Люди сенуфо

редактировать
Западноафриканская этническая группа
Сенуфо
Belle femme senoufo.jpg Народ сенуфо
Общая численность населения
c. 3 миллиона (2013);. 0,8 миллиона в Мали
Регионы со значительной численностью населения
Северо-Восток Кот-д'Ивуар, юго-восток Мали и юго-запад Буркина-Фасо, и одна подгруппа в западной Гане
Языки
языки сенуфо, французский
Религия
Преимущественно анимисты ; некоторые мусульмане

народ сенуфо, также известный как Сиена, Сенефо, Сен, сенуфо и Syénambélé - это западноафриканская этнолингвистическая группа. Они состоят из различных подгрупп, проживающих в регионе, охватывающем север Кот-д'Ивуара, юго-восток Мали и запад Буркина-Фасо. Одна подгруппа, нафана, встречается на северо-западе Ганы.

Люди сенуфо преимущественно анимисты, а некоторые - мусульмане. Они известны в регионе своими ремеслами, многие из которых связаны с их культурными темами и религиозными верованиями.

Содержание
  • 1 Демография и языки
  • 2 История
    • 2.1 Рабство
  • 3 Общество и культура
    • 3.1 Влияние
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
Демография и языки
Примерное распределение людей сенуфо в Кот-д'Ивуаре, Мали, Буркина-Фасо и Гане

В 1980-х годах, по оценкам, общая численность этнической группы сенуфо составляла от 1,5 до 2,7 миллиона человек. По оценке 2013 года, их общее число превышает 3 миллиона человек, большинство из которых проживают в Кот-д'Ивуаре в таких местах, как Катиола, и около 0,8 миллиона - на юго-востоке Мали. Их самая высокая плотность населения находится в земле между рекой Черная Вольта, рекой Багое и рекой Бани.

. Их родственная организация по материнской линии. Как правило, люди сенуфо изучаются в трех больших подгруппах, которые были относительно изолированы. Северные сенуфо, называемые «Супиде или Кенедугу», были найдены около Одиенне. Они помогли основать важное королевство в Западной Африке и бросили вызов мусульманским миссионерам и торговцам. Южные сенуфо - самая большая группа, насчитывающая более 2 миллионов человек, которые в 18 веке позволили мусульманским торговцам селиться в своих общинах, которые активно обращались в свою веру, и около 20% южных сенуфо - мусульмане. Третья группа очень мала и изолирована как от северного, так и от южного Сенуфо. Некоторые социологи, такие как французский ученый Холас, упоминают пятнадцать идентифицируемых подгрупп людей сенуфо с тридцатью диалектами и четырьмя кастами, разбросанными между ними.

Термин сенуфо относится к лингвистической группе, состоящей примерно из тридцать родственных диалектов в рамках большой языковой семьи гур. Он принадлежит к ветви гур нигеро-конголезской языковой семьи и состоит из четырех различных языков, а именно палака (также пишется кпалага ), джимини (также пишется Dyimini ) и Senari в Кот-д'Ивуаре и Suppire (также пишется Supyire) в Мали, а также Karaboro в Буркина-Фасо. Внутри каждой группы многочисленные подразделения используют свои собственные имена для людей и языка; имя Сенуфо имеет внешнее происхождение. Палака отделилась от основного стада Сенуфо задолго до 14 века нашей эры; Примерно в то же время, с основанием города Конг как торговой станции Бамбара, остальная часть населения начала миграцию на юг, запад и север, что привело к нынешним разделениям. Число говорящих на сенуфо людей составляет от 800000 человек. до миллиона и живут в сельскохозяйственных общинах, преимущественно расположенных в Кот-д'Ивуаре, Западной Африке, Африке.

Корого, древнем городе на севере Кот-д'Ивуар, датируемый 13 веком, связан с народом сенуфо. Это разделение языков и субэтнических групп может быть связано с миграциями 14-го века с его основанием вместе с торговым путем Бамбара.

История
Люди сенуфо традиционно жили в глиняных хижинах круглой формы, Исторически сельское хозяйство является их основным источником существования

Группа сенуфо возникла как группа где-то в 15 или 16 веках. Они составляли значительную часть 17-19 веков королевства Кенедугу (буквально «страна равнины») со столицей Сикассо. Этот регион был свидетелем многих войн, включая правление жестокого деспота, правившего между 1840 и 1877 годами. Исламизация народа сенуфо началась в этот исторический период королевства Кенедугу, но именно короли и вожди обратились в христианство, а генерал Сенуфо население отказалось. Даула Ба Траоре попытался обратить свое королевство в ислам, разрушив в 1875 году многие деревни в королевстве, такие как Гиембе и Нилле, потому что они сопротивлялись его взглядам. Правители династии Кенедугу также нападали на своих соседей, таких как народ зарма, и они, в свою очередь, много раз контратаковали между 1883 и 1898 годами.

Доколониальные войны и насилие привели к их миграции. в Буркина-Фасо в регионах, которые стали городами, такими как Тиембара в департаменте Кембара. Королевство Кенедугу и династия Траоре были распущены в 1898 году с приходом французского колониального правления.

Рабство

Люди сенуфо были жертвами рабства и виновниками рабства, когда они преследовали другие этнические группы. порабощение. Они были порабощены различными африканскими этническими группами, когда государства Денкира и Акан подверглись нападениям или падению в 17-18 веках. Они сами покупали и продавали рабов мусульманским купцам, народам асанте и людям бауле. По словам Пола Лавджоя, когда беженцы из других западноафриканских этнических групп избежали войн, некоторые из них перебрались на земли сенуфо, захватили их земли и поработили их.

Наибольший спрос на рабов первоначально исходил от рынков Судан, и в течение долгого времени работорговля была одним из важных направлений экономической деятельности в Сахеле и Западной Африке, утверждает Мартин Кляйн. Сикассо и Бобо-Диуласо были важными источниками захваченных рабов, которые затем были перемещены в Тимбукту и Банамба по пути на суданский и мавританский невольничьи рынки <32.>

Те, кто был порабощен на землях сенуфо, обрабатывали землю, пасли стада и служили дома. Их владелец и его иждивенцы также имели право вступать в половую связь с домашними рабынями. Дети рабыни унаследовали ее статус рабыни.

Общество и культура
Ремесла людей сенуфо

Сенуфо - преимущественно земледельцы, выращивающие кукурузу, просо, ямс и арахис. Деревни Сенуфо состоят из небольших домов из сырцового кирпича. В дождливых южных поселениях Сенуфо соломенные крыши распространены, в то время как плоские крыши преобладают на сухом, похожем на пустыню севере. Senufo - это патриархальное расширенное семейное общество, в котором обычно устраивались кузенские браки и многоженство, однако наследование и наследование имущества были по материнской линии.

Как земледельцы, они выращивают самые разные культуры, включая хлопок и товарные культуры для международного рынка. Как музыканты, они всемирно известны, играя на множестве инструментов: духовых (Aerophones ), струнных (Chordaphones ) и ударных (Membranophones ). Сообщества сенуфо используют систему каст, каждое подразделение известно как. В этой системе фермеры, известные как Fo no, и ремесленники на противоположных концах спектра. Термин ремесленник включает в себя различные отдельные касты в обществе сенуфо, включая кузнецов (Куле), резчиков (Кпин), резчиков (Tyeli), гончаров и кожевников, чьи жизни вращаются вокруг ролей, обязанностей и структур, в которых обитает отдельный класс. Чтобы стать ремесленником, требуется около семи или восьми лет; начиная с ученичества, когда ученики создают предметы, не связанные с религией сенуфо, а затем завершается процессом инициации, в ходе которого они получают способность создавать ритуальные предметы.

На региональном уровне сенуфо известны как музыканты и превосходны резчики по дереву скульптуры, масок и фигурок. Люди Senufo специализировали свое искусство и ремесла по подгруппам, в которых искусство изучается внутри этой группы, передаваясь от одного поколения к другому. Кулубеле специализируются на резьбе по дереву, Фономбеле - на кузнечных и плетеных работах, Кпембеле - на литье из латуни, Джелебеле - на кожевенных изделиях, Чедумбеле - на мастерах оружейного дела, а Нуму - на кузнечном и ткацком деле. Помимо подгрупп ремесленников, у людей сенуфо есть охотники, музыканты, могильщики, прорицатели и целители, которых называют феджембеле. Среди этих различных подгрупп кожевники или джелебеле являются теми, кто больше всего принял ислам, хотя те, кто обратились, сохраняют многие из своих анимистических практик.

Традиционно люди сенуфо были социально расслоенным обществом, как и многие другие. Этнические группы Западной Африки, имеющие касты. Эти эндогамные подразделения в местном масштабе называются Katioula, и в один из слоев этого подразделения входят рабы и потомки рабов. По словам Долорес Рихтер, кастовая система, встречающаяся среди людей сенуфо, включает «иерархическое ранжирование, включающее презираемые низшие касты, профессиональную специфику, ритуальную взаимодополняемость, эндогамию, наследственную принадлежность, изоляцию по месту жительства и политическое превосходство фермеров над кастами ремесленников».

Люди сенуфо обычно попадают в четыре общества в своей культуре: поро, сандого, вамбеле или текпа. В то время как все общества играют определенную роль в управлении и образовании людей сенуфо, поро и. Духовность и гадание разделены между этими двумя гендерно-императивными обществами: женщины подпадают под общество Сандо или Сандого, а мужчины подпадают под общество Поро, за исключением мужчин, которые являются членами тех из женщин из-за своей матери. Эти два общества создают большую часть заказного искусства Сеунфо.

Как правило, деревни Сенуфо независимы друг от друга, и в каждом есть мужское тайное общество под названием Поро с тщательно продуманными ритуалами инициации на участке леса, в котором они живут. считать священным. В ритуалах инициации используются маски, фигурки и ритуальное снаряжение, которое люди Сенуфо вырезают и усовершенствовали. Секретность помогла народу сенуфо сохранить свою культуру во времена войн и политического давления. Сенуфо носит специально изготовленные латунные украшения, например, имитирующие дикую природу.

«Основная функция Поро - гарантировать хорошие отношения между живым миром и предками. Нережао является прародительницей, признанной истинной главой общества поро. Гадание, которым руководит общество Сандого, также является важной частью религии сенуфо. Хотя Сандого обычно считается женским обществом, мужчины, призванные к этой профессии и наследовать по материнской линии разрешено становиться прорицательницами ».

Фигурка кариатида, используемая во время погребальных церемоний общества тэкпа вместе с Церемониальными барабанами

Сандого - женщины-прорицательницы среди народа сенуфо. У них есть свои ритуалы и тайный порядок. Кроме того, у людей сенуфо есть вамбеле и типка, которые совершают колдовство и ритуалы.

В культуре сенуфо женская форма превыше всех остальных с точки зрения красоты и эстетики, а фигуры кариатид рассматриваются с различными культурными коннотациями.. Это связано с поклонением духу, «Древней Матери», или духу, «матери», Малиео, который почитается как руководящая сущность всеми посвященными и членами общества Поро. У богини Малео есть партнер, бог Колоколо, который рассматривается как божество Сандого, которое даровало людям брак и этот особый тип родословной, чтобы позволить общение между человечеством и духовным миром. Фигуры кариатид рассматриваются как представление о роли женщин как духовных посредников, и Сандого используют их в церемониях как символы этого двустороннего небесного дискурса. Точно так же в случае Поро есть записи о фигурах кариатид, используемых в церемониях, где они приводятся в память о продвижении в возрастном цикле, а также используются для сбора средств посвященными общества. Отколенные фигуры использовались в похоронной церемонии тайкпа в качестве танцевальной скульптуры, которую держали на головах танцоров во время церемонии.

Традиционная религия сенуфо - это разновидность анимизма. Эта вера сенуфо включает духов предков и духов природы, с которыми можно связаться. Они верят в Высшее Существо, которое рассматривается в двойственном мужчине-женщине: Древняя Мать, Малеео или Катилео, и Бог-Создатель-мужчина, Колотиоло или Кулотиоло.

Влияние

Искусство Люди Сенуфо вдохновляли европейских художников двадцатого века, таких как Пабло Пикассо и Фернан Леже. Кубизм и маски, найденные в произведениях Сенуфо, оказали значительное влияние на африканский период Пабло Пикассо.

Термин Сенуфо стал категорией для коллекционеров произведений искусства и ученых, символизмом художественных традиций Западной Африки, начиная с начало двадцатого века. Старые произведения искусства сенуфо можно найти во многих ведущих музеях мира.

Корнелиус Яо Азагло Август, фотограф, с 1955 года создал фотоальбом о людях сенуфо.

См. Также
Ссылки

Библиография

  • Holas, Богумил (1957) Les Sénoufo (в том числе les Minianka), Париж: Presses Universitaires de France.
  • Spindel, Carol (1989). В тени Священной рощи. Винтаж. ISBN 0-679-72214-9. ISBN 978-0-679-72214-4.
  • Глейз, Анита Дж. (1981) Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: издательство Indiana University Press.
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с людьми сенуфо.
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:28:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте