» и хорошо заметна на сайте или в контексте. Поскольку статус зависит от текущей видимости в средствах массовой информации, исчезновение медийного статуса означает, что архитекторы теряют статус «звездных архитекторов» - следовательно, можно составить список бывших «звездных архитекторов».

Содержание
  • 1 Эффект Бильбао
  • 2 Исторический обзор статуса архитекторов
  • 3 Измерение статуса знаменитости
  • 4 Призы и укрепление репутации
  • 5 Бывшие архитекторы
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
Эффект Бильбао

Здания часто рассматриваются как возможности получения прибыли, поэтому создание «дефицита » или определенной степени уникальности увеличивает ценность инвестиций. Баланс между функциональностью и авангардизмом повлиял на многих застройщиков. Например, архитектор-разработчик Джон Портман обнаружил, что строительство небоскребов отелей с огромными атриумами - что он делал в разных городах США в течение 1980-х годов - было более прибыльным, чем максимизация площади пола.

Однако именно подъем постмодернистской архитектуры в конце 1970-х - начале 1980-х годов породил идею о том, что статус звезды в архитектурной профессии связан с авангардом. Гардизм, связанный с популярной культурой, который, как утверждали критики постмодерна, такие как Чарльз Дженкс, высмеивался хранителями модернистской архитектуры. В ответ Дженкс привел доводы в пользу ""; то есть, что постмодернизм может быть понят и им понравится широкая публика, но при этом заслуживает «критического одобрения». Звездные архитекторы того периода часто строили небольшие постройки, или их самыми известными произведениями были «бумажные конструкции» - незавершенные или даже невыстроенные схемы, но известные благодаря частым репродукциям в архитектурных журналах, например, работы Леона Криера, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Роберт А.М. Стерн, Ганс Холлейн и Джеймс Стирлинг. По мере того, как постмодернизм приходил в упадок, его авангардистские репутации пострадали из-за его ассоциаций с народным языком и традиционализмом, а знаменитости вернулись к модернистскому авангардизму.

Но высокотехнологичное направление модернизма сохранилось параллельно с формально регрессивный постмодернизм; тот, который часто отстаивал «прогресс», отмечая, если не раскрывая, структуру и системную инженерию. Такая технологическая виртуозность может быть обнаружена в это время в работах Нормана Фостера, Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса, последние двое разработали противоречивый Центр Помпиду (1977) в Париже, открытый с международным признанием. Эта так называемая высокотехнологичная архитектура показала, что индустриальная эстетика - архитектура, характеризующаяся городской суровостью и эффективностью инженерной мысли, - пользовалась популярностью. Это было также несколько очевидно в так называемой деконструктивистской архитектуре, например, использование ограждений из цепных звеньев, необработанной фанеры и других промышленных материалов в дизайне жилых и коммерческих помещений. архитектура. Пожалуй, наиболее известным практикующим в этом направлении, по крайней мере, в 1970-х годах, является всемирно известный архитектор Фрэнк Гери, чей дом в Санта-Монике, Калифорния обладает этими характеристиками.

Музей Гуггенхайма в Бильбао от Фрэнка Гери, вдоль реки Нервион, Бильбао

С городским поколением на рубеже двадцатого века. По прошествии столетия экономисты прогнозируют, что глобализация и сила транснациональных корпораций сместят баланс сил с национальных государств на отдельные города, которые затем будут конкурировать с соседними городами и городами в других местах за наиболее прибыльные современные отрасли промышленности, и которые все чаще в крупных Западной Европе и городах США не включают производство. Таким образом, города начинают «заново изобретать себя», отдавая приоритет ценности, данной культурой. Муниципалитеты и некоммерческие организации надеются, что использование Starchitect приведет к увеличению посещаемости и доходов туристов в их новые объекты. Благодаря популярному и критическому успеху музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, Фрэнка Гери, в котором захудалый район город в условиях экономического спада принес огромный финансовый рост и престиж, в СМИ заговорили о так называемом «эффекте Бильбао»; Считалось, что звездный архитектор, спроектировавший престижное здание «голубых фишек», сыграл решающую роль в создании ориентира для города. Сходными примерами являются Северный Имперский военный музей (2002), Большой Манчестер, Великобритания, автор Даниэль Либескинд, Музей современного искусства Киасма Art, Хельсинки, Финляндия, автор Стивен Холл, и Центральная библиотека Сиэтла (2004), Вашингтон штат, США, автор OMA.

Происхождение фразы «архитектура вау-фактора» неясно, но широко использовалось в управлении бизнесом как в Великобритании, так и в США для продвижения авангардистских зданий в рамках возрождения городов. с конца 1990-х гг. Он даже приобрел более научный аспект, поскольку в Великобритании были выделены деньги на изучение значения этого фактора. В исследовании, проведенном в Sussex University, Великобритания, в 2000 году, заинтересованных сторон попросили рассмотреть «влияние на разум и чувства» новых разработок. В попытке составить «рейтинг восторга» для данного здания архитекторов, клиентов и предполагаемых пользователей здания поощряли задавать вопросы: «Что прохожие думают о здании?», «Является ли оно центром внимания? для сообщества? " Показатель качества проектирования был разработан Советом строительной индустрии Великобритании, поэтому органы, вводящие в эксплуатацию новые здания, будут поощряться к рассмотрению того, имеет ли планируемое здание «вау-фактор» в дополнение к более традиционные заботы о функциях и стоимости.

«Вау-фактор» также был поднят испанскими архитектурными критиками, такими как New York Times архитектурными критиками Гербертом Мушампом и Николаем Уруссофом, в их аргументах о том, что город должен быть «радикально изменен». "перестроен на новые башни. Обсуждая новый небоскреб испанского архитектора Сантьяго Калатрава на Саут-стрит, 80, у подножия Бруклинского моста, Уруссоф упоминает, что апартаменты Калатравы задуманы как автономные. городские убежища, 30 миллионов долларов престижных объектов для глобальной элиты : «Если они отличаются по духу от особняков Вандербильтов прошлого, то только в том, что обещают быть более заметными. Они рай для эстетов. "

Исторический обзор статуса архитекторов
Титульный лист издания Le Vite 1568 года

Идея присвоения архитекторам статуса знаменитостей не нова, но содержится в общая тенденция, начиная с Ренессанса и далее, придавать статус художникам. До современной эпохи художники в западной цивилизации обычно работали под покровительством - обычно это Церковь или правители государства - и их репутация могла стать товаром, так что их услуги могли покупать разные покровители. Одним из первых свидетельств статуса знаменитости является монография художника-архитектора Джорджо Вазари Le vite de 'più eccellenti pittori, scultori e architettori (на английском языке, Жизни самых выдающихся художников, скульпторов, и архитекторы ), впервые опубликованная в 1550 году, в которой описывается итальянский ренессанс во время его расцвета. Вазари, находившийся под покровительством великого герцога Козимо I Медичи, даже отдавал предпочтение архитекторам из города, в котором он жил, Флоренции, приписывая им новаторство, почти не упоминая другие города или места подальше. Важность книги Вазари заключалась в способности укрепить репутацию и статус без того, чтобы людям фактически приходилось видеть описываемые работы. Таким образом, развитие средств массовой информации имеет для архитектурных знаменитостей столь же центральное значение, как и другие сферы жизни.

В то время как статус, проистекающий из покровительства церкви и государства, продолжался с подъемом Просвещения и капитализма (например, должность архитектора Кристофера Рена под патронажем Британской короны, лондонского Сити, англиканской церкви и Оксфордского университета в 17 веке) росло количество доступных художественных и архитектурных услуг, каждая из которых конкурировала за комиссионные с ростом промышленности и среднего класса. Тем не менее, архитекторы оставались в основном слугами своих клиентов: в то время как романтизм и модернизм в других искусствах поощряли индивидуализм, прогресс в архитектуре был направлен в основном на улучшение характеристик здания ( стандарты комфорта), проектирование и разработка новых зданий типологий (например, фабрики, железнодорожные станции, а позже аэропорты ) и общественное благосклонность (проблемы урбанизация, общественное жилье, перенаселенность и т. д.), тем не менее, позволяя некоторым архитекторам заниматься архитектурой как автономным искусством (как процветало в стиле модерн и ар-деко ). Герои современной архитектуры, в частности Ле Корбюзье, считались героями в создании теорий о том, как архитектура должна быть связана с развитием общества.

Подобная огласка попала и в популярную прессу: в послевоенную эпоху журнал Time иногда изображал на обложке архитекторов - например, помимо Ле Корбюзье, Ээро Сааринен, Фрэнк Ллойд Райт и Людвиг Мис ван дер Роэ. В последнее время в журнале Time также фигурировали Филип Джонсон, Питер Эйзенман, Рем Колхас и Заха Хадид. Ээро Сааринен - ​​особенно интересный случай, потому что он специализировался на строительстве штаб-квартир для престижных американских компаний, таких как General Motors, CBS и IBM, и эти компании использовали архитектура для продвижения своего корпоративного имиджа: например, в 1950-х годах General Motors часто фотографировала свои новые модели автомобилей перед своей штаб-квартирой в Мичигане. Корпорации продолжают понимать ценность привлечения звездных архитекторов для проектирования своих ключевых зданий. Например, производственная компания Vitra хорошо известна работами известных архитекторов, которые составляют ее помещения в Вайль-на-Рейне, Германия; в том числе Заха Хадид, Тадао Андо, SANAA, Herzog de Meuron, Альваро Сиза и Фрэнк Гери ; как дом моды Prada для ввода в эксплуатацию Рема Колхаса для разработки своих флагманских магазинов в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Однако на протяжении всей истории наибольшим престижем пользовался дизайн общественных зданий - оперных театров, библиотек, ратушей и особенно музеев, которые часто называют «новыми соборами» нашего времени.

Измерение статуса знаменитости

Объективность в вопросе статуса кажется сомнительной. Однако исследователи из Университета Кларксона использовали метод Google Hit, чтобы «измерить» степень статуса знаменитости: «чтобы установить точное математическое определение славы как в науке, так и в науке». мир в целом ».

Призы и укрепление репутации

Хотя мало архитекторов, хорошо известных широкой публике,« звездные архитекторы »пользуются самым большим уважением среди своих профессиональных коллег и профессиональные СМИ. Такой статус отмечен не только престижными комиссиями, но и различными призами. Например, Притцкеровская премия, присуждаемая с 1979 года, пытается повысить свой собственный престиж за счет упоминания того, как ее процедуры построены по образцу Нобелевской премии.

в своей книге 1979 года «Архитектура и ее интерпретация» Хуан Пабло Бонта выдвинул теорию о том, как здания и архитекторы достигают канонического статуса. Он утверждал, что здание и его архитектор приобретают культовый или канонический статус после периода, когда различные критики и историки создают интерпретацию, которая затем становится неоспоримой в течение значительного периода. Если сам текст получает канонический статус, то статус архитектора дополнительно подтверждается. Например, в первом издании книги Зигфрида Гидиона «Пространство, время и архитектура» (1949) финский архитектор Алвар Аалто вообще не упоминался. Во втором издании он привлек больше внимания, чем любой другой архитектор, в том числе Ле Корбюзье, который до тех пор считался самым важным архитектором-модернистом.

Однако есть разница между каноническим статусом и «звездным архитектором»: как часть «вау-фактора» аспект термина зависит от текущей видимости в СМИ, он используется только для описания ныне практикующих архитекторов:

Бывшие стархиты
См. Также
Примечания

Отслеживание первого звездного архитектора Турции

Последняя правка сделана 2021-06-09 08:28:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте