Кастовые системы в Африке

редактировать

Кастовые системы в Африке представить собой форму социального расслоения, характерную для многих этнических групп, встречающихся в пятнадцати стран, особенно в регионах Сахеля, Африки и Северной Африки. Эти кастовые системы характеризуются эндогамией, иерархическим статусом, унаследованным родом занятий, членом по рождению, концепциями загрязнения и ограничениями соизмеримости.

Специфика кастовых систем в разных странах мира зависит от этнических групп. В некоторых обществах существует жесткая и строгая кастовая система с укоренившимся, в других - более расплывчатая и сложная. Страны в Африке, в которых есть общества с кастовой системой, включая Мали, Мавританию, Сенегал, Гамбию, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Нигер, Буркина-Фасо, Камерун, Либерия, Судан, Сьерра-Леоне, Алжир, Нигерия, Чад, Эфиопия, Сомали, Джибути, Эритрея и другие. Хотя неясно, когда и как кастовые системы развивались в Африке, они не являются древними и, вероятно, сформировались где-то между IX и XV веками у различных этнических групп, вероятно, в связи с институтом рабства.

Содержание
  • 1 Восточная Африка
    • 1.1 Народ амхара
    • 1.2 Народ борана
    • 1.3 Народ оромо
    • 1.4 Сомалийский народ
  • 2 Северная Африка
    • 2,1 Мавры
    • 2.2 Туареги
  • 3 Западная Африка
    • 3,1 народ фула
    • 3,2 народ игбо
    • 3,3 народ манде
    • 3,4 народ мандинка
    • 3,5 народ сенуфо
    • 3,6 народ сонинке
    • 3,7 народ сусу
    • 3,8 народ темне
    • 3,9 народ тукулеров
    • 3,10 народ волоф
    • 3,11 народ зарма
  • 4 Центральная Африка
    • 4, 1 народ мандара
    • 4,2 народ тубу
    • 4,3 народ загава
  • 5 Южная Африка
    • 5.1 Люди мерины
  • 6 Хронология
  • 7 Сравнение между кастами Африки и Южной Азии
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Восточная Африка

Народ амхара

Т Социальное ра сслоение народа амхара в Эфиопии включает касты. Согласно Дональду Левину - профессору социологии, специализирующемуся на эфиопском обществе, общество Амхара состояло из высокопоставленных кланов, низших кланов, кастовых групп (ремесленников) и рабов. Кастовая система амхара была иерархически выше, чем ее низшие слои рабов.

Кастовая система амхара состояла из: (1) эндогамии, (2) иерархического статуса, (3) ограничений соизмеримости, (4) концепций загрязнения, (5) каждая каста имеет традиционное занятие и (6) унаследовала кастовую принадлежность. Эта кастовая система представляет собой жесткое, эндогамное и закрытое в профессиональном отношении социальное расслоение среди амхара и других афро-азиатских эфиопских этнических групп. Однако некоторые заявляют, что это экономически закрытая, эндогамная классовая система или уязвимые права, тогда как другие, такие как историк Дэвид Тодд, заявляют, что эту систему можно однозначно назвать кастовой.

Народ Борана

народ борана обитает на юге Эфиопии и северо-востоке Кении. У них исторически были касты, среди которых народники и ремесленники составляли депрессивные слои. Это эндогамные касты, каждое из которых имеет специализированное унаследованное занятие и включает в себя слои, состоящие из отверженных. Они встречаются практически в каждой кушитской или семитской общине этого региона. Эти касты не негроиды и не бушманоиды ни по физическим характеристикам, ни по своему первому языку.

Низкое касты народа борана утверждает Герберт Льюис - профессор антропологии со специализацией в восточноафриканских обществах не показывает физических отличий от благородных каст Сомали и Сомалилендов. Помимо эндогамии и профессиональных различий между кастами, их ритуальные, социальные и политические позиции, выбираются, как и убеждения друг друга. Например, касты издавна считали друг друга нечистыми по ритуалам, еда, приготовленная либо дворянами, либо кастами ремесленников, считается табу для других. Точно так же традиционно ремесленнику и знатному человеку ритуально запрещается входить в дом друг друга. Ожидается, что люди из низших каст не будут обращаться с сельскохозяйственным оборудованием или скотом.

В Эфиопии к отверженным группам группы вейто, которые живут на берегах озера Тана и презираются за то, что ели мясо гиппопотама.

Народ оромо

Народ оромо - самая многочисленная этническая группа в Эфиопии, также встречается в северной Кении и Сомали, где, по оценкам, общая численность населения больше 35 миллионов человек.

Подобно другим этническим группам в Африканском Роге и Восточной Африке, люди оромо в регионе развили социальную стратификацию, состоящую из четырех иерархических слоев. Высшими слоями были дворяне, которые называли боранами, ниже - габбаро (в эфиопских текстах 17-19 веков их называют дхалатта). Ниже этих двух высших каст находились презираемые касты ремесленников, а на самом низком уровне - рабы.

В исламском Королевство Джимма кастовые слои общества оромо преимущественно состояли из эндогамных людей. унаследовал ремесленные занятия. Каждая кастовая группа специализирована на определенном занятии, таком как обработка железа, плотничество, изготовление оружия, гончарное дело, ткачество, обработка кожи и охота.

Кастыенное общество оромо имело обозначенное название, например, Тумту. кузнецы, Фуга были гончарами, Факи были кожевниками и кожевенниками, Семмано - ткачами, Гагурту - пчеловодами и производителями меда, Ватта - охотниками и собирателями. Хотя рабы были эндогамным слоем в обществе оромо, они сами также были жертвами рабства. К 19 годам рабы, не смотря на это, стали популярными, и большая часть рабов продавалась на невольничьих рынках Гондар и Галлабат на границе между Эфиопией и Суданом, а также на рынках Массава и Таджура на Красном море.

сомалийский народ

Сомалийцы - это мусульманская этническая группа, насчитывающая 15 до 20 миллионов, составляющая наибольшую этническую группу в Сомали, из которых также проживают в Эфиопии, Кении и Джибути.

Исторически они демонстрировали социальную стратификацию, которая включала в себя встроенные касты, называемые Хигал (или Хигалки, Аргобба). Верхние благородные слои назывались Гоб (или Аша), а нижние рабские слои назывались Саб. Три основные сомалийские касты называются Тумал (иногда пишется Томал), Мидган и Иибир (иногда пишется Ебир). Они вышли за рамки традиционной клановой структуры. Каста была эндогамной, человек, рожденный в ней, унаследовал ее род занятий. Мидганы были охотниками, Тумал - кастой кузнецов, гончаров и кожевников, а йибир - изготовителями седел и молитвенных циновок и кастой магов. Ниже касты находились сомалийские банту община джариров, которые были потомками бывших рабов, в том числе беглых и выделенных рабов.

Согласно Мохамеду Ино и Абди Кусоу, Сомалийские кастовые сообщества этнически неотличимы друг от друга, но высшие касты заклеймили нижние мифические рассказами о том, что они имеют нечестивое происхождение или занимаются грязными занятиями. Социальная система с четырьмя слоями - распространена среди сомалийцев в Африканском Рога, утверждает Дональд Левин, а также встречается таких этнических групп, как Афар, Амхара, Борана, Лека, Сидамо, Кефа, Джанджеро и другие народы.

По словам Кэтрин, Бестеман, профессора антропологии, широко распространенная покупка несомалийских африканских рабов в средние века помогала структурировать комплексную иерархию среди сомалийцев. Стере Бестеман, сомалийцы из высших слоев также проявляют эгалитаризм в управлении кланов, в то время как они включаются в концепции социального статуса, неполноценности и исключения саба и рабов. В северных регионах, где традиционно проживают сомалийцы, утверждает Иаон Льюис, сомалийские общины, традиционно проводят различие между кустарными сомалийскими кастами и их рабами, но на юге они стерли эти различия.

Люди среди сомалийского народа имеют также существовали в других этнических группах востока и северо-востока Африки. У восточноафриканских этнических групп, таких как, например, народ оромо, родственники сомалийских каст были зарегистрированы в текстах 16-го века, утверждает Корнелиус Хаэнен. В таблице ниже приведены некоторые альтернативные термины для обозначения каст, отражающих сомалийский мадхибан в других этнических группах, которые разделяют регион с сомалийским народом. Аналогично, эквивалентные термины для каст в других этнических группах северо-востока и востока Африки отражают другие касты, такие как томал и ибир сомалийского народа.

Каста, эквивалентная мадибану в Роге оф. Африка
Этническая группаКастаРод занятий
СомалиМидган, Мадхибанохотники, кожевники
Амхарцы Вейто, Факиохотники, кожевники
люди Аргобба Факинкожевники
люди Борана Ваттаохотники, кожевники, гончары, собиратели
Гураги Фугаохотники, плотники
люди Джанджеро Фугаохотники, гончары, кожевники
люди Кефа Манджоохотники, охранники
Кимант люди Арабиньякожевники
Кваеджуохотники
люди Сидама Авачокожевники
Северная Африка

Мавры

Общество мусульманских мавров в частях Магриба Северной Африки традиционно (и до сих пор остается, для некоторых бывших палатка) стратифицированная. По словам Ребекки Попено - профессора антропологии, в то время как исламские священные писания не диктуют кастовую систему, а кастовые системы не Богом. В контексте Мавритании доктрина Кафа был бюджет как оправдание для рассмотрения положения до брака, аннулирования браков между неравными людьми и эндогамии.

Мавры веками владели рабами.. Рабов традиционно называют Харатин и `Абид, и они были эндогамными кастами с самым низким статусом, в основном обособленными оазисом - проживающими черными людьми в обществе мавров.

Харатины Мавритании, утверждает Джозеф Хелльвег, профессор антропологии, специализирующийся на исследованиях Африки, что, вероятно, сформировано между 1300 и 1500 годами нашей эры из-за бедуинов наследие. «Хасан» монополизировал занятия, связанные с войной и политикой, «звайя» (Завая ) - религиозные роли, «бидан» (белые мавры) владели собственностью и содержали рабов (харатины, черные мавры), а рабы составляли самый низкий из социальных слоев. Из них были кастой, эндогамной, с наследственными занятиями, и где верхние слои собирали дань (горму) с нижними слоями каждого мавританского общества, считали их социально неполноценными и используемыми в праве владеть землей или ими, тем самым создавая социально-экономическое положение. закрытая система.

Среди носителей арабского языка Хассания на юге Марокко и Мавритании, утверждает Шон Ханретта, профессор истории Африки, термин Бидан является «кастовым синекдохом», это относится к кланам Хассани ( воин) и Звайя (священнослужитель). В кастах рабов они распознавали два слоя: абид (рабы) и харатины (освобожденные рабы). По словам Ремко Энселя, профессора антропологии, специализирующегося на изучении Магриба, слово «харатин» на марокканском языке является уничижительным, которое означает «подчинение, дурная репутация», и в современной литературе его часто заменяют на «Драви», «Драва» ». Сахрави »,« Сахрава »или другие региональные термины. Харатины исторически изолированно от основного общества, в сельской изоляции. Их подчинение, независимо от их религий, иногда идеологически оправдывалось исламскими учеными, хотя некоторые ученые придерживались более тонкой зрения, согласно которым мусульмане порабощать других мусульман, утверждает Хамель, профессор истории, специализирующийся на других мусульманах. истории. в африканистике. В соответствии с входящими в иерархию слоями, религиозными специалистами и литераторами, за следовали те люди, кочевые пасторальные слои и рабы. Харатины были иерархически выше Абидов (потом рабковов) в самом низу, но ниже Ахрара. Эту иерархию, как утверждает Энсель, по-разному описывали как этнические группы, сословия, квазикасты, касты или классы.

Туареги

Туареги - большая Берберы этническая конфедерация, основанная в Северной Африке. В основном они населяют пустыню Сахара, на обширной территории, простирающейся от далекого юго-запада Ливии до юга Алжира, Нигера, Мали. и Буркина-Фасо. Традиционно кочевые скотоводы, небольшие группы туарегов также встречаются в северной Нигерии. Общество туареговством традиционно характеризовалось членом в кланах, социальным статусом и кастовой иерархией внутри каждой политической конфедерации. Эти иерархические системы включаются дворян, клериков, мастеров и несвободные слои людей.

В иерархической кастовой системе туарегов дворяне составляют высшую касту. На языке туарегов они известны как imúša (Имаджаган, «гордый и свободный» на языке амазигов). Дворяне имели монополию на оружие и верблюдов, были воинами туарегов. Возможно, они достигли своего социального статуса, поработив другие касты туарегов, сохранив оружие для своей защиты собственности и вассалов. Они также собирали дань со своих вассалов. Эта военная знание своей традиционной вступала в брак внутри касты, не с людьми, находящимися их ниже уровня. Собрание племен, который избирает из себя знати вождями племен, образует конфедерацию, называемую аманокал. Китаин - властитель во время войны, и получает дань и налоги от племен в знак их подчинения его власти.

Вассалы-пастухи - второй свободный слой в обществе туарегов, занимающий справедливое положение. ниже, чем у дворян. На языке туарегов они известны как ímad (Imghad, единственное число Amghid). Хотя вассалы также были свободны, они не владели верблюдами, а держали ослов и стада коз, овец и волов. Они пасли и пасли свои стада, а также те, которые принадлежат знати конфедерации. Вассальные традиционно платили ежегодный тивсе, или дань дворянам, как часть своих статусных обязательств, а также принимали любого дворянина, путешествующего по их территории. В эпоху позднего средневековья утверждает Прасс, эта монополия на рухнула после того, как региональные войны нанесли тяжелый урон знатным воинам, и после вассалы также носили оружие и были завербованы в качестве воинов. После начала колониального правления, которое лишило дворян их власти над войной и налогообложением, туареги, принадлежащие к знатным слоям, презирали пасти скот и возделывали землю, вместо этого ища военную или интеллектуальную работу.

Благородными слоями туарегов были эндогамные религиозные клерикалы, марабуты (туареги: инеслемен, заимствованное слово, означающее мусульманин на арабском языке). После принятия ислама они стали неотъемлемой социальной структуры туарегов. Согласно Норрису, этот слой мусульманских священнослужителей был священной кастой, которая распространяла ислам в Северной Африке и Сахеле в период с 7 по 17 века. Первоначально приверженность вере была сосредоточена вокруг этой касты, но позже распространилась на более широкое сообщество туарегов. Марабуты традиционно были судьями (кади) и религиозными лидерами (имамами) общины туарегов.

Согласно антропологу Джеффри Хиту, ремесленники туарегов принадлежат к эндогамным кастам, известным как инхудон (инадан). Среди них были кузнецы, ювелиры, мастера по дереву и кожевники. Они производили и ремонтировали седла, инструменты, предметы домашнего обихода и другие предметы для сообщества туарегов. В Нигере и Мали, где проживает самая большая популяция туарегов, касты ремесленников были прикреплены в качестве клиентов к семье дворян или вассалов и доставляли послания на расстояния для своих семей-покровителей. Они также являются теми, кто традиционно приносит жертву животных во время исламских фестивалей.

Эти социальные слои, как и кастовые системы во многих частях Африки, включают певцов, музыкантов и рассказчиков туарегов, сохранили свои устные предания. Туареги их называют аггутой, они были призваны петь во время церемоний, таких как свадьбы или похороны. Происхождение кустов ремесленников неясно. Одна теория постулирует еврейское происхождение, предложение, которое Прасс называет «очень болезненным вопросом». Их связь с огнем, железом и драгоценными металлами и их репутация хитрых торговцев побудили других относиться к ним со смесью восхищения и недоверия.

Согласно Расмуссену, касты туарегов не только иерархичны, поскольку каждая касты различаются по взаимному восприятию, еде и пищевым привычкам. По этому поводу она приводит объяснение кузнеца, почему среди каст туарегов в Нигере существует эндогамия. Кузнец объяснил: «Дворяне подобны рису, кузнецы подобны просу, рабы подобны кукурузе».

В районах туарегов в Алжире отдельные слои арендаторов и крестьян живут вокруг оазисов, известных как izeggaren (или харатин на арабском). Традиционно эти местные крестьяне подчинялись знати-воинам, владевшим оазисом и землей. Крестьяне обрабатывали эти поля, продукцию которых они отдавали дворянам, оставив пятую часть урожая. Их покровители туареги обычно отвечали за поставку сельскохозяйственных орудий, семян и одежды. Неясно и происхождение крестьян. Одна теория постулирует, что они являются потомками древних людей, которые жили в Сахаре до того, как в них доминировали группы захватчиков. Некоторые говорят на диалекте сонгай, а также на туарегском и арабском языках. В наше время эти крестьянские слои слились вместе с освобожденными черными рабами и сельскохозяйственными пахотными землями.

Согласно историку Старратту, туареги развили систему рабства, которая была сильно дифференцированной. Они установили слои среди своих рабов, которые определяли правила в отношении ожидаемого поведения раба, его брачности, прав наследования, если таковые имеются, и занятия. Позже икеланы стали связанной кастой в обществе туарегов. Согласно Хиту, Белла в обществе туарегов были кастой рабов, занимавшейся разведением и выпасом домашнего скота, например овец и коз.

Западная Африка

Народ фула

Народ фула - одна из крупнейших и широко рассредоточенных мусульманских этнических групп в Сахеле и Западной Африке. Их всего от 20 до 25 миллионов человек во многих странах этого региона, и они исторически характеризовались кастовой системой.

Кастовая система фула была довольно жесткой и имеет средневековые корни. Он был хорошо известен в 15 веке и сохранился до наших дней. Четыре основные касты, по словам Мартина Кича, в порядке их статуса: «дворянство, торговцы, торговцы (например, кузнецы) и потомки рабов». По данным Африканской комиссии по правам человека и народов, народ фулани придерживается «строгой кастовой системы».

Высшая каста состоит из дворян. Ниже находятся марабу или клерики, а затем фула-скотодержатели. Ниже перечислены касты ремесленников, в которые входят кузнецы, гончары, гриоты, специалисты по генеалогии, плотники и портнихи. Они принадлежат к кастам, но не порабощены и являются свободными людьми. Кроме того, существуют касты из пленных, рабов или крепостных предков: Маккушо, Риммайе, Димаахо и, реже, Чалиэге, фулани, эквивалент туарегов икелан, известных как Бузу (Бузу) / Белла в хауса и Соответственно.

Каста фулани эндогамна по своей природе, то есть люди женятсятолько внутри своей касты. Эта кастовая система, однако, не была такой сложной в таких местах, как северная Нигерия, восточная Нигер или Камерун. По некоторым оценкам, к концу 19 века рабы составляли около 50% населения Фулле эмирата Адамава, где их называли джеяэ (в единственном числе джеядо). Хотя эти цифры очень высоки, они характерны для многих других эмиратов Халифата Сокото, частью которого являлся Адамава. Социальное расслоение на основе каст среди народа широко распространено и прослеживалось в Сахеле, таком как Буркина-Фасо, Нигер, Сенегал, Гвинея, Мали, Нигерия, Судан и другие.

Люди игбо

кастовая система осу в Нигерии и южном Камеруне из народа игбо восходит к Одинани, традиционная религия игбо. Многие традиционалисты игбо верят, что осу - это люди, исторически принадлежащие божествам, и поэтому они считаются «живыми жертвой», изгоем, неприкасаемым и недочеловеческим (аналогично римской практике homo sacer ). Эта система привлекла литературное внимание, когда она стала ключевым моментом сюжета в Больше не в покое Чинуа Ачебе.

Люди, которые считают современными Осу в Игандебол, являются потомками людей, которые вызвались добровольцами и были принесены жертву различными богам. Эти предки принесли клятву себя и своих потомков этим богам. Они пользовались защитой и защитой от обычных людей. Эти люди осу женились, дружили и общались между собой. Практика продолжается по сей день. Обычный человек игбо не женился и не позволял кому-либо из своих родственников жениться на осу. Несколько случаев, когда это происходило, каждый член этого не-Осу, который становился зараженным и считался Осу.

Можно сказать, что единственный аспект жизни игбо, который сохраняет неприкосновенность сегрегации осу, - это брак. Ан Осу мог и мог выйти замуж только за другого Осу, и не более того. Для Осу - табу и отвращение - выходить замуж имеют за не-Осу - любовь или похоть не значения.

Некоторые предполагают, что в связи с введением системы модернизации Осу постепенно уходит с Игболенд и традициями. Влияние христианства того (в частности, римского католицизма ) привело к, что Одинани начал медленно исчезать из Игболенда. Обинна в 2012 году сообщает, что в сообществе игбо, особенно в Энугу, Анамбра, Имо, Абиа, Эбони, Эдо и Дельта штаты - кастовая система Осу остается социальной проблемой. Каста осу определяется рождением в семье, независимо от религии, исповедуемой этим человеком. Рожденный в касте Осу, этот нигерийский человек - изгой, с ограниченными возможностями или принятием независимо от его или ее способностей или заслуг. Обинна обсуждает, как личность и власть, связанные с кастовой системой, используются в правительстве, церкви и общинах народов.

Народ манде

Среди сообществ манде в Мали, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, слоновая кость Побережье и Гана, люди разделены по роду занятий и этническим связям. Высшая иерархия в кастовой системе манде, хорон (дворяне / свободнорожденные), традиционно - это фермеры, рыбаки, воины и животноводы, низшая каста - это Йоноу, каста «рабов», состоящая из людей, чьи предки. Важной особенностью этой системы являются касты, основанные на торговле, такие как кузнецы и гриоты.

народ мандинка

народ мандинка - западноафриканцы. этническая группа с предполагаемым населением одиннадцать миллионов человек, которые корни находятся в западном Сахеле, в Мали, но теперь широко рассеяны. Более 99% мандинка - мусульмане. <

Народ мандинка живет в основном в Западной Африке, особенно в Гамбии и Гвинее, где они являются самой крупной этнической группой. Основные группы народа мандинка также проживают в Мали, Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуар, Сенегале, Буркина- Фасо, Либерия, Гвинея-Бисау, Нигер и Мавритания. Их традиционное общество состояло из общества стратифицированных каст, по крайней мере, с XIII века.

Общество мандинка утверждает, что Арнольд Хьюз, профессор западноафриканских исследований и африканской политики, «разделено на три эндогамные касты - Вольнорожденные (форо), рабы (чонго), ремесленники и певцы прославления (ньямоло)». Вольные касты - это в первую очередь фермеры, в то время как слои рабовли включают в себя поставщиков рабочей силы фермерам, а также кожевников, гончаров, кузнецов по металлу, гриотов. Мусульманские священнослужители и писцы мандинка индивидуальной эндогамной профессиональной кастой, называемой Джаханке, с их исламскими корнями, восходящими примерно к 13 веку.

Касты мандинка являются наследственными, и браки вне касты были запрещены. Сахельского региона и встречается в общинах мандинка, например, в Гамбии, Мали, Гвинее и других

народ сенуфо

народ сенуфо обитает в регионе, охватывающем Кот-д'Ивуара, юго-восток Мали и западная Буркина-Фасо. Одна подгруппа, нафана, находится на северо-западе Ганы.

Народ сенуфо традиционно был социально расслоенным обществом, которое входили касты и рабы. Эти эндогамные подразделения в местном масштабе называются Катиула, и в один из слоев этого подразделения входят рабы и потомки рабов. Согласно Долорес Рихтер, кастовая система, встречающаяся среди людей сенуфо, включает «иерархическое ранжирование, включающее презираемые низшие касты, профессиональную специфику, ритуальную взаимодополняемость, эндогамию, наследственную принадлежность, изоляцию по месту жительства и политическое превосходов над кастами ремесленников».

Народ сонинке

народ сонинке - это западноафриканская этническая группа, проживающая на востоке Сенегала и его столице Дакаре, северо -западе Мали и южная Мавритания. Сонинке, в основном мусульмане, были одной из первых этнических групп южнее Сахары Западной Африки, которые приняли ислам примерно в 10 веке. Современное население сонинке оценивается более чем в 2 миллиона человек. Культурные обычаи народа сонинке сходны с культурными практиками народов манде и включают социальное расслоение. По словам антрополога Тала Тамари, общество сонинке стало сильно расслоенным после тринадцатого века.

Слои сонинке включали в себя свободную категорию, называемую Хорро или Хорон, категорию кастовой системы, называемую Намаксала или Ньяксамало, и рабов, называемых Комо.. В подгруппе джаара народа сонинке, дворянство, называемое Тунканленму, было другим слоем.

одна из наиболее часто используемых слоев, одна из которых находилась внизу среди сонинке, как и другие западноафриканские этнические группы, и составляли до половины населения. население. Рабы среди народа сонинке были иерархически разделены на три слоя. Деревенские рабы были предоставлены групповой рабской группе, которая жила отдельно от деревни и подчинялась приказам главы деревни. Домашние рабы жили в семье и не могли быть проданы. Самым низким уровнем среди рабов были торговые рабы, которых можно было покупать и продавать. Со временем каждый из этих слоев стал эндогамным, утверждает Дэниел Литтлфилд, профессор истории.

Были встроенные иерархический статус, которые тоже были наследственными, эндогамными. К ним, например, гаранке (кожевники) под похороной (бард), похороны под гесэр или джели (гриоты, певцы), джели под таге или нуму (кузнецы, гончары).

Народ сусу

народ сусу - это западноафриканская этническая группа, одна из народов манде, проживающих в основном в Гвинее.. Влиятельные в Гвинее небольшие общины народа сусу также встречаются в соседних Сьерра-Леоне и Гвинее-Бисау. Сусу - это патрилинейное общество, которое предпочитает эндогамные браки между двоюродными братьями и сестрами, в которых много полигинных семей. У них есть кастовая система, как у всех народов Африки, говорящих на языке мандин, где ремесленники, такие как кузнецы, плотники, музыканты, ювелиры и кожевники, представляют собой отдельные касты и, как считается, произошли от рабства средневековой эпохи.

У народа сусу, как и у других народов, говорящих на языке мандин, есть кастовая система, на региональном уровне называемая такими терминами, как ньямакала, наксамала и галабболалауба. Вероятность того, что эти термины связаны с латинским, греческим или арамейским языком, существуют случаи, когда эти термины связаны с латинским, греческим или арамейским языком.

Ремесленники среди народа сусу, такие как кузнецы, плотники, музыканты и барды (елиба), ювелиры и кожевники, представляют собой отдельные касты. Люди сусу считают, что эти касты произошли от рабов средневековой эпохи. Как утверждает Дэниэл Хармон, люди, живущие в Гвинеей, не ограничиваются в других регионах, например, в Сусерра-Леоне, где они также связаны с исторической системой рабства. Касты сусу в региональных мусульманских общинах были преобладающими и зарегистрированными социологами в конце 19 - начале 20 веков.

Народ темне

Народ темне - западноафриканский этнос группа. Они чаще всего встречаются в северо-западных и центральных частях Сьерра-Леоне, а также в столице страны Фритауне. Некоторые темне также встречаются в Гвинее. Темне самую большую этническую группу в Сьерра-Леоне, составляющая 35% от общей численности населения. Общество темне состоит из патрилинейных кланов, преимущественно представляет собой смесь мусульман и политеистов, а некоторые кланы принадлежат к кастам.

Ремесленники и музыканты в обществе темне были людьми из эндогамной касты. Терминология этой социальной стратификационной системы и встроенной иерархии могла быть заимствована у темне у соседних народов мандинка, фула и сусу. Кастовая иерархия и социальная стратификация более прочно укоренились в северных исламских частях территорий темне. Касты эндогамных рабов содержались в кланах темне в качестве сельскохозяйственных рабочих и домашних слуг, и они составляли самый низкий подчиненный слой социальных слоев. Порабощенные женщины служили домашней прислугой, женами и наложницами.

Люди тукулёров

тукулеры - мусульманская западноафриканская этническая группа, проживающая в основном в Фута Торо региона Сенегала, с некоторыми в Мали и Мавритании. Тукулер приняли ислам в 11 веке, их раннее и сильное исламское наследие является предметом большой гордости для них. Они сыграли важную роль в распространении ислама в Западной Африке в средневековую эпоху, позже основали обширную Империю Тукулор в XIX веке под Умаром Талом, которая вела религиозную войну против своих соседей этнические группы и французские колониальные силы. Общество тукулёров было патрилинейным, полигинным и с высоким социальным расслоением, которое включало рабство и кастовую систему.

Общество тукулёров разделено на строгие и жесткие кастовые иерархии.

Самый высокий статус среди пяти тукулеров каст принадлежит аристократическим лидерам и исламским ученым по имени Торобе. Под ними - Римбе, или администраторы, торговцы и фермеры. Ньенбе - это касты ремесленников общества тукулёров. Четвертый слой касты называется галлункобе или рабы или потомки рабов, «освобожденных». Нижний слой тукулеров - это матюбе или рабы. Рабы были приобретены в результате набегов языческих этнических групп или куплены на невольничьем рынке, или статус передавался по наследству.

Иерархическое социальное расслоение было экономически закрытой системой, что исторически означало заметное неравенство. Собственность и земля принадлежали исключительно членам высшей касты. Род занятий и кастовая принадлежность передаются по наследству. Каста тукулёров была эндогамной, сегрегированной, и смешанные браки были редкостью. Жрецы среди Тукулёров, такие как народ волоф, образовали отдельную группу. Религиозные лидеры не обязательно были эндогамными или унаследованными постами в долгой истории народа тукулеров, но люди из низших каст редко становились специалистами по религии, утверждает Рюдигер Зеземанн, поскольку считалось, что они недостаточно придерживаются «духовных стандартов благочестия».

народ волоф

народ волоф - это западноафриканская мусульманская этническая группа, проживающая на северо-западе Сенегала, Гамбия и юго-западное побережье Мавритании. В Сенегале волоф - самая большая этническая группа (~ 39%), а их совокупное население превышает 6 миллионов человек. Народ волоф, как и другие западноафриканские этнические группы, исторически сохранял жесткое эндогамное социальное расслоение, которое включало дворянство, клерикалов, касты и рабов. Кастовая система волоф существовала, по крайней мере, с 15 века.

Социальные слои включали свободную категорию, называемую геер, категорию каст, называемую ньенйо или неэно, и категорию рабов, называемую джам. Кастовый статус был наследственным, и эндогамия среди мужчин и женщин с определенным кастовым статусом была устойчивой особенностью народа волоф, утверждает Леонардо Вильялон, профессор политологии и африканистики. Кастовый статус волофов, утверждает Вильялон, был и остается большим препятствием для смешанных браков, чем этническая или религиозная принадлежность в Сенегале.

Наши также были иерархичными, с низшим уровнем - гриоты. Согласно культурным традициям их унаследованная неполноценность близка к таковой у рабов (джамов или каалов). Кому-то, утверждает Дэвид Гэмбл, были связаны с идеями относительной чистоты-нечистоты. Кожевники, например, считались низшими из ньеньо, потому что их занятие, связанное с шкурами животных, считалось грязным.

Рабы отдельно отдельной эндогамной группой в обществе волоф. Рабство либо передавалось по наследству в обществе волоф, либо было похищено в детстве у отчаявшихся родителей в трудные времена, либо рабство было наложено старейшинами деревни в наказании за правонарушения. К началу 18 века всевозможные обвинения и мелкие преступления были наказаны рабовладельческих слоев. Рабы, приобретенные путем похищения, покупки или в качестве военнопленных, в обществе волоф назывались jaam sayor.

Geer или «свободнорожденные» тоже имели иерархическую структуру. Наверху находились королевские правители, ниже - влиятельные на региональном или местном уровне знатные роды, которые контролируют территорию и собирали дань, а ниже находились вольнорожденные простолюдины, которые называли баадоло или «лишенные власти».

народ зарма

народ зарма - это этническая группа, преимущественно проживающая в самом западном Нигере, также в значительном числе встречающаяся в прилегающих районах Нигерии и Бенина., а также меньшее количество в Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар и Гана. Народ зарма - это преимущественно мусульмане из школы малики -суннитов, и они живут в засушливых сахельских землях вдоль реки Нигер. долина, который является средством орошения, кормов для стада крупного рогатого скота и питьевой воды. У народа зарма была историяовладельческой и кастовой системы, как и у многих западноафриканских этнических групп.

Народ зарма традиционно был социальным расслоенным обществом, как и народ сонгай, в котором было

70>каст, государство Жан-Пьер Оливье де Сардан, Таль Тамари и другие ученые. Согласно описаниям средневековой и колониальной эпохи, их призвание было наследственным, и каждая стратифицированная группа была эндогамной. Социальное расслоение, которое включало слои населения унаследовали, во-вторых, были инициированы исламские клерика, которые были инициированы, но не унаследовали эту профессию автоматически, что сделало слои клерикалов псевдокастой. По словам Ральфа, хорошо развита, как кастовая система, исторически встречающаяся у африканских этнических групп.

Кастовое рабство . Традиционная форма кастового рабства все еще практиковалась туарегами, зарма и арабами этническими меньшинствами.

- Отчет по стране: Нигер (2008). Государственный департамент США

Различные слои народа зарма-сонгай включают королей и воинов, ремесленников, ткачей, охотников, рыбаков, кожевников и парикмахеров (Ванзам) и домашних рабов. (Хорсо, Банные). Каждый каста почитает собственный дух-хранитель. Некоторые ученые, такие как Джон Шуп, разделяют эти слои на три категории: свободные (вожди, фермеры и пастухи), раболепные (художники, музыканты и гриоты) и класс рабов. Социальные рабов должны быть эндогамной, в то время как рабы могли быть освобождены в течение четырех поколений. Шоуп утверждает, что высший социальный уровень произошел от короля «Сонни Али Бера », а их наследственное занятие в современную эпоху - Соханс (колдун). Традиционно свободные слои народа Зерма владели собственностью и стадами, и они доминировали в политической системе и правительстве во время и после французского колониального правления. В рамках стратифицированной социальной системы исламской системы полигинных браков является частью традиции народа зарма, где предпочтительны межклассные традиции, а также система ритуального принятия между женами. Эта эндогамия похожа на другие этнические группы в Западной Африке.

Центральная Африка

народ мандара

народ мандара - центральноафриканский народ. Мусульманская этническая группа, проживающая на севере Камеруна, северо-востоке Нигерии и юго-востоке Чаде. Они жили в горных районах и долинах к северу от реки Бенуэ в Камеруне, исламского государства примерно в 16 веке и долгое время были частью султаната Мандара.

Общество Мандара превратилось в социально-стратифицированную систему, в которой султан и члены королевской семьи, фермеры, коневоды, ремесленники, рабочие-металлисты и кузнецы образовали особую эндогамную касту, наследующую занятия. Кастовая система у народа мандара интегрировала идею о том, что слои имеют врожденное загрязнение и поэтому они подвергаются стигматизации, однако нет никаких доказательств того, что их исламская вера объединена между различными индивидуальными кастами в их обществе, были одобрены Богом. У народа мра также были эндогамные слои рабов.

Народ тубу

народ тубу - исламская этническая группа, населяющая северный Чад, южный Ливия, северо-восток Нигер и северо-запад Судан.

Народ тубу, утверждает Жан Шапель, специализирующийся на чадских этнических группах, социальных стратифантах с кастовой системой. Эти три слоя состояли из свободных людей с правом владения, кустарных и рабов.

Эндогамная каста Азза (или Аза) среди Тубу занималась ремеслами, такими как обработка металла, кожа работы, керамики и пошива одежды, и они традиционно презирались и отделялись от других слоев тубу, как и каста хадахидов на юго-востоке Чада среди народа загава . Брак между членом касты кузнецов и представителем других слоев народа тубу был культурно неприемлем. Слои, местные жители называемые камаджа, были рабами. Язык, используйте народ азза, пример языка тебу, но взаимно понятным.

народ загава

народ загава, также называемый бери или Захава - это центральноафриканская мусульманская этническая группа из восточного Чада и западного Судана, включая Дарфур. Загава регистрируются в текстах на арабском языке, исламскими историками и географами. Век, в котором народ загава принял ислам, был предметом споров и единого мнения, причем оценкиировались от 13 до начала 17 века.

Общество загава было расслоено и включало касты. Верхний слой состоял из знати и воинов, ниже - торговцев и купцов, ниже - касты ремесленников, называемые хадахид (или хадахид). Эти касты были эндогамными, и их унаследованные занятия включают в себя работу с железом, охотников, гончарное дело, кожевенное дело и музыкантов, таких как барабанщики. Ремесленническая работа традиционно рассматривалась в обществе, как грязная и имеющая более низкий статус, поскольку это были люди разных языческих и еврейских корней, которые медленно ассимилировались в исламском обществе.

Термин «кузнец» был уничижительным термином. В культуре загава утверждает Энн Хаур - профессор африканистики и средневековой археологии, «если родиться кузнецом, то он всегда будет кузнецом». Касты, не являющиеся кузнецами Загхавы, не едят и не общаются с кастами кузнецов. Низший слой - рабы. Социальное расслоение и касты, такие как слои кожевников внутри народа загава, такие как у соседних мехов.

южной Африки

народа мерина

Люди мерина - самая многочисленная этническая группа на Мадагаскаре. Исторически у них была очень стратифицированная кастовая система. Общество Мерина возникло в 15 веке в районе центрального плато Мадагаскара. В его обществе, как и во многих африканских этнических группах, было две категории людей: свободные, местные называли фоты, и крепостные, или основная часть населения. Они были разделены на три слоя: Андриана (дворяне), Хова (свободные люди) и низшие слои, называемые Андево (рабы).

Каждый слой иерархически подразделяется. Андриана делятся на шесть субстратов, например, каждый из них имеет унаследованное занятие и был эндогамным.

Записи девятнадцатого века показывают, что андрианцы, или рабы, были импортированы черными африканцами, и они составляли около трети населения. общество Мерина. Общество Мерины продавало горных раборгов мусульманским и европейским работникам на побережье Мадагаскара, а также покупало у них рабов из Восточной Африки и Мозамбика для своих собственных плантаций в период с 1795 по 1895 год. Брак и любые сексуальные отношения между верхними слоями населения и нижними слоями населения были табу. Согласно докладу 2012 года Гульнары ООН - специального докладчика по современным рабским формам, потомки бывших рабовладельческих каст продолжают страдать в современном мадагаскарском обществе, а межкастовые браки по-прежнему остракизму в обществе.

Хронология

Кастовые системы в Африке были связаны с заранее развитой торговой сетью, вторжения из Северной Африки и Ближнего Востока после 7 века, за последовательную систему рабства, нацеленная на язычников. По словам Сьюзан Макинтош - профессора антропологии, специализирующиеся на африканских обществах, археологические данные показывают, что арабы и берберы создали интегрированную торговую и транспортную сеть к югу от Сахары с западной расшикой, опираясь на ранее существовавшие торговые пути через Западный Судан. По словам Макинтоша, эта торговля в IX-X веках включает товары рабов. Сфера работорговли распространилась на Гану и западное побережье Атлантического океана к 11 веку, а системы ограбления, захвата, удержания и торговли рабами становились все более изощренными в Малийской империи 13 и 14 веков и в Сонгай 16 века. Империя.

По мере роста практики рабства росла и кастовая система. Тамари предполагает, что следствие роста системы рабства было развитие и рост кастовой системы среди этнических групп Африки примерно 13 веку. Макинтош согласен с подходом к рассуждениям Тамари, но не согласен с датировкой. Макинтош утверждает, что появление кастовых систем, вероятно, произошло намного раньше в западноафриканских обществах, таких как Сонинке, Манде, Малинке, Волоф и других. Он относит развитие и распространение в этих обществах к 10 веку.

Лингвистические данные свидетельствуют о том, что структура стратификации и слова, относящиеся к кастовой системе и рабству, вероятно, были общими между этническими группами, возможно, некоторыми другими, такими как народ догонов Пекин Африки. Предполагается, что языковые языковые различия между кастовой и рабской системами между сонинке и северными этническими группами, как предположить, что они развиваются отдельно.

Сравнение между кастами Африки и Южной Азии

Луи Дюмон, автор 20-го, известного своим классическим произведением Homo Hierarchicus, признал социальное расслоение групп в Западной Африке, но использует социологам изобрести новый век термин для обозначения западноафриканской системы стратификации. Другие ученые считают это предвзятым и изоляционистским, потому что западноафриканская система разделяет все элементы системы Дюмона, экономические, ритуальные, духовные, эндогамные, элементы загрязнения, сегрегацию и распространение в большом регионе. По словам Анны Хаур, профессора африканистики, некоторые ученые считают историческое кастовое социальное расслоение африканских общин доисламской чертой, в то время как некоторые считают, что это произошло из-за арабского влияния.

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
  • карта Африканский портал

Последняя правка сделана 2021-05-14 11:21:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте