План Ворека

редактировать

Операция Ворек
Часть вторжения в Польшу
Plan worek.png . Секторы польских подводных лодок, как на плане Ворека.. Легенда: | - сайт зарядки аккумуляторов || - сектор операции
Дата1–25 сентября 1939 г.
МестоположениеБалтийское море
РезультатБезрезультатно
Воюющие
Польша Германия
Командиры и руководители
Польша Адам Мохучи Нацистская Германия Конрад Альбрехт
Сила
5 подводных лодок2 дредноуты. 3 легкие крейсера. 9 эсминцев. 1 торпеда лодка. 8 тральщиков. 8 E-катеров. 4 эскорта. 10 подводных лодок
Жертвы и потери
3 подводные лодки повреждены. 4 подводные лодки интернированы (включая поврежденные)24 убитых. 1 тральщик потоплен
Операционная зона Worek Plan на карте Польши

Worek Plan (или Operation Worek, Польский : Plan Worek, буквально Plan Sack) - операция Польского флота в первые дни Второй мировой войны, в которой пять подводные лодки образовывали заслон, чтобы не дать немецким военно-морским силам высадиться на польское побережье и атаковать вражеские корабли, бомбардирующие польские береговые укрепления, в В частности, база на полуострове Хель.

Операция сошла на нет, так как у немцев не было планов высадки с моря. Это заставляло подводные лодки действовать в замкнутом пространстве у берега на мелководье, что делало их уязвимыми для сильных противолодочных сил противника. В результате, несмотря на несколько попыток, подводные лодки не смогли напрямую потопить вражеские корабли во время операции, хотя мина, установленная bik, действительно потопила немецкий тральщик. Ни одна из польских подводных лодок не погибла в результате действий противника, но они страдали прогрессирующим износом и техническими проблемами, что вынудило командиров подводных лодок прекратить свои действия, фактически завершив операцию к середине сентября 1939 года.

Содержание
  • 1 План
  • 2 Выполнение
  • 3 Последствия
    • 3.1 Оценка
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
План

План был создан для пяти польских подводные лодки Орзел (Орел), Вилк (Волк), Сеп (Стервятник), Обик (Дикая кошка) и Рысь (Lynx) на случай, если превосходящие надводные силы противника возьмут под контроль Балтийское море (надводный флот Польши состоял только из четырех эсминцев, нескольких минных заградителей, тральщиков и канонерских лодок).

Подводные лодки должны были действовать у побережья Польши, в районе Данцигского залива и полуострова Хель. Они должны были сохранить свои ограниченные боеприпасы для «значительных военных целей» (эсминцы или более крупные), обстреливающих польское побережье или пытающихся высадить на нем войска, и перекрывать морское сообщение между материковой частью Германии и Восточной Пруссией. Вилк, Рысь и Обик должны были заминировать Данцигский залив. В плане прямо указывалось, что подводные лодки должны были действовать в соответствии с международным правом, и одиночные, невооруженные корабли должны были быть предупреждены перед нападением.

В случае, если все польские военно-морские базы будут захвачены, подводные лодки должны были действовать на Балтике перед эвакуацией в Великобританию. Если это было невозможно, план призывал их искать интернирования в нейтральном порту.

Орзел должен был занять позицию дальше всего в Данцигском заливе, от Ястарни до устья реки Вислы. К востоку от Орзела, у входа в залив, находился Вилк. Остальные три подводные лодки должны были действовать к северу от залива: «Сеп» находился дальше на запад, около Розеве, «Рысь» - дальше на восток, а «Обик» - в середине. У них были отдельные районы для подзарядки батарей в ночное время: Орзел еще глубже в Данцигском заливе, а другие корабли к северу от своих позиций.

В начале сентября Сеп, Рысь и Обик находились в Хель, а Уилк и Орзель были в Оксиве.

Казнь

Ворек План был приведен в действие с вторжением Германии в Польшу, после того как утром 1 сентября 1939 года из гарнизона на Вестерплатте поступил сигнал бедствия. Через несколько часов после начала боевых действий подводные лодки получил сообщение по радио, чтобы вскрыть конверты, содержащие приказы о реализации плана Ворека. Перед вылетом Уилк зарядил 10 торпед, 22 мины и 114 100-мм снарядов (для палубной пушки). Из-за большой активности авиации подводным лодкам приходилось подходить к своим позициям под водой. Орзелю было приказано атаковать Шлезвиг-Гольштейн, если дредноут покинет Данциг. К вечеру того же дня в свой сектор прибыла последняя подводная лодка («Сэп»).

Утром 2 сентября Вилк попытался атаковать немецкий эсминец Z15 Erich Steinbrinck, но был вынужден отступить после атаки поддерживающих судов. Позже в тот же день Сеп выпустил одну торпеду по немецкому эсминцу Z14 Friedrich Ihn с 400 ярдов. Торпеда промахнулась, и эсминец сбросил глубинные бомбы, серьезно повредив подлодку. На следующий день немецкая подводная лодка U-14 (1935) выпустила торпеду в сентябре, но взорвалась преждевременно. 4 сентября капитан Орзеля, капитан-лейтенант Хенрик Клоцковский, счел невозможным продолжение операции на своем участке и решил отойти в Балтийское море. Подводную лодку атаковали немецкие тральщики М3 и М4. Одна глубинная бомба взорвалась прямо над Орзелем, вырубив все огни и врезавшись в морское дно. Подводная лодка скрылась в ту ночь под покровом темноты. Столкнувшись с утечкой масла, Клочковский решил укрыться в Таллинне, Эстонии. На следующий день Уилк попытался заминировать Хель, но был вынужден отказаться от нападения немецких судов. После этого его капитан лейтенант-командор Кравчик решил отойти на север. 7 сентября немецкая подводная лодка U-22 произвела неудачную торпедную атаку на Обик.

11 сентября Вилк приготовился атаковать немецкий крейсер «Адмирал Хиппер», но корабль неожиданно изменил курс, и подводная лодка не смогла продолжить движение. Позже в тот же день польское военно-морское командование отдало приказ всем подводным лодкам искать британские воды. Уилк всплыл у берегов Швеции. Через три дня он заметил немецкий эсминец Z4 Richard Beitzen и торпедный катер T107 в Эресунне. Считая Вилк шведской подводной лодкой, находящейся в патруле нейтралитета , немецкие корабли не предприняли никаких действий. Уилк продолжил отход через Каттегат.

. Сеп не получил приказа об отмене операции до 13 сентября. Поскольку подлодка была сильно повреждена, а Hel было слишком опасно, чтобы возвращаться, экипаж направился в Швецию. Рюсь, также пострадавший, интернировался в Швеции 18 сентября. Обик последовал его примеру 25 сентября.

1 октября на одной из мин, установленных Обиком, потопил немецкий тральщик М-85 с потерей всех 24 рабочих.

Последствия
ORP Sęp интернирован в Швеции

Орзел пришвартовался в Таллинне в ночь на 14 сентября для отдыха и ремонта (международное право допускает 24 часа до того, как судно должно быть интернировано ). Под давлением Германии эстонцы интернировали подлодку и ее экипаж. В событии, известном как инцидент с Орзелем, экипаж восстановил контроль над своим судном и скрылся в Балтийском море. После нескольких бесплодных недель в море 14 октября подводная лодка достигла Соединенного Королевства. Орзель пропал без вести в 1940 году.

Сэп появился за пределами Стокгольма 17 сентября и с тех пор был интернирован.

Рысь, поврежденный и неспособный вступить в бой с немецкими частями, в конце концов был интернирован в шведском порту с 18 сентября.

Уилк успешно прошел Датский пролив и 20 сентября прибыл в Соединенное Королевство. Подводная лодка пережила войну.

У Обика не хватило провизии, и 25 сентября команда интернировала подводную лодку в шведском порту.

Оценка

У немцев не было намерения осуществить высадку, против которой был разработан план Ворека. Однако оперативный план провалился в основном из-за его чисто оборонительного характера, в отличие от агрессивного - чисто наступательного характера подводных лодок, по своим характеристикам не предназначенных и не подготовленных для выполнения оборонительных задач. Согласно современным исследованиям, кампания польских подводных лодок в сентябре 1939 г. провалилась из-за непонимания характера современной подводной войны высшим командованием ВМФ Польши, в частности, главнокомандующим Военно-морским командованием Польши вице-адмиралом Юзеф Унруг, который отказался принять какой-либо из нескольких планов наступательных операций, подготовленных начальником эскадрильи подводных лодок командиром. Одним из них, и наиболее известным сегодня, был план наступательной операции под кодовым названием (Гроза), который предполагал независимый поиск целей, свободное маневрирование и атаку вражеских кораблей и транспортов между Свиноуйсьце (немецкий : Свинемюнде) и Восточная Пруссия. В рассмотрении и планировании был также план действий на морских путях между гаванями Германии и шведским портом Лулео

В результате польские подводные лодки дислоцировались вдоль польского побережья, в непосредственной близости от собственной военно-морской базы были лишены возможности найти цели - в то время как там они подвергались действиям немецких авиационных и легких морских противолодочных частей. Таким образом, хотя ни одна польская подводная лодка не была потоплена на данном этапе войны, операция не оказала заметного влияния на сентябрьскую кампанию.

См. Также
Примечания
Ссылки

Координаты : 55 ° 38'N 18 ° 54'E / 55,633 ° N 18,900 ° E / 55,633; 18.900

  1. ^ Хаар, Гейр Х. Надвигающаяся буря 40-55.
  2. ^Уильямсон, Дэвид Г. (2011). Преданная Польша: нацистско-советские вторжения 1939 года. Серия «Стэкпол» по военной истории (иллюстрированная, переиздание). Книги Stackpole. п. 54. ISBN 9780811708289.
  3. ^Паттерсон, Лоуренс (2001). Первая флотилия подводных лодок (иллюстрированное издание). Перо и меч. п. 29. ISBN 9780850528169.
  4. ^Оборона Балтики - 1-25 сентября 1939 г.
  5. ^ Анджей Маковски: Dywizjon okrętów podwodnych Polskiej Marynarki Wojennej w kampanii wrześniowej. Ocena operacyjno-taktycznego użycia. „Studia z Dziejów Polskiej Historiografii Wojskowej. 13, 2012. WIH UAM в Познани. ISSN 1234-2041
  6. ^Кочанский, Халик (13 ноября 2012 г.). Непокоренный орел: Польша и поляки во Второй мировой войне. Издательство Гарвардского университета. п. 86. ISBN 9780674068162.
Последняя правка сделана 2021-06-21 03:34:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте