Международное агентство по атомной энергии

редактировать
Международная организация

Международное агентство по атомной энергии
Эмблема Организации Объединенных Наций.svg
Международное агентство по атомной энергии Logo.svg
АббревиатураМАГАТЭ
Формирование29 июля 1957 г.
ТипМеждународная организация
Юридический статусДействует
Штаб-квартираВена, Австрия
Членство172 Страны-члены
ГлаваГенеральный директор Международного агентства по атомной энергии. Рафаэль Гросси
Веб-сайтwww.iaea.org
Международное агентство по атомной энергии находится в Земля Вена (HQ) Вена (штаб-квартира) Нью-Йорк Нью-Йорк Женева Женева Зайберсдорф Зайберсдорф Монако Монако Торонто Торонто Токио Токио Триест Триест Сайты МАГАТЭ по всему миру:.

В Европе:

  • Вена - штаб-квартира
  • Женева - Офис связи
  • Монако - Лаборатория / Исследовательский центр
  • Зайберсдорф - Лаборатория / Исследовательский центр
  • Триест - Лаборатория / Исследовательский центр

В Северной Америке:

  • Нью-Йорк - Офис по связям
  • Торонто - Региональный офис безопасности

В Азии:

  • Токио - Региональная служба безопасности fice

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ ) - это международная организация, которая стремится содействовать мирному использованию ядерной энергии и воспрепятствовать его использованию в любых военных целях, включая ядерное оружие. МАГАТЭ было создано как автономная организация 29 июля 1957 года. Несмотря на то, что МАГАТЭ было создано независимо от Организации Объединенных Наций посредством своего собственного международного договора, Устава МАГАТЭ, МАГАТЭ отчитывается перед Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций и Совет Безопасности.

МАГАТЭ имеет свою штаб-квартиру в Вене, Австрия. У МАГАТЭ есть два "региональных офиса гарантий", которые расположены в Торонто, Канада, и в Токио, Япония. У МАГАТЭ также есть два офиса связи, которые расположены в Нью-Йорке, США, и Женеве, Швейцария. Кроме того, у МАГАТЭ есть лаборатории и исследовательские центры, расположенные в Зайберсдорфе, Австрия, в Монако и в Триесте, Италия.

МАГАТЭ служит межправительственным форумом для научно-технического сотрудничества в мирном использовании ядерных технологий и ядерной энергии во всем мире. Программы МАГАТЭ поощряют развитие мирных применений ядерной энергии, науки и технологий, обеспечивают международные гарантии против неправомерного использования ядерных технологий и ядерных материалов, а также содействуют ядерной безопасности (включая радиационная защита ) и стандарты физической ядерной безопасности и их выполнение.

7 октября 2005 года МАГАТЭ и его бывший Генеральный директор Мохамед эль-Барадей были совместно награждены Нобелевской премией мира. Нынешний генеральный директор - Рафаэль Гросси, аргентинский дипломат, ранее возглавлявший кабинет МАГАТЭ, назначение которого было одобрено на специальной сессии Генеральной конференции МАГАТЭ 2 декабря 2019 года в качестве преемника Юкия Амано, который умер в июле 2019 года.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура и функции
    • 2.1 Общие положения
    • 2.2 Совет управляющих
    • 2.3 Генеральная конференция
    • 2.4 Секретариат
  • 3 Миссии
    • 3.1 Использование в мирных целях
    • 3.2 Гарантии
    • 3.3 Ядерная безопасность
    • 3.4 Критика
  • 4 Членство
  • 5 региональных соглашений о сотрудничестве
    • 5.1 AFRA
    • 5.2 ARASIA
    • 5.3 RCA
    • 5.4 ARCAL
  • 6 Список генеральных директоров
  • 7 Публикации
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Цитируемые работы
  • 10 Внешние ссылки

История

В 1953 году Президент США, Дуайт Д. Эйзенхауэр, в своей статье Атом для мира, предложил создать международный орган для регулирования и содействия мирному использованию атомной энергии (ядерной энергии). обратиться к Генеральной Ассамблее ООН. В сентябре 1954 года Соединенные Штаты предложили Генеральной Ассамблее создать международное агентство для установления контроля над расщепляющимся материалом, который можно было бы использовать либо для ядерной энергетики, либо для ядерного оружия. Это агентство создало бы своего рода «ядерный банк».

Соединенные Штаты также созвали международную научную конференцию по всем мирным аспектам ядерной энергетики. К ноябрю 1954 года стало ясно, что Советский Союз откажется от любого международного хранения расщепляющегося материала, если Соединенные Штаты не согласятся сначала на разоружение, но возможно создание расчетной палаты для ядерных транзакций. С 8 по 20 августа 1955 года Организация Объединенных Наций провела Международную конференцию по использованию атомной энергии в мирных целях в Женеве Швейцария. В октябре 1957 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций состоялась Конференция по Уставу МАГАТЭ, на которой был утвержден учредительный документ МАГАТЭ, переговоры по которому в 1955–1957 гг. Проводились группой из двенадцати стран. Статут МАГАТЭ был утвержден 23 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957 года.

Бывший конгрессмен США У. Стерлинг Коул был первым Генеральным директором МАГАТЭ с 1957 по 1961 год. Коул проработал только один срок, после чего МАГАТЭ возглавляли два шведа почти четыре десятилетия: ученый Сигвард Эклунд занимал эту должность. с 1961 по 1981 год, за ним следовал бывший шведский министр иностранных дел Ханс Бликс, который работал с 1981 по 1997 год. Бликса сменил на посту генерального директора Мохамед эль-Барадей из Египет, прослужил до ноября 2009 года.

Начиная с 1986 года, в ответ на взрыв ядерного реактора и катастрофу около Чернобыля, Украина, МАГАТЭ активизировало свои усилия в области ядерной безопасности. То же самое произошло после катастрофы на Фукусиме в 2011 году в Фукусиме, Япония.

И МАГАТЭ, и его тогдашний генеральный директор Эль-Барадей были удостоены Нобелевской премии мира в 2005 году. В приветственной речи Эль-Барадея в Осло он заявил, что только одного процента денег, потраченных на разработку нового оружия, будет достаточно, чтобы накормить весь мир, и что, если мы надеемся избежать самоуничтожения, ядерному оружию не должно быть места. в нашем коллективном сознании и не играет никакой роли в нашей безопасности.

2 июля 2009 г. Юкия Амано из Японии был избран Генеральным директором МАГАТЭ, победив Абдула Самада Минти из Южной Африки и Луис Эчаварри из Испании. 3 июля 2009 года Совет управляющих проголосовал за назначение Юкия Амано «путем аккламации», и Генеральная конференция МАГАТЭ в сентябре 2009 года одобрила его. Он вступил в должность 1 декабря 2009 года. После смерти Амано его начальник по координации Корнел Ферута из Румынии был назначен исполняющим обязанности генерального директора.

2 августа 2019 года Рафаэль Гросси был представлен как Аргентинский кандидат на пост генерального директора МАГАТЭ. 28 октября 2019 года Совет управляющих МАГАТЭ провел свое первое голосование по избранию нового Генерального директора, однако ни один из кандидатов не получил большинства в две трети в Совет управляющих МАГАТЭ, состоящий из 35 членов, для избрания. На следующий день, 29 октября, прошел второй тур голосования, и Гросси получил 24 из 23 голосов, необходимых для назначения генеральным директором. Он вступил в должность 3 декабря 2019 года. После специального заседания Генеральной конференции МАГАТЭ, на котором было одобрено его назначение, 3 декабря Гросси стал первым латиноамериканцем, возглавившим Агентство.

Структура и функции

Общие

Миссия МАГАТЭ руководствуется интересами и потребностями государств-членов, стратегическими планами и видением, воплощенным в Уставе МАГАТЭ (см. Ниже). Три основных направления - или области работы - лежат в основе миссии МАГАТЭ: безопасность; Наука и технология; и гарантии и проверка.

МАГАТЭ как автономная организация не находится под прямым контролем ООН, но МАГАТЭ отчитывается как Генеральной Ассамблее ООН, так и Совету Безопасности. В отличие от большинства других специализированных международных агентств, МАГАТЭ большую часть своей работы выполняет с Советом Безопасности, а не с Экономическим и Социальным Советом ООН. Структура и функции МАГАТЭ определены его основополагающим документом, Уставом МАГАТЭ (см. Ниже). МАГАТЭ имеет три основных органа: Совет управляющих, Генеральная конференция и Секретариат.

МАГАТЭ существует для того, чтобы добиваться «безопасного, надежного и мирного использования ядерных наук и технологий» (Pillars 2005). МАГАТЭ выполняет эту миссию с тремя основными функциями: инспекция существующих ядерных объектов для обеспечения их мирного использования, предоставление информации и разработка стандартов для обеспечения безопасности и сохранности ядерных объектов, а также в качестве центра для различных областей науки, связанных с мирное применение ядерных технологий.

МАГАТЭ признает знания самым ценным активом и ресурсом ядерной энергетики, без которых отрасль не может работать безопасно и экономично. После принятия Генеральной конференцией МАГАТЭ с 2002 года резолюции Управление ядерными знаниями была создана официальная программа для решения приоритетных задач государств-членов в 21-м веке.

В 2004 году МАГАТЭ разработало Программа действий по лечению рака (ПДЛР). PACT отвечает потребностям развивающихся стран в создании, улучшении или расширении программ лучевой терапии. МАГАТЭ собирает деньги, чтобы помочь усилиям своих государств-членов по спасению жизней и уменьшению страданий жертв рака.

МАГАТЭ разработало программы, чтобы помочь развивающимся странам в планировании систематического наращивания потенциала для управления ядерной энергетикой. Программа, в том числе Интегрированная группа по ядерной инфраструктуре, которая выполнила миссии по комплексному обзору ядерной инфраструктуры в Индонезии, Иордании, Таиланде и Вьетнаме. МАГАТЭ сообщает, что около 60 стран рассматривают вопрос о том, как включить ядерную энергетику в свои энергетические планы.

Для расширения обмена информацией и опытом между государствами-членами МАГАТЭ в отношении сейсмической безопасности ядерных объектов в 2008 году МАГАТЭ учредило Международный центр сейсмической безопасности. Этот центр устанавливает стандарты безопасности и обеспечивает их применение в отношении выбора площадки, оценки площадки и сейсмического проектирования.

Совет управляющих

Совет управляющих - один из двух директивных органов МАГАТЭ. Совет состоит из 22 государств-членов, избранных Генеральной конференцией, и не менее 10 государств-членов, назначенных уходящим Советом. В уходящий Совет назначаются десять членов, которые являются наиболее продвинутыми в технологии атомной энергетики, а также наиболее продвинутые члены из любой из следующих областей, которые не представлены в первой десятке: Северная Америка, Латинская Америка, Запад Европа, Восточная Европа, Африка, Ближний Восток и Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Тихий океан и Дальний Восток. Эти члены назначаются сроком на один год. Генеральная конференция избирает 22 члена от остальных стран на двухлетний срок. Одиннадцать человек избираются ежегодно. 22 избранных члена также должны представлять оговоренное географическое разнообразие. 35 членов Правления на период 2018–2019 гг.: Аргентина, Армения, Австралия, Азербайджан, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Эквадор, Египет, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Иордания, Кения, Республика Корея, Марокко, Нидерланды, Нигер, Пакистан, Португалия, Российская Федерация, Сербия, Южная Африка, Судан, Швеция, Таиланд, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Уругвай и Боливарианская Республика Венесуэла.

Совет на своих пяти ежегодных заседаниях отвечает за выработку большей части политики МАГАТЭ. Совет дает рекомендации Генеральной конференции относительно деятельности и бюджета МАГАТЭ, отвечает за публикацию стандартов МАГАТЭ и назначает Генерального директора при условии утверждения Генеральной конференцией. Каждый член правления получает один голос. По бюджетным вопросам требуется большинство в две трети голосов. Все остальные вопросы требуют простого большинства. Простое большинство также имеет право определять вопросы, для решения которых впоследствии потребуется большинство в две трети голосов. Для объявления голосования должны присутствовать две трети всех членов Совета. Правление избирает своего председателя.

Генеральная конференция

Генеральная конференция состоит из всех 172 государств-членов. Он собирается один раз в год, обычно в сентябре, для утверждения действий и бюджетов, принятых Советом управляющих. Генеральная конференция также утверждает кандидата на пост Генерального директора и запрашивает у Совета отчеты по рассматриваемым вопросам (Устав). Каждый участник получает один голос. Вопросы бюджета, поправки к Уставу и приостановления привилегий члена требуют большинства в две трети голосов, а все другие вопросы требуют простого большинства. Как и Правление, Генеральная конференция может простым большинством определять вопросы, требующие большинства в две трети голосов. Генеральная конференция избирает президента на каждом ежегодном собрании для обеспечения эффективного проведения собрания. Президент действует только на время сессии (Устав).

Основная функция Генеральной конференции - служить форумом для обсуждения текущих вопросов и политики. Любой из других органов МАГАТЭ, Генеральный директор, Совет и государства-члены могут вносить вопросы для обсуждения Генеральной конференцией (IAEA Primer). Эта функция Генеральной конференции почти идентична Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций.

Секретариату

Секретариат - это профессиональный и общий обслуживающий персонал МАГАТЭ. Секретариат возглавляет генеральный директор. Генеральный директор несет ответственность за исполнение решений, принятых Советом управляющих и Генеральной конференцией. Генеральный директор избирается Советом и утверждается Генеральной конференцией на возобновляемый четырехлетний срок. Генеральный директор курирует шесть департаментов, которые выполняют фактическую работу по реализации политики МАГАТЭ: ядерная энергия, ядерная безопасность, ядерные науки и приложения, гарантии, техническое сотрудничество и управление.

Бюджет МАГАТЭ состоит из двух частей. Из регулярного бюджета финансируется большая часть деятельности МАГАТЭ, и он начисляется каждому государству-члену (344 миллиона евро в 2014 году). Фонд технического сотрудничества финансируется за счет добровольных взносов с общей целью в размере 90 миллионов долларов США.

Миссии

Обычно описывается, как МАГАТЭ выполняет три основные задачи:

  • Использование в мирных целях : Содействие использованию ядерной энергии в мирных целях государствами-членами,
  • Гарантии : Реализация гарантий для подтверждения того, что ядерная энергия не используется в военных целях, и
  • Ядерная безопасность : Продвижение высоких стандартов для ядерной безопасности.

Использование в мирных целях

Согласно Статье II Устава МАГАТЭ, цель МАГАТЭ - «ускорить и увеличить вклад атомной энергии в мир, здоровье и процветание во всем мире. " Его основные функции в этой области, согласно Статье III, заключаются в поощрении исследований и разработок, обеспечении или предоставлении материалов, услуг, оборудования и средств для государств-членов, содействии обмену научной и технической информацией и обучению.

Три из шести департаментов МАГАТЭ в основном отвечают за содействие мирному использованию ядерной энергии. Департамент ядерной энергии уделяет особое внимание предоставлению консультаций и услуг государствам-членам по вопросам ядерной энергетики и ядерного топливного цикла. Департамент ядерных наук и приложений специализируется на использовании неэнергетических ядерных и изотопных методов, чтобы помочь государствам-членам МАГАТЭ в областях воды, энергетики, здравоохранения, биоразнообразия и сельского хозяйства. Департамент технического сотрудничества оказывает прямую помощь государствам-членам МАГАТЭ в рамках национальных, региональных и межрегиональных проектов посредством обучения, миссий экспертов, научных обменов и предоставления оборудования.

Гарантии

В статье II Устава МАГАТЭ двойная цель Агентства определяется как содействие использованию атомной энергии в мирных целях и <<обеспечение, насколько это возможно, того, чтобы помощь, предоставляемая им, либо по его запросу, либо под его наблюдением или контролем, не использовалась. таким образом, чтобы способствовать любой военной цели ". Для этого МАГАТЭ уполномочено в статье III.A.5 Устава "устанавливать и применять гарантии, предназначенные для обеспечения того, чтобы специальные расщепляющиеся и другие материалы, услуги, оборудование, установки и информация предоставлялись Агентством или по его адресу. по запросу или под его надзором или контролем не используются таким образом, чтобы способствовать достижению каких-либо военных целей; и для применения гарантий по просьбе сторон к любому двустороннему или многостороннему соглашению или по запросу государства к любому деятельности этого государства в области атомной энергии ".

Департамент гарантий несет ответственность за выполнение этой задачи с помощью технических мер, направленных на проверку правильности и полноты ядерных заявлений государств.

Ядерная безопасность

Международные политические отношения в области радиологической защиты.

МАГАТЭ классифицирует безопасность как один из трех своих главных приоритетов. В 2011 году он потратил 8,9% из своего регулярного бюджета в 352 миллиона евро (469 миллионов долларов) на обеспечение безопасности предприятий от аварий. Его ресурсы используются для решения двух других задач: технического сотрудничества и предотвращения распространения ядерного оружия.

Само МАГАТЭ заявляет, что, начиная с 1986 года, в ответ на взрыв ядерного реактора и катастрофу недалеко от Чернобыля, Украина, МАГАТЭ удвоило свои усилия в области ядерной безопасности. МАГАТЭ заявляет, что то же самое произошло после катастрофы на Фукусиме в Фукусиме, Япония.

В июне 2011 года глава МАГАТЭ заявил, что он «широко поддерживает свой план по усилению международных проверок безопасности на атомных электростанциях, чтобы избежать любое повторение японского кризиса на Фукусиме ». Были предложены экспертные оценки безопасности реакторов по всему миру, организованные МАГАТЭ.

Критика

Эксперты МАГАТЭ на АЭС Фукусима-Дайити Блок 4.

В 2011 году, Российский специалист по ядерной аварии Юлий Андреев критически отозвался о реакции на Фукусиму и говорит, что МАГАТЭ ничего не извлекло из чернобыльской катастрофы 1986 года . Он обвинил МАГАТЭ и корпорации в том, что они «намеренно игнорируют уроки самой страшной ядерной аварии в мире 25 лет назад, чтобы защитить развитие отрасли». Роль МАГАТЭ «как сторонника ядерной энергетики сделала его целью протестов».

Журнал Nature сообщил, что реакция МАГАТЭ на ядерную катастрофу на Фукусима-дайити в 2011 году в Японии была «вялый и иногда сбивающий с толку», призывая агентство «играть более активную роль в обеспечении ядерной безопасности». Но ядерные эксперты говорят, что сложный мандат агентства и ограничения, налагаемые его государствами-членами, означают, что реформы не произойдут быстро и легко, хотя его «чрезвычайная шкала INES, скорее всего, будет пересмотрена», учитывая запутанный способ, которым она использовалась в Япония.

Некоторые ученые говорят, что ядерные аварии на Фукусиме показали, что ядерная промышленность не имеет достаточного надзора, что привело к повторным призывам пересмотреть мандат МАГАТЭ, чтобы оно могло лучше контролировать атомные электростанции во всем мире. У МАГАТЭ есть несколько проблем, говорит Наджмедин Мешкати из Университета Южной Калифорнии :

Оно рекомендует стандарты безопасности, но государства-члены не обязаны их соблюдать; продвигает ядерную энергию, но также контролирует использование ядерной энергии; это единственная глобальная организация, наблюдающая за отраслью ядерной энергетики, но она также отягощена проверкой соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

В 2011 году журнал Nature сообщил, что Международное агентство по атомной энергии должно быть усилены для проведения независимых оценок ядерной безопасности и того, что «общественности будет лучше, если МАГАТЭ будет более способно давать откровенные и независимые оценки ядерных кризисов по мере их развития».

Членство

Государства-члены Членство одобрено Членство отменено Не члены

Процесс присоединения к МАГАТЭ довольно прост. Обычно государство уведомляет Генерального директора о своем желании присоединиться, и директор подает заявку на рассмотрение Совета. Если Совет рекомендует утвердить, а Генеральная конференция одобряет заявку на членство, государство должно затем представить свой документ о принятии Устава МАГАТЭ в Соединенные Штаты, которые функционируют в качестве правительства-депозитария Устава МАГАТЭ. Государство считается членом, когда его письмо о принятии депонировано. Затем Соединенные Штаты информируют МАГАТЭ, которое уведомляет другие государства-члены МАГАТЭ. Подписание и ратификация Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) не являются предварительными условиями для членства в МАГАТЭ.

МАГАТЭ насчитывает 172 государства-члена. Большинство членов ООН и Святой Престол являются государствами-членами МАГАТЭ. Государства, не являющиеся членами Кабо-Верде (2007), Тонга (2011), Гамбия (2016), Гвинея (2020), и Самоа (2020) были утверждены для членства и станут государством-членом, если они сдадут на хранение необходимые правовые документы.

Четыре государства вышли из МАГАТЭ. Северная Корея была государством-членом с 1974 по 1994 год, но вышла из нее после того, как Совет управляющих обнаружил, что она не соблюдает свое соглашение о гарантиях, и приостановил большую часть технического сотрудничества. Никарагуа стала членом в 1957 году, вышла из состава в 1970 году и воссоединилась в 1977 году, Гондурас присоединился в 1957 году, вышел в 1967 году и вернулся в 2003 году, Камбоджа присоединилась в 1958 году, вышла в 2003 году и снова присоединилась в 2009 году.

Соглашения о региональном сотрудничестве

В МАГАТЭ существует четыре области регионального сотрудничества, которые обмениваются информацией и организуют конференции в своих регионах:

AFRA

Африканское региональное соглашение о сотрудничестве для исследований, разработок и обучения в области ядерной науки и технологий (AFRA):

АРАЗИЯ

Соглашение о сотрудничестве арабских государств в Азии в области исследований, разработок и обучения, связанных с ядерной наукой и Технологии (АРАЗИЯ):

RCA

Региональное соглашение о сотрудничестве в области исследований, разработок и обучения в области ядерной науки и технологий для Азии и Тихого океана (RCA):

ARCAL

Соглашение о сотрудничестве по развитию ядерной науки и технологий в Латинской Америке и Карибском бассейне (ARCAL):

Список генеральных директоров

ИмяНациональностьПродолжительностьПродолжительность (лет)
W. Стерлинг Коул США США1 декабря 1957 г. - 30 ноября 1961 г.4
Сигвард Эклунд Швеция Швед1 декабря 1961 г. - 30 ноября 1981 г.20
Ханс Бликс Швеция Швед1 декабря 1981 г. - 30 ноября 1997 г.16
Мохамед эль-Барадей Египет Египтянин1 декабря 1997 г. - 30 ноября 2009 г.12
Юкия Амано Япония Японец1 декабря 2009 г. - 18 июля 2019 г.9
Рафаэль Гросси Аргентина Аргентинец3 декабря 2019 г. -

Публикации

Ежегодный отчет МАГАТЭ, который обычно выпускается в июле каждого года, суммирует и освещает события, произошедшие за последний год в основных областях работы Агентства. Он включает в себя сводку основных проблем, мероприятий и достижений, а также таблицы и графики состояния, связанные с гарантиями, безопасностью, наукой и технологиями.

См. Также

Radioactive.svg Портал ядерных технологий Crystal energy.svg Энергетический портал

Ссылки

Примечания

Процитированные работы

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Международным агентством по атомной энергии.
Викиисточник содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Устав Международного агентства по атомной энергии
Награды и достижения
Предшественник. Вангари Мута Маатаи лауреат Нобелевской премии мира. с Мохамедом эль-Барадеем. 2005Преемником. Grameen Bank. и. Мухаммад Юнус

Координаты : 48 ° 14′2 ″ N 16 ° 24′58 ″ E / 48,23389 ° N 16,41611 ° E / 48,23389; 16.41611

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:23:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте