Масса №3 | |
---|---|
от Антона Брукнера | |
Композитор, гр. 1860 г. | |
Ключ | Фа минор |
Каталог | WAB 28 |
Форма | Масса |
Сочиненный | 1867 - 1868: Линц ( 1867 ) ( 1868 ) |
Преданность | Антон Риттер фон Имхоф-Гайсслингхоф |
Выполнено | 16 июня 1872 года: церковь Августинеркирхе, Вена ( 1872-06-16 ) |
Движения | 6 |
Вокал | SATB Хор и солисты |
Инструментальная | оркестр и орган ad lib. |
Масса № 3 в фа минор, WAB 28, на Антона Брукнера является установка массы обычной для солистов, хора и оркестра и органа вволю.
После успеха мессы № 1 ре минор 1867 года Брукнеру было поручено «написать новую мессу для Бургкапелле». Брукнер написал первую версию между сентябрем 1867–1868 гг. В Линце (незадолго до своего переезда в Вену ).
Первые репетиции, проведенные Иоганном Гербеком в придворной церкви Августинеркирхе, состоялись в 1868 или 1869 году, но «на них не присутствовали оркестровые исполнители» и «в целом они не увенчались успехом». В конце концов, Гербек счел массу «слишком длинной и непригодной для восприятия». После различных задержек, месса наконец-то состоялась 16 июня 1872 года в Августинеркирхе под дирижером Брукнера. Гербек изменил свое мнение о пьесе, заявив, что знает только две мессы: эту и Missa solemnis Бетховена. Ференц Лист и даже Эдуард Ханслик высоко оценили произведение. Второе представление состоялось в Hofmusikkapelle 8 декабря 1873 года. Рукопись хранится в Österreichische Nationalbibliothek.
После третьего выступления (30 июля 1876 года) Брукнер внес небольшие изменения в Kyrie и Gloria, а в 1877 году - в Credo. Он внес дальнейшие изменения в Кредо в 1881 году при подготовке к выступлениям в Хофкапелле, главным образом для решения «трудностей исполнения», но также для учета того, что он узнал из изучения Реквиема Моцарта, исправляя некоторые примеры параллельных октав, если не оправдано примером Моцарта. В некоторых более поздних выступлениях Брукнер был на чердаке органа, а не на подиуме.
В письме Зигфриду Охсу от 14 апреля 1895 года композитор писал:
Der Bruckner wird alt und möchte doch so gern noch die F-Moll '[Messe]' hören! Битте, битте! Das wäre der Höhepunkt meines Lebens. Абер данн манчес андерс как die Partitur! Bei Des-Dur im Credo: «Deum vero de Deo» bitte «Organo pleno»! Nicht Register Sparen! Перевод: Брукнер стареет и очень хотел бы дожить до фа минор [месса]! Пожалуйста пожалуйста! Это было бы кульминацией моей жизни. Но тут есть еще много отличий от партитуры! В D ♭ мажор кредо: Deum verum de Deo, пожалуйста, Органо Плено ! Не жалейте о регистрах !.
В 1890-х Брукнер все еще редактировал сочинение, но после 1868 года в вокальные партии было внесено очень мало изменений. Во время исполнения этой мессы в ноябре 1893 года Иоганнес Брамс «аплодировал... так восторженно... что Брукнер лично поблагодарил его.. "
Композитор посвятил произведение Хофрату Антону Риттеру фон Имхоф-Гайсслингхофу в «последнюю минуту». Леопольд Новак, однако, считал, что произведение на самом деле посвящено дирижеру Иоганну Гербеку.
Брукнер сделал четыре последовательных пересмотра работы в 1876, 1877, 1881 и с 1890 по 1893 годы.
Первое издание 1894 года содержало «многочисленные ложные постановки и артикуляции, а также массивную реорганизацию, особенно духовых». Брукнер разозлился, когда увидел это в печати и аннотировал примеры параллельных октав, которые он исключил в своих собственных исправлениях.
В 1944 году Роберт Хаас выпустил издание как часть Gesamtausgabe, которое было заменено изданием Леопольда Новака 1960 года, а совсем недавно - изданием Пола Хокшоу 2005 года. Эти три редактора имели доступ к различным рукописям и современным копиям. Ханс Фердинанд Редлих, с другой стороны, не сделал этого для своего Эйленбургского издания и пожаловался на то, что Новак отказал ему в доступе.
В нынешнем Gesamtausgabe Пола Хокшоу представлены две версии, которые Брукнер считал окончательными, 1883 и 1893 годов, так что исполнителям предоставляется возможность выбирать между двумя версиями.
Произведение предназначено для хора, солистов и оркестра SATB (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета си-бемоль, 2 фагота, 2 валторны в фа, 2 валторны в си-бемоль, 2 трубы в до, альт, тенор и бас- тромбоны, литавры и струнные) и орган ad libitum.
Орган, присутствующий в издании Wöss, отсутствует в издании Haas и помещен "ad libitum" в нынешний Gesamtausgabe. «Орган служит, прежде всего, для выделения значительных пассажей, чтобы увеличить яркость их звучания».
Работа разделена на шесть частей:
Общая продолжительность: около 62 минут
Глория начинается со словами « Глория в Excelsis Део » и Credo со словами « Credo в ипите Deum » в исполнении целого хора, а не пропели в григорианском режиме по солистке, как и в предыдущих массах Брукнер. Сеттинг более симфонический, чем у Мессы № 1, с большим вкладом солистов. Брукнер указал такты 170–179 « Глории» - часть последнего « Miserere nobis » - как необязательные. Пока что эти десять тактов записали всего несколько дирижеров. В то время как Gloria заканчивается фугой во всех мессах Брукнера, в мессе № 3, как и в его предыдущей Missa solemnis, Credo также заканчивается фугой, «классической чертой». В этой фуге следующей голосовой записи предшествует возглас « Кредо, кредо », поддерживаемый органом. Тема Agnus Dei немного напоминает тему Missa solemnis. Dona Nobis возобновляет тему Кирия в основном режиме, и напоминает фугу предмет Глории и последнюю фразу Credo.
На композицию мессы фа минор, возможно, повлияли поздняя месса Шуберта № 5 ля-бемоль мажор и месса № 6 ми-бемоль мажор.
Выпущено около 70 записей Мессы № 3 Брукнера.
Первая полная запись мессы была сделана Морисом Кесслером с Оберлинским музыкальным союзом и оркестром консерватории Кливленда в 1949 году. Из других записей эпохи пластинок - запись Ойгена Йохума с Симфоническим оркестром и хором Баварского радио на Deutsche Grammophon., а также песни Карла Форстера с берлинским симфоническим оркестром и хором собора Святой Ядвицы были переработаны на компакт-диск. По словам Ханса Рулофса, записи Йохама и Форстера принадлежат к лучшим записям массы.
Недавняя запись Мэтью Беста с Corydon Singers была встречена критиками, особенно за то, что Бест не смягчил «вагнеровский элемент в великолепном Бенедикте». Запись Франца Антона Крагера 2013 года с Хьюстонским симфоническим хором является хорошим примером использования солидного органа для усиления частей хора и оркестра тутти мессы.
Другие отличные записи, в соответствии с Hans Roelofs, является то, что с помощью Ia Карла Рихтера (Шалк первое издание), Колин Дэвис, Heinz Rogner и Франца Welser-MOST, и более поздних записях Рикардо Luna, Робин Тиксиэйше и ГЭРБ Schaller.