STS-129

редактировать

STS-129
STS-129 EVA2 Майкл Форман и Рэндольф Бресник 1.jpg Бресник (слева) и Бригадир (в центре) работают над внешним видом Колумба во время второго выхода миссии в открытый космос
Тип миссииЛогистика МКС
ОператорНАСА
COSPAR ID 2009-062A
SATCAT № 36094
Продолжительность миссии10 дней 19:16:13
Пройденное расстояние7,226,177 км (4,490,138 миль)
Завершенные орбиты171
Характеристики космического корабля
Космический корабльSpace Shuttle Atlantis
Стартовая масса120 848 кг (266 424 фунта)
Сухая масса93 063 кг (205 168 фунтов)
Экипаж
Размер экипажа6 наверху. 7 внизу
Члены
Посадка
Начало миссии
Дата запуска16 ноября 2009 г., 19: 28:09 (2009-11-16UTC19: 28: 09Z) UTC
Место запускаКеннеди L C-39A
Конец миссии
Дата посадки27 ноября 2009 г., 14:44:22 (2009-11-27UTC14: 44: 23Z) UTC
Место посадкиКеннеди SLF Взлетно-посадочная полоса 33
Параметры орбиты
Система отсчетаГеоцентрический
РежимНизкая Земля
Высота перигея 343 км (213 миль)
Высота в апогее 356 км (221 миля)
Наклонение 51,6 градуса
Период 91 минута
Стыковка с МКС
Порт стыковкиPMA-2. (Harmony вперед)
Дата стыковки18 ноября 2009 г., 16:51 UTC
Дата отстыковки25 ноября 2009 г., 09:53 UTC
Время пристыкован6 дней, 17 часов, 2 минуты
STS-129 patch.png STS-129 Crewphoto.jpg . Передний ряд (слева направо) - Хобо и Уилмор. Задний ряд (слева направо) - Мелвин, Форман, Сэтчер и Бресник. Программа космического корабляSTS-128 STS-130

STS-129 (Сборка МКС полет ULF3 ) была миссией NASA Space Shuttle к Международной космической станции (МКС). Atlantis был запущен 16 ноября 2009 года в 14:28 EST и приземлился в 09:44 EST 27 ноября 2009 года на взлетно-посадочной полосе 33 в Космическом центре Кеннеди <Пункт приземления челнока 375>. Также это был последний запуск шаттла 2000-х годов.

STS-129 сосредоточился на размещении запасных компонентов за пределами станции. 11-дневный полет включал три выхода в открытый космос. В отсеке для полезной нагрузки находились два больших ExPRESS Logistics Carrier с двумя запасными гироскопами, два узла резервуара азота, два насосных модуля, узел резервуара аммиака, запасной фиксирующий конец эффектор для роботизированной руки станции, запасная система подвесного шлангокабеля для Mobile Transporter и бензобак высокого давления. STS-129 был первым полетом ExPRESS Logistics Carrier. После завершения этой миссии осталось шесть полетов Space Shuttle до конца программы Space Shuttle, после того как STS-135 был одобрен в феврале 2011 года.

Содержание
  • 1 экипаж
    • 1.1 Экипаж Назначение мест
  • 2 Полезная нагрузка миссии
    • 2.1 Носители логистики ExPRESS 1 и 2
    • 2.2 Материалы на носителе Эксперимента Международной космической станции (MISSE)
    • 2.3 Комплект антенного узла S-диапазона (SASA)
    • 2.4 SpaceX COTS UHF Communication Unit и панель управления экипажем
    • 2.5 Другие элементы
  • 3 Эксперименты миссии
  • 4 Предпосылки и основные этапы миссии
  • 5 Окно запуска
  • 6 Обработка шаттла
    • 6.1 Подготовка к запуску
  • 7 График полета
    • 7,1 16 ноября (день полета 1 - запуск)
    • 7,2 17 ноября (день полета 2 - обзор TPS)
    • 7,3 18 ноября (день полета 3 - стыковка)
    • 7,4 19 ноября (День полета 4 - EVA 1)
    • 7,5 20 ноября (День полета 5 - Внутренние пересадки)
    • 7,6 21 ноября (День полета 6 - EVA 2)
    • 7,7 22 ноября (День полета 7 - Вне службы)
    • 7,8 23 с.ш. ноябрь (день полета 8 - выход в открытый космос)
    • 7.9 24 ноября (день полета 9 - закрытие люка)
    • 7.10 25 ноября (день полета 10 - расстыковка)
    • 7,11 26 ноября (день полета 11 - конец миссии) подготовка)
    • 7.12 27 ноября (день полета 12 - возвращение и приземление)
  • 8 Выход в открытый космос
  • 9 Тревожные звонки
  • 10 Знаки отличия
  • 11 См. также
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Экипаж
Позиция Космонавт-запускПосадочный космонавт
КомандирЧарльз О. Хобо. Третий и последний космический полет
ПилотБарри Э. Уилмор. Первый космический полет
Специалист миссии 1Леланд Д. Мелвин. Второй и последний космический полет
Специалист миссии 2Рэндольф Бресник. Первый космический полет
Специалист миссии 3Майкл Форман. Второй и последний космический полет
Специалист миссии 4Роберт Сэтчер. Только космический полет
Специалист миссии 5НетНиколь Стотт.. Первый космический полет
Роберт Тирск из CSA изначально планировалось вернуться из своего пребывания на борту станции с STS-129, но из-за задержки рейсов было объявлено, что Стотт и Тирск обменяются местами для возвращения, а Стотт вернется на борт STS- 129, и Тирск вернулся на Союз ТМА-15.

STS-129 был последним перелетом экипажа космического челнока на МКС или с нее.

STS-129 был вторым полетом. нести двух афроамериканских астронавтов, Лиланда Мелвина и Роберта Сэтчера. Первым был STS-116, в который входили Роберт Кербим и Джоан Хиггинботэм.

Назначение мест экипажа

СиденьеЗапускПосадкаSTS-121 seat assignments.png . Кресла 1–4 находятся в кабине экипажа. Сиденья 5–7 находятся на средней палубе.
S1Чарльз ХобоЧарльз Хобо
S2Барри УилморБарри Уилмор
S3Леланд МелвинРэндольф Бресник
S4Рэндольф БресникЛиланд Мелвин
S5Майкл ФорманМайкл Форман
S6Роберт СэтчерРоберт Сэтчер
S7Николь Стотт
Полезная нагрузка миссии
МестоположениеГрузМасса
отсеков 1-2Система стыковки орбитального аппарата. EMU 3010 / EMU 30081800 кг (4000 фунтов). ~ 260 кг (570 фунтов)
Отсек 3PShuttle Power. Распределительный блок (SPDU)~ 17 килограммов (37 фунтов)
Отсек 3SSPA Антенна / S-диапазона (SASA)272 кг (600 фунтов)
Отсек 4PAPC / MISSE 7A98 кг (216 фунтов)
Отсек 4SAPC / MISSE 7A98 килограммов (216 фунтов)
Отсекы 6–9EXPRESS Logistics Carrier ELC-16,396 килограммы (14 101 фунт)
B ay 9Pшлангокабель ROEU~ 79 кг (174 фунтов)
Отсек 9Sшлангокабель ROEU~ 79 кг (174 фунта)
Отсеков 10–13EXPRESS Logistics Carrier ELC-26136 кг (13 528 фунтов)
Порог правого бортаСистема датчиков стрелы орбитального аппарата ~ 382 кг (842 lb)
Port SillCanadarm 301410 кг (900 фунтов)
Всего:16 027 кг (35 333 фунта)

Перевозчики ExPRESS Logistics 1 и 2

ELC-1 в его стартовой конфигурации ELC-2 в стартовой конфигурации

Основной полезной нагрузкой STS-129 был транспортный носитель ExPRESS (ускорение обработки экспериментов на космической станции) (ELC-1) и ELC-2. Каждый стальной каркас имеет грузоподъемность 9800 фунтов (4400 кг) при объеме 30 м³ (всего с запасными частями, ELC-1: 13 850 фунтов (6280 кг) и ELC-2: 13 400 фунтов (6100 кг)). Центр космических полетов Годдарда служил общим интегратором для ELC-1 и ELC-2, с добавлением компонентов, произведенных Бразильским космическим агентством.

Запасное оборудование, хранящееся на ELC-1 включает в себя бак для аммиака в сборе, блок разряда зарядного устройства, блокирующий концевой эффектор манипулятора станции, гироскоп контрольного момента, блок азотного бака, насосный модуль, блок плазменного контактора и два пустых пассивных летных съемных механизма.

ELC-2 был запущен с заполненным кислородом газовым баллоном высокого давления (HPGT), грузовым транспортным контейнером (CTC-1), подвижным транспортером в сборе с прицепным шлангокабелем (MT TUS-RA), Гироскоп контрольного момента, узел резервуара с азотом, насосный модуль, присоединенное оборудование MISSE и одно пустое место для будущих полезных нагрузок.

ELC-1 был установлен в системе крепления негерметичных грузовых автомобилей №2 (UCCAS 2) на сегменте P3 (левый борт) главной фермы. ELC-2 был установлен на верхней подвесной системе крепления полезной нагрузки на S3 (сегмент 3 правого борта) главной фермы.

Материалы экспериментального носителя Международной космической станции (MISSE)

MISSE-7 перед запуском.

ELC2 также нес MISSE-7, эксперимент, который выявит различные рассматриваемые материалы и покрытия для будущих космических кораблей в экстремальных условиях за пределами космической станции. Материалы оцениваются на предмет воздействия атомарного кислорода, ультрафиолета, прямого солнечного света, радиации и экстремальных температур и холода. Экспериментальные результаты будут способствовать лучшему пониманию, разработке и тестированию новых материалов, которые лучше выдерживают суровые условия космической среды, с их применением в конструкции космических аппаратов будущего.

MISSE-7 состоит из двух пассивных экспериментальных контейнеров (PEC) размером с чемодан, обозначенных как MISSE 7A и MISSE 7B. После установки снаружи МКС астронавтами, идущими по космосу, УИК открываются. MISSE 7A будет ориентирован в космос / на Землю, а MISSE 7B будет смотреть вперед / назад относительно орбиты МКС. И MISSE 7A, и MISSE 7B содержат активные и пассивные эксперименты. Пассивные эксперименты предназначены для предполетной и послеполетной оценки в наземных лабораториях.

Комплект антенного узла S-диапазона (SASA)

Пакет SASA

Atlantis доставил отремонтированный антенный блок S-диапазона (SASA) на МКС, который был возвращен на Землю во время Миссия STS-120 в октябре 2007 года. SASA - антенный узел космической станции, состоящий из

  • группы аварийных радиочастот (RFG или ACRFG)
  • SASA Boom
  • Жгут проводов авионики

Основными функциями ACRFG являются передача / прием радиосигналов на / от транспондера, усиление сигналов до уровня мощности, необходимого для приема спутником данных слежения и ретрансляции, и транслировать / принимать сигналы через выбранную антенну.

Стрела SASA сборки состоит из мачты, экстра-автомобильные (ЕВА) ручка, жгут проводов, панель разъема, монтажная поверхность для РФГА и опорной плита штуцера. Фитинг будет служить структурным интерфейсом для крепления SASA к ферме Zenith 1 на МКС.

Жгут проводов авионики, установленный на штанге SASA, обеспечивает рабочее питание и питание нагревателя для RFG. Другая функция ремня - отправка сигналов команды / состояния / RF в и из RFG.

Пакет SASA был прикреплен к боковой стенке внутри отсека полезной нагрузки «Атлантиды» во время подъема на МКС. Он был перенесен из отсека полезной нагрузки в ферму Zenith 1 для установки в качестве запасной выходцами в открытый космос Форманом и Сэтчером, выполняющими выход в открытый космос 19 ноября.

Коммуникационный блок УВЧ-связи SpaceX COTS и панель управления экипажем

В ящике для хранения на средней палубе «Атлантис» нес Коммерческие орбитальные транспортные услуги (COTS) Ультравысокочастотный (УВЧ) Коммуникационный блок (CUCU), разработанный Space Exploration Technologies (SpaceX) в сотрудничестве с НАСА на МКС. Он будет установлен на космической станции в рамках подготовки к будущим полетам SpaceX на орбитальный комплекс. Устройство обеспечивает связь между МКС и космическим кораблем Dragon компании SpaceX через УВЧ-радио. Команды от SpaceX могут быть отправлены через ISS в CUCU и далее в Dragon. Точно так же телеметрия от Dragon и CUCU может быть отправлена ​​вниз через МКС для мониторинга SpaceX и наземного управления полетами NASA. Панель управления экипажем (CCP) предоставляет информацию о состоянии корабля Dragon астронавтам на борту МКС. Кроме того, он предоставляет астронавтам некоторые простые командные возможности, которые они могут использовать во время подхода Dragon к МКС.

Другие предметы

Астронавт Рэндольф Бресник нес шарф, который носила известная американская пионерка авиации и писатель Амелия Эрхарт. Шарф выставлялся в Музее женщин-пилотов девяноста девяти в Оклахома-Сити. Дед Бресника, Альберт Луи Бресник, был личным фотографом Эрхарт с 1932 года до 2 июля 1937 года - даты ее исчезновения. После возвращения на Землю шарф будет помещен в новую экспозицию в Музее, посвященную фотографиям деда космонавта.

Кроме того, официальная подбрасывание монеты Super Bowl XLIV (см. Раздел «Pregame » для самого подбрасывания монеты), а также футбольный мяч с все Зал славы профессионального футбола призывники, написанные на нем, и различные другие связанные с НФЛ памятные вещи, летающие в космосе, были доставлены на STS-129.

Эксперименты в рамках миссии
Атлантида на площадке 39А после того, как ее выкатили из VAB 14 октября 2009 года.

Во время своей миссии экипаж Атлантиды работал над несколькими краткосрочными экспериментами. Атлантида также доставила на космическую станцию ​​новые долгосрочные эксперименты. По окончании миссии шаттл вернет часть завершенных экспериментов с МКС.

Краткосрочные эксперименты включали:

  1. Эксперименты с ионной турбулентностью в выхлопных газах шаттла (SEITE) - экипаж «Атлантиды» провел сжигание SEITE в 11-й день полета. SEITE использует приборы в Системе прогнозирования сбоев связи / навигации ( C / NOFS) для наблюдения на месте возмущений плотности и электрического поля, вызванных выхлопным шлейфом двигателя системы орбитального маневрирования (OMS) шаттла. Сфера исследования заключается в улучшении наблюдения за пространством, характеристике в реальном времени, обнаружении и отслеживании, а также своевременном наблюдении за объектами, представляющими большой интерес.
  2. Модификация ионосферы челнока с помощью экспериментов с импульсным локализованным выхлопом (SIMPLEX) - экипаж нес вывести из строя SIMPLEX в день полета 11. В эксперименте исследуется турбулентность плазмы, вызванная выхлопом шаттла в ионосфере, с использованием наземных радаров. Процессы, посредством которых выбросы химических веществ могут вызывать турбулентность плазмы, количественно оцениваются с помощью измерений SIMPLEX. Плазменная турбулентность может повлиять на военную навигацию и связь с использованием радиосистем. Их также можно использовать для развития связи путем открытия радиоканалов на аномально высоких частотах.

Новые эксперименты, поставленные на космическую станцию, включали:

  1. эксперимент с микробами - эксперимент, разработанный Южным университетом Техаса (TSU) студентов из Хьюстона, целью которых является изучение того, как микробы (Escherichia colii и Bacillus subtilis ) растут в условиях невесомости в космосе. Студенты Центра бионанотехнологий и исследований окружающей среды (CBER) ТГУ поделятся экспериментальными данными со студентами K-12 по всей стране. Посетите https://web.archive.org/web/20091204135023/http://www.tsu.edu/pages/3611.asp, чтобы получить дополнительную информацию об эксперименте под названием «URC Microbial 1» или чтобы загрузить информационный бюллетень, используйте
  2. Бабочки в космической программе - Шаттл доставил на космическую станцию ​​полезную нагрузку размером с чемодан с личинками нарисованной леди и монархом бабочками. Исследователи из Университета Колорадо в Боулдере рассчитывают сравнить космических гусениц с личинками бабочек, выращенных на Земле учениками 100 начальных и средних школ США. Посетите http://www.bioedonline.org, чтобы проследить за наземным экспериментом на Земле в Медицинском колледже Бейлора в Хьюстоне или загрузить бесплатное руководство для учителя «Бабочки в космосе» для использования в классе.
  3. Продвинутые эксперименты с растениями на орбите (проект APEX-Cambium) - этот совместный проект Канадского космического агентства и НАСА направлен на определение роли, которую гравитация играет в формировании реакционной древесины в деревьях. APEX-Cambium также проведет второй эксперимент по выявлению воздействия стрессоров в космосе на экспрессию генов у высших растений.
  4. Атлантида перевезла тысячи микроскопических Caenorhabditis elegans червей, которые были посланы от Ноттингемского университета, Великобритания, до МКС. Ожидается, что черви потеряют мышечную массу, как и люди, и будут храниться в лаборатории Кибо. Они будут использоваться для изучения влияния невесомости на развитие мышц и физиологию человеческого тела. На этих существах будет протестировано несколько потенциальных методов лечения потери мышечной массы, и результаты исследований проложат путь к безопасному тестированию лечения на космонавтах.
Полный список всех экспериментов STS-129 и дополнительную информацию см.
История и вехи миссии

Миссия помечена:

  • 160-й пилотируемый космический полет НАСА
  • 129-й полет шаттла после STS-1
  • 31-й полет Атлантиды
  • 31-я миссия шаттла к МКС
  • 5-й полет шаттла в 2009 г.
  • 104-й полет после Challenger
  • 16-й полет после- Колумбия миссия

Миссия STS-129 стала пятой по счету NASA Tweetup и первым подобным мероприятием, когда-либо проводившимся во время запуска шаттла в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал., Флорида. Сто представителей общественности, представляющих Марокко, Новую Зеландию, Соединенное Королевство и 21 штат США, в дополнение к округу Колумбия, посетили двухдневное мероприятие и, какое-то время хэштег #nasatweetup достиг 3-го места в самых популярных темах Твиттера.

Окно запуска

Окно запуска Атлантиды в ноябре 2009 года, с 16 по 20 ноября, осложнился запуском российского мини-исследовательского модуля 2 (MRM-2) на борту ракеты Союз-У с космодрома Байконур в Казахстане. Дальнейший конфликт был вызван ограничениями Восточного полигона с запуском двух других спутников с станции ВВС на мысе Канаверал, один в начале окна запуска шаттла, а другой в конце. Восточный хребет был зарезервирован 14 и 15 ноября 2009 года для запуска спутника связи Intelsat 14 на борту ракеты Atlas-V. Ракета Delta-IV со спутником Wideband Global SATCOM также должна была стартовать 19 ноября 2009 года.

10 ноября 2009 года MRM-2 был успешно запущен и состыковался с МКС 12-го числа, а в тот же день ракетная группа Delta-IV объявила, что они отложили запуск на более позднюю дату, что позволило шаттлу получить дополнительные возможности запуска в конце окна, если это требовалось. Запуск Atlas V с Intelsat 14 был сорван 14-го числа из-за технической проблемы, требующей отката. Очистка, продолжавшаяся более 24 часов, означала, что Atlantis также избежала возможной отсрочки запуска на 17 ноября 2009 года.

Обработка шаттла
Рабочие готовят Atlantis до STS-129. Испытательная ракета Ares IX стартует с площадки 39B, в то время как Atlantis ожидает запуска на STS 129 с площадки 39A. Контейнер с полезной нагрузкой STS-129 на площадке 39A ожидает установки в отсек полезной нагрузки Atlantis

Атлантис была отбуксирована из ангара в Цехе обработки орбитальных аппаратов -1 в Сборочный корпус (VAB) 6 октября 2009 года примерно в 07:00 EDT. Перемещение, известное как опрокидывание, было завершено в 08:25, когда Atlantis прибыла в передаточный проход VAB. Первоначально планировалось, что запуск Atlantis на стартовой площадке 39A состоится 13 октября 2009 г. Однако проблема с краном, который использовался для перемещения Atlantis для прикрепления к его внешнему топливному баку, и двумя твердотопливными ракетными ускорителями вызвала задержку в операциях, вынудившую менеджеры шаттла добавят дополнительные 24 часа к подготовке к развертыванию.

«Атлантис» выехала из VAB на стартовый комплекс 39A 14 октября 2009 года в 06:38 по восточному поясному времени в медленном движении на вершине гусеничного транспортера. Развертывание на 3,4 мили (5,5 км) было завершено с установкой стартовой платформы примерно в 13:31 по восточному поясному времени.

Последнее совещание по проверке готовности к полету (FRR) для миссии STS-129 состоялось в Kennedy Space В центре в последнюю неделю октября 2009 года. Федеральное управление радиосвязи одобрило установку специальной мини-камеры, указывающей из окна 4, на кабине экипажа Atlantis. Камера будет снимать переднюю часть внешнего резервуара во время подъема шаттла на орбиту, чтобы запечатлеть поведение ледяных пандусов LO2 (IFR), расположенных в верхней части резервуара, во время возможных событий высвобождения.

30 октября 2009 года менеджеры НАСА провели пресс-конференцию, чтобы проинформировать о результатах FRR. Брифинг транслировался по телевидению НАСА, на нем присутствовал Уильям Герстенмайер, помощник администратора НАСА по космическим операциям, Майкл Мозес, менеджер по интеграции запусков программы космических шаттлов, и Майкл Лейнбах, директор по запуску космических кораблей. Г-н Герстенмайер и г-н Мозес упомянули о двух проблемах, связанных с текущей обработкой шаттлов, которые обсуждались во время FRR: (1) Влияние вибрации и акустики, связанных с зажиганием главного двигателя - потенциальная проблема с конструкцией стингера (болта) на кормовая часть шаттла, которая может быть восприимчива к нагрузкам от возгорания главного двигателя (2). Туалет шаттла - был установлен новый алюминиевый кронштейн, который помогал прикрепить туалет к конструкции модуля экипажа. Для будущих полетов НАСА планирует использовать модернизированный кронштейн Titanium.

Полезная нагрузка для миссии была перемещена на стартовую площадку 39A 29 октября 2009 г. и установлена ​​в отсек для полезной нагрузки шаттла. 4 ноября 2009 года.

Во время интервью после полета 16 ноября директор по запуску шаттлов Майк Лейнбах сказал, что Atlantis официально победил шаттл Discovery по рекордно низкому количеству промежуточных отчетов о проблемах, всего 54 внесен в список с момента возвращения из STS-125. Он продолжил добавлять: «Это связано с командой и аппаратной обработкой. Они просто отлично поработали. Рекорд, вероятно, больше никогда не будет побит в истории программы Space Shuttle, так что поздравляю их».

Подготовка к запуску

«Спейс шаттл Atlantis замечен на стартовой площадке 39A в Космическом центре Кеннеди НАСА вскоре после того, как 15 ноября 2009 года вращающаяся служебная структура была откатана назад».

Окончательный запуск подготовка началась на площадке 39A с техников, которые закрывали двери отсека для полезной нагрузки Atlantis в утренние часы 13 ноября 2009 года. В тот же день в 13:00 начались официальные часы обратного отсчета запуска НАСА, и команда вылетела на площадку посадки шаттлов Кеннеди во время тренировки шаттлов. Самолет Gulfstream II в 12:35 EST для подготовки к запуску.

14 ноября 2009 г., после собрания группы управления полетами L-2 (MMT), менеджер по интеграции запусков космических шаттлов Майкл Мозес объявил, что MMT дала официальный «ход» запуску Atlantis в понедельник, и Хобо и Уилмор практиковался в посадке на учебно-тренировочном самолете шаттла. Вечером около 17:30 вращающаяся служебная структура, защищающая шаттл от неблагоприятных погодных условий, была откатана в ожидании запуска на следующий день.

MMT снова встретился в 04:30 EST 16 ноября 2009 года и дал команду начать загрузку внешнего бака шаттла Atlantis. Заправка началась в 05:03 EST и завершилась в 08:00 EST. Последняя единодушная директива по запуску от группы управления миссией, центра управления полетом и команды запуска пришла во время отсчета часов, удерживаемых на отметке T-9.

Первоначальный прогноз погоды в день запуска предполагал 90% -ную вероятность благоприятных условий запуска. По мере продолжения подготовки к запуску из-за более низкого потолка облачности он был изменен на 70%, а при взлете - на 80%.

Хронология полета
Запуск космического корабля "Атлантис" из Космического центра Кеннеди, 16 ноября 2009 г.

16 ноября (день полета 1 - запуск)

Файл: STS-129 запустить video.ogv Воспроизвести мультимедиа Видео о запуске (11 минут 31 секунда)

«Атлантида» была запущена вовремя в 14:28 EDT (19:28:10 UTC ), комментатор запуска Джордж Диллер Слова при запуске были «запуском космического корабля« Атлантис »с миссией по созданию, пополнению запасов и проведению исследований на Международной космической станции». Полет с двигателем соответствовал стандартной временной шкале (см. Спейс шаттл - Профиль миссии - Запуск ), с отключением главного двигателя (MECO) через восемь минут и 24 секунды Истекшее время полета (MET), а внешний бак отделяется от шаттл на восьмой минуте 38 секунде MET в полете. Дальнейшее ускорение от двигателей системы орбитального маневрирования (OMS) не потребовалось, поскольку номинальная MECO и Atlantis вышли на запланированную предварительную орбиту. Последующий запуск двигателя NC-1 скорректировал орбитальную траекторию шаттла до МКС, изменив скорость шаттла, что привело к новой орбите 147 на 118 статутных миль.

На пресс-конференции после запуска представители НАСА сообщили, что на кадрах видеокамеры внешнего топливного бака (ET) были замечены три случая пены. Они также процитировали, что события не вызывали беспокойства, поскольку события потери пены произошли после периода времени, чувствительного к аэродинамике. Позже в тот же день, основываясь на кратком обзоре видеозаписи запуска, астронавт коммуникатора экипажа (CAPCOM) Кристофер Фергюсон также сообщил экипажу шаттла, что не было никаких тревожных событий, связанных с подъемом мусора.

Операции на орбите в день полета 1 включали открытие обеих дверей отсека для полезной нагрузки «Атлантиды» в 21:12 по Гринвичу, развертывание излучателей, развертывание антенны Ku-диапазона для обеспечения благоприятной связи, открытие защитных дверей, закрывающих звездные трекеры на носу шаттла, настройка бортовой компьютерной сети, передача изображений и данных, собранных во время полета на орбиту, выход из своих скафандров для запуска и входа и укладывание кресел специалистов миссии.

Экипаж также завершил тщательную проверку роботизированной руки шаттла ранее в рамках подготовки к обследованию панелей передней кромки крыла и носовой части крыла Atlantis во второй день полета. Некоторые члены экипажа начали свой период сна около 21: 45 pm EST примерно на час позже, чем первоначально планировалось.

17 ноября (день полета 2 - обзор TPS)

Члены экипажа космического корабля «Атлантис» начали свой первый полный день в космосе в 09:28 UTC. День был в основном посвящен проверке системы тепловой защиты Атлантиды на предмет любых признаков повреждений при запуске. Используя роботизированную руку шаттла и систему датчиков орбитальной стрелы (OBSS), команда провела шестичасовую проверку усиленной углеродистой носовой части и панелей передней кромки крыла шаттла. Освободив рукоятку инспекционной стрелы, роботизированный манипулятор схватился за грузовой перевозчик ExPRESS Logistics Carrier 1 (ELC1) в качестве подготовительного шага к установке в день полета 3.

Изображения и видео из обзора системы тепловой защиты будут проверено группой анализа изображений на местах. Во время дневного брифинга группы управления миссией (MMT) председатель Лерой Кейн отметил, что предварительная оценка изображений всплытия и данных, полученных во время инспекции термозащиты, не выявила никаких признаков какого-либо значительного повреждения теплозащитного экрана.

Команда также достигли прогресса в стыковке с космической станцией в день полета 3. Выходящие в открытый космос участники миссии работали внутри средней палубы, чтобы проверить и подготовить скафандры, которые будут использоваться во время выходов в открытый космос. Экипаж расширил кольцо орбитальной стыковочной системы в рамках подготовки к стыковке с МКС. Командир Чарльз Хобо также установил центральную камеру стыковочной системы, которая использовалась во время встречи со станцией в стыковочном порту. Были выполнены два ожога рандеву (NC-2 и NC-3) на пути к станции. Горение NC-2 было запланировано на начало дня, и в тот же день снова были запущены реактивные управляющие форсунки Atlantis для горения NC-3. Горение NC-3 длилось 12 секунд.

18 ноября (день полета 3 - стыковка)

Экипаж STS-129 и МКС на снимке вскоре после открытия люка

экипаж Атлантиды проснулся в 09:28 UTC и начало операции по сближению через два часа дня. Руководствуясь серией маневров - NH, NC-4 и ожоги Терминальной вставки, чтобы уточнить траекторию шаттла, - Атлантида приблизилась к космической станции. Перед стыковкой шаттла командир STS-129 Чарльз Хобо выполнил так называемый «маневр рандеву-питч-маневр» (RPM) в 15:52 UTC над Атлантическим океаном, в то время как астронавты станции Николь Стотт и Джеффри Уильямс сфотографировали нижнюю часть Атлантиды с помощью портативных цифровых камер. с линзами 400 и 800 миллиметров в рамках послепусковых проверок теплового экрана. Фотографии были переданы в Центр управления полетами для просмотра. Маневр по тангажу был завершен в 16:01 UTC.

Стыковка к адаптеру Harmony / герметичному соединению-2 произошла на пару минут раньше запланированного срока в 16:51 UTC. Объединенный космический корабль во время стыковки находился на орбите на высоте 220 миль над Землей над Австралией и Тасманией. После проверки на герметичность люк между Атлантидой и космической станцией был открыт в 18:28 UTC. Затем последовала традиционная церемония встречи и инструктаж по технике безопасности на станции, и экипажи шаттла и станции приступили к совместной работе до конца дня. Астронавты работали над тем, чтобы переместить скафандры, поднятые с Атлантиды, в воздушный шлюз Quest для использования в выходах в открытый космос. После открытия люка срок пребывания астронавта Николь Стотт в качестве бортинженера экспедиции 21 на станции подошел к концу, когда она присоединилась к экипажу Атлантиды.

Позже в тот же день в 19:52 по всемирному координированному времени роботизированная рука шаттла, управляемая специалистами миссии Мелвин и Бресник вытащили грузовой перевозчик ExPRESS Logistics Carrier 1, за который он зацепился в день полета 2, из грузового отсека. После передачи на станцию ​​Canadarm2, управляемую пилотом шаттла Уилмором и бортинженером станции Уильямсом, авианосец был прикреплен к ферме порта 3 МКС в 21:27 UTC.

Специалисты миссии Майкл Форман и Роберт Сэтчер провели ночь в воздушном шлюзе «Квеста» как часть ночной процедуры «лагеря», чтобы помочь им подготовиться к выходу в открытый космос на следующий день.

Во время брифинга после MMT Лерой Кейн отметил, что шаттл продолжает работать безупречно, без каких-либо серьезных проблем. Кроме того, он добавил, что НАСА не отслеживает каких-либо серьезных проблем с Атлантидой.

19 ноября (день полета 4 - выход в открытый космос)

Астронавты Форман и Сатчер работают над внешней частью МКС во время выхода в открытый космос 1.

Сигнал тревоги из Центра управления полетами в Хьюстоне поступил к экипажу в 09:28 по всемирному координированному времени, чтобы начать 4-й день полета. Ранее утром Центр управления полетом также сообщил по радио командиру Чарльзу Хобо, что экипаж не будет необходимо провести последующие проверки теплозащитного экрана Atlantis в течение периода времени, отведенного на 5-й день полета. Экипажу сказали использовать это «удаленное время» для продолжения перевозки грузов от шаттла до станции. Позже в четверг официальные лица НАСА заявили, что тепловой экран Атлантиды был очищен для повторного входа в атмосферу.

Основным мероприятием в течение дня был первый выход в открытый космос (EVA 1) астронавтов Формана и Сатчера. Форман, ведущий выходец в открытый космос, был одет в костюм с сплошными красными полосами, а Сэтчер - в полностью белый скафандр. Внутри космической станции «Атлантис» специалист по полетам Рэндольф Бресник хореографировал действия и координировал связь между выходцами в открытый космос и Центром управления полетами. Поскольку Форман и Сэтчер выполнили свои обязанности почти на два часа раньше запланированного срока, планировщики решили добавить задачу «опередить»; Сатчер для смазки петель роботизированной руки Кибо, в то время как Форман прокладывает кабель LAN на Зари и соединяет силовые кабели на коммутационной панели на ферме S0. К концу выхода в открытый космос 1 при развертывании системы крепления полезной нагрузки (PAS) на обращенной к Земле стороне фермы правого борта 3 экипаж столкнулся с трудностями при ослаблении стального болта и снятии диагональной распорки на PAS. После удара по болту и покачивания скобы они успешно развернули PAS и переустановили скобу. Были отмечены следующие выходы в открытый космос: 228-й выход в открытый космос, проведенный астронавтами США, 134-й в поддержку монтажа и обслуживания космической станции, 106-й выход в открытый космос с космической станции, четвертый для Формана и первый для Сатчера.

В центре внимания других членов экипажа Атлантиды была поддержка выхода в открытый космос или связанных с ним мероприятий.

Николь Стотт отметила свой 47-й день рождения в космосе.

Астронавты вошли в период сна в 00:28 UTC 20 ноября 2009 г., как и планировалось, однако они были разбужены в 01:36 UTC из-за ложной тревоги, указывающей на внезапную разгерметизацию. После проверок на земле и на орбите авиадиспетчеры в Хьюстоне, Европе и России пришли к выводу, что станция безопасна и экипажам ничего не угрожает. Чтобы восполнить потерянный сон при срабатывании сигнализации, продолжительность сна экипажа была увеличена на 30 минут.

20 ноября (день полета 5 - внутренние переезды)

Астронавты Мелвин (слева), Хобо, и Сэтчер отвечают на вопросы СМИ.

Экипаж Атлантиды проснулся в 09:28 UTC. Сразу после 12:00 по Гринвичу командир Atlantis Чарльз Хобо и специалист миссии Леланд Мелвин использовали роботизированную руку-шаттл, чтобы захватить Экспресс-транспортёр логистики (ELC2), расположенный в отсеке для полезной нагрузки Atlantis.

Внутренний шаттл на станцию. Передача материалов занимала членов экипажа в течение 5-го дня полета. В результате было выполнено более половины операций по передаче. Внутри узла Unity на станции члены экипажа также выполнили двухдневную задачу по оснащению узла. Они проложили множество кабелей, шлангов и трубопроводов для жидкости, чтобы подготовиться к прибытию узла Tranquility на борт STS-130, следующей запланированной миссии шаттла.

В течение дня несколько членов экипажа беседовали с представителями СМИ на земле, чтобы ответить на их вопросы, связанные с миссией и опытом пребывания в космосе. Вскоре после 11:00 UTC командир Хобо и пилот Уилмор поговорили с CBS News, FOXNews Radio и WTVG-TV в Нэшвилле. В 12:28 UTC Мелвин и Сатчер дали интервью телеканалу Tom Joyner Morning Show, а в 21:33 UTC Хобо, Мелвин и Сатчер поговорили со SportCenter ESPN, Black Entertainment Television News и WRIC-TV в Ричмонде, штат Вирджиния.

Экипаж также подготовился ко второму выходу в открытый космос в субботу. Эти задачи включали подзарядку батарей, замену скафандра Роберта Сатчера на скафандр Рэндольфа Бресника и проверку процедур.

Экипаж перешел в сон в 00:28 UTC, на полчаса позже, чем экипаж станции. Астронавты Форман и Бресник должны были переночевать в шлюзе «Квест» в рамках процедуры «ночевки». Опять же, вторую ночь подряд в европейском модуле Columbus сработала сигнализация пожара и разгерметизации, а космонавтов Атлантиды разбудил воздушный шлюз Quest. Аварийный сигнал о разгерметизации запускал автоматические процедуры, которые возвращали воздушный шлюз обратно до нормального давления станции 14,7 фунтов на квадратный дюйм. Из-за того, что на перезагрузку различных систем требовалось время, Форман и Бресник были проинформированы о том, что они должны отказаться от обычной процедуры «разбивки лагеря» и спать где угодно при нормальном давлении на станции. Полетные диспетчеры подозревали, что сигналы тревоги являются результатом нерешенной проблемы с недавно прибывшим российским модулем Поиск (MRM2).

21 ноября (день полета 6 - выход в открытый космос 2)

Астронавты Форман и Бресник работают за пределами космической станции во время выхода в открытый космос 2.

На тридцать минут позже запланированного, Центр управления полетами, Хьюстон, разбудил экипаж. звонок в 08:58 UTC.

Основным мероприятием в течение дня был второй выход в открытый космос (EVA 2) астронавтов Формана и Бресника. Из-за того, что прошлой ночью в 02:53 UTC прозвучали ложные сигналы тревоги космической станции, выход в открытый космос был сокращен до шести часов и отложен старт. Специалист миссии Сатчер, работавший в качестве члена экипажа внутри корабля, помогал руководить выходом в открытый космос. Пара, выходящая в открытый космос, завершила всю назначенную им работу досрочно без каких-либо серьезных проблем и выполнила несколько задач «вперед», первоначально запланированных для третьего выхода миссии в открытый космос. Отметка EVA 2: 229-й выход в открытый космос, проведенный американскими астронавтами, 135-й в поддержку сборки и технического обслуживания космической станции, 107-й выход в открытый космос с космической станции, пятый для Формана и первый для Бресника. Также между STS-123 и STS-129 Майкл Форман совершил пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 32 часа 19 минут и поместил его на 28-е место в списке за всю историю.

Ранее, в 11:32 UTC, операторы роботизированных манипуляторов Atlantis Лиланд Мелвин и Роберт Сэтчер вытащили ExPRESS Logistics Carrier 2 из отсека с полезной нагрузкой шаттла и передали его роботизированному манипулятору космической станции Canadarm2. Незадолго до начала субботнего выхода в открытый космос в 14:14 по всемирному координированному времени специалисты миссии Леланд Мелвин и Николь Стотт, работающие на Canadarm2, сопрягли авианосец с системой крепления подвесной полезной нагрузки (PAS) на сегменте S3 главной фермы космической станции.

Наземные инженеры заявили, что незначительное смещение кольца в системе стыковки орбитального корабля (ODS) Атлантиды не имеет значения. Они очистили систему от стыковки и повторной стыковки с космической станцией - сценарий безопасного убежища, который будет запущен только в том случае, если Атлантиде придется вернуться на МКС. Стыковочное кольцо потеряло центровку во время удлинения кольца во 2-й день полета.

22 ноября (день полета 7 - не при исполнении служебных обязанностей)

Специалист миссии Рэндольф Бресник, экипажи STS-129 и экспедиции 21 празднуют рождение его дочери, Эбигейл Мэй Бресник.

Экипаж разбудили в 07:58 УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ. День, который начался с захватывающих новостей от Рэндольфа Бресника в Центр управления полетами в Хьюстоне. Бресник сообщил о рождении своей дочери Эбигейл Мэй Бресник в 17:04 UTC в субботу. Он получил новости по частному телефону через центр управления полетом вскоре после того, как команда была разбужена. Специалист миссии Бресник - второй космонавт, ставший отцом в космосе. Первым был астронавт Майкл Финке, жена которого родила девочку, когда он работал на Международной космической станции в 2004 году.

Экипаж получил полдня и раньше. день и обсудили с журналистами свой полет в космос. Астронавты Уилмор и Мелвин, Сэтчер и Стотт разговаривали с репортерами WTTG-TV в Вашингтоне, округ Колумбия, Bay News 9 в Тампе, Флорида, и WBBM Radio в Чикаго. Уилмор, Мелвин и Стотт также поддержали образовательное телевизионное мероприятие PAO с Технологическим университетом Теннесси в Куквилле, на котором присутствовали студенты Теннесси, президент университета и представитель Бартон Гордон (Демократическая партия Теннесси). Присутствовали также родители выпускника Технологического университета Теннесси Уилмора.

Некоторые астронавты в составе экипажей шаттлов и станции работали неполный рабочий день, чтобы переносить оборудование с шаттла на станцию ​​и обратно, а также исследовать ложные сигналы тревоги, сработавшие в четверг и Пятница. Также продолжалась подготовка к третьему и последнему выходу в открытый космос. Члены экипажа шаттла, а также экипаж станции присоединились к часовому анализу процедур выхода в открытый космос перед сном. Сэтчер и Бресник подготовили инструменты для выхода в открытый космос с помощью Формана. Два выходца в открытый космос начали процедуру «разбивки лагеря» в шлюзе «Квест».

23 ноября (день полета 8 - выход в открытый космос 3)

Специалисты миссии Сэтчер и Бресник работают за пределами МКС во время последнего выхода в открытый космос

Экипаж Атлантиды проснулся в 07:28 по всемирному координированному времени.

Основным мероприятием в течение дня был третий и последний выход в открытый космос (выход в открытый космос 3). космонавты Сатчер и Бресник. Для идентификации Сэтчер был одет в полностью белый скафандр, а Бресник - в скафандре с разорванными красными полосами. Специалист по полетам Atlantis, член экипажа в космическом пространстве EVA 3, руководил действиями и координировал связь между выходцами в открытый космос и центром управления полетами. Астронавты Мелвин и Уилмор управляли роботизированной станцией Canadarm2.

Выход в открытый космос начался чуть более чем на час позже запланированного из-за того, что Сэтчер повторно вставил клапан, который отсоединился в его сумке для питья в скафандре. Сумка находится в скафандре и позволяет выходцам в открытый космос пить воду на протяжении всей своей деятельности.

Работая большую часть времени с опережением графика, два специалиста миссии выполнили все основные задания, которые им были назначены, и всю работу по продвижению вперед, которая была добавлена ​​в их график. Отметка 3 выхода в открытый космос: 230-й, проведенный астронавтами США, 136-й в поддержку сборки и технического обслуживания космической станции, общей продолжительностью 849 часов 18 минут и 108-й выход в открытый космос за пределы космической станции общей продолжительностью 662 часа 3 минуты. Это также было вторым для Сатчера и Бресника.

Роль других членов экипажа «Атлантиды» и космической станции заключалась в основном в поддержке выхода в открытый космос и выполнении переброски грузов между шаттлом и МКС. Командир станции Де Винн и специалист миссии STS-129 Мелвин отключили и упаковали сломанный узел обработки мочи / узел дистилляции (UPA DA), а затем перенесли его в шаттл для хранения на средней палубе. Де Винн, который впоследствии работал с командиром STS-129 Хобо, прекратил передачу газообразного азота с Атлантиды на МКС.

24 ноября (день полета 9 - закрытие люка)

Прощание с членами экипажа STS-129 и 21-й экспедиции. Портрет членов экипажа STS-129 внутри корабля Лаборатория США

Экипаж проснулся в 06:58 UTC. Ранее в тот же день астронавты Атлантиды использовали маневренные двигатели шаттла, чтобы вывести космическую станцию ​​на более высокую орбиту. Этот 27-минутный маневр изменил скорость станции на 2,5 фута в секунду и поднял ее орбиту примерно на 1,5 км (0,93 мили).

Заключительные внутренние перемещения продолжались в течение дня. Было передано около 1400 фунтов воды из Атлантиды на космическую станцию. В течение 5 дней совместной работы экипажи также перевезли 2100 фунтов подлежащих возврату экспериментов и предметов.

Внутри МКС около 12:00 по всемирному координированному времени в японской лаборатории Кибо сработала ложная пожарная тревога. 4 минуты. Центр управления полетами в Хьюстоне пришел к выводу, что взволнованные частицы пыли из-за операций по перемещению на борту станции могли вызвать тревогу. Это была третья ложная срабатывание станции за время полета STS-129. Два предыдущих сигнала тревоги возникли в новом модуле «Русский поиск».

Atlantis и экипаж станции также объединились для традиционной пресс-конференции с репортерами в центрах НАСА, Центром управления полетами в России и Канаде и вечерними новостями TF1 во Франции. Интерактивное мероприятие транслировалось в прямом эфире в 13:00 UTC. Во время пресс-конференции астронавт 21-й экспедиции Роберт Тирск сказал: «Космическая станция почти завершена». Станция в настоящее время завершена примерно на 86%.

На борту лаборатории Destiny в 15:00 по Гринвичу вскоре после совместной фотографии экипажа Франк де Винн, первый командир космической станции Европейского космического агентства, передал свое командование астронавту Джеффри Уильямсу. Церемония смены командования была первой в своем роде передачей командования во время полета шаттла на МКС. Сразу после церемонии у членов экипажа Атлантиды начался двухчасовой перерыв в работе.

В 17:43 UTC астронавты Атлантиды попрощались с экипажем станции внутри модуля «Гармония» и переступили порог шаттла. Люки между космическим челноком и Международной космической станцией были закрыты в 18:12 по всемирному координированному времени в рамках подготовки к расстыковке «Атлантиды». Закрытие люка закончилось за 5 дней 23 часа 44 минуты совместного времени между Atlantis и экипажами станции. Экипаж «Атлантиды» использовал свой первый час в разлуке с экипажем станции, чтобы подготовиться к расстыковке. Они проверили инструменты рандеву и установили центральную камеру, а также провели проверку утечек в системе стыковки орбитального корабля (ODS).

25 ноября (день полета 10 - расстыковка)

Члены экипажа шаттла были разбужены в 06:29 UTC. Операции по отстыковке начались примерно за час до отделения шаттла от космической станции. Два космических корабля отстыковались в 09:53 UTC. Общее время стыковки составило 6 дней 17 часов 2 минуты. После расстыковки Уилмор пилотировал «Атлантиду» до точки примерно в 450 футах перед станцией, а затем начал облет. После завершения обхода «Атлантис» выполнила разделительные ожоги, чтобы увеличить расстояние между шаттлом и МКС, и покинула комплексную зону космической станции примерно в 10:36 UTC.

Во время планового смыва резервуара для сточной воды шаттла в среду утром астронавты столкнулись с проблемой. Центр управления полетами заметил уменьшение потока из сопла, которое выводит сточные воды в космос. Танк вмещает 165 фунтов жидких отходов, а экипажу удалось уменьшить его примерно до 80 фунтов. Позже в тот же день астронавты использовали камеру в системе датчиков орбитальной стрелы (OBSS), чтобы оценить состояние сопла. Поскольку льда обнаружено не было, авиадиспетчеры сообщили экипажу, что, скорее всего, линия заблокирована.

Стандартные поздние проверки системы тепловой защиты проводились позже, в 10-й день полета. Около 12:15 по всемирному координированному времени Уилмор и Мелвин начали сцепление и отстегивание OBSS для обзора теплового экрана шаттла. С помощью Бресника они осмотрели усиленный углерод-углерод передней кромки правого крыла, затем носовой части и передней кромки левого крыла. Инспекция заняла более пяти часов.

26 ноября (день полета 11 - окончание подготовки к миссии)

Астронавты показывают некоторые из своих продуктов питания на День Благодарения во время интервью СМИ.

Экипаж разбудили в 06:28 по всемирному координированному времени в последний полный день пребывания в космосе.. STS-129 был восьмым в истории полетом шаттла в честь празднования Дня Благодарения в США и вторым полетом для Атлантиды. Впервые Атлантида была во время миссии STS-61-B в 1985 году.

«Первая важная новость дня заключается в том, что наша TPS, система термозащиты, была допущена к использованию. - сказал начальник отдела полетов STS-129 Брайан Ланни в начале дневного брифинга о статусе полета. Позже он также упомянул, что «Атлантида в отличной форме, экипаж в отличной форме, готовый к завтрашнему спуску с орбиты».

Экипаж потратил время на укладку вещей в кабине шаттла, готовясь к возвращению на Землю.. Укладка кабины началась в 08:48 UTC.

Экипаж Атлантиды проверил системы входа в атмосферу шаттла. Командир Хобо и пилот Уилмор с помощью специалиста по полетам Бресника проверили систему управления полетом (FCS). Сразу после этого, в 10:58 UTC, астронавты запустили двигатели системы управления реакцией (RCS). Двигатели RCS контролируют ориентацию шаттла, когда он спускается и начинает возвращаться в атмосферу. Все астронавты собрались на брифинг по вылету с орбиты незадолго до 11:00 по всемирному координированному времени, как раз перед полуденной трапезой. Ужин в честь Дня благодарения на борту «Атлантиды» был более традиционным, чем ожидалось.

Ранее в тот же день астронавты провели эксперименты с ионной турбулентностью в выхлопных газах шаттла (SEITE). Горение было радиальным вниз (носом к Земле), так что шлейф горения наблюдался с орбитального спутника C / NOFS. Позже было проведено сжигание шаттла по модификации ионосферы с использованием импульсных экспериментов с локализованным выхлопом (SIMPLEX), при этом факел горения был зафиксирован наземной станцией Аресибо.

Все семь членов экипажа взяли перерыв в 13:13 UTC на 20 минут. -минутный разговор с представителями СМИ. Во время чата они ответили на вопросы ABC Radio, WTVT-TV в Тампе и KCBS в Лос-Анджелесе.

После установки на средней палубе лежачего сиденья для Николь Стотт и размещения антенны Ku-диапазона, используемой для связи с высокой скоростью передачи данных во время миссии в 19:34 UTC.

27 ноября (день полета 12 - возвращение в атмосферу и приземление)

Атлантида приземляется после 11 дней в космосе, завершая миссию STS-129. Файл: STS-129 посадочное видео.ogv Воспроизвести мультимедиа Посадка видео (8 минут 4 секунды)

Экипаж шаттла проснулся в пятницу в 05:28 UTC. В условиях хорошей погоды в Космическом центре Кеннеди и отсутствия препятствий на пути к приземлению, руководитель полета Брайан Ланни дал сигнал "идти", чтобы закрыть двери отсека для полезной нагрузки в 10:52 UTC. Центр управления полетами также проинструктировал астронавтов начать «загрузку жидкости» - протокол, который помогает астронавтам адаптироваться к гравитации. В 12:37 по всемирному координированному времени экипаж пристегнулся ремнями и готовился к посадке. Операторы НАСА дали «старт» спуску с орбиты, и в 13:37 UTC, летя вверх ногами и назад над южной частью Индийского океана к западу от Индонезии, Atlantis запустила двигатели своей орбитальной системы маневрирования (OMS) на 2 минуты 47 секунд. Выгорание с орбиты замедлило орбитальный аппарат примерно на 211 миль в час, чего было достаточно, чтобы опустить его орбитальный перигей в верхние слои атмосферы. Атлантида обнаружила первые следы атмосферы Земли, известные как «входной интерфейс», в 14:12 по всемирному координированному времени на высоте 399 000 футов, пролетая над Тихим океаном. В 14:26 UTC, за восемнадцать минут до приземления, орбитальный аппарат летел со скоростью 22 Маха; девять минут спустя орбитальный аппарат «планировал» со скоростью 6 Махов. Наземный трек шаттла провел его вдоль восточного побережья мексиканского полуострова Юкатан, через Мексиканский залив и пересек побережье Флориды к югу от Форт-Майерс.

Колеса основных шасси Atlantis приземлились в 09:44:23 по восточному стандартному времени (14:44:23 UTC) на взлетно-посадочной полосе 33, за ними последовало носовое колесо в 9:44:36 по восточному стандартному времени (14: 44:36 UTC). Колеса шаттла остановились в 9:45:05 EST (14:45:05 UTC). Это была 72-я посадка космического корабля в Космическом центре Кеннеди. Когда шаттл остановился, командир Хобо объявил: «Хьюстон, Атлантида, колеса останавливаются». CAPCOM Кристофер Фергюсон ответил экипажу: «Роджер, колеса остановились, Атлантида, это был идеальный конец миссии с топливом на космическую станцию. Добро пожаловать на Землю, особенно вас, Николь.. "

У Атлантиды было две возможности приземлиться 27 ноября 2009 года, еще две - 28 ноября 2009 года - все нацелены на Космический центр Кеннеди. Если посадка 27 ноября 2009 года по какой-то причине была отклонена, на борту шаттла были расходные материалы, позволяющие Атлантиде оставаться в космосе до 30 ноября 2009 года.

После проработки контрольных списков для безопасного отключения орбитального аппарата Примерно через час команда вышла из Атлантиды и села в транспортную машину для экипажа. Выйдя из машины без Стотта, они выполнили традиционный обход шаттла и встретились с сотрудниками НАСА. Вкратце поговорив с прессой после прогулки, командир Хобо сказал: «У нас действительно была действительно потрясающая миссия». Он добавил: «У нас не было проблем. Это были не мы, это не была какая-то отдельная группа, это была просто невероятная команда со всей страны».

Состоялась конференция экипажей после посадки. позже. В конференции приняли участие пять космонавтов STS-129. Специалисты миссии, Рэндольф Бресник и Николь Стотт отсутствовали. Бресник сразу же прилетел домой на тренировочном самолете НАСА, чтобы быть со своей женой и новорожденной дочерью. Стотт должна была пройти стандартный медицинский осмотр после 91 дня пребывания в космосе на Международной космической станции.

Ближе к вечеру, около 14:00 по восточному стандартному времени, обслуживающий конвой начал буксировать Atlantis с взлетно-посадочной полосы обратно в залив 1.

Члены экипажа вылетели обратно в Космический центр Джонсона НАСА. в Хьюстоне в следующую субботу. 30 ноября 2009 года они приняли традиционное празднование возвращения домой в Хьюстоне на близлежащем стадионе Эллингтон-Филд.

Выход в открытый космос
Выход в открытый космосВыход в открытый космосНачало (UTC )Конец (UTC)Продолжительность
Выход в открытый космос 1Майкл Форман. Роберт Сэтчер 19 ноября 2009 г.. 14:24 UTC19 ноября 2009 г.. 21:01 UTC6 часов 37 минут
Установили запасную антенну на ферму станции и кронштейн для линий аммиака на модуле Unity. Они также смазали грейферный механизм на приспособлении для крепления орбитального сменного блока полезной нагрузки на мобильной базовой системе и смазали петли рука японского робота-манипулятора станции. Развернута подвесная система крепления полезной нагрузки S3.
EVA 2Майкл Форман. Рэндольф Бресник 21 ноября 2009 г.. 14: 31 UTC21 ноября 2009 г.. 20:39 UTC6 часов 8 минут
Установлен кронштейн GATOR (адаптер для захвата на орбитальные перила) на Лаборатория Колумбус и дополнительная антенна для радиолюбителей. Также на ферме установлена ​​антенна. a для видео с камеры беспроводного шлема. Они также переместили блок измерения плавающего потенциала, который регистрирует электрический потенциал вокруг станции, когда она вращается вокруг Земли, и развернули два кронштейна, чтобы прикрепить груз к ней. рус.
EVA 3Роберт Сэтчер. Рэндольф Бресник23 ноября 2009 г.. 13:24 UTC23 ноября 2009 г.. 19: 06 UTC5 часов 42 минуты
Сатчер установил новый газовый баллон высокого давления (HPGT), наполненный кислородом, на шлюзе Quest. Бресник получил следующий набор «Экспериментальных материалов на Международной космической станции», известный как MISSE-7A и 7B, из грузового отсека Атлантиды и установлен на ELC-2, активирован и проверен. Выходящие в открытый космос сняли пару щитов от микрометеороидов и орбитального мусора (MMOD) за пределами шлюза и прикрепили их к внешней платформе хранения № 2. Бресник переместил подножку. Сэтчер ослабил болт на сборке резервуара с аммиаком в рамках подготовки к будущему выходу в открытый космос во время STS-131 и установил изолированные крышки на камеры мобильной системы обслуживания и на рабочий орган Canadarm2. Перед установкой модуля Tranquility на стороне портов Unity они работали с нагревательными кабелями на стыковочном адаптере.
Звонки для пробуждения

НАСА начало традицию воспроизводить музыку для астронавтов во время программы Gemini, которая впервые была использована, чтобы разбудить экипаж во время Apollo 15. Каждый трек специально выбирается, часто их семьями, и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к их повседневной деятельности.

День полетаПесняХудожникСыграно заLinks
День 2"Я могу только представить "MercyMe Барри Уилмор -
День 3"Высшее "Стиви Уандер Роберт Сэтчер -
День 4"В чуде "Газетчики Рэндольф Бресник -
День 5"Мы семья "Сестра Следж Лиланд Мелвин -
День 6"Путешествие в Атлантиду "Братья Айсли Роберт Сэтчер -
День 7"Поцелуи бабочек "Боб Карлайл Рэндольф Бресник празднует рождение своего дочь, Эбигейл Мэй Бресник часами ранее-
День 8«Космический подъем»Ларри УайтхейрМайкл Форман -
День 9"Гимн морской пехоты "Оркестр морской пехоты Чарльз О. Хобо -
День 10"Удивительная Грейс "из фильма 1995 года Храброе сердце Эрик Риглер на ba gpipesБарри Э. Уилмор -
День 11"Лети со мной на Луну "Фрэнк Синатра Николь Стотт -
День 12"Дом, милый дом "Mötley Crüe Экипаж STS-129-
Знак различия

Нашивка миссии STS-129 была разработана Тимом Ганьоном и доктором Хорхе Картесом. Довольно необычная форма нашивки возникла из-за того, что экипаж хотел, чтобы нашивка обозначала полезную нагрузку миссии (два логистических транспортера ExPRESS), обеспечивающую оборудование, обеспечивающее долговечность МКС.

Знак отличия включает в себя ряд элементов дизайна, которые обычно не объединяются в одну нашивку: Солнце, Луна, Марс, НАСА символ астронавта (восходящий на красных, белых и синих полосах, символизирующих всеамериканский экипаж), МКС, орбитальный аппарат Шаттла и континентальные Соединенные Штаты (представляющие основные центры США, поддерживающие Программа "Спейс шаттл" ).

13 звезд на нашивке представляют детей членов экипажа, а Луна и Марс представляют будущее освоения космоса. Имена членов экипажа указаны на внешней стороне нашивки.

См. Также
  • Портал космических полетов
Ссылки

В этой статье использованы материалы, являющиеся общественным достоянием с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с STS-129.

Последняя правка сделана 2021-06-06 05:07:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте