Шесть музыкальных моментов (по-французски «Шесть музыкальных моментов»; Русский : Шесть музыкальных моментов, романизированный : Шесть музыкальных моментов), Оп. 16, представляет собой набор сольных фортепианных пьес, написанных русским композитором Сергеем Рахманиновым в период с октября по декабрь 1896 года. Каждый мюзикл «Момент» воспроизводит музыкальную форму, характерную для предыдущей музыкальной эпохи. Формы, которые появляются в воплощении Рахманинова: ноктюрн, песня без слов, баркарола, виртуозная этюд и тема и вариации.
Отдельные пьесы были описаны как «настоящие концертные произведения, которые лучше всего подавать на сцене и с концертным роялем». Несмотря на то, что они составлены как часть сета, каждое произведение стоит отдельно как концертное соло с индивидуальными темами и настроениями. Пьесы охватывают множество тем: от похоронного марша номер три до канона номер шесть. Музыкальные моменты являются как возвращением Рахманинова, так и революцией в фортепианной композиции соло. Типичное выступление длится 30 минут.
В интервью в 1941 году Рахманинов сказал: «Когда я записываю свою музыку, я стараюсь просто и прямо сказать то, что у меня на сердце, когда Я сочиняю ". Несмотря на то, что «Moments musicaux» были написаны из-за нехватки денег, пьесы обобщают его знания фортепианной композиции на тот момент. Andantino открывает сет длинной задумчивой мелодией, переходящей в стремительную кульминацию. Вторая пьеса, Allegretto, первая из немногих в сете, раскрывающая его мастерство фортепианной техники. Andante cantabile контрастирует с двумя окружающими его частями, явно названными «похоронный марш » и «плач ». Престо черпает вдохновение из нескольких источников, в том числе Прелюдий из Фредерика Шопена, чтобы синтезировать взрыв мелодической интенсивности. Пятое, Adagio sostenuto - это передышка в форме barcarolle перед финалом Maestoso, который завершает сет толстой текстурой из трех частей.
К осени 1896 г., 23 года Финансовое положение Рахманинова было нестабильным, чему не способствовало то, что у него во время предыдущей поездки на поезде отняли деньги. Потерпевший время, как в финансовом отношении, так и в ожидании симфонии, он «бросился в производство». 7 декабря он написал Александру Затаевичу, русскому композитору, с которым познакомился еще до того, как сочинил произведение, и сказал: «Я тороплюсь, чтобы получить нужные мне деньги к определенному сроку... Этот бессрочный финансовое давление, с одной стороны, весьма выгодно... к 20-му числу этого месяца я должен написать шесть пьес для фортепиано ». Рахманинов выполнил все шесть за октябрь и декабрь 1896 года и посвятил все Затаевичу. Несмотря на поспешные обстоятельства, произведение свидетельствует о его раннем виртуозном мастерстве и является примером качества его будущих работ.
«Шесть музыкальных моментов» - это сложное произведение, имеющее большую продолжительность, более плотное текстуры и более высокие виртуозные требования к исполнителю, чем любые из предыдущих сольных фортепианных произведений Рахманинова. Он похож на знаменательный Александра Скрябина Этюд до минор (соч. 8, №12) Александра Скрябина - в обеих композициях деталь более функциональна, чем орнаментальная в их музыкальном аргументе. Именно здесь, а не в Morceaux de fantaisie (Op. 3, 1892) или Morceaux de Salon (Op. 10, 1894), Рахманинов помещает особые качества своей собственной игры. в его музыку. В числах третий и пятый есть страстный лиризм, но остальные требуют пианиста с виртуозной техникой и музыкальным восприятием. Они были составлены в середине карьеры Рахманинова и заложили основу внутренних голосов, которые он развил в своих Прелюдиях (соч. 23) и Этюды-таблицы (соч. 33).). Хотя он обычно устраивал премьеры своих фортепианных произведений, он не был первым, кто их исполнил, и дата первого публичного выступления еще не определена.
Название набора навеяно Собрание Франца Шуберта из шести коротких фортепианных пьес, также называемых Шесть музыкальных моментов (Op. 94, 1828).
В первой части есть andantino (умеренный) темп, имеет длину 113 тактов и отмечен на 72 четвертных нотах в минуту. Он разделен на три отдельных раздела. Первый представляет тему в обычное время (4/4 ) с типичной фигурой ноктюрна для левой руки. Пауза в середине пьесы примерно в том же месте в первых музыкальных моментах Шуберта еще больше подчеркивает влияние Шуберта. Вторая часть отмечена con moto (с движением), при 76 четвертных нотах в минуту и представляет собой вариацию первой темы в необычной конфигурации из семи четвертных нот на такт (7/4 ). Эта часть заканчивается каденцией . В третьем разделе представлена последняя вариация темы, опять же в обычное время, но в самом быстром темпе, Andantino con moto, 84 четвертных ноты в минуту. Пьеса завершается кодой, которая возвращается к первому темпу и повторяет части предыдущих трех частей. Он заканчивается совершенной аутентичной каденцией до си минор.
Андантино - самый длинный в сете по времени игры (около 8:30). Он описывается как «универсально-гибридный», сочетающий в себе элементы жанров ноктюрн и и вариации. Мелодия хроматическая, синкопированная, длинная, все идиосинкразические элементы, которые Рахманинов часто включает в свои произведения. Из-за этого Андантино иногда называют продолжением его Ноктюрна ля минор из постановки Морсо де Салона (соч. 10, № 1, 1894). Однако Andantino сам по себе сталкивается с трудностями, такими как разделы с несколькими фразами в одной руке.
Вторая пьеса, называемая «блестящим экспонатом», позиционируется в отличие от лирической и «атмосферной» мелодии первого произведения. Пьеса исполняется в быстром темпе allegretto (быстро) с 92 четвертными нотами в минуту. Его длина составляет 131 такт, это больше всего из шести произведений, но второе по продолжительности звучания, обычно не более трех с половиной минут (самое короткое - номер четыре). Это произведение представляет собой типичный этюд девятнадцатого века , похожий по стилю на Этюды Фредерика Шопена (Opp. 10, 25), с мелодией, перемежающейся между быстрыми шестигранными цифрами. Он находится в строгой троичной форме с кодом: идентичные начальная и конечная части, начинающиеся на тактах 1 и 85, и контрастирующая средняя часть, начинающаяся на тактах 45. Вторая часть радикально меняет динамику, постоянно меняющийся с фортепиано на фортиссимо и даже сфорцандо. Повсюду это непрекращающийся поток нисходящих полушагов и ниспадающая фигура левой руки, напоминающая Революционный этюд Шопена (Op. 10, No. 12, 1831). Завершение пьесы - медленная кодировка в Adagio (непринужденно), которая завершается плагальной каденцией ми минор.
Рахманинов переработал эту пьесу в марте 1940 года. изменяя мелодию, но оставляя неизменные шестерки, доказывая, что стремительные фигуры не являются простой бравурой или чутьем.
Непрерывные рукавицы номер два смягчаются третьей фигурой в выпуске, " интроспективный rêverie [мечта] ". Опираясь на предыдущую иллюстрацию «универсального гибрида», эта пьеса описывается как смесь жанров песни без слов и похоронного марша, чтобы создать то, что называется «самым русским "произведение из набора, содержащее и звучный бас, и солидную мелодию, характерные для русской музыки.
, состоящее всего из 55 тактов, это произведение является одним из самых коротких, но имеет одно из самых продолжительных времен воспроизведения - около семи минут ( 4:30, если не повторять). Изделие построено в виде трех частей. Тема первой и второй частей полностью воспроизводится в минорных третях, сопровождаемых левой фигурой открытых пятых и октав. В третьей части есть мелодия в минорных шестых, а также бас-гитаре от стаккато октавы. Плач вступительной темы трансформируется в явный похоронный марш, поскольку левые октавы становятся регулярными.
Четвертая пьеса похожа на вторую в качество его исполнения. Четвертая часть обнаруживает сходство с Революционным этюдом Шопена в том, что повсюду фигурирует левая рука. Произведение имеет длину 67 тактов, длительность около трех минут, и имеет самый быстрый темп в сете, Presto (quick), 104 четвертных ноты в минуту, и это самое короткое произведение с точки зрения игры
Фигура слева в открытии Presto (вверху) и Più vivo в третьем разделе. «Регистровое смещение» (выделено) изменяет некоторые ноты на знакомой фигуре, чтобы увеличить напряжение. СлушайтеPresto имеет троичную форму с кодом. Пьеса начинается с вступления фортиссимо с плотной текстурой в левой руке, состоящей из хроматических секступлетов. Мелодия представляет собой «восходящую квази-военную» идею, перемежающуюся между копиями левой руки, причем в основном двух нотная мелодия является сильным объединяющим элементом. Средняя часть - это короткий период, когда фигуры пианиссиссимо падают в правой руке и поднимаются шкалы в левой. Третий раздел помечен Più vivo (больше жизни) и воспроизводится даже быстрее, чем вступление, 112 четвертных нот в минуту. На этом этапе пьеса приобретает очень толстую текстуру, с исходной фигурой левой руки, сыгранной обеими руками в различных регистрах. Техника быстрой смены октавы, в которой играет мелодия, иногда называемая «регистровым смещением», используется для представления фигуры в более драматической форме, которая увеличивает интенсивность концовки. Концовка, кодовая в Prestissimo (очень быстрая), 116 четвертных нот в минуту, является финальным повторением темы, которая завершается тяжелым ми минором аккордом, который пересматривает Озабоченность Рахманинова звуками колоколов ярко проявляется в его Концерте для фортепиано № 2 и Прелюдии до минор (соч. 3, № 2).
Пьеса - главное упражнение на выносливость и точность: вступление начинается с левой фигуры, требующей диапазона десятого интервала. Кроме того, октавные интервалы всегда появляются перед быстрым секступлетом, что требует быстрых движений запястий и рук. Двойные мелодии, которые использует Рахманинов в этой работе, созданы специально, чтобы «держать обе руки занятыми», затемнять мелодию и затруднять проецирование правой руки. Это единственная деталь в наборе с указанной маркировкой педали.
Пьеса похожа на форму баркаролы, народной песни с ритмичным туплетом. аккомпанемент. Игра длится примерно пять минут, и это самая короткая по тактам длина - 53 такта. Это адажио состенуто (выдержанное в непринужденности) с частотой 54 четвертные ноты в минуту, с простой мелодией, представленной в троичной форме.
Не имея каких-либо поразительных фигур или сложных ходов, пьеса отображает произведения Рахманинова. способность к музыкальному лиризму. Хотя произведение кажется простым, настроение необходимо поддерживать, играя одновременно сдержанные, но динамичные тройные фигуры в левой руке. Мелодия, аккордовая текстура с частыми приостановленными тонами, создает сложную задачу в озвучивании и правильном акцентировании на правильных нотах. Его относительно короткие мелодические линии прямо контрастируют с характерно длинными строками Рахманинова, что дает более короткое время для воспроизведения фраз.
Последняя пьеса в наборе является типичным произведением девятнадцатого века и была описана как «апофеоз или завершение борьбы ». Однажды это произведение было кратко охарактеризовано как:
Заключительная пьеса или часть цикла, виртуозная и блестящая, использующая весь диапазон динамики и звучности, доступной для фортепиано, приводя набор пьес к великолепному завершению.
— Робин Хэнкок, Бостонский университет, 1992Эта "бурная, взволнованная" работа содержит "неистово трехточечную главную тему и только небольшой отрезок туманного солнечного света [который освещает] шторм перед фортиссиссимо громы возвращаются и, наконец, доминируют ». Несмотря на темные образы, представленные для описания произведения, работа выполнена в до мажор, и конечный результат скорее беззаботный, чем темный, но не такой триумфальный, как Maestoso. это звучит.
Как и вторая и четвертая пьесы, номер шесть написан в форме этюда с повторяющейся, но технически сложной аккордовой мелодией, которая дублируется обеими руками. В целом, в произведении есть три различных элемента, играемых одновременно: основная мелодия, непрерывная тридцать вторая нота фрагменты аккорда и нисходящая восьмая нота мотив. Динамика играет большую роль в этой пьесе: фортиссимо, отмеченное в начале, сохраняется на протяжении всего первого раздела, с лишь короткими передышками до меццо-форте. Средняя часть более мягкая и содержит две области со значительным нарастающим напряжением, создавая вышеупомянутый «эффект апофеоза» с драматическими «фальстартами». Здесь Рахманинов манипулирует темой контрапунктом, чтобы создать канонический эффект. Этот «тройной контрапункт... титанический как по размеру, так и по силе воздействия, и потенциально может привести к катастрофе», имея в виду напряженность в ожидании финальной кульминации в этом «продолжающемся взрыве». Непосредственно перед кодой плотная текстура и канон внезапно исчезают, и пьеса становится фортепиано. При входе в коду произведение возобновляет тему форте и объединяется в величественный финал, сыгранный фортиссиссимо.
Maestoso - одна из самых сложных пьес в выпуске. Для поддержания полноценного резонансного звука требуются выносливость и сила, в то время как непрерывная цифра в тридцать секунд может быть утомительной для пианиста. Постоянный темп - проблема для этой пьесы из-за того, что мелодия перемежается с двумя другими элементами. Кроме того, динамика, в основном «громкая» и «очень громкая», указывает на то, что необходимо точное представление об относительной громкости. Сохранение этой точности при одновременном управлении всеми остальными элементами произведения и успешном представлении музыкально прочного исполнения по-прежнему является главной задачей для всех.
Шесть музыкальных моментов были хорошо приняты критиками. Во время написания своей Симфонии № 1 Рахманинов отвлекся от сольной фортепианной работы, и Моменты были расценены как его возвращение к зрелой композиции. Хотя они революционны и величественны по стилю, они сохраняют очарование его ранних работ, как отметила пианистка Элизабет Вольф: «Они типичны для его ранних работ, плотные, богатые контрапунктом, очень хроматические, остро-националистические, глубоко проникнутые и, конечно,, исключительно сложный для пианиста ". Позднее исполнение этого произведения покажет, что Рахманинов скрывал тонкий ритм и жизненную силу, которые проявлялись под длинными, мелодическими фразами, способствуя его признанию как невероятно сложному музыканту. Моменты доходят до того, что «подтверждают необъяснимое, присущее гению», с «изысканной мелодией, чудесными гармоническими изменениями,« небесной краткостью »», сохраняя при этом «чувство контраста и разнообразия, которое позволяет каждой миниатюре стоять отдельно, дополняя ее. работать по обе стороны от него ". Хотя неизвестно, окупила ли финансовая реакция этого сочинения украденные деньги, эмоциональная реакция на это в последующие годы была омрачена катастрофической премьерой в 1897 году его двухлетнего труда: Симфония № 1, соч. 13, 1895.