Операция FB | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических военно-морских операций во время Второй мировой войны | |||||||
. Карта с изображением Исландии, западное начало и конечная точка ответных рейсов в Мурманск и обратно | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Союзники | Державы Оси (Нацистская Германия ) | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джон Тови. Арсений Головко | Эрих Редер | ||||||
Участвующие подразделения | |||||||
Королевский флот. Советский флот. Прибрежное командование RAF. Советские силы ПВО. Торговый флот. Торговый флот США. торговые суда союзных и нейтральных стран | Люфтваффе. Кригсмарине | ||||||
численность | |||||||
восточное направление: 13 торговых судов. эскорт (запад): 4 противолодочные траулеры. эскорт (восток): 3 траулера | |||||||
Потери и потери | |||||||
Потоплены: 5. Затонувшие: 1. Отзыв: 3 | |||||||
23 советских независимых плавания 29 октября 1942 - 24 января 1943, 1 потоплен |
Операция FB (29 октября - 9 ноября 1942 г.) проводилась в рамках полярных конвоев времен Второй мировой войны. Операция состояла из самостоятельных плаваний торговых судов без сопровождения между Исландией и Мурманск. В конце 1942 года союзники перешли в наступление на Германия, но отправка грузов в СССР конвоем по арктическому маршруту была приостановлена из-за требований Средиземноморской кампании. Конвой PQ 19 был отменен, поскольку Флот метрополии перебросил корабли в Средиземное море для операции «Факел» (8–16 ноября 1942 г.), которую пришлось бы отложить на три недели, если бы корабли были предоставлены. для PQ 19.
Переговоры между премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и президентом США Франклином Д. Рузвельтом привели к тому, что корабли отправлялись в Россию самостоятельно из Исландии в качестве заменяет PQ 19, используя для укрытия долгую арктическую зимнюю ночь. Корабли шли примерно с интервалом в двенадцать часов, а семь траулеров были высажены вдоль маршрутов в качестве спасательных судов. Из тринадцати рейсов в Россию пять прибыло и из 23 самостоятельных отправлений из СССР 22 корабля достигли места назначения. Исходящая серия конвоев JW началась с Convoy JW 51A (15–25 декабря 1942 г.), возвращение называлось RW.
В октябре 1941 г., после операции «Барбаросса», немецкое вторжение в СССР, начало которому положил 22 июня премьер-министр Уинстон Черчилль, обязался каждые десять дней отправлять конвой в арктические порты СССР и доставлять 1200 танков в месяц с июля 1942 года по январь 1943 года., затем на 2 000 танков и еще на 3 600 самолетов больше, чем было обещано. Первая колонна должна была прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующая колонна должна была покинуть Исландию 22 октября. Разнообразные британские, союзные и нейтральные корабли, загруженные военными припасами и сырьем для советских военных операций, будут собраны в Хвалфьордуре, Исландия, удобном для судов по обе стороны Атлантики.
К концу 1941 г. система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была создана в Арктике; коммодор конвоя следил за тем, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на инструктаже перед отплытием, чтобы организовать управление конвоем, который плыл длинными рядами коротких колонн. Коммодор обычно был отставным морским офицером, находившимся на борту корабля, обозначенного белой подвеской с синим крестом. Коммодору помогала группа сигналов ВМС из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флаги и телескопы для передачи сигналов, закодированных из книг, которые носили в сумке и взвешивали для сброса за борт. В больших конвоях коммодору помогали заместители и тыловые коммодоры, которые контролировали скорость, курс и зигзаги торговых судов и поддерживали связь с командиром эскорта.
Из-за потерь Конвой PQ 18 (2–21 сентября) в Арктике и Операция «Факел» (8–16 ноября) в Средиземном море, для чего пришлось сопровождать более 500 судов, большая часть британских Флот метрополии был отправлен на юг. Соединенные Штаты и Великобритания приостановили арктические конвои в Советский Союз на осень. Президент США Франклин Д. Рузвельт поддержал отправку PQ 19, но британцы ответили, что это задержит Torch на три недели. Рузвельт предлагал отправить три конвоя меньшего размера с меньшим количеством эскортов, но Уинстон Черчилль назвал это нереальным. Советские войска вели Сталинградскую битву (23 августа 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) на Восточном фронте, и эта пауза вызвала сильное недовольство советского руководства, которое оценило британские причины прекращение арктических конвоев, чтобы быть ложным. Британцы утверждали, что в непрекращающихся операциях Флота метрополии соотношение боевых кораблей к конвоируемым торговым судам в Арктике составляло почти 1: 1, и что британский вклад в развитие Красной Армии танками и самолетами намного превышал вклад США <55.>
Британская Государственная школа кодекса и шифра (GCCS), базирующаяся в Блетчли-Парк, размещала небольшую индустрию взломщиков кодов и аналитики трафика. К июню 1941 года взломщики кодов могли быстро читать немецкие машинные шифры Enigma в настройках Home Waters, используемых надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины Enigma, используемые на подводных лодках в Атлантике и Средиземном море, были усложнены, что британцы не могли прочесть до декабря 1942 года, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали работать с более старой Enigma. В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst (B-Dienst, Служба наблюдения) из Kriegsmarine Marinenachrichtendienst (MND, Служба военно-морской разведки) сломал Naval Cypher № 3, пока Январь 1943 года.
К середине 1941 года британские Y-станции могли принимать и читать передачи Люфтваффе W / T и выдавать предупреждение об операциях Люфтваффе. В 1941 году группы перехвата под кодовым названием Headaches были отправлены на боевые корабли, а с мая 1942 года специальные компьютеры отправились в плавание с адмиралами крейсеров, командовавшими эскортом конвоев, для считывания сигналов W / T Люфтваффе, которые не могли быть перехвачены наземными станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило на компьютеры подробную информацию о частотах радиосвязи Люфтваффе, позывных и ежедневных местных кодах. В сочетании с их знанием процедур Люфтваффе компьютеры могли давать довольно точные детали немецких разведывательных вылетов и иногда предсказывать атаки за двадцать минут до их обнаружения радаром.
Арктической осенью время светового дня уменьшалось, и к середине зимы в полдень оставались только сумерки, условия, при которых конвои имели наилучшие шансы уклониться от немецких самолетов, корабли и подводные лодки. Уцелевшие корабли PQ 18 (2–21 сентября 1942 г.) все еще находились в советских портах, разгружены и ожидают возвращения. Сорок кораблей были готовы отправиться в СССР в составе конвоя PQ 19, но эта операция с конвоями была приостановлено англичанами, к ужасу США и гневу СССР. Предложение о том, что некоторые корабли должны плавать независимо друг от друга, получило благосклонность, и британский судовладелец Дж. А. Бильмейр предложил денежные премии в размере £ 100 каждый для офицеров и 50 фунтов стерлингов за рейтинг для волонтеров. Русские также попросили, чтобы два советских корабля, стоящих на якоре в Исландии, были отправлены самостоятельно в Архангельск.
Фридрих Энгельс отплыл 11 августа, а Беломорканал последовал за ним на следующий день, оба достигли Архангельска, что усилило оптимизм по поводу Адмиралтейство, что более медленные торговые суда, которые были частью PQ 19, могли подражать подвигу в удлиняющейся арктической ночи. Черчилль заверил Рузвельта, что все отправленные корабли будут британскими с экипажами добровольцев, но это было неправдой. 13 октября крейсер HMS Argonaut с эсминцами HMS Intrepid и Obdurate отплыл в Архангельск с медпунктом, оборудованным для людей, пострадавших от ран и травм; Самолеты-разведчики люфтваффе заметили корабли, но они не были атакованы. По возвращении корабли несли экипаж и наземный персонал двух эскадрилий Hampden бомбардировщиков-торпедоносцев, базировавшихся в России во время операции «Оратор» в сентябре.
С 24 по 28 сентября немецкий крейсер «Адмирал Хиппер» и пять эсминцев провели вылет на заминирование западного побережья Новой Земли. 5 ноября Адмирал Хиппер снова отплыл с 5-й флотилией эсминцев в составе Z29, Z30, Фридриха Экольдта и Рихарда Брайтцена после получения информации с самолетов и подводных лодок о том, что отдельные корабли союзников проходят через Баренцево море. Немцы намеревались использовать отсутствие большей части Флота метрополии для атаки конвоев с адмиралом Хиппером, но погода была слишком плохой для эсминцев сопровождения, и операция против Convoy QP 15 была отменена. В ноябре Luftflotte 5, немецкое воздушное командование в Норвегии и Финляндии, было приказано перебросить свои бомбардировщики Ju 88 и He 111 и торпедоносцы в Средиземное море против операции «Факел», решение, которое британцы получили через Ультра перехватывает. В Норвегии остались только гидросамолеты Heinkel 115, пригодные для торпедных атак на отставших, и несколько пикирующих бомбардировщиков Ju 87, а также несколько самолетов дальней разведки для наблюдения за поверхностью и Силы подводных лодок.
СССР | К | От |
---|---|---|
Плавание | 13 | 23 |
Возвращено. назад | 3 | ноль |
Затонуло | 4 | 1 |
Обломки | 1 | ноль |
Прибыло | 5 | 22 |
29 В октябре корабли отходили из Исландии с интервалом примерно в двенадцать часов [200 морских миль (230 миль; 370 км)], британские и американские торговые суда совершали попеременные плавания вместе с советским судном. Корабли следовали разными маршрутами и находились под охраной подводных патрулей к северу от Медвежьего острова. противолодочные траулеры Cape Palliser, Northern Pride, Northern Spray и St Elstan образовали линию по маршруту из Исландии в Мурманск, откуда, мыс Аргона, Мыс Мариато и Сент-Кенан отплыли, чтобы обеспечить восточное продолжение линии. Northern Spray атаковал подводную лодку, и необычная разведка Catalina вдоль пути, за которым должны были следовать корабли, вызвала подозрения немцев. Британцы и США Джон Х. Б. Латроб были отозваны в качестве меры предосторожности.
2 ноября Empire Gilbert был потоплен U-586 (Kapitänleutnant Dietrich von der Esch) у берегов Исландии, и 4 ноября разведывательный самолет Küstenfliegergruppe 406 начал обнаруживать корабли. Junkers Ju 88s из I / KG 30 вызван на место происшествия, разбомбил и потопил советский корабль «Декабрист», а II / KG 30 повредил Chulmleigh и, что было закончено Вылетает U-354 (капитан-лейтенант Карл-Хайнц Хербшлеб) позже в тот же день. 5 ноября Каталина к северу от Исландии заметила и затонула U-408 (Korvettenkapitän Reinhard von Hymmen). Чалмли сел на мель на Сёркапп (Южный мыс) главного острова Шпицберген ; неспособный подняться с мели и выведенный из строя в результате бомбардировок, он был брошен и торпедирован U-625 16 ноября. Экипаж претерпел шестинедельные испытания на Шпицбергене, прежде чем был спасен Свободными норвежскими оккупационными силами. 6 ноября затонула U-625 (Oberleutnant zur See Hans Benker), которая погибла со всех сторон. Пять британских и американских кораблей достигли России и пять советских кораблей, отплывающих из Мурманска, достигли Исландии; с более поздними рейсами прибыло 22 корабля. Советский танкер «Донбасс» был потоплен немецким эсминцем Z27 7 ноября вместе с вспомогательным эскортным кораблем Musson.
Конвой QP 15 (коммодор конвоя, Капитан В. К. Мик) был обратным конвоем из тридцати пустых торговых судов из СССР и был последним из серии QP. Конвой вышел из Архангельска 17 ноября с 14 американскими, 8 британскими, 7 советскими, одним панамским торговым судном и спасательным судном Copeland. Один из кораблей США не вышел в путь, а другой сел на мель, и оба были слишком поздно, чтобы их догнать; спасательное судно Rathlin также осталось с поврежденным рулем направления. Конвой имел местный эскорт из четырех тральщиков, а в непосредственном эскорте входили тральщик и четыре корвета; Советские эсминцы Баку и Сокрушительный сопровождали до 20 ноября. Сопровождавшие конвой четыре британских эсминца с Кольского края высадились 26 ноября из-за нехватки топлива. Два британских крейсера и три эсминца заняли стоянку к западу от острова Медвежий, а четыре подводные лодки были отправлены на патрулирование возле Альтенфьорда для сдерживания надводных рейдеров. Конвой все еще можно было разгромить к северу от острова Медвежий, и разведка сообщила о переброске бомбардировщиков и торпедоносцев Люфтваффе в Средиземное море.
20 ноября разразился шторм и разогнал конвой в сезон вечная тьма. Баку был сильно поврежден штормом, но сумел вернуться в порт; большая волна ударила по Сокрушительному и оторвала корму. Разведывательные самолеты люфтваффе были остановлены, а корабли Кригсмарине остались в порту, как и надеялись англичане при планировании конвоя. Три советских эсминца были отправлены на помощь Баку и сумели спасти 187 членов экипажа с «Сокрушительного», но не смогли спасти корабль, который затонул 22 ноября. Ни одна из двух британских групп эсминцев подкрепления не нашла конвой, который к западу от острова Медвежий был раздроблен. 23 ноября U-625 торпедировал и потопил британское грузовое судно Goolistan, а позже в тот же день U-601 потопил советское грузовое судно «Кузнец Лесов»; оба корабля были потеряны со всех сторон. Остальные торговые суда были собраны в две группы и прибыли в Лох-Эве на севере Шотландии 30 ноября и 3 декабря.
Три корабля для севера России получили приказ повернуть назад после обнаружения подводной лодки, четыре были потоплены, один потерпел крушение и пять благополучно прибыли. На обратном пути в Исландию отплыло 23 корабля, один был потоплен и 22 прибыли. В 1956 году официальный британский военно-морской историк Стивен Роскилл писал, что
Эти независимые плавания оказались более успешными, чем некоторые ожидали.
Тактика независимых плаваний напоминала «патрулирование и самостоятельные плавания». "Первой мировой войны, которые Ричард Вудман назвал" абсурдным приемом "и были" совершенно бесполезны ". Похожая инициатива советских властей в начале 1943 года о том, чтобы корабли самостоятельно следовали в западном направлении, потерпела одну потерю из 23 плаваний. QP 15, последний из конвоев PQ – QP, отправился из Архангельска 17 ноября и прибыл в Лох-Эве 30 ноября. Последующим конвоям были присвоены коды JW для конвоев в СССР и RA для обратных конвоев.
Данные для этого раздела взято из Ruegg and Hague (1993)
Данные для этого раздела взяты из Woodman (2004)), если не указано иное.
Данные для этого разреза взяты из Rohwer and Hummelchen (1972), если не указано иное.
Данные для этого участка взяты из Ruegg и Гаага (1993)
С 29 октября 1942 года по 24 января 1943 года из 23 судов, направлявшихся из СССР, прибыло 22. (Данные для этого раздела взяты из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное.)