Сигизмунд Тальберг

редактировать
Сигизмунд Тальберг, литография Йозефа Крихубера, 1841 г.

Сигизмунд Тальберг (8 января 1812 г. - 27 апреля 1871 г.) был композитором и одним из самых выдающихся виртуозных пианистов XIX века.

Содержание
  • 1 Семья
  • 2 Ранняя жизнь
  • 3 Ранняя виртуозная карьера
  • 4 Европейские гастроли
    • 4.1 Первые шаги
    • 4.2 Первый расширенный тур
    • 4.3 Интерлюдия
    • 4.4 1840–1848
  • 5 Концерты в Америке
  • 6 Поздние годы
  • 7 Композитор
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки
Семья

Он родился в Паки близ Женевы, Швейцария, 8 января 1812 года. Согласно легенде, он был незаконнорожденным сыном принца Морица Дитрихштейна и баронессы Марии Юлии Вецлар фон Планкенштерн. Однако, согласно его свидетельству о рождении, он был сыном Йозефа Тальберга и Фортуне Штайн, которые оба были из Франкфурта-на-Майне.

Ранние годы

Мало что известно о детстве и ранней юности Тальберга. Возможно, его мать привезла его в Вену в возрасте 10 лет (в том же году, когда 10-летний Ференц Лист приехал туда со своими родителями). Согласно собственному рассказу Тальберга, он присутствовал на первом представлении Бетховена 9-й симфонии 7 мая 1824 года в Kärntnerthortheater.

. Нет никаких свидетельств относительно ранних учителей Тальберга. Баронесса фон Вецлар, его мать, которая, по словам Вурцбаха, занималась его образованием в детстве и ранней юности, была блестящей пианисткой-любителем. Может быть, поэтому она дала ему первое обучение игре на фортепиано.

Сигизмонд Тальберг, 1826.

Весной 1826 года Тальберг учился у Игнаца Мошелеса в Лондоне. Мошелес, согласно письму к Феликсу Мендельсону от 14 августа 1836 года, имел впечатление, что Тальберг уже достиг того уровня, на котором не потребуется дополнительная помощь, чтобы стать великим художником. Первое публичное выступление Тальберга в Лондоне состоялось 17 мая 1826 года. В Вене 6 апреля 1827 года он исполнил первую часть, а 6 мая 1827 года Адажио и Рондо концерта си минор Гуммеля. После этого Тальберг регулярно выступал в Вене. Его репертуар был в основном классическим, в том числе концерты Гуммеля и Бетховена. Также он исполнял камерную музыку. В 1828 году его соч. 1, фантазия на мелодии из Карла Марии фон Вебера Euryanthe, была опубликована.

В 1830 г. Тальберг познакомился с Мендельсоном и Фредериком Шопеном в Вене. Их письма свидетельствуют о том, что главная сила Тальберга заключалась в его поразительных технических навыках. Дополнительную информацию можно найти в дневнике 10-летней Клары Вик. Она слышала Тальберга 14 мая 1830 г. на концерте, который он давал в театре Лейпцига. Он сыграл свой собственный фортепианный концерт op.5 и свою собственную фантазию. Двумя днями ранее Клара сыграла ему первое соло 2-го Концерта Джона Филда и вместе с ним первую часть четырехручной сонаты Хаммеля. В ее дневнике, который редактировал ее отец Фридрих Вик, Тальберг отмечен как «очень образованный». Его игра была ясной и точной, а также очень сильной и выразительной.

В начале 1830-х годов Тальберг изучал контрапункт у Саймона Зехтера. В результате отрывки из канона и фуги можно найти в некоторых фантазиях Тальберга того времени. Примером может служить его Фантазия, соч. 12, на мелодии из оперы Беллини Норма, в которой есть марш-тема и вариации (одна из них каноническая), а также фуга на лирическую тему. Фантазия была опубликована в 1834 году и стала очень популярной; но после публикации он был подвергнут критике со стороны некоторых, например, Робертом Шуманом.

Тальберг успешно изменил свой стиль сочинения, уменьшив контрапункт. Несколько произведений в его новом стиле, среди них Deux Airs russes varés Op.17, были даже восторженно восприняты Шуманом.

Ранняя виртуозная карьера
Сигизмонд Тальберг, 1836 год.

В ноябре 1835 года прибыл Тальберг. в Париже. Он выступил 16 ноября 1835 года на частном концерте австрийского посла графа Рудольфа Аппоньи. 24 января 1836 года он принял участие в концерте «Общества концертов Парижской консерватории», сыграв свою «Большую фантазию» op.22. Тальберга хвалили многие выдающиеся художники, среди которых Россини и Мейербер.

Шопен не разделял энтузиазма своих коллег-художников. Услышав в Вене пьесу Тальберга, Шопен написал: «Он великолепно играет, но он не мой мужчина. Он моложе меня и доставляет удовольствие дамам - готовит попурри на La Muette - создает свое пианино и форте педалью, а не рукой». берет десятые, как я, октавы и носит алмазные заклепки на рубашках ».

Его дебют на концерте консерватории состоялся в музыкальном «Revue et Gazette» от 31 января 1836 года, который с энтузиазмом рецензировал Гектор Берлиоз. В газете от 13 марта 1836 г. писалось:

Мошелес, Калькбреннер, Шопен, Лист и Герц были и всегда будут для меня великими художниками, но Тальберг - создатель нового искусства, которое я не знаю, как сравнить с чем-либо существовавшим. до него... Тальберг - не только первый пианист мира, он также чрезвычайно выдающийся композитор.

16 апреля 1836 года Тальберг дал свой первый сольный концерт в Париже, и успех снова был сенсационным. Согласно дневнику Рудольфа Аппоньи, Тальберг получил прибыль в 10 000 франков, сумму, которую ни один виртуоз не получал раньше за один концерт.

Лист слышал об успехах Тальберга зимой 1835–1836 годов в Женеве весной. 1836 г. в Лионе и в Париже. В своем письме к Мари д'Агу от 29 апреля 1836 г. он сравнил себя с изгнанным Наполеоном. В обзоре 8 января 1837 года, в музыкальном ревю и др Gazette, Лист спорно порочит композицию Тальберга в.

После того, как Тальберг вернулся в Париж в начале февраля 1837 года, соперничество развитого между ним и Листом. 4 февраля Тальберг впервые в своей жизни услышал концерт Листа. Тальберг был ошеломлен. В то время как Лист дал более дюжины концертов, Тальберг дал только один концерт 12 марта 1837 года в Парижской консерватории и еще один концерт 2 апреля 1837 года. Кроме того, 31 марта 1837 года и Лист, и Тальберг. играл на благотворительном концерте по сбору денег для итальянских беженцев.

В мае 1837 года Тальберг дал концерт в Лондоне, после которого Атенеум дал восторженный отзыв. Такой энтузиазм преследовал Тальберга все последующие годы. Его фантазия op.33 на мелодии из оперы Россини Моис стала одним из самых известных концертных произведений XIX века, и Берлиоз до сих пор восхваляет его в своих воспоминаниях (1869).. Фантазия была опубликована в конце марта 1839 года, а в мае 1839 года ее изучала Клара Вик, которая пришла в восторг. В 1848 году эту фантазию сыграла дочь Листа Бландин.

Европейские гастроли

Первые шаги

После пребывания Тальберга в Лондоне в мае 1837 года он совершил первое короткое турне. давал концерты в нескольких городах Великобритании, но заболел и вскоре вернулся в Вену. Весной 1838 года он снова дал концерты в Париже. Заметка в «Revue et Gazette musicale» от 4 марта 1838 г. показывает, что за это время слава Тальберга росла. Теперь его называли «самым известным из наших композиторов». Тальберг покинул Париж 18 апреля 1838 года и отправился в Вену, в тот самый день, когда Лист дал там благотворительный концерт в пользу жертв наводнения в Венгрии. Тальберг пригласил Листа на ужин, и два великих пианиста обедали вместе 28-го с принцем Морицем Дитрихштейном, который сказал Листу, что он счастлив, что «Кастор и Поллукс» вместе у себя дома. Вечером Тальберг заметил Листу с восхитительной откровенностью: «По сравнению с вами, я никогда не имел большего, чем успех в Вене». Они снова пообедали на следующий день, после концерта Листа 29 апреля 1838 года. Лист и Тальберг были гостями обеда у Меттерниха Во время пребывания Листа в Вене Тальберг вообще не выступал.

В октябре 1838 г. Тальберг познакомился с Робертом Шуманом. Согласно дневнику Шумана, Тальберг играл по памяти этюды Шопена, Йозефа Кристофа Кесслера и Фердинанда Хиллера. Он также с большим мастерством и вдохновением играл произведения Бетховена, Шуберта и Дуссека, а также Крейслериана, соч. 16 сразу. 27 ноября 1838 г. Тальберг принял участие в благотворительном концерте, исполнив свою новую фантазию, соч. 40, на мелодии из оперы Россини Ла Донна дель Лаго («Владычица озера» по Вальтеру Скотту ). На одном из своих «Прощальных концертов» 1 декабря 1838 года он сыграл три своих этюда, соч. 26, его фантазия, соч. 33 о "Моисе" и его сувенире из Бетховена, соч. 39, фантазия на мелодии из симфоний Людвига ван Бетховена. В результате в Neue Zeitschrift für Musik от 8 марта 1839 года Шуман восторженно рецензировал вторую книгу этюдов Тальберга, соч. 26, заключая: «Он Бог, когда сидит за роялем».

Первый расширенный тур

После "Прощального концерта" Тальберга в Вене он начал свой первый расширенный европейский тур. 19 и 21 декабря 1838 г. он дал два концерта в Дрездене и дважды выступил при дворе. Получая почести от короля Саксонии, он сказал ему: «Подожди, пока ты не услышишь Листа!» В Лейпциге 28 декабря 1838 года он дал концерт, на котором присутствовал Мендельсон, который на следующий день в письме к своей сестре Фанни дал восторженный отчет.. Мендельсон стал другом и поклонником Тальберга.

После второго концерта в Лейпциге 30 декабря 1838 года Тальберг поехал в Берлин, чтобы дать там серию концертов. Через Данциг, Митау и другие места, где он выступал на St. Петербург, получив прекрасные отзывы. Из Петербурга он на пароходе отправился в Лондон, где дал дальнейшие концерты. Затем он отправился в Брюссель, чтобы встретиться со своим другом скрипачом Шарлем де Берио. Там он дал несколько частных выступлений.

После Брюсселя Тальберг прибыл в Рейнскую область, где дал серию концертов с Берио. Он вернулся в Лондон в начале февраля 1840 года, а затем отправился из Лондона в Париж вместе с баронессой Вецлар, его матерью, ожидая прибытия Листа.

Interlude

Тальберг уже объявил в декабре 1838 года во время своего пребывания в Лейпциге, что он возьмет перерыв в конце своего турне, и не выступал ни на одном концерте во время своего пребывания весной 1840 года в Париже.

В это время Мендельсон, после встречи с Листом, сравнил его с Тальбергом в письме к своей матери:

Тальберг с его хладнокровием и в пределах своей более ограниченной сферы больше почти идеален как настоящий виртуоз; и, в конце концов, это стандарт, по которому также следует судить Листа, поскольку его сочинения уступают его игре и фактически рассчитаны исключительно на виртуозов.

После окончания концертного сезона в Париже Тальберг путешествовал как турист в Рейнской области. В начале июня 1840 года он посетил музыкальный фестиваль под руководством Луи Шпора в Аахене. Он получил приглашение от русской царицы и выступил на придворном концерте в Эмсе, но это был его единственный концерт за время пребывания в Рейнской области. Согласно примечанию в «Revue et Gazette musicale» от 2 августа 1840 г., стр. 410, друг Тальберга, скрипач Шарль Огюст де Берио, женился двумя днями позже в Эльсене (Иксель ). Его невестой стала девушка Мария Хубер, родившаяся в Вене, из Германии. Она была сиротой и была усыновлена ​​принцем фон Дитрихштейном, отцом Тальберга. Поэтому можно предположить, что Тальберг хотел принять участие в свадебном торжестве. Во время предыдущих посещений Рейнской области он хотел только расслабиться. Он также обучал сына Берио, пианиста Шарля-Вильфрида де Берио.

. В «Revue et Gazette musicale» от 9 мая 1841 г. появилось эссе Фетиса «Превосходные этюды», в котором Лист хвалил за новый стиль композиции, который был стимулирован вызовом Тальберга. В письмах к Фетису от 17 мая 1841 г. и Саймону Леви от 20 мая 1841 г. Лист согласился с этим анализом.

1840–1848

Тальберг выступал в Брюсселе в осень 1840 года. Затем он отправился в Франкфурт-на-Майне, где оставался до января 1841 года. Было объявлено, что Тальберг снова даст концерты в Париже весной 1841 года, но он изменил свои планы. Во Франкфурте он принял участие только в благотворительном концерте 15 января 1841 года, исполнив свои фантазии на Ла Донна дель Лаго и Les Huguenots. Он напряженно сочинял новые произведения; его Вторая Дон Жуан Фантазия op.42 и фантазия op.51 по Семирамиде Россини датируются этим временем.

Во второй половине января 1841 года Тальберг отправился из Франкфурта в Веймар, где он трижды выступал при дворе великого герцога, а также в Театре. Затем он отправился в Лейпциг, где посетил Мендельсона и Шумана. 8 февраля 1841 года он дал сольный концерт в Лейпциге, получивший восторженные отзывы Шумана, исполнив свою «Вторую фантазию о Дон Жуане» op.42, свою «Andante final de Lucia di Lammermoor », op.44, свою «Thême et Etude» op.45 и его Caprice op.46 на мелодии из оперы Беллини La Sonnambula.

Клара Шуман отметила в своем дневнике:

В понедельник Тальберг посетил нас и с удовольствием сыграл на моем фортепиано.. Даже более совершенного механизма, чем его, не существует, и многие из его фортепианных эффектов должны восхитить ценителей. Он не пропускает ни одной ноты, его отрывки можно сравнить с рядами жемчужин, его октавы - самые прекрасные из тех, что я когда-либо слышал.

Ученик Мендельсона Хорсли писал о встрече своего учителя и Тальберга:

Мы были трио, и после обеда Мендельсон спросил Тальберга, написал ли он что-нибудь новое, после чего Тальберг сел за пианино и сыграл свою Фантазию из «Соннамбулы»... В конце есть несколько выпусков Chromatique Octaves, которые в то время ранее не слышал, и изобретателем каких странных отрывков, несомненно, был Тальберг. Мендельсон был очень поражен произведенным эффектом новизны и очень восхищался его изобретательностью... он сказал мне быть с ним на следующий день в 2 часа дня. Когда я подошел к двери его кабинета, я услышал, как он играет сам с собой и постоянно повторяет этот отрывок, который так поразил его накануне. Я подождал по крайней мере полчаса, с удивлением слушая, с какой легкостью он применил свои собственные мысли к ловкости механизма Талберга, а затем вошел в комнату. Он засмеялся и сказал: «Послушайте, разве это не похоже на Тальберга?»

После пребывания в Лейпциге Тальберг давал концерты в Бреслау и Варшаве. Затем он отправился в Вену и дал там два успешных концерта. В обзоре Leipziger Allgemeine musikalische Zeitung Тальберг назван единственным соперником Листа.

Зимой 1841–1842 гг. Тальберг давал концерты в Италии, а Лист с конца декабря 1841 г. до начала марта 1842 г. давал серию концертов в Берлине. Тальберг повторил успехи Листа в Берлине. Затем он вернулся через Марсель, Тулон и Дижон, прибыв 11 апреля 1842 года в Париж. На следующий день он дал свой первый, а 21 апреля - второй концерт. Согласно отчету Берлиоза, Тальберг получил прибыль в 12 000 франков со своего первого концерта и 13 000 франков со своего второго концерта. Концерты были рассмотрены в музыкальном издании Revue et Gazette Анри Бланшаром, который за два года до этого в своем обзоре концерта Листа 20 апреля 1840 года назначил Тальберга Сезаром, Октавианом или Наполеоном фортепьяно. Весной 1842 года Бланшар добился новых превосходных степеней, даже превосходящих свои прежние. В своем обзоре второго концерта Тальберга он написал, что Тальберг через 100 лет был бы канонизирован, и все приходящие пианисты назовут его именем Святого Тальберга. По рассказу Берлиоза, в конце второго концерта Тальберга на сцену была выброшена золотая корона.

Помимо собственных концертов, Тальберг принял участие в концерте Эмиля Прудента. Затем он проехал через Брюссель в Лондон. Позже в 1842 году Тальберг был награжден Крестом французского Почетного легиона. Он побывал в Вене, где пробыл до осени 1842 года. Во второй половине ноября до 12 декабря 1842 года он совершил еще одно путешествие в Великобританию, а в январе 1843 года вернулся в Париж. В конце марта 1843 года он выступил на частном концерте Пьера Эрара, но это было его единственное выступление на концерте за этот сезон.

В марте 1843 года Генрих Гейне писал о Тальберге:

Его игра так джентльменски, так совершенно без какого-либо принуждения к игре гения, так совершенно без той известной дерзости, которая является плохим прикрытием для внутренней незащищенности. Его любят здоровые женщины. То же самое и с болезненными женщинами, даже если он не вызывает у них сочувствия эпилептическими припадками у фортепиано, даже если он не играет на их перегруженных, нежных нервах, даже если он их не электризует и не гальванизирует.

Зимой 1843– 44 Тальберг снова дал концерты в Италии. В конце марта 1844 года он вернулся в Париж, где одновременно ждали и Листа. Лист прибыл 8 апреля и дал 16 апреля первый концерт, на котором исполнил свою «Норму-фантазию», опубликованную незадолго до этого. Составляя свою фантазию, Лист вложил в нее множество эффектов Тальберга. В последние годы своей жизни он сказал Августу Гёллериху, одному из своих учеников:

Когда я встретил Тальберга, я сказал ему: «Вот я все скопировал у вас». «Да, - ответил он, - есть отрывки Тальберга, которые действительно неприличны».

Вскоре после концерта Листа 11 мая 1844 года Тальберг покинул Париж. Он поехал в Лондон и дал там концерт 28 мая 1844 года. На следующем концерте в Лондоне он сыграл концерт для трех фортепиано Дж. С. Бах вместе с Мошелесом и Мендельсоном. Также он принял участие в концерте Жюля Бенедикта. В августе 1844 г. он вернулся в Париж, где оставался до 1845 г. Зимой 1844–1845 гг. Он читал курс фортепиано для избранных студентов в Парижской консерватории. 2 апреля 1845 года он дал концерт в Париже, исполнив свои фантазии op.63 по опере Россини Севильский цирюльник, op.67 по Доницетти Дон Паскуале и op.52 по оперу Обера La Muette de Portici, а также его 'Marche funèbre varée' op.59 и 'Barcarolle' op.60.

Весной 1848 года в Вене Лист снова встретился с Тальбергом. 3 мая 1848 года Тальберг дал благотворительный концерт, на котором присутствовал Лист. По рассказу его ученика Непомука Дункла, Лист сидел на сцене, внимательно слушал и громко аплодировал. Прошло 11 лет с тех пор, как он впервые услышал игру своего соперника.

Концерты в Америке

22 июля 1843 года Тальберг женился на Франческе («Чеккина»), старшей дочери Луиджи Лаблаша, первого баса в Театре итальянцев в Париже.. Тальберг отправился с женой в Италию, где они остановились на зиму 1843–1844 годов.

Франческа, жена Тальберга. Сигизмунд Тальберг около 1860 г.

В 1855 г., после провала опер Тальберга «Флоринда» и «Кристина ди Свезия», он реализовал свое стремление дать концерты в Америке. С июля по декабрь 1855 года он выступал с огромным успехом в Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе. Он вернулся в Европу, но после нескольких месяцев пребывания в Париже отправился на пароходе «Африка» в Северную Америку, куда он прибыл 3 октября 1856 г. в Нью-Йорк. После дебюта Тальберга там 10 ноября 1856 г. последовал марафон выступлений, во время которого он провел восемь месяцев, давая концерты 5 или 6 дней в неделю. Иногда он давал по два-три концерта в день. По воскресеньям концерты, как правило, разрешались только в том случае, если они представляли "духовную музыку", но несколько раз Тальберг все равно выступал, играя такие произведения, как его фантазия о Моисе, основанная на молитве из оперы Россини или его гугенотов. -фантазия с хоралом «Ein feste Burg ist unser Gott » в качестве основного сюжета. Его Andante op. 32 и Marche funèbre varé op. 59 были также разрешены.

Первый американский сезон Тальберга завершился концертом 29 июля 1857 года в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк. 15 сентября 1857 года он дал еще один концерт в Нью-Йорке, начав свой второй сезон. С очень небольшими перерывами он был занят до своего последнего концерта 12 июня 1858 года в Пеории, штат Иллинойс. К тому времени он посетил почти 80 городов и дал более 320 регулярных концертов в США и 20 концертов в Канаде. Кроме того, он дал не менее двадцати бесплатных концертов для многих тысяч школьников. Толберг также дал серию сольных утренников в Нью-Йорке и Бостоне, на которых он исполнил собственные произведения, а также камерную музыку. С 1857 года скрипач Анри Вьёстан гастролировал с Тальбергом. Они играли произведения Бетховена и «Дуэты» Тальберга.

Финансовый успех Тальберга в этих поездках был огромен. В среднем он получал около 500 долларов за концерт и, вероятно, за два сезона заработал более 150 000 долларов, что на сегодняшний день составляет около 3 миллионов долларов. Большая часть его привлекательности в этих турах была его неприхотливой и скромной личностью; он не прибегал к рекламным уловкам или дешевым трюкам, доставляющим удовольствие публике, вместо этого предлагая великолепно отполированные исполнения своих собственных композиций, которые уже были хорошо известны в Америке. Встав из-за пианино, он всегда был тем же тихим, респектабельным, сдержанным джентльменом средних лет, каким был за обеденным столом в своем отеле. Играл произведения Бетховена, в том числе сонаты op. 27 нет. 2 («Лунный свет») и op.26 («Траурный марш»), а также первые части Третьего и Пятого фортепианных концертов. Его каденция к третьему концерту Бетховена вызвала восхищение. Он также играл произведения Баха, Шопена, Хаммеля, Мендельсона и ряда других композиторов. New-York Musical Review and Gazette от 24 июля 1858 г. писала:

Тальберг... совершенно неожиданно завершил свою блестящую карьеру - полностью успешной в музыкальном плане, что дало талантливому и гениальному артисту изобилие славы. и деньги. Вероятно, нет другого виртуоза, владеющего инструментом или голосом (за исключением только Листа), который мог бы возбудить часть энтузиазма или собрать осколок долларов, которые взволновал и собрал Тальберг.

«Неожиданная близость». "сослался на объявление в июне 1858 года в Чикаго, что Тальберг сделает только одно из трех запланированных выступлений перед тем, как немедленно вернуться в Европу. На самом деле Тальберг даже не выступал на том концерте, а очень поспешно ушел. Его жена приехала из Европы после сообщений о внебрачных связях Тальберга. Это вызвало еще большую путаницу, когда оперная певица Заре Тальберг дебютировала в Ковент-Гарден в 1875 году. Она была одной из его учениц, но была ошибочно принята за его дочь.

Позже

Истинная причина того, что Франческа Тальберг уехала в Америку в июне 1858 года и вскоре после этого вместе с мужем очень поспешно вернулась в Европу, неизвестна. Одной из причин могла быть смерть тестя Тальберга, Лаблаша, 23 января 1858 г. Еще одна возможность состоит в том, что, возможно, рассматривалось вопрос о легитимации Тальберга, чтобы дать ему возможность стать преемником своего естественного отца, принца Франца Иосифа фон Дитрихштейна.

После возвращения Тальберга в Европу он поселился в Позиллипо недалеко от Неаполя на вилле, принадлежавшей Лаблашу. Следующие четыре года Тальберг жил там в тишине. Весной 1862 года он снова дал концерты в Париже и Лондоне и добился такого же успеха, как никогда. После последнего турне по Бразилии в 1863 году он положил конец своей карьере. Он предложил занять должность профессора фортепиано в консерватории в Неаполе, но это не удалось, так как итальянское гражданство было необходимо. Год спустя он получил предложение от той же консерватории, от которого он отказался. Утверждение Витале о том, что он опубликовал поучительные выпуски J. «Хорошо темперированный клавир» С. Баха и «Градус ad Parnassum» Муцио Клементи были недавно оспорены Кьярой Бертольо. Когда он умер 27 апреля 1871 года, он оставил после себя коллекцию из многих сотен автографов известных композиторов, среди которых были Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт и другие, даже Лист. Коллекция была продана после смерти Тальберга. Он похоронен на кладбище Нуово в Неаполе (Неаполь), Италия, в районе Доганелла в Неаполе

Композитор

Тальберг был одним из самых известных и успешных композиторов-пианистов 19 века. В 1830-х и 1840-х годах его стиль был главной силой в европейской игре на фортепиано. Он был в моде, и ему подражали другие. В 1852 году Вильгельм фон Ленц писал:

«Игра на фортепиано сегодняшнего дня, по правде говоря, состоит только из простого Тальберга, исправленного Тальберга и преувеличенного Тальберга; поцарапайте то, что написано для фортепиано, и вы найдете Тальберга ».

Десять лет спустя, в 1862 году, лондонский корреспондент Revue et gazette musicale написал:

« Никто на самом деле так много подражали; его манеры пародировали, преувеличивали, искажали, пытали, и, возможно, всем нам не раз случалось проклинать эту тальбергскую школу ».

Такие выражения, как« преувеличенный »,« искаженный »и« замученный », указывают на то, что некоторые современники начинали чувствовать себя утомленными его стилем. Именно тогда карьера Тальберга как композитора и виртуоза подошла к концу.

В конце 19 века слава Тальберга стала зависеть от его связи с единственной фортепианной техникой, «эффектом трех рук ». Об этом писал Карл Фридрих Вайцманн в своей книге «Geschichte des Klavierspiels» (1879).

'Его бравурные пьесы, фантазии на мелодии из Россини Мосе и La donna del lago на мотивы из Беллини «Норма» и «Русские народные песни» стали необычайно популярны благодаря своему блестящему исполнению; однако они всегда обращаются со своими подданными одинаково, [а именно]... позволяя тембрам мелодии играть в средней октаве клавиатуры то большим пальцем правой, то левой рукой, в то время как остальные пальцы исполняют арпеджио, заполняя весь диапазон клавиатуры ».

Следующий пример из фантазии Мозе, написанной, по-видимому, после 1836 года, типичен для стиля игры Тальберга.

Отрывок из фантазии Тальберга о Мосе, иллюстрирующий эффект «трех рук».

В обзоре в Revue et gazette musicale финал фантазии Тальберга о Мосе описывается следующим образом

' он состоит из основной мелодии на струнах в среде инструмента, играемой попеременно двумя большими пальцами, в то время как обе руки проходят с быстрыми арпеджио по всему диапазону клавиатуры ».

Это несложный трюк, и он звучит (и выглядит) намного сложнее, чем есть на самом деле, но он был новинкой 1830-х годов и произвел фурор. Зрители были в восторге и вставали со своих мест, чтобы посмотреть, как это делает Тальберг.

Пока Тальберг был еще в Вене, в «Revue et Gazette musicale» от 8 января 1837 г. был опубликован обзор некоторых фортепианных произведений Тальберга. появившийся. Лист утверждал, что в Grande fantaisie op.22 левая рука постоянно играет арпеджио и ничего больше. Описание было полемическим, так как в большей части пьесы левая рука играет различные фирмы: но мелодии для большого пальца Лист не упоминал.

В ответ на рецензию Листа в его эссе «MM. Thalberg et Liszt» в «Revue et Gazette musicale» от 23 апреля 1837 года Фетис утверждал, что Тальберг создал новое фортепиано. стиль, объединив две разные школы. Играя блестящие пассажи, Тальберг одновременно исполнял певческую мелодию. Лист в своем ответе в «Revue et Gazette musicale» от 14 мая 1837 г. писал:

«Представляя М. Тальберга представителем новой школы! Видимо школа арпеджио и мелодий для большого пальца? Кто бы мог допустить, что это школа и даже новая школа? Арпеджио и мелодии для большого пальца игрались до М. Тальберга, и они будут сыграны снова после М. Тальберга ».

Фетис протестовал против инсинуации Листа. Но 12 марта 1837 года Тальберг на своем концерте в Парижской консерватории впервые сыграл свою фантазию Мозе. Зрители отметили волшебный эффект. Было видно, что в финале Тальберг играет на басу и аккомпанирует левой рукой. Его правая рука была занята быстрыми арпеджио. Но вдобавок должна была звучать широкая мелодия. Объяснение Листом мелодий для большого пальца было точным. Эта характеристика его стиля следовала за ним до конца жизни.

Тальберг к концу 19 века часто характеризовался только как «Старое арпеджио»; его музыкальные новшества не были признаны или были забыты. Другие были соблазнены успехами произведений Тальберга, наводнившие музыкальный мир имитациями до тошноты. В конце концов его репутация была затоплена банальными произведениями его подражателей.

Ссылки
Источники
  • Статья «Тальберг» в The New Musical Grove.
  • Статья » Thalberg »в: Die Musik in Geschichte und Gegenwart.
  • Статья« Thalberg »в: Fétis, Francois Joseph: Biographie universelle des musiciens.
  • Статьи« Dietrichstein »и« Thalberg »в: Wurzbach, Constant v.: Biographisches Lexikon des Kaiserthums Österreich, Vols. III и VIII, Wien 1858 и 1882 гг.
  • Correspondance de Frédéric Chopin, * L'aube 1816–1831; ** L'ascension 1831–1840; *** La gloire 1840–1849; Recueillie, révisée, annotée et traduite par Bronislas Éduard Sydow в сотрудничестве с Suzanne et Denise Chainaye, Paris, 1953–1960.
  • Apponyi, Rodolphe: Vingt-cinq ans a Paris (1826–1850), Journal du Comte Rodolphe Аппоньи, атташе по вопросам амбассад д'Отриш в Париже, издательство Эрнеста Доде * (1826–1830), Cinquième édition; ** (1831–1834); *** (1835–1843), Париж, 1913–1914.
  • Беланс-Занк, Изабель: Текстура «Трех рук»: происхождение и использование, в: Журнал Американского общества Листа 38, 1995, п. 99–121.
  • Бертольо, Кьяра: Инструктивные издания и практика игры на фортепиано: пример из практики. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing. ISBN 978-3-8473-2151-4
  • Бюлов, Hans v.: Briefe, ed. Мари фон Бюлов, II. Band, zweite Auflage, Leipzig 1899.
  • d'Agoult, Marie (Daniel Stern): Mémoires, Souvenirs et Journaux I/II, Présentation et Notes de Charles F. Dupêchez, Mercure de France 1990.
  • Dunkl, Johann Nepomuk: Aus den Erinnerungen eines Musikers, Wien 1876.
  • Göllerich, August: Franz Liszt, Berlin 1908.
  • Gooley, Dana: The Virtuoso Liszt, Cambridge University Press 2004.
  • Hanslick, Eduard: Geschichte des Concertwesens in Wien, Wien 1869.
  • Hominick, Ian Glenn.: Sigismund Thalberg (1812–1871), Forgotten Piano Virtuoso, His Career and Musical Contributions, Ohio State Univ. 1991, DMA Diss.
  • Horsley, Charles Edward: Reminiscences of Mendelssohn, in: Dwight's Journal of Music XXXII (1871/72), No. 19-21.
  • Joubert, Solange: Une correspondance romantique, Madame d'Agoult, Liszt, Lehmann, Paris 1947.
  • Kohlenegg, L. R. v. (Poly Henrion): Unter berühmten Menschen, Eine Mutter im Kampf und drei Genies im Bette, in: Ueber Land und Meer, 25 (1871), p. 18f.
  • Legány, Desö: Franz Liszt, Unbekannte Presse und Briefe aus Wien, 1822–1886, Wien Graz 1984.
  • Legouvé, Ernest: Liszt et Thalberg, une lettre de Liszt, in: Le Ménestrel of May 11, 1890, p. 145ff.
  • Liszt, Franz: Briefe, Vol. VIII, изд. La Mara, Leipzig 1905.
  • Liszt, Franz: Briefwechsel mit seiner Mutter, ed. Klara Hamburger, Eisenstadt 2000.
  • Liszt, Franz: Sämtliche Schriften, ed. Detlef Altenburg, Vol. 1: Frühe Schriften, ed. Rainer Kleinertz, commented with collaboration of Serge Gut, Wiesbaden 2000.
  • Liszt, Franz, and d'Agoult, Marie: Correspondance, ed. Daniel Ollivier, Vol. 1: 1833–1840, Paris 1933, Vol. II: 1840–1864, Paris 1934.
  • Lott, R. Allen: From Paris to Peoria, How European Piano Virtuosos brought Classical Music to the American Heartland, Oxford 2003.
  • Mendelssohn, Fanny and Felix: Briefwechsel 1821 bis 1846, ed. Eva Weisweiler, Berlin 1997.
  • Mendelssohn Bartholdy, Felix: Briefe, ed. Rudolf Elvers, Frankfurt 1984.
  • Mendelssohn Bartholdy, Felix: Briefe an Ignaz und Charlotte Moscheles, ed. Felix Moscheles, Leipzig 1888.
  • Mühsam, Gerd: Sigismund Thalberg als Klavierkomponist, Wien 1937, Phil. Diss.
  • Ollivier, Daniel: Autour de Mme d'Agoult et de Liszt, Paris 1941.
  • Protzies, Günther: Studien zur Biographie Franz Liszts und zu ausgewählten seiner Klavierwerke in der Zeit der Jahre 1828–1846, Bochum 2004, Phil. Diss.
  • Schumann, Clara und Robert: Briefwechsel, Kritische Gesamtausgabe, ed. Eva Weissweiler, Vol. I, 1832–1838, Vol. II, 1839, Basel Frankfurt a. M. 1984, 1987.
  • Schumann, Robert: Tagebücher, Vol. Я, изд. Georg Eismann, Vol. II изд. Gerd Nauhaus, Leipzig 1971, 1987.
  • Suttoni, Charles: Piano and opera, A Study of the Piano Fantasias Written on Opera Themes in the Romantic Era, New York 1973.
  • Thayer, Alexander Wheelock : Ludwig van Beethovens Leben, auf Grund der hinterlassenen Vorarbeiten und Materialien weitergeführt von Hermann Deiters, edited by Hugo Riemann, Fünfter Band, Leipzig 1908.
  • Vier, Jaques: L'artiste - le clerc: Documents inédits, Paris 1950.
  • Vitale, Vincenzo: Sigismondo Thalberg in Posillipo, in: Nouve rivista musicale italiana 6, 1972, p. 503–511.
  • Walker, Alan: Franz Liszt, Volume 1, The Virtuoso Years 1811–1847, Revised Edition, New York 1987.
  • Wieck, Clara: Jugendtagebücher 1827–1840, ed. Gerd Nauhaus and Nancy B. Reich, Wiesbaden etc. Breitkopf Härtel.
External links
Wikimedia Commons has media related to Sigismund Thalberg.
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:27:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте