Бахрам V

редактировать
Царь царей иранцев и неиранцев
Бахрам V. 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭
Царь царей иранцев и неиранцы
Тарелка со сценой охоты из сказки Бахрам Гур и Азаде МЕТ DT1634.jpg тарелка V века со сценой охоты из сказки Бахрама V и Азаде.
царя Сасанидской империи
правления420 –438
ПредшественникХосров
ПреемникЙездигерд II
Родился400
Умер438 (38 лет)
КонсортСапинуд
ВыпускЙездигерд II
Дом Дом Сасана
ОтецЙездигерд I
МатьШушандухт
РелигияЗороастризм

Бахрам V (также пишется Вахрам V или Варахран V ; Среднеперсидский : 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭), также известный как Бахрам Гор (новоперсидский : بهرام گور, «Бахрам онагр ») был сасанидским царем царей (Шаханшах ) с 420 по 438.

Сын действующего сасанидского шаха Йездигерда I (r. 399–420), Бахрам в раннем возрасте был отправлен в Лакмидский суд в аль-Хира, где он вырос под опекой царей Лахмидов. После убийства своего отца Бахрам поспешил в сасанидскую столицу Ктесифон с армией лахмидов и, согласно давно существующей народной легенде, завоевал расположение знати и священников, выдержав испытание против два льва.

Царствование Бахрама V было в целом мирным, с двумя короткими войнами - сначала против его западных соседей, Восточной Римской империи, а затем против его восточных соседей, кидаритов, которые тревожили Сасанидские восточные провинции. Также во время его правления линия Аршакидов в Армении была заменена на марзбан (губернатор приграничной провинции "маркграф "), который ознаменовал начало новой эры в Армении, известной в армянской историографии как" период марзпаната ".

Бахрам V - центральная фигура в нескольких самых известных произведениях персидской литературы. Он упоминается в Фердоуси Шахнаме («Книга царей»), написанном между 977 и 1010 годами, и он является главным героем романтического эпоса Низами Гянджеви «Хафт Пейкар» (также известный как «Бахрамнаме»), написанный в 1197 году. Семь красавиц были принцессами, которые - в воображении Низами - стали женами Бахрама и получили каждую резиденцию в его дворце. Он посещал их по очереди, и они развлекали его захватывающими историями. Он также является центральной фигурой в Хашт-Бехешт («Восемь раев»), написанном Амиром Хусровым ок. 1302.

Бахрам V запомнился как один из самых известных королей в истории Ирана из-за отмены налогов и государственного долга на праздничных мероприятиях, его поощрения музыкантов и его удовольствия от охоты. Ему наследовал его сын Йездигерд II (r. 438–457).

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Ранняя жизнь и приход к власти
  • 3 Царствование
    • 3.1 Война с Римом
    • 3.2 Война с кидаритами
    • 3.3 Присоединение Армении
  • 4 Внутреннее правительство
  • 5 Монет
  • 6 Смерть и наследование
  • 7 В персидской литературе
    • 7.1 Хафт Пейкар
    • 7.2 Бахрам и Азаде
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Дополнительная литература
Имя

Его теофорическое имя «Бахрам» - это новоперсидская форма среднеперсидского Варахран ( также пишется Wahrām), которое происходит от древнеиранского Vṛθragna. Авестийский эквивалент был Веретрагна, имя старого иранского бога победы, тогда как парфянская версия была * Warθagn. Имя транслитерируется на греческом как Баранес, в то время как армянская транслитерация - Ваагн / Врам.

Ранняя жизнь и приход к власти
Бахрам V захватывает корону после убийства двух львов.

Бахрам V родился около 400 г.; согласно фольклору, он родился в Русане, недалеко от города Спахан. Он был сыном шаха Йездигерда I (r. 399–420) и Шушандухт, дочь еврея экзиларха. Ричард Фрай полагает, что брак Йездигерда I с дочерью патриарха евреев - это «вероятно, народные сказки», в то время как Турадж Дарьяи поддерживает эту историю, заявляя, что евреи будут рассматривать Бахрама как еврейский король из-за его еврейского происхождения. Бахрам, в молодости, был отправлен в Лахмидский суд в аль-Хира, где он вырос под опекой царя Лахмидов аль-Нумана I ибн Имру аль-Кайс (годы правления 390–418). Согласно современному историку О. Климе, Бахрам, вероятно, был отправлен туда из-за разногласий со своим отцом, в то время как Джусто Трайна предполагает, что его, возможно, отправили туда, чтобы избежать придворных интриг.

В аль-Хира, аль-Ну Человек предоставил Бахраму учителей из сасанидского двора, где последний преподавал закон, стрельбу из лука и конное искусство. После смерти могущественного сасанидского шаха Шапура II (годы правления 309–379) аристократы и священники расширили свое влияние и власть за счет сасанидского правительства, назначая, свергая и убивая шахов. в том числе Яздегерд I, убитый в 420. Теперь они пытались помешать сыновьям Йездигерда I взойти на трон - Шапур IV, который был старшим сыном Яздегерда I и правителем Армении, быстро бросился в сасанидскую столицу Ктесифон и взошел на трон. Однако вскоре после этого он был убит дворянами и священниками, которые избрали сына Бахрама IV, Хосрова шахом.

Бахрам был проинформирован о известие о смерти Йездигерда I, когда он был в Аравийской пустыне - он воспротивился решению знати и спросил аль-Мундира I ибн аль-Ну'мана (который преуспел его отцу аль-Нуману I) за военную помощь, который согласился помочь ему. Бахрам и аль-Мундхир, во главе армии, состоявшей из многочисленных солдат, двинулись к Ктесифону, где Бахрам пообещал, что не будет править, как его отец Йездигерд I. Согласно давно существующей популярной легенде, записанной в Шахнаме («Книга царей»), Бахрам предложил поместить королевскую корону и одежду между двумя львами и тем, кто их забрал, убив дикие животные должны быть признаны шахом Ирана.

Хосров решил уйти, в то время как Бахрам выдержал испытание и занял трон. Бахрам не доверял дворянам, которые были ненадежными по отношению к ранним сасанидским шахам, и поэтому предпочел вместо этого искать поддержки у зороастрийского духовенства. Он был первым сасанидским шахом, которого короновал не дворянин, а верховный священник (косил ).

Царствование

Война с Римом

Римско-сасанидская граница

По убеждению зороастрийских священников и Суренидов министра (wuzurg framadar ) Михр Нарсех, Бахрам V начал свое правление с систематических преследований христиан. Преследуемые христиане бежали на территорию Рима, и их приветствовал епископ Константинополя Аттик, который сообщил императору о преследовании. Император Восточной Римской империи Феодосий II находился в время находилось под сильным влиянием его религиозной сестры Пульхерии, и все больше и больше интересовалось христианством. В отношениях между римлянами и сасанидами уже были некоторые трения. Сасаниды наняли римских золотоискателей, но теперь отказались отправили их обратно; кроме того, они также захватили собственность римских купцов. Поэтому, когда сасанидские послы пришли к римскому двору, чтобы попросить беглеца s, Феодосий предпочел нарушить мир и объявить войну, чем вернуть их.

В 421 году римляне прислали своего полководца Ардабурия с обширным контингент в Армению. Иранский генерал Нарсес вступил в бой с Ардабурием, но потерпел поражение и был вынужден отступить. Нарсес планировал атаковать Месопотамию, римскую провинцию, которая оставалась неохраняемой, и двинулся туда, но Ардабурий предвидел план своего врага и перехватил его там. Ардабурий вскоре получил подкрепление и осадил крепость Нисибис, но отступил перед наступающей армией под Бахрамом, который, в свою очередь, осадил Феодосиополь (вероятно Феодосиополь в Осроене. ).

Мирный договор, положивший конец войне (422), был заключен magister officiorum Helio. Он вернул все к ситуации до войны (status quo ante bellum ). части согласились отвергнуть арабских перебежчиков другой части, а также гарантировать свободу религии на их территориях. Кроме того, римляне также согласились заплатить иранцам за охрану прохода в сасанидском городе Дербент на Кавказе. После мирного договора 387 года Иран и Рим договорились, что обе империи были обязаны сотрудничать в защите Кавказа от нападений кочевников. В то время как римляне рассматривали этот платеж как политическую субсидию, иранцы считали его данью, что доказывало, что Рим был наместником Ирана.

Война с кидаритами

16 век Шахнаме иллюстрация Бахрама V и его войск в их походе против кидаритов

Начиная с правления Шапура II, иранцам приходилось иметь дело с с кочевыми захватчиками на востоке, известными в науке как «иранские гунны » (т.е. гефталитов, кидаритов, хионитов и алхонских гуннов ). Начиная с Йездигерда I, начался сдвиг в политической перспективе Сасанидской империи, которая (изначально располагавшаяся в сторону Запада) переместилась на Восток. Этот сдвиг мог быть спровоцирован враждебными племенами в восточном Иране. Война с иранскими гуннами, возможно, пробудила мифологическое соперничество между мифологическими иранскими каянскими правителями и их туранскими врагами, что иллюстрируется младшими авестийскими текстами. 192>

Пока Бахрам был занят войной с римлянами, его восточные соседи - кидариты - пересекли реку Окс и вторглись в Сасанидское царство, завоевав богатый город Марв и даже достигнув западного уровня Рэя. Таким образом, Бахрам был вынужден платить дань кидаритам, чтобы остановить их вторжения в его империю. Когда он заключил мир с римлянами в 422 году, он начал готовиться к борьбе с кидаритами. Марв был не только богатым городом, но и важным торговым центром на Шелковом пути, который проходил через Среднюю Азию и продолжался через Иран в Европу. Бахрам сначала пошел в святой храм Адур Гушнасп в Адурбадагане, где он помолился. Затем он отправился в Армению, чтобы набрать дополнительные войска.

Оставив своего министра Михра Нарсе своим регентом, Бахрам прошел через горную цепь на южном берегу Каспийского моря, в конце концов достигнув Мерв. Там его войска разбили кидаритов, убив при этом их царя и схватив его жену. Полководец Бахрама преследовал кидаритов в Трансоксиане и нанес им еще одно поражение. Война завершилась в 427 году, когда Бахрам закрепил за собой имя великого защитника Ирана. Имя Бахрам долго помнили жители окрестностей; согдийский город Бухара позже чеканил монеты с его изображением. Бахрам воздвиг столб у Окса, который обозначал, что река составляла восточную границу его империи.

В иранской мифологии Оксус часто считается восточной границей Ирана. Героический лучник Араш выстрелил стрелой в край Хорасана, приземлившись в Оксе, который, таким образом, обозначил границу иранской границы. Другая фигура, Эсфандияр, ударил копьем по земле в Балхе, предупреждая царя гуннов, что дальнейшее продвижение будет означать вторжение в Иран. Таким образом, Бахрам считал, что он восстановил древние границы своего царства. Он назначил своего брата Нарсе губернатором окружающего региона. Бахрам также основал (или перестроил) город Марви Рот, недалеко от города Марв. Чтобы продемонстрировать свою признательность верховному зороастрийскому богу Ахура Мазде, Бахрам отдал большую часть своей добычи Адуру Гушнаспу.

Присоединение Армении

Карта Сасанидской Армении

Бахрам V назначил Арташаса IV царем Армении в 422 году по просьбе нахараров, как сообщается, на том основании, что армянский князь называл себя среднеперсидским именем Ардашир. Однако недавно назначенному королю не хватало характера, необходимого для правления и уважения среди своих соотечественников. В результате он поссорился с нахараром, который хотел, чтобы Бахрам V удалил Арташаса IV и поставил его под прямой контроль Ирана. Однако аннексия Армении была категорически против армянского католикоса Саака, который считал, что правление христианина лучше, чем правление нехристианина, независимо от его характера или способностей.. Он надеялся, что римский император Феодосий II поможет армянам после того, как он уладит свои собственные проблемы в своей империи.

Тем не менее, нахарар не прислушался к его словам и связался с Бахрамом V, отчитав обоих Арташия V. и Саак за поддержку «греков», то есть римлян. Саак отправился в Ктесифон с просьбой о поддержке; там бюрократы убеждали Саака отказаться от поддержки Арташаса IV, но он отказался. Арташес IV был окончательно свергнут и заключен в тюрьму, а Армения была преобразована в Сасанидскую пограничную провинцию, управляемую марзбаноммаркграф »). Саак был также отстранен от должности, и на его место был назначен несторианец-сириец по имени Бар Кисо. Сасаниды проявляли осторожность в своих попытках уважать нахараров и заявляли о своем присутствии только в армянской столице Двине, которая также была резиденцией марзбана. Не вся бывшая территория Армянского царства была превращена в провинцию; Армянские районы Паркахайк и Пайтакаран были включены в провинцию к югу от нее, Адурбадаган.

Внутреннее правительство

В конце правления Яздегерда I. Во время правления могущественного парфян Дом Сурен стал могущественным соратником шаха и сыграл ключевую роль в делах империи. Это продолжалось и при Бахраме, где власть Сурена достигла своего апогея. Михр Нарсех служил wuzurg framadar («министром») шаха, в то время как его три сына также занимали высокие посты; Зурвандад служил вождем хербадом империи; Махгушнасп был wastaryoshan salar («главный земледелец»), что означало, что он курировал вопросы земельного налога; Кардар был артештаран-салар («начальник воинов»), звание, которое, согласно средневековому историку ат-Табари (ум. 923), было выше, чем у спахбед («командующий армией»). Таким образом, власть и влияние семьи Сурен распространились на административные, финансовые и военные дела Сасанидской империи. Они продолжали пользоваться таким высоким статусом при сыне и преемнике Бахрама Йездигерд II (r. 438–457).

Монеты
Монета Бахрама V, Рев-Ардашир монетный двор

Монеты Бахрама V главным образом примечательны своей грубой и грубой обработкой и за количество монетных дворов, из которых они были выпущены. Знаки монетного двора включают Ктесифон, Хамадан, Спахан, Арбела, Ледан, Нахаванд, Асористан, Хузистан, Медиа и Кирман. Головной убор имеет фреску спереди и сзади, но между этими двумя отдельными фрагментами помещены полумесяц и круг, несомненно, эмблемы богов солнца и луны. На реверсе изображен обычный огненный жертвенник, за которым наблюдают охранники или служители. Голова царя появляется в пламени на алтаре. Титулом Бахрама V на его монетах был типичный маздеснский залив Warahrān šāhān šāh rān ud Anērān kēčihr az yazdān («поклоняющийся мазде божественный Бахрам, царь царей Ирана (ианцев) и неиранцев (ианцев), изображение / блеск от богов "). На некоторых редких монетах, отчеканенных в Парсе, он также изображен с титулом кирбаккар («благодетель»).

Смерть и наследование

Бахрам умер в 438 году; его образ смерти окутан тайной. Согласно персидскому поэту Фирдоуси (ум. 1020), Бахрам мирно скончался во сне; согласно стихотворениям Хафт Пейкар и Хашт-Бест, он исчез в пещере, преследуя онагра. По другим версиям ранних историков, Бахрам либо затонул в болоте, либо упал в глубокую яму, либо утонул. Современный историк Ричард Пейн называет его смерть «не менее неоднозначной, чем смерть его отца». Бахрама V помнят как одного из самых известных королей в истории Ирана из-за его отмены налогов и государственного долга на праздничных мероприятиях, его поддержки музыкантов и его удовольствия от охоты. Его наследовал его сын Яздегерд II.

Согласно генеалогии аристократов Микалидов, семья происходила из Бахрама. Буид Царь царей Адуд аль-Даула (r. 949–983) и Ширваншахи (861–1538) также заявили о своем происхождении от Бахрама. Бахманисты Декана Индия также заявляли о своем происхождении от Бахрама.

В персидской литературе

Бахрам в литературе исламской эпохи часто известен под эпитетом Гура / Гура (Джур в арабских источниках), что означает «онагр / дикий осел», по-видимому, из-за его любви к охоте на животное. Онагр был самым быстрым животным в пустынях Средней Азии, из-за чего даже опытному наезднику было трудно поймать его. Легенда о Бахраме «Дикий осел» основана на утраченных среднеперсидских записях, таких как Хвадай-Намаг («Книга владык»). История Бахрама изображает классического царя-охотника в иранской литературе, который связан с однофамильским богом, известным в Авестии как Веретрагна. Этот тип древнего фольклора восходит, по крайней мере, к эпической истории о древнем месопотамском герое Гильгамеше. Поздние придворные поэты часто сравнивали своего повелителя с древними фигурами, такими как Ростам или Бахрам. В Тарик-и Акбари Ариф Кандахари сравнивает охотничьи навыки императора Великих Моголов императора Акбара (r. 1556–1605) с тем из Бахрама. Он заявляет, что «Акбар опустошил землю диких ослов и оленей, что принесло изумление и радость душе Бахрам Гура».

Хафт Пейкар

Бахрам видит портреты семи красавиц. Бехзад Школа, 1479. Музей азербайджанской литературы Низами, Баку.

Хафт Пейкар (Персидский : هفت پیکر) также известен как Бахрамнаме (بهرام‌نامه, Книга Бахрама) - это знаменитый романтический эпос, написанный в 1197 году персидским поэтом Низами Гянджеви. Это доисламская история персидского происхождения, она была посвящена правителю Мараги Ала ад-Дин корп Арслан. Это романтизированная биография Бахрама, который родился у Йездигерда I после двадцати лет бездетности и мольбы Ахура Мазды о ребенке. Его приключенческая жизнь уже упоминается в Шахнаме («Книга царей») Фирдоуси, на что Низами регулярно ссылается. Низами в первую очередь упускает из виду приключения Бахрама в Шахнаме или упоминает их лишь кратко, сосредотачиваясь на составлении новой информации. Он вводит историю, описывая рождение Бахрама и его воспитание при дворе лахмидского царя аль-Ну'мана и его легендарного дворца Хаварнак. Бахрам, воспитание которого поручено аль-Ну'ману, становится грозным охотником.

Бродя по легендарному дворцу, он обнаруживает запертую комнату, в которой изображены семь принцесс; отсюда и название Хафт Пайкар (семь красавиц). Каждая из этих принцесс происходит из семи разных стран (традиционное зороастрийское разделение Земли), и он влюбляется в них. Его отец Йездигерд I скончался, и Бахрам возвращается в Иран, чтобы потребовать свой трон от претендентов. После нескольких эпизодов его признают шахом и спасают иранцев от голода. Как только в стране стабилизируется, шах ищет семь принцесс и побеждает их в невесты. Его архитектору приказано построить по семь куполов для каждой из его новых невест. Архитектор говорит ему, что каждым из семи краев управляет одна из семи планет (классическая планетная система зороастрийского мира), и советует ему обеспечить удачу, украсив каждый купол цветом, который ассоциируется с каждым климатом и планетой.. Бахрам настроен скептически, но следует совету архитектора. Каждая из принцесс проживает в роскошных беседках. При каждом посещении шах навещает принцесс в последовательные дни недели.

Каждая принцесса рассказывает шаху историю, соответствующую настроению ее цвета. Эти семь рассказов составляют примерно половину всего стихотворения. Пока шах занят семью невестами, его злой служитель захватывает его королевство. Бахрам узнает, что его королевство находится в смятении, королевская казна истощена и соседние королевства готовы к вторжению. Он сначала очищает свой разум, отправляясь на охоту. Вернувшись с охоты, он видит подвешенную на дереве собаку. Владелец собаки, пастух, рассказывает историю о том, как его верная сторожевая собака получила сексуальные услуги от волчицы в обмен на предательство своего стада. Он начинает расследование в отношении коррумпированного министра и из множества жалоб выбирает семерых, которые говорят ему о несправедливости, от которой они пострадали. Министр впоследствии казнен, и Бахрам восстанавливает порядок и приказывает превратить семь куполов в зороастрийские храмы огня. Затем Бахрам идет на охоту, но каким-то непонятным образом исчезает. Как игра слов, пытаясь охотиться на дикого осла (гур), он вместо этого находит свою гробницу (гур).

Бахрам и Азаде

чаша Бахрама 12-13 веков и Азаде

Азаде (что означает свободный) была римской рабыней в Аль-Хире, известной своим пением и навыками арфиста (она играла на чанге ). Молодой Бахрам во время своего пребывания в городе стал ее владельцем и брал ее с собой на охоту. Во время одного инцидента Бахрам хвастался Азаде своими охотничьими навыками и попросил ее выбрать, в какую газель он должен стрелять. Азаде ответил ему, что истинным умением будет превратить газель женского пола в мужчину, а мужчину в женщину.

Бахрам достиг этого, выпустив две стрелы в голову самки газели, таким образом дав ей «рога». Затем он стреляет в самца, отрезая ему рога. Азаде, испуганный этим, воскликнул: «Это твое искусство исходит от даэвов [злых божеств]». В ярости Бахрам поверг ее на землю и топчал своим верблюдом. Средневековый историк аль-Талаби (ум. 1035/6) сообщает, что аль-Мундхир нарисовал инцидент во дворце Хаварнак в аль-Хире. Низами Гянджеви включил эту историю в свой «Хафт Пейкар» и немного изменил ее; Бахрам приказывает одному из своих людей убить Фитну (ее новое имя), но она убеждает офицера пощадить ее и солгать Бахраму о ее смерти.

Эта история также упоминается в измененной версии в Хашт-Бехест, где имя Азаде было изменено на Диларам (безмятежность). В этой версии Бахрам бросает ее после того, как она приводит его в ярость. После нескольких дней прогулок она находит опытного музыканта, который учит ее своему ремеслу. Однажды Бахрам доходит до опытного музыканта, который заставляет его искать ее. В конце концов Бахрам находит Диларам и просит ее прощения. Она соглашается, и они возвращаются во дворец Хаварнак.

Примечания
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
Wikimedia Commons имеет СМИ, относящиеся к Бахрам V.
Бахрам V Сасанидская династия
Предшествующая. Хосрову Царь царей Ирана и других народов. 420– 438Преемник. Йездигерд II
Последняя правка сделана 2021-05-11 06:57:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте