Бисая (Борнео)

редактировать
Малайзийская коренная этническая группа

Народ Бисая. Оранг Бисая
Bisaya Beaufort.jpg Традиционный костюм Бисая Сабах
Регионы со значительной численностью населения
Бруней: 43 000.
Малайзия. Саравак : 7 000 (1984). Сабах : 22 000.
США: 14000
Языки
язык сабах-бисая, малазийский, бисая, английский
религия
большинство Ислам (Сабах и Бруней ) и значительные меньшинства христианства и анимизма (Саравак )
Родственные этнические группы
Мурут, Лун Баванг / Лундайе, Кадазан-Дусун, Даяки

Бисая - коренное население с северо-запада и вдоль побережья восточно-малайзийского штата Сабах на острове Борнео и сосредоточен вокруг Бофорта, Куала Пэнью, Менумбок, Сипитанг, Лабуан Федеральная территория и в районе Лимбанг, Саравак. Племя Бисая имеет много общего с племенем Дусун Татана, особенно с точки зрения языка. Очевидно, что некоторые их диалогические языковые разговоры почти идентичны, если они ведут диалог друг с другом. В настоящее время бисайя, живущие в Сабахе, являются мусульманами, в то время как бисая, живущие в Сараваке, в основном придерживаются христианства. В Брунее их называют Дусун, Джати Дусун и Бисая (хотя их не следует путать с народом Дусун из Сабаха). Люди Бисая также считаются родственниками народа Даяков, тогда как Бисая не был привезен на Борнео, вместо этого они являются коренными жителями этой страны.

Содержание

  • 1 Происхождение и этимология
  • 2 История
    • 2.1 Исторический центр Брунея версия
    • 2.2 История Сабаха
    • 2.3 Истории из Лимбанга
  • 3 Первый король Борнео
    • 3.1 Утраченное сокровище
  • 4 Язык
  • 5 Музыка, искусство и ремесла
  • 6 Культура и традиции
    • 6.1 Вера и обычаи
    • 6.2 Народный танец
    • 6.3 Народные песни
    • 6.4 Народные игры
    • 6.5 Церемония
    • 6.6 Традиционная одежда
    • 6.7 Традиционные десерты
  • 7 Фестивалей
    • 7.1 Румбия
      • 7.1.1 Листья (roun rombia)
      • 7.1.2 Ветвь
      • 7.1.3 Ствол
    • 7.2 Мибуланг
  • 8 Известные люди
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература

Происхождение и этимология

Различные исследователи выдвинули несколько теорий относительно происхождения названия народа бисая. Бейер Х. в 1926 году Эстер Э. в 1954 г. и Харрисон в 1956 г. предположили, что название могло произойти из-за империи Шри Виджая (Sonza, 1972). Однако в 1960 году Юджин Вестраэлен (профессор лингвистики в университете Сан-Карлос, город Себу) предупредил, что лингвистическим производным от Виджая будет не Бисая, а Бидая или Бирая.

В 1960 году Джон Кэрол предположил, что имя произошло от культурного героя по имени Шри Висая.

Другая теория состоит в том, что слово Visaya (или Bisaya, как оно произносится на Филиппинах) происходит от слова, обозначающего касту индуистских торговцев, торговцев, пастухов, ремесленников, землевладельцев (и т. Д.): «Вайшьи ", который восходит к санскриту, и предполагается, что этот ярлык был дан шри-виджаянами и другими пиратами и торговцами из Индии.

История

Восстановление традиционного дома Бисая в Деревне наследия Кота-Кинабалу, Сабах.

Коренные жители Бисая поселились на Борнео тысячи лет назад. Бисая были людьми, которых любили, боялись и уважали другие на острове. Они имеют опыт работы в сельском хозяйстве, особенно в таких областях, как, имбирь, саго, местный имбирь, тапиока, банан, батат, перец, кокос. Они также охотятся на животных и разводят других, таких как курица, утка, гусь, коза, буйвол, коровы и многие другие.

Люди бисая умеют ловить рыбу либо в реке, либо в море, и они могут задерживать дыхание под водой, не утонув. Одна из трагических историй Бисая произошла несколько сотен лет назад, когда Аванг Куйо, сын Аванг Алак Бетатар, был утоплен людьми сулу, которые увезли его жену обратно на остров Сулу. Легенда гласит, что моряк Бисая по имени Аванг Семаун и его команда плыли вокруг этого острова, начиная с него, и он привязал носовой платок перед лодкой. Когда он прибыл в исходную точку, платок был порван, и поэтому этот остров стал называться Островом Платка или Пулау Сапу Танган или Пулау Перака на местном языке. Императорская колония назвала его Борнео. Согласно испанским источникам, этот остров был известен как Борнео во время первого визита португальского моряка Магеллана на службу Испанской короне.

Исторический центр Брунея версия

Популярная легенда о происхождении Бисая как описал Бьюшер (1958), Сандин (1971) и Хуссейн и Ньюман (1987) следующим образом: -

В 1370 году Ма-хо-мо-ша [Маха Мохса] был королем Барунаи [P ' о-ни]. Китайская миссия под командованием Чанг Цзин-цзы, отправленная в По-ни в 1370 году (9-й месяц 3-го года Хун-ва), нашла царя в сгоревшей столице с населением всего 1000 человек. В августе 1371 года он послал дань императору Китая.

В некоторых версиях Syair Awang Semaun основание Брунея прослеживается до четырнадцати саудар (братьев и двоюродных братьев). По другим версиям, все они были сыновьями Дэвы Амаса из Каянгана, сверхъестественного существа, которое упало на землю в яйце в Улу Лимбанг и породило их четырнадцать разных жен аборигенов:

  1. Патих Барбай [Марбай] [Пети Барамбай], Падука Шри Пангиран Бендахара Шри Махараджа Пермаишуара. Официальная версия гласит, что он стал вторым мусульманским правителем после султана Ахмеда - см. Ниже.
  2. Аванг Си Маун [Семаун], Пангиран Теменггонг.
  3. Патих Мамбанг.
  4. Патих. Туба.
  5. Патих Сангкуна [Пети Рунак].
  6. Патих Манггарун.
  7. Патих Малакай.
  8. Патих Пахит. м. Си Лампанг, плененный Бантенг.
  9. Даманг Сари.
  10. Патих Синдаунг.
  11. Даманг Либар Даун, Джуру Шахбандар. Эмигрировал на Яву, где прожил девять лет. м. женщина с яванской стороны, от которой, по его словам, у нее была беременность, один сын и одна дочь (?): а) Находа Рагам (или султан Болкиах - см. ниже). а) Палингкам Кахая.
  12. Хапу Аванг.
  13. Патих Лейла Лангкунг.
  14. Аванг Алак Бетатар [Умук Батата]. Официальная версия гласит, что он стал первым мусульманским правителем как султан Мухаммад Шах.

Падука Шри Султан Мухаммад Шах [1363–1402], султан Брунея, младший сын Дэвы Амаса из Каянгана, от женщины-аборигены. Шаудара избрал его первым правителем. Построил свой дворец в Пирасунге. Легенды гласят, что Бруней основал около 29 царствований назад 14 братьев героического роста и полубожественного происхождения, согласно монографии Brunei Museum Journal. Подвиги 14 героев-основателей Брунея описаны в очень длинном стихотворении под названием «Sha'er Awang Semaun». Аванг Алак Бетатар не был старшим, но был выбран их лидером из-за своего ума и красивой внешности. Он был назначен султаном Брунея и женился повторно на дочери султана Джохора.

История Сабаха

Название Борнео было первым, известным как Бониан среди народа Бисая. Когда аборигены бисая обратились в ислам вместе со своим лидером Авангом Алаком Бетатаром, это слово было изменено с бонского на борнианский из-за родного языка проповедника, пришедшего из Таифа, Саудовская Аравия. В то же время коренные жители должны были произносить «Борнео» до Дня Малайзии в 1963 году. Сегодня он известен как Сабах.

В 1959 году встретился в месте, которое называется Бофорт, Сабах. Он должен был передать сообщение об освобождении Борнео от британской колонии. Тун Мустафа спросил у султана Тунку Лаксамана Аванг Исхака его мнение относительно нового названия Борнео. Султан Тунку Лаксамана Аванг Исхак сказал Туну Мустафе использовать Сабах в качестве названия государства. То есть его предок Аванг Алак Бетатар упоминал это слово каждый раз, когда хотел пойти к морю. Смысл в том, что остров был окружен морем и имел много рыбы.

Тун Мустафа предложил султану Тунку Лаксамана Аванг Исхаку сформировать правителей Сабаха, но он отклонил его, потому что он слишком стар. Согласно записи, его возраст - почти двухсотлетие. Он молится, чтобы когда-нибудь его внуки охватили всех людей информацией, когда придет время, и пусть они будут руководить Всевышним Аллахом. По данным переписи Бисая, по меньшей мере 1 000 000 человек на Борнео (Сабах, Саравак, Бруней и Калимантан) и в Западной Малайзии. Большинство из них жили в Сабахе.

Байки из Лимбанга

Легенда повествует о семье иммигрантов, жившей на севере острова Борнео. В этой семье было семеро детей, шесть мальчиков (Пети Барамбай или Пати Барабай, си Гарамба, Пети Гарамба, Пети Руна или Пати Бегунак, Смаун или Си Маун и Алак Батата, или Урак Бетатар, или Лок Батата, или Аванг Алах Бертабар) и девочка ( Сити Дуйя или Дури или Бунга Сантинг). Гонка на лодках использовалась, чтобы определить, кто станет раджой Брунея.

Эту гонку выиграл младший брат Алак Бетатар. Он стал первым раджей Брунея, а затем обратился в ислам и стал султаном Мухаммедом, первым султаном Брунея. Пети Барамбай, старший брат, стал раджей Явы. Си Гарамба поселился в районе Лимбанг и стал предком Бисая. Пети Гарамба поселился в Тутонге (Бруней), Пети Руна на реке Кинабатанган (Сабах) и Смаун на реке Бирау (к югу от Тутонга). Сити Дуйя вышла замуж за китайца по имени Аванг Сантинг (или Онг Сум Пинг) и поселилась недалеко от горы Кинабалу (Сабах).

Первый король Борнео

В 977 году, как нам говорят, Хианцта, король Пуни, послал послов в Китай, которые вручили дань со следующими словами: «Да здравствует император. тысячи и десятки тысяч лет, и пусть он не осуждает бедную любезность моей маленькой страны ». Посланники вручили письмо от короля. Это было написано на «чем-то похожем на очень тонкую кору дерева; он был глянцевым, слегка зеленым, несколько футов длиной и несколько шире дюйма; буквы, которыми он был написан, были мелкими, и их нужно было читать по горизонтали. Во всех этих деталях письмо напоминало книги магии, которые до сих пор пишут батты внутренней Суматры. В сообщении говорилось: «Король Пуни по имени Хианцта простирается ниц перед самым величественным императором и надеется, что император проживет десять тысяч лет. Теперь я отправил послов, чтобы нести дань; раньше я знал, что существует император., но у меня не было средств связи.Недавно жил купец по имени Пу Лу, ​​корабль которого прибыл в устье моей реки; я послал человека, чтобы пригласить его к себе домой, и он сказал мне, что приехал из Китая. жители моей страны были этому очень обрадованы и, готовя корабль, попросили этого незнакомца провести их ко двору. Посланники, которых я послал, только желают видеть Ваше Величество в мире, и я намерен посылать людей с данью каждый год. Но когда я поступаю так, я опасаюсь, что мои корабли иногда могут быть сброшены на Чампа, и поэтому я надеюсь, что Ваше Величество пошлет указ в эту страну с приказом, что, если корабль Хианцты прибудет туда, его нельзя задерживать. Моя страна не имеет других статей, и я прошу Ваше Величество не сердиться на меня ". Посланников развлекали и отправляли домой с подарками.

Невозможно с какой-либо точностью сказать, насколько рано арабские доктрины преподавались в Барунаи. Местная традиция приписывает их появление знаменитому Аванг Алак Бетатар, впоследствии известному как Султан Мохаммад Шах. Как и большинство его подданных, этот воин был Бисая, и в молодости он не был мусульманином, даже не цивилизованным властителем, если судить по общепринятым стандартам; поскольку главным признаком его королевского достоинства был огромный чават, или набедренная повязка, которую сопровождали восемьдесят человек, сорок спереди и сорок сзади. Он - самый ранний монарх, о котором нынешние барунаи имеют какие-либо сведения, и этот факт частично объясняется блеском его подвигов, частично - вступлением к тому времени в арабскую письменность. После долгих сражений он покорил людей Игана, Калаки, Серибаса, Садонга, Семарахана и Саравака [Большая часть этнических групп вымерла из-за болезней и болезней] и заставил их платить дань. Он прекратил ежегодно выплачивать Маджапахиту одну банку сока пинанга, бесполезный товар, хотя его трудно собрать. Во время его правления Муруты или Лун Баванг были мирными мерами подчинены правлению Барунаев, а китайская колония сохранялась в хорошем настроении благодаря браку брата и преемника царя Барунай с дочерью одного из главных китайцев.

Это во многих отношениях интересный отчет, который очень хорошо согласуется с другими доказательствами, которые могут привести к подозрению. Есть основания полагать, что Барунай до того, как стал мусульманином, был королевством Бисая под буддийскими правителями и индуистским влиянием; и почти все подробности, приведенные в отношении народа Борнео, верны для той или иной расы, связанной с Бисайя и живущей в настоящее время около Барунаи.

Потерянное сокровище

Считалось, что Аванг Алак Бетатар сделал два оружия как символ своего трона. Оружие было изготовлено вручную и создано из камня звезды, а форма похожа друг на друга: черный и длинный меч. был преемником престола своего отца после того, как он ушел и сохранил этот звездный меч. Аванг Алак Бетатар стал правителем и назван султаном Мохаммад Шахом. Керис также часть оружия, ставшего символом престола. Считалось, что он был утерян во время убийства Аванг Койо около Лабуанской воды. На этот Керис некоторые рыбаки поймали большую рыбу около 60 лет назад.

Керис и они были оба сделаны из золота. Старший рассказал, что когда Аванг Алак Бетатар убил дикого буйвола или Аванг Алак обнаружил золотые рога, это вдохновило его на создание еще одного маленького и секретного оружия.

Язык

В языке сабах-бисая 90% разборчивости от татанского, дусунского диалекта. Бисая в штате Сабах также имеет 58% лексического сходства с диалектами саравакского бисая и 57% –59% с диалектом брунея.

Музыка, искусство и ремесла

Традиционный музыкальный инструмент состоит из кулинтангана, гонга., и множество маленьких гонгов (ср. Асмахи утверждают, что бисая считаются лучшими гонгами). Это как если бы кто-то просто бьет в гонг, и все - мужчины, женщины, молодые и старые - просто начинают танцевать. Все эти инструменты используются в свадебных церемониях, чествованиях очень важных людей и т. Д. Помимо музыкальных предметов, бисая умеет делать хорошее оружие для различных целей. Есть андибан, сампит, паранг, керис и нож.

Культура и традиции

Вера и обычаи

Большинство мусульман Бисая живет в Сабахе (Бофорт), в отличие от большинства Бисая, живущих в Сараваке (Лимбанг и Мири) как христианин. Хотя они дорожат своей культурной традицией медицины, браков, смерти и т. Д., Они фактически не практикуют ее сейчас, возможно, из-за влияния религии. Несмотря на то, что они призывали мужчин или женщин традиционной медицины, известных как боболианцы, совершать обряды во время болезни, многие теперь обращались за лечением в клиники, расположенные поблизости от их мест.

Народный танец

  • Лилипутский танец (Сабах)
  • Джипин (Запин) танец (Сабах)
  • Танец Саяу Багарус (измельчение ствола саго для получения хлопьев саго) ( Сабах)
  • танец Менгалават (представления, когда они наступают на хлопья саго, чтобы произвести сок саго) (Сабах)
  • Танец Менкайо (чтобы отпраздновать победы после победы над пиратами)
  • Уганг Бамбук
  • Бубу менгалаи (Сабах) или танец бубу с использованием некоторых заклинаний, таких как:

Йа Бамбан Я Луках, Я Бамбан Эх Басари, Майн Кита Си Ипар Муда, СиЛука Пандай Менари

  • Алай Андин

Народные песни

  • Кулинтанган Бисая состоит из 27 традиционных песен и трех песен берасик (заклинания для лечения болезней).
  • Бадауп во время сбора урожая.

Народные игры

  • Тарик тали, перетягивание каната
  • Газировка, волчок
  • Кикит, игра с воздушным змеем
  • Ластик / Меластик, рогатка
  • Арбалет
  • Андибан или копье
  • Берамбит / Бахамбит, армрестлинг
  • Боевые искусства или силат Бисая с бамбуковой музыкой

Церемо Нью-Йорк

  • Младенец в месяц сафар по исламскому календарю.

Традиционная одежда

Белая рубашка, сонгкет, тарбус, курительная трубка, керис, браслет и т. д.

Традиционные десерты

  • Амбуят
  • Келопис
  • Бахулу
  • Кетупат
  • Куих Цинцин
  • Тапай Манис
  • Куих Сапит
  • Куих Джала
  • Куих Пеньярам
  • Куих Ламбан
  • Куих Геланг

Фестивали

Румбия

Листья (roun rombia)

Листья румбии можно сплести в изделие под названием Каджанг. Этот продукт используется в качестве кровельного и стенового материала при строительстве дома или хижины. Старшие (женщины) учат молодых девушек унаследовать мастерство ткачества по румбии. Листья румбии, известные как румбия на диалекте бисая. Между тем, процесс плетения листьев румбии известен как маньярут. Плетеные листья румбии нужно сушить на солнце. Эти листья сохраняются от двух до трех лет, без вреда для окружающей среды.

Ветвь

В прошлом ветвь дерева Румбия использовалась как стена для дома или хижины (на ферме). Ветвь может быть использована для постройки птичьего дома, ограды для защиты растений (овощей и т. Д.), А высушенная ветка используется как факел (для распространения огня; для очистки земли для сельскохозяйственных целей). Между тем из кожи ветки можно сплести корзину, циновку и др. Среди хорошо известных плетеных материалов из этой румбии - шалфей (разновидность корзины, которую носят на спине человека), лалибу (плоская плетеная корзина, используемая во время сбора урожая) и топау (циновка, используемая для сушки рисовых полей). семя).

Ствол

Начнем с верхней части, здесь мы можем получить пунох, эта часть - восхитительный «овощ». Можно есть сырыми, сладкими и мягкими. Пуно служил основным меню (овощным) во время свадебного приема в общине бисая. Затем из ствола румбии извлекается саго (основной продукт питания Бисая, молодое поколение с этим не согласилось). Шкуру (палуно) дерева румбия можно использовать как дрова, пол для хижины, так и стену. Ствол можно использовать как мост, это прочный ствол и прослужит дольше. Во время наводнения мы с братьями строили лодку из дерева румбия. Я скучал по тем дням, мы уже взрослые. В экстренных случаях можно получить воду из корней дерева румбия. Конечно, на вкус вода.

Мибуланг

Один из их главных фестивалей, называемый Бабуланг или Мибуланг, такой как скачки бизонов, ежегодно отмечается в Бату Данау, Саравак, недалеко от границы с Брунеем. Больше фотографий фестиваля в июне 2006 года, показывающих их традиционные черные костюмы и их традиции бега бизонов, доступны на flickr на [1]

Известные люди

См. также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Bewsher (1958), Sandin (1971) and Hussain Newman (1987).
  • Beccari, Доктор О., NELLE FORESTE DI BORNEO (1902).
  • Бок, Карл, ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ БОРНЕО (1882).
  • Фернесс, WH, ДОМАШНЯЯ ЖИЗНЬ ГОЛОВА БОРНЕО- HUNTERS (1902 г.).
  • Хэддон, Э.Б., «Собачий мотив в искусстве Борнея» (JOURN. ANTH. INST., 1905).
  • Хамер, К. Ден, IETS OVER HET TATOUEEREN OF TOETANG BIJ DE BIADJOE-STAMMEN.
  • Hein, AR, DIE BILDENDEN KUNSTE BEI ​​DEN DAYAKS AUF BORNEO (1890).
  • Линг Рот, H., УРОКИ САРАВАКА И БРИТАНСКИЙ СЕВЕР БОРНЕО 1896 г.), т. ii.
  • Ньивенхейс, д-р А. В., IN CENTRAL BORNEO (1900). т. I.
  • Nieuwenhuis, Dr. A. W., QUER DURCH BORNEO (1904), т. I.
  • Шванер, доктор К.А.Л.М., БОРНЕО (1853–54); ср. Линг Рот, т. II. pp. cxci to cxcv.
  • Уайтхед, Дж., ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРЫ КИНА БАЛУ, СЕВЕР БОРНЕО (1893 г.).
  • Селамат Джати; Седжара Сосио Экономи Бисая (диссертация 1990 г.)
  • Др. Журнал музея Шафика Саравака (1989 г.); «Этнография бисая: краткий отчет бисая».
  • Антарано Перанио; Структура общества бисая.
  • Бушер; Кумпулан тулисан Бевшер (Туан Буса каджун Бисая)
  • Проф. Вернон Л. Поритт; «Бапа Гуру Бисая».
  • Харриссон; Кайтан Бисая Саравак, Бруней дан Сабах; "Некоторые истоки и взгляды Брунея Тутонг-Белайт-Дусун, Северный Боренео" Дусун 'и Саравак Бисаян (1958).
  • http://awangalakbetatar.synthasite.com/
  • Асмах Хдж, Омар (1983), Аранета и Бернард (1960), Хуссейн Джамиль и Ньюман (187); Язык бисая
  • R.E. Стаббс (1968); Кегемиланган Бисая.
  • ул. Джон (1862) Том 2; Тулисан ян авал тентанг кампунг-кампунг Бисая.
  • https://web.archive.org/web/20110818062710/http://ibnu-betatar.sosblog.com/The-first-blog-b1/Sejarah-Negeriku- yang-Unik-dan-Menarik-b1-p9.htm # комментарии
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:38:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте