Ибанский народ

редактировать

Ибанский народ . Морской Даяк / Хебан
КОЛЛЕКЦИЯ ТРОПЕНМУЗЕЙ Portret van Iban Dajaks waarvan человек в krijgskleding in de garnizoensplaats Long Nawan TMnr 60034030.jpg Традиционная семья Ибан, ок. 1920 - 1940 гг.
Общая численность населения
приблизительно 1,052,400
Регионы со численностью населения
Борнео :
Малайзия (Саравак и небольшая диаспора в Сабах, Лабуан и полуостров Малайзия )745400
Индонезия. Западный Калимантан 287000
Бруней 20000
Языки
Ибан, индонез / малайзийский ; в первую очередь саравакский малайский диалект малазийского языка
Религия
христианство (особенно методизм, англиканство ), анимизм, ислам
Родственные этнические группы
Канту, Муаланг, Семберуанг, Бугау и Себару

Ибаны или Морские Даяки являются ветвью Даяков народов Борнео, в Юго-Восточной Азии Большинство ибанцев проживает в малайзийском штат Саравак. то термин «Ибан» изначально был экзоним, использовались каянами, когда они впервые вступили с ними в контакт - называли морских даяков в верхнем районе реки Раджанг как "хиван" ".

Согласно мифам и легендам, исторически ибанцы жили в районе устья реки Капуас. Они медленно продвигались вверх по течению из-за племенного безразличия. Некоторым из этих племен удается обосноваться в бассейне реки Шри Аман. Во время британской колонизации Саравака эти племена продвинулись дальше вглубь страны, в Саравак и вступили в конфликт со многими местными племенами.

Ибанцы были известны тем, что практиковали хедхантинг. территориальная миграция, имеющая устрашающую репутацию сильного и успешного воюющего племени. Многие другие племенные обычаи и практики, а также ибанский язык продолжают процветать. Население ибанов сосредоточено в Сараваке, Брунее и в индонезийской провинции Западный Калимантан. Они традиционно живут в длинных домах, называемых румах панджай или бетанг (ствол) в Западном Калимантане.

Содержание

  • 1 Ибанские региональные группы даяков
  • 2 Язык и устная литература
  • 3 Ибанские ритуальные фестивали и обряды
  • 4 Культура и обычаи
    • 4.1 Религия и верования
    • 4.2 Кухня
    • 4.3 Музыка
    • 4.4 Ремесла
    • 4.5 Длинный дом
    • 4.6 Владение землей
    • 4.7 Пиратство
  • 5 Сельское хозяйство и экономика
  • 6 Военные
  • 7 В культуре
  • 8 Известные люди
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

Ибанский Даяк региональная группа

мужчин ибанов в традиционной одежде, с копьями, иланг и клебит бок.

Хотя ибанцы обычно говорят на разных диалектах, которые взаимно понятны, их можно разделить на разные ветви, которые называются после географических, где они проживают.

  • Большинство ибанцев, проживающих в районе Лунду и Самарахан, называются.
  • Ибанами, поселившимися в Серианском районе (такие места, как Кампунг Лебор, Кампунг Танах Маванг и другие) называются Ремунс. Возможно, они были самой ранней группой ибанов, мигрировавшей в Саравак.
  • Ибанцы, происходящие из области Шри-Амана, называются.
  • Ибанцы, которые происходят из Бетонга, Сараток и части Сарикея называются Сарибас.
  • Первоначальный ибан, Лубок Анту Ибан, антропологи классифицируют как Улу Ай / батанг а ибаны.
  • Ибаны из Undup называются Undup Ibans. Их диалект представляет собой нечто среднее между диалектами Улу Ай и Балау.
  • Ибанцев, живущих в областях от Сарикея до Мири, называют раджангскими ибанами. Эта группа также известна как Билак Седик Ибан. Они составляют большинство ибанцев. Их можно найти вдоль: Река Раджанг, Сибу, Капит, Белага, Кановит, Сонг, Сарикей, Бинтангор, Бинтулу и Мири. Их диалект в чем-то похож на диалект Улу Ай или Лубок Анту.

В Западном Калимантане (Индонезия ) ибанские люди еще более разнообразны. Канту, Эйр Табун, Семберуанг, Себару, Бугау, Муаланг и многие другие группы классифицируются антропологами как ибанские народы. Они могут быть связаны с ибаном по диалектным культурным обычным или ритуалам.

Язык и устная литература

Файл: WIKITONGUES - Седанг говорит на Iban.webm Воспроизвести носитель Ибанский язык, записанный в Малайзии для Викитонгов.

Ибанский язык (jaku Ибан) говорят на ибане, ответвлении этнической группы даяк, ранее известного как «морской даяк». Они живут в малайзийском штат Саравак, индонезийской провинции Западный Калимантан и в Брунее. Этот язык принадлежит к малайским языкам, которые являются малайско-полинезийской ветвью австронезийской языковой семьей. Ибанский язык также связан с малайским и более тесно связан с саравакским малайским. Считается, что родина малайских языков находится на западе Борнео, где сохранились ибанские языки. Малайская ветвь представляет собой вторичное расселение, вероятно, из центральной Суматры, но, возможно, также из Борнео.

Ибанский язык включен в экзамены в малазийских государственных школах для формы 3 и формы 5 студентов. Студенты отмечают, что вопросы на этих экзаменах могут быть непростыми, поскольку они в основном охватывают классический язык ибан, а студенты более свободно говорят на современном языке. Этот язык в основном преподается в школах с учащимися ибана в городах и сельской местности.

Ибаны говорят в основном на одном языке с региональными диалектами, которые различаются по интонации. У них богатая устная литература, как Винсент Сатлив при встрече с Дереком Фриманом, профессором антропологии Австралийского национального университета, который заявлен: «Дерек Фриман сказал мне, что фольклор Ибана« вероятно, по своему объему превос литература гретуруков ». время, я считал Фримена чрезмерным. Сегодня я подозреваю, что он, возможно, был консервативен в своих оценках (Sutlive 1988: 73) ». Существует ряд устных стихов, которые Ибан читает в зависимости от случая.

Ибанские ритуальные праздники и обряды

Праздник головы ибана.

Значимые традиционные праздники, или гавай, умилостивляющие богов, могут быть сгруппированы в семь категорий в соответствии с сельским хозяйством:

  • Фестивали, связанные с земледелием, для божества сельского хозяйства, Сэмпуланг Гана
  • Фестивали, связанными с войной, в честь божества войны, Сенгаланг Боронг
  • Фестивали, связанные с удачей, посвященные божеству удачи Анда Мара
  • Фестиваль деторождения (Гавай Мелах Пинанг) божества творения, Селампандай
  • Фестиваль здоровья богов шаманизма, Менджая и Ини Андан
  • Смерть- связанный фестиваль (Гавай Анту или Нгелумбонг), включая ритуалы для приглашения мертвых душ к их окончательному отделению от живых
  • Фестиваль, вместе с ткачеством (Гавай Нгар) для покровителей ткачества

Для простоты и экономии средств, некоторые Гавай были отнесены к средней категории умилостивления, называемой гава. К ним относятся Гавай Туах в Ниманг Туах, Гавай Бених в Ниманг Бени и Гава Бейнту-инту в категорию ниманга, где ответственным видом является заклинание деятельности тиманг, выполняемое бардами. Гавай-матах можно отнести к второстепенному ритуалу, который просто называется матах. Во время которой кибонг пади обычно предшествует церемония подношения среднего размера, во время которой кибонг пади устанавливается с флажками. Сачок для рисовой сетки создается путем разделения бамбукового ствола вдоль на четыре части, концы вставляются в землю. Все семена риса хранятся в корзинах или мешках под сеткой. Затем мужчины раздают семена веренице женщин, которые помещают их в проделанные отверстия.

Ибан часто отмечает сегодня праздники, потребности из потребностей и экономии. К ним креп Сандау Ари (Обряд полудня), Гавай Калингканг (Фестиваль бамбуковых сосудов), Гавай Бату (Фестиваль точильного камня), Гавай Туах (Фестиваль удачи) и Гавай Анту (Фестиваль мертвых родственников), которые можно праздновать без тиманг джалонг (церемониальное пение) чаши), уменьшив его размер и стоимость.

Обычно все эти праздники отмечаются после сбора урожая риса в конце мая. Во время жатвы еды для пиршества предостаточно. В это время много не только риса, но и домашних птиц, свиней, кур, рыбы и мяса джунглей. Поэтому уместно называть этот праздничный сезон среди даяков праздником Гавай-даяк. Он отмечается каждый год 1 и 2 июня, в конце сезона сбора урожая, чтобы поклоняться Господу Семпуланг Гане и другим богам. В этот день ибан навещают семью и друзей и собираются, чтобы отпраздновать. Это подходящее время для новогодних решений, перемен, приключений, проектов или временного пребывания. Эти новые начинания и начинания представляют собой инициативу или действия в популярной практике, известной как «беджалай», «белеланг» или «пеги».

Культура и обычаи

Религия и верования

Религии ибанов (только Малайзия)
РелигияПроцент
Христианство 76,3%
Народная религия -Анимист 13,63%
Ислам 1,54%
Другие религии1,35%
Нет религии / Неизвестно 5,91%

На протяжении сотен лет предки Ибана исповедовали их собственную практику и языческая религиозная система. Европейские христианские колониальные захватчики миссис прибытия Джеймса Брука привели к влиянию европейцев и обращению христианство. Хотя большинство сейчас христиане ; Многие придерживаются принципов христианских, так и традиционных языческих обрядов, особенно во время браков или праздников, хотя некоторые унаследованные от предков обычаи, такие как «майринг», по-прежнему запрещены некоторыми церквями. После христиани большинства ибанцев сменили свое традиционное имя на христианское имя на иврите, за которым следует иванское имя, такое как Дэвид Дунггау, Джозеф Джеленгай, Мэри Майанг и т. Д.

Для большинства христианских ибанцев также отмечаются некоторые христианские праздники, такие как Рождество, Страстная пятница, Пасха. Некоторые ибанцы являются набожными христианами и строго следуют христианской вере. Фестиваль Даяк (Фестиваль Даяк), который является обычным праздником в природе, если только не проводится собственно гавай и, таким образом, по культуре их предков. и традиции.

, несмотря на разницу в вероисповедании, ибанцы разные верований действительно живут и друг другу независимо веры, но некоторые действительно разделили свои длинные дома из-за разной веры или даже политические принадлежности. Ибанцы верят, что нужно помогать и весело проводить время вместе. Некоторые старшие ибанцы исчезли после того, как они исчезли после того, как у молодого поколения, и перехода к более современному образу жизни. Тем не менее, большинство Ибанов приветствуют современный прогресс и развитие.

Кухня

Пансох или лулун - это блюдо из риса или другой пищи, приготовленной в цилиндрических бамбуковых секциях (руас), с разрезанным верхним концом для вставки пищи, а нижний конец остается неразрезанным, чтобы действовать как контейнер. Для изготовления контейнеров обычно выбирают бамбуковое дерево среднего возраста, потому что его стены все еще содержат воду; старые зрелые деревья бамбука суше и легче сгорают. Бамбук также придает приготовленной пище или рису знаменитый и вызывающий привыкание особый бамбуковый вкус или аромат. Клейкий рис часто готовят из бамбука для повседневной диеты или во время праздников. Считается, что в старину для еды использовались бамбуковые цилиндры, а не металлические горшки.

Касам - это консервы из мяса, рыбы или овощей. Из-за отсутствия холодильников мясо диких животных, речную рыбу или овощи консервируют, разрезая их на мелкие кусочки и смешивая с солью, прежде чем помещать в керамическую банку, а сегодня - в стеклянные. В старину керамические кувшины ценились как еда, туак или общие сосуды. Мясо, консервированное таким способом, может храниться не менее нескольких месяцев. Консервы смешивают с даун и буах кепаянг (местный лист и орех).

Семья Ибана, обслуживающая гостя туака.

Туак - это ибанское вино, традиционно сделанное из вареного клейкого риса (), смешанного с домашними дрожжами (ципинг), содержащихими травы для брожения. Он используется для обслуживания гостей, особенно в качестве приветственного напитка при входе в длинный дом. Однако это сырье используется редко, если оно не доступно в больших количествах. Туак и другие виды напитков (как алкогольные, так и безалкогольные) могут подаваться в несколько раундов во время церемонии, называемой (подача напитков) как (напиток для утоления жажды), (напиток для мытья ног), (напиток уважения) и (напиток) для прибыли).

Другой вид крепкого алкогольного напитка называется (хижина) или арак пандок (приготовленный спирт). Он содержит более высокое содержание алкоголя, потому что на самом деле он сделан из туака, который был подвергнут дистилляции на огне, чтобы выпарить спирт, охладить и собрать в емкости.

Кроме того, ибаны любят еду, куря ее на пустоши. Копчености называют салаи. Их можно есть прямо или приготовить, возможно, с овощами.

Традиционные пирожные ибана называются «пенганан», «тампи» (обжаренные во фритюре, но не затвердевшие) и «чуван» и «саранг семут» (жареные во фритюре, чтобы затвердеть и долго держаться).

Ибан будет готовить клейкий рис в бамбуковых контейнерах или завернутых в листья, называемые «даун лонг».

Во время сбора урожая риса ибаны любят делать «кемпинг пади» (что-то вроде овса).

Музыка

Ибанская музыка ориентирована на ударные. У ибанов есть музыкальное наследие, состоящее из различных типов ансамблей аг - ударных ансамблей, состоящих из больших подвешенных, подвешенных или удерживаемых, выступающих / зазубренных гонгов, которые как барабаны без каких-либо сопровождающих мелодических инструментов.. Типичный ансамбль ибан агунг будет набор энгрумунг (маленькие гонги, расположенные рядом и играющие как ксилофон ), тавак (так называемый «бас-гонг»), бебендай (который действует как малый барабан ), а также кетебунг или бэдуп (односторонний барабан / ударный инструмент).

Одним из примеров традиционной музыки ибан является табох. Существуют различные виды табох (музыки), в зависимости от цели и типов нгаджата, например алун лунай (медленный темп). В генданге можно играть в некоторых различных типах, соответствующих целей и типу каждой церемонии. Самые популярные из них называются генданг райях (размахивающий удар) и генданг пампат (размашистый удар).

Сапе изначально традиционной музыкой Оранг Улу (Каян, Кения и Келабит). В настоящее время как Ибан, так и Оранг Улу Каян, Кения и Келабит играют на инструменте, напоминающем гитару, который называется сапе. Датун Джалут и нганджак лансан - самые распространенные традиционные танцы, которые исполняются под музыку сапе. Сапе - официальный музыкальный инструмент малазийского штата Саравак. Играется так же, как рок-гитаристы играют гитарные соло, хотя и немного медленнее, но не так медленно, как блюз.

Ремесла

Ибанская резьба 19 века с изображением Птица -носорог.

Традиционная резьба (укир) включает: птица-носорог резное изображение чучела, щит терабай, энгкерамба (статуя призрака), рукоять ножа, обычно сделанное из рога оленя, ножны ножа, декоративная резьба на сам металлический клинок во время кузнечного дела нгамбо, например буто кундинг, бамбуковые печи, бамбуковые контейнеры и устрашающие маски. Другая связанная категория - это создание мотивов путем гравировки или рисования красками на деревянных досках, стенах или столбах домов. Даже традиционной гробы можно красиво декорировать резьбой и росписью укир. Ибан плетет хорошие нарукавники или икры, называемые «симпай».

Ибанцы любят делать татуировки по всему телу. Для каждой части тела есть свои мотивы. Цель татуировок - защита носителя татуировки или обозначить события в его жизни. Некоторые мотивы основаны на морских обитателях, таких как раки (рэнгуанг), креветки (унданг) и краб (кетам), в то время как другие мотивы основаны на опасных факторах, таких как кобра (тэдонг), скорпион (кала), собака-призрак (пасун). и дракон (наги).

Другие важные мотивы татуировок на теле включают предметы или события, которые стоит вспомнить и пережить или пережить столкновение во время пребывания или приключения, например, самолет, который может быть вытатуирован на груди. Некоторые ибанцы называют это искусство татуажа калингай или укир. Чтобы обозначить, что человек убил врага (удах беденгах), он имеет право сделать татуировку на его горле (энгкатак) или пальцах на верхней стороне (тегулун). У некоторых традиционных ибан есть пирсинг полового члена (так называемый паланг ) или мочки уха. Ибан будет татуировать свое тело как единое целое, а не элемент за элементом в нескоординированной манере.

Женщина-ибан подготавливает хлопок для прядения.

Тканые изделия известны как бетенун. Плетеные одеяла ибанцев производят несколько типов: пуа кумбу, пуа икат, каин карап и каин сунгкит. Используя ткачество, ибан делают одеяла, рубашки для птиц (baju burong), kain kebat, kain betating и selampai. Ткачество - это женский путь войны, а каяу (охота за головами) - мужской путь войны. Одеяло пуа кумбу имеет условные или ритуальные мотивы в зависимости от назначения тканого предмета. Тех, кто заканчивает уроки ткачества, называют тембу каю (отделка дерева). Среди широко известных ритуальных мотивов - Гаджа Мерам (Задумчивый слон), Тианг Сандонг (Ритуальный полюс), Мелигай (Святилище) и Тианг Раньяй.

Ибаны называют это умение пандай бераньям - плетение различных предметов, а именно циновок (тикай).), корзины и шапки. Ибанцы ткут разные виды циновок, а именно тикаи аням дуа таука тига, тикаи бебуах (мотивный коврик), тикаи лампит из ротанга и тикаи перадани из ротанга и коры текалонга. Материалы для изготовления циновок: бебан для изготовления обычного мата или узорчатого мата, ротанг для изготовления тикаи ротана, лампит, когда ротанг раскалывается с помощью нити, или перадани, когда он перекрещивается с корой текалонга, сенганг, чтобы сделать перампан, используемый для сушки и Даун бируто делает обычный тикай или каджанг (холст), который при высыхании становится очень легким.

Названия корзин Ибан: бакак (контейнер среднего размера для переноски, подъема или среднесрочного хранения), синтонг (корзина, которую носят на поясе для переноски собранных рисовых запасов), рага (маленькая клиновидная корзина на одно плечо), тубанг (цилиндрический рюкзак), ландзи (высокий цилиндрический рюкзак с четырьмя прочными шипами) и селабит (кубовидный рюкзак). Высота корзины тубанга соответствует высоте спины человека, в то время как высота корзины ланджи простирается между дном и головой человека. Таким образом, ландзи может нести вдвое больше, чем тубанг, что делает последний более универсальным, чем первый. Рюкзак selabit используется для переноски сыпучих предметов неровной формы, например игра полученная из леса.

Другая категория плетения, которую обычно выполняют мужчины, - это изготовление ловушек для рыбы, называемых бубу гали, бубу дудок, энгсегак и абау, с использованием бетонных бамбуковых секций, за исключением бубу дудок, которые изготавливаются из ридана, который можно гнуть, не ломая.

Ибан также делает специальные корзины, называемые гаронг для мертвых во время Гавая Анту, с многочисленными ступнями, чтобы обозначить ранг истатус умершего, что указывает на его высшее достижение при его жизни. Ибан также производит пукат (прямоугольная сеть) и джала (коническая сеть) после того, как стали доступны нейлоновые веревки.

У Ибана есть собственная охотничья техника, которая включает изготовление панджука (веревки и пружинной ловушки), пети (ловушки с бамбуковыми лезвиями) и джарина (оленьей сети). В наши дни для охоты на животных используют дробовики и собак. Ибанцы выращивали собак в длинных домах, особенно в прошлом, для охоты (нгасу) и предупреждения ибанов о любой приближающейся опасности. Ружья можно купить у правительства Брука. Ибанцы делают свои собственные гирлянды и получают мед из дерева тапанг.

Ибанская война праху (бангконг ) на реке Скеранг.

Ибанцы также могут делать лодки. Обычные каноэ называются перау, большие военные лодки - бангконг или бонг. Каноэ обычно оснащено Новые веслами и парусом из парусины каджанг. Говорят, что банконг используется для плавания вдоль побережья северного Борнео или даже для путешествий по морю, например, в Сингапур.

Кроме того, ибаны делают различные клинки, называемые ньябур (изогнутый клинок для рубящего удара), иланг (треугольный, прямой клинок), педанг (длинный изогнутый меч равны) по длине), дуку чандонг (короткий нож для рубки), дуку пенебас (рубящий клинок), лунгга (малый клинок для сложной работы), сангко (копье), джерепанг (многоточечный ручной крюк) и отстойник с ядовитыми наконечниками лая. Селиги - копье, сделанное из натурального прочного и острого материала, такого как обезьянья ладонь. Некоторые ибаны занимаются кузнечным делом, хотя сталь покупается в контакте с внешним миром.

Хотя изготовление стали берет свое начало в Эмбало, некоторые ибаны сделали серебряные изделия для украшений тела. Ибан покупает латунную посуду, такую ​​как тавак (гонг), бендай (ловушка) и энгкурумонг табак (поднос) и баку (маленькая коробка) у других людей, потому что у них нет навыков кузнечного дела. Ибан делает свой собственный качит пинанг, чтобы расколоть орех ареки, и пенгусок пинанг, чтобы измельчить расколотые кусочки ореха ареки. Они также делают кетап (лезвие с пальцами) для уборки созревших стеблей риса и илук (лезвие для переноски) для прополки.

Длинные дома

Традиционные ибаны живут в длинных домах. Архитектура длинного дома по долготе (длине) спроектирована так, чтобы имитировать стоящее дерево со стволом (символизируемым первым возводимым центральным тян пемун) в средней точке длинного дома с ветвью слева и справа. Бревно или ствол дерева, используемое в строительстве, должны быть правильно соединены от основания до кончика. Эта последовательность основания-кончика повторяется вдоль левой и правой ветвей. На каждом суставе ствол будет разрезан на нижней стороне у основания и на верхней стороне на конце. Таким образом, эта последовательность нижнего и верхнего разреза будет повторяться на стволах до конца. На виде сбоку на длинный дом архитектура также имитирует конструкцию стоящего дерева, то есть каждая центральная стойка каждой семейной комнаты имеет левую и правую ветви. Следовательно, необходимо поддерживать в хорошем состоянии каждую часть длинного дома, чтобы онался оставым, как живое натуральное дерево.

Основной дизайн внутренней стороны каждого семейного дома из открытой комнаты (билек), крытой галереи (руаи), открытой веранды (танжу) и чердака (сада). Крытая галерея из трех частей, называемая темпуан (шоссе), нижнего руаи и верхней зоны отдыха (пантал), за которой следует открытая веранда. Верхний дворец (мелигай) построен для детей, особенно если они воспитаны как принцессы или принцы (анак умбонг) со слугами, которые будут их обслуживать, таким образом, защищены от встреч с нежелательными женихами, особенно для девушек ввиду «нгаяпа» знакомство) культура. Между семейными комнатами обычно используется проем, позволяющий напрямую общаться и легко делиться друг с другом семьями. На задней стороне длинного дома также может быть построена открытая веранда меньшего размера, называемая «пелабох». Благодаря своей длинной конструкции дом подходит для проживания, отправления культа.

Лицевая сторона каждого длинного дома должна быть построена в направлении восхода (восток), и, следовательно, его задняя сторона находится на заходе солнца. Это обеспечивает достаточно солнечного света для сушки открытой веранды и внутренней стороны длинного дома. Ибан обычно проектирует окно на крыше каждой семейной комнаты, которое должно открываться при дневном свете, чтобы пропускать солнечный свет и, таким образом, пропускать солнечный свет во внутреннюю сторону семейной комнаты.

Еще одним ключевым фактором при определении правильного места для строительства длинного дома является источник воды, будь то река естественной воды (mata ai), если он расположен на холме или горе. Доступ к восходу солнца является решающим фактором по сравнению с легким доступом к берегу реки. Таким образом, наиболее идеальной ориентацией для длинного дома является восход солнца и берег реки.

Еще один аспект, учитываемый при расстановке в ряду длинного дома, заключается в том, что старшие семьи будут располагаться в порядке убывания от главного центрального поста. Однако семьи с правой стороны будут старше, чем семьи с левой стороны. Это устройство помещается в длинном доме Сенгаланг Буронг, где комната Кетупонга расположена с правой стороны, а Беджампонга - с левой стороны.

Морской даяк праху, называемый «баджак ".

Длинный дом будет заброшен, если он слишком далеко, чтобы добраться до рисовых ферм его жителей, например, если прогулка до фермы занимает больше полдня. В течение длительного периода времени, в соответствии с нормой, в соответствии с нормой, в соответствии с нормой, они не подлежат никаким ценам. Затем жители переедут ближе к своим фермам. Обычно ибаны продолжают размещать свои фермы вверх по реке, чтобы открыть новые девственные леса, которые являются плодородными и таким образом, обеспечивают хороший урожай. В том же режиме есть цель, чтобы получить много игр из девственных лесов, используя инструмент для добавления белка из риса или дикого саго. Однако в настоящее время большинство длинных домов постоянно строятся с использованием современных материалов, как дома с террасами в городских районах. В любом случае больше нет новых сообщений, куда можно было бы мигрировать. Итак, Ибан жить на одном месте почти постоянно Только если новый длинный дом не строится взамен старого.

Право собственности на землю

После того, как ибаны мигрировали в прибрежную зону, они разделят эту территорию на три основные области: сельскохозяйственную, территориальную область (пемакаи меноа) и лесной заповедник (пемакаи меноа). Площадь сельскохозяйственных угодий распределяется между каждой семьей на основе консенсуса. Начальник и старейшины несут ответственность за мирное урегулирование любых споров и претензий. Территориальные владения - это обычная территория, где семьям каждого длинного дома разрешается добывать пищу, и они не вторгаются в владения других длинных домов. Лесной заповедник для общего пользования, как источник природных материалов для строительства домов (раму), изготовление лодок, плетения и т. Д.

Весь речной регион может состоять из множественных домов, таким образом, весь регион принадлежит всем они, и они защищать его от посягательств и атак со стороны. Те длинные дома, которые делят и живут в одном речном регионе, называют себя совместными собственниками (сепемакаи).

Каждый след девственного леса, вырубленный каждой семьей (римба), автоматически будет принадлежать этой семье и унаследован ее потомками как реликвия (песака), если они не мигрируют в другие регионы и не откажутся от своей собственности на свою землю, которая символизируется путем символической оплаты с использованием простого предмета в обмен на землю.

Пиратство

Флот Ибан Даяк бангконг атакует бриг Лили.

Морские даяки, как следует из их названия, представляют собой морскую группу племен и сражаются в основном на каноэ и лодках. Одна из их любимых тактик - скрыть некоторые из своих больших лодок, а затем послать вперед несколько маленьких и плохо укомплектованных каноэ, чтобы атаковать врага, чтобы заманить его. Затем каноэ отступают, за ними следует противник, и как они проходят, где спрятаны более крупные лодки, они атакуются с тыла, в то время как каноэ меньшего размера, которые действуют как приманки, разворачиваются и присоединяются к борьбе. Дуга рекрана для такого рода, навис ветви деревьев и густая листва берега нападения отличными укрытиями для лодок.

Многие морские даяки также были пиратами. В 19 веке было много пиратства, и оно тайно использовалось местными правителями, получившими добычу, а также малайцами, которые хорошо умели управлять лодкой. Малайский флот состоял из большого количества длинных боевых лодок или праху, длиной около 90 футов (27 м) или более, с медным ружьем на носу, пираты были вооружены мечами, копьями и мушкетами. На каждой лодке гребло от 60 до 80 человек. Эти лодки крались в укрытых бухтах в ожидании своей добычи и атаковали торговые суда, совершавшие переходы между Китаем и Сингапуром. Малайские пираты и их союзники-даяки крушили и уничтожили все торговые суда, с которыми сталкивались, убивая большую часть экипажа, оказывавшее какое-либо сопротивление, а остальные обращали в рабство. Даяки отрезали головы убитым, курили их над огнем, чтобы высушить, а затем забирали их домой, чтобы сохранить как ценное имущество.

Сельское хозяйство и экономика

Ибанский завод холмистые рисовые поля один раз в год в двадцать семь этапов, как описано Фрименом в его отчете о сельском хозяйстве Ибана. За текущими этапами выращивания риса барды ибанского лемамбанга составляют свои ритуальные заклинания. Барды также сравнивают экспедицию по охоте за головами с этапами выращивания риса. Другие посевные культуры включают энсаби, огурцы (rampu amat и rampu betu), бринджал, кукурузу, lingkau, просо и хлопок (tayak). В низовьях реки Ибан сажает рисовые поля в низменных прибрежных районах, недоступных для соленой воды.

За деньги ибанцы находят продукты из джунглей для продажи на рынке или в городе. Позже они посадили каучук, перец и какао. В настоящее время многие ибанцы работают в городах в поисках лучших источников дохода.

Торговля не является естественным занятием для ибана. Раньше они обменивали рис на банки или соленую рыбу, вылавливаемую из моря, но рисовый рис давно потерял свою экономическую ценность. В любом случае, не так много урожая может быть получено на повторно засаженных территориях, потому что их посадка зависит от естественного источника удобрений из самого леса, поэтому цикл погодных сезонов должен быть правильно последовал. Торговля всякой всячиной, продуктами из джунглей или сельскохозяйственной продукцией обычно осуществляется китайцами, которые курсируют между городом и местом магазина.

Военные

Ибаны известны тем, что они были грозными воинами в прошлое в защиту Родины или для переселения на целинные территории. Два высоко награжденных солдата Ибан Даяк из Саравака в Малайзии: Теменгунг Датук Кананг Анак Лангкау (награжден Сери Пахлаван Гагах Перкаса или Великий рыцарь доблести) и Аванг анак Равенг из Скранга (награжден Георгия Креста). Пока только один даяк достиг звания генерала в армии, бригадный генерал Стивен Мандо в малазийской армии, достигший повышения 1 ноября 2010 года.

Самый титулованный герой войны в Малайзии - Кананг Анак Лангкау. его военная служба помогала освободить Малайю (а затем и Малайзию) от коммунистов, будучи единственным солдатом, награжденным как Сери Пахлаван (Звездой полководца), так и Панглимой Гагах Берани (Звездой доблести). Среди всех героев 21 обладатель Panglima Gagah Berani (PGB), в том числе 2 получателя Seri Pahlawan. Из этого общего числа 14 ибанцев, два офицера китайской армии, один бидаю, один каян и один малайец. Но согласно книге «Багровый прилив над Борнео» большинство вооруженных сил составляют малайцы. Самый молодой из обладателей PGB - сотрудник полиции ASP Уилфред Гомес.

Было шесть обладателей Sri Pahlawan (SP) и Panglima Gagah Perkasa из Саравака, а после смерти Кананга Анака Лангкау остался один Держатель ИП в лице сержанта. Нгалину (an Оранг Улу ).

В популярной культуре

Семья Ибанов, живущая в длинном доме в Бетонге.
  • В эпизоде ​​«В джунгли» из фильма Энтони Бурден: Никаких оговорок включается появление Итама, бывший саравакский рейнджер и один из последних членов народа ибана с энтегулун (традиционная рука ибана татуировками ), означающими, что он отнял голову врага.
  • Фильм «Словарь сна» рассказывает о Селиме (Джессика Альба ), англо-ибанской девушке, которая влюбляется в Джона Траскотта (Хью Дэнси ). Фильм снимался в основном в Сараваке, Малайзия.
  • Малазийская певица Нораниза Идрис записала «Ngajat Tampi» в 2000 году, а затем «Tandang Bermadah» в 2002 году, основанные на традиционной музыке Ибана. композиции. Обе песни стали популярны в Малайзии и соседних странах.
  • «Чинта Гадис Римба» (или «Любовь лесной девушки»), фильм 1958 года режиссера Л. Кришнана по одноименному роману Харуна Аминуррашида рассказывает о девочка из Ибана, Бинтанг, которая идет против воли родителей и убегает к своему любовнику-малайцу. Это первый раз, когда в Сараваке снимался полнометражный художественный фильм, а главную героиню впервые сыграла ибанская женщина.
  • Беджалаи - фильм 1987 года режиссера Стивена Тео, известный тем, что стал первым фильмом. будет произведено в Iban l anguage, а также первый малазийский фильм, выбранный на Берлинском международном кинофестивале. Фильм представляет собой экспериментальный фильм о обычае молодых людей Ибана совершать «беджалай» (отправиться в путешествие) до достижения зрелости.
  • В Прощай, король, 1969 Роман Пьера Шендёрфера плюс его последующая экранизация 1989 года, американский военнопленный Лиройд сбегает от японской расстрельной команды, скрываясь в дебрях Борнео, где его усыновляет ибанское сообщество.
  • В 2007 году малазийская компания Maybank выпустила полностью на ибанском языке рекламный ролик, посвященный 50-летию независимости Малайзии. Рекламный ролик, снятый Ясмин Ахмад с помощью агентства Лео Бернетт, был снят в Бау и Капит и использовался полностью саравакский состав.
  • Конфликт между проа морских даяков и потерпевших кораблекрушение Джек Обри и его команда составляют большую часть первой части Мускатный орех утешения (1991), Четырнадцатый роман Патрика О'Брайана .

Известные люди

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Сэр Стивен Рансимен, Белые раджи: история Саравака с 1841 по 1946 гг. гг. (1960)
  • Джеймс Ричи, История жизни Теменггонга Ко (1999)
  • Бенедикт Сандин, Гавай Буронг: Песнопения и празднования Ибанского фестиваля птиц (1977)
  • Грег Версо, на Борнео, (1989)
  • Ренанг Анак Ансали, Новое поколение Ибана, (2000)

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ибаном.
Последняя правка сделана 2021-05-23 09:47:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте