Кампании на Балтийском море (1939–45)

редактировать
Кампании на Балтийском море (1939–1945)
Часть Восточного фронта Второй мировой войны
Väinämöinen.jpg . Финский корабль береговой обороны Väinämöinen в 1938 году.
Дата1939-1945
МестоположениеБалтийское море
РезультатПобеда союзников
Воюющие стороны
Германия. Финляндия (до 1944 г.)Советский Союз. Финляндия (с 1944 г.)

Кампании на Балтийском море проводились военно-морскими силами Оси и союзников в Балтийском море, его прибрежных районах и Финском заливе во время Второй мировой войны. После ранних боев между польскими и немецкими войсками главными противниками выступали Германия и Финляндия, против которых выступал Советский Союз. Военно-морской флот Швеции и торговый флот играли важную роль, и британский Королевский флот планировал операцию «Екатерина» для установления контроля над Балтийским морем и его выхода узкой точки в Северное море.

В то время как операции включали в себя надводный и подводный бой, воздушный бой, высадку морского десанта и поддержку крупномасштабных наземных боевых действий, наиболее важной особенностью операций в Балтийском море были масштаб и размер мин . война, особенно в Финском заливе. Воюющие стороны установили более 60 000 морских мин и заграждений против траления, что сделало мелководный Финский залив одним из самых густо заминированных вод в мире.

Содержание
  • 1 Участники
    • 1.1 ВМС Финляндии
    • 1.2 Кригсмарине
    • 1.3 Польский флот
    • 1.4 Советский Балтийский флот
      • 1.4.1 Советский военно-морской флот на Балтике июнь 1941
    • 1.5 Другие военно-морские силы на Балтийском море
  • 2 Кампании на Балтийском море
    • 2.1 Операции до 1941 года
      • 2.1.1 Вторжение в Польшу
      • 2.1.2 Зимняя война между СССР и Финляндией 1939–1940
    • 2.2 Операции в 1941 году
    • 2.3 Операции в 1942 году
    • 2.4 Операции в 1943 году
    • 2.5 Работа в 1944 году
    • 2.6 Работа в 1945 году
  • 3 Работа на Ладожском озере
    • 3.1 Работа в 1939–1940 годах
    • 3.2 Работа в 1941–1944 годах
  • 4 Работа на Онежском озере
    • 4.1 Финские военно-морские силы на Онежском озере
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
Участники

Финский флот

Финский флот Была небольшая профессиональная сила. Военно-морской флот в 1941 году состоял из:

ВМС Финляндии использовали несколько других судов (например, корабли береговой охраны) во время войн:

  • Четыре шлюпа - используются в основном в качестве эскорта и тральщиков
  • Шесть катеров - меньшие суда используются в качестве эскорта и тральщиков
  • 17 патрульные катера класса ВМВ - используются в качестве малых торпедные катера, канонерские катера, охотники за подводными лодками и другие роли.

Кригсмарине

Изначально немецкое Reichsmarine - довоенное название Кригсмарине - пострадали от ограничений, налагаемых договорными обязательствами после Первой мировой войны; однако к 1935 году Германия подписала англо-германский военно-морской договор. greement, что позволило ему значительно расшириться. В том же году было принято название Кригсмарине. Несмотря на то, что она была крупной, мощной и профессиональной силой, ей пришлось разделить свои активы между несколькими театрами военных действий, что резко ограничило количество и размер кораблей, которые она могла развернуть в Балтийском море.

На момент начала операции Барбаросса 21 июня 1941 года немецкие военно-морские силы в Балтийском море состояли из

  • 28 Schnellboote
  • 5 подводных лодок
  • 10 минных заградителей (в основном переоборудованные пассажирские лайнеры и паромы)
  • 3 эскадрильи тральщиков класса M
  • 3 эскадрильи реквизированных тральщиков (траулеров)
  • 2 эскадрильи Р-катера
  • 2 эскадрильи патрульных катеров (траулеров)
  • 3 Sperrbrecher
  • 2 корабля-склада для тральщиков
  • Различные военно-морские буксиры, транспорты и другое вспомогательное оборудование

В сентябре 1941 г. Германия сформировали временный Baltenflotte, который состоял из боевого корабля Tirpitz, крейсеров Admiral Scheer, Emden, Köln, Leipzig и Nürnberg, эсминцы Z25, Z26, Z27 и 2-й торпедный катер эскадрилья. Ей было поручено уничтожить советский Балтийский флот, если он попытается бежать в нейтральную Швецию. Поскольку этого не произошло, а воздушная разведка показала серьезные повреждения оставшимся кораблям советского Балтийского флота, Baltenflotte был расформирован до октября 1941 года.

Польский флот

Относительно небольшой Польский флот сильно пострадал от нехватки средств, но все же сумел действовать в начале войны :

  • Четыре больших эсминца
  • Пять подводных лодок
  • Один большой минный заградитель
  • Различные суда меньшего размера

Советский Балтийский флот

Советский Балтийский флот был крупнейшим из четырех флотов, составлявших Советский флот во время Вторая мировая, всю войну командовал Владимиром Трибуцем. Первоначально имея базы только в восточной части Финского залива, Краснознаменный Балтийский флот был крупнейшей военно-морской державой в Балтийском море. По мере развития Второй мировой войны он смог использовать военно-морские базы в Эстонии, Латвии и Литве, сначала в соответствии с условиями соглашений, навязанных Советским Союзом. Союз осенью 1939 г., затем путем прямого доступа к базам после оккупации стран Балтии весной 1940 г.

Доходы от мирного договора после Зимняя война еще больше помогла Балтийскому флоту, так как он приобрел базу в Ханко, Финляндия, а также на побережье Карельского перешейка. Лиепая и Таллинн были главными военно-морскими базами Балтийского флота до операции «Барбаросса».

Советский флот на Балтике июнь 1941

Тип корабляНомерПримечание / класс
Линкор2Класс Gangut
Крейсеры2Кировский класс
Лидеры эсминцев2Ленинградские
эсминцы (Модерн)173 Тип 7, 13 Тип 7У, Опытный
Эсминцы (старые)72 Класс "Изяслав", 4 Класс Орфей, Яков Свердлов
Подводные лодки65
Суда сопровождения / канонерские лодки7
Противоминные корабли39
Моторные торпедные катера48

Другие военно-морские силы на Балтийском море

ВМС Швеции Был третьим по величине в Балтийском море. Хотя Швеция оставалась нейтральной во время войны, ее военно-морские корабли сопровождали и защищали конвои в территориальных водах Швеции, иногда атакуя вражеские подводные лодки глубинными бомбами.

Эстония, Латвия и Литва имели небольшие военно-морские силы до Второй мировой войны. Во время оккупации и аннексии Прибалтики Советским Союзом в 1940 году они были присоединены к Советскому Балтийскому флоту.

Походы на Балтийском море

Операции до 1941

Вторжение в Польшу

Польский флот участвовал в битве при Гданьском заливе и битве при Хеле в 1939 году. Несколько его надводных кораблей были эвакуированы для продолжения войны из Великобритании (Операция «Пекин» ), но большинство судов остались в Польше и были потоплены немецкими войсками. Польские подводные лодки недолго проработали на Балтике до интернирования в Швеции или бегства в Великобританию (см. инцидент с Орзелем ) осенью 1939 года. Потери военно-морских сил Германии во время вторжения составили тральщик.

Зимняя война между СССР и Финляндией 1939–1940 гг.

Операции в 1941 г.

Советский пассажирский корабль «Иосиф Сталин», использовавшийся для эвакуации войск из Ханко в ноябре 1941 г., поврежден миной на 3 декабря 1941 г. и захвачен немцами.

Зимняя война и оккупация Прибалтики оставили Краснознаменный Балтийский флот в сильных позициях. Это был самый крупный военно-морской флот на Балтийском море (два линкора, два тяжелых крейсера, 19 эсминцев, 68 подводных лодок и военно-морская авиация, насчитывающая 709 самолетов) с базами на всем побережье Балтийского моря, а также в Ханко. В частности, длинное и уязвимое южное побережье Финляндии теперь было полностью открыто для советского флота.

Финский флот имел две ветви: старые, но ухоженные прибрежные укрепления, построенные русскими до Первой мировой войны (Морская крепость Петра Великого ), и собственно военно-морской флот, состоящий из два корабля береговой обороны, пять подводных лодок и ряд малых судов. Кригсмарине могла предоставить лишь небольшую часть своих военно-морских сил, поскольку участвовала в битве за Атлантику. Главной заботой Германии в Балтийском море была защита путей через Архипелаговое море, которое снабжало ее военную промышленность жизненно важной железной рудой, импортируемой из Швеции.

Советский флот был застигнут врасплох первым нападением Германии на СССР 22 июня 1941 г. и понес большие потери при эвакуации из стран Балтии и Финляндии. «Кригсмарине» приступило к установке мин за несколько часов до фактического начала вторжения, что сразу привело к тому, что советский Балтийский флот потерял минный миноносец на второй день войны. Быстрое наступление Германии вынудило советский флот покинуть свои базы на побережье Балтийского моря и эвакуироваться в направлении Таллинна и Кронштадта.

Для защиты от прорыва Красного флота немцы развернули большую боевую группу, включая новый линкор «Тирпиц», крейсеры и эсминцы - в августе – сентябре 1941 г. на Балтику и поставили серию минных заграждений через Финский залив. Поскольку советский флот не пытался бежать в Атлантический океан или в нейтральную Швецию, Германия в конечном итоге отозвала свои крупные корабли. Позже финский корабль береговой обороны Ilmarinen был потоплен минами во время операции Northwind, неудачной ложной операции. Финские подводные лодки и надводные силы неоднократно атаковали советские конвои в Ханко и из него, но с ограниченным успехом из-за сильного советского сопротивления и отказов оборудования. В донесении Ханко рассказывалось о прибытии транспорта с двумя неразорвавшимися финскими торпедами, торчащими из его корпуса.

Поскольку военно-морские базы в Риге и Лиепае были потеряны из-за наступления Германии, советский флот отступил в Таллинн., который был окружен в конце августа, вынудив Советы провести эвакуацию по морю. Чтобы противостоять этому, военно-морские силы Германии и Финляндии сбросили 2400 мин, в дополнение к 600 минам, уже находящимся на морских коммуникациях за пределами Таллинна. На полуострове Юминда была размещена немецкая артиллерия, а финские и немецкие торпедные катера были приведены в боевую готовность. Советская эвакуация состояла из 160 судов, на которых находилось 28 000 человек (включая коммунистическое руководство и их семьи, военнослужащих и военно-морской флот, а также 10 000 эстонцев) и 66 000 коротких тонн (60 000 т) материальных средств.

Эвакуация началась в ночь на 27 августа, в то же время, когда в город вошли первые немецкие войска. Во время посадки корабли подвергались постоянным атакам немецких бомбардировщиков и артиллерии, которые продолжались, пока армада достигла сильно заминированного полуострова Джуминда. В полночь 28 августа армада наткнулась на минные поля под атакой финских и немецких торпедных катеров. Потери были тяжелыми: 65 из 160 кораблей были потеряны, еще несколько были повреждены. Из 28 тысяч эвакуированных 16 тысяч погибли. Относительно небольшими средствами Кригсмарине и финский флот нанесли серьезный удар Краснознаменному Балтийскому флоту, который отошел к относительной безопасности морских минных заграждений и береговых укреплений Кронштадта.

В начале войны Финские сухопутные войска изолировали базу Ханко с 30-тысячным гарнизоном. Фронт там оставался неподвижным, с небольшими военно-морскими и десантными действиями на окружающем архипелаге. К концу лета 17-я финская дивизия, составлявшая основную часть осадных сил, вышла из Ханко в Восточную Карелию. К декабрю 1941 года база была эвакуирована, потеряв свое значение как из-за продолжающейся блокады, так и из-за быстрого продвижения Германии к Ленинграду. Эвакуация проводилась несколькими конвоями, которым удалось доставить в Ленинград около 23 тысяч военнослужащих. Флот понес потери от финских минных полей и береговой артиллерии, потеряв три эсминца и два больших транспорта (Андрей Жданов и Иосиф Сталин ), а также несколько судов меньшего размера. После ухода советских войск финские войска захватили заброшенный и заминированный Ханко.

Советские войска также покинули Березовые острова, а затем финские войска вошли и построили в этом районе форты. Судно Порккала при транспортировке припасов к форту 28 ноября 1941 г. налетело на мину и затонуло. Позже она была отремонтирована, переоборудована и введена в эксплуатацию.

Хотя морские мины, превосходство в воздухе и быстрое наступление немцев на суше в значительной степени нейтрализовали его тяжелые элементы, советский Балтийский флот в непосредственной близости от Ленинграда не был уничтожен. Обстрел с берега флотом сыграл важную роль в спасении Ленинграда от первого нападения немцев в сентябре. Линкор Марат был потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками Junkers Ju 87 Stuka в Кронштадте 23 сентября, но частично утилизирован для использования в качестве статической батареи. Многие моряки Балтийского флота воевали на суше во время блокады Ленинграда. Кроме того, хотя некоторые острова в Финском заливе были потеряны в течение 1941 г., находились под контролем острова Сейскари и Лавансаари, которые оказались важные базы по мере развития войны.

Действия в 1942 году

В 1942 году Балтийский флот был ограничен немецкими минными полями в самой глубине Финского залива. Советский Союз поддерживал Ораниенбаумский плацдарм и отправил несколько подводных лодок в открытое Балтийское море через остров Лавансаари, который теперь оказался неоценимой базой как для подводных лодок, так и для легких надводных сил. Подводные лодки атаковали немецко-финские, а также нейтральные суда с ограниченным успехом, потопив 18 кораблей, но потеряв 12 подводных лодок.

Хотя потери, нанесенные советскими подводными лодками, были довольно небольшими, их присутствие в Балтийском море нарушило транспорт и вынудило суда использовать более безопасные прибрежные водные пути вместо более быстрых открытых морских путей. Продолжающиеся действия советских подводных лодок вынудили немцев и финнов активизировать свои противолодочные усилия в Финском заливе, и во многом благодаря этим усилиям советские подводники несли все большие лишения и потери, при этом все меньше побед против судов Оси.

Советы эвакуировали большую часть островов Финского залива в конце 1941 года. Они отбили Суурсаари у небольшого финского отряда в январе 1942 года; два месяца спустя более крупные финские силы под сильным прикрытием с воздуха прошли по льду и отогнали советский гарнизон. Попытки советских войск вернуть остров привели к битвам, которые продолжались по льду до апреля 1942 года. Финские и немецкие войска также захватили слабо защищенный Тютэрсаари. В июле 1942 года Советы попытались отобрать у финнов небольшой остров Сомери. Несмотря на первоначальный успех, советский десант был разгромлен, а вспомогательные военно-морские подразделения были отброшены в результате того, что оказалось одним из крупнейших надводных действий, наблюдавшихся на Балтийском море во время Второй мировой войны. Во время этого боя финские канонерские лодки Турунмаа и Хямеенмаа были повреждены советскими самолетами.

Финские подводные лодки большую часть начала 1942 года провели в доках, где были оснащены улучшенными подслушивающими устройствами и системами вооружения. В октябре 1942 года лодки были переброшены в Аландское море для охоты на советские подводные лодки, сумевшие прорваться через противолодочные заграждения. Каждой из трех крупных финских подводных лодок удалось уничтожить по одной советской подводной лодке, из которых две были уничтожены торпедами, а одна - преднамеренным тараном. Противолодочные усилия в Аландском море оказались достаточно эффективными, чтобы советское командование уменьшило количество операций с подводными лодками в этом районе. В ноябре 1942 года финские торпедные катера совершили налет на советский порт Лавансаари, потопив канонерскую лодку «Красное знамя» на мелководье. Советам удалось восстановить и отремонтировать корабль, и через несколько месяцев он вернулся в строй.

Операции в 1943 году

Весной 1943 года силы Оси завершили обширный заградительный огонь минной и противолодочной сетью через Финский залив, эффективно предотвратив нападение советских подводных лодок на немецкие корабли или нанесение вреда подводным лодкам. обучение на лодке. Советским войскам, по крайней мере, удалось потопить один из двух основных финских минных заградителей: Риилахти был торпедирован и потоплен 23 августа моторным торпедным катером ТК-94. Шесть советских подводных лодок были потеряны при попытке прорваться через заградительный огонь. Кроме того, 2 мая 1943 г. при охране минных заграждений к северо-востоку от Гогланда финская канонерская лодка Турунмаа была серьезно повреждена в результате налета советской авиации (корабль был снят с мели и полностью отремонтирован к 23 октября 1943 г.). Также 16 сентября низколетящий самолет-торпедоносец Ил-4 застал врасплох финские эскортные суда Уиско и Турсас к северу от маяка Кери. Uisko был потоплен с потерей 18 человек, только 2 человека выжили.

Операции в 1944 году

Обломки Ниобе в Котке

Советы начали разгромить Оси на суше в 1944 году, сняв блокаду Ленинграда и освободив Ораниенбаумский плацдарм в январе. В феврале 1944 года Финляндия потеряла VMV 12 и VMV 8, которые были потоплены во время советских воздушных налетов на Хельсинки. Также был отражен советский десант на южном берегу Финского залива. Сопротивляясь на границе с Эстонией, страны Оси поддерживали блокаду минных полей до сентября, когда Финляндия подписала мир с Советским Союзом, а группа армий «Север» отступила из Эстонии. При этом «Кригсмарине» потеряли несколько тральщиков и зенитный крейсер Niobe. Три немецких торпедных катера - Т22, Т30 и Т32 - также были потеряны после столкновения с минным полем в августе 1944 года.

Во время советского наступления на Финляндию летом 1944 года Красная Армия высадились на островах Койвисто. Финские и немецкие военно-морские части столкнулись с советскими легкими военно-морскими частями и подверглись неоднократным атакам с воздуха, в ходе которых финский флот потерял Tarmo и VMV 17, Германия потеряла T 31 (во время Битва у острова Нерва ) и AF 32, и у обоих было повреждено несколько других судов. Финские силы были эвакуированы с островов без сопротивления, что открыло путь для советских десантных операций на Вийпури. Легкие военно-морские силы Финляндии и Германии неоднократно совершали налеты в залив под постоянными атаками с воздуха, артиллерии и торпедных катеров. Хотя во время рейдов не было потеряно ни одного корабля, почти все участвующие суда были сильно повреждены. Из финских кораблей больше всего пострадала вспомогательная канонерская лодка Viena во время атаки советской авиации. Военно-морские силы так и не достигли своей цели, но их рейды помогли защитить острова в заливе Вийпури, вызвав артиллерийский огонь и атаки советской авиации. Кроме того, 23 июня немецкий эсминец Z39 был поврежден советскими бомбардировщиками при швартовке у Палдиски.

после вторжения союзников в Нормандию (День Д ), Гроссадмирал Карл Дёниц перебросил основную часть надводного флота Германии на Балтику для поддержки морского фланга немецкой армии. Тяжелый крейсер Prinz Eugen обстрелял позиции Красной Армии возле Риги, и несколько подводных лодок проникли в Финский залив, потеряв шесть лодок из-за Советов. Особое значение имела потеря U-250, потопленная советским преследователем подводных лодок МО-103, потому что Советам удалось вернуть обломки (несмотря на усилия Оси) со всеми ее секретами (включая новые акустические торпеды).). Также 16 июля 1944 года немецкий зенитный крейсер Niobe был потоплен советскими бомбардировщиками, семьдесят членов экипажа Niobe погибли, советский А-20 был сбит. Более того, 25 июля 1944 года тральщик Вилппула и небольшой финский прибрежный тральщик Меркуриус были торпедированы одиноким бомбардировщиком типа «Бостон» (Douglas A-20 Havoc). Хотя эти два корабля позже были спущены на воду, они не подлежали ремонту.

После перемирия Финляндии с Советским Союзом немцы попытались захватить стратегические позиции в Финляндии. На Балтике это включало неудачную операцию Танне Ост и отмененную операцию Танне Вест.

В конце августа и сентябре немцы покинули Эстонию, успешно эвакуировав на корабле 91 000 солдат и 85 000 гражданских беженцев. Это, в сочетании с использованием финских баз и прибрежных морских путей, позволило Советскому Союзу обойти ранее непроходимый противолодочный барьер. В ходе десантной операции «Мунзунд» Красная Армия и Балтийский флот в сентябре захватили острова Эстонии и завершили свои операции в Эстонии к концу октября. Кригсмарине противостояла этому наступлению, обстреляв Красную армию, эсминцы Z35 и Z36 были потоплены в декабре, а эсминец Z28 был поврежден советским самолетом в октябре. (Ремонтировать предстояло до февраля 1945 г.).

Операции в 1945 году

В 1945 году, когда Красная Армия продвигалась дальше на территорию Германии, Кригсмарине участвовала в эвакуации беженцев и бомбардировках Советов. Советский надводный флот остался в районе Ленинграда из-за минных полей и плохого состояния кораблей, но советские подводные лодки действовали очень активно, топив лайнеры Вильгельм Густлофф, Генерал фон Штойбен и Гойя, которые эвакуировали беженцев из Восточной Пруссии с тяжелыми человеческими жертвами. Советы совершили один значительный рейд, используя торпедные катера для торпедирования и серьезных повреждений в Данцигском заливе современного немецкого эсминца Z34, но никакие другие подобные действия не повторились. Другая советская деятельность в Данцигском заливе включала небольшое поле мин, заложенных подводной лодкой L-21, потопив одну подводную лодку (U-367 ) и два торпедных катера (T3 и T5 ), а эсминец Z43 получил повреждения. Кроме того, немецкий вспомогательный крейсер Орион затонул недалеко от Свинемюнде с тяжелыми человеческими жертвами и двумя бомбами, сброшенными советским самолетом.

Операции на Ладожском озере

Перед Второй мировой войной советские и финские военно-морские силы на Ладожском озере (фи. Латокка) были ограничены Договором 1920 г. Тарту, который ограничивал максимальное водоизмещение судов до 100 длинных тонн (100 т ), а максимальный калибр оружия - до 47 мм (1,85 дюйма).

Операции в 1939–1940 гг.

Ладожское озеро стало частью поля битвы во время Зимней войны, хотя большую часть этого конфликта оно оставалось замороженным, что ограничивало использование военно-морских сил на озере. С наступлением зимы передвижение войск и снабжения через лед становилось все более важным, финны окружили большое советское формирование на северном берегу озера, недалеко от Китиля, девизом. В отличие от многих других окруженных советских формирований, силы в Китиле смогли выжить благодаря маршрутам снабжения, пролегающим по льду. Финские войска неоднократно пытались остановить эти операции, укрепляя острова рядом с ледяной дорогой и пробивая трещины во льдах.

Операции 1941–1944 гг.

Когда началась операция «Барбаросса» и Война-продолжение, Ладожское озеро снова стало полем битвы. Первой задачей Советов была эвакуация войск Красной Армии, застрявших на северном берегу озера наступающими финскими войсками. Этот вывод был по большей части успешным, советские войска понесли лишь незначительные потери. После того, как немецкое наступление на Ленинград осаждало город, маршруты снабжения через озеро приобрели первостепенное значение для советских защитников. Поскольку образование льда мешало судам доставлять припасы, по льду озера были проложены ледяные дороги, образовавшие Дорогу жизни.

К лету 1942 года финны переместили только устаревшие МТБ Sisu в Ладогу. Остальные их военно-морские силы состояли из небольших гражданских катеров и транспортных судов, захваченных у Советов. Германия и Италия также направили в Ладогу часть военно-морских сил, сформировав морской отряд К. Используя в основном итальянские торпедные катера и немецкие артиллерийские баржи и минные катера, отряд ВМФ несколько раз пытался перехватить ленинградские конвои снабжения на Ладоге. Их перевезли, когда озеро начало замерзать, и в следующем году они не вернулись, поскольку в январе 1943 года Советам удалось открыть сухопутный путь в Ленинград. Финны купили несколько немецких барж и пехотных катеров и использовали их. на Ладоге; они также купили итальянские торпедные катера и использовали их на Балтике.

В 1943 году на озере было мало военно-морской деятельности. Однако в 1944 году советское наступление через реку Свирь (направленное на захват Сортавалы на северной оконечности озера) включало высадку на Тулоксе на восточном берегу. Была высадена одна советская бригада морской пехоты, позже усиленная второй. Советское превосходство в воздухе и на море не позволяет финским военно-морским силам бросить им вызов; однако по мере продолжения советского наступления финская флотилия, усиленная тремя устаревшими моторными торпедными катерами и тремя дополнительными баржами, приобретенными у немцев, поддерживала сухопутные войска своей артиллерией и отражала советские рейды в северной части Озеро. Когда было объявлено о прекращении огня, большая часть финских военно-морских сил была эвакуирована наземным путем через согласованную границу. Советы потребовали бывшие немецкие баржи и пехотные катера и получили их в августе 1945 года в Хельсинки.

Операции на Онежском озере

Когда финские войска достигли Онежского озера (фин.. Янинен) в 1941 году они захватили несколько советских кораблей и подняли другие, затонувшие на мелководье отступающими советскими войсками. Некоторые из них были вооружены финнами. Захваченное советское военно-морское судно, переименованное в ВТВ-1 (патрульная канонерская лодка № 1), было доставлено в Онегу для поддержки военно-морских операций; однако большинство имеющихся у финнов кораблей были устаревшими и не могли бросить вызов даже небольшим советским силам, действовавшим на озере.

Определив, что шансы успешно бросить вызов советским военно-морским силам в сезон открытой воды были низкими, финны сделали упор на патрули дальнего действия, чтобы атаковать советские лодки, пока они еще находятся в доке. Их первая успешная операция прошла на замерзшем озере весной 1942 года, когда финский патруль пересек лед и поджег несколько советских барж. Небольшие стычки продолжались в течение всего 1942 года. 4 сентября три финских корабля, сопровождавшие буксир, вступили в бой с вооруженным советским пароходом, а затем с двумя сторожевыми катерами, но безрезультатно. Зимой 1942–1943 гг. На Онеге не замерзало как следует, что не позволяло вести бой на льду. Еще одно безрезультатное столкновение между советскими и финскими военно-морскими силами произошло 13 сентября 1943 года. Зима 1943–1944 годов также была довольно теплой, что позволяло кораблям плавать на Онежском море в течение всего сезона.

Поскольку транспортная сеть на берегу была слабой. Имея относительно ограниченное применение, основная задача финских военно-морских сил заключалась в защите транспортировки материалов через озеро. Когда в 1944 году Советы начали наступление на Карельском перешейке, финны, ожидая следующего наступления ближе к Онеге, уже начали эвакуацию из этого региона. С 16 по 27 июня финские военно-морские силы успешно защищали эвакуационные конвои, после чего корабли были разоружены и затоплены. Остался только ВТВ-1, который по железной дороге доставили на Балтику. Советские военно-морские силы начали наступление на Онегу 26 июня, и к моменту высадки десанта в Петрозаводске 28 июня финны уже покинули этот район.

Финские военно-морские силы на Онежском озере

ИмяТипРольВооружение
  • Кархумяки
  • Контупохья
Лопастные пароходыКанонерская лодка
  • 1–3 × 75-мм орудие
  • 0–2 × 40-мм орудие (и)
  • 2–3 × 20-мм орудия
ВТВ-1 Патрульный катер (захвачен в 1941 г.)Канонерская лодка
  • 1 × 76,2-мм пушка
  • 1 × 20-мм пушка
  • 6 × пулеметов
  • Вяйнё
  • Урхо
  • Ilmari
  • Limo
БуксирыПатрульный катер
  • 1-2 × 40 или 45-мм пушка (-а)
  • 1 × 20-мм пушка
14 лодокМоторный катер
  • Патрульный катер
  • Сапер
  • 2 × 20-мм противотанковые ружья
  • 2 × пулемета
См. Также
Ссылки
Библиография
  • Руге, Фредрих - Советы как морские противники 1 979, Naval Press Annapolis ISBN 978-0-87021-676-3
  • Джексон, Роберт - Балтийское сражение 2007, ISBN 978-1-84415-422-7

Последняя правка сделана 2021-05-11 08:46:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте