Эсминец типа "Ленинград"

редактировать
Ленинград-типа DD 1944 80-G-176369.jpg Эсминец типа "Ленинград" Ленинград в Ленинграде, июнь 1944 г.
Обзор класса
Операторы :Советский флот
Преемник:Ташкентский класс
Подклассы:Проект 1, Проект 38
Построен:1932–1940
В эксплуатации:1936–1964
В эксплуатации:1936–1958?
Выполнено:6
Утеряно:2
Списано:4
Общие характеристики (Проект 38)
Тип:Командир эсминца
Водоизмещение:
Длина:127,5 м (418 футов 4 дюйма) (o / a )
Ширина:11,7 м (38 футов 5 дюймов)
Осадка:4,06 м (13 футов 4 дюйма)
Установленная мощность:
Силовая установка:3 вала; 3 редуктора паровые турбины
Скорость:40 узлов (74 км / ч; 46 миль / ч)
Диапазон:2100 морских миль (3900 км; 2400 миль) при 20 узлах (37 км / ч ; 23 миль в час)
Дополнение:250 (311 военное время)
Датчики и. системы обработки:Арктур ​​гидрофоны
Вооружение:

Шесть Лидеры эсминцев типа «Ленинград» были построены для ВМФ в конце 1930-х годов. Они были вдохновлены контр-торпиллерами, построенными для французского флота. Их заказали двумя партиями по три корабля в каждой; первая группа получила обозначение проект 1, а вторая - проект 38. Эти корабли были первыми крупными судами, спроектированными и построенными Советским Союзом после Октябрьской революции 1917 года.

Два родственных корабля, дислоцированных в Балтийском море, Ленинграде и Минске, обстреляли позиции береговой обороны Финляндии во время зимы. Война 1939–1940 гг. Во время операции Барбаросса они оказывали огневую поддержку во время осады Таллинна и сопровождали конвои при эвакуации в конце августа 1941 года. Они снова оказывали огневую поддержку во время Осада Ленинграда, поскольку они были заблокированы в Ленинграде и Кронштадте минными полями Оси. Минск был потоплен немецкой авиацией в сентябре 1941 года, но позже был поднят и вновь введен в строй. Ни один из кораблей не сделал ничего примечательного после снятия осады в январе 1944 года. «Москва» проработала очень короткую карьеру на Черноморском флоте, поскольку она была потоплена 26 июня 1941 года. Харьков участвовал в большинстве боев на Черном море. Морское побережье, но был потоплен Штукас в октябре 1943 г., когда возвращался с бомбардировки. Баку начал войну на Тихом океане, но был передан Советскому Северному флоту по Северному морскому пути в период с 15 июля по 14 октября 1942 года, где провел остальную часть войны сопровождая арктические конвои и пытаясь перехватить немецкие конвои в их порты в Северном Ледовитом океане. У Тбилиси было мало дел до советского вторжения в Маньчжурию, когда она перебросила военно-морскую пехоту.

Об их послевоенной карьере известно немногое. Большинство из них прошли длительную модернизацию в начале 1950-х годов, прежде чем в конце 1950-х им отводились роли учебных или целевых кораблей. Они были списаны или израсходованы в качестве целей в начале 1960-х годов.

Содержание
  • 1 Конструкция
    • 1.1 Общие характеристики
    • 1.2 Вооружение и датчики
    • 1.3 Движущая сила
  • 2 Конструкция
  • 3 Корабли
  • 4 История обслуживания
    • 4.1 Вторая мировая война
      • 4.1.1 Балтийский флот
      • 4.1.2 Черноморский флот
      • 4.1.3 Тихоокеанский флот
    • 4.2 Послевоенный
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Дизайн

Три командира эсминцев Проекта 1, заказанные в соответствии с Первым пятилетним планом, должны были возглавить флотилию эсминцев в бою. Вместо того, чтобы копировать британскую концепцию слегка увеличенной версии стандартного эсминца, такого как HMS Codrington для эсминцев класса A, Советы решили скопировать французских контр-торпиллеров, таких как Класс Воклен, серия очень больших и очень быстрых эсминцев, не предназначенных для взаимодействия с другими, более медленными эсминцами. При проектировании «Ленинграда» единственными находившимися на вооружении эсминцами были старые бывшие царские эсминцы, способные развивать скорость не более 30 узлов (56 км / ч; 35 миль / ч), но корабли типа «Ленинград» были рассчитаны на 40 узлов (74 км / ч; 46 миль / ч). Это были самые большие корабли, построенные советскими кораблестроителями далеко от киля, и они страдали от задержек и проблем с проектированием, поскольку Советы переоценили свои возможности по строительству кораблей такого размера, только ранее построив Типа «Ураган» сторожевые корабли, по размеру составляющие лишь треть Ленинграда. Три корабля проекта 38 были заказаны в рамках Второй пятилетки и были немного крупнее своих сводных сестер проекта 1, но в остальном идентичны.

Общие характеристики

Три корабля проекта 1 имели общую длину 127,5 м (418 футов) . У них была ширина 11,7 м (38 футов), максимальная осадка 4,06 м (13,3 фута) и осадка сзади 3,76 м (12,3 фута). Они вытеснили 2150 длинных тонн (2180 т) при стандартной нагрузке и 2582 длинных тонны (2623 т) при полной нагрузке. Корабли проекта 38 водоизмещением 2350 длинных тонн (2390 т) при стандартной загрузке и 2680 длинных тонн (2720 т) с полной нагрузкой; на 100–200 длинных тонн (100–200 тонн) больше, чем их сводные сестры. Ленинград имел метацентрическую высоту 1,22 м (4,0 фута). Их массивная конструкция мостика делала их как тяжелыми, так и плохими морскими кораблями из-за концентрации веса впереди. Корабли сильно кренились в носу , даже после добавления балласта вперед, настолько, что это мешало вести огонь из орудий в плохую погоду. Конструкция корпуса была слишком слабой, чтобы позволить вести огонь из всех орудий одновременно. На высоких скоростях ими было трудно управлять, и они сильно вибрировали.

Вооружение и датчики

В результате опыта Первой мировой войны эти корабли были спроектированы для использования пяти из новых 130-мм кораблей. (5,1 дюйма) 50- калибра орудия В-13, которые затем разрабатывались в одиночных установках. Одна пара сверхсжигающих находилась впереди, а другая - позади надстройки, а пятая пушка была установлена ​​между мостиком и передней воронкой. Он был задуман как замена царской пушки 55-го калибра, но с более коротким стволом, более подходящим для использования на эсминцах. Больше пороха было использовано в B-13 для дублирования баллистики старого оружия, но это вызвало серьезные проблемы с эрозией ствола. Поиск решения оказался долгим и сложным процессом, и первые пушки были поставлены только в 1936 году, через три года после того, как были спущены на воду корабли проекта 1 . Орудия можно было наклонять до −5 ° и поднимать до + 45 °. Они выпустили 33,5-килограммовые (74 фунта) снаряды с начальной скоростью 870 м / с (2900 футов / с), что дало им дальность стрельбы около 25 500 м (27 900 ярдов). Их скорострельность составляла 6–10 выстрелов в минуту.

Пара 76,2 мм (3 дюйма) 34-K Зенитные (Зенитные) пушки монтировались на задней рубке в одиночных установках. В ручном режиме они имели диапазон возвышения от −5 ° до + 85 °. Их начальная скорость снаряда 813 м / с (2670 футов / с) давала их 6,61-килограммовым (14,6 фунтам) плавленым по времени снарядам максимальную дальность 8600 м (9400 ярдов).. Скорострельность составляла 15–20 выстрелов в минуту. Легкие зенитные орудия изначально состояли из двух полуавтоматических зенитных орудий 45 мм (1,8 дюйма) 21-К, установленных по обе стороны от моста. Они были адаптированы из 45-мм противотанковой пушки M1937 (53-K) и, следовательно, не имели боеприпасов с временным взрывателем, а это означало, что только прямое попадание могло привести к взрыву снарядов. На уцелевших кораблях они были дополнены во время войны от шести до десяти полностью автоматических 37-мм (1,5 дюйма) зенитных орудий 70-K и от двух до восьми DK 12,7 мм (0,50 дюйма). пулеметы. Некоторые корабли высадили свое среднее 130-мм орудие в обмен на более легкие зенитные орудия. Фотографии показывают, что некоторые корабли получили ленд-лиза, с водяным охлаждением 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитные пулеметы Browning M2.

Это были первые советские корабли. для установки четверных торпедных аппаратов, одна пусковая установка 533 мм (21,0 дюйма) между воронками, а другая - позади кормовой воронки. Источники расходятся во мнениях о том, были ли торпеды перезарядки. "Ленинграды" получили квадратную корму с аппарелями для облегчения постановки мин. Они могли нести 68 мин модели KB, 84 образца 1926 года или 115 образца 1912 года . Хотя изначально гидролокатор не был установлен, только система гидрофона Arktur, которая была бесполезна на скоростях выше трех узлов, они несли 20 Б-1 и 32 глубинных бомбы образца 1931 . В какой-то момент во время войны в Баку, Минске, Ленинграде и Тбилиси были установлены британские ленд-лизовские ASDIC (гидролокаторы), радары управления огнем типа 285 и американские радары воздушного поиска SG.

Движение.

В Ленинграде было три вала, каждый приводил в движение один пропеллер, что требовало размещения котлов и турбин по «единичному» принципу, который имел то преимущество, что одно попадание не могло вывести из строя все котлов или двигателей и обездвижить корабль. Под передней воронкой располагались две котельные, в каждой по одному трехбарабанному котлу. Сразу за ними находились два машинных отделения, в каждом по одной мощностью на валу (16000 кВт) мощностью на валу (16000 кВт) с редуктором паровой турбиной для двух внешних валов. Третья котельная располагалась рядом с задней воронкой, а ее машинное отделение - на корме, питая центральную шахту. Разработанные для достижения скорости 40 узлов (74 км / ч; 46 миль / ч), эти корабли легко превзошли это значение: Ленинград достиг скорости 43 узла (80 км / ч; 49 миль / ч) при скорости ходовые испытания 5 ноября 1936 г. Обычно перевозилось 210 длинных тонн (210 т) мазута, но при полной загрузке это количество могло быть увеличено до 600 длинных тонн (610 т). Это дало кораблям типа «Ленинград» дальность действия 2100 морских миль (3900 км) при скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час).

Строительство

Строительство Время для этих кораблей было абсурдно долгим, не в последнюю очередь из-за бесхозяйственности. Многие задержки были вызваны вооружением и турбинами, ни одна из которых не была готова к производству, когда Ленинград был заложен. Новые турбины были запущены в производство после запуска Ленинграда, но новые пушки, которые начали производство только через три года после этого. Дополнительные проблемы были вызваны большим количеством дефектных деталей, процент брака некоторых изделий достиг 90%. В отличие от советских кораблей межвоенного периода, «Ленинграды» не имели перевеса.

И Баку, и Тбилиси были собраны в Комсомольске-на-Амуре из деталей, предоставленных судостроительной верфью в Николаеве.

Корабли

Все корабли были названы в честь городов.

КорабльСтроительЗаложен Спущен на воду Введен в эксплуатацию Судьба
Проект 1
Ленинград ССЗ №190 (Жданов), Ленинград 5 ноября 1932 г.17 ноября 1933 г.5 декабря 1936 г.Потоплен как цель, май 1963 г.
Харьков ССЗ № 198 (Марти Южный), Николаев 19 октября 1932 г.9 сентября 1934 г.19 ноября 1938 г.Потоплен самолетом, 6 Октябрь 1943 г.
Москва 29 октября 1932 г.193410 августа 1938 г.Потоплен 26 июня 1941 г., скорее всего, румынскими минами
Пр. 38
Минск ССЗ №190 (Жданов), Ленинград5 октября 1934 г.6 ноября 1935 г.15 февраля 1939 г.Потоплен самолетом 23 сентября 1941 года. Поднят и потоплен как цель в 1958 году
Баку Судостроительный завод № 198 (Южный Марти), Николаев, и ССЗ № 199, Комсомольск-на-Амуре (заложен), ССЗ №202 (Дальзавод), Владивосток (co сдан)15 января 1935 г. (повторно 10 марта 1936 г.)25 июля 1938 г.27 декабря 1939 г.слом, 30 июля 1963 г.
Тбилиси ССЗ № 198 (Марти Южный), Николаев, и ССЗ № 199, Комсомольск-на-Амуре (заложен), ССЗ № 199 (завершен)15 января 1935 г.24 июля 1939 года11 декабря 1940 годаСписан, 31 января 1964 года
История службы

Вторая мировая война

Балтийский флот

Ленинград был зачислен в состав Балтийского флота в декабре 1936 года, но один источник утверждает, что он работал до июля 1938 года. Минск был введен в эксплуатацию в начале 1939 года. Он отплыл в Таллинн 22 октября 1940 г., когда Советский Союз начал оккупировать Эстонию. После начала Зимней войны оба корабля обстреляли позиции береговой обороны Финляндии на острове Сааренпяя, часть Березовых островов 10 декабря 1939 г. и снова 30 декабря - 3 января 1940 г. Кроме того, Минск также обстрелял их 18–19 декабря. Начало операции «Барбаросса обнаружило Ленинград и Минск в Таллинне, и им было приказано прикрыть операции по установке мин на входе в Финский залив между Ханко и Осмуссаар 23 июня. Оба корабля обстреляли немецкие позиции вокруг Таллина 23–27 августа и участвовали в эвакуации Таллинна из Таллинна в Ленинград в конце августа 1941 года. Минск был потоплен в Кронштадтской гавани <160.>Junkers Ju 87 пикировщики из StG 2 23 сентября. Позже он был спасен и повторно введен в строй 22 июня 1943 года. Ленинград был частью третьего эвакуационного конвоя из Ханко в Ленинград с 9 по 12 декабря, но был вынужден повернуть назад из-за повреждений от близлежащих взрывов мин. На протяжении большей части войны оба эсминца блокировались в Ленинграде и Кронштадте минными заграждениями Оси и могли обеспечивать огневую поддержку обороняющихся только во время блокады Ленинграда.

Черноморского флота

Москва была введен в эксплуатацию в 1938 году и дважды заходил в порты Турции, прежде чем операция «Барбаросса началась 22 июня 1941 года. И Москва, и Харьков подвергли бомбардировке румынский порт Констанца 26 июня, в общей сложности было выпущено 350 снарядов., но Москва была потоплена. В период с 16 по 19 июня румынские минные заградители Amiral Murgescu, Regele Carol I и Aurora заложили заградительный огонь из 1000 мин возле порта Констанца (хотя предполагались и другие причины: снаряды румынского эсминца Regina Maria и 28-сантиметровая (11 дюймов) немецкая батарея береговой обороны «Тирпиц», или случайная дружественным огнем торпедная атака советской подводной лодки «Щ-206».)

Харьков был отремонтирован 18 июля и прикрыт отступление Дунайской флотилии к Одессе в течение следующих нескольких дней. Она несколько раз бомбила позиции Оси во время Осады Одессы, а также сопровождала эвакуационные конвои из Одессы в Севастополь в октябре. Во время осады Севастополя она обеспечивала огневую поддержку и эвакуировала отрезанные войска из других частей Крыма в Севастополь и вводила подкрепление из портов Кавказа. Она помогала перебрасывать 388-ю стрелковую дивизию из Новороссийска и Туапсе в Севастополь с 7 по 13 декабря, 79-ю морскую стрелковую бригаду с 19 по 20 декабря и 354-ю стрелковую дивизию с 21 по 20 декабря. 22 декабря, тем временем обстреливал немецкие позиции. В период с февраля по июль 1942 года она неоднократно бомбила немецкие войска и доставляла подкрепления и припасы в Севастополь, эвакуируя раненых и беженцев, когда возвращалась в порт. Она обстреляла позиции Оси около Феодосии 2–3 августа и оказала огневую поддержку защитникам Новороссийска 1–4 сентября. С 8 по 11 сентября она перебросила 137-й и 145-й стрелковые полки вместе с 3-й морской стрелковой бригадой из Поти в Туапсе и Геленджик, а через месяц перевезла 12 600 человек из 8-го полка. 9-я и 10-я гвардейские пехотные бригады от Поти до Туапсе с 20 по 23 октября укрепят оборону. 29 ноября 1942 г. он сопровождал крейсер Ворошилов с целью бомбардировки позиций Оси в Феодониси и бомбардировал Ялту в ночь с 19 на 20 декабря. В ночь на 4 февраля 1943 года советские войска совершили серию высадок к западу от Новороссийска в тылу немецких войск. «Харьков», два крейсера и два других эсминца оказали огневую поддержку главному десанту, но к 6 февраля советские войска там были уничтожены, хотя одна вторичная высадка прошла успешно. В ночь с 21 на 22 февраля она снова обстреляла немецкие позиции под Новороссийском. Анапа подверглась бомбардировкам в ночь с 13 на 14 мая, а Феодосия - с 22 на 23 мая. В ночь с 5 на 6 октября 1943 г. «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный» обстреляли Ялту, Алушту и Феодосию и были замечены на обратном пути и атакованы Штуками III./StG. 3. Харьков был поврежден их первой атакой, и Способный его отбуксировал. Вторая атака повредила все три корабля, и Способный взял на буксир Беспощадный. Следующая атака потопила и Харьков, и Беспощадный. Способный был потоплен четвертой волной при попытке спасти выживших. Этот инцидент побудил Сталина издать приказ, запрещающий использование кораблей размером с эсминец и более без его специального разрешения.

Тихоокеанский флот

Баку начал войну на Тихом океане, но был передан Советскому Северному флоту через Северный морской путь в период с 15 июля. и 14 октября 1942 г., где она провела остаток войны, сопровождая арктические конвои, пытаясь перехватить немецкие конвои, направлявшиеся в их порты на Северном Ледовитом океане, и обеспечивая огневую поддержку советских операций.. У Тбилиси было мало дел до советского вторжения в Маньчжурию, когда она перебросила части 358-го морского стрелкового батальона в корейский порт Расон 12 августа 1945 года.

Послевоенный

Мало что известно об их послевоенной карьере, кроме того, что большинство из них подверглось длительной модернизации в начале 1950-х годов. «Минск» не модернизировали, а в 1951 году переименовали в учебный корабль и передали в Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского. К концу 1950-х годов большинство из них было преобразовано в целевые корабли и другие вспомогательные функции, прежде чем они были списаны или использованы в качестве целей в начале 1960-х.

Примечания
Ссылки
  • Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4.
  • Роджер Чесно, изд. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны. Новый авангард. 256 . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7.
  • Качур, Павел (2008). "Гончие псы" Красного флота. "Ташкент", "Баку", "Ленинград" [Гончие Красного флота: Ташкент, Баку, Ленинград] (на русском языке). Москва: Яуза / Эксмо. ISBN 978-5-699-31614-4.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7.
  • Whitley, M.J. (1988). Эсминцы Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 0-87021-326-1.
  • Якубов, Владимир и Уорт, Ричард (2008a). Поднятие Красного Знамени: Иллюстрированная история сталинского флота. Глостершир, Великобритания: Spellmount. ISBN 978-1-86227-450-1.
  • Якубов, Владимир и Уорт, Ричард (2008b). "Эсминцы советского проекта 7 / ИУ". В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2008. Лондон: Конвей. С. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3.
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к эсминцу класса Ленинград.

Последняя правка сделана 2021-05-26 06:11:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте