Операция Дервиш | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических военно-морских операций Второй мировой войны | |||||||
. HMS Salamander ( сфотографировано в 1943 г., IWM FL 18563) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенное Королевство. Советский Союз | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Тыл Адмирал Роберт Бернетт | Адмирал Рольф Карлс | ||||||
Сила | |||||||
6 торговцев. 1 нефтяник флота. 14 эскортов в реле |
Операция «Дервиш была первой из Арктические конвои времен Второй мировой войны, с помощью которых западные союзники поставляли материалы Советскому Союзу в его борьбе с нацистами Германия. В состав конвоя входили личный состав и оборудование RAF крыла для противовоздушной обороны российских портов, а также несколько гражданских лиц и дипломатических миссий.
Конвой отплыл из Ливерпуля 12 августа 1941 г. и прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. Никаких попыток со стороны люфтваффе или Кригсмарине, чтобы перехватить конвой, и ни одна из сторон не понесла потерь.
Совместный инцидент с конвоем дервишей, c Гражданские лица с архипелага Шпицберген были эвакуированы в рамках операции Gauntlet (25 августа - 3 сентября 1941 г.), а за Дервишем последовала операция Сила (30 августа - 14 сентября 1941 г.)) для перевозки самолетов за No. 151 Крыло РАФ в Архангельске; обе операции прошли успешно.
22 июня 1941 г. Советский Союз был захвачен нацистской Германией и ее союзниками. В тот вечер Уинстон Черчилль передал обещание о помощи СССР против общего врага. 7 июля Черчилль написал Сталину и приказал британскому послу в Москве Стаффорду Криппсу начать обсуждение договора о взаимопомощи. 12 июля в Москве было подписано англо-советское соглашение о совместной борьбе, а не о сепаратном мире. В тот же день советская комиссия встретилась с Королевским флотом и ВВС Великобритании в Лондоне, и было решено использовать аэродром Ваенга (ныне Североморск ) в качестве база истребителей для защиты разгрузки судов в портах Мурманск, Архангельск и Полярный. Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд счел такие предложения необоснованными, «поскольку игра в кости была направлена против нас во всех направлениях». Когда арктические конвои проходили через север Норвегии в Баренцево море, они попадали в зону досягаемости немецких самолетов, подводных лодок и кораблей, действующих с баз в Норвегии и Финляндии. Порты прибытия, особенно Мурманск, находившиеся всего в 24 км к востоку от линии фронта, были уязвимы для атак люфтваффе.
Конвой «Дервиш» был частью серии операций в Арктике в августе 1941 года. В июле британцы провели операцию EF, атакуя порты Киркенес и Петсамо самолетом-носителем, а быстроходный минный заградитель Adventure с грузом парашютных мин бежал в Архангельск. В конце июля крейсерские силы под командованием контр-адмирала Филиппа Виана исследовали архипелаг Шпицберген на предмет признаков активности немцев и разрушили метеостанцию на острове Надежды <208.>. В августе конвой из шести кораблей с боевой техникой должен был отправиться в Архангельск вместе с контингентом военнослужащих Королевских ВВС, чтобы подготовить почву для операции Операция «Сила », плана по выводу 48 истребителей «Ураган» с авианосца Аргус на аэродромы в России, аналогично операциям Club Run в Средиземном море. В то же время Виан должен был вернуться на Шпицберген и эвакуировать население в Operation Gauntlet.
Конвой состоял из торговых судов Lancastrian Prince, New Westminster City, Эсне, Трехата, пожилой SS Llanstephan Castle, нефтяник флота RFA Aldersdale и голландский грузовой корабль Alchiba. В составе конвоя находились шерстяные, резиновые и оловянные и 24 ящика истребителя Hawker Hurricane истребителя. Коммодором конвоя был капитан Дж. К. К. Даудинг RNR в замке Лланштефан. Также на борту находились 2700 человек из 151 Wing Royal Air Force (RAF), в том числе четырнадцать пилотов и гражданских лиц, в том числе Вернон Бартлетт MP, американская газета репортер Уоллес Кэррол, Феликс Топольски, польский художник-экспрессионист и официальный британский и польский военный художник, польское посольство, чехословацкая комиссия и Шарлотта Холдейн, известная феминистка и член Коммунистической партии Великобритании, которая читала лекции о домашней жизни в России в рамках импровизированного курса, проведенного гражданскими пассажирами.
Конвой защищал океан эскорт в составе эсминца Electra и двух противолодочных боевых траулеров и Macbeth. Позже к ним присоединились еще два эсминца: Active и Impulsive и траулер. Их поддерживали на первом и втором этапах плавания вспомогательный зенитный корабль и траулеры Celia, и. Эскорт второй ступени был заменен на третьей ступени тральщиками Алкион, которые были отправлены на север России в качестве местных эскортных сил. Конвой также сопровождал крейсер Аврора, направлявшийся для участия в операции «Перчатка». Операции поддерживались силами дальнего прикрытия из Флота метрополии, авианосца HMS Victorious и крейсеров Devonshire и Suffolk с эсминцы Eclipse, Escapade и Inglefield.
Конвой отправился в Скапа-Флоу на Оркнейские острова из Ливерпуля 12 августа 1941 г. прибыл 16 августа. Еще пятнадцать ураганов, упакованных в ящики, были погружены на другие корабли в Скапа-Флоу. Корабли вышли из Скапа-Флоу 17 августа, а 20 августа конвой достиг Хвалфьорда в Исландии и на следующий день отправился в Россию. Войска Gauntlet покинули Скапа-Флоу 19 августа и встретились с крейсером «Аврора», который шел с конвоем дервишей. Отряд дальнего прикрытия вышел в плавание 24 августа, заняв стоянку около Медвежьего острова для прикрытия всех операций против наземных атак немецкого флота.
Конвой направился к Свальбарду Архипелаг и полуночное солнце, чтобы обогнуть Норвегию как можно дальше на север. Опасность нападения люфтваффе на Мурманск привела к тому, что корабли были переведены в Архангельск, еще 400 миль (640 км) к востоку. Когда замок Лланштефан плыл вверх по реке к стыковке, раздались выстрелы из винтовки, и один из членов экипажа получил ранение в руку, причем стрельба исходила от людей на берегу, которые приняли британскую форму за немецкую. Отряд Gauntlet покинул Шпицберген 3 августа и вернулся в Скапа-Флоу 10 сентября. Силы Силы отплыли 30 августа, когда прибыл конвой Дервишей, и 7 сентября достигли точки отлета. Это было выполнено, и 14 сентября войска вернулись в порт. Силы дальнего прикрытия вернулись в это же время после нанесения воздушных атак по целям в оккупированной Норвегии.
Операция «Перчатка» была Объединенной операцией союзников по высадке на архипелаг Шпицберген, эвакуации норвежских и советских мирных жителей и уничтожению объектов, чтобы отказать немцам. Группа из двух крейсеров и четырех эсминцев с военным кораблем «Императрица Канады» и нефтяной компанией с пополнением запасов покинула британские воды 19 августа 1941 года и прибыла на Шпицберген 25 августа. После эвакуации советских шахтеров из Баренцбурга и норвежцев из Лонгиербюена инфраструктура добычи и транспортировки угля, оборудование и склады там были уничтожены. Союзники также заблокировали радиостанции на архипелаге, чтобы немцы не получали сводки погоды. Союзники покинули архипелаг 3 сентября без потерь, местные жители были репатриированы, несколько кораблей были взяты в качестве призов, а Bremse, немецкий учебный артиллерийский корабль, был потоплен на обратном пути.
Старый авианосец Аргус (спущен на воду в 1917 г.) участвовал в операции «Сила» (30 августа - 14 сентября) с тяжелым крейсером Шропшир и эсминцы Матабеле, Пенджаби и Сомали, прикрытые силами дервишей. Пилоты силовых переправ, их 24 Харрикейна и другой персонал 151 крыла ВВС Великобритании в Россию; Ураганы летели с Аргуса прямо на аэродром Ваенга, недалеко от Мурманска. Корабли благополучно достигли точки вылета из-за нехватки разведывательной авиации Люфтваффе в регионе. Обычные военно-морские самолеты использовали аппарель в конце кабины экипажа, чтобы помочь подняться в воздух, но шасси Hurricane оказалось недостаточно прочным, и первые два взлетающих Hurricane были повреждены. Остальные самолеты уклонились от трапа, и поврежденные «Харрикейны» разбились при посадке в Ваенге.
Дервиш сопровождался регулярной серией конвоев, пронумерованных как их атлантические аналоги. Первый конвой, направлявшийся домой, QP 1 включал в себя торговые суда дервишей и с польскими войсками, застрявшими в СССР, покинул Архангельск 28 сентября 1941 г. и прибыл в Скапа-Флоу 9 октября. Одиннадцать кораблей Convoy PQ 1, первого конвоя серии PQ, с двадцатью танками, 193 истребителями и другими грузами, вышли из Исландии 28 сентября и прибыли в Архангельск 11 октября после беспрецедентного путешествия..
Операция часто вспоминается в обеих странах как пример прямого сотрудничества между британскими вооруженными силами и Красной армией. Премьер-министр Великобритании и министр обороны Уинстон Черчилль сказал, что операция и большие конвои были «худшим путешествием в мире». Многие ветераны операции с 2012 года награждены Арктической звездой за свою службу. В августе 2016 года по случаю 75-летия начала Операции принцесса Анна посетила Архангельск, чтобы отпраздновать это в качестве гостя Губернатора. Принцесса выступила с речью и встретилась с российскими и британскими ветеранами операции. Оркестр Королевской морской пехоты выступил вместе с военным оркестром из Северного флота после церемонии возложения венка.
Конвой дервишей состоял из шести торговых судов и одного флотского нефтяника, охраняемого эскортами из 14 эскортов. Конвой вышел из озера Лох-Эве 12 августа и прибыл в Архангельск 31 августа.
Имя | Флаг | Тоннаж (брутто) | Примечания |
---|---|---|---|
Олдерсдейл | Вспомогательный Королевский флот | 8,402 | Масленка для пополнения запасов |
Алчиба | Нидерланды | 4,427 | |
Эснех | Великобритания | 1,931 | |
Ланкастерский принц | Соединенное Королевство | 1914 | |
Замок Лланстефан | Соединенное Королевство | 11 348 | Командир конвоя |
Нью-Вестминстер-Сити | Соединенное Королевство | 4747 | |
Трехата | Соединенное Королевство Королевство | 4817 |
Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Действующий | Королевский флот | Эсминец | Океанский эскорт, 16–29 августа |
Аврора | Королевский флот | Крейсер | Прикрытие крейсера, 16–18 августа |
Селия | Королевский флот | Противолодочный траулер | 1-й / Поддержка 2-го уровня, 12–21 августа |
Электра | Королевский флот | Эсминец | Океанский эскорт, 12–29 августа |
Halcyon | Королевский флот | Сапер | Поддержка 3-го уровня, 20–31 августа |
Королевский флот | Противолодочный траулер | Океанский эскорт, 12–31 августа | |
Королевский флот | Сапер | Поддержка 3-го уровня, 20–31 августа | |
Импульсивный | Королевский флот | Эсминец | Морское сопровождение, 16–29 августа |
Королевский флот | Противолодочный траулер | Поддержка 1-й / 2-й ступени, 12–21 августа | |
Макбет | Королевский флот | Противолодочный траулер | Океанский сопровождение, 12–31 августа |
Королевский флот | Противолодочный траулер | Океанский эскорт, 19–31 августа | |
Королевский флот | AA крейсер | Поддержка 1-й / 2-й ступени, 12–21 августа | |
Королевский ВМС | Противолодочный траулер | Поддержка 1-й / 2-й ступени, 12–21 августа | |
Королевский флот | Сапер | Поддержка 3-й ступени, 20–31 августа |
Дальние «Прикрытие» вышло из Скапа-Флоу 24 августа и вернулось 14 сентября.
Название | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Девоншир | Королевский флот | Крейсер | |
Eclipse | Royal Navy | Destroyer | |
Escapade | Royal Navy | Destroyer | |
Inglefield | Royal Navy | Destroyer | |
Suffolk | Королевский флот | Крейсер | |
HMS Победоносец (Флагман) | Королевский флот | Авианосец | Адмирал Фредерик Уэйк-Уокер |
Оперативная группа Gauntlet отплыла с острова Клайд. 19 августа и вернулся 7 сентября.
Оперативная группа по прочности вышла из Скапа-Флоу 30 августа и вернулась 14 сентября.
Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Аргус | Королевский флот | Авианосец | Самолет из 151-го крыла RAF в пути |
Матабеле | Королевский флот | Разрушитель | |
Пенджаби | Королевский флот | Разрушитель | |
S omali | Royal Navy | Destroyer | |
Shropshire | Royal Navy | Cruiser |