Мария Фелиция Малибран (24 марта 1808 - 23 сентября 1836) была испанской певицей, которая обычно пела партии контральто и сопрано, и была одной из самых известных оперных певиц 19 века. Малибран была известна своей бурной личностью и драматической энергией, став легендарной фигурой после ее смерти в Манчестере, Англия, в возрасте 28 лет. Современные отчеты о ее голосе описывают его диапазон, силу и гибкость как экстраординарные.
Малибран родилась в Париже как Мария Фелиситас Гарсия в известной испанской музыкальной семье. Ее матерью была Хоакина Ситчес, актриса и оперная певица. Ее отец Мануэль Гарсия был знаменитым тенором, которым очень восхищался Россини, сыгравший роль графа Альмавивы в его «Севильском цирюльнике». Гарсия также был композитором и влиятельным преподавателем вокала, и он был ее первым учителем по вокалу. Его описывали как непреклонного и деспотичного; уроки, которые он давал дочери, превратились в постоянные ссоры между двумя могущественными эго.
Малибран впервые появилась на сцене в Неаполе со своим отцом в « Агнесе» Фердинандо Паэра, когда ей было 8 лет. В 17 лет она была певицей в хоре Королевского театра в Лондоне. Когда примадонна Джудитта Паста заболела, Гарсия предложил своей дочери сыграть Розину в «Севильском цирюльнике». Зрители полюбили юную меццо, и она продолжала исполнять эту роль до конца сезона.
Когда сезон закрылся, Гарсиа немедленно взял свою оперную труппу в Нью-Йорк. Труппа состояла в основном из членов его семьи: Марии, ее брата Мануэля и их матери, Хоакины Ситчес, также называемой «Ла Брионес». Младшей сестре Марии, Полине, которая впоследствии стала самостоятельной певицей под именем Полин Виардо, тогда было всего четыре года.
Это был первый раз, когда итальянская опера была поставлена в Нью-Йорке. За девять месяцев Мария исполнила главные партии в восьми операх, две из которых были написаны ее отцом. В Нью-Йорке она познакомилась и поспешно вышла замуж за банкира Франсуа Юджина Малибрана, который был на 28 лет старше ее. Считается, что ее отец заставил Марию выйти за него замуж в обмен на обещание банкира дать Мануэлю Гарсиа 100 000 франков. Однако, по другим данным, она вышла замуж просто, чтобы спастись от своего отца-тирана. Через несколько месяцев после свадьбы ее муж объявил о банкротстве, и Мария была вынуждена поддерживать его своими выступлениями. Через год она покинула Малибран и вернулась в Европу.
Возлюбленный Малибрана, бельгийский скрипач Шарль-Огюст де Берио, рядом с ее бюстом (Библиотека Королевской консерватории Брюсселя ), литография, датированная 1838 годом. Малибран умер двумя годами ранее.В Европе Малибран исполнил заглавную партию на премьере оперы Доницетти « Мария Стуарда». Опера была основана на пьесе Фридриха Шиллера « Мария Стюарт», и, поскольку она изображала Марию, королеву Шотландии в сочувственном свете, цензоры требовали поправок к тексту, которые Малибран часто игнорировал. Библиотека Королевской консерватории Брюсселя хранит серию интересных проектов цветных костюмов для этой пьесы, созданных Малибран, раскрывающих ее неожиданный талант рисования.
Малибран завязал романтические отношения с бельгийским скрипачом Шарлем Огюстом де Берио. Пара прожила вместе шесть лет как гражданская пара, и в 1833 году у них родился ребенок (педагог по фортепиано Шарль-Уилфрид де Берио ), до того как Мария добилась расторжения брака с Малибраном. Специально для пары Феликс Мендельсон написал арию в сопровождении солирующей скрипки. Малибран пел в Парижской опере среди других крупных оперных театров. В Париже она познакомилась и выступила с Майклом Балфом.
В 1834 году Малибран переехал в Англию и начал выступать в Лондоне и Европе. В Венеции она исполнила « Сомнамбулу» Винченцо Беллини 8 апреля 1835 года, пожертвовав свое выступление ветхому Театру Сан-Джованни Гризостомо, вдохновив его реставрацию. Он был переименован в Театр Малибран, и ее приветствовали и почитали как его покровительницу. В конце мая 1836 года она снялась в фильме «Дева Артуа», написанном для нее Балфом. Ранее в том же году она вернулась в Милан, чтобы исполнить главную роль в премьере оперы Ваккаи « Джованна Грей». В июле 1836 года Малибран упала с лошади и получила травмы, от которых так и не оправилась. Она отказалась от посещения врача и продолжала выступать. В сентябре 1836 года Малибран был в Манчестере, участвуя в музыкальном фестивале в коллегиальной церкви и Королевском театре на Фонтан-стрит. Она упала на сцене во время выступления на бис в театре, но настояла на том, чтобы выступить в церкви на следующее утро и умерла после недели мучений, которую посещал ее личный врач. Ее тело было временно похоронено в церкви после публичных похорон, а затем перевезено в мавзолей на кладбище Лакен, недалеко от Брюсселя в Бельгии. Библиотека Королевской консерватории Брюсселя хранит, среди прочего, посмертную маску, трогательный четырехстраничный отчет о похоронах доктора Беллуомини, а также санкционирование церковных властей Манчестера на передачу тела Малибрана в Брюссель (фонд Марии Малибран, B-Bc; FC-2-MM-006 кв.).
Малибран наиболее тесно связан с операми Россини. Композитор превозносил ее достоинства:
Среди других опер она исполнила заглавную партию в « Танкреди» и « Отелло», в которых, похоже, она исполнила роли Дездемоны и Отелло. Другие выступления включали в себя выступления в Il turco в Италии, La Cenerentola и Semiramide (как в Арсасе, так и в главной роли).
Она также пела в Джакомо Мейербера «s Il crociato в Egitto в Париже в сентябре 1825 года, оперу, которая Rossini, как директор Театром-Italien, введенный в столицу Франции и„ который начал европейскую репутацию Мейербера“. Малибран пользовался большим успехом в операх Беллини « Норма», «Сомнамбула» и « Я Капулети и Монтекки» (в партии Ромео). Она также исполнила роль Ромео в двух других известных тогда операх: « Джульетта и Ромео » Зингарелли и « Джульетта и Ромео » Ваккаи. Беллини написал новую версию своего I puritani, чтобы адаптировать ее к ее меццо-сопрано, и даже пообещал написать новую оперу специально для нее, но он умер, не успев сделать это.
Malibran в тесситура (комфортный диапазон вокала ) был удивительно широк, от E ♭ ниже средних С высокими C и D, что позволило ей легко петь роли для контральто, а также высокого сопрано. Современники восхищались эмоциональным накалом Малибрана на сцене. Россини, Доницетти, Шопен, Мендельсон и Лист были среди ее поклонников. Художник Эжен Делакруа, однако, обвинил ее в отсутствии утонченности и класса и в попытке «обратиться к массам, не имеющим художественного вкуса». Описывая ее голос и технику, французский критик Кастиль-Блейз писал: «Голос Малибран был ярким, ярким и энергичным. Он никогда не терял своего лестного тембра, этого бархатного тона, который так соблазнил ее в нежных и страстных ариях...] Живость, точность, восходящая хроматика, арпеджио, вокальные партии, ослепляющие силой, изяществом или кокетством, она обладала всем, что можно приобрести в этом искусстве ».
Она покровительница театра Малибран в Венеции, где ее камея висит над сценой.
Библиотека Королевской консерватории Брюсселя обладает важной коллекцией партитур, документов и предметов от дивы, собранной в фонде Марии Малибран.
Несколько фильмов изображают жизнь Марии Малибран:
В 1982 году сопрано Джоан Сазерленд провела концертный тур под названием «Малибран», чтобы оживить память о Малибране, спев страницы из любимых песен певца в Венеции.
Меццо-сопрано Сесилия Бартоли посвятила свой альбом « Мария» в 2007 году музыке, написанной для Малибрана, и ее самым известным ролям, а также обширному туру и DVD-концерту, посвященному Ла Малибран. В 2008 году Декка выпустила запись « Сомнамбула» Беллини с Сесилией Бартоли в главной роли, в которой использовалось множество каденций, которые использовала сама Ла Малибран и которые вернули тесситуру роли в высокий диапазон меццо-сопрано (как ее спели Джудитта Паста и Мария Малибран)..
Летиция Элизабет Лэндон включает поэтическую дань в миниатюре в The English Bijou Almanack, 1837 г.
Она появляется как персонаж в стихотворении Уильяма МакГонагалла.
Дочь Марка Твена Сьюзи Клеменс, умирающая от спинального менингита, написала последнее бредовое стихотворение в прозе, адресованное Малибрану, которого она считала своего рода святым покровителем: «Скажи ей, чтобы она сказала, благослови Господь тени, как я благословляю свет».
Примечания
Цитированные источники
Другие источники