Конституционный кризис в Сараваке 1966 года - 1966 Sarawak constitutional crisis

редактировать

Конституционный кризис 1966 года в Сараваке
Дата1965–1966
МестоположениеСаравак, Малайзия
ВызваноНедовольством Стивеном Калонгом Нингканом руководством
ЦелиУстранение Стивена Калонга Нингкана с поста главного министра
Методы
В результате
  • в Сараваке объявлено чрезвычайное положение
  • Поправка к конституции штата Саравак
  • Отстранение Нинкана от должности главного министра
Стороны гражданского конфликта
Национальная партия Саравака (SNAP)
  • Партия Негара Саравак (PANAS)
  • Барисан Ракьят Джати Саравак (БАРДЖАСА)
  • Партия Песака Саравак (ПЕСАКА)
Ведущие цифры
Стивен Калонг Нингкан

Конституционный кризис в Сараваке 1966 года произошел в штате Саравак, Малайзия с 1965 по 1966 год. Этот кризис был начат группой политиков, недовольных руководством Стивена Калонга Нингкана на посту главного министра. Позднее Нинкан был отстранен от должности главного министра губернатором Саравака в июне 1966 года. Однако в начале сентября 1966 года Нинкан был восстановлен в должности главного министра. Он был отстранен от должности главного министра в последний раз. в конце сентября 1966 г. и был заменен Тави Сли в качестве нового главного министра. Широко распространено мнение, что изгнание Нингкана было результатом вмешательства федерального правительства Малайзии из-за того, что он был решительным сторонником большей автономии штата.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Политический кризис
  • 3 Судебное вмешательство в политический спор
  • 4 Устранение Нинкана
  • 5 Последствия
  • 6 Ссылки

Предыстория

Стивен Калонг Нинкан был лидером Альянс Саравака, в который входили Национальная партия Саравака (SNAP), Партия Песака Саравак (ПЕСАКА), Барисан Рааят Джати Саравак (БАРДЖАСА) и Китайская ассоциация Саравака ( SCA). 22 июля 1963 года Нинкан был назначен первым главным министром Саравака после того, как его партия одержала убедительную победу на выборах в районный совет Саравака 1963 года. Теменггунг Джуга (лидер партии ПЕСАКА) изначально был готов стать первым губернатором Саравака, однако он был переведен в недавно созданный портфель под названием «Федеральный министр по делам Саравака» из-за оппозиция со стороны федерального правительства Малайзии против даяков занять два высших поста в штате. Нинкан не включил никого из представителей PESAKA в свой государственный кабинет, несмотря на то, что партия предоставила Альянсу значительное количество мест. У Нингкана не было хороших отношений с федеральным правительством, а также с входящими в его состав партиями, такими как PESAKA и BARJASA. Он исключил как PESAKA, так и BARJASA из процесса принятия решений кабинета министров и выступил против использования малайского языка в качестве официального языка в Сараваке. Нинкан также не торопился с заменой иностранных офицеров государственной гражданской службы, чтобы обеспечить борнеотизацию государственной гражданской службы. Нинкан выразил мнение, что экспатрианты должны оставаться в офисе до тех пор, пока местные жители не станут подходящими для их работы. В следующие три года малайцы из PANAS и BARJASA работали вместе, пытаясь свергнуть Нингкан от власти. Они попытались ввести в Саравак основанную на полуострове Объединенную малайскую национальную организацию (ОМНО), чтобы укрепить свою власть против Нингкана. Однако после оценки, проведенной ОМНО на полуострове, план был отменен, потому что партии потребовалась бы поддержка других немусульманских даяков, чтобы выжить в Сараваке, поскольку группа составляла 50% всего населения Саравака.

В 1965 году Нинкан попытался инициировать закон о земельной реформе, который позволил бы местным жителям продавать свою землю любому, включая китайцев. Такой закон также позволил бы местным жителям приобретать большие участки лесных земель. Действия Нингкана разозлили лидеров партии БАРДЖАСА. Впоследствии Альянс коренных жителей Саравака, состоящий из Парти Негара Саравак (ПАНАС), партии БАРДЖАСА и Парти Песака Саравак (ПЕСАКА), был сформирован, чтобы бросить вызов руководству Нингкана. Впоследствии земельный законопроект был отозван, и PESAKA подтвердила свою позицию в SNAP, обвинив BARJASA в разделении единства Ибана между SNAP и PESAKA. Затем Нингкан изгнал БАРДЖАСА из Альянса. Однако переговоры между Альянсом и BARJASA возобновились. Позже БАРДЖАСА и ПАНАС были вновь приняты в Альянс. Две министерские должности были восстановлены для BARJASA, две новые министерские должности были созданы для PESAKA и одна министерская должность была создана для PANAS.

13 июня 1966 года Нингкан уволил Абдул Тайб Махмуд (BARJASA руководитель) с должности министра связи и общественных работ во второй раз. Нинкан обвинил Тайба в попытке свергнуть правительство штата. На следующий день министры ПЕСАКА и БАРДЖАСА добровольно вышли из состава правительства штата.

Политический кризис

16 июня 1966 г. 21 из 42 депутатов законодательного собрания штата заявили, что не доверяют Стивену Калонгу Нингкану. 21 депутат написал петицию губернатору Саравака, заявив, что они потеряли доверие к главному министру. Премьер-министр Малайзии Тунку Абдул Рахман также поддержал петицию и попросил Нингкана уйти в отставку.

В тот же день губернатор Абанг Хаджи Опенг в по настоянию федерального правительства в Куала-Лумпуре Нингкан потребовал уйти в отставку с этой должности. Однако Нинкан отказался уйти из кабинета министров. Нингкан утверждал, что это письмо не было подтверждено официальным вотумом недоверия ему в Совете Негри (ныне Законодательное собрание штата Саравак ). Он также потребовал имена всех 21 члена Совета Негри, подписавших петицию. Нингкан также утверждал, что он по-прежнему командовал большинством членов государственной ассамблеи, и вызвал своих диссидентов на официальное обсуждение вотума недоверия Совету Негери. Поскольку Нинкан отказался уйти в отставку, губернатор заявил, что Нинкан прекратил занимать этот пост, и назначил Тави Сли новым главным министром. Губернатор также направил имена, подписавшие петицию, в Нинкан.

Судебное вмешательство в политический спор

После изгнания Нинкан решил передать дело в Высокий суд Кучинга и назначил губернатора первый ответчик и Тави Сли в качестве второго обвиняемого. 7 сентября 1966 года главный судья Борнео, судья Харли, вынес вердикт, согласно которому Нингкан вернулся на пост главного министра. Согласно разделу 21 Постановления о толковании конституции штата Саравак, только Совет Негри имеет право назначать или увольнять главного министра. Губернатор не имеет права увольнять главного министра. Однако главный министр может быть уволен только в том случае, если он потерял доверие Совета Негри или отказался уйти в отставку с поста главного министра, но он также не посоветовал распустить Совет Негри.

Удаление Нингкана

После решения суда Нингкан попытался инициировать роспуск Совета Негри, чтобы получить новый мандат от избирателей. Однако в сентябре 1966 года федеральное правительство объявило чрезвычайное положение в Сараваке, сославшись на хаос в штате. Законом о чрезвычайном положении (Федеральная конституция и Конституция Саравака) была внесена поправка в статью 150 конституции Саравака. Такая поправка разрешила губернатору Саравака созвать заседание Совета Негри без участия главного министра. Заседание Совета Негри началось 23 сентября 1966 года, и Нингкан был успешно снят с должности главного министра.

Последствия

Нингкан решил передать дело в Федеральный суд Малайзии после его второго увольнения. Нингкан также пытался получить юридическую консультацию у британского правительства о роли Великобритании в определении условий въезда Саравака в Малайзию и подписании Лондонского соглашения от имени Саравака. Нинкан также утверждал, что поправка к конституции Саравака была незаконной, поскольку чрезвычайное положение было объявлено при необычных обстоятельствах. В Сараваке не было беспорядков или беспорядков. Более того, конфронтация Индонезии и Малайзии уже закончилась в августе 1966 года. Однако федеральный суд постановил, что слово «чрезвычайная ситуация» имеет широкое значение и также включает конституционный кризис Саравака, потому что такой кризис может вызвать распад правительства штата Саравак и нанесение ущерба политической стабильности в Сараваке. Следовательно, такое объявление чрезвычайной ситуации в Сараваке является законным. 1 августа 1968 года Судебный комитет Тайного совета отклонил апелляцию Нингкана. МакДермотт заявил, что «их светлости не смогли найти никаких оснований для утверждения, что чрезвычайная ситуация не была серьезной и не угрожала безопасности Саравака».

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-16 04:47:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте