Нефтяная промышленность в Канаде

редактировать
Добыча нефти в Канаде: обычная сырая нефть выделена красным цветом, а все жидкие углеводороды, в том числе из нефтеносных песков, - черным

Добыча нефти в Канаде является основной отраслью, которая важна для экономики Северной Америки. Канада имеет третье место по запасам нефти в мире и является четвертым по величине в мире производителем нефти и четвертым по величине экспортером нефти. В 2017 году он добыл в среднем 667 747 кубометров в сутки (4,2 млн баррелей в сутки) сырой нефти и эквивалента. Из этого количества 64% были обогащены и необработаны битумом из нефтеносных песков, а оставшаяся часть легкой сырой нефти, тяжелой сырой нефти и природного -газовый конденсат. Большая часть добычи канадской нефти идет на экспорт, примерно 482 525 кубометров в сутки (3 млн баррелей в сутки) в 2015 году, при этом почти весь экспорт идет в США. Канада, безусловно, является крупнейшим источником импорта нефти в США, обеспечивая 43% импорта сырой нефти в США в 2015 году.

Нефтяная промышленность в Канаде также называется Канадский «Oil Patch»; этот термин особенно относится к разведке и добыче (разведка и добыча нефти и газа), и, в меньшей степени, к переработке, распределению и продаже нефтегазовых продуктов. В 2005 году в Канаде было пробурено (пробурено) почти 25 000 новых нефтяных скважин. Ежедневно только в провинции Альберта бурят более 100 новых скважин. Хотя Канада является одним из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире, она также импортирует значительные объемы нефти в свои восточные провинции, поскольку ее нефтепроводы не проходят через всю страну, а многие ее нефтеперерабатывающие заводы не могут обрабатывать такие типы нефти. нефть, которую добывают его нефтяные месторождения. В 2017 году Канада импортировала 405 700 баррелей в день (баррелей в день) и экспортировала 1,115 000 баррелей в день очищенных нефтепродуктов.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Основные игроки
  • 3 Подразделения
    • 3.1 Альберта
      • 3.1.1 Нефтяные пески
      • 3.1.2 Нефтяные месторождения
      • 3.1.3 Установки для обогащения нефти
      • 3.1.4 Нефтепроводы
      • 3.1.5 Нефтеперерабатывающие заводы
      • 3.1.6 Прочие виды деятельности, связанные с нефтью
    • 3.2 Саскачеван
      • 3.2.1 Нефтяные месторождения
      • 3.2.2 Установки для обогащения нефти
      • 3.2.3 Нефтеперерабатывающие заводы
    • 3.3 Ньюфаундленд и Лабрадор
      • 3.3.1 Нефтяные месторождения
      • 3.3.2 Нефтеперерабатывающий завод
    • 3,4 Британская Колумбия
      • 3.4.1 Нефтеперерабатывающий завод
    • 3,5 Манитоба
    • 3,6 Северная Канада (на суше)
    • 3,7 Северная Канада (на суше)
    • 3,8 Восточная Канада (на суше)
      • 3.8.1 Нефтяные месторождения
      • 3.8.2 Нефтепроводы
      • 3.8.3 Нефтеперерабатывающие заводы
    • 3.9 Восточная Канада (шельф)
  • 4 Долгосрочная перспектива
    • 4.1 Нефтяные месторождения Канады
  • 5 Компоненты разведки, добычи и переработки канадской нефтяной промышленности
    • 5.1 Разведка и добыча
    • 5.2 Средняя часть
    • 5.3 Переработка и переработка
      • 5.3.1 Сырая нефть нефть
  • 6 Экспортный потенциал
    • 6.1 Попадание в приливную воду
    • 6.2 Трубопровод против дебатов по железной дороге
      • 6.2.1 Затраты
  • 7 Регулирующие органы в Канаде
    • 7.1 Министерство природных ресурсов Канады (NRCan)
    • 7.2 Национальный энергетический совет
    • 7.3 Провинциальные регулирующие органы
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
История

Нефтяная промышленность Канады развивалась параллельно с отраслью США Состояния. Первая нефтяная скважина в Канаде была вырыта вручную (а не пробурена) в 1858 году Джеймсом Миллером Уильямсом возле своего асфальтового завода в Ойл-Спрингс, Онтарио. На глубине 4,26 м (14,0 футов) он обнаружил нефть за год до того, как «полковник» Эдвин Дрейк пробурил первую нефтяную скважину в Соединенных Штатах. Позже Уильямс основал «Канадскую нефтяную компанию», которая была признана первой в мире интегрированной нефтяной компанией. Также за двенадцать лет до этого в 1846 году была пробурена первая в мире нефтяная скважина в бакинском поселке Биби-Эйбат на Южном Кавказе.

Добыча нефти в Онтарио быстро росла, и практически каждый крупный производитель стал своим нефтепереработчиком. К 1864 году в Ойл-Спрингс работало 20 нефтеперерабатывающих заводов, а в Петролия, Онтарио - семь. Однако статус Онтарио как крупного производителя нефти просуществовал недолго. К 1880 году Канада была нетто-импортером нефти из Соединенных Штатов.

Западноканадский осадочный бассейн Большая часть добычи нефти и газа в Канаде приходится на Западно-канадский осадочный бассейн, который простирается от юго-запада Манитобы до северо-востока до н.э.. Бассейн также охватывает большую часть Альберты, южную половину Саскачевана и юго-западный угол Северо-Западных территорий.

Уникальная география, геология Канады. ресурсы и модели заселения были ключевыми факторами в истории Канады. Развитие нефтяного сектора помогает проиллюстрировать, как они помогли отличить страну от Соединенных Штатов. В отличие от Соединенных Штатов, где есть несколько различных основных нефтедобывающих регионов, подавляющее большинство нефтяных ресурсов Канады сосредоточено в огромном Западно-Канадском осадочном бассейне (WCSB), одном из крупнейших нефтесодержащих пластов. в мире. Он лежит в основе 1,400,000 квадратных километров (540,000 квадратных миль) Западной Канады, включая большую часть или часть четырех западных провинций и одной северной территории. Состоящий из массивного клина осадочной породы толщиной до 6 километров (3,7 миль), простирающегося от Скалистых гор на западе до Канадского щита на востоке., он находится далеко от канадских портов на восточном и западном побережье, а также от его исторических промышленных центров. Также далеко от американских промышленных центров. Из-за своей географической изоляции этот район был заселен относительно поздно в истории Канады, и его истинный ресурсный потенциал был обнаружен только после Второй мировой войны. В результате Канада построила свои основные производственные центры около своих исторических гидроэнергетических источников в Онтарио и Квебеке, а не своих нефтяных ресурсов в Альберте и Саскачеване. Не зная о собственном потенциале, Канада начала импортировать подавляющее большинство своей нефти из других стран по мере развития современной индустриальной экономики.

Провинция Альберта находится в центре WCSB, и образование лежит в основе большей части провинции. Потенциал Альберты как нефтедобывающей провинции долгое время оставался незамеченным, потому что геологически она сильно отличалась от американских нефтедобывающих регионов. Первая нефтяная скважина на западе Канады была пробурена в южной части Альберты в 1902 году, но не давала результатов долго и вводила геологов в заблуждение относительно истинной природы геологии недр Альберты. Нефтяное месторождение Тернер-Вэлли было открыто в 1914 году и какое-то время было крупнейшим нефтяным месторождением в Британской империи, но снова оно ввело геологов в заблуждение относительно природы геологии Альберты. В Тернер-Вэлли ошибки нефтяных компаний привели к тому, что нефтяному месторождению был нанесен ущерб на миллиарды долларов из-за сжигания газа, в результате которого не только сгорел газ на миллиарды долларов без немедленного выхода на рынок, но и разрушился газовый двигатель месторождения что позволило добыть нефть. Газовые факелы в Тернер-Вэлли были видны в небе из Калгари, в 75 км (50 миль). В результате очень заметных потерь правительство Альберты начало энергичные политические и юридические атаки на правительство Канады и нефтяные компании, которые продолжались до 1938 года, когда в провинции был создан Совет по сохранению нефти и природного газа Альберты и введено строгое природоохранное законодательство.

Статус Канады как импортера нефти из США внезапно изменился в 1947 году, когда недалеко к югу от Эдмонтона была пробурена скважина Leduc No. 1. Геологи поняли, что они совершенно неправильно поняли геологию Альберты, и очень плодовитое нефтяное месторождение Ледук, на котором с тех пор было добыто более 50 000 000 м (310 000 000 баррелей) нефти, не было уникальным образованием. Были еще сотни девонских рифовых образований, подобных этим, под Альбертой, многие из которых были заполнены нефтью. На поверхности не было никаких указаний на их присутствие, поэтому их пришлось найти с помощью сейсмологии отражений. Основная проблема для нефтяных компаний заключалась в том, как продать всю найденную нефть, а не покупать ее для своих НПЗ. Трубопроводы были построены из Альберты через Средний Запад Соединенных Штатов в Онтарио и на западное побережье Британской Колумбии. Резко увеличился экспорт в США.

Большинство нефтяных компаний, ведущих разведку нефти в Альберте, были из США, и на пике своего развития в 1973 году более 78 процентов добычи нефти и газа Канады находилось в иностранной собственности, а более 90 процентов нефти и газа газодобывающие компании находились под иностранным контролем, в основном американским. Это иностранное владение стимулировало реализацию Национальной энергетической программы при правительстве Трудо.

Основные игроки

Хотя около десятка компаний владеют нефтеперерабатывающими заводами в Канаде, только три компании - Imperial Oil, Shell Canada и Suncor Energy - управляют более чем одним нефтеперерабатывающим заводом и продают продукцию на национальном уровне. Другие нефтеперерабатывающие заводы, как правило, управляют одним нефтеперерабатывающим заводом и продают продукцию в определенном регионе. Региональные нефтеперерабатывающие предприятия включают переработку Северной Атлантики в Ньюфаундленде, Ирвинг Ойл в Нью-Брансуике, Валеро Энерджи в Квебеке, Федеративные кооперативы в Саскачеване, Parkland в Британской Колумбии и Husky Energy в Альберте, Британская Колумбия, и Саскачеване. Хотя Petro Canada когда-то принадлежала правительству Канады, теперь принадлежит Suncor Energy, которая продолжает использовать этикетку Petro Canada в маркетинговых целях. В 2007 году три крупнейшие нефтяные компании Канады принесли рекордную прибыль в размере 11,75 млрд долларов, что на 10% больше, чем в 2006 году, когда она составляла 10,72 млрд долларов. Выручка «большой тройки» выросла до 80 млрд долларов с 72 млрд долларов в 2006 году. В эти цифры не входят Shell Canada и ConocoPhillips Canada, два частные дочерние компании, которые производили почти 500 000 баррелей в день в 2006 году.

Подразделения

Подавляющее большинство (97%) добычи нефти в Канаде приходится на три провинции: Альберта, Саскачеван и Ньюфаундленд и Лабрадор.. В 2015 году Альберта добыла 79,2% нефти Канады, Саскачеван - 13,5%, а провинции Ньюфаундленд и Лабрадор - 4,4%. Британская Колумбия и Манитоба производили около 1% за штуку. Четыре Западной Канады провинции - Альберта, Британская Колумбия, Саскачеван и Манитоба - все добывают свою нефть из обширного и богатого нефтью Западно-канадского осадочного бассейна, который сосредоточен в Альберте, но простирается в другие три западные провинции и в Северо-Западные территории. Провинция Ньюфаундленд и Лабрадор добывает нефть из морского бурения на Гранд-Бэнкс оф Ньюфаундленд в западном Атлантическом океане.

Альберта

Буровая установка в северной Альберта Добыча нефти вблизи Долины Дрейтон

Альберта - крупнейшая нефтедобывающая провинция Канады, обеспечивающая 79,2% добычи нефти в Канаде в 2015 году. Это включает легкую сырую нефть, тяжелая сырая нефть, сырой битум, синтетическая сырая нефть и конденсат природного газа. В 2015 году в Альберте было добыто в среднем 492 265 кубометров в сутки (3,1 млн баррелей в сутки) из 621 560 кубометров в сутки (3,9 млн баррелей в сутки) Канады нефти и эквивалентной добычи. Большая часть добычи нефти приходится на огромные месторождения нефтеносных песков, добыча которых в последние годы неуклонно растет. Эти месторождения дают Канаде третьи по величине запасы нефти в мире, с которыми конкурируют только аналогичные, но даже более крупные запасы нефти в Венесуэле и обычные запасы нефти в Саудовской Аравии. Хотя Альберта уже добыла более 90% своих обычных запасов сырой нефти, она добыла только 5% своих нефтеносных песков, а оставшиеся запасы нефтеносных песков составляют 98% установленных запасов нефти Канады.

В дополнение к являясь крупнейшим в мире производителем битума из нефтеносных песков, Альберта является крупнейшим производителем обычной сырой нефти, синтетической сырой нефти, природного газа и сжиженный природный газ продукция в Канаде.

Нефтеносные пески

Нефтяные пески Альберты лежат под 142 200 квадратных километров (54 900 квадратных миль) земли в районах Атабаски, Холодного озера и реки Пис в северной Альберте - обширной области бореальной лес, который больше, чем Англия. Нефтяные пески Атабаски - единственное крупное нефтяное месторождение в мире, подходящее для открытых горных работ, в то время как нефтеносные пески Холодного озера и Нефтяные месторождения Peace River пески должны добываться бурением. С развитием методов добычи битум и экономичная синтетическая нефть производятся по цене, близкой к стоимости обычной нефти. Эта технология росла и развивалась в Альберте. Многие компании используют как обычные вскрыши, так и нетрадиционные методы для извлечения битума из месторождения Атабаска. Около 24 миллиардов кубометров (150 Гббл) оставшихся нефтеносных песков считаются извлекаемыми по текущим ценам с использованием современных технологий. Город Форт МакМюррей развивался поблизости для обслуживания нефтеносных песков, но его удаленное расположение в неубранных северных лесах стало проблемой, когда все 80 000 жителей пришлось эвакуировать на короткое уведомление из-за лесного пожара в форте МакМюррей в 2016, охватившего город и разрушившего более 2400 домов.

Нефтяные месторождения

Обнаружены основные нефтяные месторождения на юго-востоке Альберта (Ручьи, Медисин-Хэт, Летбридж), северо-западе (Гранд-Прери, Высокий уровень, Рэйнбоу-Лейк, Зама), центральном (Кэролайн, Ред-Дир) и северо-востоке (тяжелая сырая нефть, обнаруженная рядом с нефтеносные пески.)

Структурные области включают: Предгорья, Большой свод, Глубокий бассейн.

Обогатители нефти

В Альберте есть пять нефтеносных песков облагораживателей, которые перерабатывают сырой битум в синтетическую сырую нефть, некоторые из которых также производят нефтепродукты, такие как дизельное топливо. Их совокупная производительность составляет 1,3 миллиона баррелей в день (210 000 м3 / день) сырого битума.

Нефтепроводы

Поскольку это крупнейшая нефтедобывающая провинция Канады, Альберта является центром канадских нефтепроводов. ne системы. Около 415 000 километров (258 000 миль) канадских нефте- и газопроводов работают исключительно в пределах границ Альберты и подпадают под юрисдикцию Регулятора энергетики Альберты. Трубопроводы, пересекающие провинциальные или международные границы, регулируются Национальным энергетическим советом. Основные трубопроводы, по которым нефть из Альберты поступает на рынки других провинций и штатов США, включают:

Нефтеперерабатывающие заводы

В Альберте есть четыре нефтеперерабатывающих завода с общей производительностью более 458 200 баррелей в день (72 850 м3 / день) сырой нефти. Большинство из них расположены на так называемом Refinery Row в округе Страткона рядом с Эдмонтоном, Альберта, который поставляет продукцию на большую часть Западной Канады. Помимо продуктов нефтепереработки, таких как бензин и дизельное топливо, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по переработке также производят отходящие газы, которые используются в качестве сырья для близлежащих нефтехимических заводов.

  • Suncor Energy (Petro Canada ) нефтеперерабатывающий завод около Эдмонтона имеет мощность 142000 баррелей в день (22600 м3 / сутки) сырой нефти.
  • Imperial Oil НПЗ Страткона около Эдмонтона имеет мощность 187 200 баррелей в сутки (29 760 м3 / сут).
  • НПЗ Shell Canada Скотфорд около Эдмонтона имеет мощность 100 000 баррелей в сутки (16 000 м3 / сут). Он расположен рядом с заводом Shell Scotford Upgrader, который обеспечивает его сырьем.
  • Нефтеперерабатывающий завод Husky Lloydminster в Ллойдминстер, в восточной части Альберты. имеет производительность 29 000 баррелей в сутки (4600 м3 / сут). Он расположен через границу провинции от завода по обогащению тяжелой нефти Husky Lloydminster в Ллойдминстере, Саскачеван, который обеспечивает его сырьем. (Ллойдминстер не является городом-побратимом, но зарегистрирован обеими провинциями как единый город, пересекающий границу.)

Другая деятельность, связанная с нефтью

Два крупнейших производителя нефтехимии в Северной Америке расположены в центральной и северной частях центральной провинции Альберта. Как в Red Deer, так и в Edmonton производители мирового класса полиэтилена и винила производят продукцию, поставляемую по всему миру, а Edmonton's нефтеперерабатывающие заводы поставляют сырье для большой нефтехимической промышленности к востоку от Эдмонтона. В Альберте есть сотни небольших компаний, занимающихся предоставлением различных услуг в этой отрасли - от бурения до обслуживания скважин, обслуживания трубопроводов до сейсморазведки.

В то время как Эдмонтон (население 972 223 тысячи человек в 2019 году) является столицей провинции и считается центром трубопроводов, производства, химической обработки, исследований и нефтепереработки канадской нефтяной промышленности, его город-соперник Калгари (население 1,26 миллиона) - главный головной офис нефтяной компании и финансовый центр, в котором находится более 960 старших и младших офисов нефтяных компаний. В Калгари также есть региональные офисы всех шести крупных канадских банков, около 4300 нефтяных, энергетических и связанных с ними сервисных компаний, а также 1300 компаний, оказывающих финансовые услуги, что делает его вторым по величине городом с головными офисами в Канаде после Торонто.

  • Нефтегазовая деятельность регулируется Регулятором энергетики Альберты (AER) (ранее Совет по сохранению энергоресурсов Альберты (ERCB) и Совет по энергетике и коммунальным услугам (EUB)).

Саскачеван

Саскачеван является вторым по величине нефтедобывающим предприятием в Канаде. провинция после Альберты, производящая около 13,5% канадской нефти в 2015 году. Сюда входят легкая сырая нефть, тяжелая сырая нефть и конденсат природного газа. Большая часть его добычи приходится на тяжелую нефть, но, в отличие от Альберты, ни одно из месторождений тяжелой нефти Саскачевана официально не классифицируется как битуминозные пески. В 2015 году Саскачеван добывал в среднем 83 814 кубометров нефти в день (527 000 баррелей в сутки) и эквивалентную добычу.

Нефтяные месторождения

Вся нефть Саскачевана добывается на обширных Западных Канадский осадочный бассейн, около 25% которого лежит в основе провинции. Расположенный к более мелкой восточной оконечности осадочного бассейна, Саскачеван, как правило, производит больше нефти и меньше природного газа, чем другие части. Он имеет четыре основных нефтедобывающих региона:

Оборудование для обогащения нефти

В Саскачеване есть два предприятия по обогащению тяжелой нефти.

  • Компания NewGrade Energy Upgrader, часть НПЗ CCRL в Регина, перерабатывает 8740 кубометров в сутки (55000 баррелей в сутки) тяжелой нефти из района Ллойдминстер в синтетическую сырую нефть.
  • Хаски Эне rgy Двухпровинциальная модернизация на Саскачеванской стороне Ллойдминстера перерабатывает 10 800 кубометров (68 000 баррелей в сутки) тяжелой нефти из Альберты и Саскачевана в более легкую сырую нефть. Помимо продажи синтетической сырой нефти другим НПЗ, она поставляет сырье на НПЗ Husky Lloydminster на стороне границы с Альбертой. (Ллойдминстер - это не города-побратимы, а единый двухпровинциальный город, расположенный на границе Альберты и Саскачевана.)

Нефтеперерабатывающие заводы

Большинство перерабатывающих мощностей провинции находится в единый комплекс в столице провинции Регина :

  • НПЗ CCRL, управляемый Федеративными кооперативами в Регине, перерабатывает 8000 кубометров в день (50 000 баррелей в сутки) в обычные продукты нефтепереработки. Он получает большую часть своего сырья от завода по модернизации NewGrade.
  • Moose Jaw Asphalt Inc. управляет асфальтным заводом мощностью 500 кубометров в день (3100 баррелей в сутки) в Moose Jaw.

Деятельность в нефтегазовой сфере регулируется по данным Saskatchewan Industry and Resources (SIR).

Ньюфаундленд и Лабрадор

Ньюфаундленд и Лабрадор - третья по величине нефтедобывающая провинция Канады, производящая около 4,4% нефти Канады в 2015 году. из легкой сырой нефти, добытой на морских нефтяных объектах Гранд Бэнкс оф Ньюфаундленд. В 2015 году на этих морских месторождениях было добыто в среднем 27 373 кубических метра в день (172 000 баррелей в день) легкой сырой нефти.

Нефтяные месторождения

НПЗ

В Ньюфаундленде есть один НПЗ, НПЗ Come By Chance, который имеет мощность 115 000 баррелей в сутки (18 300 м3 / сут). Нефтеперерабатывающий завод был построен до открытия нефтяных месторождений на шельфе Ньюфаундленда для переработки дешевой импортной нефти и продажи продуктов в основном в США. К сожалению, запуск завода в 1973 году совпал с нефтяным кризисом 1973 года, который в четыре раза увеличил стоимость поставок сырой нефти для завода. Эти и технические проблемы привели к банкротству нефтеперерабатывающего завода в 1976 году. Он был перезапущен под новыми владельцами в 1986 году и прошел через ряд владельцев до настоящего момента, когда он находится в ведении North Atlantic Refining Limited. Однако, несмотря на то, что впоследствии на шельфе Ньюфаундленда были открыты крупные нефтяные месторождения, НПЗ не был рассчитан на переработку той нефти, которую они производили, и до 2014 года он вообще не перерабатывал нефть Ньюфаундленда. нефтеперерабатывающие заводы в США и других странах Канады, в то время как нефтеперерабатывающий завод импортировал всю свою нефть из других стран.

Британская Колумбия

Буровая установка на севере Британской Колумбии

Британская Колумбия произведена в среднем 8 643 кубических метра в сутки (54 000 баррелей в сутки) нефти и эквивалента в 2015 году, или около 1,4% добычи нефти Канады. Около 38% добычи жидких углеводородов приходилось на легкую нефть, но большую часть (62%) приходилось на конденсат природного газа.

Нефтяные месторождения Британской Колумбии, расположенные на склонной к газу северо-западной оконечности Западно-Канадский осадочный бассейн, и его нефтяная промышленность вторична по сравнению с более крупной газовой промышленностью. Бурение на газ и нефть происходит в Peace Country на северо-востоке Британской Колумбии, около Fort Nelson (нефтяное месторождение Greater Sierra ), Форт Сент-Джон (Pink Mountain, Ring Border) и Dawson Creek

Нефтегазовая деятельность в Британской Колумбии регулируется Комиссией по нефти и газу (OGC).

Нефтеперерабатывающие заводы

В Британской Колумбии осталось только два нефтеперерабатывающих завода.

Когда-то в районе Ванкувера было четыре нефтеперерабатывающих завода, но Imperial Oil, Shell Canada и Petro Canada преобразовали свои нефтеперерабатывающие заводы в продуктовые терминалы в 1990-х годах и теперь поставляют на рынок Британской Колумбии свои крупные нефтеперерабатывающие заводы около Эдмонтона, Альберта, которые находятся ближе к нефтеносным пескам и крупнейшим нефтяным месторождениям Канады. Нефтеперерабатывающий завод Chevron находится под угрозой закрытия из-за трудностей с поставкой нефти из Альберты через Транс-Маунтин-Трубопровод с ограниченной пропускной способностью, единственный трубопровод, соединяющий его с остальной частью Канады.

В июне 2016 года Chevron ввела в эксплуатацию свой нефтеперерабатывающий завод Burnaby, Британская Колумбия, выставлена ​​на продажу вместе со своей топливной сетью в Британской Колумбии и Альберте. «Компания осознает, что сейчас трудные времена, и мы должны быть открытыми для меняющихся рыночных условий и возможностей по мере их появления», - сказал представитель компании. На заводе, который начал производство в 1935 году, работает 430 человек. Предложение Chevron о продаже последовало за продажей Imperial Oil 497 заправочных станций Esso в Британской Колумбии. и Альберта. Неясно, что произойдет, если Chevron не сможет продать свои активы BC.

Манитоба

Манитоба добывала в среднем 7 283 кубических метра в день (46 000 баррелей в день) легкой нефти. нефть в 2015 году, или около 1,2% добычи нефти в Канаде.

Добыча нефти Манитобой находится на юго-западе Манитобы вдоль северо-восточного фланга Уиллистонского бассейна, крупного геологического месторождения структурный бассейн, который также лежит под частями южного Саскачевана, Северной Дакоты, Южной Дакоты и Монтаны. В отличие от Саскачевана, в Манитобе очень мало нефти тяжелой сырой нефти.

  • Несколько буровых установок для добычи нефти в юго-западной части Манитобы

В Манитобе нет нефтеперерабатывающих заводов.

Северная Канада (суша)

Северо-Западные территории добывали в среднем 1587 кубометров в день (10 000 баррелей в сутки) легкой сырой нефти в 2015 году, или около 0,2% добычи нефти Канадой. В Norman Wells имеется историческое крупное нефтяное месторождение, на котором была добыта большая часть нефти с момента начала добычи в 1937 году, и которое продолжает добывать низкими темпами. Раньше в Norman Wells был нефтеперерабатывающий завод, но он был закрыт в 1996 году, и теперь вся нефть направляется по трубопроводам на нефтеперерабатывающие заводы в Альберте.

Северная Канада (шельф)

Обширное бурение было проведено в канадской Арктике во время 1970-е и 1980-е годы такими компаниями, как Panarctic Oils Ltd., Petro Canada и Dome Petroleum. После того, как было пробурено 176 скважин стоимостью в миллиарды долларов, было обнаружено скромное 1,9 миллиарда баррелей (300 × 10 ^м) нефти. Ни одна из находок не была достаточно крупной, чтобы оплатить многомиллиардные схемы добычи и транспортировки, необходимые для вывода нефти, поэтому все пробуренные скважины были забиты и заброшены. Кроме того, после взрыва Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году были введены новые правила, которые отговаривали компании от бурения на канадском арктическом шельфе.

  • В настоящее время на шельфе северной Канады не ведется добыча нефти.
  • В настоящее время морское бурение на севере Канады не ведется.

Восточная Канада (на суше)

Онтарио добывает в среднем 157 кубических метров в день (1000 баррелей в сутки) легких сырая нефть в 2015 году, или менее 0,03% добычи нефти в Канаде. Добыча на суше в других провинциях к востоку от Онтарио была еще более незначительной.

Нефтяные месторождения

Онтарио был центром канадской нефтяной промышленности в 19 веке. У него была самая старая промышленная нефтяная скважина в Северной Америке (вырыта вручную в 1858 г. в Ойл-Спрингс, Онтарио, за год до скважины Дрейка, пробуренной в Пенсильвания ) и имеет самое старое месторождение нефти в Северной Америке (добывающее сырую нефть непрерывно с 1861 года). Однако он достиг пика добычи и начал снижаться более 100 лет назад.

Нефтепроводы

В 1862 году в Канаде был один из первых нефтепроводов в мире, когда был построен трубопровод для доставки нефти из Петролиа, Онтарио на нефтеперерабатывающие заводы в Сарния, Онтарио. Однако нефтяные месторождения Онтарио начали сокращаться к концу 19 века, и к Второй мировой войне Канада импортировала 90% своей нефти. К 1947 году существовало только три канадских нефтепровода. Один был построен для обработки только продукции Альберты. Второй перевозил импортную нефть из прибрежного Мэна в Монреаль, а третий доставил американскую нефть в Онтарио. Однако в 1947 году первое крупное открытие нефти было сделано в Альберте, когда Leduc No. 1 обнаружил нефть в пригороде Эдмонтона, Альберта. За этим последовало множество еще более крупных открытий в Альберте, поэтому были построены трубопроводы для транспортировки недавно обнаруженной нефти на нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе США, а оттуда на нефтеперерабатывающие заводы в Онтарио.

Нефтеперерабатывающие заводы

Несмотря на очень низкую добычу нефти, в Восточной Канаде имеется большое количество нефтеперерабатывающих заводов. Те, что в Онтарио, были построены рядом с историческими нефтяными месторождениями южного Онтарио; те, что в провинциях к востоку, были построены для переработки нефти, импортируемой из других стран. После того, как в 1947 году был открыт Leduc No. 1, гораздо более крупные нефтяные месторождения в Альберте стали снабжать нефтеперерабатывающие заводы Онтарио. После нефтяного кризиса 1973 года резко возросли цены на импортную нефть, экономика нефтеперерабатывающих заводов стала невыгодной, и многие из них закрылись. В частности, в Монреале, где в 1973 г. было шесть нефтеперерабатывающих заводов, теперь есть только один.

Онтарио

Квебек

Нью-Брансуик

Ньюфаундленд и Лабрадор

Восточная Канада (шельф)

Провинция Ньюфаундленд и Лабрадор является третьим по величине производителем нефти в Канаде с 27 373 кубическими метрами в день (172 000 баррелей в день) легкой сырой нефти с его морских нефтяных месторождений Гранд Бэнкс в 2015 году, около 4,4% Нефть Канады. См. Выше раздел о Ньюфаундленде и Лабрадоре. Большая часть остальной добычи на шельфе приходилась на провинцию Новая Шотландия, которая добывала 438 кубометров в сутки (2750 баррелей в сутки) конденсата природного газа со своего острова Соболь. оффшорные месторождения природного газа в 2015 году, или около 0,07% добычи нефти Канады.

Долгосрочная перспектива

В целом добыча традиционной канадской нефти (посредством стандартного глубокого бурения) достигла пика в середине 1970-х годов, но шельфовые бассейны восточного побережья разрабатываются в Атлантике Канада не достигла пика до 2007 года и все еще производит относительно высокие темпы.

Добыча из Альберты нефтеносных песков все еще находится на начальной стадии, а установленных запасов битума в провинции хватит на поколения в будущее. По оценке Регулятора энергетики Альберты, в провинции имеется 50 миллиардов кубических метров (310 миллиардов баррелей ) окончательно извлекаемых битумных ресурсов. При уровне добычи в 2014 г. 366 300 м3 / сут (2,3 млн барр. / Сут) их хватит примерно на 375 лет. Согласно прогнозам AER, производство битума увеличится до 641800 м3 / сут (4,0 млн баррелей / сут) к 2024 году, но при таких темпах его хватит примерно на 213 лет. Из-за огромного размера известных залежей нефтеносных песков экономические, трудовые, экологические и правительственные соображения политики являются ограничением для добычи, а не для поиска новых месторождений.

Кроме того, Управление энергетики Альберты недавно выявило в провинции более 67 миллиардов кубометров (420 Гббл) нетрадиционных ресурсов сланцевой нефти. Этот объем больше, чем ресурсы нефтеносных песков провинции, и в случае разработки даст Канаде самые большие запасы сырой нефти в мире. Однако в связи с недавним характером открытий пока нет планов их разработки.

Нефтяные месторождения Канады

Эти нефтяные месторождения имеют или были экономически важными для канадской экономики:

Компоненты разведки и добычи нефти в Канаде

Канадская нефтедобывающая промышленность включает три компонента: разведка, переработка и переработка.

Разведка и добыча

Нефтяной сектор разведки и добычи также широко известен как сектор разведки и добычи (EP).

Сектор разведки и добычи включает поиск потенциальных подземных или подводных мест месторождения сырой нефти и природного газа, бурение разведочных скважин и последующее бурение и эксплуатация скважин, которые извлекают и выводят сырую нефть и / или сырой природный газ на поверхность. С развитием методов извлечения метана из пластов угля произошел значительный сдвиг в сторону включения нетрадиционного газа как часть сектора добычи и соответствующего разработки в переработке и транспортировке сжиженного природного газа (СПГ). Сектор разведки и добычи в нефтяной промышленности включает Добыча нефти, Завод по добыче нефти, НПЗ и Нефтяная скважина.

Обзор нефтепровода система от устья скважины к потребителям, находящимся ниже по течению

Мидстрим

Сектор мидстрима включает транспортировку, хранение и оптовый маркетинг сырой или очищенной нефти. В Канаде имеется обширная сеть трубопроводов - протяженностью более 840 000 км, по которым сырая нефть и природный газ транспортируются по всей стране. Существует четыре основные группы трубопроводов: сборные, питающие, передающие и распределительные трубопроводы. По отводящим трубопроводам сырая нефть и природный газ транспортируются из скважин, пробуренных в недрах, на нефтяные батареи или установки по переработке природного газа. Большинство этих трубопроводов проложено в нефтедобывающих районах Западной Канады. По питающим трубопроводам сырая нефть, природный газ и сжиженный природный газ (ШФЛУ) перемещаются от батарей, перерабатывающих предприятий и резервуаров для хранения к дальней части транспортной системы: трубопроводам. Это основные перевозчики сырой нефти, природного газа и ШФЛУ в пределах провинций, а также через провинциальные или международные границы, где продукция либо отправляется на нефтеперерабатывающие заводы, либо экспортируется на другие рынки. Наконец, распределительные трубопроводы являются каналом для доставки природного газа потребителям, находящимся ниже по течению, например, местным коммунальным предприятиям, а затем распределяются по домам и предприятиям. Если трубопроводы близки к пропускной способности или отсутствуют в определенных районах, сырая нефть затем транспортируется по суше железнодорожным транспортом или грузовиком, или по воде морскими судами.

. Промежуточные операции часто предполагают включение некоторых элементов восходящего и нисходящего секторов. Например, средний сектор может включать в себя заводы по переработке природного газа, которые очищают сырой природный газ, а также удаляют и производят элементарную серу и сжиженный природный газ (ШФЛУ) <398.>как готовые конечные продукты. Поставщики услуг среднего звена в Канаде относятся к баржевым компаниям, железнодорожным компаниям, автотранспортным и транспортным компаниям, трубопроводным перевозкам компаниям, логистике. и технологические компании, Transloading компании, разработчики и операторы терминалов. Разработка огромных запасов нефтеносного песка в Альберте будет облегчена за счет расширения сети трубопроводов в Северной Америке, по которым будет транспортироваться дилбит на нефтеперерабатывающие заводы или экспортные объекты.

Downstream

Под сектором переработки и сбыта обычно понимается переработка сырой нефти и переработка и очистка сырого природного газа, а также маркетинг и сбыт продукции . получено из сырой нефти и природного газа. Сектор переработки и сбыта продукции затрагивает потребителей посредством таких продуктов, как бензин или бензин, керосин, реактивное топливо, дизельное топливо, топочный мазут, жидкое топливо, смазочные материалы, парафины, асфальт, природный газ и сжиженный нефтяной газ (LPG), а также сотни нефтехимических продуктов. Операции среднего звена часто включаются в категорию нисходящего потока и считаются частью нисходящего сектора.

Сырая нефть

Сырая нефть, например, Western Canadian Select (WCS), представляет собой смесь многих разновидностей углеводородов и чаще всего имеет многие серосодержащие соединения. В процессе очистки большая часть этой серы преобразуется в газообразный сероводород. Неочищенный природный газ также может содержать газообразный сероводород и серосодержащие меркаптаны, которые удаляются на заводах по переработке природного газа перед распределением газа потребителям. сероводород, удаляемый при очистке и переработке сырой нефти и природного газа, впоследствии превращается в элементарную серу как побочный продукт. Фактически, подавляющее большинство из 64000000 метрических тонн серы, произведенной во всем мире в 2005 году, составляла сера из побочных продуктов нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводов.

Экспортные мощности

Общая добыча сырой нефти в Канаде, большая часть который поступает из осадочного бассейна Западной Канады (WCSB), по прогнозам, вырастет с 3,85 миллиона баррелей в день (баррелей в день) в 2016 году до 5,12 миллиона баррелей в день к 2030 году. Поставки из нефти Альберты песчаники составляют большую часть роста и, как ожидается, увеличатся с 1,3 миллиона баррелей в день в 2016 году до 3,7 миллиона баррелей в день в 2030 году. Битум из нефтеносных песков требует смешивания с разбавителем, чтобы уменьшить его вязкость и плотность, чтобы он мог легко течь по трубопроводам. Добавление разбавителя добавит примерно 200 000 баррелей в день к общему объему добычи сырой нефти в Канаде, что в общей сложности составит 1,5 миллиона дополнительных баррелей в день, что потребует создания дополнительных транспортных мощностей на рынках. Текущие возможности по вывозу в Западной Канаде ограничены, так как производители нефти начинают опережать продажи своей продукции.

Измерения пропускной способности трубопровода сложны и могут изменяться. Они зависят от ряда факторов, таких как тип транспортируемого продукта, продукты, с которыми он смешивается, снижение давления, техническое обслуживание и конфигурация трубопровода. Основные нефтепроводы, выходящие из Западной Канады, имеют проектную пропускную способность 4,0 млн баррелей в сутки. Однако в 2016 году пропускная способность трубопровода оценивалась в 3,9 млн баррелей в сутки, а в 2017 году Канадская ассоциация производителей нефти (CAPP) оценила пропускную способность трубопровода в 3,3 млн баррелей в сутки. Отсутствие доступной пропускной способности трубопроводов для нефти вынуждает производителей нефти искать альтернативные методы транспортировки, такие как железнодорожный.

Ожидается, что отгрузки сырой нефти по железной дороге увеличатся по мере выхода существующих трубопроводов на пропускную способность и задержек с утверждением предложенных трубопроводов. Пропускная способность по железнодорожной отгрузке сырой нефти в Западной Канаде близка к 1,2 млн баррелей в сутки, хотя она варьируется в зависимости от нескольких факторов, включая длину отдельных поездов, размер и тип используемых железнодорожных вагонов, а также типы загружаемой сырой нефти. Другие исследования, однако, оценивают текущую пропускную способность железной дороги в Западной Канаде в 754 000 баррелей в день. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что экспорт сырой нефти по железной дороге увеличится со 150 000 баррелей в день в конце 2017 года до 390 000 баррелей в день в 2019 году, что намного выше рекордного максимума в 179 000 баррелей. МЭА также предупреждает, что железнодорожные перевозки могут достичь 590 000 баррелей в день в 2019 году, если производители не будут хранить добытую сырую нефть в пиковые месяцы. Нефтяной промышленности в WCSB, возможно, придется и дальше полагаться на железную дорогу в прогнозируемом будущем, поскольку до 2019 года не ожидается появления новых мощностей трубопроводов. Мощность - в определенной степени - есть, но производители должны быть готовы к этому. платить больше за перевозку нефти по железной дороге.

Как добраться до приливной воды

Канада имеет доступ к западной приливной воде с 1953 года с пропускной способностью примерно 200 000–300 000 баррелей в сутки [1] через трубопровод Киндер Морган. В канадских СМИ существует миф о том, что канадские производители нефти WCS будут иметь лучший доступ к «международным ценам» с большим доступом к приливной воде [2], однако это утверждение не принимает во внимание существующий доступ. Пик отгрузок в Азию пришелся на 2012 год, когда из Ванкувера в Китай отправилось девять полностью загруженных танкеров с нефтью. С тех пор экспорт нефти в Азию полностью упал [3] до такой степени, что Китай импортировал всего 600 баррелей нефти в 2017 году [4]. Что касается утверждения о том, что у Канады нет доступа к «международным ценам», многие экономисты осуждают идею о том, что у Канады действительно есть доступ к глобализированной экономике, как смехотворную и приписывают разницу в цене затратам на доставку тяжелой высокосернистой нефти на тысячи километров., усугубляется избыточным предложением в пунктах назначения, способных перерабатывать вышеупомянутую нефть [5]. Из-за того, что крупнейшие игроки в нефтегазовых песках удвоили ставку на модель «производство и экспорт», производители недавно (2018) столкнулись с проблемой избыточного предложения и обратились за дополнительными государственными субсидиями, чтобы уменьшить удар своих финансовых просчетов ранее. это десятилетие. Предпочтительные порты доступа включают порты США в Персидском заливе через трубопровод Keystone XL на юг, побережье Тихого океана Британской Колумбии в районе Китимат через Enbridge Northern Gateway Pipelines и линия Trans Mountain до Ванкувера, Британская Колумбия. Разочарованная задержками в получении разрешения на строительство Keystone XL, Enbridge Northern Gateway Pipelines и расширение существующей линии Trans Mountain до Ванкувер, Альберта активизировала разведку северных проектов, таких как строительство трубопровода к северной деревушке Туктоятук около моря Бофорта, «чтобы помочь провинции доставить нефть в приливную воду, сделав ее доступной для экспорта за границу. рынки ". При премьер-министре Стивене Харпере правительство Канады потратило 9 миллионов долларов к маю 2012 года и 16,5 миллиона долларов к маю 2013 года на продвижение Keystone XL. В Соединенных Штатах демократы обеспокоены тем, что Keystone XL просто упростит доставку продуктов из нефтеносных песков Альберты в приливную воду для экспорта в Китай и другие страны через американское побережье Мексиканского залива.

В 2013 г. компания Generating for Seven Generations ( G7G) и AECOM получила 1,8 миллиона долларов финансирования от Alberta Energy для изучения возможности строительства железной дороги от северной Альберты до порта Валдез, Аляска. Предлагаемая железная дорога протяженностью 2440 км будет способна транспортировать от 1 млн до 1,5 млн баррелей в день битума и нефтепродуктов, а также других товаров в приливную воду (в обход запрета на танкеры вдоль северного побережья Британской Колумбии). Последний отрезок маршрута - перекресток Дельты через прибрежный горный хребет до Вальдеса - не считался экономически целесообразным по железной дороге; альтернативой, однако, может быть передача продуктов в недостаточно используемую Трансаляскскую трубопроводную систему (TAPS) в Валдез.

Порт Метро Ванкувер имеет несколько нефтяных терминалов, в том числе Suncor Burrard Terminal в Порт-Муди, терминал Imperial Oil Ioco в районе Беррард-Инлет на востоке и терминалы Kinder Morgan Westridge, Shell Canada Shellburn и Chevron Canada Stanovan в Бернаби.

Дебаты о трубопроводе и железной дороге

Общественные дебаты вокруг Компромиссы между трубопроводным и железнодорожным транспортом развивались в последнее десятилетие, поскольку объем сырой нефти, транспортируемой по железной дороге, увеличился. Он был активизирован в 2013 году после смертельной катастрофы на озере Мегантик в Квебеке, когда грузовой поезд сошел с рельсов и разлил 5,56 миллиона литров сырой нефти, что привело к взрывам и пожарам, разрушившим большую часть центра города. В том же году поезд, перевозивший пропан и сырую нефть, сошел с рельсов недалеко от Гейнфорда, Альберта, в результате чего произошло два взрыва, но ни один человек не пострадал или не погиб. Эти железнодорожные аварии, среди других примеров, вызвали опасения, что регулирование железнодорожного транспорта неадекватно для крупномасштабных перевозок сырой нефти. Также случаются отказы трубопроводов, например, в 2015 году в трубопроводе Nexen произошел разрыв и утечка 5 миллионов литров сырой нефти на расстояние примерно 16000 м на нефтесервисном предприятии компании в Лонг-Лейк к югу от Форт-МакМюррей. Хотя и трубопроводный, и железнодорожный транспорт в целом достаточно безопасны, ни один из них не лишен риска. Однако многочисленные исследования показывают, что трубопроводы более безопасны, исходя из количества происшествий (аварий и инцидентов), сопоставленных с количеством транспортируемого продукта. Между 2004 и 2015 годами вероятность железнодорожных аварий в Канаде была в 2,6 раза выше, чем для трубопроводов на тысячу баррелей нефтяного эквивалента (Mboe). Вероятность попадания продуктов из природного газа в железнодорожные перевозки в 4,8 раза выше, чем у аналогичных продуктов, транспортируемых по трубопроводам. Критики сомневаются, что трубопроводы, по которым идет разбавленный битум из нефтеносных песков Альберты, с большей вероятностью будут подвергаться коррозии и вызывать инциденты, но данные показывают, что риск коррозии ничем не отличается от риска коррозии других видов сырой нефти.

Затраты

Исследование, проведенное в 2017 году Национальным бюро экономических исследований, показало, что, вопреки распространенному мнению, сумма затрат на загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов (ПГ) существенно больше, чем затраты на аварии и разливы. как для трубопроводов, так и для рельсов. Для сырой нефти, транспортируемой из Северной Дакоты формация Баккен, затраты на загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов значительно выше по железной дороге, чем по трубопроводу. Что касается трубопроводов и железных дорог, то центральная оценка Управления по безопасности трубопроводов и опасных материалов (PHMSA) затрат на разливы и аварии составляет 62 доллара США и 381 доллар США на миллион баррелей пройденных миль, соответственно. Общие затраты на парниковые газы и загрязнение воздуха в 8 раз выше, чем затраты на аварии и разливы для трубопроводов (531 доллар США против 62 долларов США) и в 3 раза выше для железнодорожного транспорта (1015 долларов США против 381 доллара США).

Наконец, транспортировка нефти и газа по железной дороге, как правило, для производителей дороже, чем транспортировка по трубопроводу. В среднем, транспортировка нефти и газа по железной дороге стоит от 10 до 15 долларов за баррель по сравнению с 5 долларами за баррель по трубопроводу. В 2012 году по железной дороге в США было экспортировано 16 миллионов баррелей нефти. К 2014 году это число увеличилось до 59 миллионов баррелей. Несмотря на то, что в 2017 году объемы поставок сократились до 48 миллионов, конкурентные преимущества, предлагаемые железной дорогой, особенно ее доступ к удаленным регионам, а также отсутствие нормативных и социальных проблем по сравнению со строительством новых трубопроводов, вероятно, сделают ее жизнеспособным методом транспортировки на долгие годы. Оба вида транспорта играют важную роль в эффективном перемещении нефти, но каждый имеет свои уникальные компромиссы с точки зрения преимуществ, которые он предлагает.

Регулирующие агентства в Канаде

См. Также Энергетическая политика Канады

Юрисдикция в отношении нефтяной промышленности в Канаде, которая включает энергетическую политику, регулирующую нефтяную промышленность, разделена между федеральное и провинциальные и территориальные правительства. Власти провинций обладают юрисдикцией в отношении разведки, разработки, сохранения и управления невозобновляемыми ресурсами, такими как нефтепродукты. Федеральная юрисдикция в области энергетики в первую очередь связана с регулированием межпровинциальной и международной торговли (включая трубопроводы) и коммерции, а также управления невозобновляемыми ресурсами, такими как нефтепродукты, на федеральных землях.

Министерство природных ресурсов Канады (NRCan)

Отдел по вопросам политики и регулирования в области нефти и газа (Отдел нефти и газа) Министерства природных ресурсов Канады (NRCan) предоставляет ежегодный обзор и сводные данные о тенденциях в области сырой нефти, природного газа и промышленность нефтепродуктов в Канаде и Соединенных Штатах (США)

Национальный энергетический совет

Нефтяная промышленность также регулируется Национальным энергетическим советом (NEB), независимым федеральное регулирующее агентство. NEB регулирует межпровинциальные и международные нефтегазовые трубопроводы и линии электропередач ; экспорт и импорт природного газа по долгосрочным лицензиям и краткосрочным заказам, экспорт нефти по долгосрочным лицензиям и краткосрочным заказам (в последние годы заявки на долгосрочный экспорт не подавались), и приграничные земли и прибрежные зоны, не охваченные провинциальными / федеральными соглашениями об управлении.

В 1985 году федеральное правительство и правительства провинций Альберты, Британской Колумбии и Саскачевана согласились отменить регулирование цены на сырую нефть и природный газ. Оффшорная нефть Атлантическая Канада находится под совместной федеральной и провинциальной ответственностью в Новой Шотландии и Ньюфаундленде и Лабрадоре.

Регулирующих органах провинции

Регламентов было немного. в первые годы нефтяной промышленности. Например, в Тернер-Вэлли, Альберта, где в 1914 году было открыто первое крупное месторождение нефти, было принято извлекать небольшое количество жидких углеводородов путем сжигания около 90% нефти. природный газ. Согласно отчету 2001 года, это количество газа, которое стоило бы миллиарды. В 1938 году правительство провинции Альберта отреагировало на демонстративное и расточительное сжигание природного газа. К тому времени, когда в 1930 году на месторождении Тернер-Вэлли была обнаружена сырая нефть, большая часть свободной газовой шапки сгорела. Совет по сохранению нефти и природного газа Альберты (сегодня известный как Совет по сохранению энергоресурсов ) был учрежден в 1931 году для принятия мер по сохранению, но к тому времени Депрессия вызвала снижение интереса к добыче нефти в долине Тернер, что была возрождена с 1939 по 1945 гг.

См. также
  • значок Энергетический портал
  • флаг Канадский портал
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с нефтью.
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:19:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте