Аль-Бируни

редактировать
Персидский ученый и эрудит XI века
Абу Райхан аль-Бируни
ابوریحان محمد بن احمد البیرونی
Biruni-russian.jpg Воображаемое изображение Аль Бируни на почтовой марке 1973 Советский
Личный
Родившийся973. Кат, Хорезм, династия Афригидов (современный Узбекистан )
Умерок. 1050 (77 лет). Газни, Империя Газневидов (совр. -день Афганистан )
РелигияИслам
ЭпохаЗолотой век ислама
РегионХорезм, Средняя Азия. Династия Зияридов ( Рей ) Династия Газневидов (Газни )
ДеноминацияСуннит
КридАшари
Основные интересыГеология, физика, антропология, сравнительная социология, астрономия, химия, история, география, математика, медицина, психология, философия, теология
Известные работыОставшиеся признаки прошлых веков, Драгоценные камни, Индика, Канон Масуди, Понимание астрологии
Мусульманский лидер
Под влиянием
Под влиянием

Абу Райхан аль-Бируни (973 - после 1050 г.) был иранцем ученый и эрудит в золотой век ислама. Его по-разному называли «основателем индологии », «отцом сравнительного религиоведения », «отцом современной геодезии » и первым антрополог.

Аль-Бируни хорошо разбирался в физике, математике, астрономии и естественных науках, а также отличился как историк, хронолог и лингвист. Он изучал практически все области науки и получал вознаграждение за свои исследования и напряженную работу. Члены королевской семьи и влиятельные члены общества разыскивали Аль-Бируни, чтобы провести исследования и получить определенные результаты. В дополнение к этому типу влияния на Аль-Бируни также оказали влияние другие народы, такие как греки, от которых он черпал вдохновение, когда обратился к изучению философии. Он знал хорезмийский, персидский, арабский, санскрит, а также знал греческий, Иврит и сирийский. Он провел большую часть своей жизни в Газни, тогдашней столице династии Газневидов, в современном центрально-восточном Афганистане. В 1017 году он отправился на Индийский субконтинент и написал исследование индийской культуры «Тарих аль-Хинд» (История Индии) после изучения индуистской веры, исповедуемой в Индии. Он был беспристрастным писателем по обычаям и вероучениям различных народов, и получил титул аль-Устад («Мастер») за свое замечательное описание Индии начала XI века.

В Иране Абу Райхан Бируни написал день рождения отмечается как день геодезиста.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Жизнь
  • 3 Математика, астрономия и изобретение минут и секунд
  • 4 Опровержение Вечной Вселенной
  • 5 Физика
  • 6 География и геодезия
  • 7 Фармакология и минералогия
  • 8 История и хронология
  • 9 История религий
  • 10 Антропология
  • 11 Индология
  • 12 Сочинения
    • 12.1 Выбор сохранившиеся работы
    • 12.2 Персидские работы
  • 13 Наследие
  • 14 Примечания и ссылки
    • 14.1 Примечания
    • 14.2 Цитаты
    • 14.3 Библиография
  • 15 Дополнительная литература
  • 16 Внешние ссылки

Имя

Аль-Бируни известен как Бируни (перс. : بیرونی) на персидском языке и как Аль-Бируни (арабский : البيروني) на арабском. Его полное имя на арабском языке - Абу Райан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни, а на персидском персидском : ابوریحان محمد بن احمد البیرونی Abū Rayḥān Bērōnī; Новый: 132>

Жизнь

Он родился во внешнем районе (Бирун) Кат, столице афригидской династии Хорезма в Средней Азии (или Хоразмия). Для проведения исследований Аль-Бируни использовал разные методы для изучения различных областей, которые он изучал. Он жил во времена Золотого века ислама, когда аббасидские халифы способствовали развитию астрономических исследований.

Аль-Бируни провел первые двадцать пять лет своей жизни в Хорезме, где изучал исламское право, теология, грамматика, математика, астрономия, медицина, философия, а также пробовал себя в области физики и большинства других наук. иранский хорезмийский язык, который был языком бируни, просуществовал несколько столетий после ислама до тюркизации региона, и поэтому, по крайней мере, некоторые культура и предания древнего Хорезма, поскольку трудно увидеть, как великая фигура Бируни, хранилища стольких знаний, появляется в культурном вакууме. Он симпатизировал Афригидам, которые были свергнуты конкурирующей династией Мамунидов в 995 году. Он покинул свою родину в Бухару, затем при Саманид правитель Мансур II, сын Нуха. Там он переписывался с Авиценной, и между этими двумя учеными продолжаются обмены мнениями.

В 998 году он предстал перед судом Зиярида эмира Табаристана Шамса аль-Моали Абол-хасана Габуса ибн Вушмгира. Там он написал свой первый важный труд «Аль-Атар аль-Баккия ан аль-Корун аль-Халийя» (буквально: «Остатки прошлых веков» и переводится как «Хронология древних народов» или «Остатки прошлого») по исторической и научной хронологии, вероятно, около 1000 года нашей эры, хотя позже он внес в книгу некоторые поправки. Он также посетил двор бавандида правителя Аль-Марзубана. Приняв окончательную гибель Афригидов от рук Мамунидов, он заключил мир с последними, которые тогда правили Хорезмом. Их двор в Горганже (также в Хорезме) славился тем, что собирал блестящих ученых.

В 1017 году Махмуд Газнинский взял Рей. Большинство ученых, включая аль-Бируни, были доставлены в Газни, столицу династии Газневидов. Бируни стал придворным астрологом и сопровождал Махмуда во время его вторжений в Индию, прожив там несколько лет. Ему было сорок четыре года, когда он отправился в путешествие с Махмудом из Газни. Бируни познакомился со всем, что связано с Индией. За это время он написал свое исследование Индии, завершив его около 1030 года. Наряду с его написанием Аль-Бируни также постарался распространить свое исследование на науку во время экспедиций. Он попытался найти метод измерения высоты солнца и для этой цели создал временный квадрант . Аль-Бируни смог добиться больших успехов в своих исследованиях по сравнению с частыми путешествиями, которые он совершал по землям Индии.

Принадлежит суннитам Аш'ари школа, аль-Бируни тем не менее также связан с Матуриди теологами. Однако он очень критиковал Мутазила, особенно критиковал аль-Джахиза и Зуркана. Он также отверг Авиценну за его взгляды на вечность вселенной.

Математика, астрономия и изобретение минут и секунд

Иллюстрация из астрономических работ аль-Бируни объясняет различные фазы луны. Диаграмма, иллюстрирующая метод, предложенный и использованный Аль-Бируни для оценки радиуса и окружности Земли.

Девяносто пять из 146 книг, написанных Бируни, были посвящены астрономии, математике и связанные предметы, такие как математическая география. Его религия способствовала его исследованиям в области астрономии, так как в исламе поклонение и молитва требуют знания точных направлений священных мест, которые можно точно найти только с помощью астрономических данных.

Основная работа Бируни по астромии - это прежде всего астрономия. и математический текст; он заявляет: «Я начал с геометрии и перешел к арифметике и науке о числах, затем к структуре Вселенной и, наконец, к судебной астрологии [sic ], для тех, кто достоин этого стиля и титул астролога [sic ], который не очень хорошо разбирается в этих науках ". В этих предыдущих главах он закладывает основы последней главы, посвященной астрологическому прогнозированию, которую он критикует. Он провел первое семантическое различие между астрономией и астрологией. В более поздней работе он написал опровержение астрологии в противоположность астрономии, которую он поддерживает. Некоторые предполагают, что его причины для опровержения астрологии были связаны с методами, используемыми астрологами, основанными на псевдонауке, а не на эмпиризме, а также на взглядах астрологов, противоречащих суннитскому исламу..

Он написал обширный комментарий к индийской астрономии в Taḥqīq mā li-l-Hind, в основном переводе работы Арьябхатты, в которой он утверждает, что разрешил вопрос о вращении Земли в своей работе по астрономии. больше не существует, его Miftah-ilm-alhai'a (Ключ к астрономии):

[T] Вращение Земли никоим образом не умаляет ценности астрономии, поскольку все проявления астрономического персонажа могут быть столь же хорошо объясняется в соответствии с этой теорией относительно другого. Однако есть и другие причины, по которым это невозможно. Этот вопрос решить сложнее всего. Наиболее известные из современных и древних астрономов глубоко изучили вопрос о движении Земли и пытались его опровергнуть. Мы тоже составили книгу на эту тему под названием Miftah-ilm-alhai'a (Ключ к астрономии), в которой мы думаем, что превзошли наших предшественников, если не в словах, то во всех случаях в этом вопросе.

В своем описании астролябии Сиджи он намекает на современные дискуссии о движении Земли. Он вел длительную переписку и иногда ожесточенные споры с Ибн Синой, в которых Бируни неоднократно нападает на астрономическую физику Аристотеля : он доказывает простым экспериментом, что вакуум должен существовать; он «поражен» слабостью аргумента Аристотеля против эллиптических орбит на том основании, что они создают вакуум; он атакует неизменность небесных сфер; и так далее.

В своей основной астрономической работе, каноне Мас'уда, Бируни заметил, что, в отличие от Птолемея, апогей (высшая точка неба) был подвижным., не фиксированный. Он написал трактат по астролябии, описывая, как использовать ее для определения времени и как квадрант для съемки. Одна конкретная схема устройства с восемью механизмами может считаться предком более поздних мусульманских астролябий и часов. Совсем недавно данные о затмениях Бируни были использованы Данторном в 1749 году, чтобы помочь определить ускорение Луны, а его данные о времени равноденствия и затмениях были использованы как часть исследования вращения Земли в прошлом.

Аль-Бируни был человеком, который первым разделил час половинно на минуты, секунды, трети и четверти из 1000, обсуждая еврейские месяцы.

Опровержение Вечная Вселенная

Подобно более поздним ашаритам, таким как аль-Газали, аль-Бируни известен тем, что яростно отстаивал мнение большинства суннитов о том, что у вселенной есть начало, будучи решительным сторонником creatio ex nihilo, конкретно опровергая философа Авиценну в многобуквенной переписке

Аль-Бируни заявил следующее:

«Другое кроме того, люди придерживаются этого глупого убеждения, что у времени вообще нет terminus quo ».

Далее он заявил, что Аристотель, аргументы которого Авиценна использует, против высказал свое мнение, когда заявил, что вселенная и материя имеют начало, при этом придерживаясь идеи, что материя предвечна. В своих письмах к Авиценне он изложил аргумент Аристотеля о том, что произошла смена создателя. Далее он утверждал, что утверждение о том, что в творце произошло изменение, будет означать, что есть изменение в эффекте (это означает, что вселенная изменилась), и что вселенная, возникающая после того, как не существует, является таким изменением (и, таким образом, утверждение, что изменения нет - без начала - означает Аристотель полагает, что создатель отрицается).

Аль-Бируни гордился тем фактом, что он следовал текстуальным свидетельствам религии без влияния греческих философов, таких как Аристотель.

Физика

Аль-Бируни внес свой вклад в внедрение научного метода в средневековую механику. Он разработал экспериментальные методы определения плотности, используя особый тип гидростатического баланса.

География и геодезия

Четыре направления и политические подразделения Ирана Абу Райханом аль-Бируни

Бируни разработал новый метод определения земного радиуса посредством наблюдения высоты горы. Он осуществил это в Нандане в Пинд Дадан Хан (современный Пакистан). Он использовал тригонометрию, чтобы рассчитать радиус Земли, используя измерения высоты холма и измерения падения горизонта от вершины этого холма. Его расчетный радиус для Земли в 3928,77 миль был на 2% выше, чем фактический средний радиус в 3847,80 миль. Его оценка составляла 12 803 337 локтей, поэтому точность его оценки по сравнению с современной величиной зависит от того, какое преобразование используется для локтей. Точная длина локтя не ясна; с 18-дюймовым локтем его оценка составит 3600 миль, тогда как с локтем в 22 дюйма его оценка составит 4200 миль. Одна из существенных проблем этого подхода заключается в том, что Аль-Бируни не знал об атмосферной рефракции и не учел ее. В своих расчетах он использовал угол падения, равный 34 угловым минутам, но рефракция обычно может изменить измеренный угол падения примерно на 1/6, что делает его расчет точным только в пределах 20% от истинного значения.

In В своем Codex Masudicus (1037) Аль-Бируни теоретизировал существование суши вдоль огромного океана между Азией и Европой, или тем, что сегодня известно как Америка. Он обосновал свое существование на основе своих точных оценок окружности Земли и размера Афро-Евразии, которые, как он обнаружил, охватывают только две пятых окружности Земли, рассуждая о что геологические процессы, породившие Евразию, несомненно, должны были дать начало землям в огромном океане между Азией и Европой. Он также предположил, что по крайней мере некоторые из неизвестных территорий будут лежать в пределах известных широт, на которых люди могут обитать и, следовательно, будут населены.

Фармакология и минералогия

Бируни написал фармакопею., «Китаб аль-сайдала фи аль-тибб» (Книга по фармакопее медицины). В нем перечислены синонимы названий лекарств на сирийском, персидском, греческом, белуджском, афганском, курдском и некоторых индийских языках.

Он использовал гидростатические весы для определения плотности и чистоты металлов и драгоценные камни. Он классифицировал драгоценные камни по их основным физическим свойствам, таким как удельный вес и твердость, а не по обычной в то время практике классификации их по цвету.

История и хронология

Основные статьи Бируни Очерк политической истории «Китаб ал-мусамара фи анбар харазм» («Книга ночных разговоров о делах Шаразма») теперь известен только по цитатам в «Тарих-э Массуди» Байхаки. В дополнение к этому различные обсуждения исторических событий и методологии встречаются в связи со списками царей в его аль-Атхар аль-бакия и в Кануне, а также в других местах в Атхаре, в Индии, и разбросаны по другим его произведениям. В «Хронологии древних народов» Аль-Бируни сделана попытка точно установить продолжительность различных исторических эпох.

История религий

Бируни - один из самых важных мусульманских авторитетов в истории религии. Аль-Бируни был пионером в изучении сравнительного религиоведения. Он изучал зороастризм, иудаизм, индуизм, христианство, буддизм, ислам, и другие религии. Он предполагал превосходство ислама: «Мы здесь изложили эти вещи, чтобы читатель мог понять путем сравнительного рассмотрения предмета, насколько выше институты ислама, и насколько яснее этот контраст выявляет все обычаи. и обычаи, отличные от ислама, по их существенной мерзости ". Однако он был счастлив время от времени выражать восхищение другими культурами и прямо цитировал священные тексты других религий, когда делал свои выводы. Он старался понять их на их собственном языке, а не пытался доказать, что они неправы. Его основная концепция заключалась в том, что все культуры являются по крайней мере дальними родственниками всех других культур, потому что все они являются человеческими конструкциями. «Скорее, похоже, что Аль-Бируни утверждает, что в каждой культуре есть общий человеческий элемент, который делает все культуры далекими родственниками, какими бы чужими они ни казались друг другу».

Аль-Бируни разделяет Индусы на образованный и необразованный класс. Он описывает образованных людей как монотеистов, верящих, что Бог един, вечных и всемогущих, и избегающих всех форм идолопоклонства. Он признает, что необразованные индусы поклонялись множеству идолов, но указывает, что даже некоторые мусульмане (например, Джабирийя) приняли антропоморфные концепции Бога.

Антропология

Ал. -Бируни писал о народах, обычаях и религиях Индийского субконтинента. По словам Акбара С. Ахмеда, как и современные антропологи, он проводил обширное включенное наблюдение с данной группой людей, изучал их язык и изучал их первичные тексты, объективно и нейтрально представляя свои выводы с использованием кросс-культурных сравнений. Ахбар С. Ахмед пришел к выводу, что Аль-Бируни можно считать первым антропологом, однако другие утверждают, что его вряд ли можно считать антропологом в общепринятом смысле.

Индология

Аль-Бируни слава индолога основана прежде всего на двух текстах. Аль-Бируни написал энциклопедический труд по Индии под названием Taḥqīq mā li-l-Hind min maqūlah maqbūlah fī al-aql aw mardhūlah (по-разному переводится как «Подтверждение всего, что говорят индейцы, разумного и необоснованного» или «Книга, подтверждающая то, что относится к Индии, рациональной или презренной "), в которой он исследовал почти все аспекты индийской жизни, включая религию, историю, географию, геологию, науку и математику. Во время своего путешествия по Индии военная и политическая история не была в центре внимания Аль-Бируни. Вместо этого он решил задокументировать более гражданские и научные области индуистской жизни, такие как культура, наука и религия. Он исследует религию в богатом культурном контексте. Он выражает свою цель простым красноречием: он также перевел труды индийского мудреца Патанджали под названием Tarjamat ketāb Bātanjalī fi’l-alā men al-ertebāk.

Я не буду приводить аргументы наших противников, чтобы опровергнуть таких из них, как я считаю, что они ошибаются. Моя книга - не что иное, как простая историческая запись фактов. Я представлю читателю теории индусов в точности такими, какие они есть, и упомяну в связи с ними аналогичные теории греков, чтобы показать отношения, существующие между ними. (1910, том 1, стр. 7; 1958, стр. 5)

Пример анализа Аль-Бируни - его краткое изложение того, почему многие индуисты ненавидят мусульман. Бируни отмечает в начале своей книги, как мусульманам было нелегко узнать об индуистских знаниях и культуре. Он объясняет, что индуизм и ислам полностью отличаются друг от друга. Более того, индуисты в XI веке в Индии подверглись волнам разрушительных нападений на многие из своих городов, а исламские армии увезли в Персию многочисленных индуистских рабов, что, как утверждал Аль-Бируни, способствовало тому, что индуисты стали подозрительно относиться ко всем иностранцам, а не только к мусульманам. Индусы считали мусульман жестокими и нечистыми и не хотели делиться с ними ничем. Со временем Аль-Бируни завоевал признание индуистских ученых. Аль-Бируни собирал книги и учился с этими индуистскими учеными, чтобы свободно говорить на санскрите, открывать и переводить на арабский язык математику, науку, медицину, астрономию и другие области искусства, которые практиковались в Индии XI века. Его вдохновили аргументы индийских ученых, которые считали, что Земля должна иметь шаровидную форму, что является единственным способом полностью объяснить разницу в продолжительности светового дня в зависимости от широты, времен года и положения Земли относительно Луны и звезд. В то же время Аль-Бируни также критиковал индийских писцов, которые, как он считал, небрежно искажали индийские документы, делая копии старых документов. Он также критиковал индусов за то, что они делали и чего не делали, например за их недостаток любопытства к истории и религии.

Одним из специфических аспектов индуистской жизни, который изучал Аль-Бируни, был индуистский календарь. Его стипендия по этой теме продемонстрировала большую решимость и сосредоточенность, не говоря уже о превосходном подходе к выполненным им глубоким исследованиям. Он разработал метод преобразования дат индуистского календаря в даты трех разных календарей, которые были распространены в исламских странах его периода времени: греческом, арабском / мусульманском и персидском. Бируни также использовал астрономию для определения своих теорий, которые представляли собой сложные математические уравнения и научные вычисления, позволяющие переводить даты и годы между разными календарями.

Книга не ограничивается утомительными записями сражений, потому что Аль-Бируни считал социальную культуру более важной. Работа включает исследования по широкому кругу тем индийской культуры, включая описания их традиций и обычаев. Хотя он пытался держаться подальше от политической и военной истории, Бируни действительно записал важные даты и отметил места, где происходили важные сражения. Кроме того, он вел хронику историй об индийских правителях и рассказывал о том, как они правят своим народом своими благотворными действиями и действуют в интересах нации. Но его подробности краткие и в основном просто перечисляют правителей без упоминания их настоящих имен. Он не стал рассказывать о делах, которые каждый из них совершал во время своего правления, что соответствует миссии Аль-Бируни - стараться держаться подальше от политических историй. Аль-Бируни также описал в своем труде географию Индии. Он задокументировал различные водоемы и другие природные явления. Эти описания полезны для современных современных историков, потому что они могут использовать стипендию Бируни для определения местоположения определенных мест в современной Индии. Историки могут найти некоторые совпадения, а также сделать вывод, что определенные области, похоже, исчезли и были заменены другими городами. Были обнаружены различные форты и достопримечательности, что узаконило вклад Аль-Бируни с их полезностью даже для современной истории и археологии.

Беспристрастное описание индуизма, данное Аль-Бируни, было замечательным для своего времени. Он заявил, что он был полностью объективен в своих трудах, оставаясь беспристрастным, как и положено настоящему историку. Бируни задокументировал все об Индии, как это произошло. Но он заметил, что некоторые сведения, предоставленные ему уроженцами этой страны, могли быть ненадежными с точки зрения полной точности, однако он действительно старался быть как можно более честным в своем письме. Доктор Эдвард С. Сахау сравнивает его с «волшебным островом тихих, беспристрастных исследований посреди мира сталкивающихся мечей, горящих городов и разграбленных храмов». Сочинение Бируни было очень поэтичным, что может частично снизить историческую ценность произведения для современности. Отсутствие описания битвы и политики полностью теряет эти части картины. Однако многие использовали труд Аль-Бируни для проверки исторических фактов в других работах, которые могли быть неоднозначными или подвергаться сомнению.

Работы

Большинство работ Аль-Бируни являются на арабском, хотя он, по-видимому, написал Китаб ат-Тафхим как на персидском, так и на арабском, демонстрируя свое мастерство в обоих языках. Каталог литературных произведений Бируни до его 65-го лунного / 63-го солнечного года (конец 427/1036) включает 103 заголовка, разделенных на 12 категорий: астрономия, математическая география, математика, астрологические аспекты и транзиты, астрономические инструменты, хронология, кометы., безымянная категория, астрология, анекдоты, религия и книги, которыми он больше не владеет.

Подборка сохранившихся работ

  • Критическое исследование того, что говорит Индия, независимо от того, принято ли оно разумом или отвергнуто (تحقيق ما للهند من مقولة معقولة في العقل أو مرذولة); или Индика; или Китаб аль-Хинд; Китаб аль-Бируни фи Тахик ма ли-аль-Хинд.; или «Индия» Альберуни (перевод) - сборник религии и философии Индии.
  • Книга наставлений по элементам искусства астрологии (Китаб аль-тафхим ли-ава'ил сина'ат ат-танджим); in Персидский
  • Оставшиеся признаки прошлых веков (الآثار الباقية عن القرون الخالية) - сравнительное исследование календарей культур и цивилизаций (включая несколько глав о христианских культах) с математическими, астрономическими и историческими информация.
  • Мелкит Календарь, или Les Fetes des Melchites - арабский текст с французским переводом отрывка из «Остающихся признаков прошлых веков».
  • Закон Масуди (قانون مسعودي) - энциклопедия астрономии, география и инженерия, посвященная Мас'уду, сыну Махмуда из Газни одноименного титула.
  • Понимание астрологии (التفهيم لصناعة التنجيم) - книга в стиле вопросов и ответов по математике и астрономия, на арабском и персидском языках.
  • Аптека - лекарства и лекарства.
  • Драгоценные камни (الجماهر في معرفة الجواهر) - руководство по геологии минералов и драгоценных камней. Посвящается Маудуду, сыну Мас'уда.
  • Астролябия
  • Краткая история
  • История Махмуда Газнинского и его отца
  • История Харезма
  • Китаб аль-Атхар аль-Бакия ан аль-Курун аль-Халийа.
  • Рисала ли-аль-Бируни (Эпитр де Беруни)

Персидская работа

Бируни писал большинство его работ на арабском, как научном языке его времени, однако его персидская версия Ат-Тафхим - одна из самых важных из ранних научных работ на персидском языке и является богатым источником персидской прозы и лексикографии. Книга подробно и искусно описывает Квадривиум.

Наследие

После смерти Аль-Бируни, в династии Газневидов и в последующие века его работа не была основана на ней и не упоминалась. Лишь сотни лет спустя на Западе его книги стали читать и снова ссылаться, особенно на его книгу об Индии, которая стала актуальной для Британской Империи деятельности в Индии с 17 века.

Фильм о его жизни, Абу Райхан Беруни, был выпущен в Советском Союзе в 1974 году.

Лунный кратер Аль-Бируни, на далекой территории. сторона Луны, виденная Аполлоном 14

Лунный кратер Аль-Бируни и астероид 9936 Аль-Бируни были названы в его честь.

В июне 2009 года Иран пожертвовал павильон Офису Организации Объединенных Наций в Вене - расположенный на центральной Мемориальной площади Венского международного центра. Названный Павильон ученых, в нем представлены статуи четырех выдающихся иранских ученых: Авиценна, Абу Райхан Бируни, Закария Рази (Разес) и Омар Хайям..

Статуя Аль-Бируни в Офисе ООН в Вене как часть Павильона персидских ученых, подаренная Ираном

Примечания и ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Дополнительная литература

  • Вильчинский, Ян З. (1959). «О предполагаемом дарвинизме Альберуни за восемьсот лет до Дарвина». Исида. 50 (4): 459–466. DOI : 10.1086 / 348801. JSTOR 226430.

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные. Аль-Бируни
Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: Абу-Райхан Бируни
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Абу Райханом аль-Бируни.
Последняя правка сделана 2021-06-10 00:52:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте