Политика Замбии

редактировать
Политическая система Замбии

Политика Замбии происходит в рамках президентской представительной демократической республики, где президент Замбии является главой государства, глава правительства и лидер многопартийной системы. Исполнительная власть осуществляется правительством, а законодательная власть принадлежит как правительству, так и парламенту. Ранее Северная Родезия, Замбия стала республикой сразу после достижения независимости в октябре 1964 года.

Хотя Замбия функционировала как демократия после независимости, она вскоре стала однопартийным государством. в течение 19 лет с 8 декабря 1972 года до восстановления многопартийной демократии 4 декабря 1990 года, что привело к многопартийным выборам 1 ноября 1991 года. С тех пор Замбия является относительно стабильной демократией, последовательно мирно передававшей власть между тремя политическими партиями. (UNIP, MMD и PF ) и с 1991 года провел 8 президентских выборов, из которых 6 были всеобщими.

Economist Intelligence Unit оценил Замбию как «гибридный режим » в 2019 году. EIU также постоянно помещал Замбию в десятку самых демократических африканских стран, занимая 9-е место в Африке и 86-е место в мире по состоянию на 2018 (167 штатов). Это также происходит в то время, как Freedom House оценивает Замбию как «частично свободную» с оценкой 54/100 (0 - минимум бесплатно и 100 в основном бесплатно) по состоянию на 2020 год.

Содержание

  • 1 Правительство и конституция
  • 2 Политическая история
    • 2.1 Однопартийное государство
    • 2.2 1991: Переход к многопартийному государству
    • 2.3 1991–2001: MMD и Фредерик Чилуба
    • 2,4 2001–2008
    • 2,5 2011 выборы
    • 2,6 2015 – настоящее время
  • 3 Исполнительная власть
  • 4 Законодательная власть
  • 5 Политические партии и выборы
    • 5.1 Президентские выборы
    • 5.2 Парламентские выборы
  • 6 Судебная власть
  • 7 Военные
  • 8 Международные отношения
    • 8.1 Участие в международных организациях
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Правительство и конституция

Конституция, принятая 25 августа 1973 г., аннулировала оригинал Конституция 1964 года. Новая конституция и последовавшие за этим в декабре 1973 года общенациональные выборы стали заключительными шагами на пути к так называемой «однопартийной демократии участия».

Конституция 1973 года предусматривала сильного президента и однопалатное Национальное собрание. Национальная политика была сформулирована Центральным комитетом Объединенной партии национальной независимости (UNIP), единственной легальной партии в Замбии. Кабинет выполнял политику центрального комитета.

В соответствии с намерением официально закрепить верховенство UNIP в новой системе, конституция предусматривала, что единственным кандидатом на выборах на должность президента является выбранный человек. быть президентом UNIP на генеральной конференции партии. Вторым по значимости лицом в иерархии Замбии был генеральный секретарь UNIP.

В декабре 1990 года, в конце бурного года, включавшего беспорядки в столице и попытку государственного переворота, президент Каунда подписал закон, отменяющий монополию UNIP на власть. В ответ на растущий спрос населения на многопартийную демократию и после длительных и трудных переговоров между правительством Каунды и оппозиционными группами в августе 1991 года Замбия приняла новую конституцию. Конституция увеличила количество членов Национального собрания со 136 до одного. максимум 158 членов, создана избирательная комиссия и разрешено иметь более одного кандидата в президенты, который больше не должен быть членом UNIP. В 1996 году в конституцию снова были внесены поправки, устанавливающие новые ограничения на президентский пост (включая ограничение на два срока с обратной силой и требование, чтобы оба родителя кандидата были уроженцами Замбии). Национальное собрание состоит из 150 членов, избираемых прямым голосованием, до десяти (обычно восьми) членов, назначаемых президентом, и одного спикера. Замбия разделена на десять провинций, каждая из которых управляется назначенным провинциальным министром, который, по сути, выполняет обязанности губернатора.

. С 2010 года новая конституция находится в

Политическая история

Главной фигурой в политике Замбии с 1964 по 1991 год был Кеннет Каунда, который возглавил борьбу за независимость и успешно преодолел соперничество среди различных регионов страны и этнических групп. Каунда попытался основать правительство на своей философии «гуманизма », которая осуждала эксплуатацию и подчеркивала сотрудничество между людьми, но не за счет личности. Во время президентства Каунды члены всех этнических групп были представлены министрами в правительстве в зависимости от их демографического размера.

Политическая партия Каунды, Объединенная партия национальной независимости (UNIP), была основана в 1959 году и входила в состав власть под руководством Каунды с 1964 по 1991. До 1972 года в Замбии было три важных политических партии: UNIP, Африканский национальный конгресс Северной Родезии и Объединенная прогрессивная партия (UPP). АНК черпал свою силу из западных и южных провинций, в то время как УНП нашла некоторую поддержку среди носителей бемба в медном поясе и северных провинциях. Несмотря на то, что не во всех регионах страны он получил сильную поддержку, только UNIP имел последователей по всей стране.

Однопартийное государство

В феврале 1972 года Замбия стала однопартийным государством, и все другие политические партии были запрещены. Каунда, единственный кандидат, был избран президентом на выборах 1973 года. Также были проведены выборы в Национальное собрание. Только членам UNIP было разрешено участвовать в выборах, но за эти места велась острая борьба. Мандат президента Каунды был продлен в декабре 1978 г. и октябре 1983 г. голосованием "за" или "против" по его кандидатуре. В выборах 1983 г. участвовало более 60% зарегистрированных и проголосовало за президента Каунду 93%.

1991: Переход к многопартийному государству

Растущее противодействие монополии UNIP на власть привело к усилению в 1990 году Движения за многопартийную демократию (MMD). MMD собрал все более впечатляющую группу важных замбийцев, включая видных перебежчиков UNIP и профсоюзных лидеров. В течение года президент Каунда согласился на референдум по однопартийному государству, но, столкнувшись с продолжающейся оппозицией, отменил референдум и подписал поправку к конституции, делающую Замбию многопартийным государством. Первые многопартийные выборы в парламент и президентство Замбии с 1960-х годов были проведены 31 октября 1991 года. Кандидат MMD Фредерик Чилуба убедительно перевесил президентские выборы на Кеннета Каунда с 76% голосов. В довершение ко всему, на парламентских выборах MMD выиграл 125 из 150 избранных мест, а UNIP - остальные 25. Однако UNIP захватил Восточную провинцию, собрав там 19 мест.

1991–2001: MMD и Фредерик Чилуба

К концу первого президентского срока Чилубы (1996) приверженность MMD политической реформе ослабла перед лицом требований переизбрания. Ряд видных сторонников основали противоборствующие партии. Опираясь на подавляющее большинство ДМД в парламенте, президент Чилуба в мае 1996 года протолкнул конституционные поправки, которые исключили бывшего президента Каунду и других видных лидеров оппозиции из президентских выборов 1996 года.

На президентских и парламентских выборах, состоявшихся в ноябре 1996 года, Чилуба был переизбран, и ДМД получила 131 из 150 мест в Национальном собрании. Партия UNIP Каунды бойкотировала парламентские выборы в знак протеста против исключения своего лидера из президентской гонки, утверждая, кроме того, что исход выборов был предопределен из-за неправильной регистрации избирателей. Несмотря на бойкот UNIP, выборы прошли мирно, в них приняли участие пять кандидатов в президенты и более 600 кандидатов в депутаты от 11 партий. Однако впоследствии несколько оппозиционных партий и неправительственных организаций объявили выборы несвободными и несправедливыми. Когда президент Чилуба начал свой второй срок в 1997 году, оппозиция продолжала отвергать результаты выборов на фоне международных усилий, направленных на то, чтобы побудить ДМД и оппозицию разрешить свои разногласия путем диалога.

В начале 2001 года сторонники президента Чилубы развернули кампанию по внесению поправок в конституцию, чтобы Чилуба мог баллотироваться на третий срок. Гражданское общество, оппозиционные партии и многие члены правящей партии похвалили широко распространенную народную оппозицию, чтобы оказать достаточное давление на Чилубу, чтобы заставить его отказаться от любых попыток избрания на третий срок.

Президентские, парламентские выборы и выборы в органы местного самоуправления состоялись 27 декабря 2001 года. В выборах участвовали 11 партий. Выборы столкнулись с множеством административных проблем. Оппозиционные партии утверждали, что имели место серьезные нарушения. Тем не менее, кандидат в президенты MMD Леви Мванаваса был объявлен победителем с небольшим перевесом, и 2 января 2002 года он был приведен к присяге. Три партии подали петиции в Высокий суд, оспаривая результаты президентских выборов. Суды решили, что нарушения имели место, но они не были достаточно серьезными, чтобы повлиять на общий результат, поэтому результат выборов был оставлен без изменений. Оппозиционные партии выиграли большинство мест в парламенте на выборах в декабре 2001 года, но последующие дополнительные выборы дали правящей MMD незначительное большинство в парламенте.

2001–2008 гг.

На президентских выборах 2006 г. была горячая борьба, при этом Мванаваса был переизбран с явным преимуществом перед основными соперниками Майкл Сата от Патриотического фронта и Хакаинде Хичилема из Объединенной партии национального развития (UPND).

Парламентские выборы в том же году предоставили MMD 72 места, остальные 84 места были поделены между другими партиями, при этом большинство этих мест досталось Патриотическому фронту.

Президентство Леви Мванавасы до его смерти на посту в середине 2008 года отличалось от ярких расходов и все более очевидной коррупции в последние годы правления Фредерика Чилубы. Действительно, бывший президент был арестован и обвинен по нескольким пунктам обвинения в хищении и коррупции, что решительно развеивает первоначальные опасения, что президент Мванаваса закроет глаза на обвинения. о нарушениях его предшественника.

Некоторые наблюдатели обвинили Мванаваса в демонстрации авторитарной политики в начале 2004 года, когда его министр внутренних дел издал приказ о депортации британского гражданина и давнего жителя Замбии Роя Кларка, опубликовавшего серию сатирических нападки на президента в независимой газете Post. Однако, когда Кларк подал апелляцию в Высокий суд против приказа, судья постановил, что приказ был произвольным и необоснованным, и отменил приказ. Президент Мванаваса, верный своей мантре возглавить законное правительство, уважал решение суда, и Кларку было разрешено возобновить свою колонку сатирической критики. Первоначальное рвение Мванавасы по искоренению коррупции также несколько ослабло, поскольку ключевые свидетели по делу Чилубы покинули страну. Комиссия по пересмотру конституции, созданная Мванавасой, также столкнулась с некоторой нестабильностью, поскольку аргументы относительно того, куда должны быть представлены ее выводы, привели к подозрениям, что он пытался манипулировать результатами. В целом, замбийский электорат рассматривал правление Мванавасы как значительное улучшение по сравнению с правлением Чилубы.

После смерти Мванавасы в августе 2008 года вице-президент Замбии Рупия Банда сменил его на посту президента, который будет занимать временную должность до чрезвычайных выборов 30 октября 2008 года. Банда победил с небольшим отрывом у лидера оппозиции Майкла Саты, чтобы завершить оставшийся срок полномочий Мванавасы.

выборы 2011 года

Рупия Банда проиграл переизбрание на президентских и парламентских выборах 2011 года Майклу Сате из Патриотического фронта, положив конец в общей сложности 20 лет правления 3 президента из MMD.

2015 - настоящее время

Эдгар Чагва Лунгу был приведен к присяге в качестве президента Замбии 25 января 2015 года, сменив исполняющего обязанности президента Гай Скотт, который ненадолго занимал этот пост после смерти Майкла Чилуйфа Сата. До сих пор президентство Лунгу подвергалось критике за то, что оно не смогло остановить обесценивающееся Квача. Также поступали необоснованные сообщения о предполагаемом алкоголизме Лунгу, вызванном физическим коллапсом в начале его президентства. Экономические проблемы, с которыми сталкивается Замбия, в частности обесценивающаяся квача, были приписаны глобальному падению цен на сырье. Замбия получает более 90% своей экспортной выручки от единственного товара - меди, которая потеряла около 45% своей стоимости на международном товарном рынке.

5 января 2016 года Лунгу успешно решил давние конституционные вопросы, когда он согласился с законопроектом о внесении поправок в Конституцию 2015 года. Этот законопроект является результатом обширной работы, начатой ​​в эпоху Мванаваса (Комиссия Мванакатве) и продолженной техническим комитетом, назначенным Майклом Чилуфья Сата. Как министр юстиции, Лунгу ранее представил проект конституции в парламент, где впоследствии было решено, что неконфликтные вопросы будут обсуждаться в парламенте, а спорные вопросы - на референдум.

Исполнительная власть

Исполнительная власть в замбийском правительстве принадлежит президенту, который избирается по двухтуровой системе. Президенты избираются на пятилетний срок и ограничены двумя сроками.

До внесения поправки в Конституцию 2016 г. вице-президент Замбии был назначен президентом, но текущая поправка 2016 г. помещает вице-президента в тот же избирательный список, что и президент (кандидат в депутаты ) (Статья 110 Разделы 2, 3 и 4), а в случае вакансии избранного президента вице-президент является непосредственным преемником президента и остается Президентом до следующих всеобщих выборов (Статья 106 Раздел 5 (а) и Раздел 6). Это контрастирует с конституцией 1996 года, которая требовала дополнительных выборов в течение 90 дней после того, как избранный президент занял вакансию, а вице-президент действовал в качестве временного (как это было в случае с бывшим исполняющим обязанности президента Гаем Скоттом в октябре С 2014 по январь 2015 года и бывший президент Рупиа Банда в 2008 году после смерти президентов Сата и Мванаваса с уважением).

Президентство в настоящее время занимает Эдгар Лунгу с Инонге Виной в качестве вице-президента с 2015 после дополнительных выборов, чтобы заменить Майкла Сата и был переизбран в 2016 сроком на 5 лет.

Законодательная власть

Однопалатное Национальное собрание Замбии является законодательным органом страны. Нынешнее Национальное собрание, сформированное после выборов, состоявшихся 28 сентября 2006 года, насчитывает 158 членов. 150 членов избираются прямым голосованием в одномандатных округах с использованием системы простого большинства (или первого прошедшего ). Остальные 8 мест заполняются в результате назначения президентом. Все члены избираются на пятилетний срок.

Политические партии и выборы

Президентские выборы

КандидатПартияГолосов%
Эдгар Лунгу Патриотический фронт 1,860,87750,35
Хакаинде Хичилема Объединенная партия национального развития 1,760,34747,63
Эдит Навакви Форум за демократию и развитие 24,1490,65
Эндифорд БандаНародный альянс за перемены15,7910,43
Винтер КабимбаРадужная вечеринка 9,5040,26
Спаситель ЧишимбаОбъединенный прогрессивный народ9,2210,25
Тильенджи Каунда Объединенная партия национальной независимости 8,9280,24
Питер Синкамба Партия зеленых Замбии45150,12
Максвелл МвамбаДемократическая ассамблея23780,06
Всего3,695,710100,00
Действительные голоса3,695,71097,73
Недействительно / пустых голосов85,7952,27
Всего голосов3,781,50510 0,00
Зарегистрированные избиратели / явка6 698 37256,45
Источник: Избирательная комиссия Замбии

.

Парламентские выборы

ПартияГолоса%Места+/–
Патриотический фронт 1,537,94642.0180+20
Объединенная партия национального развития 1,525,04941,6658+30
Движение за многопартийную демократию 99,3562,713–52
Форум за демократию и развитие 79,4892,1710
Партия радуги 34,9060,950Новая
Партия национального восстановления 10,8870,3000
Альянс за демократию и развитие 82690,230–1
Объединенный демократический фронт76430,210Новый
Объединенная партия национальной независимости 72530,2000
Золотая прогрессивная партия1,4610,040Новое
Радикальная революционная партия8310,020Новое
Партия зеленых Замбии4070,010Новый
Объединенный прогрессивный народ3330,010Новые
Независимые347,0059,4814+11
Всего3,660,835100,00156+6
Действительные голоса3,660,83597,55
Недействительные / пустые голоса92,0442,45
Всего голосов3,752,879100,00
Зарегистрированные избиратели / явка6,698,37256,03
Источник: Избирательная комиссия Замбии, Daily Mail

.

Судебная власть

Здание Верховного суда в Лусаке

Суд высшей инстанции и апелляционный суд; под ним - высший суд, мировой суд и местные суды. В 2016 году было создано отдельное подразделение.

Военные

Силы обороны Замбии (ZDF) состоят из армии, военно-воздушных сил и национальной службы Замбии (ZNS). ZDF предназначены в первую очередь для внешняя защита. Полиция Замбии не входит в состав сил обороны, она была создана для служб внутренней безопасности и находится в ведении министерства внутренних дел.

Международные отношения

Замбия является членом Движения неприсоединения (ДН), Содружества, Африканского союза (и его предшественник Организация африканского единства или ОАЕ), Сообщество развития юга Африки (SADC) и Общий рынок Африки (COMA), штаб-квартира которой находится в Лусаке.

Президент Каунда был стойким и заметным сторонником перемен на юге Африки, поддерживая освободительные движения в Мозамбике, Намибии, Южной Родезии (Зимбабве) и Южной Африке. Многие из этих организаций базировались в Замбии в 1970-х и 1980-х годах.

Президент Чилуба приобрел несколько более высокий международный авторитет в середине и конце 1990-х годов. Его правительство сыграло конструктивную региональную роль в спонсировании мирных переговоров в Анголе, которые привели к подписанию Лусакских протоколов 1994 года. Замбия предоставила войска для миротворческих инициатив ООН в Мозамбике, Руанде, Анголе и Сьерра-Леоне. Замбия была первым африканским государством, которое сотрудничало с Международным уголовным трибуналом по Руанде в геноциде в Руанде в 1994 году.

В 1998 году Замбия возглавила усилия по установить прекращение огня в Демократической Республике Конго. Замбия принимала активное участие в мирных усилиях Конго после подписания соглашения о прекращении огня в Лусаке в июле и августе 1999 года, хотя активность значительно снизилась после того, как в сентябре Совместная военная комиссия, которой было поручено обеспечивать соблюдение режима прекращения огня, была переведена в Киншасу 2001.

Замбия также является членом Международного уголовного суда с Соглашением о двустороннем иммунитете защиты американских вооруженных сил (как предусмотрено в статье 98 ).

Участие в международных организациях

Замбия является членом ACP, AfDB, COMESA, ECA, ФАО, G-19, G-77, МАГАТЭ, IBRD, ICAO, ICCt, ICFTU, ICRM, IDA, IFAD, IFC, IFRCS, ILO, IMF, Interpol, IOC, IOM, ITU, МООНДРК, ДН, ОАЕ, ОЗХО, PCA, САДК, UN, МООНСЛ, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МООНЭЭ, МООНК, ВПС, WCL, WCO, ВОЗ, WIPO, WMO, WToO и ВТО.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 10:10:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте