ORP Orzeł (1938)

редактировать
Польская подводная лодка времен Второй мировой войны
Подводная лодка ORP Orzeł входит в военно-морскую базу на полуострове Хель, 1930-е годы ORP Orzeł, 1940; на парусе видна размытая отметка «85A»
История
Польша
Имя :ORP Orzeł
Тезка:Eagle
Строитель:De Schelde, Нидерланды
Заложен:14 августа 1936 г.
Спущен на воду:15 января 1938 г.
Введен в эксплуатацию:2 февраля 1939 г.
Списан:11 июня 1940
Судьба:Пропал, предположительно затонул
Общие характеристики
Класс и тип:Класс Орзел подводная лодка
Водоизмещение:
  • 1110, надводное
  • 1473, подводное
Длина:84,00 м (275 футов 7 дюймов)
Ширина:6,7 м (22 футов 0 дюймов)
Осадка:4,17 м (13 футов 8 дюймов)
Скорость:
  • 19,4 узлов (35,9 км / ч; 22,3 миль / ч), надводная
  • 9 узлов (17 км / ч; 10 миль / ч), подводная
Комплектация:60
Вооружение:
  • 1 × Bofors wz.25 105 мм (4,1 дюйма) пистолет
  • 1 × двойной Bofors wz.36 40-мм (1,6 дюйма) зенитный пистолет
  • 1 × Hotchkiss 13,2 мм (0,52 дюйма) HMG
  • 12 × 533 мм (21,0 дюйма) / 550 мм (22 дюйма) торпедных пусковых установок (4 кормовых, 4 рулевых, 4 ВА) ist)
  • 20 торпед
модель ORP Orzeł на Шлезвиг-Гольштейнской батарее, расположенной в Hel

ORP Orzeł был головным кораблем из ее класс из подводных лодок, служивших в ВМС Польши во время Второй мировой войны. Ее имя означает «Орел » на польском. Лодка наиболее известна благодаря инциденту с Орзел, ее побегу из интернирования в нейтральной Эстонии на ранних этапах Второй мировой войны.

Содержание
  • 1 Строительство
  • 2 Вторая мировая война
    • 2.1 Польская кампания
    • 2.2 Бегство в Британию
    • 2.3 Норвежская кампания
  • 3 Утрата
  • 4 Поиски затонувшего корабля
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Строительство

Орзел был заложен 14 августа 1936 года на голландской верфи Де Шельде, как Работа № 205; спущен на воду 15 января 1938 года и сдан в эксплуатацию 2 февраля 1939 года. Он имел современный дизайн (разработанный совместным предприятием польских и голландских инженеров), хотя и довольно большой для мелководья Балтийского моря.

Мировой войны. II

Польский поход

В начале вторжения в Польшу Орзел был пристыкован в Оксиве. Согласно плану Ворека, подводная лодка находилась на патрулировании в обозначенной стратегической зоне Балтийского моря. Экипаж получил приказ атаковать преддредноут Шлезвиг-Гольштейн, если он покинет Данциг. Ситуация быстро ухудшалась, и 4 сентября Орзель покинул свой сектор и начал отход в Балтийское море. Подводная лодка была атакована немецкими тральщиками M3 и M4, повреждена, но не была уничтожена в тот вечер.

Бегство в Британию

Подводная лодка Орзел 1939 Profile.svg Тайный немецкий транспорт Рио-де-Жанейро Камень в память об «инциденте с Орзел» и побеге подводной лодки «Орзел» в 1939 году - на польском и эстонском языках, Эстонский морской музей, Таллинн

В результате повреждений экипаж Орзеля решил направиться в Таллинн, Эстония. Орзел прибыл в Таллинн 14 сентября 1939 года. 15 сентября капитан капитан-лейтенант был вынужден покинуть подводную лодку для лечения в больнице от неизвестной болезни, от которой он страдал с 8 сентября. В соответствии с Гаагской конвенцией 1907 г., раздел XIII, статья 12, «воюющие корабли» могли заходить в нейтральный порт, но им запрещалось оставаться в нем «более суток». По настоянию Германии эстонские военные власти поднялись на борт корабля, интернировали команду, конфисковали все навигационные средства и карты и начали вывозить все его вооружение. Однако только пятнадцать из ее двадцати торпед были сняты до того, как разорвался подъемный трос; это произошло потому, что она была тайно саботирована ее новым командиром, бывшим старшим офицером, лейтенантом Ян Грудзински.

Экипаж Орзела сговорился совершить дерзкий побег. Около полуночи 18 сентября эстонская охрана подводной лодки была побеждена, причалы были перерезаны, и Орзел двинулся в путь. Была поднята тревога, и ее боевую рубку обстрелял пулеметный огонь. Находясь наполовину под водой, Орзел села на мель на перекладине в устье гавани, где артиллерийский огонь повредил ее беспроводное оборудование. Грудзински удалось оторвать лодку от перекладины, подорвав ее танки, и она вышла из Финского залива, намереваясь направиться в британский порт, экипаж услышал по радио, что польская подводная лодка Wilk приветствовали в Британии.

Орзел сбежал из Таллинна с двумя эстонскими охранниками на борту в качестве заложников. Эстонская и немецкая пресса, освещавшая инцидент с Орзелем, объявила двух захваченных охранников пропавшими без вести в море. Грудзинский высадил их на берег в Швеции, снабдив одеждой, деньгами и едой для их безопасного возвращения на родину. Польский экипаж считал, что те, кто возвращается из преступного мира, «заслуживают путешествовать только первым классом». Советский Союз и Германия использовали побег подводной лодки «Орзел», чтобы бросить вызов нейтралитету Эстонии.

Поскольку все навигационные карты Орзела были удалены эстонскими властями, капитан Грудзински решил остановить немецкий корабль и взять его карты. Однако единственные встречавшиеся немецкие суда были скорее военными, чем торговыми. Единственным оставшимся навигационным средством подводной лодки был список маяков, и, используя их в качестве ориентира, Орзел проследовала курсом вдоль Балтийского побережья, вокруг Дании и вышла в Северное море, где она подверглась атаке как британских, так и немецких войск. поскольку без своего беспроводного оборудования она не могла идентифицировать себя.

Через сорок дней после того, как она вышла из Гдыни, Орзел вышла на берег у восточного побережья Шотландии. Она пролежала на дне, пока рация не была починена, а затем всплыла и передала сообщение на английском. Затем вышел эсминец Королевского флота и сопроводил ее в порт, к большому удивлению британцев, считавших, что он давно потоплен.

Орзел не потопила вражеских судов во время своего перехода из Эстонии в Великобританию, хотя советские власти обвинили ее в потоплении советского танкера Металлист в Нарвском заливе 26 сентября, и этот инцидент использовался как предлог. для советского вторжения в страны Балтии.

Норвежская кампания

Орзел в Соединенном Королевстве

После переоборудования Орзел был назначен во 2-ю флотилию подводных лодок Королевского флота и выполнял патрульные миссии. Вскоре после полудня 8 апреля 1940 года она потопила 5261-тонный тайный немецкий военный транспорт Рио-де-Жанейро у небольшой гавани Лиллесанн на юге Норвегии, в результате чего погибли сотни людей. немецких войск, предназначенных для вторжения в Норвегию. Рио-де-Жанейро направлялся в Берген, чтобы принять участие в начальных высадках операции Weserübung - вторжении в Норвегию и первом движении Норвежская кампания. Новость о том, что несколько сотен немецких солдат были спасены норвежским флотом, и некоторые из них признали свое намерение оккупировать Норвегию, достигла норвежского парламента в тот вечер, однако эта новость была отклонена, и не было предпринято никаких шагов для предупреждения их военно-морского флота или побережья. Страж надвигающегося вторжения. Двумя днями позже Орзел выпустил торпеду по немецкому тральщику V 705; однако она была вынуждена нырнуть до того, как удалось подтвердить гибель немецкого корабля - корабль не был поврежден торпедами.

Утрата

23 мая 1940 года Орзел отправился в свой седьмой патруль в центральной части Северного моря. 1 и 2 июня с военно-морской базы были переданы радиосообщения с приказом лодке сменить район патрулирования и перейти к Скагеррак (пролив, разделяющий Норвегия и Швеция с Дании полуострова Ютландия ). С тех пор, как она отплыла, от нее не поступало никаких радиосигналов, и 5 июня Орзел получил приказ вернуться на базу. Никакого приема не было. 8 июня 1940 года подводная лодка была официально объявлена ​​потерянной. Истинная причина неизвестна, хотя обычно считается, что Орзел, скорее всего, подорвался на британской или немецкой морской мине в районе Скагеррака или около него. Другая теория предполагает, что лодка могла быть по ошибке потоплена британским самолетом.

Поиск затонувшего корабля

В период с 2008 по 2017 год несколько польских экспедиций, как частных, так и финансируемых государством, провели поиск регион Северного моря, где она пропала без вести в надежде найти свое последнее пристанище. Были обнаружены обломки различных других кораблей, но Орзела среди них не было, и в конечном итоге судьба корабля остается загадкой.

В июне 2013 года ВМС Польши, после сообщений об аварии неизвестной большой подводной лодки, найденной в Северном море, провели еще одну экспедицию, чтобы проверить, может ли корабль быть Орзелом. Обломки были исследованы и идентифицированы как HMS J6. В 2017 году другая частная экспедиция обнаружила ранее неизвестное затонувшее судно, которое они определили как наиболее вероятное HMS Narwhal на основании данных сонара.

23 мая 2020 года, через 80 лет после выхода в последний рейс., Ассоциация экспедиций кораблекрушений объявила о партнерстве для поиска затонувшего судна совместно с Морским университетом Щецина при содействии Канцелярии премьер-министра Республики Польша и Министерства морской экономики и внутреннего судоходства. Навигация. Поиск в настоящее время входит в этап логистики и подготовки к первой экспедиции.

См. Также
Викискладе есть СМИ, связанные с ORP Orzeł.
Литература
Внешние ссылки

Координаты : 54 ° 59′N 1 ° 00 ′ В.д. / 54,983 ° с.ш., 1.000 ° в.д. / 54,983; 1.000

Последняя правка сделана 2021-06-01 06:36:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте