Коренной вождь Даяка в Саравак, Малайзия. | |
Общая численность населения | |
---|---|
205,900 (2014) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Борнео : | |
Малайзия (Саравак ) | 198,473 (2010) |
Индонезия (Западный Калимантан ) | н / д |
Языки | |
языки бидаю : Букар Садонг, Джагой, биата (сибуран и падаван), малазийский / индонезийский и английский язык | |
религия | |
христианство (преимущественно), Анимизм, Ислам | |
Родственные этнические группы | |
', Рибун, Селако, Лара, Санггау, Сара, Семанданг, Ахэ |
Бидаю - собирательное название нескольких коренных народов, обитающих в южном Сараваке., Малайзия и север Западный Калимантан, Индонезия на острове Борнео, которые в целом похожи по языку и культуре (см. Также выпуски ниже). Имя Бидаюх означает «жители земли». Родом из западной части Борнео, собирательное название Лэнд Даяк впервые было использовано в период раджи Джеймса Брука, белого раджа Саравака. Иногда их также реже называли клемантанцами. Они составляют одну из основных коренных групп в Сараваке и Западном Калимантане и живут в городах и деревнях около Кучинга и сериана в малазийском штате Саравак., тогда как в индонезийской провинции Западного Калимантана они в основном сосредоточены в северном Регентстве Санггау. В Сараваке большая часть населения бидаю обитает в пределах 40 км от географической области, известной как Большой Кучинг, в пределах Кучинга и Серианской дивизии. Они являются второй по величине этнической группой даяков в Сараваке после ибанов и одним из основных племен даяков в Западном Калимантане.
Преимущественно области Бидаю в Сараваке: Лунду, Бау, Пенриссен, Падаван, Сибуран и Сериан. Большинство деревень Бидаю можно найти в сельских районах Лунду, Бау, Падаван, Пенриссен и Сериан. Район продолжался до границы с Западным Калимантаном, где они проживают в районах Кембаян, Ноян, Секаям и Джангканг Регентства Санггау. Район, в котором они живут, находится в основном в бассейне реки Саравак и в холмистых или гористых лесах, традиционно обрабатываемых вахтовым земледелием и охотой на фермах, населенными из родительских деревень, расположенных на холмах для защиты. Сегодня почти все традиционные длинные дома -деревни были заменены индивидуальными домами, дорогами, и наблюдается некоторое земледелие с плантациями и меньшее внимание выращиванию холмистых пади. Фруктовые деревья, особенно Дуриан, остаются важными маркерами собственности. Отличительной архитектурной и культурной особенностью Бидаюха является головной дом, который теперь считается символом.
Примерно 25 диалектов бидаю (ленд даяк), на которых говорят в Сараваке, Малайзия, можно сгруппировать в четыре группы понятных для понимания диалектов: восточный, центральный, высокогорный и западный. В сараваке обычно выделяют три основные языковые группы (язык биата ; сингай-джагой ; язык букар-садонг ), но они могут быть разбиты даже за пределы список приведен ниже, поскольку большинство людей могут быть различимы местными жителями вплоть до деревенского уровня по меньшим различиям в словарном запасе и интонации. Каждая область говорит на своем собственном диалекте:
Диалекты не являются взаимно понятными, и английский или малайский часто используются как общие языки.
Сериан Бидаю имеет особую диалект, известный как язык букар и садонг бидаю, который не понятен бидаю из других округов. Вот несколько примеров различий в различных диалектах, на которых говорят в серианском языке, с их английским и малайским эквивалентами. Также включены два филиппинских языка: капампанганский и тагальский :
английский | малайский | Bukar Sadong | Bau-Jagoi | Siburan-Padawan | Bra ' анг-Пиньява | Лунду (Салако) | Капампанган | тагальский |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Отец | Бапа | Аманг | Сама | Сама | Сама | Апак, Бапак | Ибпа, (Бапа - дядя) | Аманг, Ама |
Мать | Ибу | Андо / аянг | Сино | Сэндо | Син (d) о | Инук, Индок, Умак, | Инд | Инанг, Ина |
Фуд | маканан | пима-ан | пингуман | пимаан | Пингуман | Памаканан | Паманган | Пагкаин |
Райс | наси | сонгкой / сунгкой | туби | туби | туби | насик | наси | канин |
I | аку | аку | оку | Оку | Оку | аку | аку / И-аку | ако |
Ты / ты | каму / анда / энгкау / кау | аму / акам | му-у / инга п | ку-у / каам | (к) у'у / каам | кау | ика (поет.) / икаю (мн..) | икав |
Бидаю традиционно анимисты, и следы этих верований все еще остаются. В эпоху семьи Брук с 1848 года прибыли христианские миссионеры, приносящие образование и современную медицину; аналогичный процесс также имел место в голландском Борнео в голландском контролируемая сторона. Подавляющее большинство бидаю сейчас христиане, большинство из них - католики. Почти 70% жителей Бидаю изменили свое традиционное имя на английское с тех пор, как они обратились в христианство, и многие молодые коренные жители Бидаю в Сараваке больше никогда не будут проводить церемонии своих предков, и косвенно это ослабило их культуру как коренных жителей Саравака. Люди бидаю являются ближайшими родственниками людей меланау и, как говорят, имели одного и того же предка до разделения на разные племена. Первоначальные бидаю, прежде чем принять христианство, в основном были язычниками или анимистами, и они верят в поклонение предкам, а также верят в древних духов или природу. В связи с этим у них будут большие празднования, такие как Гавай (1 июня), который является праздником, чтобы доставить удовольствие духу пади для хорошего урожая, и в настоящее время, поскольку 50% из них обратились в христианство, молодое поколение бидаю будет только отмечают Рождество как первоочередной праздник.
В большинстве деревень Бидаю есть либо римско-католическая, или англиканская церковь, либо мечеть. Люди Биата, которые живут в районе Кучинга, являются англиканцами, а жители района Бау - католиками.
В настоящее время в некоторых деревнях также основываются некоторые известные церкви, такие как SIB (Сиданг Инджил Борнео), также называемые Евангелической церковью Борнео, Баптистской церковью, церковью Ассамблей Божьих и другими церквями, такими как SDA, Latter Rain.
У бидаю из Букара есть уникальная традиция вешать тела мертвых на деревья и оставлять их гнить. Скелеты оставляют на деревьях как напоминание о погибших. В наши дни эта традиция редко используется.
Несмотря на то, что правительство Малайзии классифицирует как «Бидаю», культура Салако и Лара мало похожа на другие группы бидаю и их устную речь. традиции заявляют о различных историях происхождения и миграции. С лингвистической точки зрения салако принадлежат к другому языковому генеалогическому древу, принадлежащему к малайской семье даяков (той же семье, что и ибан ). Лара, хотя и считаются более близкими к бидаю (джагой-сингай), говорят на языке, почти не понятном друг другу с бидаю, но принадлежали к тому же языковому генеалогическому древу, которое является ланд даяк. Даже их обычные ритуалы и обряды отличаются от других бидаю (все бидаю разделяют почти одинаковые ритуалы и обычные обряды).
Музыкальное наследие бидаю состоит из различных типов ансамблей агунг - ансамбли, состоящие из больших подвешенных, подвешенных или удерживаемых, выпуклых / зазубренных гонгов, которые действуют как дрон без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента.
Несколько традиционных блюд бидаю:
Викискладе есть медиа, связанные с людьми бидаю. |