Операция FB

редактировать

Операция FB
Часть арктических военно-морских операций во время Второй мировой войны
Исландия (орфографическая проекция).svg . Карта с изображением Исландии, западное начало и конечная точка ответных рейсов в Мурманск и обратно
Дата29 октября - 9 ноября 1942 г.
МестоположениеСеверный Ледовитый океан 68 ° 58′N 33 ° 05′E / 68,967 ° с.ш., 33,083 ° в.д. / 68,967; 33,083 Координаты : 68 ° 58'N 33 ° 05'E / 68,967 ° N 33,083 ° E / 68,967; 33.083
РезультатНеубедительный
Воюющие стороны
Союзники Державы Оси (Нацистская Германия )
Командиры и лидеры
Джон Тови. Арсений Головко Эрих Редер
Участвующие подразделения
Королевский флот. Советский флот. Прибрежное командование RAF. Советские силы ПВО. Торговый флот. Торговый флот США. торговые суда союзных и нейтральных странЛюфтваффе. Кригсмарине
численность
восточное направление: 13 торговых судов. эскорт (запад): 4 противолодочные траулеры. эскорт (восток): 3 траулера
Потери и потери
Потоплены: 5. Затонувшие: 1. Отзыв: 3
23 советских независимых плавания 29 октября 1942 - 24 января 1943, 1 потоплен

Операция FB (29 октября - 9 ноября 1942 г.) проводилась в рамках полярных конвоев времен Второй мировой войны. Операция состояла из самостоятельных плаваний торговых судов без сопровождения между Исландией и Мурманск. В конце 1942 года союзники перешли в наступление на Германия, но отправка грузов в СССР конвоем по арктическому маршруту была приостановлена ​​из-за требований Средиземноморской кампании. Конвой PQ 19 был отменен, поскольку Флот метрополии перебросил корабли в Средиземное море для операции «Факел» (8–16 ноября 1942 г.), которую пришлось бы отложить на три недели, если бы корабли были предоставлены. для PQ 19.

Переговоры между премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и президентом США Франклином Д. Рузвельтом привели к тому, что корабли отправлялись в Россию самостоятельно из Исландии в качестве заменяет PQ 19, используя для укрытия долгую арктическую зимнюю ночь. Корабли шли примерно с интервалом в двенадцать часов, а семь траулеров были высажены вдоль маршрутов в качестве спасательных судов. Из тринадцати рейсов в Россию пять прибыло и из 23 самостоятельных отправлений из СССР 22 корабля достигли места назначения. Исходящая серия конвоев JW началась с Convoy JW 51A (15–25 декабря 1942 г.), возвращение называлось RW.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Арктические конвои
    • 1.2 Разведка сигналов
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Перерыв в конвое
    • 2.2 Люфтваффе и Кригсмарине
  • 3 Операция FB
    • 3.1 29 Октябрь - 2 ноября
    • 3,2 2 ноября 1942 г. - 24 января 1943 г.
    • 3.3 Конвой QP 15
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
  • 5 Список кораблей
    • 5.1 На восток
      • 5.1.1 Отозван
      • 5.1.2 Затонул (в восточном направлении)
      • 5.1.3 Затонул (в западном)
      • 5.1.4 Прибыл
    • 5.2 Советские независимые рейсы
  • 6 Примечания
  • 7 Сноски
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Предыстория

Арктические конвои

В октябре 1941 г., после операции «Барбаросса», немецкое вторжение в СССР, начало которому положил 22 июня премьер-министр Уинстон Черчилль, обязался каждые десять дней отправлять конвой в арктические порты СССР и доставлять 1200 танков в месяц с июля 1942 года по январь 1943 года., затем на 2 000 танков и еще на 3 600 самолетов больше, чем было обещано. Первая колонна должна была прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующая колонна должна была покинуть Исландию 22 октября. Разнообразные британские, союзные и нейтральные корабли, загруженные военными припасами и сырьем для советских военных операций, будут собраны в Хвалфьордуре, Исландия, удобном для судов по обе стороны Атлантики.

К концу 1941 г. система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была создана в Арктике; коммодор конвоя следил за тем, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на инструктаже перед отплытием, чтобы организовать управление конвоем, который плыл длинными рядами коротких колонн. Коммодор обычно был отставным морским офицером, находившимся на борту корабля, обозначенного белой подвеской с синим крестом. Коммодору помогала группа сигналов ВМС из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флаги и телескопы для передачи сигналов, закодированных из книг, которые носили в сумке и взвешивали для сброса за борт. В больших конвоях коммодору помогали заместители и тыловые коммодоры, которые контролировали скорость, курс и зигзаги торговых судов и поддерживали связь с командиром эскорта.

Из-за потерь Конвой PQ 18 (2–21 сентября) в Арктике и Операция «Факел» (8–16 ноября) в Средиземном море, для чего пришлось сопровождать более 500 судов, большая часть британских Флот метрополии был отправлен на юг. Соединенные Штаты и Великобритания приостановили арктические конвои в Советский Союз на осень. Президент США Франклин Д. Рузвельт поддержал отправку PQ 19, но британцы ответили, что это задержит Torch на три недели. Рузвельт предлагал отправить три конвоя меньшего размера с меньшим количеством эскортов, но Уинстон Черчилль назвал это нереальным. Советские войска вели Сталинградскую битву (23 августа 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) на Восточном фронте, и эта пауза вызвала сильное недовольство советского руководства, которое оценило британские причины прекращение арктических конвоев, чтобы быть ложным. Британцы утверждали, что в непрекращающихся операциях Флота метрополии соотношение боевых кораблей к конвоируемым торговым судам в Арктике составляло почти 1: 1, и что британский вклад в развитие Красной Армии танками и самолетами намного превышал вклад США <55.>

Разведка сигналов

Британская Государственная школа кодекса и шифра (GCCS), базирующаяся в Блетчли-Парк, размещала небольшую индустрию взломщиков кодов и аналитики трафика. К июню 1941 года взломщики кодов могли быстро читать немецкие машинные шифры Enigma в настройках Home Waters, используемых надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины Enigma, используемые на подводных лодках в Атлантике и Средиземном море, были усложнены, что британцы не могли прочесть до декабря 1942 года, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали работать с более старой Enigma. В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst (B-Dienst, Служба наблюдения) из Kriegsmarine Marinenachrichtendienst (MND, Служба военно-морской разведки) сломал Naval Cypher № 3, пока Январь 1943 года.

К середине 1941 года британские Y-станции могли принимать и читать передачи Люфтваффе W / T и выдавать предупреждение об операциях Люфтваффе. В 1941 году группы перехвата под кодовым названием Headaches были отправлены на боевые корабли, а с мая 1942 года специальные компьютеры отправились в плавание с адмиралами крейсеров, командовавшими эскортом конвоев, для считывания сигналов W / T Люфтваффе, которые не могли быть перехвачены наземными станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило на компьютеры подробную информацию о частотах радиосвязи Люфтваффе, позывных и ежедневных местных кодах. В сочетании с их знанием процедур Люфтваффе компьютеры могли давать довольно точные детали немецких разведывательных вылетов и иногда предсказывать атаки за двадцать минут до их обнаружения радаром.

Prelude

Convoy hiatus

Карта, показывающая остров Медвежий (Бьёрноя) к югу от Шпицбергена (Шпицберген )

Арктической осенью время светового дня уменьшалось, и к середине зимы в полдень оставались только сумерки, условия, при которых конвои имели наилучшие шансы уклониться от немецких самолетов, корабли и подводные лодки. Уцелевшие корабли PQ 18 (2–21 сентября 1942 г.) все еще находились в советских портах, разгружены и ожидают возвращения. Сорок кораблей были готовы отправиться в СССР в составе конвоя PQ 19, но эта операция с конвоями была приостановлено англичанами, к ужасу США и гневу СССР. Предложение о том, что некоторые корабли должны плавать независимо друг от друга, получило благосклонность, и британский судовладелец Дж. А. Бильмейр предложил денежные премии в размере £ 100 каждый для офицеров и 50 фунтов стерлингов за рейтинг для волонтеров. Русские также попросили, чтобы два советских корабля, стоящих на якоре в Исландии, были отправлены самостоятельно в Архангельск.

Фридрих Энгельс отплыл 11 августа, а Беломорканал последовал за ним на следующий день, оба достигли Архангельска, что усилило оптимизм по поводу Адмиралтейство, что более медленные торговые суда, которые были частью PQ 19, могли подражать подвигу в удлиняющейся арктической ночи. Черчилль заверил Рузвельта, что все отправленные корабли будут британскими с экипажами добровольцев, но это было неправдой. 13 октября крейсер HMS Argonaut с эсминцами HMS Intrepid и Obdurate отплыл в Архангельск с медпунктом, оборудованным для людей, пострадавших от ран и травм; Самолеты-разведчики люфтваффе заметили корабли, но они не были атакованы. По возвращении корабли несли экипаж и наземный персонал двух эскадрилий Hampden бомбардировщиков-торпедоносцев, базировавшихся в России во время операции «Оратор» в сентябре.

Люфтваффе и Кригсмарине

С 24 по 28 сентября немецкий крейсер «Адмирал Хиппер» и пять эсминцев провели вылет на заминирование западного побережья Новой Земли. 5 ноября Адмирал Хиппер снова отплыл с 5-й флотилией эсминцев в составе Z29, Z30, Фридриха Экольдта и Рихарда Брайтцена после получения информации с самолетов и подводных лодок о том, что отдельные корабли союзников проходят через Баренцево море. Немцы намеревались использовать отсутствие большей части Флота метрополии для атаки конвоев с адмиралом Хиппером, но погода была слишком плохой для эсминцев сопровождения, и операция против Convoy QP 15 была отменена. В ноябре Luftflotte 5, немецкое воздушное командование в Норвегии и Финляндии, было приказано перебросить свои бомбардировщики Ju 88 и He 111 и торпедоносцы в Средиземное море против операции «Факел», решение, которое британцы получили через Ультра перехватывает. В Норвегии остались только гидросамолеты Heinkel 115, пригодные для торпедных атак на отставших, и несколько пикирующих бомбардировщиков Ju 87, а также несколько самолетов дальней разведки для наблюдения за поверхностью и Силы подводных лодок.

Операция FB

29 октября - 2 ноября

Плавание FB. 29 октября - 2 ноября 1942 г.
СССРКОт
Плавание1323
Возвращено. назад3ноль
Затонуло41
Обломки1ноль
Прибыло522

29 В октябре корабли отходили из Исландии с интервалом примерно в двенадцать часов [200 морских миль (230 миль; 370 км)], британские и американские торговые суда совершали попеременные плавания вместе с советским судном. Корабли следовали разными маршрутами и находились под охраной подводных патрулей к северу от Медвежьего острова. противолодочные траулеры Cape Palliser, Northern Pride, Northern Spray и St Elstan образовали линию по маршруту из Исландии в Мурманск, откуда, мыс Аргона, Мыс Мариато и Сент-Кенан отплыли, чтобы обеспечить восточное продолжение линии. Northern Spray атаковал подводную лодку, и необычная разведка Catalina вдоль пути, за которым должны были следовать корабли, вызвала подозрения немцев. Британцы и США Джон Х. Б. Латроб были отозваны в качестве меры предосторожности.

2 ноября 1942 г. - 24 января 1943 г.

2 ноября Empire Gilbert был потоплен U-586 (Kapitänleutnant Dietrich von der Esch) у берегов Исландии, и 4 ноября разведывательный самолет Küstenfliegergruppe 406 начал обнаруживать корабли. Junkers Ju 88s из I / KG 30 вызван на место происшествия, разбомбил и потопил советский корабль «Декабрист», а II / KG 30 повредил Chulmleigh и, что было закончено Вылетает U-354 (капитан-лейтенант Карл-Хайнц Хербшлеб) позже в тот же день. 5 ноября Каталина к северу от Исландии заметила и затонула U-408 (Korvettenkapitän Reinhard von Hymmen). Чалмли сел на мель на Сёркапп (Южный мыс) главного острова Шпицберген ; неспособный подняться с мели и выведенный из строя в результате бомбардировок, он был брошен и торпедирован U-625 16 ноября. Экипаж претерпел шестинедельные испытания на Шпицбергене, прежде чем был спасен Свободными норвежскими оккупационными силами. 6 ноября затонула U-625 (Oberleutnant zur See Hans Benker), которая погибла со всех сторон. Пять британских и американских кораблей достигли России и пять советских кораблей, отплывающих из Мурманска, достигли Исландии; с более поздними рейсами прибыло 22 корабля. Советский танкер «Донбасс» был потоплен немецким эсминцем Z27 7 ноября вместе с вспомогательным эскортным кораблем Musson.

Конвой QP 15

Конвой QP 15 (коммодор конвоя, Капитан В. К. Мик) был обратным конвоем из тридцати пустых торговых судов из СССР и был последним из серии QP. Конвой вышел из Архангельска 17 ноября с 14 американскими, 8 британскими, 7 советскими, одним панамским торговым судном и спасательным судном Copeland. Один из кораблей США не вышел в путь, а другой сел на мель, и оба были слишком поздно, чтобы их догнать; спасательное судно Rathlin также осталось с поврежденным рулем направления. Конвой имел местный эскорт из четырех тральщиков, а в непосредственном эскорте входили тральщик и четыре корвета; Советские эсминцы Баку и Сокрушительный сопровождали до 20 ноября. Сопровождавшие конвой четыре британских эсминца с Кольского края высадились 26 ноября из-за нехватки топлива. Два британских крейсера и три эсминца заняли стоянку к западу от острова Медвежий, а четыре подводные лодки были отправлены на патрулирование возле Альтенфьорда для сдерживания надводных рейдеров. Конвой все еще можно было разгромить к северу от острова Медвежий, и разведка сообщила о переброске бомбардировщиков и торпедоносцев Люфтваффе в Средиземное море.

20 ноября разразился шторм и разогнал конвой в сезон вечная тьма. Баку был сильно поврежден штормом, но сумел вернуться в порт; большая волна ударила по Сокрушительному и оторвала корму. Разведывательные самолеты люфтваффе были остановлены, а корабли Кригсмарине остались в порту, как и надеялись англичане при планировании конвоя. Три советских эсминца были отправлены на помощь Баку и сумели спасти 187 членов экипажа с «Сокрушительного», но не смогли спасти корабль, который затонул 22 ноября. Ни одна из двух британских групп эсминцев подкрепления не нашла конвой, который к западу от острова Медвежий был раздроблен. 23 ноября U-625 торпедировал и потопил британское грузовое судно Goolistan, а позже в тот же день U-601 потопил советское грузовое судно «Кузнец Лесов»; оба корабля были потеряны со всех сторон. Остальные торговые суда были собраны в две группы и прибыли в Лох-Эве на севере Шотландии 30 ноября и 3 декабря.

Последствия

Анализ

Три корабля для севера России получили приказ повернуть назад после обнаружения подводной лодки, четыре были потоплены, один потерпел крушение и пять благополучно прибыли. На обратном пути в Исландию отплыло 23 корабля, один был потоплен и 22 прибыли. В 1956 году официальный британский военно-морской историк Стивен Роскилл писал, что

Эти независимые плавания оказались более успешными, чем некоторые ожидали.

Тактика независимых плаваний напоминала «патрулирование и самостоятельные плавания». "Первой мировой войны, которые Ричард Вудман назвал" абсурдным приемом "и были" совершенно бесполезны ". Похожая инициатива советских властей в начале 1943 года о том, чтобы корабли самостоятельно следовали в западном направлении, потерпела одну потерю из 23 плаваний. QP 15, последний из конвоев PQ – QP, отправился из Архангельска 17 ноября и прибыл в Лох-Эве 30 ноября. Последующим конвоям были присвоены коды JW для конвоев в СССР и RA для обратных конвоев.

Список судов

Восточное направление

Отозвано

Данные для этого раздела взято из Ruegg and Hague (1993)

  • Briarwood
  • Daldorch
  • John HB Latrobe

Затонувший (в восточном направлении)

Данные для этого раздела взяты из Woodman (2004)), если не указано иное.

  • 2 ноября: Empire Gilbert (Великобритания) потоплен U-586
  • 4 ноября: SS Dekabrist (СССР) бомбит I / KG 30
  • 4 ноября: Уильям Кларк (США) потоплен бомбардировкой I / KG 30, потоплен U-354
  • 6 ноября: Empire Sky (Великобритания) потоплен U-625
  • 6 Ноябрь: Чалмли (Великобритания) на мели Саут-Кейп, Шпицберген, заброшен, подвергся бомбардировке II / KG 30; 16 ноября, торпедирован и обстрелян U-625

Потоплен (в западном направлении)

Данные для этого разреза взяты из Rohwer and Hummelchen (1972), если не указано иное.

прибыл

Данные для этого участка взяты из Ruegg и Гаага (1993)

  • Empire Galliard (Великобритания)
  • Empire Scott (UK)
  • Хью Уильямсон (США)
  • Ричард Х. Алви (США)
  • Джон Уокер (США)

Советское независимое плавание

С 29 октября 1942 года по 24 января 1943 года из 23 судов, направлявшихся из СССР, прибыло 22. (Данные для этого раздела взяты из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное.)

  • Алдан
  • Азербайджан
  • Чернышевск
  • Донбасс (затоплен)
  • Двина
  • Элна II
  • Кара
  • Комсомолец Арктики
  • Красное Знамя
  • Кузбасс
  • Мироныч
  • Моссовет прибыл в СССР
  • Мста
  • OB
  • Охта
  • Осмуссаар
  • Сакко
  • Шексна
  • Шилка
  • Сорока
  • Урицкий
  • Ванцетти
  • Ветлуга
Примечания
Сноски
Ссылки
Дополнительная литература
  • Хатсон, ХК (2012). Арктическая интерлюдия: Независимость от Северной России (6-е изд.). Независимая публикация CreateSpace. ISBN 978-1-4810-0668-2.
  • Ричардс, Денис; Св. Г. Сондерс, Х. (1975) [1954]. Королевские военно-воздушные силы 1939–1945: борьба Avails. История Второй мировой войны, Военная серия. II (pbk. Ed.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-771593-6. Проверено 14 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:01:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте