Инцидент Орзела

редактировать
Военный инцидент Второй мировой войны
Инцидент Орзела
Инцидент с Орзелем в Uus Eesti.jpg Инцидент Орзела освещен в эстонской газете «Uus Eesti » (Новая Эстония).
Дата18 сентября 1939 г.
МестоположениеТаллинн, Эстония
ПричинаПольская подводная лодка интернирована нейтральной Эстонией
РезультатПольский побег подводной лодки
Потери
2 эстонских гвардейца взяты в плен
Подводная лодка Orzeł повреждена

Инцидент Orzeł произошел в начале Второй мировой войны. Польская подводная лодка ORP Orzeł сбежала из Таллинна в тогда еще нейтральной Эстонии в Соединенное Королевство. Советский Союз использовал этот инцидент как предлог для оправдания возможной оккупации Эстонии.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Инцидент
    • 2.1 Побег
    • 2.2 В море
  • 3 Последствия
    • 3.1 Разветвления
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
Предпосылки

Орзел был пристыкован к Оксиве, когда нацистская Германия напала на Польшу, положив начало Второй мировой войне. Подводная лодка первоначально участвовала в операции Worek, но по мере развития ситуации 4 сентября отошла от польского побережья. Поврежденный немецкими тральщиками и утечка нефти, было принято решение направиться в Таллинн, которое было достигнуто 14 сентября 1939 года около 01:30. лейтенант-командир Хенрик Клоцковский, командир, был доставлен в тюрьму. на следующий день в больницу для лечения неустановленного заболевания, которым он страдал с 8 сентября.

Гаагская конвенция 1907 г. предписывала подписавшим ее сторонам, включая Германию, вмешиваться в право вражеских военных кораблей использовать нейтральные порты в определенных пределах. Первоначально эстонцы были очень любезны Орзела, помогая отремонтировать поврежденный компрессор. Однако, вероятно, из-за давления Германии, эстонские военные власти вскоре взошли на борт корабля, объявили экипаж интернированным, конфисковали все навигационные средства и карты и начали демонтаж всего вооружения. Эстонский офицер снял военно-морской флаг с кормы подводной лодки.

Инцидент

Побег

ORP Orzeł

Экипаж ORP Orzeł сговорился с новым командованием своего старший офицер, лейтенант Ян Грудзинский и его новый первый офицер лейтенант Анджей Пясецкий. Это началось с того, что Грудзинский устроил диверсию на торпедном подъемнике 16 сентября, в результате чего эстонцы не смогли убрать шесть торпед на корме. Так как было воскресенье, сразу купить еще один не удалось. Между тем Боцман Владислав Наркевич плыл на небольшой лодке вокруг гавани. Под видом рыбалки он незаметно измерил глубину намеченного пути эвакуации. Другой моряк подорвал швартовные тросы субмарины.

Около 00:00 18 сентября в портовых огнях произошла необъяснимая неисправность. Пользуясь случаем, лейтенант Грудзинский подготовил подводную лодку к выходу. Экипаж был вынужден задержаться из-за прибытия эстонского офицера. После 30-минутного осмотра он не обнаружил ничего необычного и пожелал полякам спокойной ночи. Экипаж возобновил свои планы. Двое эстонских охранников в доке были заманены на борт и ненасильственно взяты в плен, освещение в порту было намеренно нарушено, а причальные канаты были перерезаны топором. Оба двигателя были запущены, и подводная лодка скрылась в темноте.

Эстонские прожекторы начали освещать гавань, от зданий до набережной, прежде чем, наконец, остановились на Орзеле. Эстонцы открыли огонь из пулеметов и легкой артиллерии, повредив боевую рубку. Якобы более тяжелые орудия не открывали огонь из опасения повредить другие корабли. У входа в гавань подводная лодка ненадолго села на мель на отмели, но быстро смогла освободиться и уйти в Балтику.

В море

лейтенант Грудзинский намеревался захватить карты немецкого Судно, как и все навигационные средства Орзела, за исключением проводника шведских маяков, были конфискованы. Однако никаких немецких купцов замечено не было. После трех недель поисков было решено покинуть Прибалтику и отправиться в Британию. Чтобы пройти через тщательно охраняемый вход, потребовалось два дня. Единственными упоминаниями поляков были путеводитель по маяку и элементарная карта, нарисованная штурманом.

Эстонская и немецкая пресса, освещавшая инцидент, утверждала, что двое захваченных в плен охранников были убиты польскими моряками. На самом деле они были помещены у побережья Швеции в резиновой тряпке, снабженной одеждой и едой для их безопасного возвращения домой. Двум охранникам также были предоставлены по 50 долларов США каждому, поскольку польская команда считала, что те, кто возвращается из преступного мира «заслуживают того, чтобы путешествовать только первым классом»

. Орзел высадился у берегов Шотландии 14 октября. Экипаж послал сигнал на ломаном английском, и британский эсминец вышел и сопроводил их в порт. Прибытие Орзела стало неожиданностью для Адмиралтейства, которое долгое время считало, что подводная лодка потеряна.

Последствия
ORP Orzeł памятник в Таллинне, Эстония

ORP Orzeł подлежал переоборудованию и впоследствии был принят на вооружение вместе с Королевским флотом во 2-й флотилии подводных лодок в середине января 1940 года для патрулирования Северного моря.

Разветвления

После этого события Телеграфное агентство Советского Союза сообщило, что эстонское правительство сознательно позволило Орзелу бежать и что другие польские подводные лодки прятались в портах по всей Балтии.

Советский Союз, вторгшийся в Польшу 17 сентября 1939 года, обвинил Эстонию в заговоре с польскими моряками и «пособничестве им к бегству», что бросило вызов нейтралитету Эстонии. Советы требовали разрешения на создание военных баз на эстонской земле, угрожая войной, если Эстония не подчинится. Это послужило политическим прикрытием для их действий, поскольку пакт Молотова-Риббентропа уже дал Германию одобрение Советскому Союзу, захватившему страны Балтии. Инцидент с Орзелем был использован для навязывания «пакта о защите и взаимопомощи» Эстонии, который был подписан 28 сентября 1939 года и позволил оккупацию и аннексию Эстонии Советским Союзом в 1940 году.

Орзел. не потопил ни одного вражеского судна во время ее перехода из Эстонии в Великобританию, хотя советские власти обвинили ее в гибели советского танкера Металлист в Нарвском заливе 26 сентября, инцидент использовался в качестве предлог для советской оккупации Прибалтики (1940).

Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 03:25:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте