Литература на телугу - это совокупность работ, написанных на языке телугу. Он состоит из стихов, рассказов, романов, пьес, текстов песен и прочего. Хотя есть некоторые указания на то, что литература на телугу датируется крайней серединой первого тысячелетия, первые дошедшие до нас к 11 веку, Махабхарата был впервые переведен на телугу с санскрита Нанная. Язык пережил золотой век под покровительством Виджаянагара царя-поэта Кришнадеварая.
Существуют источники информации о ранних писателях на телугу. Среди них прологи к их стихам, которые следовали за санскритской модели, обычно давая краткое описание писателя, историю царя, которому посвящена книга, и хронологический список книг, которые он опубликовал. Кроме того, историческая информация доступна из надписей, которые можно соотнести со стихами; есть несколько грамматик, трактатов и антологий, которые содержат иллюстративные строфы; и есть также информация, доступная из жизни поэтов и традиций, они следовали.
Литература на раннем телугу преимущественно религиозна по своей тематике. Поэты и произведенные черпали большую часть своего материала и тратилию часть своего времени на перевод эпических, таких как Рамаяна, Махабхарата, Бхагавата и Пураны., все они считаются хранилищами индийской культуры.
С начала шестнадцатого века, редко известные эпизоды из Пуран составляли традиции языка телугу кавья. Литературные произведения взяты из эпизодов Пуран одного под названием Акхьяна или Кханда, ставших одними из самых популярных изображений героя под названием Чаритра, Виджая, Виласа и Абхьюдая. Такие названия являются примерами того, что станет наиболее распространенным предметом поэзии.
В восемнадцатом веке стали популярными браки героев под названием Париная, Кальяна и Виваха.
Религиозная литература состоит из биографий основных религий, их учений (), а также комментариев (бхашья ).
индуистских систем знаний, таких как астрология, , грамматика, балеты, моральные афоризмы и религиозные псалмы божествам в индуистском пантеоне являются типиками более популярных произведений литературы на телугу.
Различные На телугу можно найти следующие литературы:
Аштадиггаджас написал во всех трех Жанры прабандхама во время прабандха-югамы.
Литература на телугу использует уникальное выражение в стихотворении под названием Чампу, которое смешивает прозу и поэзию. Хотя это доминирующая литературная форма, есть исключения: например, Тиккана, составленная полностью в стихах.
Город Чампу Кавьяс и Прабандхи были вне понимания, появились новые распространения знаний среди людей. разработаны в виде стилей и стилей. Двапада означает две ступни (двустишие ), а Сатака означает сотня (ченто стихов). (Популярные сатаки: Сарвешвара сатака, Калахастишвара сатака, Дашаратхи Сатака)
Есть некоторые сатаки, которые разделены на десять групп по десять стихов, которые называются заимствованными из Пракрита.
Авадханам - это литературное представление с древних времен популярны на санскрите, а еще больше на телугу и каннада. Он требует хорошей памяти и проверяет способность человека выполнять несколько задач одновременно. Все задания требуют интенсивной памяти и глубоких знаний литературы и просодии. Число Пруччак может быть 8 (Аштавадханам), 100 (Сатаавадханам) или даже 1000 (Сахасравадханам). Человека, успешно выполнившего Аштавадханам, называют Аштавадхани, Сатавадханам называют Сатавадхани, а Сахасравадханам называют Сахасравадхани.
Двапада - это куплет с типичным схемой рифм. Строение состоит из двух коротких строк, каждая из которых содержит менее пятнадцати символов. Более длинные стихи, состоящие из множества двипад, могут быть сочинены с «очень музыкальным» эффектом. Большая часть дошедшего до нас корпуса в этой форме была написана на обычном языке того времени. Музыкальность и доступность формы сделали ее естественным приспособлением для распространения религиозных посланий. Палкурки Соманатха был первым, кто писал в такой форме в 12 или 13 веках. Его работы «Басава пуранам» и «Пандитарадхья-чаритра» были «безмерно уникальными» религиозными трудами Шиве как Басавешваре. Под области шиваитских поэтов, использующих двипаду, вайшнавский поэт написал Ранганадха Рамаяну, версию Рамаяны, которая стала невероятно популярной благодаря своей уникальности и просторечию., и рассказы, не найденные в версии Вальмики. Форма достигла своего апогея с Пальнати Вира Чаритра, которую обычно приписывают поэту 14 века Шринатхе. К концу эры Прабандхи три наиболее важных санскритских стихотворения были переведены на телугу в двипаде: Махабхарата Тиммая, Рамаяна Ранганадхи и Бхагаватам. Текумалла Ранга Саи. Форма пришла в упадок после двухпадных работ короля-поэта начала 17 века Рагхунатхи Наяка из Танджора. Доступность Двапады иногда означала, что это была непрестижная форма поэзии на телугу. В 19 веке ученый Чарльз Филип Браун который отмечал, что «ученые презирают двустишия, потому что стихи, написанные таким образом, написаны в плавном легком стиле, необразованные люди читают с удовольствием». Лишь немногие авторы сегодня используют его из-за давнишнего уважения его истории.
Падамы - это лирические стихотворения, обычно предназначенные для исполнения, с вступительной строкой или строками, называемыми паллави, за все следуют три стихи чаранам, за все из которых следует припев паллави. Таким образом, падам является «интегрированной, внутренне резонирующей синтаксической и тематической единицей». Аннамачарья, самый известный композитор падамов на телугу, считается, что он сочинил падам в день для бога Храм Тирупати, Венкатешвара. Его стихи, 13 000 из которых сохранились на медных пластинах, хранящихся в сводах храма, посвящены «бесконечному разнообразию и нюансам любовной жизни бога» и «его ощущению себя страдающим, беспокойным человеком по отношению к богу, которому он поклоняется. ".
Chatus (что означает« очаровательное высказывание ») - это памятные стихи, передаваемые путем декламации. В досовременной Южной Индии грамотные люди читали chatus друг как другу как другу Они прошли через живую устную традицию на протяжении сотен лет и с 19 века, были составлены антологами таких ученых, как Ветури Прабхакара Шастри, которые поддерживают их истории, объясняют и контекстуализируют их. Многие чаты приписываются Шринатхе, Тенали Рамалингаду и другим известным поэтам. Эти приписывания, большинство из которых не поддаются проверке, позволяют как мифологизировать этих поэтов, так и судить об их относительных достоинствах. Поэты разных эпох встречаются, обмениваются стихами и критик друг друга. В общем, chatus, «переходя от гномических советов к металингвистической критике» через области желаний, социальных комментариев, артикуляции культурных ценностей и критического вкуса, взаимосвязанные строфы воплощают в себе целостное образование, выразительное видение жизни и поэзии ».
Сатакаму означает «антология антологии стаотворений», но обычно несколько выше, часто благоприятное число, например 108. Она предназначена для того, чтобы собирать вместе. Список таких известных антологий:
Праудха Прабандха или Маха Кавья считается высшим формой стиха. Основными элементами такой композиции согласно поэтической теории телугу являются
В самый ранний период литература на телугу существовала в виде надписей, а именно с 575 г. и далее.
Шестой век. или 7 век санскрит текст Джанашрайи-Чхандовичити (или Джанашрая-чандас) имеет дело с метрами, используемыми в телугу, включая некоторые метры, которые не встречаются в Санскритская просодия. Это указывает на то, что поэзия на телугу существовала примерно в VI веке.
.
Маллия Речана составила первую поэтическую просодическую книгу на телугу Кавиджанасраям (до - Nannayya chandassu) около 940 г. н.э. Это было популярно и популярно. Кажется, что существует даже более ранняя книга просодики гуру Речаны Ваадиндра Чудамани, которая недоступна.
Ветури Прабхакара Шастри в 1900-х регистрации о существовании Пре-Наннайя Чандассу у Раджа Раджа Нарендра Паттабхишека Санчика. Точное датирование этого литературного произведения произошло после открытий в Каримнагаре в 1980-х годах.
..
Это период Кави Траяма или Троицы поэтов. Наннайя, Тиккана и Йеррапрагада (или Эррана) известны как Кави Трайям.
Нанная Бхаттаракуду (телугу : నన్నయ) Андхра Махабхаратам, живший примерно в XI веке. века, обычно включается как первое литературное сочинение на телугу (аади каавьям). Хотя есть устройства существования телугуской литературы до Нанная, ему дали эпитет Аади Кави («первый поэт»). Нанная была первой, кто ввел формальную грамматику письменного телугу. Эта грамматика следовала образцам, которые существовали в грамматических трактатах, таких как Aṣṭādhyāyī и Vālmīkivyākaranam, но в отличие от Pāṇini, Наннайя разделил свою работу на пять глав, посвященных сандхи., аджанта, халанта и крийя. Нанная завершила первые две главы и часть главы эпоса Махабхарата, который выполнен в стиле Чампу.
Андхра Махабхаратам Нанной был почти завершен Тикканной Сомаяджи (телугу : తిక్కన సోమయాజి) (1205–1288), написавшим главу с 4 по 18.
Эррапрагада, (телугу : ఎర్రాప్రగడ), живший в 14 веке, завершил эпос, завершив третью главу. Вначале он имитирует стиль Нанной, медленно меняет стиле и заканчивает главу в письме Тикканы. Эти три писателя - Нанная, Тиккана и Йеррапрагада - известны как Кавитрая («три великих поэта») телугу. Затем последовали и другие переводы, такие как Маркандейа Пуранам Мараны, Дасакумара Чарита Харивамсам Йеррапрагады. Многие научные труды, такие как Ганитасарасанграхаму Павулури Маллана и Пракирнаганитаму Элуганти Педдана, были написаны в XII веке.
Сумати Шатакам, который является Neeti ("мораль"), одним из самых известных телугу шатакамов. Шатакам состоит из более чем 100 падьялу (стихотворений). По мнению многих литературных критиков, Сумати Шатакам был составлен на (телугу : బద్దెన భూపాల) (1220–1280 гг. Н. Э.). Он также был известен как Бхадра Бхупала. Он был принцем Чола и вассалом при Какатии императрице Рани Рудрама Деви и учеником Тикканы. Если мы предположим, что Сумати Шатакам действительно был написан Бадденой, он будет считаться одним из самых ранних Шатакам на телугу наряду с Врушадхипа Сатакам Палкурики Соманатха и Сарвешвара Сатакамом. Sumatee Shatakam также является одним из самых ранних произведений на телугу, переведенных на европейский язык, как C. П. Браун перевел его на английский язык в 1840-х гг.
Шринатха (телугу : శ్రీనాథుడు) (1365–1441) популяризировал стиль композиции Прабандха. Он был министром при дворе Педакомати Вемаредди из Кондаведу и написал: Саливахана Саптасати, Шиваратри Махатьям, Харивиласа, Бхимаканда, Каши Кхандам, Шрингара Найшадхам, Паланати Вира Чаритра, Дхананджая <272жаяма>. Эти работы были связаны с историей и мифологией. Шрунгара Наишадхаму Шринатхи - хорошо известный пример этой формы. Шринатха был широко известен как Кави Сарвабхова («император среди поэтов»).
Кумарагири Вема Редди (телугу : వేమన), широко известный как Йоги Вемана, был поэтом на телугу 14 века. Его стихи были написаны на популярном языке телугу и использовать простой язык и родных идиом. В его стихах обсуждаются темы йоги, мудрости и морали. Среди ученых нет единого мнения относительно периода, в который жил Вемана. К.П. Браун, известный своими исследованиями Веманы, на основании некоторых своих стихов оценивает год рождения как 1352 год. Его стихи составляют четыре строки. Четвертая строка - это, в большинстве случаев, припев Вишвадхабхирама Винура Вема - таким образом, он передал свое послание тремя маленькими строчками, написанными простым языком. Он много путешествовал по югу Индии, приобретя популярность как поэт и йог. Вемана был настолько уважаем, что популярная поговорка на телугу гласит: «Слово Веманы - это слово Вед ». Он известен своим стилем Чаату падьям, поэмы со скрытым смыслом. Многие строки стихотворений Веманы теперь являются разговорной фразой на телугу. Они заканчиваются фирменной линией Вишвадхаабхи Рама, Винура Вема, буквально Любимый Вишвадхи, слушай Вема. Существует множество интерпретаций того, что означает последняя строка.
Баммера Потанааматья (телугу : బమ్మెర పోతన) (1450–1510) наиболее известен своим переводом Бхагавата-пураны с санскрита на телугу. Его работа, Андхра Маха Бхагаватаму. Он родился в семье брамина и считался сахаджа кави («прирожденным поэтом»), которому не требовался учитель. Он написал Бхогини Дандакам стихотворение, восхваляющее танцевальную супругу короля Синга Бхопалы, Бхогини, в молодости. Это самый ранний доступный телугу Дандака (рапсодия, в которой используется одна и та же гана или ступня). Его второй работой был Вирабхадра Виджаяму, который описывает приключения Вирабхадры, сына Шивы. В молодости он был преданным Шивы, а также Рамы и больше интересовался спасением, что и послужило вдохновением для перевода Бхагавата-пураны.
Таллапака Аннамачарья (или Аннамайя) (телугу : శ్రీ తాళ్ళపాక అన్నమాచార్య) (9 мая 1408 г. - 23 февраля 1503 г.) известна как Пада-кавита Питаамаха на телугу. Он родился в семье Вайдики Брамина, и его произведения считаются доминирующими и повлияли на структуру композиций карнатической музыки. Считается, что Аннамачарья сочинил 32 000 санкиртанов (песен) на Бхагваан Говинда Венкатешвара, из которых сегодня доступно только около 12 000. Егосочинения киртаны основаны на философской школе Вишиштадвайты. Аннамайя получил образование в этой системе Рамануджи Шри Сатагопа Ятиендра из матхама Ахобила.
Таллапака Тирумаламма (телугу : తాళ్ళపాక తిరుమలమ్మ) (Жена Аннамачарьи) написала Субхадру Кальянам и считается первой женщиной-поэтом в литературе телугу. Ее основная работа, «Субхадра Кальянам», состоящая из 1170 стихотворений, посвящена браку Арджуны и Субхадры, персонажей, которые появляются в Махабхарате. Она представила родство и культуру телугу в истории, взятой из санскритского эпоса.
Алласани Педдана (телугу : అల్లసాని పెద్దన) (15 и 16 века). первое занимает место в названии группы из восьми поэтов при дворе Кришнадеварая, правителя Виджаянагара. Педдана был уроженцем около Анантапура. Алласани Педдана написал первый крупный прабандху, и по этой причине он почитается как Андхра Кавита Питамаха («дедушка поэзии на телугу»). Считается, что он также был министром при королевском дворе и поэтому иногда упоминается как Педданаамаатйа (Педдана + Амаатья = Педдана, министр). Он написал Сваарочиша Ману Самбхавам (также известный как Ману Чаритра), который является новым эпизодом из Маркандейа Пурана, относящегося к рождению Сварочишаману, является одним из четырнадцати Манус. благочестивый юноша-брамин, который отправляется в Гималаи за тапасьей. В Гималаях гандхарва девушка влюбляется в него, но Праваракьюду отвергает ее любовь. Зная это, юноша-гандхарва, ранее отвергнутый Варудхини, принимает формуракхьи и добивается ее любви. У них родился Сварочиша, отец Сварочишаману. Тема его «Ману Чаритра» - это рассказ из Маркандейа Пураны. Речь идет о втором Ману из четырнадцати ману, переведенного на телугу с санскрита Мараной (1291–1323), учеником Тикканы. Первоначальный рассказ состоял примерно из 150 стихотворений, «Педдана» расширен на шесть глав с 600 стихотворениями, добавленными художественной литературой и описаниями.
Его работа считалась одной из Панча Кавьяс, пяти лучших работ на телугу. Некоторые из других его знаменитых произведений, такие как Харикатхаасаараму, сейчас невозможно отследить.
Дурджати или Дхурджати (телугу : ధూర్జటి) (15 и 16 века) был поэтом в суде Кришнадеварая и был одним из ''. Он родился у Сингаммы и Нараяны в Шри Калахасти и был внуком Джаккайи. Его работы включают в себя (Милость / чудеса Господа Шивы) и (100+ стихотворений, восхваляющих Господа Шиву). Дхурджати взял темы из Пуран и добавил в свои работы местной истории и мифы. В отличие от современников, таких как Педдана и Маллана, которые выбрали истории о королях, он выбрал преданность своей темой. Кришнадеварая похвалил Дхурджати, сказав: «Стути мати йайна Андхракави Дхурджати палкулакелагалгено йетулита мадхури махима…» (Как поэзия Дхурджати так безмерно прекрасна). Лично он известен как Педда Дхурджати («старший Дхурджати»), поскольку в тот же период и после него было еще человека из той же семейной линии, которые носили имя Дхурджати. Его внук написал «Индумати Паринаям» («свадьба Индумати») рассказ из рассказа Калидаса 272.
Кришнадеварая (телугу : శ్రీ కృష్ణదేవరాయ) был императором Королевства Виджаянагара. Литературная деятельность процветала во время правления династии Виджаянагара, а период правления Кришнадеварая в шестнадцатом веке считается золотым веком литературы на телугу. Кришнадеварая, сам поэт, познакомил прабандху с литературой на телугу. Амукта Маляда. Кришна Дева Рай написал книгу Амуктамаляда на телугу, описывая муки разлуки, которые пережила Андал (воплощение богини Махалакшми. Некоторые критики отвергают. Как и во внутреннем мире индийской поэзии, выходит за пределы физического уровня и посредством метафорой духовности и окончательного божественного божественного. Из десятков произведений восемнадцатого - середины девятнадцатого века, Выделяются уттара Рамаяна в стиле кампу и пьеса «Вишнумаявиласа». Якшаганы, местные века. драмы песен и прозы, также были созданы.
Гарлапати Тенали Рамакр ишна (телугу : గార్లపాటి తెనాలి రామకృష్ణ), широко известный как Тенали Рама и Виката Кави, был еще одним придворным поэтом шестнадцатого века империи Виджаянагара, а также одним из аштадиггаджей. Его семья происходила из Тенали в округа Гунтур, он родился в семье брахманов на телугу Нийоги. Его знаменитая работа «Пандуранга Махатьяму» - одна из Панча Кавьяс. Он посвятил это. Эта книга о Пундарика Кшетрам на берегу реки Бхайми и его легенде. Он также написал Удбхатарадхья Чаритрам по истории Удбхаты, монаха, а также Гхатикачала Махатьям о Гхатикачалам, место поклонения Богу Нарасимхе около Веллора. Он следовал стилю Прабандхи. Он взял тему Пандуранги Махатьям из Сканда-пураны и расширил ее множеством историй о преданных Бога Виттхала (Пандуранга). Он известен своим талантом и остроумием, а также насмехается над другими поэтами и великими личностями. Он создал знаменитого персонажа по имени Нигама Сарма акка (сестра Нигамы Сармы) и рассказ о ней, не назвав ее имени. Он также написал много Чатуву (импровизированных стихотворений).
Кшетрайя или Кшетрагна (телугу : క్షేత్రయ్య) (ок. 1600–1680 гг. Н. Э.) Был плодовитым поэтом и композитором карнатической музыки. Он жил в районе Андхра-Прадеша. Он составил несколько падамов и киртанов, распространенных форматов его времени. Его приписывают более 4000 композиций, но сохранились лишь единицы. Он написал свои песни о своем любимом божестве Кришне (Гопале) на телугу. Он усовершенствовал формат падама, который используется до сих пор. Его падамы поются в танцах (Бхаратанатьям и Кучипуди ) и в музыкальных концертах. Уникальной особенностью его падамов является практика пения сначала анупаллави, затем паллави (второй стих, за которым следует первый стих). Большинство падамов связаны с темой тоски по пришествию Господа Кришны. Он писал с Шрингарой как основной темой в выражении мадхурабхакти (преданности высшему). Шрингара - это мотив, в котором мирские сексуальные отношения между наяки (женщина) и наяка (мужчина) используются в качестве метафоры, обозначающей стремление дживы (обычно изображаемой как наяки) соединиться с божественным. (обычно изображается как мужчина). В большинстве своих композиций Кшетрайя использовал мудру (подпись) «Мувва Гопала» в качестве ссылок на себя, который теперь называется Мовва. Творчество Кшетрайи сыграло роль в оказании помощи на поэзию, танец и музыку южноиндийской традиции. Кшетрайя была связана с девадаси женщинами храмов южной Индии, которые были предметом многих его сочинений. Девадаси традиционно владелильными / поэтическими интерпретациями его работ в течение длительного периода времени, пока система девадаси не была упразднена, а композиции стали более популярными в музыкальном сообществе как ценные произведения искусства. Музыкальное сообщество также многим обязано Вине Дханаммал и Т. Бринда, популяризировавшая песни Кшетрайи своей красивой музыкальной интерпретацией. Падьямы являются неотъемлемой частью танцевальных и музыкальных традиций Южной Индии, где их песни исполняются исключительно как музыкальные произведения или как аккомпанементы к танцу.
Канчерла Гопанна (телугу : కంచెర్ల గోపన్న) (около 1620–1680 гг. Н.э.), широко известный как Бхадрадри Рамадасу или Бхадрачала Рамадасу ( телугу : భద్రాచల రామదాసు), индийский преданный Рамы 17-го века и композитор карнатической музыки. Он - один из известных ваггеякаров (тот же человек, который является автором и композитором песни) на языке телугу. Его южные религиозные стихи Раме известны в южноиндийской классической музыке как Ramadaasu Keertanalu. Даже старейшина южноиндийской классической музыки Святой Тьягараджа изучил и позже усовершенствовал стиль, который теперь форма музыкальной композиции крити. Он также написал "Дашаратхи Шатакаму" сборник из почти 100 стихов, посвященных сыну Дашаратхи (Господь Рама ).
Тариконда Венкамамба (телугу: తారికొండ వెంకమాంబ; альтернативное написание: Венгамамба, родился в 1730 году) был поэтом и стойким приверженцем лордакатешвары в 18 веке. Она написала множество стихов и песен.
Тьягараджа или Тьягабрахмам (телугу : కాకర్ల త్యాగబ్రహ్మం) (1767–1847) из Танджор сочинял религиозные песни на телугу, которые образуют большие часть репертуара карнатической музыки. В дополнение к почти 600 композициям (крити) Тьягараджа написал две музыкальные пьесы на телугу: Прахалада Бхакти Виджаям и Наука Чаритам. Прахлада Бхакти Виджаям находится в пяти действиях с 45 крити, установленными в 28 рагах и 138 стихах в разных метрах на телугу. Наука Чаритам - это короткая пьеса в одном действии с 21 крити в 13 рагах и 43 стихах. Последняя - самая популярная из опер Тьягараджи, созданная собственным воображением композитора и не имеющая основы в Бхагавата-пуране. Часто упускается из виду тот факт, что произведения Тьягараджи - одни из лучших и самых красивых литературных выражений на телугу. Валмики составил Рамаяна, историю Рамы, с 24000 стихов, а также сочинил 24000 крити в честь Господа.
Паравасту Чиннаясури (Телугу : పరవస్తు చిన్నయ సూరి) (1807–1861) написал Баала Вьяакаранаму в новом стиле после обширных исследований грамматики Андхра, которая является его величайшим подарком телугу. Другие известные работы Чиннаясури включают Нити Чандрика, Соотандхра Вьяакаранаму, Андхра Дхатумула и Нити Санграхаму. Чиннаясури перевел Митра Лабхам и Митра Бхедам с санскрита Панчатантра как Нити Чандрика. Кандукури Веересалингам и Кокконда Венката Ратнам Пантулу следовали его стилю прозаического письма и писали Виграхаму и Сандхи в ином стиле.
Это началось с Гураджада Аппарао, который изменил облик телугу поэзии своим Мутхаяла Саралу, и был усовершенствован более поздними писателями эпохи романтизма, включая Раяпролу и Девулапалли Кришна Шастри. Попытка Гураджады реформировать поэзию телугу, отказавшись от старых правил и стилей, достигла своего апогея с Шри Шри. Знаменитая работа Шри Шри «Маха Прастанам» мгновенно стала хитом во всех слоях общества. Многие писатели следовали его стилю и продолжают обогащать литературу.
Кандукури Веересалингам (телугу: కందుకూరి వీరేశలింగం) (также известный как Кандукури Веересалингам Пантулу (телугу: కందుకూరి వీరేశలింగం పంతులు), (16 апреля 1848-27 мая 1919) был социальным реформатором из Андхра-Прадеша. Он родился в ортодоксальной семье андхра-брахманов. Его широко считают человеком, который первым вызвал возрождение телугу и литературы на телугу. На него повлияли идеалы Брахмо Самадж особенно книги Кешуба Чундерсена. Веерешалингам пантхулу в народе называют Гадья Тиккана. Он написал около 100 книг между 1869 и 1919 годами и ввел эссе, биографию, автобиографию и роман в литературу на телугу. Сатьявати Чаритам был первым социальным романом на телугу. Он написал Раджашекхара Чаритаму, вдохновленный «Викарием Пробуждения» Оливера Голдсмита. Для него литература была инструментом борьбы с социальным злом.
Мангалампа Или Баламурали Кришна (телугу : మంగళంపల్లి బాలమురళీకృష్ణ) произношение (родился 6 июля 1930 г.) - вокалист Carnatic, мульти-инструменталист и певец. Он также известен как поэт, композитор и уважается за его познания в карнатической музыке. Баламураликришна родился в Шанкарагуптаме, Восточный округ Годавари, штат Андхра-Прадеш. Доктор Баламураликришна написал более 400 сочинений на разных языках, таких как телугу и санскрит. Его композиции варьируются от Devotional до Varnams, Kirtis, Javalis и Thillans. Его величайшее достижение - сочинения всех 72 основных раг мелакарта.
Аачарья Аатрея (телугу : ఆచార్య ఆత్రేయ) или Киламби Венката Нарасимхачарюлу произношение (7 мая 1921 - 13 сентября 1989) был драматургом, автор текстов и рассказов киноиндустрии телугу. Он родился как Киламби Венката Нарасимхачарюлу 7 мая 1921 года в деревне Мангалампаду Суллурпета Мандалам в районе Неллор штата Андхра-Прадеш. Его псевдоним основан на их семье Готра. Известный своими стихами о человеческой душе и сердце, он получил титул «Манасу Кави» (Поэт Сердца), который можно переписать как «Мана Су Кави» (Наш Добрый Поэт). Его стихи философские и интеллектуально удовлетворяющие.
Трипуранени Рамасвами (15 января 1887 - 16 января 1943) был юристом, известным поэтом, драматургом и реформатором, действовавшим среди телугу. говорящие люди. Широко известный как Кавираджу, он считается первым поэтом, который привнес рационализм и гуманизм в поэзию и литературу телугу. Рамасвами выбрал литературное письмо как средство выражения своих рационалистических мыслей. Его знаменитое произведение «Сутапаранам» в четырех песнях было яростной атакой на древние пураны, он достиг совершенства в поэтической и художественной критике. Его поэтическое произведение «Куппусвами Сатакам» раскрывает тему социальной революции и говорит о социальном зле, слепой вере и унижении человека. Он был против Конгресса и его борьбы против независимости. В других своих работах, таких как «Самбхукавадха», «Сутхашрама гитаалу», «Дхората маанава», «Кхуни», «Бхагавадгита», «Рана Пратап» и «Кондавэти патанам», он сделал рациональный анализ догм, предписанных древними классиками и несправедливость, которые эти догмы причинили людям, принадлежащим к низшим социальным слоям. Более того, он атакует дискриминационные практики и боролся против неприкасаемости. Самбхука Вадха вызывал множество споров. Самбхука был персонажем, который совершал тапас, чтобы попасть на небеса живым телом перед смертью. Это считалось адхармой и было убито Господом Рамой. Эта история была истолкована так, что брамины не любят совершать тапас небраминами, поэтому Сабхука был убит.
Движение Парйаварана Кавитодямам началось в 2008 году. Оно направлено на привлечение внимания не только к элите, но и к массам через творческие формы литературы. Джагрути Киран Фонд иницииал его под руководством12 <>Нараянама Нарасимхи Мурти, широко известный как «Видьявачаспати». Движение ведет литературную деятельность, в том числе Харита Ката. Различные поэты, писатели об окружающей среде написали много литературы. Такие журналы, как Malle Teega и Kadhakeli, связаны с Фондом Джагрути Кирана. В это движение вовлечено более 500 поэтов и писателей.
Рост числа пользователей Интернета в Индии привел к рождению онлайн-платформ, которые приближают писателей на телугу к большему количеству читателей. Kadachepta, Pratilipi, SuKatha (SuKatha - это платформа для чтения историй на хинди вместе с телугу) и Kahaniya выделяются среди новых платформ.