Сенегальский
Волоф гриот, 1890
A
Хауса Грио выступает на
Диффа,
Нигер, играет на комсе (
Xalam ).
A griot (; французский: ; Мандинка : джали или джели (джели или джели во французском правописании); Серер : кевель или кевел ; Волоф : гевел ) - западноафриканский историк, рассказчик, прославленный певец, поэт или музыкант. Гриот является хранилищем устных традиций и часто рассматривается как лидер из-за их положения советника королевских особ. В результате выполнения первой из этих двух функций они являются иногда называемый бард.
Содержание
- 1 Роль гриотов
- 2 Термины: «гриот» и «джали»
- 3 В Империи Мали
- 4 В обществе манде
- 5 Музыкальные инструменты гриотов
- 6 Гриотов в наши дни
- 7 В массовой культуре
- 7.1 Кино и театр
- 7.2 Музыка
- 7.3 Литература
- 8 Известные гриоты
- 8.1 Буркина-Фасо
- 8,2 Кот-д'Ивуар
- 8,3 Гамбия
- 8,4 Гвинея
- 8,5 Гвинея-Бисау
- 8,6 Мали
- 8,7 Мавритания
- 8,8 Нигерия
- 8,9 Нигер
- 8,10 Сенегал
- 9 См. Также
- 10 Ссылки
- 11 Дополнительная литература
- 12 Внешние ссылки
Роль гриотов
Сегодня гриоты живут во многих частях Западной Африки и присутствуют среди манде народов (мандинка, малинке, бамбара и т. Д.), Фулэ (Фула ), Хауса, Сонгай, Тукулоор, Волоф, Серер, Мосси, Дагомба, мавританские арабы и многие другие небольшие группы. Это слово может происходить от французской транслитерации «guiriot» португальского слова «criado» или от термина мужского рода в единственном числе для «слуги». Гриоты более распространены в северных частях Западной Африки.
В африканских языках гриоты упоминаются по ряду имен: джели в северных областях Манде, джали в южных областях Манде, гевель в волоф, гавло в Пулаар (Фула), иггавен в Хассаниян, арокин в Йоруба и диари или гесере в Сонинке. Гриоты образуют эндогамную касту, что означает, что большинство из них выходят замуж только за своих собратьев-гриотов, а те, кто не являются гриотами, обычно не выполняют те же функции, что и гриоты.
Фрэнсис Биби пишет о гриоте в «Африканской музыке, народном искусстве»:
«Западноафриканский гриот - трубадур, аналог средневекового европейского менестреля... Гриот знает все, что происходит.... Он живой архив традиций народа... виртуозное дарование гриотов команда всеобщего восхищения. Эта виртуозность является кульминацией долгих лет изучения и тяжелой работы под обучением учителя, который часто является отец или дядя. Профессия ни в коем случае не является мужской прерогативой. Есть много женщин-гриотов, чьи таланты певцов и музыкантов одинаково замечательны ».
Термины:« гриот »и« джали »
Мандинг термин джелия (что означает «музыкальность») иногда относится к знанию гриотов, указывая на природу класса. Джали происходит от корневого слова джали или джали (кровь). Это также титул, данный гриотам в регионах бывшей Малийской империи. Хотя термин «гриот» чаще встречается в английском языке, некоторые, например поэт Бакари Сумано, предпочитают термин джели.
В Империи Мали
Гриотс из Самбалы, король Медины (
народ Фула,
Мали ), 1890
Империя Мали (Империя Малинке ), на пике своего развития в середине 14 века, простиралась от Центральной Африки (сегодня Чад и Нигер ) в Западную Африку (сегодня Мали и Сенегал ). Империю основал Сундиата Кейта, чьи подвиги до сих пор прославляются в Мали. В Эпосе о Сундиате Наре Маганн Конате предложил своему сыну Сундиата Кейта гриот, Балла Фассеке, чтобы дать ему совет во время его правления.. Балла Фассеке считается основателем линии гриотов Куяте, которая существует и по сей день.
Каждая аристократическая семья гриотов сопровождала высокопоставленную семью королей-воинов или императоров, называемых джатиги. В традиционной культуре ни один гриот не может быть без джатиги, и ни один джатиги не может быть без гриота. Однако джатиги может одолжить свою решетку другому джатиги.
В большинстве деревень также были свои гриоты, которые рассказывали истории о рождении, смерти, браках, битвах, охоте, делах и многом другом.
В обществе манде
В обществе манде джели были историком, советником, арбитром, певцом прославления (покровительством) и рассказчиком. По сути, они служили книгами по истории, сохраняя древние истории и традиции с помощью песен. Их традиции передавались из поколения в поколение. Имя джели означает «кровь» на языке маника. Считалось, что они имеют глубокие связи с духовными, социальными или политическими силами. Считалось, что речь обладает силой воссоздавать историю и отношения.
Несмотря на авторитет гриотов и кажущуюся мощь их песен, к ним в Западной Африке относятся не так положительно, как мы можем себе представить. Томас А. Хейл писал: «Другой [причиной двойственного отношения к гриотам] является древняя традиция, которая выделяет их как отдельный народ, слишком упрощенно классифицируемый как члены« касты », - термин, который подвергается все большей критике как искажение социальная структура в регионе. В худшем случае это различие означало захоронение гриотов на деревьях, а не в земле, чтобы избежать загрязнения земли (Conrad and Frank 1995: 4-7). Хотя эти традиции меняются, гриоты а людям с наследием гриотов все еще трудно вступать в брак вне своей социальной группы ». Эта дискриминация теперь признана незаконной.
Музыкальные инструменты, используемые гриотами
Гриоты не только певцы и социальные комментаторы, но и опытные инструменталисты. Их инструменты включают кора, халам (или халам ), годже (или н'ко на языке мандинка), балафон и нгони. Кора - это длинношеий лютневый -подобный инструмент с 21 струной. Ксалам - это разновидность коры, обычно состоящая менее чем из пяти струн. Оба имеют корпуса тыквы, которые действуют как резонатор. Нгони также похожи на эти два инструмента с пятью или шестью струнами. Балафон представляет собой деревянный ксилофон, а годже - струнный инструмент, на котором играют смычком, что очень похоже на скрипку.
Согласно Британской энциклопедии 159>: «Западноафриканские щипковые лютни, такие как континг, халам и нкони (которые были отмечены Ибн Багутах в 1353 году), возможно, возникли в Древнем Египте. Халам считается предком банджо. Лютня с шеей - это рамки в Южной Африке ».
Гриотс также писал рассказы, которые детям нравилось слушать. Эти истории передавались их детям.
Гриоты в наши дни
Сегодня выполнение функций - одна из самых распространенных функций гриотов. Диапазон их воздействия расширился, и многие гриоты теперь путешествуют по миру, чтобы петь и играть на коре или других инструментах.
Бакари Сумано, глава Ассоциации Бамако Гриот в Мали с 1994 по 2003 год, был всемирно известным защитником значения гриота в западноафриканском обществе..
В массовой культуре
Кино и театр
- Камилла Ярбро написала пьесу «Сказки и мелодии афроамериканца Грио», которая была поставлена в экспериментальном театральном клубе La MaMa в 1973 году.
- В Гуимба-тиран (1995), малийский фильм режиссера Чейка Умара Сиссоко, деревенского гриота. рассказчик и предоставляет комическое облегчение.
- Я родился как Джели (2007) - французский документальный фильм, написанный Гвенаэль де Кергоммо и Оливье Жанен под руководством Седрика Кондома.
- Ночь. of the Kings (2020) - фильм Кот-д'Ивуара режиссера Филиппа Лакота, который отдает дань уважения традициям грио.
Музыка
- «Грио» - это название инструментальной трек на альбоме Джона Хассела и Брайана Ино 1980 года Possible Musics.
- "The Griot" - трек, написанный и аранжированный Арманом Сабал-Лекко в альбоме Джона Патитуччи 1993 года Another World.
- Innercity Griots (19 93) - второй альбом Лос-Анджелеса хип-хоп группы Freestyle Fellowship, выпущенный на 4th B'way Records. Группа состоит из четырех ведущих: Aceyalone, P.E.A.C.E., Mikah 9 и Self Jupiter. Второй проект получил всемирное признание. Выпущенный во время гангста эпохи хип-хопа Западного побережья, Innercity Griots, наряду с такими альбомами, как The Pharcyde 'Bizarre Ride II the Pharcyde и Del tha Funkee Homosapien 's I Wish My Brother George Was Here, установили эру альтернативного хип-хопа в Калифорнии.
- «Tale of a Griot» - 15-я песня на альбоме Unforeseen Shadows американского хип-хоп исполнителя Illogic 1 января 2000 года.
- «Griot» - первая песня на альбоме Rubber Orchestras тринидадского поэта и музыканта Энтони Джозефа и The Spasm Band.
- From Filthy Tongue of Gods and Griots - второй студийный альбом экспериментального хип-исполнителя из Нью-Джерси. hop outfit Dälek (2002).
- (Antilles / Verve Records) - альбом корнетиста и композитора Грэма Хейнса.
Литература
- Роман Алекса Хейли Корни ссылается на гриота, который передал историю своей семьи в устной форме. традиция. Когда Хейли прослеживает свою историю, переходя от предыдущего поколения через рабское время к Африке, он думал, что должны быть гриоты, рассказывающие его историю и историю своего предка, известного в семье как «Африканец», который был схвачен в в кустах, когда он искал древесины для изготовления говорящего барабана. Когда Хейли прибыл в Африку для исследования своей книги, он считал, что нашел гриотов, рассказывающих его историю. Через них он узнал личность своего предка: Кунта Кинте. Поскольку он впервые услышал эту историю от своей бабушки, а затем от своего старшего двоюродного брата, он считал, что эти члены семьи сами были грохотами, пока кто-то не написал историю. Позже он узнал, что его двоюродный брат умер в течение часа после его прибытия в деревню. Эта история также иллюстрирует сложности устной традиции, особенно если к ней подходить без специальных знаний. В 1981 году Дональд Райт показал, что история Кунта Кинте была придумана доброжелателем. После публикации «Корней» эта история рассказывалась в нескольких версиях с различными приукрашиваниями.
- В романе Лоуренса Хилла Книга негров, главная героиня Амината Диалло становится джели.
- ивуарийский писатель Роман Ахмаду Коурумы «В ожидании голосования диких зверей» принимает форму хвалебной песни Сора: грохот, Бинго президенту-диктатору вымышленной Республики дю Гольф. В его последнем романе «Аллах не обязан» особенно выделяется гриот.
- В Пауле Маршалл Песнь похвалы вдове главный герой Аватара (Авей) играет главную роль. некоторые характеристики гриота, особенно в ее стремлении передать устную историю тети о Приземлении Игбо своим внукам. В этой истории африканцы, доставленные на Морские острова для порабощения, развернулись и пошли обратно в Африку по воде.
- Малийский писатель Масса Макан Диабате был потомком и критик гриотовской традиции. Хотя Диабате утверждал, что гриотов «больше не существует» в классическом смысле, он считал, что традицию можно спасти с помощью литературы. Его художественная литература и пьесы сочетают в себе традиционные мандинка рассказывание историй и идиомы с западными литературными формами.
Известные гриоты
мандинка Гриот Аль-Хаджи
Папа Сассо исполняет песни из устной традиции
Гамбии на
коре Это древнее
баобаб дерево в заповеднике Бандиа, Сенегал, образует живой мавзолей для останков знаменитых местных гриотов.
Буркина-Фасо
Кот-д'Ивуар
Гамбия
Гвинея
Гвинея-Бисау
Мали
Мавритания
Нигерия
Нигер
Сенегал
См. Также
- Африканский портал
- Музыкальный портал
Ссылки
Дополнительная литература
- Чарри, Эрик С. (2000). Музыка манде: традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки. Чикагские исследования в этномузыкологии; включает аудио компакт-диск. Чикаго: University of Chicago Press.
- Хейл, Томас А. (1998). Гриотс и Гриотт: мастера слова и музыки. Блумингтон, Индиана: Indiana University Press.
- Хоффман, Барбара Г. (2001). Griots at War: Conflict, Conciliation and Caste in Mande. Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета.
- Леймари, Изабель (1999). Les griots wolofs du Sénégal. Париж: Maisonneuve et Larose. ISBN 2706813571.
- Suso, Foday Musa, Philip Glass, Pharoah Sanders, Matthew Kopka, Iris Brooks (1996). Джали Кунда: Гриоты Западной Африки и за ее пределами. Ellipsis Arts.
- Менухин, Иегуди ; Дэвис, Кертис В. "Novas vozes para o homem". A música do homem (на португальском языке). Сан-Паулу: Editora Martins Fontes / Fundo Educativo Brasileiro. С. 105–106.
Внешние ссылки