Лалитадитья Муктапида

редактировать

Махараджа Кашмира
Лалитадитья Муктапида
Махараджа из Кашмира
Правлениер. c. 724 г. н.э. – 760 г. н.э.
ПредшественникДурлабхака (Пратападитья II)
ПреемникКувалаяпида
СупругКамаладеви, Чакрамардика
ПроблемаКувалаяпида, Ваджрадитья II
Династия Каркога
ОтецДурлабхака-Пратападитья II
РелигияИндуизм

Лалитадитья псевдоним <196106>Муктапида (IAST : Lalitāditya Muktāpīḍa; rc 724 CE - 760 CE) был самым могущественным правителем Каястхи из династии Каркота в Кашмир регионе Индии. субконтинент.

Летописец 12-го века Калхана характеризует Лалитадитью как мирового завоевателя, приписывая ему обширные завоевания и чудодейственные силы в его Раджатаранджини. Согласно Калхане, Лалитадитья победил центрального индийского царя Яшовармана, а затем двинулся в восточную и южную части Индии. На обратном пути в Кашмир он подчинил себе еще нескольких правителей, а затем покорил нескольких северных королей. Основываясь на реконструкции рассказа Калханы, историк искусства Герман Гетц (1969) предположил, что Лалитадитье удалось создать недолговечную империю, которая включала в себя большую часть Индии, а также современную Афганистан и Средняя Азия. Анализ Гетца был принят и широко цитировался последующими авторами, писавшими об истории Кашмира.

Следовательно, Лалитадитья обычно считается самым могущественным царем своей династии. Он построил ряд святынь в Кашмире, в том числе разрушенный Храм Солнца Мартанд. Он также основал несколько городов, в том числе новую столицу в Парихасапуре, хотя он также сохранил традиционную столицу династии в Шринагаре.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Военная карьера
    • 2.1 Отчет Калханы
    • 2.2 Общая историчность рассказа Калханы
    • 2.3 Подробный анализ рассказа Калханы
      • 2.3.1 Афганистан и Пенджаб
      • 2.3.2 Яшоварман
      • 2.3.3 Восточная Индия
      • 2.3.4 Южная Индия
      • 2.3.5 Западная Индия
      • 2.3.6 Возвращение в Кашмир
      • 2.3.7 Гиндукуш-Памир
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Общественные работы
    • 4.1 Города и поселки
    • 4.2 Святыни
      • 4.2.1 Храмы Вишну
      • 4.2.2 Буддийские святыни
      • 4.2.3 Святыни Шивы
      • 4.2.4 Святыни Сурьи
    • 4.3 Другая деятельность
  • 5 Предполагаемые чудодейственные силы
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
Общие сведения

Основным источником информации о Лалитадитье является Раджатаранджини, хроника правителей Кашмира, написанная кашмирским писателем XII века Калхана. Лалитадитья также находит краткое упоминание в Новой Книге Тан (Синь Тан шу), записи о династии Тан в Китае. В этом тексте он упоминается как «Му-то-пи» или «Мудуоби» (вариант Муктапиды). Персидский летописец 11 века Аль-Бируни упоминает кашмирского царя по имени Муттай, который, скорее всего, был Лалитадитья («Муттай» происходит от апабхрамша формы «Муктапида») <137.>

Раджатарангини называет Лалитадитью младшим сыном Каркоты царя Дурлабхаки (псевдоним Пратападитья) и царицы Нарендрапрабхи. Его мать Нарендрапрабха ранее была замужем за иностранным купцом, поселившимся в Кашмире. У него было два старших брата по имени Чандрапида (псевдоним Ваджрадитья) и Тарапида (псевдоним Удаядитья), которые предшествовали ему как правители Кашмира.

Калхана утверждает, что правление Лалитадитьи длилось 36 лет, 7 месяцев и 11 дней. Он предполагает, что Лалитадитья правил в 700-736 гг. Однако это неверно, поскольку предшественник Лалитадитьи, как известно, отправил посольство в столицу Тан Чанъань в 720 г. Этот предшественник, упоминаемый как «Тяньму» в записях Тан, вероятно, был Тарапидой, хотя некоторые ученые идентифицировали его как Чандрапиду. Современные историки датируют правление Лалитадитьи ок. 724/5 - ок. 760 г. н. Э.

Лалитадитья хвастался быть потомком мифического Нага царя Каркотаки.

Военная карьера

Рассказ Калханы

Калхана описывает Лалитадитью как универсального монарха, который большую часть своей жизни провел в военных экспедициях. Он дает следующий отчет о карьере Лалитадитьи:

Лалитадитья вторгся в страну Антарведи, столица которой находилась в Гадхипуре (Каньякубджа ). Защищающийся король Яшоварман покорился ему после долгой войны и предложил мирный договор. Яшоварман составил документ с изложением условий этого договора под названием «Договор Яшовармана и Лалитадитьи». Министр Лалитадитьи Митрашарман возражал против этого титула и настаивал, чтобы имя Лалитадитьи стояло перед именем Яшовармана в заголовке. Генералы Лалитадитьи, обеспокоенные продолжительностью войны, обвинили Митрашармана в задержке заключения договора. Но сам Лалитадитья остался доволен Митрашарманом: он прервал мирные переговоры и «выкорчевал» Яшовармана. В результате этого поражения Яшоварман, которому служили придворные поэты, такие как Вакпати и Бхавабхути, сам стал панегиристом Лалитадитьи. Земля Каньякубджа, расположенная между рекой Ямуна и рекой Калика (возможно, современная Кали Нади), перешла под контроль Лалитадитьи

Лалитадитья учредил пять новых офисов, которые были заняты Шахи и другие князья. После консолидации власти в Каньякубдже Лалитадитья двинулся к восточному океану, точно так же, как река Ганг течет из Гималаев в восточный океан. Во время этой экспедиции слоны из этой армии увидели землю своего рождения. Лалитадитья достиг Калинги и Гауда, и несколько слонов присоединились к его армии из Гауды.

От восточного берега моря Лалитадитья двинулся в южный регион, где Карнатас поклонились ему. Правительницей Дакшинапатхи в то время была царица Карната по имени Ратта. Она построила дороги без препятствий через горы Виндхья, и была столь же могущественна, как богиня Виндхьявасини (Дурга). Даже такая могущественная фигура, как она, поклонилась Лалитадитье. На юге солдаты Лалитадитьи забыли о своей усталости, когда они потягивали вино из кокосовых пальм и наслаждались ветерком на берегу реки Кавери. Змеи, падающие с сандаловых деревьев на Чанданадри (Малайские горы ), выглядели как изогнутые мечи, падающие из рук из-за страха перед нападением со стороны Лалитадитьи. Кашмирский царь пересек океаны через острова, как если бы человек пересекал ручей, переступая через камни.

Перейдя океан, Лалитадитья достиг семи Конкан. Дварака, расположенный на западе моря. берег, воодушевил солдат Лалитадитьи желанием [войти в этот город]. Затем армия слонов Лалитадитьи вошла в Аванти. Пыль, поднятая его армией при переходе горы Виндхья, заставила Виндхью казаться красным от гнева. В Аванти клыки его слонов раскалывались только лунным светом, падающим на диадему Махакалы. (Это отсылка к традиционному мифу о том, что лунный свет может раскалывать бивни слона.)

Победив большинство других царей, Лалитадитья отправился из Аванти в Уттарапатху (северный регион)., где он сражался с несколькими могущественными королями. Его армия опустошила конюшни Камбоджа (отсылка к репутации страны Камбоджа как производителя качественных лошадей). Возникшая темнота заставила их казаться, будто они были заполнены черными буйволами. Туххара сбежали к горным хребтам на подходе Лалитадитьи, оставив своих лошадей. Он также трижды победил Муммуни в битве, чем очень встревожил Бауттов. Лалитадитья был слишком велик, чтобы терпеть распитие вина Дарадас.

Когда Лалитадитья приблизился к заброшенному городу Прагджйотиша, он увидел дым, исходящий от черного алоэ, горящего в лесах. В Валукамбудхи («море песка»), где мираж привел к иллюзии воды, слоны Лалитадитьи выглядели как большие крокодилы. Женщины Стри-раджьи (буквально «женское царство») растопили сердца воинов Лалитадитьи, показав свою «высокую грудь». Когда дрожащая царица Стрираджи встретила Лалитадитью, никто не мог определить, были ли проявленные ею эмоции ужасом или желанием любви. При приближении Лалитадитьи Уттаракурус укрылся на деревьях, как змеи прячутся в норах, увидев Гаруда.

Лалитадитья, возвращающегося в Кашмир с огромными богатствами, полученными от его завоеваний. Он назначил своих слуг царями Джаламдхары, Лохары и других стран. По приказу Лалитадитьи Турушки и Дакшинатьи в его царстве должны были показать знак позора. Турушкам приходилось держать руки за спиной и брить половину головы, чтобы обозначить свое рабство. Дакшинатьи должны были носить хвост, который скользил по земле, чтобы обозначить их сходство с животными.

Лалитадитья основал несколько городов и святынь во время своего пребывания в Кашмире. Однажды он вторгся в королевство Сиката-синдху («Океан песка») и завоевал его, пройдя через огромную пустошь (см. Раздел чудодейственные силы ниже). Через некоторое время он двинулся в сторону «бескрайних северных областей», потому что ему было любопытно побывать в тех странах, куда никто раньше не попадал. Во время этой кампании у него было несколько приключений с демонами, посланными божеством Куберой, чтобы проверить его силу.

Когда министры Лалитадитьи не получали о нем никаких новостей в течение нескольких дней, они отправили гонца найти его. Посланник вернулся с известием, что король не желает возвращаться, решив продолжать военные завоевания до своей смерти. В своем послании Лалитадитья дал политическую мудрость о том, как управлять королевством, и попросил, чтобы его старший сын Кувалаяпида был назначен его преемником.

Позже некоторые люди сообщили, что Лалитадитья умер в стране Арианака, как результат чрезмерного внесезонного снегопада. Другие сообщали, что он принес в жертву себя в ужасной ситуации, потому что хотел умереть, оставаясь великим королем.

Общая историчность рассказа Калханы

В книге Джозефа Э. Шварцберга Исторический атлас Южной Азии, историческими считаются только завоевания Лалитадитьи в окрестностях Кашмира и на равнинах Ганга.

М. А. Штейн (1900), который первым перевел Раджатаранджини на английский язык, принял подчинение Лалитадитьи Яшовармана как исторический факт. Однако он отверг последующие победы, описанные Калханой как «явно легендарные», учитывая отсутствие исторических подробностей. По его словам, Кашмирское королевство не имело людских ресурсов или ресурсов для проведения таких обширных кампаний.

Согласно историку К. В. Вайдья (1861–1938), рассказ Калханы подтверждается текстом 13 века Чач Нама. В письме в этом тексте, адресованном Раджа Дахиром Мухаммаду бин Касиму, упоминается «король Кашмира, на царский порог которого другие правители Хинда положили свои головы, который покачивает вся Хинд, даже страны Макрана и Турана, чьи цепи многие вельможи и вельможи добровольно поставили на колени и против которых ни один человек не может устоять ». Утверждается, что это письмо было написано в 712 году нашей эры, поэтому Вайдья предполагает, что завоевания Лалитадитьи должны были произойти в течение 700-712 годов нашей эры.

Позже историк искусства Герман Гетц (1969) разработал историческая реконструкция, подтверждающая отчет Калханы, хотя он признал, что «эта реконструкция не может претендовать на то, чтобы быть чем-то большим, чем рабочая теория, правдоподобно пытающаяся связать между собой разреженные и неопределенные данные». Гетц утверждал, что рассказ Калханы о военных подвигах Лалитадитьи не только вероятен, но и подтвержден другими доказательствами. Согласно Гетцу, обширные завоевания Лалитадитьи были возможны, потому что другие современные королевства в регионе были ослаблены иностранными вторжениями и войнами. Вдобавок Гетц предположил, что Лалитадитья удалось создать мощную армию в результате превосходной военной организации, административного устройства и вооружения, находящейся под влиянием Китая. Гетц идентифицировал несколько лиц, упомянутых в отчете Калханы как исторические личности, и утверждал, что такой далекий автор, как Калхана, не мог изобрести таких исторических личностей.

Андре Винк (2002) описал теорию Гетца как убедительную, но Рональд М. Дэвидсон (2012) отвергает утверждение Винком анализа Гетца как некритическое. Дэвидсон отвергает аргумент, что завоевания, описанные Калханой, должны были быть реальными, поскольку Калхана не мог изобрести исторических личностей. В свою поддержку Дэвидсон приводит пример Ниламата-пураны, которая является одним из источников Калханы для Раджатаранджини и приписывает вымышленные события историческим лицам. Он утверждает, что сомнительные источники Калханы могли сфабриковать завоевание известных сторон. Дэвидсон указывает, что придворный поэт Яшовармана Вакпати приписывает ему аналогичные завоевания в Гаудавахо, согласно которым Яшоварман завоевал не только восточную и южную Индию, но и победил царя Персии. Дэвидсон отвергает и Гаудавахо, и Раджатаранджини как поэтическое хвастовство, описывая рассказ Калханы как «кашмирское бустеризм». Однако он считает, что утверждения Калханы могут быть ближе к истине, чем утверждения Вакпати. По словам Дэвидсона, Лалитадитья начал свою атаку в 733 году н.э., продвинулся до Магадхи на востоке, а затем вернулся в Кашмир в 747 году н.э.

Тансен Сен (2004) также отвергает утверждения о завоевании Лалитадитьей региона Гиндукуш-Памир, основанный на нумизматических свидетельствах и других записях, кроме Раджатаранджини. По его словам, Лалитадитья оказывал военную и материально-техническую поддержку кампаниям Тан против тибетцев, и успех этих кампаний позже привел к легендам Кашмира, описывающим его как великого завоевателя.

Шьям Манохар Мишра (1977) указывает, что Достижения Лалитадитьи «должно быть, были окрашены и преувеличены народным воображением» ко времени Калханы, который жил через четыре столетия после Лалитадитьи. Это очевидно из того факта, что Калхана приписывает чудодейственные силы Лалитадитье. Согласно Сьюзен Л. Хантингтон (1997), кампании Лалитадитьи, вероятно, были «массовыми набегами и грабежами, а не настоящими завоеваниями».

Подробный анализ рассказа Калханы

Афганистан и Пенджаб

Гетц предполагает, что Лалитадитья захватил Пенджаб, Афганистан и западную часть Среднеазиатского нагорья перед тем, как начать свою кампанию в центральной Индии. Он датирует завоевание Афганистана Лалитадитьей до 730 г. н.э. и приводит следующие аргументы в свою поддержку:

  • Рядом с чайтьей Лалитадитьи в Парихасапуре находится гигантская позолоченная медная статуя Будды. Похоже, что он был вдохновлен статуей Будды Бамиана. В то же время здесь отсутствует влияние искусства Гупта, которое было популярно на территории Яшовармана.
  • До Лалитадитьи Афганистан контролировался тюркскими шахами «князьями», находившимися под номинальным Контроль Китая после падения Сасанидской империи. После Лалитадитьи Афганистан перешел под контроль индуистской шахи династии Лаллии.
  • Мусульмане с запада не могли продвинуться дальше Мултана в Пенджабе в этот период. Хотя падение Омейядского халифата было фактором в этом, также представляется, что существовала Индийская империя, достаточно могущественная, чтобы оказать сопротивление армиям халифитов.

Тансен Сен (2004) критикует теорию Гетца., основанный на нумизматических свидетельствах и других записях того времени. Эти источники предполагают, что регионы Каписа и Забулистан на территории современного Афганистана находились под контролем независимых тюркских шахских правителей. Об их независимом статусе свидетельствуют записи династии Тан, правители которой регулярно принимали посольства от тюркских шахов. По словам Сена, королевство Каркота имело мирные отношения с этими тюркскими соседями: именно этот факт, возможно, позволил Лалитадитье покинуть Кашмир и привести войска в центральную и восточную Индию.

Яшоварман

Победа Лалитадитьи над Яшоварман кажется исторически правдой. Исторические данные свидетельствуют о том, что два короля были ближайшими соседями до конфликта: империя Лалитадитьи простиралась до современного Пенджаба на юго-востоке, а северо-восточная граница Яшовармана включала части современной Харьяна. Обнаружение некоторых монет с легендой Шри-Пратапа в современном Уттар-Прадеше также считается доказательством успеха Лалитадитьи в этом регионе (поскольку Пратападитья было именем отца Лалитадитьи). предок Абхинавагупты Атригупта, ученый, который первоначально жил на территории Яшовармана, был доставлен в Кашмир Лалитадитьей. Это могло произойти во время вторжения Лалитадитьи.

Однако рассказ Калханы об этой победе над Яшоварманом нельзя принимать за чистую монету. По словам историка Шьяма Манохара Мишры (1977), более ранние историки переоценили успех Лалитадитьи против Яшовармана: побежденный царь признал сюзеренитет Лалитадитьи на короткий период, но стал практически независимым, когда Лалитадитья оказался вовлеченным в другие конфликты.

Дата конфликта между двумя королями не установлена. Летопись династии Тан предполагает, что Лалитадитья и царь Центральной Индии сражались против Тибета как союзники. Если предположить, что этим центральным индийским царем был Яшоварман (после его порабощения Лалитадитьей), М. А. Штейн датировал завоевание Лалитадитьи временем до 736 г. н.э. Однако Мишра интерпретирует записи Тан по-разному, предполагая, что Лалитадитья и Яшоварман были союзниками по крайней мере до 736 г. Согласно Мишре, конфликт между Лалитадитьей и Яшоварманом произошел после 736 г. н.э., но до смерти Яшовармана в 749-753 гг. Н.э.

Немецкий индолог Герман Якоби датировал вторжение Лалитадитьи в Каннаудж 14 августа. 733 г. н.э., дата, которую приняли несколько более поздних историков. Эта теория основана на Гаудавахо, тексте придворного поэта Яшовармана Вакпати. Этот текст описывает солнечное затмение (неблагоприятное предзнаменование), которое Якоби считает намеком на поражение Яшовармана. Якоби также основывает свой вывод на следующем стихе, который он переводит как «Уголок его [Яшовармана] брови искривился из-за того, что его [царское] положение пошатнулось». Считая 733 г. н.э. датой победы Лалитадитьи, Гетц датировал начало конфликта 730 г. н.э. или ранее.

Шьям Манохар Мишра отвергает вывод Якоби, указывая, что солнечное затмение 733 г. н.э. можно было увидеть из нескольких других регионов (включая Кашмир), и нет никаких доказательств, связывающих это с поражением Яшовармана. Фактически, окружающие стихи в стихотворении ясно дают понять, что стих о солнечном затмении не означает для Яшовармана никакого поражения. Более того, Якоби неверно перевел следующий стих, в котором на самом деле говорится, что если приказ Яшовармана был нарушен, он искривил бровь (рассердился), что привело к большим бедствиям в царствах тех, кто бросил вызов порядку.

Восточная Индия

Согласно Гетцу, Лалитадитья завоевал современный Бихар, Бенгалию и Одиша к 735-736 гг. Основываясь на рассказе Калханы, Гетц предположил, что Лалитадитья двинулся на Гауда после победы над Яшоварманом. Там он победил правителя позднего Гупта Дживитагупту, а затем продвинулся до Бенгальского залива через нынешнюю Одишу. Далее Гетц предположил, что Яшоварман поддерживал Лалитадитью в этих кампаниях как вассал. В поэме Гаудавахо придворный Яшовармана Вакпати приписывает ему победы в восточной и южной Индии. Раджатаранджини делает аналогичные претензии в отношении Лалитадитьи. По словам Гетца, маршруты вторжения, описанные в обоих этих текстах, «практически идентичны». Поэтому он заключает, что Яшоварман участвовал в войнах Лалитадитьи как вассал. Гетц утверждает, что Гаудавахо не упоминает об этом, потому что придворный поэт Яшовармана хотел обелить вассальный статус своего господина. Гаудавахо упоминает, что Яшоварман посетил гору Мандара. По словам Гетца, это способ поэта скрыть визит Яшовармана во двор Лалитадитьи, который находился в горной местности.

Шьям Манохар Мишра (1977) отвергает теорию Гетца, указывая на отсутствие источников (включая Раджатаранджини и Гаудавахо) предполагают, что Яшоварман участвовал в последующих кампаниях Лалитадитьи как вассал. Мишра считает, что конфликт между двумя королями произошел после успешной кампании Яшовармана, которая, должно быть, «вызвала ревность и беспокойство Лалитадитьи».

Южная Индия

Термин «Ратта» в рассказе Калханы кажется, это ссылка на Раштракутаса, который правил регионом Карната. Термин «виндхьяс» здесь не может относиться к современным горам Виндхья : он, вероятно, используется для поэтического эффекта, чтобы сравнить царицу Ратту с богиней Виндхьявасини (которая, как говорят, проживает в регионе Виндхьяна).

Гетц отождествил королеву Калханы Ратту с Бхаваганой, которая была женой царя Раштракуты Индры I. Гетц предполагает, что она действовала в качестве королевы-регента для своего сына Дантидурга после смерти Индры, но ее правлению угрожал ее зять Кришна I. В результате она обратилась за помощью к Лалитадитье, который прибыл в Декан и сражался на ее стороне. Далее Гетц предположил, что Яшоварман и Дживитагупта участвовали в этой кампании как его вассалы. Его аргументы включают:

  • Гаудавахо утверждает, что Яшоварман также вторгся в Декан. Согласно Гетцу, если бы Яшоварман вторгся на Декан в одиночку, это вторжение произошло бы до его разгрома против Лалитадитьи, то есть где-то до 730 г. Но Виджаядитья, современный правитель Декана, был очень могущественным царем. Следовательно, Яшоварман мог вторгнуться на Декан только в составе более могущественной силы, возглавляемой Лалитадитьей.
  • Бхавагана была Чалукья принцессой до брака, и поэтому ее родственники Чалукья могли позволить Лалитадитье пройти через северный Декан, что позволило ему легко вторгнуться на территорию, контролируемую Кришной.
  • Гетц также предполагает, что Дантидурга сбросил вассалитет Лалитадитьи после того, как царь Кашмира вернулся на север. В свою поддержку он цитирует надпись Дантидурги Самангад. Согласно Гетцу, эта запись утверждает, что Дантидурга отразил «вторжение объединенных правителей Синда, Малвы и Косалы». Современный арабский правитель Синда не вступил бы в союз с индуистскими правителями Мальвы или Косалы. Следовательно, это вторжение может относиться только к успехам Дантидурги против сил Лалитадитьи и его вассалов (Яшоварман и Дживитагупта). Малва здесь можно интерпретировать как приграничную территорию Яшовармана или отцовскую территорию Дживитагпуты. Косала здесь может относиться к региону Косала (в современном Уттар-Прадеш), контролируемому Яшоварманом, или региону Дакшина Косала, который находился на юго-западной границе Гауды. Согласно Гетцу, термин «Синд» использовался для описания Кашмира в Пратихара надписях.

Западная Индия

Гетц отождествлял «Муммуни» Калханы с современным Шилахара правитель Конкана. Хотя ни один современный царь Шилахара под этим именем неизвестен, был король Шилахары 11-го века с таким же именем. Гетц предполагает, что современника Лалитадитьи в Шилахаре также звали Муммуни: его имя, должно быть, было удалено из семейных записей Шилахары из-за его унизительного поражения против Лалитадитьи.

Калхана упоминает, что Кайя, король Латы, построил храм в Кашмире во время правления Лалитадитьи. Гетц отождествляет Кайю с Каркой II, губернатором Раштракуты региона Лата (современный южный Гуджарат ). Хотя Калхана не упоминает Кайю в связи с кампанией Лалитадитьи, Гетц утверждает, что правитель Латы не пошел бы в Кашмир, чтобы построить храм. Гетц предполагает, что он был взят туда как вассал. Однако присутствие Карки в Гуджарате подтверждается дарственной надписью 757 г. Гетц предполагает, что Лалитадитья должен был умереть до этого года, а Карка должен был вернуться в Гуджарат после своей смерти.

Согласно Гетцу, Лалитадитья вторгся в Катхиавар (в современном Гуджарате) между 740 годами. и 746 г. н.э. К этому времени местные правители Майтракас уже были порабощены чалукьями, что позволило Лалитадитье установить свою гегемонию в регионе.

Вернуться в Кашмир

По словам Гетца, Лалитадитья вернулся в Кашмир, когда тибетский царь Ме Агсом вторгся в Кашмир около 747 г. н.э. Гетц предполагает, что во время этого обратного пути Лалитадитья прошел через Удджайн, Читторгарх, Марвар и Танесар. Он также предположил, что легендарный Гухила правитель Баппа Равал Читторгарха служил Лалитадитье в качестве вассала и погиб, сражаясь в кампаниях царя Кашмира в Средней Азии.

Гетц продолжает чтобы связать Лалитадитью с мифологической легендой Агникулы, согласно которой некоторые более поздние региональные династии произошли из огненной ямы во время жертвенной церемонии на горе Абу. Гетц предположил, что Лалитадитья хотел оставить позади некоторых губернаторов, прежде чем выступить против тибетцев; поэтому он провел церемонию включения «различных гурджарских племен» в индуистскую политическую систему в качестве кшатриев (признанных воинов).

Гиндукуш-Памир

По словам Гетца, после возвращения в Кашмир Лалитадитья не только отбил тибетцев, но также вторгся в Таримский бассейн. Гетц определил «песчаное море» Калханы как пустынные районы Туркестана и Тибета. Гетц предположил, что в 755-756 гг. Н.э. Лалитадитья вторгся в города в пустынях Такламакан и Гоби и двинулся в Куча и Турфан, после того, как власть Тан уменьшилась в результате Восстания Ань Лушань.

, интерпретация Гетца была широко принята и цитировалась последующими учеными. Однако Тансен Сен (2004) отвергает оценку Гетцем подвигов Лалитадитьи как преувеличенную, основываясь на его исследовании современных китайских и тибетских источников, а также на нумизматических свидетельствах. Сен также проанализировал писания корейского монаха Хечо (который посетил Кашмир в 725 году н.э., в начале правления Лалитадитьи) и китайского монаха Вукона (который оставался в Кашмире четыре года. около 753-763 гг. н.э., после смерти Лалитадитьи). Ни один из этих источников не поддерживает утверждение Гетца о том, что Лалитадитья сумел основать обширную Кашмирскую империю в регионе Гиндукуш - Памир, или что он прошел через пустыню Такла-Макан. Исторические данные показывают, что династия Тан сохраняла контроль над государствами-оазисами в пустынном регионе до начала 780-х годов нашей эры, когда тибетцы установили свое господство. Нет никаких свидетельств похода Лалитадитьи в регион Памира: Старые тибетские летописи устанавливают, что ряд правителей Северного Памира отправили послов, чтобы отдать дань уважения тибетскому двору в 756-757 годах нашей эры. Это говорит о том, что этот район находился под контролем тибетцев, чьи записи не упоминают о конфликте с Кашмиром.

Гетц считал тохарское происхождение министра Лалитадитьи Чанкуны (IAST : Caṇkuṇa) как источник свидетельство гегемонии Кашмира над тюркскими царствами. Согласно Калхане, Лалитадитья принес Чанкуну в Кашмир из земли Туххара (Тохаристан ). «Чанкуна» считается санскритской транскрипцией китайского титула цзянцзюнь («военный генерал»). Гетц предположил, что Чанкуна был тохарским генералом в китайской армии, и представил китайские методы ведения войны в Кашмире, которые усилили военные кампании Лалитадитьи. Сен критикует эту теорию, указывая на то, что в трудах Калханы Чанкуна превозносится за магические силы, а не за военный опыт. Более того, тохарское происхождение чанкуна не может рассматриваться как конкретное свидетельство контроля Кашмира над южным регионом Гиндукуша.

Согласно теории Сена, Каркотас добились успехов против тибетцев в рамках союза с династией Тан. Эти успехи привели к возникновению легенд о господстве Кашмира в южном Гиндукушско-Памирском регионе. Основываясь на этих легендах, четыре столетия спустя Калхана охарактеризовал Лалитадитью как покорителя мира.

Сен указывает, что согласно Новой Книге Тан, посланник Лалитадитьи прибыл к Танскому двору с письмо в марте – апреле 933 г. н.э. В этом письме Лалитадитья представляет себя вассалом Тан, который «подчинился Небесному Кагану ». Лалитадитья далее объясняет, что тибетцы огорчили его и другого царя Центральной Индии, заблокировав пять великих маршрутов. Но двум индийским королям удалось победить тибетцев. Наконец, Лалитадитья просит армию Тан прибыть в Палур (современный Гилгит-Балтистан ), предлагая разбить для них лагерь у озера Махападма (современное озеро Вулар ). Он обещает снабдить танскую армию провизией, даже если она насчитывала до 200000 человек.

Согласно записям Тан, император Тан был доволен предложением Лалитадитьи и даровал Лалитадитье титул «короля».. В последующие годы силы Тан воевали с тибетцами за Литл-Палур (современный Гилгитская долина ). Танцы наконец захватили его в 747 году н.э. после трех неудачных попыток. Кашмир Лалитадитьи, похоже, сыграл значительную роль в этих конфликтах.

В записях Тан также упоминается, что посланник из Тохаристана посетил Танский двор в 749 году н.э. и попросил его возобновить свой союз. с Кашмиром, отправив королю Кашмира драгоценные подарки. Целью посланника было заручиться помощью Тан против союзника Тибета Кашгара. Посланник указал, что правитель Кашмира уважает китайцев и имеет большую конницу и пехоту. Китайцы приняли рекомендацию посланника, и в 750 году танский генерал Гао Сяньчжи захватил Кашгар. Эти записи предполагают, что Лалитадитья оказывал военную помощь и материально-техническую поддержку силам Гао Сяньчжи в этой кампании.

Тансен Сен считает, что «бхаутты» (тибетцы) и «дарады », упомянутые Калханой возможно, были соперниками Лалитадитьи в кампаниях 747 г. и 750 г. н.э.

Личная жизнь

Лалитадитья наследовали его сыновья: сначала Кувалаяпида, а затем Ваджрадитья. Кувалаяпида был сыном царицы Камаладеви, а Ваджрадитья был сыном Чакрамардики. Ваджрадитье наследовали его сыновья Притхивьяпида и Самграмапида.

Общественные работы

Города и поселки

Руины в Парихасапуре

Калхана утверждает, что Лалитадитья основал следующие города:

  • Сунищита-пура, когда он решил (сунищита) завоевать мир
  • Дарпита-пура, когда он почувствовал гордость
  • Пхала-пура, когда он получил плод (пхала). М. А. Штейн обнаружил Пхалапуру около Парихасапура и слияния Витасты и Синдху.
  • Парноца, когда он взял лист (парна). Штейн отождествил этот город с современным Пунч.
  • городом Локапунья, который отождествляется с районом около источника Локабхавана недалеко от современного Ларикпура.
  • Парихасапура, который был лучше, чем резиденция Индры. Этот город на короткое время стал резиденцией Лалитадитьи, в то время как Сринагара продолжал служить другой столицей. Парихасапур был заброшен и разрушен ко времени Калханы.
  • Несколько городов в соленых пустошах, чтобы любой страдающий от жажды мог найти воду для питья.

Калхана также упоминает, что, когда Лалитадитья был вдали от него В королевстве его архитектор построил в его честь город под названием Лалитапура, но это разозлило Лалитадитью. Одна теория отождествляет это место с современной Летипорой (или Латпором). Жена Лалитадитьи, Чакрамардика, также, как говорят, построила город Чакрапура с 7000 домов.

Согласно Калхане, Лалитадитья однажды приказал сжечь город Праварапура, находясь в пьяном ступоре. Город был построен более ранним царем по имени Праварасена, и Лалитадитья не хотел, чтобы существовал другой такой красивый город, как Парихасапура. Однако, когда Лалитадитья пришел в себя, он пожалел о своем решении. Он почувствовал облегчение, когда его министры сообщили ему, что фактически не выполнили его приказ. Он был доволен мудрым решением своих министров и проинструктировал их игнорировать его команды всякий раз, когда он был пьян.

Святыни

Калхана утверждает, что Лалитадитья построил святыни в каждом городе, деревне, реке, море и остров. Его жены, служители и служители освятили сотни изображений в этих храмах. Лалитадитья поместил в эти святыни идолов слуг божеств, сделанных из золота и серебра.

Святыни Вишну

Согласно Калхане, Лалитадитья заказал святыни, посвященные различным аспектам Вишну, в том числе Кешава, Нрихари и Муктасвамин:

  • Построили храм Кешавы в Дарпитапуре
  • Установили изображение Нрихари в Стрираджье. Это изображение было подвешено в воздухе с помощью магнитов над и под ним.
  • Построил храм Муктасвамин в Хушкапуре (современный Ушкур ).
  • Сделал подношение Вишну после постройки города Локапунья.
  • Установлено несколько изображений Вишну и его аспектов в Парихасапуре:
    • серебряное изображение Парихаса-Кешавы (сделанное из 84000 пала; пала - древняя единица, эквивалентная 4 толака s)
    • золоту изображение Мукта-Кешавы (сделанное из 84000 толаков золота)
    • золотое изображение Маха-Варахи
    • серебряное изображение Говардхана-Дхара
  • Поднял столб размером 54 руки в высоты и имел изображение Гаруды (Вишну вахана ) наверху.

Другие также построили храмы Вишну во время его правления:

  • царица Лалитадитьи Камалавати основала Камалахатту ( рынок), где она установила серебряного идола Камала-Кешавы.
  • Кайя, царь Латы, построил знаменитую святыню Кайясвамина.

Калхана также упоминает легенду описывает открытие двух древних идолов: Лалитадитья, который был искусным наездником, однажды в одиночку отвел необученную лошадь в пустыню. Там он увидел очаровательных танцующих девушек, которые сказали, что они принадлежат к храму в деревне Суравардхамана, расположенной на пустыре. На следующий день король раскопал пустошь. В результате этих раскопок были обнаружены два ветхих храма, в каждом из которых стоит идол Кешавы. Надписи на этих идолах указывали, что они были сделаны Рамой и Лакшманой. Царь принес этих идолов в Парихасапур, где он воздвиг каменный храм рядом с храмом Парихаса-Кешава. Он установил Рама-свамин (идол Рамы) в этом каменном здании. Его царица Чакрамардика установила Лакшмана-свамин (идол Лакшмана) рядом со своим святилищем Чакрешвары.

Согласно Калхане, идол Рама-свамин был позже уничтожен людьми Гауды, чтобы отомстить за своего царя. убийство Лалитадитьи. Царь Гауды прибыл в Кашмир с визитом, и идол Парихаса-Кешавы был гарантом его безопасности. Несмотря на это, Лалитадитья убил его в Триграми (современный Тригам). Чтобы отомстить за вероломное убийство своего царя, его слуги прибыли из Гауды в Кашмир, решив уничтожить любимого идола Лалитадитьи Парихаса-Кешава. Они вошли в Кашмир под предлогом посещения святыни богини Шарады. Лалитадитья в то время был далеко от Парихасапура, и служители храма Парихаса-Кешава закрыли его ворота, чтобы не дать людям Гауды войти в храм. Люди Гауды приняли идол Рамасвамина за идол Парихаса-Кешава и разрушили его, прежде чем его убили солдаты Лалитадитьи.

Буддийские святыни

Калхана также считает, что Лалитадитья построил следующие буддийские святыни:

  • Построил большую вихару со ступой в Хушкапуре (современный Ушкур, где были обнаружены остатки ступы и святыни Шивы). Китайский паломник Оу-Конг упоминает вихару «Мунг-ти» в своем списке монастырей Кашмира; Штейн отождествляет эту вихару с сайтом Ушкур и предполагает, что "Moung-ti" - это китайская транскрипция слова "Mukta".
  • Построил Раджавихару с большим чатух-шалой (квадратом), большим чайтья и большое изображение Джины (Будды).
  • Установлена ​​очень высокая статуя Брихадбудды («Великого Будды»), сделанная из 84000 прастх из меди (прастха - древний единица эквивалентна 64 толака с).

Говорят, что подданные царя построили буддийские святыни:

  • Кайя, царь Латы, также построил знаменитую Кайя-вихару, которая позже стала резиденция бхикшу Сарваджнамитры.
  • Чанкуна основал Чанкуна-вихара (IAST : Cankunavihara), который включал в себя высокую ступу и золотое изображение Джинов.
  • Чанкуна также основал еще одну вихару (с чайтьей) в Шринагаре.
  • Зять Чанкуны и врач Ишаначандра также построил вихару после того, как получил богатство благодаря благословению Такшаки.

Святыни Шивы

Храмовый комплекс Вангат, идентифицированный как святыня Бутеша, упомянутый в рассказе Калханы

Согласно Калхане:

  • Лалитадитья взял 1 крор из Бутеши (святыня Шива), отправляясь на завоевание мира, и дал 11 крор в качестве искупительного подношения по возвращении в Кашмир. Он построил каменный храм Джештарудры, посвященный Шиве, и подарил святыне землю и деревни. Святилище Бутеша отождествляется с современным Вангатом (Бхуцер или Бутсер).
  • Его министр Митрашарман установил шива лингам под названием Митрешвара.
  • Учитель по имени Бхаппата построил лингам под названием Бхаппатешвара.
  • Другие люди также построили несколько лингамов, известных как Ракчатеша.

Святыни Сурьи

Калхана упоминает, что Лалитадитья построил святыню Адитьи (бог солнца ) в Лалитапуре и подарил этому святилищу землю Каньякубджа и ее деревни. Кроме того, он заказал храм солнца в Мартанде и окружающий город.

Прочие занятия

Калхана утверждает, что Лалитадитья договорился о Чакрадхара для распределения воды реки Витаста по нескольким деревням с помощью серии водяных колес. Чакрадхара отождествляется с современным плато Цакдар Удар около Биджбехара. Ишанадеви, жена его министра Чанкуна, построила колодец, чистая вода которого исцеляла больных.

Согласно Калхане, Лалитадитья собирал мудрецов из разных стран, так же, как «ветер собирает огромные потоки воды. цветы". Например, из Тухкхары он принес Чанкуна (IAST: Caṇkuṇa), который обладал великими качествами.

Калхана утверждает, что Лалитадитья начал фестиваль сахасра-бхакта в Парихасапуре. Во время этого фестиваля он раздал 100 001 блюдо помимо дакшин (пожертвований). Персидский писатель 11 века Аль-Бируни утверждает, что жители Кашмира организовали ежегодный фестиваль во второй день месяца Чайтра, чтобы отметить предполагаемую победу своего прошлого царя Муттая над турками. Этого Муттая можно отождествить с «Муктапидой», то есть с Лалитадитьей. По словам Аль-Бируни, кашмирцы утверждали, что Муттай, как и большинство других кашмирских царей, «правили всем миром». Аль-Бируни отверг эти утверждения как ложь из-за хронологических несоответствий.

Предполагаемые чудодейственные силы

Калхана заявляет, что приказы Лалитадитьи не нарушали даже боги. Однажды, стоя лагерем на берегу восточного океана в холодную погоду, Лалитадитья приказал принести ему плоды капитты. Его слуги были в недоумении, так как этот фрукт не был обычным явлением в данное время и в данном месте. Но затем, божественный посланник Индры принес ему эти плоды с небес. Посланник объяснил ему, что в своей предыдущей жизни он предлагал свою пищу и воду голодающему брамину во время голода. В результате этого доброго дела Лалитадитья получил право исполнить сотню небесных желаний. Например, царь мог заставить потоки сладкой воды появляться в пустынях по своему простому желанию. Посланник предупредил Лалитадитью, что у него осталось мало желаний, и поэтому он не должен тратить эти желания на легкомысленные просьбы, такие как заказ фруктов.

Калхана также утверждает, что министр Лалитадитьи Чанкуна был братом мага Канакаварши ( буквально «тот, кто льет золотой дождь»). Он добывал золото в королевской сокровищнице, используя свои магические силы. Однажды царская армия застряла в стране Панчанада (отождествляется с Пенджабом ), потому что местные ручьи «объединились» и не могли быть пересечены. Чанкуна волшебным образом разделил воды, бросив мани (драгоценный камень) в потоки, что позволило царской армии пересечь воды. Затем он извлек свой мани, используя другой мани, и потоки снова соединились. Царь попросил у Чанкуны эти два мани, предложив взамен все, что угодно. Чанкуна попросил идола Сугаты (Будда ), который был привезен в Кашмир из Магадхи на слоне. Царь выполнил это требование, и Чанкуна поместил идола в свою вихару. Этот образ все еще существовал во времена Калханы, и, по его словам, металлические ленты, закрепленные вокруг него, доказали, что когда-то он был закреплен на слоне.

Калхана также утверждает, что Лалитадитья заставил появиться несколько ручьев, толкнув свое копье (кунтавахини) в землю. Рассказывая об одном таком случае, он заявляет, что однажды, когда Лалитадитья был занят завоеванием мира, к нему пришел раненый. Мужчина, у которого были отрублены конечности и нос, представился как министр соперничающего царя Сиката-синдху («Океана песка»). Он сказал, что был наказан за совет своему королю принять сюзеренитет Лалитадитьи. Лалитадитья пообещал наказать соперничающего царя и вылечил раненого министра под его опекой. Затем министр призвал Лалитадитью идти коротким путем в страну Шиката-синдху и повел свою армию на пустырь без воды. Когда армия Лалитадитьи была на грани смерти от жажды, министр показал, что все это было подстроено: он на самом деле был лоялен конкурирующему царю и намеревался ввести Лалитадитью и его армию в заблуждение до их смерти. Лалитадитья объявил, что впечатлен верностью министра своему хозяину, но заявил, что его план не увенчается успехом. Затем кашмирский царь вонзил свой меч в землю, заставив поток выйти из воды. Затем он достиг Шиката-синдху, где довел царя-соперника до того же жалкого состояния, что и его бессильный министр.

Калхана упоминает, что в его время существовало несколько других чудесных легенд о Лалитадитье, но он не мог включить их все. в Раджатаранджини, потому что он не хотел нарушать поток повествования.

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-26 12:13:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте