Марзбан

редактировать
Для деревень в Иране см Марзбан, Иран и Пир Марзбан. На десерт см. Марципан.

Марзпана или Marzpān ( среднеперсидская транслитерация: mrzwpn, полученный из марза «граница, границы» и суффикс -pan «Опекун», Современные персидская : مرزبان марзпана ) была классом маркграфов, Наместник Границ, и удлинительными военачальники, отвечал за приграничные провинции Парфянской империи (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.) и, в основном, Сасанидской империи (224–651 гг.) Ирана.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Дальнейшее чтение
Этимология

Персидское слово марза является производным от Avestan marəza «границы, границы»; pān / pāvan родственно авестийскому и древнеперсидскому pat «защитник». Слово заимствовано из Нью - персидского на арабский язык, как مرزبان Марзубан (множественное число مرازبة marāziba ). « Аль-Марзубани » ( المرزباني ) использовалось как нисба (фамильный титул) для некоторых иранских семей, предком которых был марцбан. Выдающийся исламский ученый Абу Ханифа, официальное имя которого в исламских источниках приводится как Нуман ибн Сабит ибн Зута ибн Марзубан ( نعمان بن ثابت بن زوطا بن مرزبان ), происходил из марзбанов Кабула, откуда происходил его отец. Правители династий Баванд (651–1349 гг. Н.э.) и Салларидов (919–1062 гг.) Также использовали марзубан в своем названии.

Слово марзпан был заимствован в армянском, как marzpan (մարզպան) и в грузинском, как marzapani (მარზაპანი).

История

Традиция рангов (в первую очередь vāspuhrān и āzādān ) восходит к империи Ахеменидов (550–330 до н.э.), но из-за отсутствия источников даже в Парфянской империи (247 г. до н.э. - 224 г. н.э.) существует надлежащая классификация рангов. неизвестно, по сравнению с сасанидскими царскими надписями 3-го века нашей эры, когда аристократия делилась на четыре или пять разрядов; šahrdārān (короли, землевладельцы), vāspuhrān (князья; семь великих благородных семейств ), wuzurgān (магнаты; «великие»), низшее дворянство āzādān (феодальные дворяне; свободные люди) и kadag-xwadāy (домовладельцы). Военная организация Сасанидов была более сложной, чем унаследованная парфянская система. Кастовая система не была жесткой, как в Индии, но правящие чиновники были в основном из касты вузурганов. Там есть вероятность того, что поздние Сасанидское marzbānān также возникло из āzādān, которые в основном были лордами деревень ( dihqānān ), снабжал конницу с молодыми гонщиками ( asbārān ), или были телохранители и силы безопасности с названием bandagān, ayyārān или jānbāzān, все означающее ассоциация с королем.

Название марцбан может быть датировано Парфянской империей, где в приграничных областях, таких как Ниса (I век до н.э.), встречаются титулы mrzwpn ( марцбан), вероятно, офицер, отвечающий за пограничные войска, и dyzpty, офицер, отвечающий за Форт. Некоторые ученые считают, что марзбаны существовали во времена правления Дария I (550–486 до н.э.) Империи Ахеменидов. Существует некоторая неопределенность в отношении точного соотношения между титулами marzbān, spāhbed, kanārang, pāygōsbān (парфянский ptykwspn, сасанидский paygospān или падхоспан ) и остандар. Исторические источники стирают различие между марзбаном и спахбедом (генерал армии или военный губернатор), подразумевая, что марцбан был военным титулом, строго ограниченным пограничными маршами и провинциями. Наименее очевидным является различие с канарангом, по-видимому, восточно-иранским производным от марзбана в провинции Абаршахр в Центральной Азии. Pāygōsbān, что означает «хранитель района», является неопределенным название, казалось бы, провинциальные военные командиры или губернаторы, в то время как марзпан означает «страж границ, провинций». Возможно, пайгосбану не хватало гражданских обязанностей. Ostāndār был губернатором в остан (провинция или район в провинции).

Первоначальные источники предполагают, что марцбан был провинциальной функцией, выполнявшейся для одной или нескольких провинций, но нет никаких доказательств существования «четверти империи», как аль-Масуди назвал Шахрваз (629 г. н.э.). Ранг марзбана, как и большинства имперских властей, был в основном родовым и передавался из поколения в поколение через одну семью. В marzbāns наибольшей старшинству разрешил серебряный трон, в то время как marzbāns из наиболее стратегически важных приграничных провинций, такие как провинции Армении, разрешили золотого трона. В военных кампаниях региональные марзбаны могли считаться фельдмаршалами, в то время как меньшие спагбы могли командовать полевой армией.

С годами функция марзбана изменилась, и меньшие территориальные единицы стали частью гражданской администрации. В первые годы основные марзпан регионы были в Армении, Бет Aramaye, Pars, Керман, Spahan, Adurbadagan, Табаристане, Нишапур, Тус, Сакастан, Mazun, Harev, Марв и Серахс, несколько упоминается принадлежность к Большого Хорасана. Некоторые регионы пользовались значительной автономией, в то время как другие были более важными в военном отношении, например, Адурбадаган, обращенный к Кавказу, был особой военной границей.

Марзбанам было предоставлено управление приграничными провинциями, и они несли ответственность за поддержание безопасности торговых путей, борьбу с вторгающимися кочевыми племенами, такими как бедуинские арабы, белые гунны и турки-огузы, а также за удержание первой линии обороны от устоявшихся врагов, таких как римляне. и кушаны. Во время правления Хосрова I (531–579 гг. Н.э.) были проведены военные реформы, в результате которых были созданы четыре приграничных региона ( Хварасан, Хварваран, Немроз, Адурбадаган) с ответственным спахбедом, иногда еще называемым марзбаном, но теперь обычно считающимся более центральным. провинции. Кроме того, предыдущий дворянский ранг дихканан превратился во влиятельную «дворянскую службу», которая стала основой сасанидского государства. Однако эти меры централизации вызвали передачу власти военным ( дихканан постепенно стал более независимым от правительства, в то время как четыре больших спахбедских территории были квазинезависимыми феодальными владениями) и привели к окончательному распаду Империи.

Сасанидская социальная, административная и военная структура и система были унаследованы средневековой исламской цивилизацией, однако марзбаны неуклонно исчезали в зависимости от региона, как таковые в Ираке уменьшались и были заменены мусульманскими пограничными воинами muqātila, в то время как в Хорасане все еще были особые привилегии. В основном были заменены титулом дихканан.

Смотрите также
Рекомендации
Библиография
дальнейшее чтение
Последняя правка сделана 2024-01-01 09:38:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте