Сестра Розетта Тарп

редактировать
Американский госпел-музыкант
Сестра Розетта Тарп
Sister Rosetta Tharpe.jpg
Справочная информация
Имя при рожденииРозетта Нубин. (или Розетер Аткинс)
Родился(1915-03-20) 20 марта 1915 года. Хлопковый завод, Арканзас, США
Умер9 октября 1973 (1973-10-09) (58 лет). Филадельфия, Пенсильвания, США
ЖанрыЕвангелие, джаз, блюз, ритм-энд-блюз
Род занятийМузыкант
ИнструментыВокал, гитара
Годы активности1919–1973

Сестра Розетта Тарп (20 марта 1915 - 9 октября 1973) была американской певицей, композитором, гитаристкой, и записывающий художник. Она приобрела популярность в 1930-х и 1940-х годах благодаря своим евангельским записям, характеризующимся уникальным сочетанием духовной лирики и ритмического сопровождения, которое было предшественником рок-н-ролла. Она была первой великой записывающей звездой госпел и одной из первых госпел-музыкантов, обратившихся к ритм-энд-блюзовой и рок-н-ролльной публике, позже ее стали называть «изначальной сестрой души» и «Крестная мать рок-н-ролла». Она оказала влияние на ранних рок-н-ролльных музыкантов, включая Литтла Ричарда, Джонни Кэша, Карла Перкинса, Чака Берри, Элвис Пресли и Джерри Ли Льюис.

Тарп была пионером в своей гитарной технике; она была одной из первых популярных записывающихся исполнителей, которые использовали тяжелый дисторшн на своей электрогитаре, предвосхищая подъем электроблюза. Ее техника игры на гитаре оказала глубокое влияние на развитие британского блюза в 1960-х; в частности, европейский тур с Muddy Waters в 1964 году с остановкой в ​​Манчестере 7 мая цитируется известными британскими гитаристами, такими как Эрик Клэптон, Джефф Бек и Кит Ричардс.

Готовы перейти грань между священным и светским, исполняя свою музыку «света» в «темноте» ночных клубов и концертных залов с биг-бендами <97 Позади нее Тарп продвинула духовную музыку в мейнстрим и помогла стать пионером поп-евангелия, начиная с 1938 года с записи «Rock Me» и ее хита 1939 года «This Train ». Ее уникальная музыка оставила неизгладимый след в более традиционных госпел-исполнителях, таких как Айра Такер-старший из Dixie Hummingbirds. Хотя она своими набегами в мир поп-музыки оскорбила некоторых консервативных прихожан, она никогда не оставляла госпел.

Релиз Тарпа 1944 года "Down by the Riverside " был выбран в National Recording Registry в США. Библиотека Конгресса в 2004 году, которая отметила, что она «отражает ее энергичную гитарную игру и уникальный вокальный стиль, ясно демонстрируя ее влияние на ранних исполнителей ритм-энд-блюза», и процитировала ее влияние на «многие госпел, джаз, и рок исполнители ". ("Down by the Riverside" была записана Тарпом 2 декабря 1948 года в Нью-Йорке и выпущена как сингл Decca 48106.) Ее хит 1945 года "Strange Things Happening Every Day ", записанный в конце 1944: вокал Тарпа и электрогитара, с Сэмми Прайс (фортепиано), бас и ударные. Это была первая евангельская запись, в которой пересекается с, но нет. 2 на диаграмме Billboard «race records », термин затем использовался для обозначения того, что позже стало RB диаграммой в апреле 1945 года. Запись была процитирована как предшественник рок-н-ролла, и его также называли первым рок-н-ролльным альбомом. 13 декабря 2017 года Тарп был выбран для включения в Зал славы рок-н-ролла как ранний влиятельный человек.

Содержание
  • 1 Детство и начало карьеры
  • 2 Музыкальная карьера
  • 3 Дальнейшая жизнь и смерть
  • 4 Музыкальное влияние
  • 5 Награды и почести
  • 6 Материальные потери
  • 7 Дискография
    • 7.1 Альбомы
    • 7.2 Синглы в чартах
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Детство и начало карьеры

Сестра Розетта Тарп родилась 20 марта 1915 г. как Розетта Нубин в Хлопковый завод, Арканзас, Кэти Белл Нубин и Уиллис Аткинс, которые были сборщиками хлопка. Однако исследователи Боб Игл и Эрик Леблан дали ей имя при рождении Розетер Аткинс (или Аткинсон), а имя ее матери - Кэти Харпер. О ее отце мало что известно, кроме того, что он был певцом. Мать Тарпа, Кэти, также была певицей и мандолиной, диакониссой-миссионеркой и женским спикером Церкви Бога во Христе (COGIC), которая была основана в 1894 году Чарльз Харрисон Мейсон, черный пятидесятнический епископ, который поощрял ритмичное музыкальное выражение, хвалебные танцы и позволял женщинам петь и учить в церкви. Воодушевленная матерью, Тарп начала петь и играть на гитаре в роли Маленькой Розетты Нубин в возрасте четырех лет и была названа музыкальным вундеркиндом.

Примерно в 1921 году, в возрасте шести лет, Тарп присоединился к своей матери как постоянный участник. исполнитель бродячей евангелической труппы. Объявленная «чудом пения и игры на гитаре», она сопровождала свою мать в выступлениях, которые были отчасти проповедью и отчасти евангельским концертом перед аудиторией по всему Югу Америки. В середине 1920-х годов Тарп и ее мать поселились в Чикаго, штат Иллинойс,, где они давали религиозные концерты в Roberts Temple COGIC на 40-й улице, иногда путешествуя с выступлениями на церковных собраниях по всей стране. Тарп приобрел значительную известность как музыкальный вундеркинд, особенно в эпоху, когда выдающиеся темнокожие гитаристы были редкостью. В 1934 году, в 19 лет, она вышла замуж за Томаса Торпа, проповедника КОГИКА, который сопровождал ее и ее мать во многих их турах. Брак продлился всего несколько лет, но она решила принять вариант фамилии мужа в качестве своего сценического псевдонима - Сестра Розетта Тарп. В 1938 году она бросила мужа и переехала с матерью в Нью-Йорк. Хотя она была замужем несколько раз, она всю оставшуюся жизнь играла Розетту Тарп.

Карьера звукозаписи

31 октября 1938 года, в возрасте 23 лет, Тарп впервые записал четыре стороны для Decca Records при поддержке Лаки Миллиндер Русский джазовый оркестр. Первые песни в стиле госпел, записанные Деккой, «Rock Me», «It's All », «My Man and I» и «The Lonesome Road » сразу стали хитами, сделав Тарпа популярным. мгновенная сенсация и один из первых коммерчески успешных исполнителей, записывающих госпел. "Rock Me" оказал влияние на многих исполнителей рок-н-ролла, таких как Элвис Пресли, Литтл Ричард и Джерри Ли Льюис. В 1942 году музыкальный критик Мори Ороденкер, описывая «Rock Me» Тарпа, написал: «Это сестра Розетта Тарп для духовного рок-н-ролльного пения».

Она подписала семилетний контракт с Millinder. Ее записи сразу вызвали фурор: многие прихожане были шокированы смесью текстов, основанных на госпелах, и светской музыки, но светская публика любила их. Тарп несколько раз играл с белой певческой группой the Jordanaires.

. Появления Тарпа с Кэбом Кэллоуэем на Harlem Cotton Club в октябре 1938 года. а на концерте Джона Хаммонда "Spirituals to Swing" в Карнеги-холле 23 декабря 1938 года она приобрела еще большую известность, а также известность. Исполнение госпел для светской публики в ночном клубе, а также вместе с блюзовыми и джазовыми музыкантами и танцорами было необычным, и в консервативных религиозных кругах женщины, играющие на гитаре в таких условиях, не одобрялись. Тарп попал в немилость со стороны евангельского сообщества.

К 1943 году она подумывала о восстановлении строго евангельского акта, но по контракту от нее требовалось выполнять более мирские материалы. Ее выступления в ночном клубе, в которых она иногда пела евангельские песни среди полураздетых танцовщиц, заставляли некоторых сторонников евангельского сообщества сторониться ее.

В то время мужественность была напрямую связана с навыками игры на гитаре. Тарпе часто делали комплимент, что она может "играть как мужчина", демонстрируя свое мастерство в гитарных битвах на Аполло.

. Тарп продолжал записывать во время Второй мировой войны, одного из только два госпел-исполнителя смогли записать V-диски для войск за границей.

Ее песня «Strange Things Happening Every Day », записанная в 1944 году с Сэмми Прайс, пианистка из дома Декки буги-вуги, продемонстрировала свою виртуозность как гитаристку, остроумные тексты и манеру исполнения. Это была первая песня в стиле госпел, появившаяся в журнале Billboard Harlem Hit Parade. Этот рекорд 1944 года был назван первым рок-н-ролльным рекордом. Тарп гастролировал на протяжении 1940-х годов при поддержке различных квартетов госпела, в том числе Дикси Колибри.

. В 1946 году Тарп увидел, как Мари Найт выступают на концерте Махалии Джексон в Нью-Йорке.. Тарп распознал в рыцаре особый талант. Две недели спустя Тарп появился на пороге Найт, пригласив ее отправиться в путь. Они много лет гастролировали по евангельскому кругу, в течение которых записали такие хиты, как «Up Above My Head » и «Gospel Train». Хотя оба артиста отвергли это как сплетню, некоторые представители евангельского сообщества предположили, что Найт и Тарп поддерживали романтические и сексуальные отношения.

Начиная с 1949 года, их популярность резко упала. Махалия Джексон начинала затмевать Тарпа по популярности, а Найт питал желание вырваться на свободу в качестве сольного исполнителя в популярную музыку. Более того, примерно в это время Найт потеряла своих детей и мать в результате пожара. В том же году, чтобы отметить первую годовщину жизни Тарпа как домовладельца в Ричмонде, штат Вирджиния, Тарп дал концерт в том, что сейчас называется Altria Theater. На этом концерте ее поддержали Twilight Singers, которых Розетта приняла в качестве фоновых певцов для будущих концертов, переименовав их в The Rosettes.

Тарп привлекла 25000 платежеспособных клиентов на свою свадьбу со своим менеджером Расселом Моррисоном (ее третий брак), после чего последовало вокальное выступление на стадионе Гриффит в Вашингтоне, округ Колумбия в 1951 году. В 1956 году Тарп записал альбом с евангельским квартетом The Harmonizing Four под названием Gospel Train. В 1957 году Тарп был приглашен на месячный тур по Великобритании британским тромбонистом Крисом Барбером.

В апреле и мае 1964 года Тарп гастролировал по Европе в составе Каравана Блюза и Евангелия вместе с Мадди Уотерс. и Отис Спанн, Рэнсом Ноулинг и Литтл Уилли Смит, преподобный Гэри Дэвис, кузен Джо, Сонни Терри и Брауни МакГи. Тарпа представил на сцене и аккомпанировал ему на фортепиано кузен Джо Плезант. Под эгидой Джорджа Вейна караваном руководил Джо Бойд. Концерт под дождем был записан телеканалом Granada Television на заброшенной железнодорожной станции по адресу Wilbraham Road, Манчестер в мае 1964 года. Группа выступила на одном из концертов. платформу, в то время как публика сидела на противоположной платформе.

Дальнейшая жизнь и смерть

Выступления Тарп были ограничены из-за инсульта в 1970 году, после которого одна из ее ног была ампутирована в результате осложнения диабета. 9 октября 1973 года, накануне запланированного сеанса записи, она умерла в Филадельфии, штат Пенсильвания, в результате другого инсульта. Она была похоронена на кладбище Нортвуд в Филадельфии.

Музыкальное влияние

Гитарный стиль Тарпа сочетал мелодичный городской блюз с традиционными народными аранжировками и включал пульсирующий свинг, который был предшественник рок-н-ролла.

Литтл Ричард в детстве называл топающего, кричащего исполнителя госпел-музыки своим любимым певцом. В 1947 году она услышала, как Ричард поет перед ее концертом в Macon City Auditorium, а затем пригласила его на сцену, чтобы спеть с ней; это было первое публичное выступление Ричарда вне церкви. После шоу она заплатила ему за его выступление, что вдохновило его на то, чтобы стать исполнителем. Когда Джонни Кэш произнес вводную речь в Зале славы рок-н-ролла, он назвал Тарпа своим любимым певцом, когда он был ребенком. Его дочь Розанна Кэш заявила в интервью Ларри Кингу, что Тарп был любимым певцом ее отца. Тарп начал записываться с электрогитарой в 1940-х, с "It's All", которая, как говорят, оказала влияние на Чака Берри и Элвиса Пресли. Другие музыканты, в том числе Арета Франклин, Джерри Ли Льюис и Исаак Хейс, считают, что ее пение, игра на гитаре и зрелище оказали на них большое влияние. Ее особенно ценил британский джаз / блюз певец Джордж Мелли. Тина Тернер считает, что Тарп вместе с Махалией Джексон оказали влияние на раннюю музыку. Такие разноплановые исполнители, как Meat Loaf, Нил Седака и Карен Карпентер, засвидетельствовали влияние Тарп в ритмической энергии, которую она излучала в своих выступлениях (барабаны Карпентера заполняют особенно напоминают «Chorlton Chug» Тарпа).

В 2018 году певец Фрэнк Тернер написал и исполнил песню «Sister Rosetta» о своем влиянии и о том, как она заслужила быть в Зал славы рок-н-ролла. Сингл был выпущен 3 июля 2019 года.

Награды и награды

Возрождение интереса к работе Тарпа привело к появлению биографии, нескольких фрагментов NPR, научных статей, и почести. Почтовая служба США выпустила памятную марку за 32 цента в честь Тарп 15 июля 1998 года. В 2007 году она была посмертно внесена в Зал славы блюза. В 2008 году был проведен концерт по сбору средств для установки маркера на ее могиле, а 11 января в Пенсильвании было объявлено Днем сестры Розетты Тарп. Позднее в том же году установили надгробие, а исторический знак Пенсильвании был одобрен для размещения в ее доме в Йорктаун районе Филадельфии.

В 2011 BBC Four выпустили в эфир часовой документальный фильм «Сестра Розетта Тарп: крестная мать рок-н-ролла», сценарий и режиссер британского режиссера Мика Чаки. В 2013 году фильм был показан в США в рамках сериала PBS American Masters. Фильм неоднократно повторялся в Великобритании и США, последний раз в марте 2015 года, когда отмечали 100-летие со дня рождения Тарпа. 20 марта 2015 года британская газета The Guardian опубликовала трибьют Ричарда Уильямса по случаю его столетия. 12 сентября 2016 года музыкальный спектакль «Мария и Розетта», основанный на отношениях Тарпа и Мари Найт, открылся в Atlantic Theater Company в Нью-Йорке.

5 октября 2017 года Тарп был включен в список номинантов Зала славы рок-н-ролла 2018 года. 13 декабря 2017 года она была избрана в Зал славы рок-н-ролла за раннее влияние.

Материальный ущерб

25 июня 2019 года The New York Times Magazine включил сестру Розетту Тарп в число сотен артистов, чей материал был уничтожен в Вселенском пожаре 2008 года.

Дискография

Альбомы

  • Евангельские песни (Decca, 1947)
  • Благословенная уверенность (Декка, 1951)
  • Поезд Евангелия (Меркурий, 1956)
  • Евангелие Истины (Меркурий, 1959)
  • Сестра Розетта Тарп (MGM, 1960)
  • Духовники в ритме (Променад, 1960)
  • Сестра в путешествии (Verve, 1961)
  • Евангельская правда (Verve, 1962)
  • Драгоценные воспоминания (Savoy, 1968)
  • Gospel Keepsakes (MCA, 1983)
  • Live in 1960 (Southland, 1991)
  • Live at the Hot Club de France (BMG / Милан, 1991)

Полное собрание ее сочинений до 1961 года было выпущено в виде семи наборов на двойных компакт-дисках французским лейблом Frémeaux Associés.

Синглы в чартах

ГодСинглПозиции в чартах
US. RB
1945"Странные вещи случаются каждый день "2
1948"Драгоценные воспоминания "13
"Я слышу музыку в воздухе над головой "6
1949"Тихая ночь (Рождественский гимн) "6
Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
  • Портал биографии
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:11:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте