Кризис государственного долга Греции

редактировать

Экономика кризиса государственного долга Греции
Frequenc y:ежемесячно; Тип процентной ставки: Долгосрочная процентная ставка для целей конвергенции; Тип операции: Выпущено долговое обеспечение; Категория погашения: 10 лет; Сектор контрагента БС: неуказанный сектор контрагента; Валюта операции: евро; Охват бизнеса IR История доходности 10-летних государственных облигаций Греции
Финансовый год начало 2009 г. - конец 2018 г. (10 лет)
Статистика
ВВП 200,29 млрд (2017 г.)
рейтинг ВВП51 (номинально по данным Всемирного банка 2017 г.)
ВВП на душу населения23027,41 (2017)
Рейтинг ВВП на душу населения47 (по данным Всемирного банка, 2017 г.)
Внешний
Валовой внешний долг 372 млрд долларов США по состоянию на сентябрь 2019 г.
. Все значения, если не указано иное, выражены в долларах США.

кризис государственного долга Греции был кризисом государственного долга, с которым столкнулась Греция после финансового кризиса 2007–2008 гг.. Широко известный в стране как Кризис (греч. : Η Κρίση), он достиг населения в виде серии внезапных реформ и мер жесткой экономии, которые привели к обнищанию. и потеря дохода и имущества, а также небольшой гуманитарный кризис. В целом, греческая экономика пережила самый продолжительный спад среди всех развитых капиталистических экономик на сегодняшний день, обогнав США Великую депрессию. В результате греческая политическая система была перевернута, социальная изоляция увеличилась, и сотни тысяч хорошо образованных греков покинули страну.

Греческий кризис начался в конце 2009 года, спровоцированный беспорядками в стране. во всем мире Великая рецессия, структурные слабости экономики Греции и отсутствие гибкости денежно-кредитной политики как члена еврозоны. В ходе кризиса выяснилось, что предыдущие данные по уровням государственного долга и дефициту были занижены правительством Греции: официальный прогноз бюджетного дефицита на 2009 год был менее половины окончательного значения, рассчитанного в 2010 году, в то время как после пересмотра согласно методологии Евростата, государственный долг на 2009 год был наконец увеличен с 269,3 млрд долларов до 299,7 млрд долларов, то есть примерно на 11% больше, чем сообщалось ранее.

Кризис привел к потере доверия к Об экономике Греции свидетельствует расширение спрэдов доходности облигаций и рост стоимости страхования рисков по сравнению с другими странами еврозоны, особенно с Германией. В период с 2010 по 2016 год правительство провело 12 раундов повышения налогов, сокращения расходов и реформ, которые иногда вызывали местные беспорядки и общенациональные протесты. Несмотря на эти усилия, стране потребовались ссуды в 2010, 2012 и 2015 годах от Международного валютного фонда, Еврогруппы и Европейского центрального банка, и были согласованы 50% «сокращение » долга перед частными банками в 2011 году, что составило списание долга на 100 млрд евро (сумма фактически уменьшилась из-за рекапитализации банков и других связанных с этим потребностей).

После всенародного референдума, который отклонил дальнейшие меры жесткой экономии, необходимые для третьего спасения, и после закрытия банков по всей стране (которое длилось несколько недель) 30 июня 2015 года Греция стала первой развитой страна несвоевременно выплатила кредит МВФ (платеж был произведен с 20-дневной задержкой). В то время уровень долга достиг 323 млрд евро, или около 30 000 евро на душу населения, что ниже среднего показателя по ОЭСР, но является высоким как процент от соответствующего ВВП.

В период с 2009 по 2017 год государственный долг Греции вырос с 300 млрд евро до 318 млрд евро. Однако за тот же период отношение долга Греции к ВВП выросло со 127% до 179% из-за резкого падения ВВП во время выхода из кризиса.

Относительное изменение удельных затрат на рабочую силу в 2000–2012 гг. Относительное изменение удельных затрат на рабочую силу, 2000–2017 гг. Реальные удельные затраты на рабочую силу: общая экономика (отношение оплаты труда на одного работника к номинальному ВВП на одного работающего)
Содержание
  • 1 Обзор
    • 1.1 Исторический долг
    • 1.2 Эволюция после рождения евро валюты
  • 2 Причины
    • 2.1 Внешние факторы
    • 2.2 Внутренние факторы
      • 2.2.1 Рост ВВП
      • 2.2.2 Государственный дефицит
      • 2.2.3 Государственный долг
      • 2.2.4 Соблюдение бюджета
      • 2.2.5 Достоверность данных
      • 2.2.6 Государственные расходы
      • 2.2.7 Сальдо текущего счета
      • 2.2.8 Уклонение от уплаты налогов и коррупция
        • 2.2.8.1 Методы сокращения уклонения от уплаты налогов
  • 3 Хронология
    • 3,1 Разоблачения 2010 г. и помощь МВФ
      • 3.1.1 Мошенническая статистика, исправления и разногласия
    • 3,2 2011
    • 3,3 2012
    • 3,4 2014
    • 3,5 2015
    • 3,6 2017
    • 3,7 2018
    • 3.8 2019
  • 4 Программы экстренной помощи
    • 4.1 Fi первая программа экономической корректировки
    • 4.2 Вторая программа экономической корректировки
    • 4.3 Третья программа экономической корректировки
    • 4.4 Влияние на ВВП по сравнению с другими странами еврозоны
    • 4.5 рекапитализация банков
  • 5 Кредиторы
    • 5.1 Европейские банки
    • 5.2 Европейский инвестиционный банк
    • 5.3 Расхождения во взглядах внутри тройки
  • 6 Греческое общественное мнение
  • 7 Экономические, социальные и политические последствия
    • 7.1 Экономические эффекты
    • 7.2 Налогообложение
      • 7.2.1 Уклонение от уплаты налогов
    • 7.3 Социальные последствия
    • 7.4 Политические эффекты
    • 7.5 Другие эффекты
  • 8 Ответы
    • 8.1 Электронные платежи для уменьшения уклонения от уплаты налогов
    • 8.2 Grexit
    • 8.3 Спасение
    • 8.4 Европейская конференция по долгу
  • 9 Роль Германии в Греции
    • 9.1 Обвинения в лицемерии
    • 9.2 Преследование национальных интересов
  • 10 Влияние прикладных программ на долговой кризис
  • 11 Критика роли СМИ и стереотипы
  • 12 Экономическая статистика
  • 13 См. также
    • 13.1 Аналогичные события
    • 13.2 Фильм о долге
  • 14 Примечания и ссылки
  • 15 Библиография
Обзор

Исторический долг

Среднее отношение государственного долга к ВВП. (1909–2008)
СтранаСреднее. отношение государственного долга к ВВП (% от ВВП)
Соединенное Королевство104,7
Бельгия86,0
Италия76,0
Канада71,0
Франция62,6
Греция60,2
США47,1
Германия32.1

Греция, как и другие европейские страны, столкнулась с долговым кризисом в 19 веке, а также с аналогичным кризисом в 1932 году во время Великой депрессии. В целом, однако, в течение 20 века он демонстрировал один из самых высоких темпов роста ВВП в мире (за четверть века - с начала 1950-х до середины 1970-х годов - второй в мире после Японии ). Среднее отношение государственного долга Греции к ВВП за все столетие до кризиса (1909–2008 гг.) Было ниже, чем у Великобритании, Канады или Франции (см. Таблицу), а за 30-летний период до выхода страны на уровень Европейское экономическое сообщество в 1981 году отношение государственного долга Греции к ВВП составляло в среднем всего 19,8%. Действительно, вступление в ЕЭС (а затем в Европейский Союз ) было основано на удержании отношения долга к ВВП значительно ниже уровня 60%; и некоторые члены внимательно следили за этой цифрой.

В период с 1981 по 1993 год она неуклонно росла, превысив средний уровень того, что сегодня является еврозоной в середине 1980-х. В течение следующих 15 лет, с 1993 по 2007 год (то есть до финансового кризиса 2007–2008 годов ), отношение государственного долга Греции к ВВП оставалось примерно неизменным (на это значение не повлиял Олимпийские игры 2004 г. в Афинах ), составляя в среднем 102% - это значение ниже, чем для Италии (107%) и Бельгии (110%) за тот же 15-летний период, и сопоставимо со средним показателем для США или ОЭСР в 2017 г..

В течение последнего периода годовой дефицит бюджета страны обычно превышал 3% ВВП, но его влияние на соотношение долга к ВВП было уравновешено высокими темпами роста ВВП. Значения отношения долга к ВВП за 2006 и 2007 годы (около 105%) были установлены после аудитов, в результате которых были внесены исправления в соответствии с методологией Евростата до 10 процентных пунктов для конкретных лет (а также аналогичные поправки для 2008 и 2009 годы). Эти корректировки, хотя и изменили уровень долга на максимум примерно на 10%, привели к распространенному мнению, что «Греция ранее скрывала свой долг».

Эволюция после рождения валюты евро

Введение евро в 2001 г. снизило торговые издержки между странами еврозоны, увеличив общий объем торговли. Затраты на рабочую силу увеличились больше (с более низкой базы) в периферийных странах, таких как Греция, по сравнению с основными странами, такими как Германия, без компенсации роста производительности, что подорвало конкурентоспособность Греции. В результате дефицит текущего счета (торговли) Греции значительно вырос.

Торговый дефицит означает, что страна потребляет больше, чем производит, что требует заимствований / прямых инвестиций из других стран. И греческий торговый дефицит, и бюджетный дефицит вырос с менее 5% от ВВП в 1999 году до пика около 15% ВВП в периоды 2008–2009 годов. Одним из драйверов притока инвестиций стало членство Греции в ЕС и еврозоне. Греция воспринималась как более высокая страна, чем как член еврозоны, что означало, что инвесторы чувствовали, что ЕС внесет дисциплину в свои финансы и поддержит Грецию в случае проблем.

Как Великая рецессия распространилась на Европу, объем средств, ссужаемых из европейских основных стран (например, Германии) периферийным странам, таким как Греция, начал сокращаться. Отчеты 2009 г. о неэффективном управлении бюджетом и обмане в Греции увеличили расходы по займам ; комбинация означала, что Греция больше не могла брать займы для финансирования своей торговли и дефицита бюджета по доступной цене.

Страна, столкнувшаяся с «внезапной остановкой 'в частных инвестициях, а высокая (в местной валюте) долговая нагрузка обычно позволяет обесцениться для поощрения инвестиций и погашения долга в обесцененной валюте. Это было невозможно, пока Греция оставалась в евро. «Однако внезапная остановка не подтолкнула периферийные страны Европы к девальвации за счет отказа от евро, отчасти потому, что капитальные трансферты от партнеров по зоне евро позволили им финансировать дефицит текущего счета». Кроме того, чтобы стать более конкурентоспособными, заработная плата в Греции упала почти на 20% с середины 2010 по 2014 год, что является формой дефляции. Это значительно снизило доход и ВВП, что привело к серьезной рецессии, уменьшению налоговых поступлений и значительному увеличению отношения долга к ВВП. Безработица достигла почти 25% по сравнению с 10% в 2003 году. Значительное сокращение государственных расходов помогло правительству Греции вернуться к первичному бюджетному профициту к 2014 году (собрав больше доходов, чем выплатило, без процентов ).

Причины

Внешние факторы

Греческий кризис был спровоцирован суматохой Великой рецессии, которая привела к дефициту бюджета нескольких западных стран. страны должны достичь или превысить 10% ВВП. В случае Греции - высокий бюджетный дефицит (который после нескольких исправлений показал, что ему позволили достичь 10,2% и 15,1% ВВП в 2008 и 2009 годах, соответственно) сопряжено с высоким соотношением государственного долга к ВВП (которое до этого было относительно стабильным в течение нескольких лет и составляло чуть выше 100% ВВП - по расчетам после всех корректировок). Таким образом, страна, похоже, потеряла контроль над своим государственным долгом к ВВП, которое уже достигло 127% ВВП в 2009 году. Напротив, Италия смогла (несмотря на кризис) сохранить свое Дефицит бюджета на 2009 год составил 5,1% ВВП, что было критически важным, учитывая, что соотношение государственного долга к ВВП было сопоставимо с греческим. Кроме того, будучи членом еврозоны, Греция по существу не имела автономной гибкости денежно-кредитной политики.

Наконец, возникли споры по поводу греческой статистики (из-за вышеупомянутого резкого пересмотра бюджетного дефицита, который привел к увеличению рассчитанная стоимость государственного долга Греции на около 10%, отношение государственного долга к ВВП около 100% до 2007 г.), хотя были споры о возможном влиянии сообщений СМИ. Следовательно, Греция была «наказана» рынками, которые повысили ставки по займам, что сделало невозможным для страны финансировать свой долг с начала 2010 года.

Внутренние факторы

В январе 2010 года Министерство финансов Греции опубликовало Программу стабильности и роста на 2010 год. В отчете перечислено пять основных причин: низкий рост ВВП, государственный долг и дефицит, соблюдение бюджета и достоверность данных. Причины, обнаруженные другими, включают чрезмерные государственные расходы, дефицит текущего счета, уклонение от уплаты налогов и уклонение от уплаты налогов.

рост ВВП

После 2008 года рост ВВП был ниже, чем Греческое национальное статистическое агентство ожидало. Министерство финансов Греции сообщило о необходимости повышения конкурентоспособности за счет сокращения заработной платы и бюрократии, а также перенаправления государственных расходов из секторов, не связанных с ростом, таких как военный, в секторы, стимулирующие рост.

Мировой финансовый кризис оказал особенно сильное негативное влияние на темпы роста ВВП Греции. Спад сильно повлиял на два из крупнейших в стране: туризм и судоходство: доходы упали на 15% в 2009 году.

Государственный дефицит

С 2004 по 2009 год образовался бюджетный дисбаланс: «объем производства увеличился. в номинальном выражении на 40%, в то время как первичные расходы центрального правительства увеличились на 87% по сравнению с увеличением налоговых поступлений всего на 31% ». Министерство намеревалось осуществить реальное сокращение расходов, которое позволит им вырасти на 3,8% с 2009 по 2013 год, что значительно ниже ожидаемой инфляции на уровне 6,9%. Ожидается, что в период с 2009 по 2013 год общие доходы вырастут на 31,5%, что будет обеспечено за счет новых, более высоких налогов и серьезной реформы неэффективной системы сбора налогов. Дефицит должен снизиться до уровня, совместимого с уменьшением отношения долга к ВВП.

Государственный долг

Долг увеличился в 2009 году из-за более высокого, чем ожидалось, дефицита государственного бюджета и более высоких затрат на обслуживание долга. Правительство Греции оценило, что структурных экономических реформ будет недостаточно, поскольку долг все равно возрастет донеприемлемого уровня, прежде чем можно будет добиться положительных результатов реформ. Помимо структурных реформ, потребовались постоянные и временные меры жесткой экономии (с размером по отношению к ВВП 4,0% в 2010 г., 3,1% в 2011 г., 2,8% в 2012 г. и 0,8% в 2013 г.). Реформы и меры жесткой экономии в сочетании с ожидаемым возвратом положительного экономического роста в 2011 году позволят снизить базовый дефицит с 30,6 млрд евро в 2009 году до 5,7 млрд евро в 2013 году, в то время как отношение долга к ВВП стабилизируется на уровне 120% в 2010–2020 годах. 2011 г. и снижение в 2012 и 2013 гг.

После 1993 г. отношение долга к ВВП оставалось выше 94%. Кризис привел к тому, что уровень долга превысил максимально допустимый уровень, определенный экономистами МВФ как 120%. Согласно отчету «Программа экономической корректировки для Греции», опубликованному Комиссией ЕС в октябре 2011 года, ожидается, что уровень долга достигнет 198% в 2012 году, если предложенное соглашение о реструктуризации долга не будет выполнено.

Бюджет соответствие

Было признано, что соблюдение бюджета требует улучшения. Было установлено, что в 2009 году ситуация была «намного хуже, чем обычно, из-за ослабления экономического контроля в год с политическими выборами». Правительство хотело усилить систему мониторинга в 2010 году, чтобы можно было отслеживать доходы и расходы как на национальном, так и на местном уровнях.

Достоверность данных

Проблемы с недостоверными данными существовали с тех пор, как Греция подала заявку на членство в евро в 1999 году. За пять лет с 2005 по 2009 год Евростат отметил оговорки в отношении греческих фискальных данные пяти полугодовых оценок качества статистики государственных финансов стран-членов ЕС. В своем отчете о статистике государственного дефицита и долга Греции за январь 2010 года Европейская комиссия / Евростат написали (стр. 28): «С 2004 года Евростат пять раз высказывал оговорки в отношении данных Греции в выходящем раз в два года пресс-релизе, посвященном данным о дефиците и долге. Когда данные EDP Греции были опубликованы без каких-либо оговорок, это стало результатом вмешательств Евростата до или во время периода уведомления с целью исправления ошибок или несоответствующей записи, что привело к увеличению заявленного дефицита ». Ранее опубликованные цифры постоянно пересматривались в сторону уменьшения. Неправильные данные сделали невозможным прогноз роста ВВП, дефицита и долга. К концу каждого года все были ниже оценок. Проблемы с данными со временем стали очевидны в нескольких других странах, но в случае Греции проблемы были настолько постоянными и серьезными, что Европейская комиссия / Евростат написали в своем отчете о статистике государственного дефицита и долга Греции за январь 2010 г. (стр. 3) : «Изменения такого масштаба в оценках прошлых коэффициентов государственного дефицита были чрезвычайно редки в других государствах-членах ЕС, но имели место в Греции несколько раз. Эти самые последние изменения являются иллюстрацией некачественной фискальной статистики Греции. (и макроэкономической статистики в целом) и показывают, что прогресс в составлении фискальной статистики в Греции и тщательная проверка греческих фискальных данных Евростатом с 2004 года (включая 10 посещений EDP и 5 оговорок по нотифицированным данным) привели к недостаточно, чтобы довести качество фискальных данных Греции до уровня, достигнутого другими странами-членами ЕС ». В том же отчете далее отмечалось (стр. 7): «Предполагается, что партнеры в ЕСС [Европейской статистической системе] будут добросовестно сотрудничать. Умышленное предоставление недостоверной информации или мошенничество в постановлении не предусмотрены».

В апреле 2010 г., в контексте полугодового уведомления о статистике дефицита и долга в соответствии с Процедурой ЕС в отношении чрезмерного дефицита, дефицит правительства Греции за 2006–2008 годы был пересмотрен в сторону повышения примерно на 1,5–2 процентных пункта на каждый год, а дефицит на 2009 год был оценен. впервые с 13,6%, второй по величине в ЕС по отношению к ВВП после Ирландии (14,3%) и Соединенное Королевство с 11,5%. Государственный долг Греции на 2009 год оценивается в 115,1% ВВП, что является вторым по величине в ЕС после 115,8% в Италии. Тем не менее, эти статистические данные о дефиците и долге, представленные Грецией, снова были опубликованы с оговоркой Евростата «из-за неопределенности в отношении профицита фондов социального страхования за 2009 год, классификации некоторых государственных организаций и учета внебиржевых свопов».

Пересмотренные статистические данные показали, что Греция с 2000 по 2010 год превышала критерии стабильности еврозоны, при этом годовой дефицит превышал рекомендуемый максимальный предел в 3,0% ВВП, а уровень долга значительно превышал этот предел. 60% ВВП. Широко признано, что постоянное представление неверных данных и отсутствие доверия кбольше всего пострадал от правительственных мер жесткой экономии. Деньги для этого агентства будут поступать от преследования уклонения от уплаты налогов.

Правительство согласилось с предложениями кредиторов привлечь до 50 миллиардов евро за счет продажи или развития государственных активов, но поступления были намного ниже, чем и ожидалось, в то время как против этой политики выступила левая политическая партия Сириза. В 2014 году было привлечено всего 530 млн евро. Некоторые ключевые активы были проданы инсайдерам.

2012

Вторая программа спасения была ратифицирована в феврале 2012 года. Общая сумма 240 миллиардов евро должна была быть переведена регулярными траншами до декабря 2014 года. Рецессия ухудшилось, и правительство продолжало сомневаться в реализации программы финансовой помощи. В декабре 2012 года «Тройка» предоставила Греции дополнительное облегчение долгового бремени, в то время как МВФ предоставил дополнительные 8,2 млрд евро кредитов, которые должны быть переведены с января 2015 года по март 2016 года.

2014

Четвертый обзор Программа финансовой помощи выявила неожиданные пробелы в финансировании. В 2014 году перспективы греческой экономики были оптимистичными. Правительство прогнозировало структурный профицит в 2014 году, открывая доступ к рынку частного кредитования до такой степени, что весь его дефицит финансирования в 2014 году был покрыт за счет продажи частных облигаций.

Вместо этого началась четвертая рецессия в 4 квартал 2014 г. В декабре парламент созвал досрочные парламентские выборы, в результате чего правительство во главе с Syriza отклонило существующие условия финансовой помощи. «Тройка» приостановила всю запланированную оставшуюся помощь Греции до тех пор, пока греческое правительство не отступило или не убедило «Тройку» принять пересмотренную программу. Этот раскол вызвал кризис ликвидности (как для греческого правительства, так и для греческой финансовой системы), резкое падение цен на акции Афинской фондовой биржи и новую потерю доступа к частному финансированию.

2015

После январских досрочных выборов в Греции Тройка предоставила дополнительное четырехмесячное техническое продление своей программы финансовой помощи; ожидая, что условия платежа будут пересмотрены до конца апреля, что позволит провести обзор и последний финансовый перевод до конца июня.

Столкнувшись с суверенным дефолтом, правительство внесло новые предложения в первую очередь. и вторая половина июня. Оба были отклонены, что увеличивало вероятность рецессионного контроля над капиталом, чтобы избежать краха банковского сектора - и выхода Греции из еврозоны.

Правительство в одностороннем порядке прервало переговоры 26 июня Ципрас объявил, что референдум будет проведен 5 июля, чтобы одобрить или отклонить предложение Тройки от 25 июня. Греческий фондовый рынок закрылся 27 июня.

Правительство провело кампанию за отклонение предложения, в то время как четыре оппозиционные партии (ПАСОК, Потами, KIDISO и Новая демократия ) возразили, что предложенный референдум является неконституционным. Они обратились к парламенту или президенту с ходатайством об отклонении предложения о референдуме. Между тем, Еврогруппа объявила, что существующее второе соглашение о финансовой помощи технически истекает 30 июня, за 5 дней до референдума.

Еврогруппа пояснила 27 июня, что только если соглашение будет достигнуто до 30 июня, помощь может быть достигнута. будет продлен до референдума 5 июля. Еврогруппа хотела, чтобы правительство взяло на себя определенную ответственность за последующую программу, предполагая, что референдум приведет к ее одобрению. Еврогруппа дала понять, что готова выполнить свое «обещание по облегчению долгового бремени в ноябре 2012 года», предполагая окончательное соглашение. Это обещание заключалось в том, что если Греция завершит программу, но ее отношение долга к ВВП впоследствии прогнозируется на уровне более 124% в 2020 году или 110% в 2022 году по любой причине, то Еврозона предоставит списание долга, достаточное для обеспечения того, чтобы эти две цели все равно будут достигнуты.

28 июня референдум был одобрен греческим парламентом без временного соглашения о финансовой помощи. ЕЦБ решил прекратить экстренную помощь греческим банкам в области ликвидности. Многие греки продолжали снимать наличные со своих счетов, опасаясь, что вскоре будет введен контроль за движением капитала.

5 июля подавляющее большинство проголосовало за отклонение условий финансовой помощи (решение 61% к 39% при явке избирателей 62,5%). Это привело к падению мировых фондовых индексов, опасаясь потенциального выхода Греции из еврозоны ("Grexit "). После голосования министр финансов Греции Янис Варуфакис ушел в отставку 6 июля и был заменен Евклидом Цакалотосом.

13 июля, после 17 часов переговоров, лидеры еврозоны достигли предварительного соглашения по третья программа спасения, по существу такая же, как их июньское предложение. Многие финансовые аналитики, в том числе крупнейший частный держатель греческого долга, менеджер частной инвестиционной компании, Пол Казарян, столкнулись с проблемами в его выводах, сославшись на искажение чистой долговой позиции.

2017

20 февраля 2017 года министерство финансов Греции сообщило, что долговая нагрузка правительства достигла 226,36 млрд евро после увеличения на 2,65 млрд евро в предыдущем квартале. К середине 2017 года доходность государственных облигаций Греции начала приближаться к уровням до 2010 года, что сигнализирует о потенциальном возвращении страны к нормальной экономической жизни. По данным Международного валютного фонда (МВФ), ВВП Греции в 2017 году должен был вырасти на 2,8%.

Рамки среднесрочной фискальной стратегии на 2018–2021 годы, принятые 19 мая 2017 года, представлены поправки к положениям тринадцатого пакета мер жесткой экономии от 2016 года.

В июне 2017 года новостные сообщения указали, что «тяжелое долговое бремя» не было облегчено и что Греция подвергалась риску дефолта по некоторым платежам. Международный валютный фонд заявил, что страна должна иметь возможность снова брать займы «в должное время». В то время еврозона предоставила Греции еще один кредит в размере 9,5 млрд долларов, 8,5 млрд долларов кредитов и краткие детали возможного облегчения долгового бремени с помощью МВФ. 13 июля правительство Греции направило в МВФ письмо о намерениях с 21 обязательством, которое оно обещало выполнить к июню 2018 года. Они включали изменения в трудовое законодательство, план ограничения трудовых договоров в государственном секторе, преобразование временных контрактов в постоянные соглашения и для перерасчета пенсионных выплат для сокращения расходов на социальное обеспечение.

2018

21 июня 2018 года кредиторы Греции договорились о продлении на 10 лет сроков погашения кредитов на 96,6 млрд евро (т.е. треть общего долга Греции), а также 10-летний льготный период по выплате процентов и амортизации по тем же кредитам. Греция успешно вышла (как было объявлено) из программы финансовой помощи 20 августа 2018 года.

2019

В марте 2019 года Греция продала 10-летние облигации впервые с момента, предшествовавшего спасению.

Программы финансовой помощи

Первая программа экономической адаптации

1 мая 2010 года правительство Греции объявило о ряде мер жесткой экономии. 3 мая страны еврозоны и МВФ договорились о предоставлении трехлетнего кредита в размере 110 млрд евро с выплатой 5,5% годовых при условии принятия мер жесткой экономии. Агентства кредитного рейтинга немедленно понизили рейтинг государственных облигаций Греции до еще более низкого уровня мусора.

Программа была встречена греческой общественностью с гневом, что привело к протестам, беспорядкам и социальным волнениям. 5 мая 2010 г. была проведена общенациональная забастовка оппозиционеров. Тем не менее, 29 июня 2011 года пакет жесткой экономии был одобрен, и за него проголосовали 155 из 300 депутатов парламента.

100 000 человек протестуют против мер жесткой экономии перед зданием парламента в Афинах (29 мая 2011 г.) Бывший премьер-министр Джордж Папандреу и бывший президент Европейской комиссии Хосе Мануэль Баррозу после встречи в Брюсселе 20 июня 2011 года.

Вторая программа экономической корректировки

На саммите 21 июля 2011 года в Брюсселе лидеры еврозоны согласились продлить сроки погашения кредитов Греции (а также Ирландии и Португалии) с 7 лет до минимум 15 лет и снизить процентную ставку до 3,5%. Они также одобрили дополнительный пакет поддержки на 109 миллиардов евро, точное содержание которого будет окончательно определено на более позднем саммите. 27 октября 2011 года лидеры еврозоны и МВФ заключили соглашение с банками, согласно которому они согласились на списание 50% (части) греческого долга.

Греция снизила свой первичный дефицит с 25 млрд евро (11%). ВВП) в 2009 году до 5 млрд евро (2,4% ВВП) в 2011 году. Однако рецессия в Греции усилилась. В целом в 2011 году ВВП Греции снизился на 7,1%. Уровень безработицы вырос с 7,5% в сентябре 2008 года до беспрецедентных 19,9% в ноябре 2011 года.

Третья программа экономической корректировки

Третья и последняя Программа экономической корректировки для Греции была подписана 12 июля 2015 года. правительством Греции при премьер-министре Алексисе Ципрасе, и срок его действия истек 20 августа 2018 года.

Влияние на ВВП по сравнению с другими странами еврозоны

Существовали ключевые различия в эффектах греческой программы по сравнению с другим странам еврозоны, получившим помощь. Согласно прикладной программе, Греции пришлось провести самуюкрупную фискальную корректировку (более чем на 9 пунктов ВВП в период с 2010 по 2012 год), «рекордную фискальную консолидацию по стандартам ОЭСР». В период с 2009 по 2014 год изменение (улучшение) структурного первичного баланса составило 16,1 пункта ВВП для Греции по сравнению с 8,5 для Португалии, 7,3 для Испании, 7,2 для Ирландии и 5,6 для Кипра.

такая быстрая фискальная корректировка греческого ВВП и, следовательно, масштаб соответствующего увеличения отношения долга к ВВП были недооценены МВФ, очевидно, из-за ошибки расчетов. Действительно, в результате проблема долга обострилась. Даже если бы сумма долга оставалась прежней, отношение долга Греции к ВВП, составлявшее 127% в 2009 году, все равно подскочило бы примерно до 170% - что считается неприемлемым - исключительно из-за падения ВВП (который упал более чем на 25% в период с 2009 по 2014). Гораздо больший масштаб вышеуказанных эффектов не позволяет легко провести значимое сравнение с эффективностью программ в других странах, получивших помощь.

Рекапитализация банков

Греческий фонд финансовой стабильности (HFSF) завершил рекапитализацию банков на 48,2 млрд евро в июне 2013 года, из которых первые 24,4 млрд евро были вложены в четыре крупнейших греческих банка. Первоначально эта рекапитализация учитывалась как увеличение долга, в результате чего к концу 2012 года отношение долга к ВВП увеличилось на 24,8 пункта. В обмен на это правительство получило акции этих банков, которые оно могло впоследствии продать (в марте Ожидалось, что 2012 г. принесет греческому правительству дополнительный «доход от приватизации» в размере 16 млрд евро, который будет реализован в течение 2013–2020 гг.).Ecb

HFSF предложил три из четырех крупных греческих банков (NBG, Alpha и Piraeus ) гарантирует выкуп всех акций банка HFSF в полугодовые периоды исполнения до декабря 2017 года по некоторым заранее установленным ценам исполнения. Эти банки получили дополнительный вклад в капитал частных инвесторов в размере не менее 10% от проведенной рекапитализации. Однако Eurobank Ergasias не смог привлечь частного инвестора и, таким образом, стал почти полностью финансируемым / принадлежащим HFSF. В течение первого варрантного периода акционеры Альфа-банка выкупили первые 2,4% акций HFSF. Акционеры Piraeus Bank выкупили первые 0,07% акций HFSF. Акционеры Национального банка (NBG) выкупили первые 0,01% акций HFSF, поскольку рыночная цена акций была ниже цены исполнения. Акции, не проданные до конца декабря 2017 года, могут быть проданы альтернативным инвесторам.

В мае 2014 года был завершен второй раунд рекапитализации банка на сумму 8,3 млрд евро, финансируемую частными инвесторами. В нем участвовали все шесть коммерческих банков (Alpha, Eurobank, NBG, Piraeus, Attica и Panellinia). HFSF не воспользовался своим текущим резервным капиталом в размере 11,5 млрд евро. Евробанку во втором туре удалось привлечь частных инвесторов. Это потребовало от HFSF разбавить свою долю владения с 95,2% до 34,7%.

Согласно финансовому отчету HFSF за третий квартал 2014 года, фонд ожидал получить 27,3 млрд евро из первоначальных 48,2 млрд евро. Эта сумма включает «положительный остаток денежных средств в размере 0,6 млрд евро, возникший в результате предыдущей продажи варрантов (продажа акций рекапитализации) и ликвидации активов, 2,8 млрд евро, по оценкам, будут возмещены в результате ликвидации активов, находящихся в его« банке безнадежных активов », евро 10,9 млрд облигаций EFSF по-прежнему удерживаются в качестве резерва капитала и 13 млрд евро от будущей продажи акций рекапитализации четырех системных банков ». Последний показатель подвержен наибольшей неопределенности, поскольку он напрямую отражает текущую рыночную цену оставшихся акций четырех системных банков (66,4% в Alpha, 35,4% в Eurobank, 57,2% в NBG, 66,9% в Пирее.), совокупная рыночная стоимость которого для HFSF к концу 2013 года составила 22,6 млрд евро, а 10 декабря 2014 года она снизилась до 13 млрд евро.

После того, как HFSF ликвидирует свои активы, общая сумма восстановленного капитала будет возвращена правительству Греции, чтобы помочь уменьшить его долг. В начале декабря 2014 года Банк Греции разрешил HFSF выплатить первые 9,3 млрд евро из своего резерва в размере 11,3 млрд евро правительству Греции. Спустя несколько месяцев оставшиеся резервы HFSF были также одобрены для погашения в ЕЦБ, в результате чего в первом квартале 2015 года было погашено 11,4 млрд евро векселями.

Кредиторы

Первоначально европейские банки имели крупнейшие вложения греческого долга. Однако ситуация изменилась, когда «тройка» (ЕЦБ, МВФ и европейский фонд, спонсируемый государством) приобрела греческие облигации. По состоянию на начало 2015 года крупнейшими индивидуальными вкладчиками в фонд были Германия, Франция и Италия, на долю которых пришлось примерно 130 миллиардов евро из 323 миллиардов евро. МВФ был должен 32 млрд евро, а ЕЦБ - 20 млрд евро. По состоянию на 2015 год в различных европейских странах все еще был выдан значительный объем ссуд Греции.

Европейские банки

Без учета греческих банков европейские банки в июне 2011 года имели 45,8 млрд евро в Греции., к началу 2015 года их активы снизились примерно до 2,4 млрд евро, отчасти из-за списания долга на 50%.

Европейский инвестиционный банк

В ноябре 2015 года Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) ссудил Греции около 285 миллионов евро. Это продлило сделку 2014 года, согласно которой ЕИБ предоставит ссуду на 670 миллионов евро. Считалось, что греческое правительство вложит деньги в энергетику Греции, чтобы обеспечить энергетическую безопасность и управлять экологически безопасными проектами. Вернер Хойер, президент ЕИБ, ожидал, что инвестиции повысят занятость и обеспечат положительное влияние на экономику и окружающую среду Греции.

Расхождения во взглядах внутри тройки

В ретроспективе, хотя тройка разделяла цель избежать суверенного дефолта Греции, подходы каждого члена начали расходиться, при этом МВФ, с одной стороны, выступал за больше списания долга, в то время как, с другой стороны, ЕС придерживался жесткой линии по выплате долга и строгому контролю.

Общественное мнение Греции
Беспорядки в Афинах в 2008 году

Согласно опросу, проведенному в феврале 2012 г. Issue и SKAI Channel, PASOK, который выиграл общенациональные выборы 2009 года с 43,92% голосов, снизил рейтинг одобрения до 8%, став пятым после правоцентристов Новой демократии (31%), левые Демократические левые (18%), крайне левые Коммунистическая партия Греции (КПГ) (12,5%) и радикальные левые Сириза (12%). Тот же опрос показал, что Папандреу был наименее популярным политическим лидером с рейтингом одобрения 9%, тогда как 71% греков ему не доверяли.

В опросе в мае 2011 года 62% респондентов считают, что меморандум МВФ решение, подписанное Грецией в 2010 году, было плохим решением, которое нанесло ущерб стране, в то время как 80% не верили в то, что министр финансов, Георгос Папаконстантину сможет справиться с кризисом. (Венизелос заменил Папаконстантину 17 июня). 75% опрошенных отрицательно относятся к МВФ, а 65% считают, что это наносит ущерб экономике Греции. 64% считают, что суверенный дефолт вероятен. Отвечая на вопрос о своих опасениях относительно ближайшего будущего, греки выделили безработицу (97%), бедность (93%) и закрытие предприятий (92%).

Опросы показали, что подавляющее большинство греков не в выступает за выход из еврозоны. Тем не менее, другие опросы 2012 года показали, что почти половина (48%) греков выступили за дефолт, в отличие от меньшинства (38%), которые не поддерживают.

Экономические, социальные и политические последствия
Протесты в Афинах 25 мая 2011 г.

Экономические последствия

Наихудшее падение ВВП Греции, −6,9%, произошло в 2011 г., когда объем промышленного производства с учетом сезонных колебаний был на 28,4% ниже, чем в 2005 г. В течение этого года, 111 000 греческих компаний обанкротились (на 27% больше, чем в 2010 году). В результате уровень безработицы с поправкой на сезонные колебания вырос с 7,5% в сентябре 2008 г. до рекордного уровня 23,1% в мае 2012 г., а временной уровень безработицы среди молодежи вырос с 22,0% до 54,9%.

С 2009 г. по сравнению с 2012 годом ВВП Греции снизился более чем на четверть, вызвав «депрессию динамику» в стране.

Основные статистические данные приведены ниже с подробной таблицей в нижней части статья. По данным CIA World Factbook и Eurostat :

  • Греции ВВП упал с 242 млрд евро в 2008 году до 179 млрд евро в 2014 году, то есть на 26%. Греция пребывала в рецессии более пяти лет, но в 2014 г. Это падение ВВП резко увеличило отношение долга к ВВП, серьезно усугубив долговой кризис Греции.
  • ВВП на душу населения упал с пикового значения в 22 500 евро в 2007 году до 17 000 евро в 2014 году, т.е. на 24%.
  • Отношение государственного долга к ВВП в 2014 году составило 177% ВВП или 317 миллиардов евро. Это соотношение было третьим по величине в мире после Японии и Зимбабве. Государственный долг достиг пика в 356 миллиардов евро в 2011 году; в 2012 году он был сокращен в рамках программы финансовой помощи до 305 миллиардов евро, а затем немного вырос.
  • Годовой дефицит бюджета (расходы по сравнению с доходами) составил 3,4% ВВП в 2014 году, что значительно снизилось по сравнению с 15% в 2009 году.
  • Налоговые поступления за 2014 год составили 86 млрд евро (около 48% ВВП), а расходы - 89,5 млрд евро (около 50% ВВП).
  • Уровень безработицы вырос с менее 10% (2005– 2009 г.) примерно до 25% (2014–2015 гг.).
  • По оценкам, 36% греков жили за чертой бедности в 2014 г.

Греция объявила дефолт по выплате МВФ в размере 1,7 млрд долларов 29 июня 2015 г. (платеж выполнено с опозданиемна 20 дней). Правительство запросило у кредиторов двухлетнюю финансовую помощь на сумму примерно 30 миллиардов долларов, третью за шесть лет, но не получило ее.

МВФ сообщил 2 июля 2015 года, что " динамика долга »Греции была« неприемлемой »из-за и без того высокого уровня долга и«... значительных изменений в политике с [2014 года] - не в последнюю очередь, снижения первичного профицита и слабых реформ, которые окажут давление на экономический рост и приватизацию - [ которые] приводят к существенным новым финансовым потребностям ". В отчете говорится, что сокращение долга (сокращение долга, при котором кредиторы несут убытки из-за уменьшения основной суммы долга) потребуется, если пакет рассматриваемых реформ будет еще более ослаблен.

Налогообложение

В ответ на В условиях кризиса греческие правительства решили резко поднять налоговые ставки. Исследование показало, что с начала кризиса до 2017 года косвенные налоги почти удвоились. Эта вызванная кризисом система высоких налогов была описана как «несправедливая», «сложная», «нестабильная» и, как следствие, «стимулирующая налогообложение уклонение ". Налоговые ставки Греции сравнивались со ставками скандинавских стран, но без такой же взаимности, поскольку в Греции нет инфраструктуры государства всеобщего благосостояния.

По состоянию на 2016 год, пять косвенных налогов были добавлены к товарам и услугам. Налог на добавленную стоимость, составляющий 23%, является одним из самых высоких в еврозоне, превосходя другие страны ЕС по малым и средним предприятиям. Один исследователь обнаружил, что беднейшие домохозяйства столкнулись с повышением налогов на 337%.

Последующие налоговые политики обвиняются в том, что они имеют противоположный эффект, чем предполагалось, а именно сокращение, а не увеличение доходов, поскольку высокие налоги препятствуют совершению сделок и стимулируют налогообложение уклонение, тем самым увековечивая депрессию. Некоторые фирмы переехали за границу, чтобы избежать повышения налоговых ставок в стране.

Греция не только имеет одни из самых высоких налогов в Европе, но и имеет серьезные проблемы с их сбором. Дефицит НДС из-за уклонения от уплаты налогов в начале 2017 года оценивался в 34%. Налоговые долги в Греции сейчас равны 90% годовых налоговых поступлений, что является худшим показателем во всех промышленно развитых странах. Во многом это связано с тем, что Греция имеет обширную теневую экономику, размер которой до кризиса оценивался примерно в четверть ВВП страны. Поэтому в 2015 году Международный валютный фонд утверждал, что долговой кризис Греции можно почти полностью разрешить, если правительство страны найдет способ решить проблему уклонения от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов и уклонение от уплаты налогов

Середина В отчете за 2017 год указывается, что греки «облагаются налогом до упора», и многие полагают, что риск штрафов за уклонение от уплаты налогов менее серьезен, чем риск банкротства. Более недавнее исследование показало, что многие греки считают уклонение от уплаты налогов законным средством защиты от правительственной политики жесткой экономии и чрезмерного налогообложения. Например, многие греческие пары в 2017 году решили «виртуально» развестись, надеясь уплатить более низкие налоги на прибыль и имущество.

К 2010 году налоговые поступления постоянно были ниже ожидаемого уровня. В 2010 году предполагаемые убытки греческого правительства от уклонения от уплаты налогов составили более 20 миллиардов долларов. Данные за 2013 год показали, что правительство собрало менее половины доходов, подлежащих выплате в 2012 году, а оставшийся налог должен быть уплачен в соответствии с графиком отсроченных платежей.

Данные за 2012 год поместили греческую подпольную или «черную» экономику в 24,3% ВВП по сравнению с 28,6% в Эстонии, 26,5% в Латвии, 21,6% в Италии, 17,1% в Бельгии, 14,7% в Швеции, 13,7% в Финляндии и 13,5% в Германии.

A В январском отчете исследовательского центра DiaNEOsis за 2017 год указано, что невыплаченные налоги в Греции в то время составляли примерно 95 миллиардов евро, по сравнению с 76 миллиардами евро в 2015 году, большая часть которых, как ожидается, будет безнадежной. Другое исследование, проведенное в начале 2017 года, показало, что убытки правительства в результате уклонения от уплаты налогов составили от 6% до 9% ВВП страны, или примерно от 11 млрд до 16 млрд евро в год.

Один из методов уплаты налогов. уклонение - это так называемый черный рынок, серая экономика или теневая экономика: работа выполняется за наличные деньги, которые не декларируются как доход; также НДС не взимается и не перечисляется. Недостаток сбора НДС (налога с продаж) также значительный. В 2014 г. государство собрало на 28% меньше, чем было ему причитается; этот дефицит примерно вдвое превышает средний показатель по ЕС. Неполная сумма в том году составила около 4,9 миллиарда евро. Пооценкам исследования DiaNEOsis, 3,5% ВВП теряется из-за мошенничества с НДС, в то время как потери из-за контрабанды алкоголя, табака и бензина составили еще примерно 0,5% ВВП страны.

Социальные последствия

Занятость и безработица в Греции с 2004 по 2014 гг.

Социальные последствия мер жесткой экономии для населения Греции были серьезными. В феврале 2012 года сообщалось, что 20 000 греков остались без крова в течение предыдущего года и что 20 процентов магазинов в историческом центре Афин были пусты.

К 2015 году ОЭСР сообщила, что почти двадцать процентов греков испытывают недостаток средств для покрытия ежедневных расходов на питание. Следовательно, из-за финансового шока безработица напрямую влияет на управление долгом, изоляцию и нездоровые механизмы выживания, такие как депрессия, самоубийство и зависимость. В частности, что касается числа тех, кто сообщил о попытке самоубийства, на фоне экономического кризиса в Греции наблюдался рост суицидальности, рост на 36% с 2009 по 2011 год. По мере того, как экономика сокращалась и государством всеобщего благосостояния испытывали традиционно сильные греческие семьи испытывали растущее напряжение, пытаясь справиться с растущей безработицей и бездомными родственниками. Многие безработные греки и дело переключаются между друзьями и членами семьи, пока у них не кончились возможности, и они оказались в приютах для бездомных. Эти бездомные имели обширный стаж работы и в основном имели проблемы с психическим здоровьем и злоупотреблением психоактивными веществами.

Греческое правительство не смогло заблокировать ресурсы на борьбу с бездомными, отчасти из-за мер жесткой экономии. Была запущена программа по предоставлению субсидии, чтобы помочь бездомным вернуться в свои дома, но многие абитуриенты так и не получили субсидии. Местные власти и неправительственные организации предприняли попытки решить эту проблему. Некоммерческая уличная газета «Щедия» (греч. : Σχεδία, «плот»), которые продают уличные торговцы в Афинах, привлекла многих бездомных к продаже своей газеты. Афины открыли собственные приюты, первый из которых назывался Hotel Ionis. В 2015 году сеть пекарен Venetis в Афинах раздавала десять тысяч буханок хлеба в день, что составляло третье всего производства. В некоторых из беднейших потребителей, по словам генерального менеджера сети, «в некоторых из беднейших потребителей, несомненно, что в Греции не будет потребителей - только нищие».

В исследовании Евростат было установлено, что каждый третий гражданин Греции в 2016 году жил в условиях бедности.

Политические последствия

Экономический и социальный кризис имел глубокие политические последствия. В 2011 году это привело к появлению движения против жесткой экономии Движение возмущенных на площади Синтагма. двухпартийная система, которая доминировала в политике Греции с 1977 по 2009 год, рухнула в результате двойных выборов 6 мая и 17 июня 2012 года. Основными особенностями этой трансформации были:

а) Кризис основных партий, правоцентристской Новой демократии (НД) и левоцентристского ПАСОК. Доля НД в голосовании упала с исторического среднего значения>40% до рекордно низкого уровня в 19–33% в 2009–2019 годах. ПАСОК упала с 44% в 2009 году до 13% в июнь 2012 и стабилизировалась на уровне около 8% на выборах 2019 года. Между тем, Syriza стала основным конкурентом ND, с долей голосов, которая выросла с 4% до 27% в период с 2009 по июнь 2012 года. Это достигло своего пика на выборах 25 января 2015 года. 46>, когда Syriza получила 36% голосов и упала до 31,5% на выборах 7 июля 2019 года.

б) Резкий подъем неонацистов Золотой Зари, чья доля количество голосов увеличилось с 0, 5% в 2009 году до 7% в мае и июне 2012 года. В 2012–2019 годах «Золотая заря» была третьей по величине партией в парламенте Греции.

в) Общая фрагментация народного голосования. Среднее количество партий, представленных в парламенте Греции в 1977–2012 годах, составляющих от 4 до 5. В 2012–2019 годах это число увеличилось до 7 или 8 партий.

г) С 1974–2011 гг. Греция находилась под властью однопартийных правительств, за исключением короткого периода в 1989–90 гг. В 2011–2019 годах страной управляли двух- или трехпартийные коалиции.

Победа НД на выборах 7 июля 2019 года с 40% голосов и формированием первого однопартийного правительства в Греции с 2011 года может стать началом новой функционирующей двухпартийной системы. Однако более слабые показатели выносливости Syriza и PASOK, конкурирующие с левоцентристской партией, могут сигнализировать о сохранении гибкости партийной системы.

Прочие эффекты

Скачки прекратили свою деятельность в связи с ликвидацией проводящей организации.

Выплаченные футболисты получат зарплату с новым налогом

Ответы

Электронные платежи для сокращения уклонения от уплаты налогов

В 2016 и 2017 правительство правительство используетло или использование дебетовых карт для оплаты товаров и услуг, чтобы уменьшить использование оплаты только наличными. К январю 2017 года налогоплательщикам предоставлялись налоговые льготы или вычеты только в том случае, если платежи производились в электронном виде с «бумажным следом» транзакций. Ожидалось, что это уменьшит возможность поставщиков избежать уплаты НДС (налога с продаж) и подоходного налога.

К 28 июля 2017 года многие предприятия обязаны по закону установить устройство в точках продаж, чтобы использовать им оплату кредитной или дебетовой картой. Несоблюдение правил электронной оплаты может привести к штрафу до 1500 евро. Требование распространялось примерно на 400 000 фирм или лиц 85 профессий. Более широкое использование карт было одним из факторов, которые уже привели к значительному увеличению сбора НДС в 2016 году.

Grexit

Кругман предположил, что экономика Греции может оправиться от рецессии, выйдя из еврозоны. («Грексит») и возвращение к своей национальной валюте - драхме. Это восстановило бы контроль Греции над своей денежно-кредитной политикой, позволив ей найти компромисс между инфляцией и ростом на национальной основе, а не на всей еврозоне. Исландия резко восстановилась после объявления о банкротстве в 2008 году, отчасти за счет девальвации кроны (ISK). В 2013 году темпы экономического роста составили около 3,3 процента. Канада смогла улучшить свою бюджетную позицию в 1990-х, девальвировав свою валюту.

Однако последствия «Grexit» могут быть глобальными и серьезными, в том числе:

  • Членство в еврозоне больше не будет восприниматься как безвозвратный. Финансовые рынки могут рассматривать другие страны как находящиеся под угрозой ухода. Эти страны могут столкнуться с повышением процентных ставок по своим облигациям, что затруднит обслуживание долга.
  • Геополитические сдвиги, такие как более тесные отношения между Грецией и Россией, поскольку кризис испортил отношения с Европой.
  • Значительные финансовые потери. для стран еврозоны и МВФ, которым принадлежит большая часть государственного долга Греции примерно в 300 миллиардов евро.
  • Неблагоприятное влияние на МВФ и доверие к его стратегии жесткой экономии.
  • Утрата доступа Греции к глобальным рынкам капитала и краху своей банковской системы.

Спасение

Греция может принять дополнительные фонды финансовой помощи и облегчение долгового бремени (т.е. сокращение держателей облигаций или сокращение основной суммы долга) в обмен на более жесткую экономию. Однако жесткая экономия нанесла ущерб экономике, снизив заработную плату, уничтожив рабочие места и сократив налоговые поступления, что еще больше затруднило выплату долгов. Если бы дальнейшие меры жесткой экономии сопровождались значительным сокращением сальдо долга, затраты могли бы быть оправданы.

Европейская конференция по долгу

Экономист Томас Пикетти сказал в июле 2015 года: « Нам нужна конференция по всем долгам Европы, как и после Второй мировой войны. Реструктуризация всей задолженности, не только в Греции, но и в нескольких европейских странах, неизбежна ». Это отразило трудности, с которыми столкнулись Испания, Португалия, Италия и Ирландия (наряду с Грецией) до того, как глава ЕЦБ Марио Драги дал сигнал к повороту в сторону ослабления денежно-кредитной политики. Пикетти отметил, что Германия получила значительное облегчение долгового бремени после Второй мировой войны. Он предупредил, что: «Если мы начнем выгонять государства, то... Финансовые рынки немедленно обратятся к следующей стране».

Роль Германии в Греции
Триптих «Der griechische Altar. Merkel und Schäuble als falsche Caritas "показывает роль Германии во время греческого кризиса; картина из Маттиаса Лауренца Греффа (2015) Итак, что вкратце происходит? Ответы таковы: постепенное начало дефляции; массовая безработица; помешала внутренняя перебалансировка и чрезмерная зависимость от внешнего спроса. Тем не менее, все это считается приемлемым, желательным, даже моральным - и даже успехом. Зачем? Объяснение - это мифы: кризис был вызван фискальными злоупотреблениями, а не безответственными трансграничными кредитными потоками; фискальная политика не играет роли в управлении спросом; Покупка центральным банком государственных облигаций - это шаг к гиперинфляции; а конкурентоспособность определяет внешние излишки, а не баланс между предложением и недостаточным спросом.

«Германия - это вес мира». Мартин Вольф, 5 ноября 2013 г.

Германия сыграла важную роль роль в обсуждении долгового кризиса Греции. Ключевой проблемой были преимущества, которые она получила во время кризиса, включая падение ставок по займам (поскольку Германия, наряду с другими сильными западными экономиками, рассматривалась инвесторами как убежище во время кризиса), приток инвестиций и рост экспорта благодаря евро амортизация (с прибылью, которая, по некоторым оценкам, могла достигать 100 миллиардов евро), а также прочая прибыль, полученная за счет кредитов. Критики также обвинили е лицемерное правительство Германии; преследования национальных интересов через нежелание корректировать фискальную политику таким образом, чтобы это помогло разрешить кризис еврозоны; использование ЕЦБ для служения национальным интересам своей страны; и раскритиков природу программ жесткой экономии и облегчения долгового бремени, которая придерживается Греции, как часть условий, связанных с предоставлением финансовой помощи.

Обвинения в лицемерии

Лицемерие выдвигалось по нескольким причинам. «Германия ведет себя как всезнайка в дебатах о помощи Греции», - пишет Der Spiegel, в то время как ее собственное правительство не добилось своего профицита бюджета в период с 1970 по 2011 год, хотя профицит бюджета действительно был достигнут. Германией все три года (2012–2014 гг.) - представитель правящей партии ХДС комментирует, что «Германия показывает пример в своей еврозоне, тратя деньги только в казне». В редакционной статье Bloomberg, в которой также делается вывод о том, что «европейские налогоплательщики оказали Германии такую ​​же финансовую поддержку, как и Греция», роль и положение Германии в греческом кризисе описываются следующим образом:

Миллионами Из слов, написанных о долговом кризисе в Европе, обычно изображается как ответственный взрослый, а Греция - как распутный ребенок. Рассказывают, что благоразумная Германия не хочет выручать Грецию, которая заимствовала больше, чем могла себе позволить, и теперь должна нести ответственность. [...] К декабрю 2009 года, по данным Банка международных расчетов, немецкие банки накопили требования на сумму 704 миллиарда долларов в Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании, что намного больше, чем совокупный капитал немецких банков. Другими словами, они ссужали больше, чем могли себе позволить. [… Я] ответственные заемщики не могут существовать без безответственных кредиторов. Банки Германии были инструментами поддержки Греции.

Немецкий историк экономики Альбрехт Ритчль свою страну как «король, когда дело касается долга. Если подсчитать размер убытков по сравнению с экономическими показателями, Германия была лучшим нарушителем долговременного 20-го века ». Несмотря на призыв к грекам соблюдать фискальную ответственность и хотя налоговые поступления Германии находятся на рекордно высоком уровне, с учетом того, что проценты, которые должны выплачивать по новому долгу, близки к нулю, Германия все же не достигла своих целей по сокращению расходов в 2011 году и продолжает также отстает от своих целей на 2012 год.

Обвинения в лицемерии могут быть сделаны в отношении сторон сторон: Германия жалуется на греческую однако коррупция, продажа оружия означала, что торговля с Грецией стала синонимом взяточничество и коррупция на высоком уровне; бывший министр обороны Акис Цохадзопулос был заключен в тюрьму в апреле 2012 года перед судом по получению взятки в размере 8 миллионов евро от немецкой компании Ferrostaal.

Преследование национальных интересов

«Противник Германии« жить по средствам - значит жить не по средствам », - считает Филип Уайт, старший научный сотрудник Центра европейских реформ. «Так что, если Германия беспокоится по поводу размера своего торгового профицита, то это не так».

Прогнозы относительных экспортных цен ОЭСР - показатель конкурентоспособности - показал, что Германия обошла всех еврозоны, пострадавших от кризиса Испании и Ирландии в 2012 году, причем в последующие годы лидерство только увеличивалось. В исследовании Фонд Карнеги за международный мир в 2010 году отмечалось, что «Германия, которая теперь готова извлечь наибольшую выгоду из спада евро, вызванного кризисом, должна повысить свой внутренний спрос», чтобы помочь периферии восстановиться. В марте 2012 года Бернхард Шпейер из Deutsche Bank повторил: «Если еврозона должна адаптироваться, южные страны должны иметь возможность иметь положительное сальдо торгового баланса, а это означает, что кто-то должен иметь дефицит. Один из способов сделать это - допустить более высокую инфляцию в Германии, но я не вижу в немецком правительстве готовности мириться с этим или дефицит текущего счета ». Согласно исследовательскому докладу, «устранение периферийных экономических дисбалансов не только лежит на плечах периферийных стран, даже если странам было предложено нести большую часть бремени». Часть усилий по восстановлению баланса в Европе также должна быть оплачена [sic] Германией через ее текущий счет ". В конце мая 2012 года Европейская комиссия предупредила, что« упорядоченное устранение макроэкономических дисбалансов внутри еврозоны имеет решающее значение для устойчивого роста и стабильности в зоне евро », и предложила Германии «свой вклад в восстановление баланса, удалив ненужные нормативные и другие меры ограничения внутреннего спроса. ". Виюле 2012 года МВФ добавил свой призыв к повышению заработной платы и цен в Германии, а также к реформе отдельных частей экономики страны, чтобы стимулировать увеличение расходов ее потребителей.

По оценке Пола Кругмана, Испании и другим периферийным устройствам необходимо снизить уровень цен по сравнению с Германией примерно на 20 процентов, чтобы снова стать конкурентоспособным:

Если бы в Германии была 4-процентная инфляция, они могли бы сделать это в течение 5 лет со стабильными ценами на периферии, что означало бы общий уровень инфляции в еврозоне примерно вроде 3 процента. Но если в Германии будет инфляция всего на 1 процент, мы говорим о массовой дефляции на периферии, что одновременно сложно (возможно, невозможно) с точки зрения макроэкономики, и это значительно увеличит долговое бремя. Это рецепт неудачи и краха.

США также неоднократно просили Германию ослабить фискальную политику на встречах G7, но немцы неоднократно отказывались.

Даже с такой политикой, Греция и другие страны ждут годы трудных времен, но, по крайней мере, будет некоторая надежда на выздоровление. Глава ЕС по вопросам занятости Ласло Андор призвал к радикальному изменению стратегии ЕС в кризисной ситуации и раскритиковал то, что он назвал немецкой практикой «демпинга заработной платы» в еврозоне с целью увеличения экспортного профицита.

Что касается структурных реформ, требуемых от В странах на периферии Саймон Ивнетт заявил в 2013 году: «Многие сторонники структурной реформы достаточно честны, чтобы признать, что она приносит краткосрочные страдания. (...) Если вы были на работе, где вас трудно уволить. реформа рынка труда привносит незащищенность, и у вас может возникнуть соблазн сэкономить больше, поскольку вероятность безработицы выше. Реформа труда в масштабах всей экономики может привести к сокращению потребительских расходов, добавив еще одно препятствие для ослабленной экономики ». Пол Кругман выступал против структурных реформ в соответствии со своим взглядом на то, что задача улучшения макроэкономической ситуации является «обязанностью Германии и ЕЦБ».

Утверждения о том, что Германия к середине 2012 года предоставила Греции эквивалент 29 раз оспаривалась помощь, предоставленная Западной Германии в соответствии с планом Маршалла после Второй мировой войны, при этом оппоненты утверждали, что помощь была лишь небольшой частью помощи Германии по плану Маршалла, и объединяли списание большей части долга Германии с долгом Маршалла. План.

Версия корректировки, предлагаемая Германией и ее союзниками, заключается в том, что жесткая экономия приведет к внутренней девальвации, то есть дефляции, которая позволит Греции постепенно восстановить конкурентоспособность. Эта точка зрения тоже оспаривается. В исследовательской записке группы экономических исследований Goldman Sachs, опубликованной в феврале 2013 года, говорится, что годы рецессии, пережитые Грецией, «усугубляют финансовые трудности, поскольку знаменатель отношения долга к ВВП уменьшается».

Строго говоря. С точки зрения снижения заработной платы по сравнению с Германией, Греция добилась прогресса: заработная плата в частном секторе упала на 5,4% в третьем квартале 2011 года по сравнению с годом ранее и на 12% с пика в первом квартале 2010 года. Вторая программа экономической корректировки для Греция призвала к дальнейшему сокращению затрат на рабочую силу в частном секторе на 15% в течение 2012–2014 годов.

В отличие от этого, безработица в Германии продолжала снижаться до рекордных минимумов в марте 2012 года, а доходность государственных облигаций снова упала. рекордные минимумы в первой половине 2012 года (хотя реальные процентные ставки на самом деле отрицательные).

Все это привело к усилению антинемецких настроений в периферийных странах, таких как Греция и Испания.

Когда Хорст Райхенбах обр. В конце 2011 года, когда он прибыл в Афины и возглавил новую рабочую группу Европейского союза, греческие СМИ сразу же окрестили его «Третьим Рейхенбахом». Почти четыре миллиона немецких туристов - больше, чем любая другая страна ЕС - посещают Грецию ежегодно, но они составили большую часть из 50 000 отмененных бронирований за десять дней после выборов в Греции 6 мая 2012 года, цифру, которую The Observer назвал «экстраординарной». Ассоциация греческих туристических предприятий оценивает, что количество посещений Германии в 2012 году сократится примерно на 25%. Таковы неприятные ощущения, исторические претензии к Германии со времен Второй мировой войны были возобновлены, в том числе «огромная невозвратная ссуда, которую нация была вынуждена предоставить во время нацистской оккупации с 1941 по 1945 год».

Возможно, чтобы ограничить Некоторые из популярных откликов, Германия и страны-члены еврозоны одобряют бюджет Греции на 2019 год, который не призывает к дальнейшему сокращению пенсий, несмотря на то, что они были согласованы в соответствии с третьим меморандумом.

Эффект от прикладных программ. о долговом кризисе

ВВП Греции упал на 25%, что связано с программами финансовой помощи. Это имело критический эффект: отношение долга к ВВП, ключевой фактор, определяющий серьезность кризиса, подскочило с уровня 2009 года, составлявшего 127%, до примерно 170% исключительно из-за падения ВВП (для того же долга).. Такой уровень, скорее всего, считается неустойчивым. В отчете за 2013 год МВФ признал, что он недооценил влияние столь масштабного повышения налогов и сокращения бюджета на ВВП страны, и принес неофициальные извинения.

Греческие программы привели к очень быстрому улучшению структурного первичного баланса., как минимум в два раза быстрее, чем в Ирландии, Португалии и на Кипре. Часто упоминаются результаты этой политики, которая усугубила долговой кризис, в то время как президент Греции Прокопис Павлопулос подчеркивает долю ответственности кредиторов за глубину кризиса. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас рассказал Bloomberg об ошибках в разработке первых двух программ, которые из-за слишком жесткой экономии привели к потере 25% ВВП Греции.

В 2012 году МВФ официально извинился перед Грецией по другому вопросу, после того как в комментариях Кристин Лагард указывалось на неуважение к жертвам, принесенным греками.

Критика роли средств массовой информации и СМИ. стереотипы

Большое количество негативных статей о греческой экономике и обществе было опубликовано в международных СМИ до и во время кризиса, что привело к обвинениям в негативных стереотипах и возможных последствиях для развития самого кризиса.

Элементы, противоречащие нескольким негативным отчетам, включают в себя факты о том, что греки еще до кризиса работали больше всего в ЕС, брали меньше отпускных дней и в среднем выходили на пенсию примерно в том же возрасте, что и немцы, частные лица Греции и задолженность домашних хозяйств. -Соотношение ВВП было одним из самых низких st в ЕС, тогда как его государственные расходы в процентах от ВВП были на среднем уровне по ЕС. Точно так же в негативных отчетах о греческой экономике редко упоминаются предыдущие десятилетия высоких темпов экономического роста Греции в сочетании с низким государственным долгом.

Экономическая статистика
баланс государственного бюджета Греции, рост ВВП и отношение долга к ВВП (1970–2017). Источник: Евростат и Европейская комиссия
Греческий национальный счет19701980199019951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017
Государственный доход (% ВВП)н / пн / п31,037,037,839,340,941,843,441,340,639,438,439,038,740,240,638,741,143,845,747,845,848,145,8TBA
Государственные расходы (% ВВП)Н / ПН / П45,246,244,545,344,744,847,145,845,545,146,044,444,946,950,654,052,254,054,460,149,350,247,9Нет данных
Сальдо бюджета (% от ВВП)Н / ДН / Д-14,2-9,1-6,7-5,9-3,9-3,1-3,7-4,5-4,9-5,7-7,6-5,5-6,1-6,7-9,9-15,3-11,1-10,2-8,7-12,3-3,5-2,1-2,2Нет данных
Структурный баланс (% ВВП)Н / ДН / Д-14,9−9,4−6,9−6,3−4,4−3,6−4,2−4,9−4,5−5,7−7,7-5,2−7,4−7,8−9,7−14,7−9,8−6,3-0,62,20,4 ​​-1,4-2,3TBA
Номинальный ВВП рост (%)13,120,120,712,110,810,99,56,85,67,26,810,08,13,29,46,94,0-1,9−4,7−8,2−6,5−6,1−1,8-0,73,6TBA
Дефлятор цен ВВП (%)3,819,320,79,87,76,25,23,61,63,43,53,23,02,33,43,24,42,60,80,80,1-2,3-2,6-1,20,7TBA
Рост реального ВВП (%)8,90,70,02,13,04,54,13,14.03,73,26,65,00,95,83,5-0,4-4,4-5,4-8,9−6,6−3,90,80,52,9TBA
Государственный долг (млрд евро)0,21,531,287,098,0105,4112,1118,8141,2152,1159,5168,3183,5212,8225,3240,0264,6301,0330,3356,0304,7319,2317,1320,4319,6TBA
Номинальный ВВП (млрд евро)1,27,145,793,4103,5114,8125,7134,2141,7152,0162,3178,6193,0199,2217,8232,8242,1237,4226,2207,8194,2182,4179,1177,8184,3TBA
Отношение долга к ВВП (%)17,221,068,393,194,791,889,288,599,6100,198,394,295,1106,9103,4103,1109,3126,8146,0171,4156,9175,0177,1180,2173,4TBA
- Влияние роста номинального ВВП (%)-2,3-3,7−10,6−10,0−9,1−9,3−7,9−5,7−4,7−6,7−6,3−9,0−7,1−2,9−9,2−6,7−3,92,16,313,012,010,13,31.3−6.3TBA
- Регулировка стокового расхода (%)Н / ДН / Д2.91.53.90.51,41,912,12,7-0,3-0,80,39,2-0,4-0,40,30,01,92,1−35,1−4,4−4,7−0,2−2,6TBA
- Влияние баланса бюджета (%)Н / ДН / Д14,29,16,75,93,93,13,74,54,95,77,65,56,16,79,915,311,110,28,712,33,52,12,2TBA
- Общее изменение соотношения за год (%)−2,3−0,96,50,61,5-2,9-2,6-0,711,10,4 ​​-1,8-4,00,811,8-3,4-0,46,217,519,225,3-14,518,12,13,1-6,8TBA
Примечания: Год вхождения в Еврозону. Прогнозы от Европейской комиссии от 5 мая 2015 года. Прогнозы по плану спасения в апреле 2014 года.. Рассчитано методом EDP ESA-2010, за исключением данных за 1990–2005 годы, рассчитанных только старым ESA-1995 Метод EDP.. Структурный баланс = «Циклически скорректированный баланс» минус влияние «разовых и временных мер» (согласно ESA-2010).. Данные за 1990 год не являются " структурный баланс », а только« Циклически скорректированный баланс »(согласно ESA-1979).. Данные за 1995–2002 гг. - это не« структурный баланс », а только« Циклически скорректированный баланс » баланс »(согласно ESA-1995).. Данные за 2003–2009 годы представляют собой« структурный баланс », но пока рассчитываются только по старому методу ESA-1995.. Рассчитывается как % г / г - изменение индекса дефлятора ВВП в национальной валюте (взвешено для соответствия структуре ВВП 2005 г.).. Рассчитано как% г / г - изменение постоянного ВВП 2010 г. в национальной валюте.. Цифры до 2001 года все были ретроспективно конвертированы из d рахма к евро по фиксированному курсу евро в 2000 году.
См. также

Аналогичные события

Фильм о долге

Примечания и ссылки
Библиография
  • Альбанезе Джинамми Алессандро, Конте Джампаоло, Помощь Греции в исторической перспективе: сравнительные исследования, 1893 и 2010 гг. | The Journal of European Economic История, 2 2016 г.
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:30:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте