Бамбара

редактировать
Бамбара, Бамана
BambaraSenegal.jpg Народ бамбара в верховьях долины реки Сенегал, 1890 г. (иллюстрация из «Западного африканского побережья» полковника Фрея, 1890 г., рис. 49, стр. 87)
Общая численность населения
5,000,000 (2019)
Регионы со значительной численностью населения
Мали, Гвинея, Сенегал, Буркина-Фасо, Нигер, Кот-д'Ивуар, Мавритания
Языки
язык бамбара, французский
Религия
Ислам
Родственные этнические группы
народ мандинка, народ сонинке, другие группы, говорящие на манде.

бамбара (бамбара : бамана или банмана) - этническая группа манде, коренная в большей части Западной Африки, в основном южной Мали, Гвинеи, Буркина-Фасо и Сенегал. Сегодня они составляют самую многочисленную этническую группу манде в Мали, причем 80% населения говорят на языке бамбара, независимо от этнической принадлежности.

Содержание
  • 1 Этноним
  • 2 История
  • 3 Культура
    • 3.1 Религия
    • 3.2 Социальная структура
    • 3.3 Каста
    • 3.4 Тон
  • 4 Искусство бамбара
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Этноним

Согласно Энциклопедии Африки, «Бамбара означает« неверующий »или« неверный »; группа получил название, потому что сопротивлялся исламу после того, как религия была представлена ​​в 1854 году Тукулор завоевателем Эль Хадж Умар Тал."

История

Бамана возникла как королевская часть Народ мандинка. Они являются основателями Малийской империи в 13 веке. И Мандинг, и Бамбара являются частью этнической группы Манде, самая ранняя известная история которой может быть восходит к местам около Тичитта (теперь входит в состав Сахары на юге Мавритании ), где городские центры начали возникать уже в 2500 г. до н.э. До н.э., подгруппа Манде, Бозо, основала город Дженне. Между 300 г. 1100 г. н.э., Сонинке Манде доминировали в Западном Мали, возглавляя Ганскую империю. Когда Манде Империя Сонгай распалась после 1600 года нашей эры, многие группы, говорящие на манде, вдоль верхнего бассейна реки Нигер повернули внутрь. Бамана снова появилась в этой среде с возвышением империи Бамана в 1740-х годах, когда империя Мали начала распадаться примерно в 1559 году.

Хотя между современными историками и этнологами нет единого мнения. Что касается происхождения или значения этнолингвистического термина, упоминания имени Бамбара можно найти с начала 18 века. В дополнение к его общему использованию в качестве ссылки на этнолингвистическую группу, бамбара также использовалась для идентификации содержащихся в неволе африканцев, которые происходили из внутренних районов Африки, возможно, из верхнего региона Сенегал-Нигер и транспортировались в Америку через порты на Сенегамбийское побережье. Еще в 1730 году на посту работорговли в Горе термин «бамбара» относился просто к рабам, которые уже находились на службе у местной элиты или французов.

выросли из фермерских общин в Уасулу, между Сикассо и Кот-д'Ивуар, братства эпохи Баманы (названные Тонами) начали развивать государственную структуру, которая стала Империей Бамбара, а позже - Мали Империя. В отличие от своих мусульман соседей, штат Бамана практиковал и формализовал традиционную политеистическую религию, хотя мусульманские общины оставались сильными на местном уровне, если были исключены из центрального государства в Сегу.

Бамана стала доминирующей культурное сообщество на западе Мали. язык бамбара, взаимно понятный с языками мандинг и дьюла, стал основным межэтническим языком в Мали и одним из официальных языков государства. наряду с французской.

культурой

религией

Бамбара Женский персонаж, Мали Конец XIX - начало XX века. Дерево. Африканский художественный музей, Смитсоновский институт.

Хотя большинство жителей Баманы сегодня придерживаются ислама, многие все еще практикуют традиционные ритуалы, особенно в почитании предков. Эта форма синкретического ислама остается редкостью, даже с учетом обращений, которые во многих случаях происходили в середине-конце 19 века. Однако эта недавняя история внесла свой вклад в богатство и известность (на Западе) ритуальных искусств Баманы.

Социальная структура

Бамана разделяет многие аспекты более широкой социальной структуры Манде. Общество патрилинейно и патриархально, хотя практически никто из женщин не носит чадру. Культура Манде известна своими сильными братскими орденами и женскими обществами (Тон), а история Империи Бамбара укрепила и сохранила эти ордена. Первое государство возникло как преобразование охотников и юных Тонн в касты воинов. Когда завоевания их соседей были успешными, государство создало джонтон (Джон = раб / кьель-раб), или каста воинов-рабов, пополненную воинами, захваченными в битве. В то время как рабы были исключены из наследства, лидеры Джонтона создали сильную корпоративную идентичность. Их набеги кормили экономику Сегу товарами и рабами для торговли, а также заключали подневольных сельскохозяйственных рабочих, которые были переселены государством.

Каста

Традиционно общество Манде иерархическое или кастовое, с благородством и вассалами. Политический порядок Баманы создал небольшую свободную знать, находящуюся посреди эндогамной касты и этнических различий. И касты, и этнические группы выполняли профессиональные роли в штате Бамана, и эта дифференциация со временем усиливалась. Например, купцы Марака строили города, ориентированные сначала на торговлю в пустыне, а затем на крупномасштабное сельскохозяйственное производство с использованием рабов, захваченных государством. Джула специализировались на торговле на дальние расстояния, как и общины фула в штате, которые добавили это к животноводству. Этническая принадлежность бозо возникла в основном из военнопленных, и государство обратило их в рыболовецкие и переправочные сообщества.

В дополнение к этому, Бамана, как и другие народы Манде, поддерживала внутренние касты, при этом Грио историк / певец прославления, священники, мастера по металлу и другие специализированные профессии оставались эндогамными и проживают в специально отведенных местах. Раньше, как и в большинстве других африканских обществ, они также держали рабов («Джонв» / «Джонг (о)»), часто военнопленных из земель, окружающих их территорию. Со временем и с распадом государства Бамана эти кастовые различия исчезли, хотя профессии имеют сильные семейные и этнические корреляции.

Тон

Ритуал чепчика MHNT

Бамана продолжили во многих местах свою традицию инаугурационных обществ каст и возрастных групп, известные как Тон. Хотя это характерно для большинства обществ манде, традиция тон особенно сильна в истории Баманы. Тонны могут быть по полу (обряды инициации для юношей и девушек), возрасту (более ранние юноши Солитон жили отдельно от общины и обеспечивали сельскохозяйственный труд до того, как женились) или по призванию (сельское хозяйство Чи Вара Тон или охотники Донзо Тон ). В то время как эти общества продолжают оставаться способами социализации и передачи традиций, их мощь и значение исчезли в 20 веке.

Искусство Бамбара
Маска Бамбара со стилистическим изображением антилопы, Национальная галерея зарубежного искусства

Бамана адаптировала многие художественные традиции. Произведения искусства создавались как для религиозного использования, так и для обозначения культурных и религиозных различий. Художественные традиции Баманы включают керамику, скульптуру, ткачество, железные фигурки и маски. В то время как туристический и художественный рынок является основным направлением современных произведений искусства Баманы, большинство художественных традиций были частью священного призвания, создавались как демонстрация религиозных верований и использовались в ритуалах.

К видам искусства Бамана относятся маска н'томо и Ти Варра. Маску н'томо использовали танцоры на церемониях инициации мужчин. Головной убор Tyi Warra (или ciwara) использовался во время сбора урожая молодыми людьми, выбранными из ассоциации фермеров. Другие статуи Баманы включают в себя статуи плодородия, которые должны постоянно храниться с женой, чтобы обеспечить плодородие, и статуи, созданные для профессиональных групп, таких как охотники и фермеры, часто используемые в качестве места для предложения другими группами после успешных сельскохозяйственных сезонов или успешных охотничьих партий.

Каждая особая творческая черта, приобретенная человеком, рассматривалась как отдельный способ угодить высшим духам. Силы во всем мире создания искусства Баманы использовались, чтобы доставить удовольствие духам предков и показать красоту того, во что они верили.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Императо, Паскаль Джеймс (1970). «Танец Ти Вара». Африканское искусство. Африканское искусство, Vol. 4, № 1. 4 (1): 8–13, 71–80. doi : 10.2307 / 3334470. JSTOR 3334470.
  • Ле Барбье, Луи (1918). Études africaines: les Bambaras, mœurs, coutumes, религии (на французском). Париж. п. 42.
  • Макнотон, Патрик Р. (1979). "Баманские кузнецы". Африканское искусство. Африканское искусство, Vol. 12, No. 2. 12 (2): 65–66, 68–71, 91. doi : 10.2307 / 3335488. JSTOR 3335488.
  • Фарр, Лилиан Э. (1980). Головной убор чи-вара бамбары: избранная аннотированная библиография. Вашингтон, округ Колумбия: Музей африканского искусства, Смитсоновский институт. OCLC 8269403.
  • Робертс, Ричард Л. (1987). Воины, торговцы и рабы: государство и экономика в долине Среднего Нигера 1700-1914. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1378-2.
  • Робертс, Ричард Л. (1980). «Производство и воспроизведение состояний воинов: Сегу Бамбара и Сегу Токолор». Международный журнал африканских исторических исследований. Международный журнал африканских исторических исследований, Vol. 13, № 3. 13 (3): 389–419. doi : 10.2307 / 218950. JSTOR 218950.
  • Токсье, Луи (1942). Histoire des Bambara (на французском языке). Париж: П. Гейтнер. п. 226.
  • Вутен, Стивен Р. (2000). «Головные уборы антилоп и фермеры-чемпионы: значение переговоров и идентичность через комплекс Бамана Чивара». Африканское искусство. Африканское искусство, Vol. 33, № 2. 33 (2): 18–33, 89–90. doi : 10.2307 / 3337774. JSTOR 3337774.
  • Захан, Доминик (1980). Antilopes du soleil: Arts et rites agraires d'Afrique noire (изд. А. Шендла). Париж: Издание А. Шендля. ISBN 3-85268-069-7.
На Викискладе есть материалы, связанные с Бамбара.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-11 08:57:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте