Королевство Лахмид. المناذرة | |
---|---|
c.300–602 | |
Карта царства Лахмидов в 6 веке. Светло-зеленый цвет - территория Сасанидов, управляемая Лахмидами. | |
Столица | Аль-Хирах |
Общие языки | |
Религия | Арабское язычество. Манихейство. Христианство ( Церковь Востока ) |
Правительство | Монархия |
История | |
• Основание | c.300 |
• Присоединение к Сасанидской Империи | 602 |
Лахмиды (арабский : اللخميون), именуемые по-арабски ал-Манадхира (المناذرة) или Бану Лахм (بنو لخم), были арабское королевство южного Ирака со столицей аль-Хира примерно с 300 по 602 г. н.э. Они обычно, но время от времени, были союзниками и клиентами Сасанидская империя и участник римско-персидских войн. Хотя термин «Лахмиды» также применялся к правящей династии, более поздние ученые предпочитают называть последнюю Наṣриды .
Природа и идентичность царства Лахмидов остается в основном неясной. Правящая семья Насридов появляется с «Амром из Лахма », упомянутым в конце III века надпись Пайкули среди вассалов Сасанидской империи.. Исходя из этого, термин «Лахмид» был применен историками к Насридам и их подданным, правившим из аль-Хираха. Однако, как указывает историк Грег Фишер, имеется «очень мало информации о том, кто составлял людей, которые жили в аль-Хирахе или вокруг него, и нет никаких оснований предполагать, что какая-либо связь между лидерами Насридов и Лакхмом, которая могла существовать в третий век все еще присутствовал в шестом, или то, что Насриды правили однородным царством Лахмидов ". Эта ситуация усугубляется тем фактом, что исторические источники - в основном византийские - начинают более подробно рассказывать о Лахмидах только с конца V века, а также относительным отсутствием археологических работ в Аль-Хирахе..
Царство Лахмид было основано и управлялось племенем Бану Лахм, которое эмигрировало из Йемена. во втором веке. Основателем династии был Амр, чей сын Имру аль-Кайс (не путать с поэтом Имру аль-Кайсом, жившим в шестом веке) считается принять христианство. Однако ведутся споры о его религиозной принадлежности. Теодор Нёльдеке отметил, что Имру 'аль-Кайс ибн' Амр не был христианином, в то время как Ирфан Шахид отметил возможную христианскую принадлежность, предполагая, что христианство Имру'ала Кайса могло быть " ортодоксальные, еретические или манихейского типа ". Кроме того, Шахид утверждает, что надгробная надпись Имру аль-Кайса ибн 'Амра лишена христианских формул и символов.
. Имру аль-Кайс мечтал об объединенном и независимом арабском царстве и, следуя этой мечте, он захватил многие города на Аравийском полуострове. Затем он сформировал большую армию и развил Королевство как военно-морскую державу, которая состояла из флота кораблей, действующих вдоль побережья Бахрейна. С этой позиции он напал на прибрежные города Ирана, который в то время находился в состоянии гражданской войны из-за спора о наследовании, даже совершив набег на место рождения сасанидских царей, провинция Фарс.
В 325 г. персы во главе с Шапуром II начали поход против арабских королевств. Когда Имру аль-Кайс осознал, что могучая персидская армия, состоящая из 60 000 воинов, приближается к его царству, он попросил помощи у Римской империи. Константин обещал помочь ему, но не смог оказать эту помощь, когда она была необходима. Персы продвинулись к Хире, и ряд жестоких сражений произошел вокруг Хиры и близлежащих городов.
Армия Шапура II разбила армию Лахмидов и захватила Хиру. При этом молодой Шапур действовал гораздо более жестоко и убил всех арабских мужчин города и взял арабских женщин и детей в рабство. Затем он установил Авса ибн Каллама и отступил со своей армией.
Имру аль-Кайс сбежал в Бахрейн, взяв с собой свою мечту об объединенной арабской нации, а затем в Сирию в поисках обещанной помощи от Констанция II, который так и не материализовался, поэтому он оставался там до самой смерти. Когда он умер, он был погребен в ан-Нимара в сирийской пустыне.
Надгробная надпись Имру аль-Кайса написана чрезвычайно сложным шрифтом. В последнее время интерес к надписи возродился, и возникли споры по поводу ее точного значения. Теперь точно известно, что Имру аль-Кайс претендовал на титул «король всех арабов», а также утверждал в надписи, что успешно провел кампанию на всем севере и в центре полуострова, вплоть до границы Наджрана..
Через два года после его смерти, в 330 году, произошло восстание, в ходе которого был убит Авс ибн Каллам, ему наследовал сын Имру аль-Кайса, Амр. После этого главными соперниками Лахмидов были Гассаниды, которые были вассалами заклятого врага Сасанидов, Римской Империи. Царство Лахмид могло быть главным центром церкви Востока, которую взращивали сасаниды, в отличие от халкидонского христианства римлян.
Лахмиды оставались влиятельными на протяжении шестого века. Тем не менее, в 602 году последний царь Лахмидов, аль-Нуман III ибн аль-Мундхир, был казнен сасанидским императором Хосровом II из-за ложного подозрения в измене., и царство Лахмид было присоединено.
В настоящее время широко распространено мнение, что аннексия царства Лахмидов была одним из основных факторов падения Сасанидской империи и мусульманского завоевания Персии как Сасаниды потерпели поражение в битве при Хире от Халида ибн аль-Валида. В тот момент город был заброшен, а его материалы были использованы для восстановления Куфы, его измученного города-побратима.
Согласно арабскому историку Абу Убайде (d.824), Хосров II был зол на царя аль-Ну'ман III ибн аль-Мундхир за отказ выдать ему свою дочь замуж, и поэтому заключили его в тюрьму. Впоследствии Хосров послал войска, чтобы вернуть доспехи семьи Ну'ман, но Хани ибн Мас'уд (друг Ну'мана) отказался, и арабские силы Сасанидской империи были уничтожены в битве при Ди-Кар, недалеко от аль-Хира, столицы Лахмидов, в 609 году. Хира стояла к югу от того, что сейчас является иракским городом Куфы.
Основатель и большинство правителей королевства были из династии Бану Лахм.
Многие современные «кахтанитские » династии заявляют о своем происхождении от лахмидов, таких как мандариты Омана, Ирака и United Арабские Эмираты, наамани из Омана и друзы Арслан королевская семья.
# | Правитель | Правление |
---|---|---|
1 | Амр ибн Ади | 268–295 |
2 | Имру аль-Кайс ибн Амр | 295– 328 |
3 | Амр II ибн Имру аль-Кайс | 328–363 |
4 | Авс ибн Каллам (нединастический) | 363–368 |
5 | Имру аль-Кайс II ибн 'Амр | 368–390 |
6 | ал-Нумман I ибн Имру аль-Кайс | 390–418 |
7 | ал-Мундхир I ибн аль-Ну'ман | 418–462 |
8 | 462–490 | |
9 | 490–497 | |
10 | ал-Ну'ман II ибн аль-Асвад | 497–503 |
11 | Абу Яфур ибн Алкама (нединастический, неопределенный) | 503–505 |
12 | ал-Мундхир III ибн аль-Ну'ман | 503 / 5–554 |
13 | 'Амр III ибн аль-Мундхир | 554–569 |
14 | Кабус ибн аль-Мундхир | 569–573 |
15 | Сухраб (персидский правитель) | 573–574 |
16 | аль-Мундхир IV ибн аль-Мундхир | 574–580 |
17 | ал-Ну 'человек III ибн аль-Мундхир | 580–602 |
18 | Ияс ибн Кабисах аль-Таи (нединастический). с (персидским правителем) | 602–617 / 618 |
19 | Азадбех (персидский правитель)., за которым последовало мусульманское завоевание Персии | 617 / 618–633 |
.
Аб Династия бадидов, правившая Севильской Тайфой в аль-Андалусе в XI веке, была потомками Лахмидов.
Поэты описывали аль-Хиру как рай на земле; Один арабский поэт так описал приятный климат и красоту города: «Один день в аль-Хирахе лучше, чем год лечения». Руины аль-Хираха расположены в 3 км к югу от Куфы на западном берегу Евфрата.