Дорога жизни

редактировать

Фотография с аэроразведки Люфтваффе на участке Ледяной дороги в 60 км к востоку от Ленинграда

Дорога жизни (Доро́га жи́зни, дорога жизни) была ледяной дорогой зимним транспортным маршрутом через замерзшее Ладожское озеро, которая обеспечивала единственный выход в осажденный город Ленинград в то время как периметр в осаде активно поддерживался немецкой группой армий Север. Осада длилась 29 месяцев с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. Более миллиона жителей Ленинграда умерли от голода, стресса, разрушения и бомбардировок. Каждую зиму ледовый маршрут Ладожского озера реконструировали вручную и строили по точным арифметическим расчетам в зависимости от интенсивности движения. Помимо перевозки тысяч тонн боеприпасов и продовольствия каждый год, Дорога жизни также служила основным маршрутом эвакуации для миллионов советских, оказавшихся в ловушке в голодающем городе. Сегодня дорога является частью Всемирного наследия.

Содержание
  • 1 Предприятие
  • 2 Строительство
  • 3 Объем перевезенных товаров
  • 4 После осады
  • 5 Памятники и мемориалы
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Учреждение
Файл: CaminoDeLaVidaLeningrado.ogv Воспроизвести медиа Американский пропагандистский фильм, показывающий Дорогу Жизни.

К 8 сентября 1941 года немецкий Группа армий «Север» под командованием фельдмаршала Вильгельма Риттера фон Лееба почти полностью окружила Ленинград, успешно отрезав все основные пути снабжения. Чтобы устранить эту растущую озабоченность, Военный совет Ленинградского фронта принял решение о создании в ноябре 1941 года комиссии по эвакуации. По мере усиления блокады комитет предложил строительство ледяная дорога через Ладожское озеро как жизнеспособный путь снабжения и средство массовой эвакуации гражданского населения. «Дорога жизни» начала действовать 19 ноября 1941 г., когда капитан Михаил Муров и его транспортный полк перевезли первые припасы через Ладожское озеро на санях, запряженных лошадьми. Однако из-за бомбардировок проксимальных участков, обрыва льда и ненадежной техники маршрут в то время был далеко не полностью функциональным. И только в середине декабря, после того как войска Волховского фронта отбили Тихвин, было начато строительство железной дороги, напрямую соединяющей западный берег Ладожского озера с Ленинград был возможен.

Вскоре после этого по ледяной дороге начали движение грузовиков, несмотря на частые разрывы льда на ранних этапах. Маршрут был настолько опасным, что только за первую неделю работы грузовика более сорока грузовиков провалились под лед и затонули на дне озера - глубина 700 футов (210 м) в самом глубоком месте. После значительных первоначальных потерь поставок в ноябре и декабре, Дорога жизни постепенно начала демонстрировать признаки улучшения к январю и февралю 1942 года, благодаря завершению строительства железнодорожной линии, соединяющей ледяной дорогой с Войбокало.

Зимой 1941–42 гг. Ледовый коридор «Дороги жизни» работал 152 дня, до 24 апреля. В первую блокадную зиму из Ленинграда были эвакуированы около 514 тысяч жителей города, 35 тысяч раненых солдат, промышленное оборудование 86 заводов и фабрик, а также некоторые художественные и музейные коллекции. В то время как дорогу защищали зенитная артиллерия на льду и истребители в воздухе, колонны грузовиков постоянно подвергались атакам немецкой артиллерии и самолетов, что делало путешествие опасным

.

Общее количество людей, эвакуированных из блокадного Ленинграда Дорогой жизни, составило около 1,3 миллиона человек, в основном женщины и дети.

В 1942 году «Артерия Жизни», нефтепровод длиной 29 км (18 миль) через Ладожское озеро был построен, из которых 21 км (13 миль) проходил под водой на глубине 12,5 метров (41 фут).

Паровоз на станции Петрокрепость, установленный в память о железнодорожнике Дороги Жизни

Следующей зимой 1942–1943 гг. Дорога Жизни снова заработала, начав с конного движения 20 декабря. 1942. Автомобили начали действовать 24 декабря 1942 года. Строительство 30-километровой железной дороги по сваям и льду также началось в декабре 1942 года.

Операция «Искра», полномасштабное наступление войск Ленинградский и Волховский фронты, начавшиеся утром 12 января 1943 года. После тяжелых и ожесточенных боев части Красной Армии преодолели мощные немецкие укрепрайоны и к югу от Ладожского озера, а 18 января 1943 года два фронта сошлись, открыв сухопутный коридор в осажденный город. Через несколько недель была построена прямая железнодорожная ветка в Шлиссельбург, которая доставила припасы в Ленинград.

Ленинград все еще подвергался, по крайней мере, частичной осаде, а также бомбардировкам с воздуха и артиллерии, пока советское наступление не прорвало немецкие линии, сняв осаду 27 января 1944 года.

За героическое сопротивление жителей Ленинград стал первым городом, удостоенным почетного звания Город-герой в 1945 году.

Строительство
Дорога жизни в ноябре – декабре 1941 года

Имея длину 219 км (136 миль) и ширину 138 км (86 миль), Ладожское озеро (или озеро Нево, как его называли в древности) является одним из европейских самые большие озера в своем роде. Из-за его размеров и непредсказуемых погодных условий многие предполагали, что строительство ледяной дороги, соединяющей его берега, будет невозможно.

Хотя русские имели предыдущий исторический опыт. при строительстве ледяной дороги (ледяная железная дорога была проложена через р. Колу около Мурманска во время Первой мировой войны, а другая - через часть озера Байкал во время строительства Транссибирской магистрали ), ни одно из их предшествующих начинаний не было таким сложным и неотложным, как Ладожский маршрут снабжения. Даже зимой непостоянные ветры в регионе могли повышать или понижать уровень воды в озере на целых четыре фута (1,2 м) всего за несколько часов. Команда инженеров была быстро собрана, чтобы гарантировать, что предлагаемый маршрут длиной 48 км (30 миль) будет структурно прочным; один ленинградский ученый отметил:

«При –5 ° C [23 ° F] 4 дюйма [10 см] льда образовались бы за 64 часа; при –10 ° C (14 ° F) - 4 дюйма образовался бы за 34 часа при -15 ° C [5 ° F], 4 дюйма за 23 часа. Фут льда [30 см] уложился бы за 24 дня при 23 ° F [-5 ° C]. потребуется 8 дней, чтобы создать фут льда при температуре 5 ° F [-15 ° C].

Дополнительно:

  • Для поддержки лошади без
  • Для поддержки конных саней с одной тонной груза требовалось не менее 7 дюймов [18 см] льда.
  • Минимум 8 дюймов [20 см] лед был необходим для поддержки грузовика, перевозящего одну тонну груза.

Хотя для поддержки общественного транспорта по маршруту требовался всего фут льда, фактическая толщина льда обычно составляла 3–5 футов [91–152 сантиметра] ] с плотностью, достаточной для выполнения практически любой задачи.

После подтверждения маршрута и испытаний на устойчивость, большие плуги и снегоуборочные машины стали n использовался для расширения ледяной дороги и повышения ее пригодности для автомобильного транспорта. К февралю 1942 года большие снежные сугробы по обе стороны маршрута превратились в массивные ледяные стены, защищавшие транспорт от суровых озерных ветров. На каждом километре дорожная охрана сигнализировала о приближении колонны и предупреждала о препятствиях или авариях впереди. Когда весной таял лед, ледяная дорога была растворена и заменена системой флотилии, которая продолжала переправлять товары через массивное озеро.

Как только лед затвердел, Дорога В декабре 1942 г. была снова реконструирована. С февраля 1943 г. дорога была заменена сухопутным коридором, но движение по льду продолжалось до 30 марта.

Объем перевезенных грузов

Дорога жизни использовалась для перевозки следующих припасов:

  • ноябрь 1941 г.: примерно 1500 тонн продуктов питания (в основном мука )
  • январь 1942 г.: примерно 52000 тонн различных грузов (из которых ~ 42000 тонн приходилось на продовольствие).)
  • Февраль 1942 г.: приблизительно 86 000 тонн различных материалов (из которых ~ 67 000 тонн были продовольственными)
  • Март 1942 года: приблизительно 113 000 тонн различных материалов (из которых ~ 87 000 тонн были продовольственными)
  • апрель 1942 г.: около 87 000 тонн различных грузов (из которых ~ 57 000 тонн были продовольствием)

Всего была использована ледовая дорога перевезти в Ленинград.

более 360 000 тонн товаров, в основном пайков и кормов..

В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала до 23 апреля 1942 года. С ноября 1941 года по апрель 1942 года Дорога жизни имела доставили в Ленинград более 350 000 тонн грузов, из которых более 75% всех отправлений составили продукты питания, которые использовались для прокормления голодающих жителей города. Другие жизненно важные запасы включали бензин, моторные смазочные материалы и боеприпасы, которые использовались для пополнения запасов нескольких воинских частей, все еще дислоцированных в осажденном городе. Около 32 000 тонн военного снаряжения и более 37 000 тонн горюче-смазочных материалов, предназначенных для фронта и флота, было отправлено из Ленинграда по Дороге жизни.

23 апреля 1942 года три машины с луком пересекли реку. почти растаявший маршрут, доставляя последние припасы в Ленинград по ледяной дороге в том году.

После блокады

Летом, с началом судоходного периода, доставка в город продолжалась. в Ладожскую военную флотилию. В 1943 году Дорога жизни была заменена железной дорогой, проложенной на узкой тропе, завоеванной в ходе операции «Искра» от Ленинграда до Волхова. Сейчас Дорога Жизни в пределах Санкт-Петербурга часто именуется Рябовским шоссе, а в пределах Всеволожска Дорога Жизни - официальное название.

Памятники и мемориалы

Всего на Дороге Жизни семь памятников, вдоль дороги 46 памятных столбов, вдоль железной дороги 56 памятных столбов. Все они являются частью Зеленого пояса славы («Зелёный пояс славы» ).

  • Мемориальный комплекс «Цветок жизни» («Цветок жизни») на 3-м км Дороги жизни состоит из памятника, воздвигнутого в 1968 году архитекторами А.Д. Левенкова и П.И. Мельникова, и восьми табличек. (представляющие собой страницы дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой ), возведенного в 1975 году архитекторами А.Д. Левенковым и Г.Г. Фетисовым и инженером М.В. Команом.
  • Мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км. В Всеволожске, возведенный архитекторами П.Ф. Козловым и В.Н. Полухиным. Он состоит из металлических дубовых и лавровых листьев, символизирующих жизнь и славу, и таблички со стихами поэтессы Ольги Берггольц.
  • «Катюша» («Катюша» ») Памятник на 17-м км у села Корнево, воздвигнутый в 1966 году архитекторами А.Д. Левенковым, П.И. Мельниковым, Л.В. Чулькевичем и дизайнерами Г.И. Ивановым и Л.В. Изюровым. по железнодорожной линии Финляндский вокзал - Ладожское озеро. Построен в 1970 году архитекторами М. Н. Мейзелем и И. Г. Явейном.
  • 46 памятных километровых столбов на трассе от железнодорожной станции Ржевка, на окраине Санкт-Петербурга, до Ладожского озера. Построен в 1967 г. по проекту архитектора М. Н. Мейзеля.
  • Мемориал в виде паровоза, действовавший на Дороге жизни, установлен на станции Ладожское озеро в 1974 г. по проекту архитектора. В.И. Кузнецов.
Мемориальный элемент «Разорванный круг», 1966,
  • Мемориальный комплекс «Разорванный круг» («Разорванное кольцо» ), на 40-м километре Дорогы Жизни, г. берег Ладожского озера у села Коккорево. Состоит из статуи зенитной пушки (1966 г., скульптор Константин Симун, архитектор В.Г. Филлипов, инженер И.А. Рыбин).
  • Памятник «Переправа», рядом деревня Морозова, посвященная памяти воина-понтонистов (1970, архитектор Л.М. Дрекслер, инженер Е.Н. Луцко).
  • Мемориальная доска «Стальной путь» на железнодорожной станции Петрокрепость, посвященной памяти героев-железнодорожников на Дороге жизни (1972, архитекторы Н. М. Мейзель и И. Г. Явейн, скульптор Г. Д. Глинман). На этом же месте стоит мемориал паровоз (1975 г.).
  • Мемориальная доска «Кобона» в поселке Кобона, посвященная Дороге жизни (1964 г., г. архитекторы М.Н. Мейзель. А.А. Яковлев).
  • Мемориальный автомобиль «Легендарная полуторка» на 103-м км Петрозаводска шоссе, на повороте на Войбокало (1974, архитектор А. Д. Левенков, художник В. В. Фоменко).
  • Мемориальная доска «Войбокало» на вокзале Войбокало в память о Дороге жизни (1975 г., архитектор С.С. Натонин).
См. также
Ссылки
На Викискладе есть материалы по теме Дорога жизни.
Внешние ссылки

Координаты : 59 ° 56'N 30 ° 20'E / 59,933 ° N 30,333 ° E / 59,933; 30.333

Последняя правка сделана 2021-06-04 05:21:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте