Эпос Сундиата

редактировать

Сундиата Кейта или Эпос Сундиата (также называемый Сундиата эпос или Сунджата эпос ) - это эпическая поэма о народа малинке, рассказывающая историю героя Сундиата Кейта (ум. 1255), основателя Малийской империи. Эпос является примером устной традиции, восходящей к 13 веку и переданной поколениями поэтов гриот или джелив (джели). Нет единой или авторитетной версии. Материалы, относящиеся к эпосу, впервые начали собираться в начале 20 века во Французском Судане, особенно французской элитной школой École William Ponty, в результате чего возникла «современная» версия эпоса. сказка считается стандартной сегодня, поскольку она опубликована в «новеллистической» форме во французском переводе Джибрила Тамсира Ньяна в 1960 году (английский перевод 1965 года).

Содержание

  • 1 Исторический контекст и значение
  • 2 Сюжет
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки

Исторический контекст и значение

Количество Историчность событий, изображенных в эпосе, вызывает споры. Имеется несколько ограниченных арабских историографических источников XIV века по ранней истории и Малийской империи, в частности, записи Ибн Халдуна. Таким образом, свидетельства устной традиции могут иметь решающее значение для реконструкции исторических событий того периода. Устная традиция обязательно претерпевает значительные изменения в течение нескольких столетий, но ученые, тем не менее, пытались выявить элементы в эпосе, которые могли бы отражать исторические события.

Письменные резюме эпоса существовали на арабском языке до 1890 года. В течение 1890-х годов версии эпоса были собраны французскими официальными лицами и опубликованы в французском и немецком переводах начиная с 1898 года. Западноафриканцы, получившие образование на Западе, начали создавать литературные версии сказки в 1930-х годах. Это особенно характерно для французской элитной школы École William Ponty, которая в 1937 году поставила драму, основанную на этой истории. Этот период представляет собой первое взаимодействие устной традиции с грамотностью и современностью, а также преобразования подверглись повествованию в контексте презентации 1937 года... в конечном итоге привели к форме эпоса, которая стала наиболее влиятельной в 1940-х и 1950-х годах, до первой "новеллистической" трактовки Ниан (1960). Первая построчная транскрипция эпоса, рассказанная гриотом, была сделана в 1967 году.

Как устный исторический эпос, Сундиата передает информацию не только об истории Малийской империи, но и о культура этнической группы манде. В структуре семьи манде было два элемента - конструктивный (баденя ) и деструктивный (фаденя). Фаденья, или «отец-ребенок», - это соперничество между сводными братьями и сестрами, и в эпосе «Сундиата» оно представлено враждебностью между Сундиатой, сыном Соголона, и Данкараном Туманом, сыном Сасумы (первой женой короля Наре Маргана).). Деструктивные силы фаденья в конечном итоге приводят к изгнанию Сундиаты и его матери из Мали из опасений, что Сассума причинит вред семье Соголона. Баденья, или «материнство и детство», - это привязанность детей одной матери. Это представлено в эпосе поддержкой сестры Сундиаты, Колонкан, в наблюдении за ним против попыток колдовства Сассумы, и более поздней поддержкой его братьями и сестрами в его битве за Мали. Материнская поддержка также важна для Сундиаты, чтобы преодолеть его физические недостатки и начать ходить в ответ на мольбы матери. Важность матери подчеркивается рассказчиком, который говорит, что «ребенок не стоит больше, чем стоит мать». Примечательно, что Сундиата нуждался в противостоящих силах фаденья и баденья, чтобы исполнить свое предназначение, указывая на то, что оба элемента необходимы для культуры манде.

Эпос Сундиата по-прежнему является неотъемлемой частью традиционной культуры манде, и эту историю продолжают пересказывать гриоты с помощью ритуальных представлений в масках. Сегодня эпос Сундиата также стал частью официальной национальной мифологии республик Мали, Гамбия, Сенегал и Гвинея и изучается на уроках истории в программе начальной школы.

Сюжет

В эпосе Сундиата (также пишется Сон-Джара или Сунджата) Наре Маганн Конате (также называемый Магханом Кон Фатта или Магханом Прекрасным) был королем мандинка, который однажды встретил при своем дворе предсказательного охотника. Охотник предсказал, что, если Конате женится на уродливой женщине, она родит ему сына, который однажды станет могущественным королем. Наре Маганн Конате уже была замужем за Сасумой Берете и имела от нее сына, Данкаран Тумани Кейта. Однако, когда два охотника Траоре из королевства До представили ему уродливую горбатую женщину по имени Соголон, он вспомнил о пророчестве и женился на ней. Вскоре у нее родился сын Сундиата Кейта, который все детство не мог ходить. Сасума ревновал к ребенку и матери и высмеивал Сундиату за его неспособность ходить и уродство, унаследованное от матери. Несмотря на свою физическую слабость, король все же пожаловал Сундиате его собственный гриот в молодом возрасте; это было сделано для того, чтобы они росли вместе и постоянно консультировались, как это было принято.

После смерти Наре Маганн Конате (около 1224 г.) его первый сын, Данкаран Туман, вступил на трон, несмотря на желание Конате, что пророчество следует уважать. Сундиата и его мать, которые теперь родили двух дочерей и усыновили второго сына от третьей жены Конате, Намандже, перенесли презрение со стороны нового короля и его матери. После оскорбления Соголона Сундиата попросил у кузнеца Ноунфари железный прут, который сломался, когда он попытался использовать его, чтобы подняться и идти. Только когда он использовал ветку С'ра (африканский баобаб или адансонианское дерево), он мог ходить. В одной из версий эпоса Сундиата может ходить после смерти отца, и мать приказывает ему это делать. Затем он становится отличным охотником. Тем не менее, ненависть Сасумы Берете и Данкарана Тумани Кейта вскоре вынудила Сундиату, его мать и двух его сестер покинуть царство Мема. В одной из версий эпоса Сундиата и его мать не изгнаны. Соголон чувствует, что она и ее сын в опасности из-за ревности Сасумы, и ушли, чтобы спасти их. Соседние королевства не желают укрывать Сундиату и Соголона из-за страха перед тем, что сделают Сасума и ее сын, но люди Мема принимают их.

Живя в королевстве Мема, Сундиата начал расти «так сильно, как лев », и он сражался с величайшим генералом народа мема Муссой Тункарой. Сундиата стал настолько великим воином, что стал наследником трона Мема. Однако Соголон призвал его «исполнить свое предназначение» и вернуться в Мали, чтобы стать королем.

Между тем, Сумаоро Канте, исторический лидер народа Соссо, который стал известен после распада Ганской империи, но который изображается в эпосе как жестокий король-чародей, напал на королевство Мандинка, в результате чего Данкаран Тумани в страхе обратился в бегство. Прежде чем достичь Мали, Сумаоро завоевал девять королевств в бывшей Ганской империи. Угнетенные народы мандинка послали за изгнанным Сундиатой. Создавая коалицию соседних небольших королевств, Сундиата вел войну против Соссо, и, наконец, Сундиата позже был коронован титулом «Манса », или «царь царей», как первый правитель Империя Мали. Вскоре он приступил к организации ядра империи, представив на своей коронации Гбара знати и знати с устной конституцией, известной как Курукан Фуга. Его модель правления приведет империю к величию. Его подвиги даже сравнивают с подвигами Александра Великого некоторые гриоты.

Ссылки

  • Джибрил Тамсир Ниан, Soundjata ou l'Epopée Mandingue, Париж, 1960 (пер. Сундиата: эпос о старом Мали, Лондон: Лонгманс, 1965).
  • Фа-Диги Сисоко, Сон-Джара: Эпос о Манде (Блумингтон, Индиана: издательство Индианского университета, 2003).
  • Soundjata Иссиаки Диаките-Каба, Le Lion: Le jour oú la parole fut libérée / Sunjata, The Lion: The Day, когда устное слово было освобождено, Denver: Outskirts Press (французско-английский диглот драматизированная версия, 2010 г.)

Дополнительная литература

  • Остин, Ральф А., изд. (1999), В поисках Сунджаты: Устный эпос Манде как история, литература и перформанс. Блумингтон: издательство Indiana University Press (сборник из 14 статей)
  • Бибайк, Дэниел П. (1976), «Африканский героический эпос», журнал Института фольклора, 13 (1): 5–36, doi : 10.2307 / 3813812, JSTOR 3813812.
  • Конрад, Дэвид К. (1984), "Устные источники о связях между великими государствами: Sumanguru, Servile Lineage, Jariso и Kaniaga », History in Africa, 11 : 35–55, doi : 10.2307 / 3171626, JSTOR 3171626.
  • Дэвидсон, Бэзил (1995), Африка в истории: темы и контуры, Нью-Йорк: Саймон и Шустер, ISBN 0- 684-82667-4.
  • Янсон, Марло (2004), «Повествование эпоса Сунджата как гендерная активность», Янсен, Янв; Mair, Henk MJ (ред.), Epic Adventures: Heroic Narrative in the Oral Performance Traditions of Four Continents, Münster: Lit Verlag, стр. 81–88, ISBN 3-8258-6758- 7.
  • МакКиссак, Патриция; МакКиссак, Фредрик (1995), Королевские королевства Ганы, Мали и Сонгхай: жизнь в средневековой Африке, Sagebrush, ISBN 0-8050-4259-8.
  • Quiquandon, F. (1892), "Histoire de la puissance mandinque d 'après la légende et la традиция", Bulletin de la Société de géographie commerciale de Bordeaux (на французском языке), 15 : 305–318. Одна из первых публикаций, представляющих версию эпоса Сундиата.
  • Цаайор, Джеймс Тар (2010), «Перепончатые слова: замаскированные значения: пословицы и повествовательные / дискурсивные стратегии в« Сундиате: эпос о Мали »Д. Т. Ньяны», Proverbium, 27 : 319–338.
  • Валински, Гжегож (1991), «Образ правителя, представленный в предании о Суньяте», в Пилашевиче, С.; Ржевуски, Э. (ред.), Неписаные свидетельства африканского прошлого. Материалы Международного симпозиума, проходившего в г. Ойжанув n. Варшава, 7-8 ноября 1989 г., Orientalia Varsoviensia 2, Варшава: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-19 12:07:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте