Народ даяков

редактировать
Этническая группа Борнео

Народ даяков
Молодые Ибаны, или Си Даякс.jpg Субэтническая группа народа Даяк, Ибан или мальчик и девочка Sea Dajak в традиционной одежде.
Общая численность населения
6,3 миллиона +
Регион со значительным населением
Борнео :
Индонезия 3 219 626
Западный Калимантан 1 531 989
Центральный Калимантан 1029182
Восточный Калимантан 351 437
Южный Калимантан 80708
Джакарта 45385
Западная Ява 45233
Южный Сулавеси 29,254
Бантен 20,028
Восточная Ява 14,741
Южная Суматра 11,329
Малайзия 3138,788
Саравак 1,835,900
Сабах 1 302 888
Бруней 30 000
Языки
Борнейские языки (язык сабахан, даякский язык ), малайский (Саравакский малайский ), индонезийский
Религия
Индонезия . христианство (62,7%)

Римский католицизм (32, 5%) протестантизм (30,2%),

ислам (31,6%), индуистский кахаринган (4,8%)
родственные этнические группы
другие австроне зийские народы, особенно Банджарцы, малайские индонезийцы, реджанг, сунданцы и малагасийцы

даяк или Дьяк или Дайух - одна из групп групп в Борнео. Более 200 этнических подгрупп, проживающих в прибрежных водах и холмах, в основном в центральной и южной части, каждая со своим собственным диалектом, обычными, законами, территорией и культурой, хотя общие отличительные черты легко идентифицируются. даякские языки входят в категорию австронезийских языков в Азии. Даяки были анимистами в своей вере; однако обратились в ислам, и с 19 века произошло массовое обращение в христианство.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Этническая принадлежность
  • 3 Языки
  • 4 Охота за головами и миротворчество
  • 5 Сельское хозяйство, землевладение и экономика
  • 6 Религия и праздники
    • 6.1 Кахаринган
    • 6.2 Ибанская религия
  • 7 Общество и обычаи
  • 8 Военные
  • 9 Политика
    • 9.1 Калимантан
    • 9.2 Саравак
  • 10 Известные Даяки
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки
История
Социолингвистическая карта Даяков, описанная Тжиликом Ривутом в 1954 году, в результате чего группы даяков разделились на нгаджу, апу каян, ибан, клемантан, мурут, пунан и от Данум.

Народ даяков Борнео владеет местным рассказом о своей истории, в основном в устной литературе, частично в письменной форме. в общих традициях. Среди известных рассказов о происхождении народа даяков - мифический устный эпос «Тетек Тахтум», составленный нгаджу даяком Центрального Калимантана; в нем рассказывается, что предки народа даяков спустились с небес перед тем, как перебраться с внутренними территориями на берега Борнео, расположенные ниже по течению.

Независимое государство Нансарунай, основанное приором Мааньяна до 12 века процветала на юге Калимантана. Королевство подверглось двум атакам со стороны сил Маджапахит, которые привели к упадку и падению королевства к 1389 году; В устных рассказах народа мааньянов эти известны как Нансарунаи Усак Джава (что означает «уничтожение Нансарунай яванцами»). Эти нападения способствуют перемещению мааньян в региональном и Южном Борнео.

Колониальные отчеты и отчеты о деятельности даяков на Борнео подробно описывают все выверенные экономические отношения с другими сообществами, а также обширный объем исследований, истории миграций даяков. В частности, задокументированы подвиги ибанских или морских даяков в Южно-Китайских морях из-за их жестокости и агрессивной культуры войны против групп, живущих на море, и коммерческих интересов Запада в 18-19 веках.

В 1838 г., британский авантюрист Джеймс Брук прибыл, чтобы найти султана Брунея, отражающее восстание против своего правления. Брук помог султану подавить восстание, за что он был назначен губернатором Саравака в 1841 году, получив титул раджи. Брук удалось подавить двойную практику хедхантинга и пиратства, практикуемую даяками в регионе. Самым известным врагом Брука ибана был Либав «Рентап »; Брук возглавил против него три экспедиции и, наконец, победил его в битве при Садок-Хилл. В этой битве у Брука было много даяков, и он сказал знаменитую фразу: «Только даяки могут убить даяков. Поэтому он направил даяков, чтобы убить даяков ». Брук стал центром повышения квалификации в 1851 году, когда он был привлечен к назначению следственной комиссии в Сингапуре в 1854 году. После расследования Комиссия отклонила обвинения, но обвинения продолжали преследовать его. Во время своего правления Брук подавил восстание Лю Шань Банга в 1857 году и столкнулся с угрозами со стороны воинов Саравака, таких как Шариф Масахор и Рентап, и сумел подавить их.

Во время Вторая мировая война, японские войска оккупировали Борнео и плохо обращались со всеми коренными народами - среди массовых убийств малайцев и даяков были обычным явлением, особенно даяков из капитанской дивизии. В ответ даяки сформировали специальные силы для помощи союзным войскам. Одиннадцать американских летчиков и несколько десятков австралийских спецназовцев обучили тысячу даяков из дивизии «Капитан» партизанской войны. Эта армия, вооруженная армиям вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил США, вооруженных сил США, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил США, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, обороны США, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил США, вооруженных сил, вооруженных сил, вооруженных сил.

Во время малайской чрезвычайной ситуации британские военные наняли даяковских хедхантеров против Малайская национально-освободительная армия. Новости об этом достигли парламента в 1952 году после того, как Daily Worker опубликовала фотографии королевских морских пехотинцев, позирующих с следопытами даяков, позирующих с следопытами даяков, отрубленных головы предполагаемых коммунистов. Первоначально британское правительство отрицало свою причастность к этой практике, министр по делам колоний Оливер Литтлтон не подтвердил парламенту, что фотографии действительно подлинные.

Прибрежные жители Борнео в основном мусульмане по вере, однако эти группы (тидунг, банджарцы, булунган, пасер, кутаинцы, бакумпай ) обычно считаются малайзированными и исламизированными уроженцами Борнео и в степени степени объединенными малайскими народами, культурой и системой султаната. Эти группы идентифицировали себя как мелайу или малайская подгруппа из-за более близкой культурной идентичности с малайским народом по сравнению с зонтичной классификацией даяков, поскольку последние традиционно связаны с их языческими верованиями и племенным образом жизни.

Класс народа даяков в степени ограничена среди этнических групп, традиционно связанных в южном и внутреннем Сараваке и Калимантане. Другие группы коренного населения, проживающие в северном Сараваке, части Брунея и Сабаха, в основном Бисая, Оранг Улу, Кадазандусун, Меланау, Рунгусы и десятки меньших групп были отнесены к отдельной классификации, кроме даяков, из-за разницы в культуре и истории.

Другие группы в прибрежных районах Сабаха и северо-востока Калимантана ; а именно Илланун, Таусуг, Сама и Баджау, хотя и населяют и (в случае Таусуг группа), веками правившая северной оконечностью Борнео, имеют свои культурные корни с южных Филиппин. Хотя эти группы могут быть коренными жителями прибрежного северо-восточного Борнео, они, тем не менее, не являются даяками, а вместо этих сгруппированных под общим термином моро, особенно на Филиппинах.

Этническая принадлежность
Различная коренная родина малайцев и даяков на индонезийском Борнео. В отличие от прибрежного Борнео, где преимущественно проживали этнические малайцы и банджарцы, группы даяков располагались дальше, во внутреннем Калимантане. Помимо Калимантана, группы даяков можно найти в малайзийских штатах Саравак и Бруней.

Термин «даяк» - местное малайское («дайа», «дайа» или «дайух»), эквивалентное «дикарям». Существуют семь основных этнических групп даяков в соответствии с родными языками., обычаями и культурами, а именно:

  1. нгаджу
  2. апо каян, включая оранг-улу
  3. ибан (морской даяк) или Хиван
  4. Бидаюх (Лэнд Даяк) или Клемантан
  5. Кадазан, Дусун, Мурут
  6. Пунан
  7. От Данум

Под воздействующими классификациями можно выделить десятки этносов и сотни субэтнических групп, проживающих на острове Борнео.

Приведенный выше список кластеров даяков, составленный Тджиликом Ривутом, был пересмотрен Первым Международным конгрессом, это культурное и языковое разнообразие. м и выставкой даяков в 2017 году стал и следующим: Нгаджу-От Данум, Апо Каян-Кенийский, Ибан, Клемантан, Кадазан-Дусун и Пунан.

Языки

Даяки не говорят только на одном языке, даже если рассматривать только тех, кто находится на острове Борнео (Калимантан). Их коренные классы к общей группе малайско-полинезийских языков и различных групп, таких как Лэнд Даяк, малайский, Сабахан, и барито языков. Большинство даяков сегодня двуязычны, помимо своего родного языка, хорошо знают малайский.

Многие языки Борнео являются эндемичными (что означает, что на них больше нигде не говорят). По оценкам на острове говорят примерно на 170 языках и диалектах, а на некоторых - всего несколько сотен человек, что создает серьезную угрозу для будущего этих языков и связанного с ними наследия.

Охота за головами и миротворчество
Галерея в интерьере дома Каджан Даяк с черепами и вооружением вдоль стен, демонстрирующая их охотников за головами

В прошлом даяков опасались за их древнюю традицию практика охоты за головами (ритуал также известен у даяков как Нгаяу). У ибанских даяков происхождение охоты за головами, как полагали, соответствовало одному из правил траура, данных духом, а именно:

  • Священный сосуд должен открываться только воином, сумевшим достать голову., или человеком, который может представить человеческую голову, полученную им в бою; или человеком, который вернулся из пребывания вражеской стране.

Часто военного лидера было по крайней мере три лейтенанта (называемые манук сабонг), у которых в свою очередь были несколько последователей. Правила войны (нгаяу) среди ибанских даяков ниже:

  • Он не должен позволять своим воинам сражаться с невиновным племенем, которое не ссорится с ними.
  • . Если враг сдастся, он не может лишить их жизни, чтобы его армия не потерпела неудачу в будущих войнах и не рискнула сражаться с пустыми военными набегами (баланг каяу).
  • Первый раз, когда воин берет голову или захватывает пленного, он должен представить голову или пленника военачальнику в знак признания его лидерства.
  • Если воин берет две головы или пленных или более, по одной из каждой должен быть отдан военачальнику; остальное принадлежит убийце или похитителю.
  • Военачальник должен быть честным со своими последователями, чтобы в будущих войнах он не потерпел поражение (alah bunoh).
Даяк с серьгами и копьем (взято около 1920, голландское Борнео). Даяки ранее считались европейцами охотниками за головами. В первой половине 19 века голландское колониальное правительство на Восточном и Южном Борнео успешно ограничило традиционную культуру охоты за головами даяков. На самом деле все даяки были охотниками-собирателями большинством даяков в 19 веке на самом деле были фермерами, в основном занимавшимися сменным земледелием. Они также собирали лесные товары и охотились на животных.

Существовали причины для охоты за головами, перечисленные ниже:

  • Из-за плодородия почвы даяки охотились на свежие до начала сезона уборки риса, после чего проводился праздник голов в честь нового головы.
  • Чтобы добавить сверхъестественной силы, которая, по мнению Даяков, сосредоточена в душе и голове людей. Свежие головы могут дать магические силы для коллективной защиты, обильного сбора урожая риса и лечения болезней.
  • Чтобы отомстить за убийства, основанные на принципе «кровавого кредита», если не будет выплачено «адат пати ньява» (обычный знак компенсации). 296>
  • Для выплаты приданого за брак, например «дериан палит мата» (приданое, закрывающее мата) для ибанов после того, как была пролита кровь перед согласием на брак, и, конечно же, новые новые головы демонстрируют доблесть, храбрость, способность и способность защитить свою семью, сообщество и землю
  • Для того, чтобы фундамент новых зданий был более прочным и значимым, чем обычная практика не вставлять человеческие головы.
  • Для защиты от вражеских атак в соответствии с принципом «сначала атакуй, прежде чем подвергнуться нападению».
  • Как символ власти и социального статуса, где чем больше у кого-то голов, тем больше уважения и славы ему. Военачальника называют туай серанг (полководец) или раджа берани (царь храбрых), в то время как лидер каяу анак (малый рейд), лидер только называется туай каяу (лидер рейда), при этом адат тебалу (правило вдовцов) после их смерти будет выплачиваться согласно их статусу в сообществе.
  • За территориальную экспансию, когда некоторые храбрые даяки намеренно мигрировали в новые области, такие как Муджа «Буах Райя» или мигрировали из Скранга в Паку в Кановит, в то время как борьба между самими ибанами в Батанг Ай вызвала Улу Ай Ибаны мигрируют к реке Батанг Каньяу в Капуасе, Калимантан, а затем отправятся в Катибас, а затем на Улу Раджанг в Сараваке. Более ранние из Капуаса в реки Батанг Ай, Батанг Лупар, Батанг Сарибас и Батанг также стали возможными благодаря борьбе с местными племенами, такими как Букитан.

Причины отказа от охоты за головами следующие:

  • Пресечение охоты за головами и пиратство посредством карательных экспедиций и выполнения соответствующих колониальных правительств, таких как Брук в Сараваке и Голландский в Калиброванных колониальных государствах.
  • Миротворческие соглашения в Тумбанг Анои, Калимантан в 1874 году и Капит, Саравак в 1924 году.
  • Приход христианства, с образованием, в котором даяков учат, что охота за головами является убийством и противоречит учению христианской Библии.
  • Собственное понимание даяков, что охота за головами - это больше потерять, чем получить
Длинные дома вдоль реки Кахаян, взятые в деревне Тумбанг Анои (около 1894 г.), стала свидетелем Соглашения Тумбанг Анои 20 лет назад в 1874 году, которое положило конец практике охоты за головами народа даяков на голландском Борнео (Калимантан).

Среди Самым выдающимся наследием колониального господства на голландском Борнео (современный Калимантан) является Соглашение Тумбангнои, заключенное в 1874 году в Даманг-Бату, Центральный Калимантан (резиденция Кахаян Даяков ). Это официальная встреча, на которой собрались все племена даяков Калимантана для мирного урегулирования. На встрече, которая, как считается, длилась несколько месяцев, люди даяков со всего Калимантана согласились положить конец традиции хедхантинга, поскольку эта традиция вызвала конфликт и напряженность между отдельными группами даяков. Митинг завершился мирным решением народа даяков.

После массового обращения в христианство и принятия колониальными державами закона о борьбе с охотой за головами эта практика запрещена и, похоже, исчезла. Тем не менее, распространенным практику карательных экспедиций против восстаний их собратьев по всему штату, тем самым самым никогда по настоящему не может быть объявлено безопасным государством Саравака, хотя и запрещается несанкционированное правительство Саравака, на самом деле разрешающим поддерживающим Брук туземцам практику «нгаяу». подавляя дух охота за головами, особенно среди жителей Ибана. Санкционированные расходы на производство государственных услуг были разрешены за счет уплаты налогов на двери, а в некоторых случаях предоставлялись новые территории для перемещения. Эта практика Брука резко контрастировала с практикой голландцев в соседнем Западном Калимантане, которые запрещают любое участие туземцев в своих карательных походах. Первоначально Джеймс Брук (первый раджа Саравака) действительно задействовал британские военно-морские силы в битве при Бетинг-Мару против ибана и малайца региона Сарибас и ибана Скранга под руководством Рентапа, но это привело к публичному запросу британцев. правительство в Сингапуре. После этого правительство Брука собрало местные войска, которые были его союзниками.

Впоследствии в середине 1940-х годов хедхантинг снова начал проявляться, когда союзные державы поощряли эту практику против Японцы Оккупация Борнео. Он также немного вырос в конце 1960-х годов, когда правительство Индонезии призвало даяков изгнать китайцев из внутреннего Калимантана, которые подозревались в поддержке коммунизма в материковом Китае, а также в конце 1990-х, когда даяки начали нападать на мадурских эмигрантов в взрыв этнического насилия.

Британская империя задействовала множество даяковских хедхантеров во время малайской чрезвычайной ситуации против борцов за независимость во главе с Коммунистической партией Малайзии. Это вызвало скандал в британском парламенте в 1952 году, когда Daily Worker опубликовала фотографии британских солдат, позирующих с указанными обезглавленными головами в качестве трофеев.

Охота за головами вновь всплыла в 1963 году среди солдат-даяков во время конфронтационной кампании президента Индонезии Сукарно против недавно созданного формирования Малайзии между ранее существовавшей Федерацией Малайи, Сингапура, Сабаха и Саравака 16 сентября 1963 года. Даякские следопыты, набранные во время малайской чрезвычайной ситуации против повстанцев коммунистов, хотели обезглавить врагов, убитых во время их военных операций, но запрещенных их начальством.

Охота за головами или человеческие жертвоприношения также практиковались другими племенами, такими как:

  • Сообщество тораджа в Сулавеси использовало адат Ма Барата (человеческое жертвоприношение) в ритуале Рамбу Соло, который до сих пор проводится до прибытия голландцев хинди, что является обычаем чествовать кого-то символом великого воина и храбрости на войне.
  • В Гомо, Суматра, были обнаружены мегалитические артефакты, одним из которых является «бату панчунг» (камень для обезглавливания), на который можно привязать любого пленного или осужденного преступника для обезглавливания.
  • Одним из отличий была их ритуальная практика охоты за головами, которая когда-то была широко распространена среди племенных воинов в Нагаланде и среди племен нагов в Мьянме. Они брали головы врагов, чтобы взять свою власть.
Сельское хозяйство, землевладение и экономика
Труппа Бахау Даяк исполнителей во время фестиваля Худок (Праздник урожая) в Самаринда, резиденция Южного и Восточного Калимантана, Голландская Ост-Индия (современный Восточный Калимантан, Индонезия). (Принято около 1898–1900 гг.)

Традиционно даякское сельское хозяйство основывалось на интегрированнойсистеме земледелия народов. Ибан даяки, как правило, выращивают рис на склонах холмов, в то время как даяки Малоха предпочитают равнину, о чем говорил Кинг. В этом смысле сельскохозяйственные земли использовались и определялись в первую очередь как выращивание риса на холмах, ладанг (сад) и хутан (лес). Согласно профессору Дереку Фриману в его отчете о сельском хозяйстве Ибана, Ибан Даяки практиковали двадцать семь этапов выращивания риса в холмах один раз в год, и их методы смены возделывания позволяют восстанавливать себя, а не наносить ущерб лесу, самым непрерывным образом и устойчивостью лесопользования и / или выживание самого ибанского сообщества. Ибанские даяки любят девственные леса за их зависимость от лесов, но это связано с миграцией, территориальной экспансией и / или бегством от внутренних угроз.

Даяки организовали свой труд в виде групп землевладельцев, которые определяли, кому принадлежат права на землю и как ее следует использовать. Ибан-даяки практикуют вахтовую и взаимную биржу рабочей силы, называемую бедурками, для выполнения работ на своих фермах всеми семьями в каждом длинном доме. «Зеленая революция» 1950-х годов подтолкнула племена даяков к высаживанию новых сортов риса из водно-болотных угодий.

Чтобы получить деньги, даяки собирают продукты из джунглей для продажи на рынке. С появлением товарных культурных даяки начинают сажать каучук, перец, какао и т. Д. В настоящее время одни даяки сажают масличные пальмы на своих землях, а другие ищут работу или участвуют в торговле.

Одно поверье - когда люди умирают, птицы-носороги входят в их душу.

Основная зависимость от натурального и среднего сельского хозяйства сделала эту группу в этой отрасли. Сегодняшний рост масштабных плантаций монокультур, таких как пальмовое масло и бананы, предложенные для обширных участков даякских земель в Индонезии на основании обычных прав, титулов и требований, угрожает местному политическому ландшафту в различных регионах страны. Борнео.

Дальнейшие проблемы возникают из-за формирования современных малазийских и индонезийских национальных государств на постколониальных систем и законах о земладении. Конфликт между государственными коренными жителями даяков по земельным законам и обычным гражданам будет продолжаться до тех пор, пока колониальная модель землевения будет работать против местного обычного права. Основное правило землепользования в местном обычном праве состоит в том, что возделываемые земли принадлежат местным владельцам, концепция собственности на землю вытекает из этого центрального убеждения. Это понимание адата основано на идее, что земля используется и удерживается в пределах родного владения. Неизменно, когда колониальное правление впервые ощущалось в королевствах Калимантана, конфликт из-за подчинения территории вспыхивал несколько раз между даяками и властями.

Религия и праздники
Вождь даяков, изображенный с копьем и Клебит Бок щитом. Уроженец Борнео (июнь 1853 г., X, стр. 60)

Кахаринган

Коренная религия даяков получила название Кахаринган и, можно сказать, является формой анимизма. Название было придумано Тжиликом Ривутом в 1944 году во время его пребывания в качестве голландского колониального резидента в Самп, Голландская Ост-Индия. В 1945 году, во японской время оккупации, японцы называли Кахаринган религией народа даяков. Во время Нового порядка в режиме Сухарто в 1980 году Кахаринган был зарегистрирован как форма индуизма в Индонезии, поскольку индонезийское государство признает только 6 форм религии т.е. Ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм и конфуцианство соответственно. Интеграция Кахарингана с индуизмом происходит не из-за сходства в теологической системе, а из-за того факта, что Кахаринган является древнейшей верой Калимантана. В отличие от индонезийского Калимантана, кахаринган не признан религией как на малазийском Борнео, так и в Брунее, поэтому традиционная система верований даяковской границы как форма народного анимизма или языческих верований по другой стороне индонезийской границы.

Лучшее и до сих пор непревзойденное исследование традиционной религии Даяков на Калимантане - это исследование Ханса Шарера, «Религия нгаджу: представление о Боге среди народа Южного Борнео»; перевод Родни Нидхэм (Гаага: Мартинус Нийхофф, 1963). Практика Кахарингана отличается от группы к группе, но шаманы, специалисты по экстатическому бегству в другой сфере, занимают центральное место в религии даяков территории и для объединения различных царства (Верхний мир) и земли, и даже Подземного мира., например, исцеление больных, возвращая их души, которые путешествуют по пути в землю мертвых Верхнего мира, сопровождают и защищают душу человека на пути к их надлежащему месту в Верхнем мире, руководят ежегодными фестивали обновления и возрождения сельского хозяйства и т. д. Смертельные ритуалы наиболее сложны, когда умирает благородный (каманг). Предполагается, что в особенном религиозном празднике состоялось празднование прошлого.

A сандунг, в котором хранятся останки песагуанского даяка в Кетапанге, Западный Калимантан, Индонезия. По мере роста христианства в общине даяков с 19 века, от захоронения, основанные на вере Кахарингана, находятся на грани исчезновения.

Религия ибана

Среди ибан-даяков их Вера и образ жизни можно просто назвать религией Ибана (пенгарап асал) в соответствии с одноименной книгой Дженсона, написанной Бенедиктом Сандином и другими. Он говорит, что он верховным существом по имени Бунсу (Кри) Петара, который не имеет родителей и все в этом мире и других мирах. Под Бунсу Петара находятся семь богов, чьи имена: Сенгал Буронг как бог войны и исцеления, Бику Бунсу Петара как верховный жрец и второй в команде, Менджая как первый шаман (мананг) и бог медицины, Селампандай как бог творения, Семпул Гана как богледелия земледелия и земли вместе с Семаругой, Ини Инда / Ини / Андан как прирожденный доктор и бог справедливости и Анда Мара как бог богатства.

Жизненные действия и Процессы принятия решений Ибаном Даякоманий зависят от гаданий, предсказаний и предзнаменований. У них есть несколько методов получения предзнаменований, которые могут быть получены преднамеренных поисков или случайных встреч. Первый метод - через сон получить талисманы, амулеты (pengaroh, empelias, engkerabun или лекарства (obat) и проклятия (sumpah) от любых богов, людей Panggau Libau и Gelong, а также любые духов или призраков. laba), имеют долгосрочные последствия, например, от лая оленя, который носит случайный характер. Третий метод - через птичьи приметы (burong bisa), которые имеют краткосрочные эффекты, которые обычно ограничиваются определенным фермерским годом или определенным Четвертым методом - гаданием на срок свиньи. После празднования фестиваля. В конце критических праздников гадание на печени свиньи будет интерпретировано, чтобы предсказать будущее или удачу человека, который проведет фестиваль, пятый, но не менее важный метод - через нампок или бетапа (добровольная изоляция), получить амулет, проклятие, лекарство или исцеление.

Есть семь птиц-предзнаменований под присмотром их главного Сенгаланг Буронг в их длинном д оме нам Эд Тансанг Кениаланг (Обитель птиц-носорогов), которые Кетупонг (Джало или Кикех или Энтис) (Рыжий Пикулет) в качестве первого в команде, Берагаи (Алый трогон), Пангкас (Бордовый дятел) в правой части семейной комнаты Сенгаланга Боронга. в то время как Беджампонг (Хохлатая Джей) - второй в команде, Эмбуас (Окрашенный зимородок), Келабу Папау (Сенабонг) (Трогон Диарда) и Нендак (Шама с белыми крупами) - с левой стороны. Крики и полеты птиц-предзнаменований, а также обстоятельства и социальный статус слушателей учитываются во время интерпретации примет.

Молитва и умилостивление определенным богам для получения добрых предзнаменований, указывающих на Божье благоволение и благословения в ряду трехуровневых классов малых церемоний (бедара), промежуточных обрядов (г праздава или ниманг) и крупных праздников (гавай) в порядке возрастания и сложности. Любой Ибан Даяк будет проходить некоторые формы простых ритуалов и несколько тщательно продуманных фестивалей по мере необходимости в течение жизни, от младенчества, подросткового возраста до зрелого возраста и до смерти. Длинный дом, в котором останавливаются и банальные даяки, уникальным образом спроектирован и предназначен для проживания, а также для ритуальных или религиозных обрядов. Рядом с длинным домом обычно есть небольшая и простая хижина, называемая лангкау ампун / сукор (хижина прощения / благодарения), построенная для размещения подношений божествам. Иногда, когда встречаются плохие предзнаменования, быстро строится небольшая хижина и разводится огонь, прежде чем молиться о хороших результатах.

Маска Худока, исполняемая в основном на фестивале Худок в Восточном Калимантане, Индонезия. Мероприятие, проводимое в сентябре - каждого года, отмечается как праздник урожая группы бахау, Пусанг, Моданг, Ао'хенг и Пенихинг Даяк в бассейне реки Махакам..

Распространенным среди всех этих умилостивлений является то, что молитвы богам и другим духам совершаются путем принесения подношений («пиринг»), определенных поэтических лека-мэйн и жертвоприношений животных («генселан») кур или свиней. Число (лека или турун) каждого предмета для подношения основано на возрастающих нечетных числах, которые имеют следующие значения и цели:

  • пинг 1 для пиринга джари (кормление)
  • пинг 3 для пинг-ампун (милосердие) или селувак (дух расточительства)
  • piring 5 для piring minta (просьба) или bejalai (путешествие)
  • piring 7 для piring gawai (праздник) или bujang berani (храбрый воин)
  • Пиринг 9 для сангконга (включая другие) или туру (включая остатки)

Пиринг включает подношение различных блюд и напитков, в то время, как генселан принесет путем передачи цыплят ради птичьих примет или свиней ради примет животных.

Бедара обычно проводится для любых общих целей проведения каких-либо общих целей или фестей, во время проведения простая церемония обжига для подготовки и разделения подношений на верх части, за все следуют поэтические речи sampi ngau bebiau (молитва и очищение). У этих самых простых церемоний есть такие категории, как бедара-матак, проводимая в семейной семейной комнате в длинном, бедара-мансау, проводимая в семейной галерее руаи, берунсур (очищение), проводимая в танджу и реке, дом уджан таука панас (просьба о дожде или солнечном свете).

Промежуточные и средние обряды умилостивления известны как гава (ритуальные действия) с их основным изюминкой, называемым ниманг (поэтическое заклинание), которое читается бардами лемамбанг помимо церемоний зажигания. Эта категория меньше или иногда отводится от полномасштабных и, следовательно, дорогостоящих фестивалей для экономии средств, но при этом сохраняет эффективность для достижения той же цели. В эту категорию входят «сандау ари» (полуденный ритуал), проводимый на веранде танжу, гавай матак (незрелый пир), гава ниманг туах (праздник удачи), энчабо аронг (главный пир) и гава тиманг бейнту-инту (жизнь заботливые праздники.

Основные фестивали включают по крайней мере седьмую категорию, которая связана с основными аспектами традиционного образа жизни Ибана, т. е. сельским хозяйством, охотой за головами, удачей, здоровьем, смертью, деторождением и ткачеством. Поскольку рис является основным источником существования среди даяков, первая основная категория включает фестивали, связанные с сельским хозяйством, посвященные выращиванию рисовых полей в честь Сэмпуланг Гана, божества сельского хозяйства. Это серия фестивалей, которые включают (Фестиваль точильных камней), (Фестиваль вспашки почвы), (Фестиваль семян), (Фестиваль исцеления фермы), (Фестиваль инициации урожая) и (Фестиваль рисовых полей). По словам Дерека Фримена, существует 27 этапов выращивания рисовых полей на холмах. Одно из распространенных ритуальных действий - называется "мудас" (исправление) Эти знамения можно найти на всех этапах выращивания, особенно на ранней стадии расчистки кустов.

Вторая категория включает фестивали, связанные с охотой за головами, в честь самого могущественного божества войны, Сенгаланг Буронг, который включает (Фестиваль птиц) и Гавай Амат / Асал (Настоящий / Оригинальный фестиваль) с их последовательными восходящими этапами с наибольшим количеством известный из них - Гавай Кениаланг (Фестиваль птиц-носорогов). Это, пожалуй, самый продуманный и сложный праздник, который может длиться семь дней подряд ритуальных заклинаний бардов лемамбанга. Обычно его проводят после наставления духов во сне. Его совершают туай каяу (лидер рейда), называемый буджанг берани (ведущие воины), и военачальник (туай серанг), известные как «раджа берани» (царь храбрости). В прошлом этот фестиваль был жизненно важен для поиска божественного вмешательства, чтобы победить врагов, таких как Бакетан, Укит и Каян, во время миграций на новые территории.

Исламизированные бакумпай даяки, которые в основном сосредоточены в речной системе, Южный Калимантан. (фотография сделана около 1920-х годов)

Следующая важная и третья категория после подавления хедхантинга связана с ритуалами, связанными со смертью, среди которых самый большой праздник - Фестиваль души (), посвященный душам умерших, особенно знаменитым и смельчаки, которых приглашают в гости к Себаяну (Хедесу), чтобы пировать и одарить живыми родственниками всевозможными полезными чарами. Его потомки могут почитать раджа берани (храброго царя) до трех раз через Гавай Анту. Другие церемонии погребения - это beserara bungai (отделение цветов), проводимое через три дня после погребения, ngetas ulit (завершение траура), berantu (Gawai Antu) или gawai ngelumbong (праздник захоронения).

Четвертая категория в термине Сложность и важность - это связанные с удачей фестивали, которые состоят из (Фестиваль после взрыва) после перехода в новый длинный дом, (Фестиваль удачи) с тремя восходящими ступенями для поиска и достижения удач и (Jar Festival) для приветствия недавно приобретенных банок.

Пятая категория состоит из фестивалей, связанных со здоровьем, на которых Менджая или Ини Андан просят исцелить от болезни, например, в (Фестивале болезни), проводится после того, как другие более мелкие попытки вылечить больных, такие как бегама (прикосновение), белиан (различные ритуалы мананга), (просить Келинга об исцелении с помощью магической силы) и (просить об исцелении Сенгаланг Буронг) в порядке возрастания. Мананг освящается посредством официальной церемонии, называемой Гавай Бабангун (Фестиваль освящения Мананга). У Убанских даяков есть различные виды пелианов (ритуальных церемоний исцеления), которые должны проводиться в соответствии с типами болезней, определенными им через его стеклянный камень, чтобы увидеть местонахождение души больного человека. Кроме того, Сенгаланг Буронг может использовать Гавай Бурунг для исцеления некоторых трудноизлечимых болезней с помощью магической силы, особенно в наши дни, когда охота за головами прекратилась. К другим ритуальным заботам о себе, церемония добавления волос, ниманг сукат (церемония судьбы оны) и ниманг булох аю (церемония бамбука жизни).

Шестая категория праздников относится к деторождению. Гавай Лелаби (Фестиваль речных черепах) проводится для того, чтобы молиться божеству создания по имени Селампадани, чтобы объявить о готовности дочерей к браку и найти подходящего жениха. Именно здесь мужчины с трофейными черепами становятся главными претендентами. Свадебная церемония называется Мелах Пинанг (Раскол ореха Ареки). Бог созидания Селампандайан здесь для плодородия дочерей, чтобы иметь много детей. Существует ряд ритуальных обрядов от рождения до отрочества детей.

Племя Даяк во время церемонии Эрау в Тенггаронге, Голландское Борнео

Последняя и седьмая категория - Гавай Нгар (Фестиваль крашения хлопка), который проводится женщинами, которые занимаются ткачеством пуа-кумбу для обычного использования. и ритуальные цели. Ритуальные ткани, сотканные ибанскими женщинами, использовались на Празднике птиц, а в прошлом использовались для получения трофейных голов. Ритуальный текстиль имеет особые мотивы энкерамба (антропоморфные), которые выделяют себя иги баланг (трофейная голова), тян раняй (священный столб), культурный героев Панггау и Гелонга, божеств и анту гераси (фигура демона).

За последние два столетия некоторые даяки обратились вство, отказались от христианских культурных обрядов и обычаев предков. Бог и божество были обозначены как мифология, и обращенным даякам-христианам не разрешается поклоняться Богу и божеству этого даяка, что косвенно заставляет даяковцев забыть свою изначальную религию и ритуалы. Христианство было введено европейскими миссионерами на Борнео. Религиозные различия между мусульманами и христианами, уроженцами Борнео, в разное время приводили к межобщинной напряженности. Однако отношения между всеми религиозными группами в целом хорошие.

Многие христианские даяки изменили свое имя на европейское, но некоторые меньшинства все еще сохраняют свои имена предков. «Гавай Анту», некоторые из них отказываются от христианских праздников, таких как «Майринг» или празднование «Гавай Анту». Однако некоторые думают, что нет необходимости отказываться от своих племенных верований, чтобы их новыми религиями изменились, которые привели к утрате их идентичности и культуры. Им требуется только соответствующая модернизация своего образа жизни, чтобы соответствовать развитию и прогрессу современности.

Несмотря на разрушение языческих религий в Европе, большинство людей, которые пытаются сохранить Религия даяков - это местные жители и горионеры. Например, преподобный Уильям Хауэлл опубликовал множество статей на языке, знаниях и культуре ибана в период с 1909 по 1910 год в «Саравак Газетт». Позже эти статьи были собраны в книгу под названием «Морские даяки и другие расы Саравака» в 1963 году.

Бидаю или Клемантан празднует Гавай Пади (Фестиваль Пэдди) или Гавай Адат Наик Динго (Фестиваль Падди Падди).

Общество и обычаи
Даякские охотники за головами Женщины-даяки (Ибан) из Реджанга, Саравак, носят корсеты из ротанга, украшенные латунными кольцами и филигранными украшениями. Семья дополняет корсетное платье по мере того, как девочка стареет и на основе богатство ее семьи. Один из основных танцев даяк, исполнявшийся на церемонии в 2007 году. Длинный дом даяк, известный как Рума Бетанг в Индонезии или Рума Панджанг в Малайзии, традиционное жилище многих племен даяков. Оригинальная акварель, написанная автором Карл Шванер, 1853. Фестиваль даяков в традиционном длинном доме, 1846, голландское Борнео.

Родство в обществе даяков прослеживается в обеих линиях генеалогии (тусут). В обществе даяк ибанов, мужчины и женщины обладают равными правами в статусе и собственности ip, политическая должность строго была занятием традиционного патриарха Ибана. В каждом длинном доме есть совет старейшин.

В целом, лидерство даяков в любом регионе обозначено титулами, например, Penghulu передал бы власть от имени сети Tuai Rumah и так далее Pemancha, Pengarah - Temenggung в порядке возрастания в то время как Панглима или Оранг Кая (Рекая) - титулы, данные малайцами некоторыми даякам.

У отдельных групповых групп есть свои социальные и иерархические системы, внутри, и они сильно различаются от ибанов до нгаджусов и от бенуаков до каянов.

В Сараваке Теменггонг был первым верховным вождем даяков в Сараваке, за ним последовал Тун Теменггонг Джуга Анак Бариенг, который был одним из основных участников создания Малайзии между Малайей, Сингапур, Сабах и Саравак, а позже был изгнан Сингапур. Он был назван «мостом между Малайей и Восточной Малайзией». Последнего других ласково называли «Апай», что означает «отец». Он не получил ни западного, ни формального образования.

Наиболее характерной чертой социальной организации даяков является практика проживания в Лонгхаус. Это сооружение, поддерживаемое столбами из твердой древесины, длина которой может достигать сотен метров, покрытое защитным ограждением берега реки. С одной стороны - длинная общая платформа, с которой можно попасть в домохозяйства.

Ибаны Капуа и Саравак организовали свои поселения в длинных домах в ответ на свои миграционные паттерны. Длинные дома Ибана различаются по размеру: от чуть более 100 метров в длину до крупных поселений более 500 метров в длину. В длинных домах есть дверь и квартира для каждой семьи, живущей в длинном доме. Например, длинный дом из 200 дверей эквивалентен поселению из 200 семей.

Туай румах (вождь длинного дома) может помогать туай буронг (вождь птиц), туай умай (вождь земледелия) и мананг (шаман). В каждом длинном доме будет комитет по безопасности и развитию, специальный комитет будет формироваться по мере необходимости, например, во время фестивалей, таких как Гавай Даяк.

Даяки - миролюбивые люди, живущие по обычным правилам или адатасалам, которые регулируют каждый из их основных видов деятельности. Адатом управляет туай-румах при помощи Совета Безопасности в длинном доме, так что любой спор может быть урегулирован мирным путем между самими обитателями посредством берандау (обсуждения). Если не удастся достичь урегулирования на уровне раздела главы, то спор перейдет к более высокопоставленному руководителю региона или уровню пенгулу (главы) в нашем времени и так далее.

Среди основных разделов обычного адата Ибан Даяков может включать следующие:

  • Адат берума (Правило строительства дома)
  • Адат мелах пинанг, бутанг нгау сарак (Брак, прелюбодеяние и разводное правило)
  • Адат беранак (Правило деторождения и воспитания)
  • Адат бумай и бегуна танах (Правило сельскохозяйственного и землепользования)
  • Адат нгайау (правило охоты за головами) и адаптировать нгинту анти-пала ( Сохранение головного черепа)
  • Адат нгасу, б США, нгембуах и напанг (правило охоты, рыбалки, сбор фруктов и меда)
  • Адат тебалу, нгетас улит нгау бесерарак бунгай (вдова / вдовец, траур и правило главный душ)
  • Адат бегаваи (правило праздника)
  • Адат идуп ди румах панджай (Порядок жизни в правиле длинного дома)
  • Адат бетенун, лама, kajat ngau taboh (Ткачество, прошлое, правила танцев и музыки)
  • Адат бебуронг, bemimpi ngau becenaga ati babi (Птичьи и животные приметы, сон и правило св) иной печени)
  • Адат белеланг (Правило Путешествие)

Жизнь даяков c Ежегодно осуществляется мероприятие по посадке риса. Ибан Даяк имеет собственный годовой календарь с 12 последовательными месяцами, что на один месяц позже римского календаря. Месяцы названы в соответствии с деятельностью по выращиванию риса и деятельностью между ними. Помимо рисового риса на ферме выращивают такие овощи, как энсаби, тыква, круглый баклажан, огурец, кукуруза, лингкау и другие пищевые продукты, такие как тапиока, сахарный тростник, сладкий картофель, и, наконец, после того, как рисовый сыр был собран, высаживают хлопок, что занимает около двух месяцев на завершение цикла. Хлопок используется для ткачества до продажи товарного хлопка.

Свежие земли, очищенные каждую семью даяков, будут принадлежать этой семье, и община длинных домов также может использовать землю с разрешением семьи-владельца. Обычно в одной речной системе специальный участок земли зарезервирован для использования самим сообществом для использования естественных запасов древесины, ротанга и других дикорастущих растений, которые необходимы для строительства домов, лодок, гробов и других жизненных целей, а также оставить жизненное пространство для диких животных, которые являются мясо мяса.

Помимо сельского хозяйства, даяки сажают фруктовые деревья, такие как кепаянг, дабай, рамбутан, лангсат, дуриан, ису, некак и мангостин. возле их длинных домов или на их земельных участках, чтобы отметить их право собственности на землю. Они также выращивают растения, которые производят красители для окраски их хлопковых ступеней, если они взяты из дикого леса. Основную рыбалку с использованием корня тубы обычно может проводить весь дом. Любое полученное дикое мясо будет распределяться в соответствии с определенным обычным законом, который определяет, что ловец дичи будет иметь голову или рог и несколько частей дичи, в то время как другие получат поровну разделенную часть каждую. Это правило дает каждой семье возможность получать мясо, которое является источником белка.

Охота за головами была важной частью культуры даяков, особенно для ибанов и кений. Происхождение охоты за головами в Ибан Даяк можно проследить до истории вождя по имени Серапох, которого духил достать свежую голову, чтобы открыть траурную банку, но, к сожалению, он убил мальчика Канту, которого он получил, обменяв банку на эту цель Канту нанесли ответный удар и, таким образом, начали практику хедхантинга. Раньше существовала традиция возмездия за старые хедхантеры, что сохранило эту практику. Внешнее вмешательство со стороны правления брукских раджей в Сараваке через «бебанчак баби» (миротворчество) в Капите и голландцев на Калимантан-Борнео через миротворчество в Тумбанг Анои урезало и ограничило эту традицию.

Помимо массовых набегов, практика охоты за головами ограничивалась индивидуальными ответными атаками или результатом случайных встреч. Ранние отчеты правительства Брука описывают Даяка Ибана и Кению Военные группы с захваченными головами методами. В разное время до и после прихода Раджа во время правления Брука в Сараваке происходили массовые скоординированные набеги во внутренних районах и по всему прибрежному Борнео.

Путешествие ибанцев по прибрежным регионам на большой лодке под названием «бандонг» с парусами, сделанными из листьев или тканей, возможно, произошло появление термина «морской даяк», хотя на протяжении 19 века правительство Саравака совершало набеги и независимые экспедиции, по-видимому, проводились до Брунея, Минданао, восточного побережья Малайи, Джавы и Селебеса.

Петушиные бои - любимое развлечение морских даяков, или ибанов

тандемных дипломатических отношений между правительством Саравака (Брук Раджа) и Британии (Индийская компания и Королевский флот ) действовал как опора и сдерживание территориальных амбиций первого против голландской администрации в регионах Калимантана и клиентских султанатов.

В индонезийском регионе топлес был нормой среди людей даяков, яванцев и Балийцы из Индонезии до введения ислама и контактов с западными культурами. В яванском и балийском обществех женщины комфортно работали или отдыхали топлес. Среди даяков только женщины с большой грудью или замужние женщины с обвисшей грудью закрывают свои груди, потому что они мешают их работе. Когда стали доступны марик эмпанг (верхняя накидка на плечи) и более поздние рубашки, от топлесс отказались.

Металлообработка тщательная обработка для изготовления мандау (мачете - паранг на малайском и индонезийском). Лезвие сделано из более мягкого железа, чтобы предотвратить поломку, с узкой полосой более твердого железа, вклиниваемой в паз на режущей кромке для обеспечения остроты в процессе, называемым нгамбо (кузнечное дело).

В охоте за головами нужно было уметь быстро вытащить паранг. Для этого мандау довольно короткая, что также лучше подходит для вырубки троп в густом лесу. Он помещен в кобуру с режущей кромкой вверх, а с этой стороны на ручке есть выступ вверх, поэтому его можно очень быстро потянуть одной стороной руки, не дотягиваясь до ручки и не хватаясь сначала за нее. Затем рука может ухватиться за ручку во время ее рисования. Комбинация этих трех факторов (короткость, режущий край вверх и выступ) очень быстрое рисование.

Церемониальные мандау, используемые для танцев, так же красиво украшены перьями, как и костюмы. Существуют различные термины для описания различных типов клинков Dayak. Ньябор - традиционный ибан-скимитар, Паранг-Иланг - общий для Каянов и Кения кузнецов, педанг - это меч с металлической ручкой, а Дуку - многоцелевая ферма. инструмент и мачете.

Обычно к мечу прилагается деревянный щит, называемый терабай, который украшен лицом демона, чтобы отпугнуть врага. Другое оружие - сангко (копье) и сампит (трубка) со смертельным ядом на кончике ладжи. Чтобы защитить верхнюю часть тела во время боя, гагонг (доспех), сделанный из твердой кожи животных, например леопарда, надевается на плечи через отверстие, сделанное для входа в голову.

Даяки обычно строят свои длинные дома на высокие стойки на возвышенности для защиты. Они также могут строить кута (ограждение) и кубау (форт), где это необходимо для защиты от вражеских атак. Даяки также обладает некоторым оружием из латуни и чугуна, такими как медные пушки (бедил) и чугунные пушки мериам. Кроме того, даяки имеют опыт установки ловушек для животных (пети), которые также можно использовать для атаки на врага. Ловкость и выносливость даяков в джунглях дают им преимущества. Однако, в конце концов, были разбиты пистолетами и разобщены между собой против колонизаторов.

Даяки несут своих младенцев в корзинах или переносках, подобных этой. Мотивы на вышитом бисером панно и дополнительные украшения, такие как ракушки, когти и т. Д., Предназначены для защиты ребенка. Любезно предоставлено Wovensouls Collection, Сингапур

Что наиболее важно, будут искать божественную помощь, чтобы предоставить им защиту в виде добрых снов или проклятий духов, таких как пенгарох (обычно ядовитый), empelias (отклоняющееся оружие) и engkerabun (скрытые) от нормальных человеческих глаз), приметы животных, птичьи приметы, хорошее гадание в печени свиньи или преднамеренный поиск сверхъестественных сил с помощью нампока, бетапа или менентут илму (изучение знаний), особенно кебал (защита от оружия). В дни охоты за головами тех, кто идет на фермы, будут защищать сами воины, и большое сельское хозяйство также осуществляется через биржу труда, называемую бедурок (большое количество людей, работающих вместе), до завершения сельскохозяйственной деятельности. Калингай или пантанг (татуировка) делают тела для защиты от опасностей и других значимых целей, таких как путешествия в край места.

Традиционная мужская одежда ибан-даяка состоит из сирата (набедренной повязки), прикрепленного к небольшому коврику для сидящего, леланджанг (головной убор с разноцветными птичьими перьями) или тюрбан (кусок ткани, обернутый вокруг головы), марик (цепь) на шее, энгкеримок (кольцо на бедре) и симпай (кольцо на плечах). Традиционная женская одежда Ибан Даяк состоит из короткого «каин тенун бетатинг» (тканая ткань, прикрепленная с монетами и колокольчиками на нижнем конце), корсет с кольцом из ротанга или латуни, селампай (длинный шарф) или марик эмпанг (верхнее покрытие из бисера), сугу тингги (высокий гребень из серебра), симпай (браслеты на плечах), тумпа (браслеты на нижних руках) и буах паух (фрукты в руке).

Даяки, особенно ибанцы, очень ценят и дорожат ценность пуа кумбу (тканая или связанная ткань), сделанная женщинами, в то время как керамические кувшины, которые они называют таджау, добываются мужчинами. Пуа кумбу имеет различные мотивы, некоторые из которых считаются священными. Таджау имеет различные типы с соответствующими денежными значениями. Баночка - знак удачи и богатства. Его также можно использовать для оплаты штрафов, если какой-то адат сломан, вместо денег, которые трудно было иметь в старые времена. Помимо того, что кувшин используется для хранения риса или воды, он также используется в ритуальных церемониях или фестивалях и дается как байя (припасы) мертвым.

Адат тебалу (плата за вдову или вдовец) для умерших женщин за Ибан Даяк будет получать зарплату в соответствии с ее социальным положением и навыками ткачества, а мужчинам - в соответствии с его достижениями в жизни.

Даяки привыкли жить в джунглях и труднопроходимой местности, а также знают, что растения и животные очень хороши. при следовании по тропам животных во время охоты и, конечно, отслеживанию людей или врагов, поэтому некоторые даяки стали очень хорошими следопытами в джунглях в армии, например некоторые ибаны даяки были задействованы в качестве следопытов во время антиконфронтации Индонезии против образования Федерации Малайзии и антикоммунизма в самой Малайзии. Несомненно, эти навыки выживания приобретаются во время занятий в джунглях, которые затем использовались для охоты за головами в старые времена.

Военные

Военный отряд даяков на проа и каноэ сражался с Мюрреем Максвеллом после крушения HMS Alceste в 1817 году у пролива Гаспар.

Первое прямое столкновение Ибана Даяка с Бруком и его людьми произошло в 1843 году, во время нападения войск Брука на область Батанг Сарибас, то есть Паде, Паку и Римбаса соответственно. Финалом этой битвы стала конференция в Нагна-Себуло по подписанию мирного Сарибского договора о прекращении пиратства и охоты за головами, но туземцы отказались подписать его, что сделало договор спорным.

В 1844 году войска Брука атаковали Батанг Лупар., Батанг Ундоп и Батанг Скранг, чтобы победить малайские шарифы и даяки, живущие в этих регионах. Малайские шарифы были легко побеждены при Патусине в Батанг-Лупаре без серьезных боев, несмотря на их знаменитую репутацию и власть над местными жителями. Однако во время битвы при Батанг-Ундоп, один из офицеров Брука и британского флота, то есть мистер Чарльз Уэйд, был убит в бою в битве при Улу-Ундоп, преследуя малайских шерифов вверх по реке. Впоследствии малайские силы Брука во главе с Дату Патингги Али и г-ном Стюардом были полностью разбиты силами Скранг Ибан в битве при Керанган Перис в районе Батанг Скранг.

В 1849 году в битве при Бетинг Мару, конвой даяковских лодок, возвращавшихся из стоянки на реке Раджан, заметил военного человека Брука, Немезиду. Затем они приземлились на песчаной косе Бетинг Мару и отступили в свои деревни, при этом две лодки даяков действовали как отвлекающий маневр, плывя к Немезиде и вступая в бой с ней, причем двум лодкам удалось благополучно отступить после обмена несколькими выстрелами. На следующий день даяки устроили засаду на преследователей Брука, убив двоих из его свиты ибана, прежде чем отступить.

Лаянг, зять Либавы «Рентап », был известен как первый Ибан, убивший белого человека в лице г-на Алана Ли «Ти Мати Руги» (Напрасно погибший) в битве при Линтанг Батанг в 1853 году над фортом Скранг, построенным Бруком в 1850 году. Правительству Брука пришлось запустить три последовательные карательные экспедиции против Либава Рентапа с целью завоевания его крепости, известной как гора Садок. Всего правительство Брука провело 52 карательные экспедиции против Ибана, в том числе одну против Каяна.

Ибан атаковал японские войска, дислоцированные в форте Капит в конце Второй мировой войны в 1945 году. Рейнджеры Саравака которые в основном состояли из даяков, участвовали в антикоммунистическом повстанческом движении во время чрезвычайной ситуации в Малайе с 1948 по 1960 год. Рейнджеры Саравака были посланы британцами для участия в боевых действиях во время восстания в Брунее в 1962 году. против образования Федерации Малайзии вдоль границы с Калимантаном в 1963 году.

Двое высоко награжденных солдат Ибан Даяк из Саравака в Малайзии: Теменгунг Датук Кананг анак Лангкау и сержант Нгалигу (оба награждены Сери Пахлаван Гагах Перкаса) и Аванг анак Равенг из Скранга (награжден Георгиевским крестом ). Пока только один даяк достиг звания генерала малазийской армии: бригадный генерал малайзийской армии, получивший повышение 1 ноября 2010 года.

Самый титулованный герой войны Малайзии - Кананг анак Лангкау. его военной службе, помогающей освободить Малайю (а затем и Малайзию) от коммунистов. Самый молодой из обладателей PGB - ASP Уилфред Гомес из полиции.

Было шесть обладателей Sri Pahlawan (SP) Gagah Perkasa (Награда за доблесть) из Саравака, а после смерти Кананга Анака Лангкау, есть один держатель ИП в лице сержанта. Нгалинух.

Даякские солдаты или следопыты считаются по храбрости эквивалентом Королевских шотландцев или гуркхов солдат. Рейнджеры Саравака были поглощены британской армией как Дальневосточные сухопутные войска, которые могли быть развернуты в любой точке мира, но после образования Малайзии они стали малазийскими рейнджерами.

Находясь в Индонезии, Тджилик Ривута запомнили тем, что он руководил первой воздушно-десантной операцией Национальными вооруженными силами Индонезии 17 октября 1947 года. Команда была известна как MN 1001, а 17 октября ежегодно отмечалось как особый день для ВВС Индонезии Пасхас, происхождение которого восходит к той пионерской парашютно-десантной операции на Борнео.

Политика

Калимантан

Организованное даяк политическое представительство в индонезийском государстве впервые появилось во время голландской администрации в форме партии единства даяков (Parti Persatuan Dayak) в 1930-х и 1940-х годах. Феодальные султанаты Кутая, Банджара и Понтианака занимали видное место до подъема голландского колониального правления. Помимо политических обстоятельств, даяки на индонезийской стороне активно организовывались в различные ассоциации, начиная с (Сарекат Даяк), созданного в 1919 году в Банджармасине, до 1940-х годов, что служит ранним пан-даякизмом в Индонезии. и по сей день, когда даяки занимают ключевые посты в правительстве.

Жестокая резня малайских султанов, местных правителей, интеллектуалов и политиков, совершенная японской императорской армией во время инцидентов в Понтианаке 1943–1944 годов на Западе Борнео (современная провинция Западный Калимантан) создал социальную возможность для народа даяков в политической и административной системе Западного Калимантана во время эры Ордена ламы в режиме Сукарно, как поколение преимущественно малайских администраторов на Западном Борнео было потеряно во время геноцида, совершенного японцами. Правящая элита даяков в основном осталась нетронутой из-за того, что они в то время находились в основном во внутренних районах, и из-за того, что японцы не были заинтересованы в этом, что давало лидерам даяков преимущество, чтобы занять административную и политическую должность после индонезийского независимость.

На выборах в Учредительное собрание Индонезии в 1955 году Партия единства даяков смогла получить:

  • 146 054 голоса (0,4% голосов по всей стране)
  • 33,1% голосов в Западном Калимантане (став второй по величине политической партией после Масджуми )
  • 1,5% голосов в Центральном Калимантане (партии удалось получить 6,9% голосов в провинции с преобладанием даяков)

Позднее партия была распущена по приказу тогдашнего президента Сукарно, запретивший э тническую часть у. Затем члены партии продолжили свою карьеру в других партиях. Оэваанг Орей присоединился к индонезийской партии (Партия Индонезии) и некоторые другие присоединились к католической партии (Партей Католик).

Среди самых известных индонезийских политиков-даяков Тжилик Ривут, член Центрального индонезийского национального комитета, он был удостоен звания национального героя Индонезии (Гелар Пахлаван Насиональ Индонезия) в 1998 году за большой вклад во время индонезийской национальной революции. Он служил губернатором Центрального Калимантана в период с 1958 по 1967 год. В то время как в 1960 году Оэваанг Орей был назначен третьим губернатором Западного Калимантана, став губернатором по происхождению даяков в провинции. Он занимал эту должность до 1966 года. Он также известен как один из отцов-основателей Партии единства Даяков в 1945 году и активно помогал Брунейскому восстанию в 1962 году в разгар Конфронтация Индонезии и Малайзии.

Под властью Индонезии Калимантан теперь разделен на пять автономных провинций: Север, Запад, Восток, Юг и Центр Калимантан. В рамках индонезийской программы переселения , инициированной голландской провинции в 1905 году, поселенцам из густонаселенных Явы и Мадура было предложено селиться в индонезийской провинции Борнео. Крупномасштабные проекты переселения продолжались после обретения Индонезией вызывая социальную напряженность. В 2001 году индонезийское правительство прекратило переселение яванского поселения на индонезийское Борнео.

Во время убийств 1965–66 даяки убили до 5000 китайцев и вынудили выживших переселиться. бегут на берег и в лагеря. От голода погибли тысячи китайских детей младше восьми лет. Китайцы отказались сопротивляться, так как считали себя «гостями на чужой земле» исключительно с целью торговли. 75 000 выживших китайцев были перемещены в лагеря, где они содержались в прибрежных городах. Лидеры даяков были отменены в очищении всей территории от этнических китайцев. В Понтианаке оказались в затруднительном положении 25 000 китайцев, живущих в грязных, отвратительных условиях. Пришлось принимать грязевые ванны. Эти массовые убийства считаются «темной главой в новейшей истории даяков».

С 1996 по 2003 год на индонезийских мадурских поселенцев были совершены жестокие нападения, включая казни общин мадурских переселенцев. Насилие включало беспорядки 1999 в Самбасе и конфликт в Сампите в 2001 году, в ходе которых за этот год было убито более 500 человек. Порядок был восстановлен индонезийскими военными.

Сараваком

политическим представителем даяков в Сараваке по сравнению с их организованными собратьями на индонезийской стороне Борнео, отчасти из-за личной вотчина, которая была владением Брук-Раджа, и, возможно, по схеме их исторических миграций из индонезийской части в тогда еще нетронутую Бассейн Раджанг. Воссозданный в колонию Британской короны после окончания японской оккупации во Второй мировой войне, Саравак получил независимость от британцев 22 июля 1963 года вместе с Сабах (Северное Борнео ) 31 августа 1963 года и присоединится к Федерации Малайи и Сингапур, чтобы сформировать Федерацию Малайзии 16 сентября 1963 года, будучи равноправными участниками. в «браке» в соответствии с 18 и соглашениями из 20 пунктов и Малайзийским соглашением 1963 года.

Даяк политическая активность в Сараваке его корни в Национальной партии Саравака (SNAP) и Парти Песака Анак Саравак (PESAKA) во время строительства после обретения независимости в 1960-х годах. Консидироваться внутри государства. одной политической партии. партия. Похоже, что эта политическая разобщенность вызвана фактом межэтнических и внутриэтнических войн между различными этническими группами в прошлой истории, которые привели к политическому соперничеству при потере всей даяков. Даякам необходимо забыть свое прошлое, сплотиться, чтобы объединиться под одной зонтичной партией и поставить интересы даяков выше всех личных интересов.

Первым главный министром Саравака был Датук Стивен Калонг Нингкан, который был снят с должности главного министра в 1966 году после поправного разбирательства и внесения в как конституция штата Саравак, так и федеральная конституция Малайзии из-за некоторых разногласий с Малайей в отношении Соглашения из 18 пунктов как условий образования Малайзии. Датук Пенгхулу Тави Сли был назначен вторым главным министром Саравака, который обогревал сиденья, а его заменил Туанку Абдул Рахман Якуб (мусульманин-меланау) в качестве третьего главного министра Саравака в 1970 году, которого, в свою очередь, сменил Абдул Тайб Махмуд (мусульманин-меланау) в 1981 году на посту четвертого главного министра Саравака. После того, как Тайб Махмуд ушел в отставку 28 февраля 2014 года, чтобы стать следующим губернатором Саравака, он назначил своего шурина, Аденана Сатема, следующим главным министромом Саравака, которого, в свою очередь, сменил Абанг Джохари Опенг в 2017 году.

Волна даякизма, которая является даякским национализмом, проявляется как минимум трижды среди даяков в Сараваке, когда они находятся на оппозиционной стороне политики:

  • Саравакский альянс создан из советов SNAP и PESAKA сумели победить на выборах в местных Саравака в 1963 году над пактом оппозиции SUPP и PANAS, сделав Стивена Калонга Нингкана первым министром Саравака и подписав Малайзийское соглашение в Лондоне в 1963 году.
  • SNAP получила 18 мест (с 42,70% голосов избирателей) из 48 мест на выборах штата Саравак, 1974, а остальные 30 мест получил Саравакский национальный фронт. Это привело к движению оппозиции в парламенте Малайзии, т.е. Датук Шри Эдмунд Ланггу стал ведущим членом парламента Ибана от SNAP, президент SNAP Джеймс Вонг был задержан в соответствии с Законом о внутренней безопасности (ISA).
  • PBDS (Parti Bansa Dayak Sarawak ), отколовшаяся от SNAP на выборах в штат Саравак в 1987 году получила 15 мест, в то время как ее партнер Permas получил только 5 мест. В целом Национальный фронт Саравака выиграл 28 округов с PBB 14; SUPP 11 и SNAP 3. В обоих случаях SNAP и PBDS (в настоящее время обе стороны не действуют) присоединились к Малазийскому национальному фронту в качестве правящей коалиции.

Народ даяков все еще пытается объединиться под одной политической силой, возможно, из-за самообогащение присоединения к политике, различного речного географического происхождения и прошлых внутриплеменных и межплеменных войн между собой. Однако сами даяки не осознают эту слабость в своей политической стратегии. Полное описание политики даяков изучено Джаваном Джаюмом в его докторской диссертации.

Известные даяки
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бенедикт Сандин (1967). Морские даяки Борнео до правления белого раджи. Макмиллан.
  • Дерек Фриман (1955). Ибанское сельское хозяйство: отчет о сменном возделывании горного риса ибаном из Саравака. H.M. Канцелярия.
  • Дерек Фриман (1970). Репортаж по Ибану. Bloomsbury Academic.
  • Эрик Хансен (1988). Незнакомец в лесу: Пешком через Борнео. Винтажные книги. ISBN 9780375724954.
  • Ханс Шерер (2013). Религия нгаджу: представление Боге среди жителей Южного Борнео. Springer Science Business Media. ISBN 9789401193467.
  • Жан Ив Домален (1973). Панджамон: Я был охотником за головами. Уильям Морроу. ISBN 9780688000288.
  • Джудит М. Хейманн (2009). Летчики и охотники за головами: правдивая история о потерянных солдат, героических соплеменниках и невероятном спасении Второй мировой войны. Houghton Mifflin Harcourt. ISBN 9780547416069.
  • Норма Р. Янгберг (2000). Золото Королевы. УЧИТЬ услуги. ISBN 9781572581555.
  • Питер Гуллар (1965). Река Белой Лилии: Жизнь в Сараваке. Джон Мюррей. ISBN 0-7195-0542-9.
  • Раймонд Корби (2016). О кувшинах и гонгах: два ключа к космологии от Данум Даяк. С. Звартенкот Художественные книги. ISBN 9789054500162.
  • Ст. Джон, сэр Спенсер (1879). Жизнь сэра Джеймса Брука: раджа Саравака: из его личных бумаг и переписки. Эдинбург и Лондон.
  • Сямсуддин Харис (2005). Desentralisasi дан otonomi daerah: desentralisasi, demokratisasi akuntabilitas pemerintahan daerah. Яясан Обор Индонезия. ISBN 9789799801418.
  • Виктор Т. Кинг (1978). Очерки общества Борнео. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780197134344.
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с народом даяков.
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:14:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте