Эффект трёх рук (или техника трёх рук ) - это средство игры на фортепиано только двумя руками, но при этом создается впечатление, что один пользуется тремя руками. Обычно этот эффект достигается за счет сохранения мелодии в среднем регистре с сопровождающими арпеджио в высоких и низких регистрах.
Эффект был предварительно задан композиторами включая Франческо Поллини (1762–1846), ученика Моцарта, чьи 32 эсерцици для фортепиано (1829), основанные на техниках, найденных в клавишной музыке Иоганна Себастьяна Баха и Жан-Филипп Рамо, включил музыку, написанную на трех нотоносцах, с использованием взаимосвязанных положений рук, чтобы произвести впечатление трех или даже четырех рук. Другой ранний пример - каприз ми-бемоль мажор 1817 года Александра Пьера Франсуа Буэли. В этой четырехголосой композиции есть две мелодии для низких и высоких частот, причем третья мелодия, гармонизированная в шестых, играется одновременно между ними.
В Париже 1830-х годов bravura фортепианная техника стала очень модной. В этот период решались различные сложные проблемы игры на фортепиано, изобретались необычные техники. Достижения в фортепианной технологии также позволили использовать новаторские техники. Сигизмунд Тальберг использовал эффект трех рук в своей Фантазии о Доне Хуане (1833–34) и впоследствии добился большого успеха, используя его в своей Фантазии. на Россини Моис (1835 г.). Тальберг в основном использовал эту технику в настройках произведений других композиторов. Артур Лессер описывает свой стиль как «рисование шарфов быстрых арпеджио» над и под мелодией. Он добавляет: «Умное затенение [Тальберга], которое помогло сделать это устройство убедительным: поскольку сопровождающие арпеджио были очень мягкими, резонанс хорошо выраженных мелодических тонов... мог казаться« пением ». Мориц Розенталь утверждал, что Тальберг адаптировал этот эффект из техники арфы из Элиаса Пэриша Альварса (1808–1849). В современном обзоре лондонской игры Тальберга упоминается «мириады нот, звучащих от одного конца инструмента к другому, не затрагивая предмет, в котором три отличительных черты этой комбинации отчетливо проявляются в его изысканном прикосновении» . Карл Черни отметил, что эта техника также требует осторожного нового использования педалей пианино, особенно педали сустейна; Обычно использовавшийся для сустейна нот в басовом регистре, Тальберг применил его «к нотам средней и высшей октав и тем самым [произвел] совершенно новые эффекты, которые до сих пор невозможно было представить». Запись Тальберга в Grove Music Online более осмотрительна, объясняя, что «основной композиционный метод Тальберга был относительно простым, он заключался в размещении мелодии в центре клавиатуры сначала в одной руке, а затем в другой (большие пальцы) и педаль сустейна, используемая, в частности, для продления звука), и украшающая его витиеватым контрапунктом и аккордами сверху и снизу », и заключая, что« сочинения Тальберга имеют сомнительную ценность ». Дуглас Бомбергер прокомментировал: «Тальберг стал олицетворением эксцессов романтического периода, когда больше было лучше и две руки могли звучать как три».
Ференц Лист, первоначально осуждая использование Тальбергом этот прием позже сам перенял, например, в его Grandes études на темы Паганини. К 1840 году Феликс Мендельсон, вдохновленный слушанием пьес Тальберга, время от времени использовал эту технику в своих сочинениях. Стиль вошел в репертуар многих пианистов-виртуозов 19 века.
Ферруччо Бузони составил шесть исследований, составляющих «Книгу четвертую:« Для трех рук » » второго издания его Klavierübung (опубликовано посмертно в 1925 году), в котором демонстрируют различные варианты эффекта трех рук. Исследования включают транскрипции музыки Баха, Бетховена, Шуберта, Оффенбаха и самого Бузони.
Кеннет Гамильтон комментирует, что "[Thalberg's ] наследование по-прежнему с нами сегодня, и любой засвидетельствует, кто когда-либо слышал коктейль пианиста, увязывающий медленную популярную мелодию в элегантных арпеджио ».
Это частичное список произведений для двуручного фортепиано, предназначенных или аранжированных для создания иллюзии одновременной игры трех рук.
Примечания
Источники