Люди Тубу

редактировать

Тубу. Горан
Toubou man traveling.jpg Человек Тубу, путешествующий по пустыне
Общая численность населения
2 250 000
Регионы со значительным населением
Chad Чад 1,370,000
Libya Ливия 580,000
Niger Нигер 160,710
Sudan Судан 139,290
Языки
Тебу (Дазага, Тедага ), арабский, французский, английский
Религия
Ислам (Сунниты )

Тубу или Тубу (от стар. Тебу, что означает «скальные люди») - этническая группа, населяющая северный Чад, южный Ливию, северо-восток Нигер и северо-западный Судан. Они живут либо пастухами и кочевниками, либо земледельцами около оазисов. Их общество основано на кланах, и у каждого клана есть определенные оазисы, пастбища и колодцы.

Тубу обычно делятся на две тесно связанные группы: Теда (или Теда, Тода) и Дазагра (или Дазага, Дазагара, Даза). Считается, что они имеют общее происхождение и говорят на языках тебу, которые происходят из сахарской ветви нило-сахарской языковой семьи. Тебу делится на два тесно связанных языка, называемых тедага (теда тубу) и дазага (дазага гуран).

Теда из Тубу живут на крайнем севере Чада, у границ Ливии и Нигера и гор Тибести. Народ дазагра обитает на севере Чада, в части восточного Нигера и северо-западного Судана. Из двух групп, Дазагра, находящаяся к югу от Теда, более многочисленна с населением 1 500 000 человек, в то время как Теда насчитывает только 750 000 человек.

Народ Тубу также упоминается как Табу, Тебу, Тебу, Тибу, Тиббу, Тода, Тодга, Тодага, Тубу, Туда, Тудага и Умбараро люди. Дазага иногда называют Гораном (или Гораном, Гораном, Гораном), арабским экзонимом. Многие из руководителей Чада были Тубу (Гураном), в том числе президент Гукуни Уэддей и президент Хиссен Хабре.

Содержание
  • 1 Распределение
  • 2 История
  • 3 Общество
    • 3.1 Средства к существованию
    • 3.2 Семья и клан
    • 3.3 Социальная стратификация
    • 3.4 Брак
  • 4 Современные условия
    • 4.1 Чад
    • 4.2 Ливия
  • 5 Генетика
    • 5.1 Генетические исследования
    • 5.2 Евразийские штаммы
    • 5.3 Африканские штаммы
    • 5.4 Дебаты
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
Распространение

Люди тубу исторически жили в северном Чаде, северо-восточном Нигере и южном Ливия. Иногда их называют «черными кочевниками Сахары». Они распространены на большой территории в центральной Сахаре, а также в северо-центральном Сахеле. В частности, они встречаются к северу от гор Тибести, что в старом Тебу означает «Скалистые горы». От этого и произошло их название.

Теда обитают в основном в Сахаре регионах вокруг границ юго-востока Ливии, северо-востока Нигера и северного Чада. Они считают себя народом воином. Дазагра живут в районе Сахеля и распространены на большей части северо-центральной части Чада. Дазагра состоит из множества кланов. Некоторые основные кланы Дазагара, или Гурана, включают Анаказа, Дазза, Донза, Гайда, Камая, Карра, Кокорда, Мурдиа, Ванджа, Йера и Чорага. Дазагра покрывает северные области Бурку, плато Эннеди, горы Тибести и Бахр-эль-Газель на юге. В Омдурмане, Судан проживает диаспора, состоящая из нескольких тысяч дазага и нескольких тысяч работающих в Джидде, Саудовская Аравия.

Примерное распределение людей Тубу (слева). Они находятся недалеко от массива Тибести в Чаде, особенно на его севере и западе.
История

Древняя история народа тубу неясна. Они могут быть связаны с «эфиопами», упомянутыми Геродотом в 430 г. до н.э., как люди, на которых охотились гараманты, но это спекулятивно, как утверждает Жан Шапель.

В исламской литературе самое раннее упоминание о народе тубу, возможно, это то, что наряду с народом загава в тексте 8-го века арабского ученого Ибн Кутайбаха. В 9 веке аль-Куваризми упоминает народ Даза (южный Тубу). Люди тубу имеют в среднем 30% евразийских предков. Они составляют 2,9% от общей численности населения Чада.

Общество
Женщина тубу (Горан) в традиционной одежде Семья Тубу

Средства к существованию

Жизнь тубу сосредоточена на выращивании и скотоводстве их скот, или на земледелии разбросанных оазисов, где они выращивают финики и зерно и бобовые. В их стада входят дромадеры, козы, крупный рогатый скот, ослы и овцы. Домашний скот - большая часть их богатства, и они торгуют животными. Домашний скот также используется в качестве части выплаты приданого во время брака, либо когда семья жениха соглашается заплатить семье невесты в обмен на невесту, либо, как заявляет Кэтрин Баройн, его дают родственники невесты для обеспечения молодая пара, располагающая экономическими ресурсами для создания семьи.

В некоторых местах Тубу также добывают соль и натрон, солевое вещество, которое необходимо почти для всех компонентов Toubou жизни в лечебных целях, в виде смеси для жевания табака, консервирования, дубления, производства мыла, текстиля и для домашнего скота. Уровень грамотности среди Тубу довольно низкий.

Семья и клан

Многие люди Тубу до сих пор ведут кочевой скотоводческий образ жизни. Те, кто предпочитает оседлый образ жизни, обычно живут в глиняных домах прямоугольной или цилиндрической формы с пальмовыми крышами. Тубу относятся к отцовской линии, во главе которой стоит старший мужчина. Вторая категория родства Тубу относится к клану .

. По словам Жана Шапеля, профессора истории, специализирующегося на чадских этнических группах, клановая система возникла по необходимости. Кочевой образ жизни означает рассредоточение по региону; следовательно, принадлежность к клану означает, что человек, скорее всего, найдет гостеприимных клановых людей в большинстве поселений или лагерей любого размера. Второй фактор - поддержание связей с материнским кланом. Хотя материнский клан не занимает центрального места в родительском клане, он обеспечивает связи. Третий фактор - это защитные отношения в основном месте жительства.

Несмотря на общее лингвистическое наследие, немногие учреждения среди тубу порождают более широкое чувство идентичности, чем клан. Однако региональные подразделения существуют. В колониальный период (и с момента обретения независимости в 1960 году) администрации Чада придавали законность и легитимность этим региональным группам, разделив регионы Тубу и Даза на соответствующие территориальные единицы, называемые кантонами, и назначив вождей для управления ими.

Тубу правовые обычаи обычно основаны на исламском праве, допускающем реституцию и месть. Убийство, например, решается непосредственно между семьями жертвы и убийцы. Честь Тубу требует, чтобы кто-то из семьи жертвы попытался убить убийцу или родственника; такие усилия в конечном итоге заканчиваются переговорами по урегулированию вопроса. Примирение следует за выплатой Горога (исламский принцип Дийа ) или кровавых денег. Среди клана Томагра народа Теда в регионе Тибести есть дерде (духовный глава), который признан судьей клана, который разрешает конфликты и налагает санкции.

Социальное расслоение

Люди тубу в Катруне, Джордж Фрэнсис Лайон, 1821 год

Люди тубу, как утверждает Жан Шапель, были социально расслоены с присущими им кастовая система. Эти три слоя состояли из свободных людей с правом владения собственностью, кустарных каст и рабов.

Эндогамная каста Азза (или Аза) среди Тубу имеет кустарные занятия, такие как обработка металлов, обработка кожи, добыча соли, копание колодцев, выращивание фиников, гончарное дело и пошив одежды, и они традиционно презирались и отделялись от других слоев тубу, во многом как каста хадахидов на юго-востоке Чада среди загава человек. По словам Пола Лавджоя, профессора истории Африки, записи 19 века показывают, что эти сегрегированные касты тубу следовали тем же обычаям и традициям, что и остальные тубу, но они были независимы в своей политике и убеждениях, во многом как и найденные касты ремесленников. во многих этнических группах восточного Чада, таких как канембу, едина, араб, кури и данава.

Брак между членом Азза и членом из разные слои народа тубу были культурно неприемлемы. Язык, используемый народом азза, является разновидностью языка тебу.

Низшим социальным слоем были рабы (камаджа). Рабы попали в общество Тубу в результате набегов и войн с другими этническими группами в странах к югу от них. Все рабы были собственностью своих хозяев, их каста была эндогамной, а их статус передавался по наследству.

Брак

Культура тубу запрещает браки между двоюродными братьями и сестрами, практика, распространенная среди многих мусульман. этнические группы в Африке. Согласно исламским принципам, мужчина может жениться и иметь нескольких жен, однако эта практика лишь отчасти распространена в обществе тубу.

Право собственности на землю, животных и ресурсы принимает несколько форм. В пределах оазиса или заселенной зоны, принадлежащей определенному клану, земля, деревья (обычно финиковые пальмы) и близлежащие колодцы могут иметь разных владельцев. Права каждой семьи на использование определенных участков земли признаются другими членами клана. Семьи также могут иметь привилегированный доступ к некоторым колодцам и право на часть урожая с полей, орошаемых их водой. В контексте клана и семьи люди также могут иметь личные претензии на пальмы и животных.

Современные условия
Шоу верблюдов Тубу

Чад

Всадник на верблюдах Тубу в Чаде

Большая часть политический класс Чада взят из Дазагры. Во время Первой гражданской войны в Чаде (1966-1979) дерде заняли более важное положение. В 1965 году правительство Чада взяло на себя прямую власть над горами Тибести, отправив военный гарнизон и администраторов в Бардаи, столицу субпрефектуры Тибести. В течение года злоупотребления властью вызвали значительную оппозицию среди тубу. Дерде, Уэддей Кичидеми, которого до того времени мало уважали, протестовал против эксцессов, уехал в изгнание в Ливию и, при поддержке студентов Тубу из Исламского университета г. Байда стал символом противостояния правительству Чада. Эта роль повысила положение дерде среди тубу.

После 1967 года дерде надеялось объединить тубу в Фронт национального освобождения Чада (ФРОЛИНАТ). Моральный авторитет стал военным авторитетом вскоре после этого, когда его сын Гукуни Уэддей стал одним из лидеров Второй освободительной армии ФРОЛИНАТ. Гукуни должен был стать национальной фигурой; он сыграл важную роль в битвах за Нджамену в 1979 и 1980 годах и какое-то время был главой государства. Другой северянин, Хиссен Хабре из Дазагры, заменил Гукуни из Теда в 1982 году и в конечном итоге потерял власть у Загава Идрисса Деби через 8 лет.

Ливия

Меньшинство тубу в Ливии пострадало от так называемой «массовой дискриминации» как под руководством Муаммара Каддафи, так и после ливийского гражданская война.

В отчете, выпущенном УВКБ ООН, Общество угрожаемых народов (STP) сообщило о «массовой дискриминации» меньшинства тубу, которое проживает в юго-восточном углу страна вокруг города-оазиса Куфра. В декабре 2007 года правительство Каддафи лишило тубу ливийцев их гражданства, заявив, что они не ливийцы, а, скорее, чадцы. Кроме того, местные власти отказали тубу в доступе к образованию и здравоохранению. В ответ вооруженная группа под названием Фронт спасения Ливии (TFSL) организовала восстание в ноябре 2008 года, которое длилось пять дней и унесло жизни 33 человек, прежде чем было подавлено правительственными силами безопасности. Несмотря на сопротивление и общественное осуждение, режим Каддафи продолжал преследование меньшинства тубу в Ливии. Начиная с ноября 2009 года, правительство начало программу принудительного выселения и сноса домов Тубу, в результате чего многие Тубу остались без крова. Несколько десятков человек, протестовавших против разрушения, были арестованы, а семьи, отказавшиеся покинуть свои дома, были избиты.

В гражданской войне в Ливии племена тубу в Ливии встали на сторону повстанцев . - Силы Каддафи и участвовали в кампании в Феццане против сил, верных Муаммару Каддафи, на короткое время захватив город Катрун и заявив о захвате Мурзук для повстанческого движения месяц спустя.

В марте 2012 года кровавые столкновения вспыхнули между тубу и арабскими соплеменниками в южном городе Сабха, Ливия. В ответ Исса Абдель Маджид Мансур, лидер племени тубу в Ливии, пригрозил сепаратистской инициативой, осудив то, что он считал «этнической чисткой» против Тубу, и заявил: «Мы объявляем о возобновлении деятельности Фронта Тубу за спасение Ливии для защиты народ Тубу от этнической чистки ". TFSL была оппозиционной группой, активно участвовавшей в беспорядках 2007–2008 годов, которая была «безжалостно преследована» правительством Каддафи.

Генетика

Генетические исследования

Согласно данным 2016 г. исследование Marc Haber

Количество образцов 75. Родительские штаммы, процент;

Евразийские штаммы

Гаплогруппа R1b Уровень 35%

Уровень гаплогруппы 31% Гаплогруппа J1 Уровень 3%

Африканские штаммы

Гаплогруппа E-M78 уровень 21% Гаплогруппа E-M81 уровень 3%

Гаплогруппа E-M2 рейтинг 5%

Гаплогруппа E-M215 рейтинг 4%

.

Дебаты

Эти результаты вызвали интерес ученых, поскольку народ Караана продемонстрировал евразийские штаммы 31% людей, которые были изучены. Удивительно, что такая же конгруэнтность появилась в цивилизации. Отсюда исследование показало, что цивилизация LBK была потенциальными предками Караана. Уведомление; Очень важно, что люди из Караана сохранили не менее 26-30% аутосомной ДНК, как и у их предков LBK периода неолита на Балканах. Если бы только это было так, ученые не смогли бы обнаружить родство со своими предками. LBK. Следует также отметить, что самые близкие к Тубу неафриканские народы - Сардиния.

Ближайшие к Тубу люди из Африки - это Am haric and North African residents.

See also
References

.

Последняя правка сделана 2021-06-11 08:18:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте