Operation Bodenplatte

редактировать

Operation Bodenplatte
Часть битвы за выступ, Вторая мировая война
Fw190D crashed1945.jpg . A Fw 190D-9 из 10./JG 54 Грюнгерц, (пилот лейтенант Тео Нибель), сбит куропаткой, которая влетела в носовой радиатор около Брюсселя 1 января 1945 года.
Дата1 января 1945 года
МестоположениеБельгия, Нидерланды и Франция
Результат

Операция не удалась

  • Пиррова Тактический успех Германии
  • Стратегическое истощение Германии
Воюющие стороны
Великобритания Соединенное Королевство. США США. Канада Канада. Доминион Новой Зеландии Новая Зеландия. Польша Польша нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Артур Конингем. США Джимми Дулиттл. США Хойт Ванденберг Вернер Крайпе. Джозеф Шмид. Дитрих Пельц. Карл Хентшель. Готтхард Хэндрик
Подразделения, участвующие
Великобритания 2-я тактическая авиация. США 8-я воздушная армия. США 9-я воздушная армия II. Ягдкорп. 3. Jagddivision. 5. Jagddivision
Жертвы и потери
См. Последствия и потериСм. Последствия и потери

Операция Bodenplatte (Базовая плита), начатая 1 января 1945 года, была попыткой Люфтваффе нанести вред союзной авиации в Нидерландах во время Второй мировой войны. Цель Bodenplatte состояла в том, чтобы получить превосходство в воздухе во время застойной стадии битвы за выступ, так что немецкая армия и Waffen-SS войска могли возобновить свое продвижение. Операция была запланирована на 16 декабря 1944 года, но из-за плохой погоды ее неоднократно откладывали до Нового года, первого дня, который оказался подходящим.

Секретность операции была настолько жесткой, что не все немецкие земли и земли военно-морские силы были проинформированы об операции, и некоторые подразделения понесли потери от дружественного огня. Британская разведка связи (Ultra ) зафиксировала передвижение и наращивание немецких военно-воздушных сил в регионе, но не знала, что операция неизбежна.

Операция достигла неожиданного и тактического успеха, но в конечном итоге потерпела неудачу. Очень много самолетов союзников было уничтожено на земле, но заменено в течение недели. Потери экипажей союзников были довольно небольшими, поскольку большая часть потерь союзников приходилась на приземлившиеся самолеты. Немцы, однако, потеряли много пилотов, которых нельзя было быстро заменить.

Анализ после боя показывает, что только 11 из 34 воздушных боев Люфтваффе Gruppen (группы) совершили атаки вовремя и с помощью сюрприз. Операция не смогла достичь превосходства в воздухе, даже временно, в то время как немецкие сухопутные войска продолжали подвергаться воздушным атакам союзников. Боденплатте была последней крупномасштабной стратегической наступательной операцией люфтваффе во время войны.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 План
    • 2.1 Цели и порядок боя
    • 2.2 Кодовые названия
    • 2.3 Разведка союзников
  • 3 Битва
    • 3,1 Мальдегем, Урсел и Сен-Денис Вестрем
    • 3,2 Синт-Трейден
    • 3,3 Фолькель и Хиш
    • 3,4 Антверпен-Дёрн и Венсдрехт
    • 3,5 Мец-Фрескати
    • 3,6 Ле Кюло и Офховен
    • 3,7 Аш
    • 3,8 Брюссель-Эвере / Гримберген
    • 3,9 Брюссель-Мельсбрук
    • 3,10 Гильце-Риджен и Эйндховен
    • 3.11 Возможные попытки запуска ракет Фау-2
  • 4 Результаты рейда
  • 5 Последствия и жертвы
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса
Вид из прицела: в нижнем левом углу истребитель виден сзади, его хвостовое оперение отделено, а над ним можно увидеть скопление ярких трассеров. изображение в центре справа. Focke-Wulf Fw 190A сбит истребителем тактического авиационного командования USAAF XXIX в 1944 или 1945 годах. К концу 1944 года потери немцев были очень велики.

Армии западных союзников поддерживались союзными военно-воздушными силами. продвинулся через Западная Европа в 1944 году. Королевские ВВС (RAF) и их Вторые тактические ВВС - под командованием маршала авиации Артур Конингем - перемещен №. 2 Группа RAF, Группа RAF № 84 и Группа RAF № 85 в континентальную Европу для обеспечения постоянной непосредственной поддержки с воздуха. RAF преследовали немецкие воздушные, морские и наземные силы, поражая опорные пункты и перекрывая их линии снабжения, в то время как разведывательные подразделения уведомляли союзников о передвижениях Германии. При превосходстве в воздухе союзников немецкая армия не могла действовать эффективно. Люфтваффе также было сложно обеспечить эффективное прикрытие с воздуха для немецкой армии. Хотя производство самолетов в Германии достигло пика в 1944 г., Люфтваффе испытывали острую нехватку пилотов и горючего, а также опытных боевых руководителей.

Наземные бои продвигались к реке Рейн, к востоку от которого лежал центр Германии. Большая часть Франции была освобождена, как и бельгийские города Брюссель и Антверпен. Хотя операция Market Garden провалилась в 1944 году, к 1945 году союзники захватили большую часть южных Нидерландов и устье Шельды. По мере продвижения сухопутных войск по Европе тактическая авиация союзников переместилась на новые базы на континенте, чтобы продолжать оказывать непосредственную поддержку. Единственным ограничивающим фактором для союзников была погода. С наступлением зимы, дождь и слякоть превратили аэродромы в болота, поэтому крупномасштабные воздушные и наземные операции были остановлены.

Ситуация вполне могла продолжаться до тех пор, пока весенняя оттепель не смогла бы немецкое командование (Oberkommando der Wehrmacht ) не начал Битву за Выпук 16 декабря 1944 года. Наземное наступление должно было улучшить немецкую военную позицию путем захвата Антверпена и отделения британской армии от армии США. Часть планирования немецкой наземной операции требовала, чтобы атака проводилась под прикрытием плохой зимней погоды, которая удерживала на земле главный актив союзников - тактические военно-воздушные силы. Первоначально это удалось, но погода также по большей части остановила Люфтваффе. Тем не менее 16 декабря люфтваффе удалось поднять в воздух 500 самолетов - это больше, чем было достигнуто за долгое время. Этот первый день был первоначально запланированной датой нанесения удара по аэродромам союзников под названием Operation Bodenplatte. Однако погода оказалась особенно плохой, и операции были прекращены.

Наступление достигло неожиданности и большого первоначального успеха. Чтобы противостоять атаке с воздуха, ВВС США (USAAF) передали оперативное управление своим XXIX Тактическим воздушным командованием и частью своих Девятых ВВС, под командованием генерал-майора Хойта Ванденберга, ВВС Великобритании и Артура Конингема. 23 декабря Вторая тактическая авиация Королевских ВВС оказала американским силам столь необходимую поддержку и помогла предотвратить захват немецкими войсками Мальмеди и Бастонь. Это оставило немцев только с логистическим узким местом Св. Вит для поддержки их операций. Немецкая атака сорвалась.

Люфтваффе в декабре далеко не отсутствовали на фронте. Совершил несколько тысяч самолето-пролетов над театром. Его столкновения с RAF и USAAF привели к тяжелым потерям в технике и пилотах. За восемь дней боевых действий с 17 по 27 декабря 1944 г. 644 истребителя были потеряны и 227 повреждены. В результате 322 пилота убиты, 23 взяты в плен и 133 ранены. За три дня боев 23–25 декабря было уничтожено 363 истребителя. Ни один из Geschwaderkommodoren не ожидал никаких крупномасштабных воздушных операций к концу месяца.

План

В сентябре 1944 года Адольф Гитлер принял решение чтобы восстановить ухудшающееся состояние Германии, начав наступление на Западе. 16 сентября Гитлер приказал генерал-лейтенанту Вернеру Крайпе - начальнику генерального штаба люфтваффе - подготовить необходимые самолеты для наступления. 21 октября Крайпе приказал воздушному флоту, защищающему Великий германский рейх (Luftflotte Reich ), передать семь Ягдгешвадеров и Шлахтгешвадеров Западному Воздушному Командованию (Люфтваффенкоманда Запад ) для будущего наступления.

14 ноября Герман Геринг - главнокомандующий Люфтваффе - приказал 2. Jagddivision и 3. Jagddivision, чтобы подготовить свои подразделения к крупномасштабной наземной атаке в Арденнах. Подготовка должна была быть завершена к 27 ноября. Атака должна была быть проведена в первый день наступления.

Генерал-майор Дитрих Пельц должен был спланировать операцию, будучи назначенным главнокомандующим II. Fliegerkorps 8 декабря. Люфтваффенкоманда Запад приказала всем подразделениям, кроме Jagdgeschwader 300 и 301, присутствовать на главном совещании по планированию в Фламмерсфельде 5 декабря. 14 декабря Пельц официально инициировал планы нанесения крупного удара по союзникам на северо-западе Европы. Пельц не был летчиком-истребителем ; его боевой послужной список был как пилот пикирующего бомбардировщика, пилотировал Junkers Ju 87 Штука. Его опыт в Польше, во Франции и во время первых кампаний на Восточном фронте превратил его в выдающегося специалиста по наземным атакам., что делает его идеальным кандидатом для планирования Bodenplatte.

15 декабря этот план был разработан с помощью Jagd- Geschwaderkommodore Люфтваффе, в том числе Gotthard Handrick (Jagdabschnittsführer Mittelrhein; лидер истребительного сектора Средний Рейн), Вальтер Грабманн и Карл Хентшель, командиры 3. и 5. Jagddivision соответственно. Первоначально он был запланирован для поддержки наступления немецкой армии в битве за выступ, которое началось 16 декабря 1944 года. Однако та же плохая погода, которая помешала RAF и USAAF поддержать свои сухопутные силы, также помешала Люфтваффе провести операцию.. Поэтому он не был запущен до 1 января 1945 года. К этому времени немецкая армия потеряла динамику из-за сопротивления союзников и ясной погоды, что позволило союзным военно-воздушным силам действовать. Немецкая армия попыталась возобновить атаку, начав операцию «Нордвинд» (Unternehmen Nordwind). Люфтваффе должно было поддержать это наступление через Боденплатте.

План Боденплатте предусматривал внезапное нападение на 17 авиабаз союзников в Бельгии, Нидерландах и Франции. Целью было уничтожить или вывести из строя как можно больше самолетов, ангаров и взлетно-посадочных полос союзников. Каждый истребитель и истребитель-бомбардировщик Geschwader (Крыло), в настоящее время занятый противовоздушной обороной на Западном фронте, был передислоцирован. Дополнительные подразделения ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader) и подразделения средних бомбардировщиков (Kampfgeschwader ) действовали как следопыты. Сами ударные формирования состояли в основном из одномоторных истребителей Messerschmitt Bf 109 и Focke-Wulf Fw 190.

Однако, в результате ошибки, планировщики установили траектории полета. в результате чего многие подразделения пролетели над некоторыми из наиболее сильно защищенных районов континента, а именно над стартовыми площадками V2 около Гааги. Эти объекты защищали большое количество немецких зенитных артиллерийских (AAA) частей. На рубеже 1944/45 гг. У ВВС «Запад» было 267 тяжелых и 277 средних или легких батарей типа ААА, и в дополнение к этому у побережья Голландии было 100 батарей типа «Кригсмарине» ААА. Большинство из них находилось в секторе 16-й дивизии AAA, с ее станцией управления в Doetinchem, в 15 милях (24 км) к северо-востоку от Арнем. Некоторые подразделения AAA были предупреждены о воздушной операции, но не были в курсе событий об изменении расписания и плана полета немецких соединений. В результате четверть немецких истребительных частей потеряла самолеты из-за дружественного огня прежде, чем можно было начать атаку.

После пяти лет войны и сильной истощения многие пилоты Люфтваффе оказались неопытными. и плохо обучены, не обладают навыками стрельбы и полета. Не хватало опытных инструкторов, и многие учебные подразделения были вынуждены лететь на передовую, чтобы укрепить передовой Jagdgeschwader. Поставки авиационного топлива также были в цене, что ограничивало продолжительность обучения. Истребители союзников дальнего действия усугубили эту ситуацию, сбив много учебных самолетов. К концу 1944 года не существовало безопасных районов, в которых летчики могли бы тренироваться без возможности нападения с воздуха. В результате образовался «порочный круг »: плохо обученные пилоты быстро терялись в боях или авариях, и необходимость их замены оказывала большее давление на систему обучения. Персонал союзников, который был свидетелем атак, отметил плохую цель обстрелявшего самолета, и многие из самолетов Люфтваффе, сбитых зенитным огнем союзников, были пойманы, потому что летели слишком медленно и слишком высоко.

План предусматривал строгое радиомолчание и секретность в целях сохранения неожиданности. Карты также были заполнены только наполовину, идентифицировали только вражеские объекты и не указывали маршруты полетов, чтобы документ не попал в руки союзников, позволяющий им отследить местонахождение немецких баз истребителей. Большинству командиров также было отказано в разрешении инструктировать своих пилотов до момента взлета. Это создало путаницу в работе. Командиры рассказали только самое необходимое о плане. Когда операция началась, многие немецкие летчики еще не понимали, о чем идет речь и что именно от них требуется. Они были убеждены, что это была всего лишь разведка на фронте, и были счастливы следовать на этом основании за своими руководителями звена.

Цели и боевой порядок

Неясно, все ли из следующие были преднамеренно нацелены. Факты свидетельствуют о том, что Гримберген, Нок и Офховен стали жертвами по ошибке, как и Хиш. Всего Оберкоманда люфтваффе (OKL) развернула 1035 самолетов из нескольких Jagdgeschwader (JG - истребительные крылья) Kampfgeschwader (KG - бомбардировочные крылья), Nachtjadggeschwader (NJG - крылья ночного истребителя) и Schlachtgeschwader (SG - крылья наземной атаки); из них 38,5% составляли Bf 109, 38,5% Fw 190As и 23% Fw 190D.

Ниже приводится немецкий целевой список:

ЦельКод цели (союзник)ВВС союзниковОсновной тип (ы) самолетов, нацеленных наЛюфтваффе. боевое крыло
Дёрн, Бельгия B.70 RAFHawker Typhoon / Supermarine Spitfire / Североамериканский Mustang JG 77 "Herz As". Bf 109G-14 и K-4
Asch Y-29USAAFRepublic P-47D Thunderbolt / P-51D MustangJG 11. Fw 190A-8
Брюссель - Эвере B.56USAAF / RAFSupermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LFJG 26 «Schlageter» и JG 54 "Grünherz". Fw 190D-9 и D12
Брюссель—Гримберген B.60USAAFBoeing B-17G Flying Fortress / P-51 MustangJG 26 "Schlageter" и JG 54 "Grünherz"
Брюссель- Melsbroek B.58RAF / RCAFСевероамериканский Mitchell B-25G JG 27 «Африка» и JG 54 "Грюнхерц". Bf 109K-4
Эйндховен B.78RAF / RCAFHawker Typhoon Mk.IIb / Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LFJG 3 "Udet". Fw 190A-8 и Fw 190D-9
Гент /Sint-Denijs-WestremB.61RAF / Polish Wing "Polskie Siły Powietrzne"Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IXJG 1 "Oesau". Fw 190A- 8
Gilze en Rijen B.77RAFSupermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LF / P-51D MustangKG 51 " Эдельвейс »и JG 3 « Удет ». Me 262A-1 и Fw 190D-9
Хиш B.88RCAFСупермарин Spitfire Mk.V и Mk.IX LFJG 6 "Horst Wessel". Fw 190G-1
Le Culot A-89USAAFP -38J Lightning JG 4 (Sturmgruppe). Fw 190A-8 / R8
Maldegem B.65RAF / RNZAF / RAFSupermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LFJG 1 "Oesau". Fw 190A-8 / R2 и R4
Metz —FrescatyA-90USAAF / R AFP-47D ThunderboltJG 53 "Pik 'As". Bf 109G-14 и Bf 109K-4
Офховен Y-32RAFSupermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LFJG 4 (Sturmgruppe). Fw 190A-8 / R8
Синт-Труйден A- 92USAAFP-47D Thunderboltи JG 2 «Richthofen»
Volkel B.80RAFHawker Typhoon Mk.IIb / Hawker Tempest JG 6 "Horst Wessel". Fw 190G-1
Woensdrecht B.79RAFSupermarine Spitfire Mk.IX LFJG 77 "Herz As". Bf 109G-14 и K-4
Ursel B. 67USAAF / RAFde Havilland Mosquito F Mk.XV / Avro Lancaster B.IV / B-17G (малое количество)JG 1 "Oesau". Fw 190A-8

Кодовые имена

После рейдов операции «Боденплатте» союзники извлекли несколько бортовых журналов разбившихся немецких самолетов. В некоторых из них запись «Auftrag Hermann 1.1. 1945, Zeit: 9.20 Uhr» была переведена как «Операция« Герман », которая начнется 1 января 1945 года в 9:20 утра». Это заставило союзников поверить, что сама операция была названа Германом в честь рейхсмаршала Германа Геринга. Для атаки использовалось еще пять различных кодов:

  • Варус: Указывая на то, что операция была «успешной» и что она будет проведена в течение 24 часов после получения приказа Варуса.
  • Тевтоникус: Полномочия на проинструктировать пилотов и организовать вооружение и готовность самолетов на краю аэродрома.
  • Герман: Сообщает точную дату и время атаки.
  • Доротея: Указывает на задержку в атаке.
  • Шпетлезе: Отмена атаки после того, как соединения находятся в воздухе.

Разведка союзников

Разведка союзников не смогла обнаружить намерения Германии. В стенограммах Ultra есть лишь несколько указаний на то, что происходило по ту сторону лицевой стороны. 4 декабря 1944 г. II Ягдкорп приказал создать запасы навигационных средств, таких как осветительные ракеты "золотой дождь" и дымовые шашки. Разведка союзников не сделала письменных наблюдений за этим сообщением. Они также проигнорировали сообщения группам Junkers Ju 88 относительно использования осветительных ракет при ведении боевых порядков. Разведка пришла к выводу, что эти инструкции были разработаны для миссии наземной поддержки, а не для операции по перехвату. Это было разумно, но никаких указаний на возможные наземные цели дано не было.

20 декабря 3. Было перехвачено сообщение Jagddivision, подтверждающее, что места для аварийных посадок во время «спецоперации» остались неизменными. Это было явным признаком того, что что-то не так, но разведка союзников не прокомментировала это. Он также игнорировал другие сообщения, указывающие на то, что практикуются низкоуровневые атаки. К 16 декабря разведка союзников наблюдала за перестановками в формированиях немецкой армии и люфтваффе напротив удерживаемого американцами фронта в Арденнах. Однако ничего серьезного не заподозрилось.

Битва

Мальдегем, Урсел и Сен-Денис Вестрем

ПодразделенияI, II, III./JG 1
Самолет71
Самолет потерян29
Поврежденнеизвестен
Пилотыубиты или взяты в плен25

Jagdgeschwader 1 (JG 1) был ответственен за атаку на аэродромы Урсель и Мальдегем. верховный лейтенант Герберт Илефельд руководил гешвадером. Формация была смешанной; Stab. (штаб рейс или Stabschwarm, прикрепленный к каждому Geschwader), I. и II./JG 1 управляли Fw 190, в то время как III./ JG 1 летал на Bf 109. I./JG 1 потерял четыре из них из-за дружественного зенитного огня. Трое из четырех пилотов были убиты.

Атака на Мальдегем и Урсель началась в 08:30. И I, и II./JG 1 вступили в ожесточенные воздушные бои. III./JG 1 только один самолет над целью. I./JG потерял еще один Fw 190 из-за огня своей зенитной артиллерии на пути к Урселю. III./JG 1 еще как минимум два Fw 190 из-за своего потерянного огня. Потери могли быть больше, если бы британская противовоздушная оборона аэродрома Мальдегема не была перенесена в декабре.

Удар. и I./JG 1 13 Fw 190 и девять пилотов пропали без вести; пятеро были убиты и четверо взяты в плен. Таким образом, потери личного состава и материальных средствили 39 и 56% соответственно. III./JG 1 пилот погиб и два взяты в плен. I./JG 1 уничтожил 30 британских «Спитфайров» на земле и два сбили над Мальдегемом. В Мальдегеме было уничтожено 16 самолетов, а в Урселе - только шесть. Заявления I./JG 1 на самом деле больше соответствовали общим потерям британцев на Мальдегеме и Урселе. Нет. 131 Wing RAF / Polish Wing потеряли 13 «Спитфайров» плюс два поврежденных, не позвоних ремонту, в общей сложности 15 потерянных. В Урселе было уничтожено шесть самолетов, в том числе В-17, два Ланкастера и Москито. I. и III./JG 1 потеряли в общей сложности 16 самолетов и 12 пилотов.

II./JG 1 атаковали аэродром в Сен-Денис Вестрем. Из 36летевших II./JG 1 Fw 190 17 были сбиты, что составляет 47% потерь. Среди погибших пилотов было несколько опытных летчиков. Взамен немцы сбили два «Спитфайра» и семь высадили. В Сен-Денис Вестрем 18 истребителей «Спитфайров» было уничтожено на земле.

Всего JG 1 потерял 25 пилотов и 29 самолетов. Это возвращение примерно 60 вражеских самолетов можно считать полным успехом, хотя повреждения у Сен-Денис Вестрем и Мальдегем были значительными. Подтверждено, что только девять истребителей потерянных JG 1, были сбиты в бою со Spitfires. Возможно, еще трое были сбиты «Спитфайрами» или, возможно, наземным огнем. Два Спитфайра были сбиты и уничтожены, еще два повреждены. Погиб по одному пилоту каждой эскадрильи (308 и 317). Общие потери Spitfire составили около 32.

Синт-Трюйден

ПодразделенияI, II, III./JG 2 и SG 4
Самолеты144
Самолет потерян46
Поврежден12
Пилоты убиты или взяты в плен23

и Jagdgeschwader 2 (SG 4 и JG 2) были нанести удар по аэродрому Синт-Трейден. Командовал JG 2 Курт Бюлиген. Наземные бригады I./JG 2 подготовили 35 из 46 Fw 190, 29 из которых были Fw 190D. Только 33 пилота были годны к эксплуатации, поэтому группа сообщила о готовности только 33 Fw 190. II./JG 2 мог выставить 20 из 29 Bf 109. У Stab./JG 2 было три Fw 190, готовых к миссии. Неясно, принимал ли Бюлиген участие в миссии. III./JG 2 сообщил о 40 Fw 190, 34 из них Fw 190D. Однако только 28 из 43 летчиков в отряде были годны к боевым действиям, а в формировании было всего 28 истребителей. Всего на 31 декабря было готово 84 самолета, в том числе 28 Fw 190D-9.

SG 4 Глобл Альфред Друшель. В его составе было 152 машины, из которых только 60 были в рабочем состоянии, но 129 летчиков были годны для боевых действий. Stab./SG 4 имел три Fw 190 и два пилота. I./SG 4 имел в рабочем состоянии 21 Fw 190 и 27 пилотов. II./SG сообщил о готовности 27 Fw 190, но численность пилотов неизвестна. III./SG сообщил о 24 Fw 190, но только 16 имелись на передовых аэродромах. Сила пилота неизвестна. По наилучшим оценкам, в боевом состоянии находится около 60 Fw 190, из 55 принявших участие.

В 09:12 JG 2 пересек линии фронта в Мальмеди и был встречен огромной массой наземного огня союзников. Вся территория была усиленно защищена зенитной артиллерией, поскольку она была ареной ожесточенных боев, но также подвергалась атакам ракетами Фау-1 и Фау-2. I./JG 2 потерял не менее семи истребителей только в результате наземного огня. III./JG 2 потерял 10 истребителей. Возможные семь Bf 109 из II./JG 2 также были потеряны в результате наземного огня. JG 2 по ошибке атаковал аэродромы Аша и Офховена.

Миссия JG 2 закончилась провалом. I./JG 2 потерял 18 Fw 190, еще шесть были повреждены огнем с земли и самолетами. Это составляло 73% их силы. Из 15 пропавших без вести пилотов шестеро выживут в плену. II./JG 2 потерял пять повреждены Bf 109, коэффициент потерь составил 40%. Потери пилотов составили три пропавших без вести, один мертвый и один раненый. III./JG 2 потерял 19 Fw 190 и три были повреждены, коэффициент потерь 79%. Девять пилотов погибли, двое ранены и четверо попали в плен. Потери JG 2, по другому новомунику, составили 40% его боеспособности. Потери пилотов составили 24 убитых или пропавших без вести, 10 взятых в плен и 4 раненых. Другой источник утверждает, что потери пилотов составили 23 убитых или пропавших без вести.

Миссия SG 4 также закончилась катастрофой. На этапе сборки они пересекли траекторию полета JG 11, и строй был разбит. Некоторые пилоты присоединились к JG 11 в замешательстве. Не сумев восстановить расстановку, I и II./SG 4 решили отправиться домой. Коммодор Друщель продолжил движение с пятью другими пилотами из III./SG 4, которые потеряли связь со своей группой. Они перешли фронт около Хюртгенвальда около 09:10. Когда они это сделали, американские зенитные батареи открыли огонь, уничтожив семь самолетов за следующие 30 минут. Только шесть из 50 Fw 190 SG 4 нанесли удар по аэродромам около Аахена и аэродрома Аш. Из этих шести четверо не вернулись. Сам Друшель пропал без вести.

Фолькель и Хиш

ПодразделенияI, II, III./JG 6
Самолет78
Самолет пропал27
Поврежденные5
Пилоты убиты или взяты в плен23

Целью Jagdgeschwader 6 (JG 6) был Фолькель. I и III./JG 6 должны были атаковать, а II./JG 6 - прикрывать истребители союзников. I./JG 6 подготовили 29 из 34 истребителей Fw 190, в них приняли участие 25 истребителей II./JG 6. В целом, большинство из 99 истребителей Fw 190 были готовы к эксплуатации. III./JG 6 получил приказ поражать бензиновые установки только на аэродроме. Взлетели только 78 Fw 190.

Находясь в курсе, JG 6 приблизился к аэродрому Хиш, и некоторые из его пилотов приняли его за аэродром Фолькеля. Вряд ли полоса Хеш, построенная в октябре 1944 года, была известна Люфтваффе. базировался там и отправил свои 411 и 442 эскадрильи на разведку рано утром, так что большинство его подразделений было в воздухе. Его 401-я эскадрилья готовилась к взлету, когда в 09:15 появился JG 6. Большинство немецких пилотов не заметили аэродром, сосредоточившись на удержании строя на малой высоте. 401-я эскадрилья поднялась в бой. Некоторым немецким истребителям было разрешено вступить в бой, в то время как основные силы продолжали искать Фолькеля. Stab., И II./JG 6 наткнулись на другую полосу в Хелмонде, на которой не было самолетов. Несколько немецких пилотов посчитали, что это Фолькель, и атаковали, потеряв несколько человек из-за огня с земли. II./JG 6 сильно пострадал от Spitfire и Tempests, базирующихся в Хелмонде. Очень мало повреждений было нанесено Хешу или Хелмонду.

В этом случае все четыре группы не смогли найти Фолькеля, и его Хоукер Темпестс остались нетронутыми. Единственным успехом JG 6 была ошибочная атака I./JG на Эйндховен, в результате которой погибло 33 истребителя и шесть американских бомбардировщиков. Как и Фолькель, Хелмонд и Хиш избежали повреждений. В воздушных боях над Хелмондом JG 6 одержал шесть побед. На самом деле было сбито только два Спитфайра и один сильно поврежден. Был сбит только еще один истребитель, Хоукер Тайфун. Потерял коммодора Коглера в качестве военнопленного. Из 29 Fw 190 I./JG семь были потеряны и два повреждены; из 25 самолетов Fw 190 II./JG 6 восемь были уничтожены и два повреждены; III./JG 6 потерял 12 из 20 Bf 109. В общей сложности JG 6 потерял 43% своей силы, 16 пилотов были убиты или пропали без вести, а 7 были взяты в плен. Помимо Коглера, погиб еще один командир - Gruppenkommandeure Helmut Kühle. Три Staffelkapitane были потеряны: гауптман Эвальд Трост был схвачен, гауптман Норберт Кац был убит, а Лотар Герлах объявлен пропавшим без вести, предположительно убитым.

Антверпен-Дёрн и Венсдрехт

ПодразделенияI, II, III./JG 77
Самолет59
Потерянный самолет11
Поврежденный
Пилоты убиты или взяты в плен11

Аэродром Дёрн должен был быть уничтожен Jagdgeschwader 77 (JG 77). В Антверпене находился самый большой контингент союзников из девяти эскадрилий. Он непрерывно подвергался атакам крылатыми ракетами Ф-1 и баллистическими ракетами Ф-2 SRBM и имел сильную противовоздушную защиту.

В 08:00: 00, два соединения из 18 Bf 109 из I и III./JG 77 во главе с майором Зигфридом Фрейтагом взлетели со своими следопытами. В это же время взлетели 23 самолета Bf 109 из II./JG 77. В районе Бохольт они сформировались вместе с другими группами. Двигаясь на юг и все еще севернее Антверпена, JG 77 миновал аэродром Вонсдрехт. Это дом был Нет. 132 крыла RAF и его пять эскадрилий «Спитфайр»; Нет. 331-я эскадрилья РАФ, No. 332 эскадрилья РАФ (норвежский), No. 66-я эскадрилья РАФ и No. 127-я эскадрилья РАФ и No. 322-я эскадрилья РАФ (голландский). Некоторые пилоты из II./JG 77 либо ошибочно полагаются, что это Антверпен, либо сочли эту возможность слишком хорошей, чтобы упускать ее. Два немецких истребителя были сбиты, а один взят взят в плен. Однако ни один из пострадавших JG 77 не подходил под это описание.

Основные силы продолжили путь в Антверпен. Около 12–30 немецких истребителей атаковали аэродром с 09:25 до 09:40. Наземная оборона была начеку, немецкие соединения атаковали неорганизованно. 145 Крыло RAF было полностью пропущено, и, учитывая большое количество целей, поражение было незначительным; было уничтожено всего 12 Спитфайров.

Всего было уничтожено 14 самолетов союзников и девять повреждены. JG 77 потеряли 11 Bf 109, их пилоты погибли. Согласно источнику союзников, шесть человек были убиты и пятеро взяты в плен. Однако немецкие отчеты показывают потерю всего 10 пилотов. Четыре пользователя как захваченные.

Мец-Фрескати

Уничтоженные P-47 на аэродроме Y-34 Мец-Фрескати.
ПодразделенияStab., II., III., IV./JG 53
Самолет80
Потерянный самолет30
Поврежденный8
Пилоты убиты или взяты в плен17

Jagdgeschwader 53 (JG 53) было поручено провести операцию против аэродрома USAAF на авиабазе Мец-Фрескати. Stab., II., III. И IV./JG 53 были доступны. III./JG 53 должен был уничтожить зенитные установки в районе Меца, в то время как другие группы уничтожили аэродромы.

Тактическое авиационное командование USAAF XIX установило сильное присутствие на северо-востоке Франции и поддерживало США 3-я армия. JG 53 должен был выбить свои аэродромы. Приблизительно 26 Bf 109 взлетели, но были перехвачены 12 P-47 из 367-й истребительной эскадрильи 358-й истребительной группы. По заявлению Р-47, 13 самолетов были уничтожены, один вероятный и шесть были повреждены без потерь. По пути домой в 09:20 III./JG 53 были перехвачены 366-й истребительной эскадрильей. Всего III./JG 53 потеряли 10 Bf 109 и один поврежден 358-й истребительной группе. Из 25 участвовавших в них самолетов III./JG 53 Bf 109 было сбито 11, что составляет 40% атакующей силы. 358-я истребительная группа получила награду "Выдающееся подразделение" за предотвращение атаки на аэродром 362-й истребительной группы.

Хотя III./JG 53 потерпел неудачу, главная атака была успешной по сравнению. Stab,. II. и IV./JG 53 не встретили никаких трудностей на наружной ноге. Немцы нанесли значительный урон припаркованным на поле боя истребителям USAAF. Когда атака на аэродром Меца была закончена, три JG 53 Gruppen сообщили о потере 20 Bf 109 и семи поврежденных. Это составляло более 50 процентов от атакующих 52 истребителей. Около 13 пилотов пропали без вести; трое были убиты, шестеро пропали без вести и четверо попали в плен. Еще трое были ранены. JG 53 уничтожил 27 истребителей USAAF и восемь были повреждены. К этому результату добавляются четыре воздушные победы. Всего JG 53 потеряли 30 Bf 109 и восемь получили повреждения в двух операциях. Это была общая потеря 48%. Потери USAAF - 22 уничтоженных, 11 поврежденных (все Р-47). Однако отрицательное влияние Bodenplatte на JG 53 перевесило любые полученные преимущества.

Ле Кюло и Офховен

ПодразделенияI, II, III./JG 4
Самолет55–75
Потерянный самолет25–26
Поврежден~ 6
Пилоты убиты или взяты в плен17

Аэродром Ле Куло (позже известный как Бовешен) находился в 45 км (28 миль) к северо-востоку от Шарлеруа и был целью Джагдгешвадера 4 (JG 4). Основная полоса (A-89) была известна в местном масштабе как Beauvechain, а вспомогательное поле, известное как Le Culot East (Y-10), известное местным жителям как Burettes, находилось поблизости. Он был известен Люфтваффе, потому что там действовали несколько его подразделений.

Geschwaderkommodore Major Герхард Михальски командовал войсками. Пятеро летчиков были сбиты наземным огнем. Другой пилот заблудился во время полета и оказался недалеко от Эйндховена, где был сбит и убит. Сокращенные по численности, 8–10 истребителей IV./JG 4 продолжали атаковать цель. Через 10 минут они обнаружили довольно большой аэродром и атаковали, решив, что это Ле Кюло. На самом деле это был Синт-Трюйден.

Ошибку было легко сделать, Ле Кюло находился поблизости. В Синт-Трёйдене размещались 48-я истребительная группа и 404-я истребительная группа. 492-я истребительная эскадрилья готовилась к взлету в 09:20. JG 4 упал на аэродром в 09:15. Несколько выруливающих P-47 были брошены пилотами и уничтожены обстрелами. В результате небольшой атаки JG был нанесен значительный ущерб. Всего американских потерь было 10 уничтожено и 31 повреждено. Немцы потеряли восемь истребителей, в том числе семь Bf 109, три повреждены. На аэродроме Ле Кюло повреждений не было.

II (Штурм)./ JG 4 вылетел в Ле Кюло в 08:08. Заблудившись, они наткнулись на аэродром Аш и заявили, что один P-47 уничтожен и два двухмоторных самолета повреждены, а также два поезда и грузовики уничтожены. По заявлению подразделения, был сбит самолет-разведчик Auster. Машина, вероятно, была Stinson L-1 Vigilant из 125-й эскадрильи связи армии США. Однако практически вся группа из 17 Fw 190 была уничтожена.

I. и III./JG 4 должны были вместе нанести удар по Ле Кюло. Взлетев в 08:20 и двигаясь на северо-запад, они насчитывали 35 Bf 109 (девять из III./JG 4). Два Ju 88G-1 из II./NJG 101 ведут как следопыты. Некоторые из I./JG 4 атаковали № 125 Wing RAF Spitfires на аэродроме Офховен. Потери Spitfire неясны. Два P-47 и B-17 были уничтожены. I./JG 4 сообщил, что два Bf 109 пропали без вести, один поврежден и один уничтожен. Затребовались только ангар, один Р-47 и несколько машин, а зенитная батарея была заглушена. Атака на «Спитфайры» в Офховене и упомянутые B-17 и два P-47 не включены в общую сумму. Другой источник предполагает, что два Спитфайра были уничтожены и 10 повреждены в печи Оф.

Согласно одному источнику, потери JG 4 составили 25 истребителей из 55 участвовавших. С 17 пилотами убитыми или пропавшими без вести и взятыми в плен, JG 4 потерял 42%. Более свежий источник утверждает, что в общей сложности участвовало 75 самолетов JG 4, из которых только 12 атаковали наземные цели. Два следопыта Ju 88 были потеряны, а также 26 истребителей, еще шесть были повреждены.

Asch

ПодразделенияStab. I, II, III./JG 11
Самолет61
Потерянный самолет28
Поврежденныйнеизвестно
Пилоты убиты или взяты в24
Курт Танк и майор Гюнтер Шпехт (слева) осматривают руль его Bf 109. Потеря Шпехта стала тяжелым ударом для JG 11.

Аэродром Аш (Обозначенный: Y-29) был построен в ноябре 1944 года и служил базой для 352-й истребительной группы 8-й воздушной армии и 366-й истребительной группы 9-й воздушной армии. Jagdgeschwader 11 (JG 11) должен был уничтожить аэродром. I./JG 11 имел в составе 16 Fw 190 и только шесть летных пилотов. Только шесть пилотов I./JG 1 приняли участие, и только четыре пилота Stab./JG 1 участвовали. У III./JG 11 было больше самолетов, чем пилотов, и поэтому другие Staffeln пополнили эту цифру. Всего 41 Fw 190 из JG 11 приняли участие в Боденплатте; четыре из Stab., шесть из I Gruppe и 31 из III Gruppe. 20 истребителей из II. Группу составляли Bf 109.

План времявал нанесение удара на малой высоте I и III./JG 11, в то как II./JG 11 летали в качестве верхнего прикрытия против истребителей USAAF. Пилотам показали карты и фотографии аэродрома, но не сообщили целей до утра накануне атаки. После пересечения союзников четыре истребителя были потеряны в результате огня ПВО. Курс JG 11 вел прямо над Офховеном. Атаковали крупные формирования JG 11, ошибочно, что это был Аш. Другая половина продолжила Аш. В Офховене размещалось крыло ВВС № 125, всего в 5 км к северу от Аша. Около половины, или около 30 Fw 190 и Bf 109, атаковали аэродром.

Аш отличался случайностью. 390-я эскадрилья 366-й истребительной группы в то утро провела два истребительных захода, которые сыграют решающую роль в провале атаки JG 11. Командир 487-й эскадрильи 352-й истребительной группы, Джон Чарльз Мейер, ожидал действий немцев и приказ вылететь из 12 самолетов P-51, которые собирались взлететь на боевое патрулирование во время атаки начал. Они взлетели под обстрелом.

В тот день несколько пилотов получили статус «Эйс ». P-51 не было потеряно; два были повреждены и один был поврежден на земле. 336-я истребительная группа потеряла один Р-47. 366-му было приписано восемь самолетов, а ААА - еще семь. Тем не менее, чрезмерные требования вполне возможны. Согласно качеству люфтваффе, JG 11 потерял 28 истребителей. Четыре немецких пилота (двое раненых) вернулись на территорию контролируемых немцами, при этом двадцать четыре взяты в плен, а остальные двадцать погибли. Около 24 потерянных Bf 109 и Fw 190 были потеряны над линиями связи. Немецкий ас Гюнтер Шпехт был среди убитых немецких пилотов.

Мало что известно о заявке JG 11. Согласно одному немецкому документу, 13 истребителей, два двухмоторных и один четырехцилиндровый. двигатели самолета были уничтожены. На «аэродроме Глаббек» были повреждены пять истребителей - на самом деле это был Офховен. Было заявлено также десять воздушных побед и одна вероятная. Эти утверждения чрезмерны.

Американцы заявили, что уничтожено 35 немецких самолетов. Только 14 можно с некоторой долей уверенности расценить как сбитые истребителями USAAF, и, возможно, еще двое. Подтверждено, что четыре были сбиты огнем зенитной артиллерии. Общие потери JG 11 составили 28. Воздушный бой над Ашем длился 45 минут. Воздушный бой над Ашем также стал известен как «Легенда о Y-29» и заключил в себе провал операции Bodenplatte в целом.

Брюссель-Эвере / Гримберген

ПодразделенияStab., I, II, III./JG 26 и III./JG 54
Самолеты127
Самолет потерян40
Поврежденнеизвестно
Пилоты убиты или взяты в плен30

Jagdgeschwader 26 (JG 26) и III. Группа Jagdgeschwader 54 (JG 54) должна была нанести удар по Брюссель-Эвере. По состоянию на конец декабря у II./JG 26 было 39 D-9, а у III./JG 26 - 45 Bf 109. По имеющимся данным, в тот день вылетели 110 самолетов JG 26; все, кроме 29, были Fw 190, остальные - Bf 109. 17 Fw 190 из III./JG 54 принимали участие в JG 26.

Неизвестный Люфтваффе Аэродром Гримберген был почти полностью заброшен. Аэродром Эвере находился южнее. Это был один из самых густонаселенных аэродромов Бельгии и имел множество целей. Главный отряд состоял из 60 Spitfire XVI No. 127 Крыло РАФ. Также присутствовали В-17 и В-24 Восьмых ВВС. Всего на поле боя было более 100 самолетов.

В 08:13 первые группы взлетели. Всего участвовало 64 Fw 190D-9. Прежде чем цель была достигнута, около 14 D-9 были вынуждены повернуть назад из-за повреждений зенитной артиллерии или механических неполадок. Три Fw 190 были потеряны немецким зенитным огнем. В 09:10, когда был достигнут фронт, тяжелые подразделения ПВО союзников начали поражать строй, и еще пять были сбиты. Большая часть огня была вызвана британскими военно-морскими силами ПВО, оборонявшими устье Шельды. Когда соединение пересекло голландско-бельгийскую границу, I./JG 26 и III./JG 54 были перехвачены Спитфайрами. Пять Fw 190 были сбиты. I./JG 26 уничтожил или повредил несколько самолетов на аэродроме. Защита AAA потребовала уничтожения пяти человек, а I./JG 26 сообщил о двух потерях Fw 190 от «Спитфайрса». Еще несколько человек потерялись над аэродромом. Другие потери произошли от дружественного огня на обратном пути.

Рейд закончился катастрофой. Всего шесть машин были уничтожены в Гримбергене из-за потери 21 Fw 190 и двух поврежденных. Еще восемь получили незначительные повреждения. Пропали около 17 пилотов, восемь из которых останутся в плену.

Только II. и III./JG 26 попали в Эвере. Из этих единиц взлетели от 44 до 52 Fw 190. II. и III./JG 26 выбили зенитные башни и уничтожили все горючее: ангары, грузовики, топливные свалки и самолеты. 127 Wing RCAF потеряли один «Спитфайр» в воздухе и 11 - на земле; Было повреждено 11 машин, одна уничтожена. В Эвере было уничтожено в общей сложности 60–61 самолет союзников. Там находилось большое количество транспортов, которые привлекли внимание немецких пилотов, в результате чего многие Спитфайры остались неповрежденными. Учитывая количество «Спитфайров» на поле, канадское крыло понесло «небольшие» потери. Командир канадского крыла - Джонни Джонсон - обвинил плохую меткость немецких пилотов в том, что они не смогли добиться дальнейших успехов.

Потери союзников под Эвере составили 32 истребителя, 22 двухмоторных самолета и Уничтожено 13 четырехмоторных самолетов, а также повреждено еще девять одно-, шесть двух- и один четырехмоторный самолет. В общей сложности потери II./JG 26 включали 13 Fw 190 уничтоженных и два поврежденных. Девять пилотов пропали без вести; пятеро были убиты и четверо взяты в плен. III./JG 26 потерял шесть Bf 109 и четыре пилота. Только один из них попал в плен, остальные погибли. Урон, нанесенный немцами, компенсировал потери; Удар по Эвере увенчался успехом.

Брюссель-Мельсбрук

Пожарные пытаются спасти Авро Ланкастер от сгорания в Мельсбруке, Бельгия. Этот самолет приземлился в Мельсбруке с неработающим двигателем номер 3 (правый внутренний борт), его пропеллер оперенный.
БлокиI, II, III./JG 27 и IV./JG 54
Самолет43
Самолет потерян21
Поврежден1
Пилоты убиты или взяты в плен17

Jagdgeschwader 27 и IV./Jagdgeschwader 54 (JG 27 и JG 54) нацелился на аэродром Мельсбрук. 31 декабря JG 27 мог собрать только следующих летчиков и самолетов: 22 (22) из ​​I., 19 (13) из II., 13 (15) из III. И 16 (17) из IV. Gruppe. Geschwaderkommadore Wolfgang Späte перестроил IV./JG 54. В нем был только 21 пилот, и 15 из его 23 Fw 190 находились в рабочем состоянии. Всего взлетели 28 Bf 109 из JG 27 и 15 Fw 190 из JG 54. Семь истребителей были потеряны из-за вражеской авиации и дружественного огня ПВО, прежде чем достигли цели.

Немцы сильно ударили по Мельсбруку. Согласно Эмилю Клэйду (лидирующий III./JG 27), позиции AAA не были укомплектованы, а самолеты были сгруппированы вместе или в ряд, что составляло идеальные цели. Атака нанесла значительный урон базирующимся там отрядам и имела большой успех. Recce Wings потеряли машины на две целые эскадрильи. Нет. 69-я эскадрилья RAF потеряла 11 Vickers Wellington и два повреждены. Нет. 140-я эскадрилья RAF потеряла четырех «Москитов», потери были восполнены в тот же день. По крайней мере, пять Спитфайров из No. 16-я эскадрилья RAF были уничтожены. Нет. 271-я эскадрилья RAF потеряла не менее семи транспортов Harrow «вне боя». Еще 15 самолетов были уничтожены. 139 Wing сообщило о пяти уничтоженных и пяти поврежденных B-25. Также было уничтожено от 15 до 20 бомбардировщиков USAAF. Другой источник сообщает, что было уничтожено 13 резиновых сапог, а также пять «Москитов», четыре «Остера» и пять Авро Ансонс из 2-й эскадрильи связи тактических ВВС. Три Спитфайра также были потеряны и два повреждены. По крайней мере, один Транспортное командование RAF Дуглас Дакота был уничтожен.

Пилоты JG 27 и 54 одержали 85 побед и 40 получили повреждения. Немецкая разведка смогла подтвердить 49. JG 27 понес неприемлемые потери; 17 Bf 109, 11 пилотов убиты, один ранен и трое взяты в плен. IV./JG 54 потерял двоих убитыми и одного пленным. Три Fw 190 были потеряны и один поврежден.

Гильце-Риджен и Эйндховен

ПодразделенияУдар. I., III., IV./JG 3 и KG 51
Самолет81
Потерянный самолет15–16
ПоврежденНеизвестно
Пилоты убиты или взяты в плен15–16

Jagdgeschwader 3 (JG 3) и Kampfgeschwader 51 (KG 51) получили задание уничтожить подразделения союзников в база Эйндховен и аэродром Гильзе-Риджен. В состав поля входили три эскадрильи «Спитфайр» и восемь подразделений «Тайфун» ВВС Великобритании и РКВ. Приблизительно 22 Bf 109 из I./JG 3 взлетели вместе с четырьмя из Stab./JG 3, 15 из III./JG 3 и 19 Fw 190 из IV./JG 3. KG 51 внесла около 21 из своих 30 Messerschmitt Me 262 отправляется в бой. Некоторые истории ошибочно включают Kampfgeschwader 76 (KG 76) в боевом порядке, но KG 76 не участвовал в миссии.

Ожидалось, что каждый Staffel будет сделайте не менее трех огневых проходов. I./JG 3 взлетел и присоединился к ведущей группе, IV Sturm./JG 3, за которой следовали III./JG 3. Bf 109 и Fw 190 Geschwader достигли этого района примерно в 09:20. Geschwaderkommodore Генрих Бер возглавил атаку. Некоторые пилоты совершили четыре прохода, уничтожив огневые точки зенитной артиллерии, станции хранения топлива и автомобили. На поле боя было около 300 самолетов, а также огромные запасы оборудования и топлива. Атака вызвала пожар по всему аэродрому.

JG 3 заявила, что уничтожено 53 одномоторных и 11 двухмоторных самолетов. Были также заявлены поврежденные пять истребителей и один четырехмоторный бомбардировщик. Было заявлено, что четыре Тайфуна, три Спитфайра, один Темпест и еще один неопознанный самолет были сбиты. Всего JG 3 уничтожил 43 самолета, согласно британским данным, и повредил еще 60, некоторые серьезно. Гешвадер считал, что уничтожил 116. JG 3 не остался невредимым. I./JG 3 потерял девять самолетов и пилотов, что составляет 50% потерь. Повреждение возвращавшегося самолета Gruppe означало, что все устройство было непригодным для эксплуатации. RAF AAA сбили пять. JG 3 потерял в общей сложности 15 из 60 присланных истребителей, что составляет 25% потерь. Пропали около 15 пилотов; девять человек были убиты и пятеро взяты в плен, а еще один пилот объявлен пропавшим без вести, и его судьба остается неизвестной. Другой источник сообщает, что 16 пилотов; десять убиты или пропали без вести и шесть взяты в плен.

Урон, нанесенный Эйндховену, был значительным и может считаться победой JG 3. Этому также способствовали элементы JG 6, которые ошибочно определили Эйндховен как одну из своих целей. Наибольшие потери понесли Recce Wing и канадские 124 Wing RCAF, 24 самолета были уничтожены или повреждены. Посещение 39-го крыла ВВС Великобритании потеряло 30 самолетов, уничтоженных или поврежденных. 143 крыла RCAF потеряны, 29 повреждены или уничтожены. Вероятно, что I./JG 3 был ответственен за около 2/3 повреждений. Другой источник сообщает, что 47 самолетов уничтожены и 43 повреждены.

Возможные попытки запуска ракеты Фау-2

Была замечена по крайней мере одна ракета Фау-2 на мобильном стартовом прицепе Meillerwagen поднята на стартовую позицию 1 января 1945 года пилотом 4-й истребительной группы USAAF 4-й истребительной группы над северным немецким маршрутом атаки около города Лохем. Возможно, из-за Когда стартовый экипаж заметил американский истребитель, ракету быстро опустили с почти готовой к запуску высоты 85 ° до 30 °.

Результаты налета

О результатах налета трудно судить учитывая путаницу с записями о потерях. Вероятно, было уничтожено больше самолетов, чем указано. Американцы не смогли должным образом вести учет своих потерь, и похоже, что потери 8-й воздушной армии США не были включены в общую сумму потерь. Когда эти оценки и цифры добавляются к потерям, перечисленным в таблице ниже, вполне вероятно, что правильные цифры: 232 разрушены (143 одномоторных, 74 двухмоторных и 15 четырехмоторных) и 156 повреждены (139 одномоторных, 12 двухмоторных и пять четырехмоторных). Изучение отчетов отдельных эскадрилий подтверждает уничтожение еще большего количества самолетов USAAF. Это говорит о том, что помимо этого было уничтожено как минимум 16 B-17, 14 B-24, восемь P-51 и как минимум два P-47. В общей сложности 290 разрушенных и 180 поврежденных кажется более реалистичным суммированием, чем консервативные цифры, данные USAAF, RAF и RCAF. Включая 15 самолетов союзников, сбитых и 10 поврежденных в воздушном бою, 305 уничтоженных и 190 поврежденных - это общая сумма атаки.

Перечислены результаты атак:. незначительные повреждения или их отсутствие. легкий урон. средний урон. тяжелый урон.

целькод цели (союзники)подразделение (крыло) люфтваффеСоюзные войскаВлияние на эскадрильи союзников. (по официальным данным)
Антверпен - ДёрнB-70JG 77 No. 146 Крыло РАФ, No. 145 Крыло RAF и бомбовая группа USAAF также присутствуютОдин самолет подтвержден уничтоженным, около 15 поврежденных, в том числе три, возможно, уничтоженных.
AschY-29JG 11 USAAF 366-я истребительная группа, 352-я истребительная группа.Один брошенный B-17 уничтожен, три повреждены.
Брюссель-ЭверB-56 ​​JG 26 и JG 54 No. 127 Крыло RAF, Вторая тактическая эскадрилья связи ВВС и подразделения посещения No. 147-я эскадрилья RAF и No. 271-я эскадрилья РАФ. Также присутствуют элементы 361-й истребительной группы USAAF и 358-й истребительной группы.34 уничтожены, 29 повреждены.
Брюссель-ГримбергенB- 60JG 26 и JG 54Присутствовали только шесть самолетовВсе шесть самолетов уничтожены.
Брюссель-МельсбрукB-58JG 27, JG 54 и JG 4 No. 34 Крыло РАФ, No. 139 Крыло RAF, Эскадрилья связи TAF и No. 85 Группа RAF Эскадрилья связи.35 уничтожено, 9 серьезно повреждено.
ЭйндховенB-78JG 3 , No. 143 крыла RCAF и 39 крыла RAF. Нет. 400-я эскадрилья RCAF, No. 414-я эскадрилья RCAF и No. Также присутствовала 430-я эскадрилья RCAF.26 «Тайфунов» уничтожены, плюс около 30 повреждены. Еще пять разведывательных Спитфайров были уничтожены (400-я эскадрилья), один из которых был уничтожен в результате столкновения со сбитым Fw 190.
Гент / Синт-Денис-ВестремB-61JG 1 Нет. 131 (Польский) Крыло RAF 16 разрушено, несколько повреждено.
Gilze-RijenB-77JG 3 и KG 51 No. 35 Recce Wing RAF Один уничтожен, другой поврежден.
HeeschB-88JG 6 No. 401-я эскадрилья RCAF, No. 402-я эскадрилья RCAF, No. 411-я эскадрилья RCAF, No. 412-я эскадрилья RCAF, No. 442-я эскадрилья RCAF.Без потерь
Le CulotA-89JG 4USAAF 36-я истребительная группа, 373-я истребительная группа, 363-я истребительная группаБез повреждений
МальдегемB-65JG 1No. 485-я эскадрилья РНЗАФ и No. 349-я эскадрилья RAF 13 уничтожены, две повреждены и не подлежат ремонту.
Мец — ФрескатиA-90JG 53 USAAF. IX Tactical Air Force; 354-я истребительная группа, 362-я истребительная группа, 406-я истребительная группа, 367-я истребительная группа, 368-я истребительная группа, 361-я истребительная группа. 64-й истребительный авиаполк XII тактической авиации; 1 эскадр французских ВВС, 50-я истребительная группа, 358-я истребительная группа 22 уничтожены, 11 повреждены (все P-47 Thunderbolts ).
ОфховенY-32JG 4№ 130-й эскадрильи RAF, № 350-й эскадрильи RAF Один уничтожен, около шести повреждены.
Sint—TruidenA-92JG 2, JG 4 иUSAAF 48-я истребительная группа и 404-я истребительная группа 10 уничтожено, 31 повреждено.
VolkelB-80JG 6№ 56-й эскадрильи RAF, № 486-й эскадрильи RNZAF Один самолет уничтожен.
WoensdrechtB-79JG 77№ 132 Wing RAF Без эффекта
УрселB-67JG 1USAAF и 61-я эскадрилья RAF Три самолета уничтожены.
Последствия и потери

В ходе операции была достигнута тактическая неожиданность, но она была отменена из-за плохого выполнения из-за низкого мастерства пилота из-за плохой подготовки. Операция не достигла своей цели и d эта неудача очень дорого обошлась немецкой авиации. Некоторые подразделения RAF, RCAF и USAAF на приемном конце Боденплатте были сильно повреждены, другие не так сильно, но большинство понесли некоторые потери. Немцы, однако, запустили Bodenplatte при определенных условиях, таких как плохое планирование и низкое мастерство пилотов, которые ясно указывали, что любое полученное преимущество будет перевешено возможными потерями. Боденплатте ослабил Джагдваффе, превзойдя любую надежду на восстановление. Генерал дер Ягдфлигер Адольф Галланд сказал: «Мы пожертвовали нашим последним веществом».

Люфтваффе потеряли убитыми и пропавшими без вести 143 пилота, 70 были взяты в плен и 21 ранен, включая трех Geschwaderkommodore, пять Gruppenkommandeure и 14 Staffelkapitäne - крупнейшие однодневные потери Люфтваффе. Многие из потерянных командиров были опытными ветеранами, что оказывало еще большее давление на оставшихся. Таким образом, Bodenplatte имел кратковременный успех, но потерпел долговременную неудачу. Потери союзников вскоре были восполнены, а потерянные самолеты Люфтваффе и особенно пилоты были невосполнимы. Немецкий историк Герхард Вайнберг писал, что это сделало немцев «более слабыми, чем когда-либо, и неспособными снова предпринять какие-либо крупные атаки».

В оставшиеся 17 недель войны ягдваффе изо всех сил пытались оправиться от операция 1 января, чтобы оставаться эффективной силой. Со стратегической точки зрения немецкий историк Вернер Гирбиг писал: «Операция Bodenplatte привела к полному поражению». Измученные немецкие подразделения больше не могли эффективно защищать воздушное пространство Германии во время операции «Грабеж» и операции «Варсити, переход союзников через реку Рейн, или общее вторжение западных союзников в Германию. Последующие операции в целом были незначительными и не могли бросить вызов господству союзников в воздухе. Единственной службой люфтваффе, способной совершать прибыльные боевые вылеты, были ночные истребители. За последние шесть недель войны Люфтваффе должно было потерять еще 200 пилотов убитыми. Гирбиг писал: «Только осенью 1944 года немецкие истребители ступили на жертвенный путь; и именно скандальная операция Bodenplatte нанесла этим силам смертельный удар и решила их судьбу. больше, чем умирающее мерцание. "

Примечания
Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 12:58:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте