История | |
---|---|
Финляндия | |
Имя : | Väinämöinen |
Тезка: | Вяйнемёйнен |
Заказано: | 1927 |
Строитель: | Crichton-Vulcan Oy, Турку, Финляндия |
Заложено: | август 1929 г. |
Спущен на воду: | 29 апреля 1932 г. |
Введен в эксплуатацию: | 28 декабря 1932 г. |
Судьба: | Передан Советскому Союзу 29 Май 1947 г. |
Советский Союз | |
Имя: | Выборг |
Приобретено: | 29 мая 1947 г. |
Судьба: | Списано ок. 1966 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | Väinämöinen-class корабль береговой обороны |
Водоизмещение: | 3900 т |
Длина: | 93,0 м (305,1 фута) |
Ширина: | 16,864 м (55,33 фута) |
Осадка: | 5,0 м (16,4 фута) |
Силовая установка: |
|
Скорость: | 14,5 узлов (26,9 км / ч; 16,7 миль / ч) |
Ran ge: | 700 миль (1300 км; 810 миль) |
Дополнение: | 410 |
Вооружение: |
Väinämöinen был финским кораблем береговой обороны, сестринским кораблем флагмана финского флота Ilmarinen, а также первым кораблем ее класс. Он был построен на верфи Crichton-Vulcan в Турку и спущен на воду в 1932 году. После окончания войны-продолжения Вяйнямёйнен был передан Советский Союз в счет военных репараций и переименован в Выборг . Корабль оставался в советских руках до утилизации в 1966 году.
Вяйнямёйнен и Ильмаринен планировалось сделать мобильными прибрежными крепостями для защиты финских демилитаризованных островов на Аландских островах, в частности. Эти два корабля не подходили для работы в открытом море из-за конструкции с упором на операции на мелководье архипелага: говорили, что они были нестабильны и слишком сильно перекатывались. Киль минимальной глубины вместе с высокой боевой рубкой делали движение кораблей медленным и широким. Говорили, что корабли неудобны, но безвредны для экипажа.
Тяжелое вооружение корабля из 254-миллиметровых (10 дюймов) орудий Bofors могло стрелять снарядами массой 255 кг (562 фунта) на расстояние до 31 километра (19 миль).
В Управление огнем два прибрежных корабля были идентичны. Центр управления огнем и орудийные башни были электрически соединены, так что дистанция и приказы могли отдаваться без разговоров. С помощью механических вычислителей значения передавались непосредственно в орудийные башни.
Во время Зимней войны два корабля береговой обороны были переброшены на Аландские острова для защиты от вторжение. Когда в декабре ледяной покров начал становиться слишком толстым, корабли перебросили в Турку, где их зенитная артиллерия помогла оборонять город.
Единственный раз, когда Вяйнямёйнен и Ильмаринен стреляли из своей тяжелой артиллерии по врагу, было в начале войны-продолжения, во времена Советской Красной Армии. эвакуация их базы на полуострове Ханко. Вяйнямёйнен также участвовала в отвлекающем маневре Операция Нордвинд 13 сентября 1941 года, в ходе которого ее родственный корабль Ильмаринен был потерян из-за мин.
. В 1943 году «Отряд Вяйнямёйнен», состоявший из Вяйнямёйнен, шесть патрульных катеров ВМВ и шесть моторных тральщиков были перемещены на восток, чтобы занять позиции вдоль побережья между Хельсинки и Коткой. Она не принимала активного участия во многих операциях, поскольку более тяжелые советские военно-морские части никогда не покидали Ленинград, где они использовались в качестве плавучих батарей во время блокады. В результате основными оперативными обязанностями Вяйнямёйнена было патрулирование Финского залива между минными полями «Зейгель» и «Нашорн», а также защита немецко-финской противолодочной сети через залив.
Во время советского штурма летом 1944 года Советы приложили много усилий, пытаясь найти и потопить Вяйнямёйнен. В ходе разведки был обнаружен большой военный корабль, стоящий на якоре в гавани Котка, и Советы нанесли воздушную атаку 132 бомбардировщикам и истребителям. Однако целью был не Вяйнемейнен, а немецкий зенитный крейсер крейсер Ниобе, который был потоплен во время этой атаки.
После окончания войны-продолжения Вяйнямейнен был передан в качестве военных репараций Советскому Союзу. 29 мая 1947 года корабль был передан Советскому Балтийскому флоту, где был переименован в Выборг. Корабль прослужил более 6 лет в составе Красного флота на советской базе в Порккала, Финляндия. Моряки Балтийского флота назвали корабль «Ваня» (русское сокращенное название «Иван»).
Выборг был модернизирован в 1950-х годах и какое-то время служил жилым кораблем в Таллинне. Подготовка к сдаче корабля в металлолом началась в 1958 году. В это время велись переговоры о возвращении корабля Финляндии. Однако в 1966 году судно было списано на металлолом Ленинград. По советским подсчетам, извлечено 2700 тонн металла.
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Вяйнямёйнен (корабль, 1932 г.). |