AW38 Whitley | |
---|---|
Whitley Mk.V | |
Роль | Средний бомбардировщик, ночной бомбардировщик |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Armstrong Whitworth Aircraft |
Конструктор | Джон Ллойд |
Первый полет | 17 марта 1936 |
Введение | 1937 |
На пенсии | 1945 |
Статус | На пенсии |
Основной пользователь | Royal Air Force |
Построен | 1814 |
Разработан на базе | Armstrong Whitworth AW.23 |
Armstrong Whitworth AW38 Whitley был одним из трех британских двухмоторных, передовых средних бомбардировщиков типов, которые находились на вооружении Королевских ВВС (RAF) на момент начала Второй мировой войны. Наряду с Vickers Wellington и Handley Page Hampden, Whitley был разработан в середине 1930-х годов в соответствии со спецификацией B.3 / 34 Министерства авиации ., который впоследствии был выбран для удовлетворения. В 1937 году Whitley официально поступил на службу в эскадрилью RAF; это был первый из трех представленных средних бомбардировщиков.
После начала войны в сентябре 1939 года «Уитли» участвовали в первой бомбардировке британских ВВС немецкой территории и оставались неотъемлемой частью раннего наступления британских бомбардировщиков. В 1942 году на смену ему в качестве бомбардировщика пришел более крупный четырехмоторный «тяжелый », такой как Avro Lancaster. Его передовая служба включала морскую разведку с береговым командованием и второстепенные роли планер -буксир, учебно-тренировочный и транспортный самолет. Этот самолет также был закуплен British Overseas Airways Corporation как гражданский грузовой самолет. Самолет был назван в честь Уитли, пригорода Ковентри, где находится один из заводов Армстронга Уитворта.
В июле 1934 года Министерство авиации издало Спецификация B.3 / 34, поиск тяжелого ночного бомбардировщика / войскового транспорта для замены Хэндли Пейдж Хейфорд биплан бомбардировщик. Джон Ллойд, главный конструктор Armstrong Whitworth Aircraft, решил ответить на эту спецификацию конструкцией, обозначенной как AW.38, которая позже получила название Whitley в честь расположения основного завода Armstrong Whitworth. Конструкция AW.38 на самом деле была развитием конструкции бомбардировщика Armstrong Whitworth AW.23, проигравшей Bristol Bombay более ранней спецификации C..26 / 31.
Ллойд выбрал радиальный двигатель Armstrong Siddeley Tiger IX для привода Whitley, который был способен генерировать 795 лошадиных сил. Одной из наиболее новаторских особенностей конструкции Whitley было использование трехлопастного двухпозиционного винта с изменяемым шагом производства de Havilland ; Whitley был первым самолетом, который летал с такой компоновкой. Поскольку Ллойд не был знаком с использованием закрылков на большом тяжелом моноплане, они изначально не были включены в конструкцию. Чтобы это компенсировать, крылья в средней части были установлены под высоким углом падения (8,5 °), чтобы обеспечить хорошие взлетно-посадочные характеристики. Хотя закрылки были включены на поздней стадии проектирования, крыло осталось неизменным; в результате Whitley летел с явно выраженным опущенным носом, когда крылья находились в крейсерском положении, что приводило к значительному сопротивлению.
Whitley отличился тем, что был первым самолетом RAF с полуавтоматом - монокок фюзеляж, который был построен с использованием плоской конструкции для облегчения производства. Это заменило метод трубчатой конструкции, традиционно используемый Армстронгом Уитвортом, который вместо этого сконструировал планер из легкого сплава катаных профилей, штампованных деталей и гофрированных листов. По словам автора авиации Филипа Мойеса, решение использовать фюзеляж в форме полумонокока было значительным шагом вперед в проектировании; многие Уитли пережили серьезные повреждения во время боевых действий.
В июне 1935 года, в связи с острой необходимостью заменить тяжелые бомбардировщики-бипланы, которые тогда находились на вооружении Королевских ВВС, было заключено устное соглашение о производстве первых 80 самолетов, из которых 40 самолетов ранний стандарт Whitley Mk I, а остальные 40 - более продвинутые Whitley Mk II. Первоначально производство было на трех заводах в Ковентри; фюзеляжи и детали были изготовлены в аббатстве Уитли, изготовление панелей и большая часть детальной работы на бывшем заводе Coventry Ordnance Works, а изготовление и окончательная сборка крыла производились на аэродроме Багинтон. В течение 1935 и 1936 годов были заключены различные контракты на этот тип; Whitley был заказан «с чертежной доски» - до первых полетов любого из прототипов.
17 марта 1936 года первый прототип Whitley Mk I, K4586, выполнил свой первый полет с аэродрома Багинтон, пилотируемый главным летчиком-испытателем Армстронгом Уитвортом Аланом Кэмпбелл-Ордом. K4586 оснащался парой 14-цилиндровых авиационных радиальных двигателей воздушного охлаждения Armstrong Siddeley Tiger IX мощностью 795 л.с. (593 кВт). Второй прототип, K4587, был оснащен парой более мощных двигателей с наддувом Tiger XI. Опытные образцы мало отличались от серийных серийных самолетов; Всего было выпущено 34 серийных Whitley Mk I.
После того, как первые 34 самолета были построены, двигатели были заменены на более надежные двухступенчатые Tiger VIII с наддувом. K7243, 27-й серийный Whitley, считается прототипом после модификаций. Получившийся самолет получил обозначение Whitley Mk II. Всего по стандарту Whitley Mk II было построено 46 серийных самолетов. Один Whitley Mk II, K7243, использовался в качестве испытательного стенда для 21-цилиндрового радиального двигателя Armstrong Siddeley Deerhound мощностью 1200 л.с. 6 января 1939 года К7243 совершил свой первый полет на Deerhound. Другой Whitley Mk I, K7208, был модифицирован для работы с более высокой (33 500 фунтов) полной массой.
K7211, 29-й серийный Whitley, служил прототипом для дальнейшего усовершенствованного варианта самолета Whitley Mk III.. Whitley Mk III отличался многочисленными улучшениями, такими как замена носовой башни с ручным управлением на турель с механическим приводом Nash Thompson и выдвижную двухстворчатую башню с приводом в нижней части «мусорного бака» . Подфюзеляжная башня имела гидравлический привод, но оказалась сложной в управлении и добавляла значительное лобовое сопротивление, поэтому Whitley Mk III был единственным вариантом с таким расположением подфюзеляжной башни. Другие изменения включали увеличенный диаметр внешних панелей крыла, улучшенные средства навигации и установку новых бомбодержателей. Всего было изготовлено 80 самолетов Whitley Mk III.
В то время как двигатель Tiger VIII, используемый в Whitley Mks II и III, был более надежным, чем те, которые использовались в ранних самолетах, Whitley был переоборудован с Двигатели Rolls-Royce Merlin в 1938 году, положив начало Whitley Mk IV. Три самолета Whitley Mk I, K7208, K7209 и K7211, были первоначально модернизированы для использования в качестве прототипов. Новые двигатели имеют значительно улучшенные характеристики. Другие внесенные изменения включали замену управляемого вручную хвостового оперения и убирающихся подфюзеляжных турелей на турель с приводом от Nash Thompson, оснащенную четырьмя пулеметами Browning .303 дюйма (7,7 мм), увеличение емкости топливных баков, включая два дополнительных топливных бака в крыле. Всего было построено 40 Whitley Mk IV и Whitley Mk IVA, подвариант с более мощными моделями двигателя Merlin.
Было принято решение внести ряд других незначительных улучшений для производства Whitley Mk V. Они включали модификацию хвостовых стабилизаторов и рулей направления, установку передних кромок антиобледенителей, дальнейшее увеличение запаса топлива, уменьшение петли D / F в обтекаемой форме принят обтекатель и удлинение хвостовой части фюзеляжа на 15 дюймов (381 мм) для улучшения поля огня стрелка-стрелка. Whitley Mk V был, безусловно, самой многочисленной версией этого самолета: 1466 самолетов были построены до тех пор, пока производство не закончилось в июне 1943 года.
Whitley Mk VII был последним вариантом, который должен был быть построен. В отличие от других вариантов, он разрабатывался для службы в Прибрежном командовании Королевских ВВС и, таким образом, использовался для морской разведки, а не в качестве бомбардировщика общего назначения. Прототипом этого варианта послужил одиночный Whitley Mk V, P3949. Всего будет произведено 146 самолетов Whitley Mk VII, дополнительные самолеты Whitley Mk V также будут преобразованы в стандартные. У него был шестой член экипажа, который управлял новой системой ASV Mk 2 радар вместе с увеличенным запасом топлива для длительных боевых вылетов. Некоторые Whitley Mk VII позже были преобразованы в учебно-тренировочные самолеты с дополнительными сиденьями и приборами для бортинженеров.
Ранние марки Whitley имели двери бомбоотсеков, установленные как на фюзеляже, так и на крыльях, которые удерживались закрытыми эластичные шнуры ; во время бомбардировок они открывались под весом бомб, когда они падали на них, и снова закрывались тросом. Короткая и непредсказуемая задержка открытия дверей привела к очень неточной бомбардировке. На Mk.III были установлены двери с гидравлическим приводом, которые значительно повысили точность бомбометания. Для наведения бомб бомбардировщик открывал люк в носовой части самолета, который выдвигал бомбовый прицел из фюзеляжа, но Mk IV заменил этот люк на слегка расширенный прозрачный плексиглас панель, повышающая комфорт экипажа.
Армстронг Уитворт Уитли был двухмоторным тяжелым бомбардировщиком, первоначально приводившимся в движение парой. 795 л.с. Armstrong Siddeley Tiger IX радиальные двигатели. Более продвинутые модели двигателя Tiger оснащались некоторыми из более поздних вариантов Whitley; начиная с варианта Whitley Mk IV, на смену Тиграм пришла пара мощностью 1030 л.с. Rolls-Royce Merlin IV Двигатели V12. По словам Мойеса, внедрение двигателя Merlin дало Whitley значительное улучшение характеристик.
Команда Whitley состояла из пяти человек: пилот, второй пилот / штурман, бомбардировщик, радист и задний стрелок. Пилот и второй пилот-штурман сидели бок о бок в кабине, радист дальше сзади. Штурман с сиденьем, установленным на рельсах и способным поворачиваться, скользнул назад и повернулся влево, чтобы использовать картографический стол позади него после взлета. Позиция наведения бомбы находилась в носовой части, а орудийная установка располагалась прямо над ней. Кормовая часть фюзеляжа радиста была разделена по горизонтали бомбовым отсеком; За бомбовым отсеком находился главный вход, а в корме - задняя башня. Наступательное вооружение размещалось в двух бомбовых отсеках внутри фюзеляжа вместе с еще 14 меньшими ячейками в крыле. Другие источники утверждают, что всего было 16 «ячеек»: две группы по 2 в фюзеляже и четыре группы по 3 в крыльях, плюс две меньшие ячейки для парашютных осветительных ракет в задней части фюзеляжа. На варианте Whitley Mk III были установлены бомбодержатели, способные удерживать более крупные бомбы.
Ранние образцы имели носовую и заднюю турели, обе управлялись вручную, и на них устанавливался один пулемет Vickers 0.303. На Whitley Mk III эта компоновка была существенно переработана: новый выдвижной брюшной «мусорный ящик» был установлен на спаренных .303 дюйма (7,7 мм) пулеметах Browning и носовая башня была модернизирована до механической башни Nash Thompson. На Whitley Mk IV хвостовая и подфюзеляжная башни были заменены на башню с механическим приводом Nash Thompson с четырьмя пулеметами Browning; после принятия этой конструкции башни Whitley стал самым мощным бомбардировщиком в мире для защиты от атак с тыла.
Десантники внутри фюзеляжа Whitley, август 1942 г.Фюзеляж состоял из трех секций, с основными рамы приклепываются с обшивкой и промежуточными секциями, приклепанными к внутренним фланцам продольных стрингеров. Широко использовалась пленка Alclad. Топливо перевозилось в общей сложности в трех баках: пара баков емкостью 182 галлона в передней кромке каждого внешнего крыла и один бак емкостью 155 галлонов в крыше фюзеляжа над центральной частью лонжерона; два вспомогательных топливных бака могли быть установлены в бомбоотсеке в передней части фюзеляжа. Внутренние передние кромки содержали масляные баки, которые служили радиационными охладителями масла. Чтобы упростить производство, были предприняты целенаправленные усилия по сокращению количества компонентов и стандартизации деталей. Фюзеляж оказался достаточно прочным, чтобы выдержать серьезные повреждения.
У Whitley было большое крыло прямоугольной формы; его появление привело к тому, что самолет получил прозвище «летающая дверь сарая». Как и фюзеляж, крылья состояли из трех секций, построенных вокруг большого коробчатого лонжерона, причем передняя часть и задняя кромка закреплялись на лонжероне в точке каждая точка ребра. Передние поверхности крыльев состояли из гладких и ненатянутых металлических листов, приклепанных заподлицо; задние 2/3 от лонжерона коробки до задней кромки, а также элероны и разрезные закрылки были обтянуты тканью. Внутренняя конструкция разрезных закрылков была сделана из дюралюминия и проходила между элеронами и фюзеляжем, будучи установленной под углом 15–20 градусов для взлета и под углом 60 градусов во время посадки. Хвостовые опоры имели конструкцию, аналогичную конструкции крыльев, оперения прикреплены к фюзеляжу с помощью металлических распорок рулей высоты и рулей направления со встроенными серво-балансировочными триммерами.
9 марта 1937 года Whitley Mk I поступил на вооружение эскадрильи под номером No. 10-я эскадрилья Королевских ВВС, заменяющая свои бипланы Хендли Пейдж Хейфорд. В январе 1938 года Whitley Mk II впервые поступил на вооружение эскадрильи с номером No. 58-й эскадрильи, а в августе 1938 года Whitley Mk III впервые поступил на вооружение с No. 51-я эскадрилья. В мае 1939 года Whitley Mk IV впервые поступил на вооружение 10-й эскадрильи, а в августе 1939 года Whitley Mk IVA впервые поступил на вооружение с No. 78-я эскадрилья. К началу Второй мировой войны в общей сложности работало семь эскадрилий, большинство из которых летали на самолетах Whitley III или IV, тогда как Whitley V только что был введен в строй; в общей сложности 196 Уитли находились на службе в ВВС.
В начале войны Нет. 4 Группа, оснащенная «Уитли», была единственной в мире обученной силой ночных бомбардировщиков. Наряду с Хэндли Пейдж Хэмпден и Викерс Веллингтон, Уитли понесли на себе всю тяжесть ранних боев и приняли участие в боевых действиях в первую ночь войны, когда сбросили пропагандистские листовки. более Германии. Пропагандистский полет сделал Whitley первым самолетом бомбардировочного командования RAF, проникшим в Германию. Дальнейшие пропагандистские полеты дойдут до Берлина, Праги и Варшавы. В ночь с 19 на 20 марта 1940 года, вместе с множеством Хэмпденов, Whitley совершил первый бомбардировочный налет на немецкую землю, атаковав базу Хёрнум гидросамолет на острове . Зильта. После рейда на Хёрнум Уитли регулярно патрулировал Фризские острова, преследуя цель судоходства и гидросамолетов.
В ночь с 11 на 12 июня 1940 года «Уитли» провел операцию «Пикша». 81>, первый бомбардировочный налет британских ВВС на Италию, всего через несколько часов после объявления Италии войной; Уитли бомбили Турин и Геную, достигнув Северной Италии через дозаправку на Нормандских островах. Многие ведущие пилоты бомбардировщиков Королевских ВВС времен Второй мировой войны летали на Уитли в какой-то момент своей карьеры, в том числе Дон Беннет, Джеймс Брайан Тейт и Леонард Чешир.
Мерлин- прототип K7208 (переоборудованный Whitley Mk I), около 1938 г.В отличие от Hampden and Wellington, которые соответствовали спецификации B.9 / 32 для дневных бомбардировщиков, Whitley всегда предназначался только для ночных операций и, таким образом, избежал раннего тяжелого удара. потери, полученные во время дневных налетов на немецкое судоходство. Как самый старый из трех бомбардировщиков, Whitley практически устарел к началу войны, однако было выпущено еще более 1000 самолетов, прежде чем была найдена подходящая замена. Особая проблема оснащенного радаром Mk VII с добавлением антенн, создающих сопротивление, заключалась в том, что он не мог поддерживать высоту на одном двигателе. Уитли выполнил в общей сложности 8996 операций с бомбардировочным командованием, сбросил 9845 тонн (8931 тонну) бомб, и 269 самолетов были потеряны в бою.
В ночь с 29 на 30 апреля 1942 года № 58-й эскадрильи, летевшей на Уитли, было потеряно 269 самолетов. бомбил порт Остенде в Бельгии. Это была последняя операция эскадрильи бомбардировщиков, оснащенных Уитли. В конце 1942 года Whitley был уволен со службы в качестве передового самолета для эскадрилий бомбардировщиков и был переведен на другие должности. Этот тип продолжал работать, доставляя припасы и агентов в эскадрильях особого назначения (138 и 161) до декабря 1942 года, а также служил транспортом для войск и грузов, носителем для десантников и буксирующим самолетом для планеров. В 1940 году Whitley был выбран в качестве стандартного десантного корабля; В этой роли обычно видоизменяли подфюзеляжное отверстие башни, чтобы использовать его для выхода парашютистов. Нет. 100 Группа RAF использовала Whitleys в качестве воздушной платформы для размещения бортовых радаров и средств электронного противодействия. В феврале 1942 года «Уитли» использовались для перевозки десантников, участвовавших в рейде Бруневаль, кодовое название Операция «Укус», в ходе которого немецкие радары были захвачены с Немецкая база на побережье Франции.
Варианты Mk VII Long-range Coastal Command были одними из последних Уитли, оставшихся на передовой и остававшихся на вооружении до начала 1943 года. Первая подводная лодка Убийство, приписываемое Whitley Mk VII, было потоплением немецкой подводной лодки U-751 17 июля 1942 года, которое было совершено в сочетании с тяжелым бомбардировщиком Lancaster. Оценив Whitley в 1942 году, Fleet Air Arm с 1944 по 1946 год эксплуатировал несколько модифицированных бывших RAF Mk VII для обучения экипажей управлению двигателями Merlin и процедурам перекачки топлива.
В апреле / мае 1942 года British Overseas Airways Corporation (BOAC) эксплуатировала 15 самолетов Whitley Mk V, которые были переоборудованы в грузовые. В процессе переоборудования было снято все вооружение, углубления в башне были закрыты, дополнительные топливные баки были установлены в бомбоотсеке, внутренняя часть фюзеляжа была приспособлена для размещения грузов, и по крайней мере один самолет был оснащен увеличенной грузовой дверью.. Этот тип обычно использовался для ночных рейсов снабжения из Гибралтара на Мальту ; Маршрут занимал семь часов и часто требовал посадки во время воздушных атак Оси на остров Мальта.. Грузовые суда Whitley также летели по опасному маршруту между станцией Leuchars, Шотландия и Стокгольмом, Швецией. Whitley потреблял непропорционально большое количество топлива, чтобы нести относительно небольшую полезную нагрузку, и по ряду других причин этот тип был не идеален, поэтому в августе 1942 года его заменили на Lockheed Hudson и 14 выживших были возвращены ВВС.
Вслед за двумя прототипами (K4586 и K4587), в начале войны на вооружении RAF находилось 207 самолетов Whitleys, от Mk I до Mk IV, с улучшенными следующие версии:
Из 1814 произведенных Уитли самолетов полностью не осталось. В рамках проекта Whitley Project восстанавливается образец из утилизированных останков, а часть фюзеляжа выставлена в Midland Air Museum (MAM), сайт которого находится рядом с аэродромом, с которого состоялся первый полет Whitley.
Данные из файла Whitley
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Внешнее видео | |
---|---|
Видео об эксплуатации Уитли | |
Кадры периода строительства и эксплуатации Уитли, с повествованием | |
Компиляция несколько летательных аппаратов Whitley Paratroop Drops |
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Wikimedia Commons имеет средства массовой информации, связанные с Армстронгом Уитвортом Уитли. |