Проституция в Древней Греции

редактировать

Аспект древнегреческого общества Куртизанка и ее клиент, Аттикан Пелик с красными фигурами, автор Полигнот, c. 430 г. до н.э., Национальный археологический музей Афин.

Проституция была обычным явлением Древней Греции. В наиболее важных городах, и особенно во многих портах, было занято значительное количество людей и составляла заметная часть экономической деятельности. Это было далеко не секретным; города не осуждали публичные дома, а лишь устанавливали для них правила.

В Афинах легендарному законодателю Солону приписывают создание государственных публичных домов с регулируемыми ценами. В проституцию по-разному вовлечены оба пола; женщины всех возрастов и молодые мужчины были проститутками для преимущественно мужчин.

Одновременно серьезно пострадали внебрачные отношения со свободной женщиной. В случае супружеской неверности рогоносец имел законное право убить преступника, если его поймали на месте преступления; то же самое касается изнасилования. Женщинам-прелюбодейкам и проституткам запрещалось выходить замуж или принимать участие в публичных церемониях. Средний возраст вступления в брак для мужчин составляет 30 лет, и у молодого афинянина не было другого выбора, если он хотел иметь сексуальные отношения, кроме как обратиться к рабам или проституткам.

Содержание
  • 1 Pornai
  • 2 Hetaera
  • 3 Храмовая проституция в Коринфе
  • 4 Спарта
  • 5 Социальные условия
  • 6 Проститутки в литературе
  • 7 Мужская проституция
    • 7.1 Проституция и педерастия
    • 7.2 Проституция и гражданство
    • 7.3 Сборы
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
Порнаи

Порнаи (πόρναι) были найдены в нижний край шкалы. Они были собственностью сутенеров или pornoboskós (πορνοβοσκός), которые получили часть своих доходов (слово происходит от pernemi πέρνημι «чтобы продать»). Этот владелец мог быть гражданином, поскольку эта деятельность считалась источником дохода, как и любая другая: один оратор 4-го века до нашей эры цитирует двух; Теофраст в «Персонажах» (6: 5) перечисляет сутенера рядом с поваром, трактирщиком и сборщиком налогов как обычную, хотя и дурную репутацию. Владелец также мог быть мужчиной или женщиной метик.

В классическую эпоху Древней Греции порнаи были рабами варварского происхождения; начиная с эллинистической эпохи молодых девушек, брошенных их гражданскими отцами, можно было порабощать. Они считались рабами, пока не доказано обратное. Порнаи обычно работали в публичных домах, расположенных в кварталах красных фонарей того периода, таких как Пирей (порт Афин) или Керамейкос в Афинах.

Классический афинский политик Солон считается первым, кто учредил законные публичные бордели. Он сделал это в качестве меры общественного здравоохранения, чтобы сдержать прелюбодеяние. Поэт Филимон похвалил его за эту меру следующим образом:

[Солон], увидев Афины, полные молодых людей, с инстинктивным принуждением и привычкой отклоняться в неподходящем направлении, купил женщин и установил их в разных местах, оборудованных и общих для всех. Женщины стоят обнаженными, чтобы вас не обманули. Смотри на все. Может ты плохо себя чувствуешь. У тебя какая-то боль. Почему? Дверь открыта. Один обол. Запрыгивайте внутрь. В ней нет застенчивости, пустой болтовни, и она не уводит себя прочь. Но сразу, как хочешь, как хочешь.

Выходи. Скажи ей, чтобы она пошла к черту. Она для тебя незнакома.

Как подчеркивает Филимон, солонианские бордели предоставляли услуги, доступные для всех, независимо от дохода. (Один оболус составляет одну шестую от одной драхмы, дневной заработной платы государственного служащего в конце V века до нашей эры. К середине IV века до нашей эры эта зарплата составляла до полутора драхм.) В том же свете Солон использовал налоги, которые он взимал с публичных домов, чтобы построить храм Афродите Пандемосу (буквально «Афродита из всех людей»). Даже если историческая достоверность этих анекдотов может быть подвергнута сомнению, ясно, что классические Афины считали проституцию частью своей демократии.

Что касается цены, существует множество намеков на цену одного оболуса за дешевый девушка легкого поведения; без сомнения, для основных действий. Трудно оценить, была ли это реальная цена или пресловутая сумма, обозначающая «хорошую сделку».

Музыкант на банкете носит ее гиматион (длинную одежду), пока ее клиент смотрит. Тондо из чашки Attic с красными фигурками, c. 490 г. до н.э., Британский музей.

Независимые проститутки, работавшие на улице, были на следующем более высоком уровне. Помимо прямой демонстрации своего обаяния потенциальным клиентам, они прибегали к рекламе; Были найдены сандалии с маркированной подошвой, оставившие на земле отпечаток с надписью ΑΚΟΛΟΥΘΕΙ AKOLOUTHEI («Следуй за мной»). Они также использовали макияж, очевидно, весьма возмутительно. Евбул, автор комиксов, высмеивает этих куртизанок:

«обмазанные слоями белого свинца... челюсти, намазанные соком тутового дерева. А если вы выйдете на улицу летом день две струи чернильной воды текут из ваших глаз, и пот, стекающий с ваших щек по горлу, образует красную борозду, в то время как волосы на ваших лицах кажутся серыми, они настолько полны белого свинца ".

Эти проститутки имели различное происхождение: Метики женщины, которые не могли найти другую работу, бедные вдовы и пожилые порнаи, которым удалось выкупить свою свободу (часто в кредит). В Афинах им приходилось регистрироваться в город и платили налог. Некоторые из них заработали приличное состояние, занимаясь своей торговлей. В I веке, в Qift в Римском Египте проезд для проституток стоил 108 драхм, а другие женщины платили 20.

Их тарифы трудно оценить: они сильно различались. Средняя плата за проститутку в 5-м и 4-м веках варьировалась от трех оболов до драхмы. Дорогие проститутки могли взимать статер (четыре драхмы) или больше, как это делали коринфские Лаис в расцвете сил. В I веке до нашей эры эпикурейский философ Филодем из Гадары, цитируемый в Палатинской антологии, V 126, упоминает систему подписки на сумму до пяти драхм за дюжину посещений. Во II веке Лукиан в своем «Диалоге с гетерой» велел проститутке Ампелии рассматривать пять драхм за посещение как посредственную цену (8, 3). В том же тексте юная девственница может потребовать мина, то есть 100 драхм (7,3), или даже две мины, если покупатель менее аппетитен. Молодая и симпатичная проститутка могла взимать более высокую цену, чем ее коллега в упадке; даже если, как показывает иконография на керамике, существовал особый рынок для пожилых женщин. Цена изменится, если клиент потребует эксклюзивности. Существовали также промежуточные договоренности; группа друзей могла приобрести эксклюзивность, каждый из которых имел право на неполный рабочий день.

Музыканты и танцоры, работающие на мужских банкетах, также несомненно могут быть отнесены к этой категории. Аристотель в своей Конституции афинян (L, 2) упоминает среди конкретных указаний десяти городским властителям (пять из города и пять из Пирея ), ἀστυνόμοι astynomoi, что «именно они присматривают за флейтистками, арфистами и лирами, чтобы они не получали гонорар в размере более двух драхм» за ночь. Сексуальные услуги явно были частью контракта, хотя цена, несмотря на усилия астиноми, имела тенденцию к увеличению в течение всего периода.

Hetaera
Зеркальное покрытие с Эросом и эротическая сцена из Коринфа

Более дорогие и эксклюзивные проститутки были известны как hetaerae, что означает «компаньон». Hetaerae, в отличие от pornai, поддерживала долгосрочные отношения с отдельными клиентами и обеспечивала дружеские отношения, а также секс. В отличие от порнаев, гетеры, похоже, получали деньги за свою компанию в течение определенного периода времени, а не за каждый отдельный половой акт. Хетеры часто получали образование, и свободные гетеры могли управлять своими финансами.

Храмовая проституция в Коринфе

Примерно во 2 году до нашей эры Страбон (VIII, 6, 20) в своем географическом / историческом описании города Коринф написал несколько замечаний, касающихся храмовых служительниц в храме Афродиты в Коринфе, которые, возможно, следует датировать где-то в период 700 г. –400 г. до н. Э.:

храм Афродиты был настолько богат, что в нем работало более тысячи гетер, которые мужчины и женщины подарили богине. Многие люди посетили город из-за них, и, таким образом, эти гетеры способствовали богатству города: капитаны кораблей легкомысленно тратили там свои деньги, отсюда и поговорка: «Путешествие в Коринф не для всех». (Рассказывают, что женщина упрекала гетеру в том, что она не любит свою работу и не трогает шерсть, и она отвечает ей: «Как бы вы меня ни видели, но за это короткое время я уже снял три части».)

Текст более чем одним образом намекает на сексуальный бизнес этих женщин. Замечания Страбона (XII, 3,36: «женщины зарабатывают деньги своим телом»), а также Афиней (XIII, 574: «на прекрасных ложе, собирающих плоды нежнейшего цветения») относительно этот храм описывает этого персонажа еще более наглядно.

В 464 г. до н.э. человек по имени Ксенофонт, гражданин Коринфа, известный бегун и победитель пятиборья на Олимпийских играх, посвятил себя сотне молодых девушек в храм богини в знак благодарности. Мы знаем это благодаря гимну, который Пиндар был уполномочен написать (фрагмент 122 Снелл), воспевающий «очень гостеприимных девушек, служанок Пифона и роскошного Коринфа».

Работа пола Такие исследователи, как Даниэль Арно, Джулия Ассанте и Стефани Будин, поставили под сомнение всю научную традицию, которая определила концепцию священной проституции. Будин рассматривает концепцию священной проституции как миф, аргументированно утверждая, что практики, описанные в источниках, были недопониманием либо безвозмездного ритуального секса, либо несексуальных религиозных церемоний, возможно, даже простой культурной клеветой. Хотя эта точка зрения популярна в наше время, ее методологический подход не обошелся без критики, включая обвинения в идеологической программе.

Спарта

В архаической и классической Спарте Плутарх утверждает, что проституток не было из-за отсутствия драгоценных металлов и денег, а также из-за строгого морального режима, введенного Ликургом. Ваза 6-го века из Лаконии, на которой изображена смешанная группа людей на симпозиуме, может быть истолкована как изображение гетеры, что противоречит Плутарху. Однако Сара Помрой утверждает, что изображенный банкет носит скорее религиозный, чем светский характер, и что изображенная женщина, следовательно, не проститутка.

Поскольку драгоценные металлы становились все более доступными для спартанских граждан, стало легче доступ к проституткам. В 397 году проститутка из периоической деревни Аулон была обвинена в развращении спартанских мужчин, которые туда ходили. К эллинистическому периоду в Спарте, по общему мнению, были скульптуры, посвященные гетерой по имени Коттина. Бордель, названный в честь Коттины, также, кажется, существовал в Спарте, недалеко от храма Диониса по Тайгета, по крайней мере, в эллинистический период

Социальные условия
Древняя статуя пьяной старухи, держащей кувшин с вином, 2 век до н.э., Мюнхен Глиптотека.

Социальные условия проституток трудно оценить; поскольку женщины уже были маргинализованы в греческом обществе. Мы не знаем никаких прямых доказательств ни их жизни, ни борделей, в которых они работали. Вполне вероятно, что греческие бордели были похожи на бордели Рима, описанные многочисленными авторами и сохранившиеся в Помпеях ; темные, узкие и зловонные места. Одним из многих жаргонных терминов для проституток было khamaitypếs (χαμαιτυπής) «тот, кто ударяется о землю», предполагая некоторым буквальным комментаторам, что их действия происходили в грязи или, возможно, на четвереньках сзади. Учитывая склонность древних греков к поэтическому мышлению, кажется столь же вероятным, что этот термин также предполагал, что нет «ничего ниже», а не то, что значительная часть проституток была вынуждена заниматься своей торговлей в грязи.

У некоторых авторов проститутки говорят о себе: Люциан в своем Диалоге куртизанок или Алсифрон в его коллекции писем; но это художественные произведения. Вызывающие озабоченность проститутки здесь либо независимы, либо гетеры: источники здесь не касаются положения проституток-рабынь, за исключением того, что рассматривают их как источник прибыли. Что думали о проститутках древнегреческие мужчины, совершенно ясно: в первую очередь их упрекают в коммерческом характере своей деятельности. Жадность проституток - популярная тема в греческой комедии. Тот факт, что проститутки были единственными афинскими женщинами, которые занимались деньгами, возможно, усилил ненависть к ним. Объяснение их поведения заключается в том, что карьера проститутки, как правило, была короткой, а их доход со временем уменьшался: молодая и симпатичная проститутка на всех уровнях профессии потенциально могла зарабатывать больше денег, чем ее старшие, менее привлекательные коллеги.. Таким образом, чтобы обеспечить старость, они должны были заработать как можно больше денег за ограниченный период времени. Это стремление, конечно, является общим для всех профессий, поскольку каждый подвержен разрушительному действию времени.

Медицинские трактаты дают представление - но очень частичное и неполное - в повседневной жизни проституток. Чтобы и дальше приносить доход, рабыням-проституткам приходилось избегать беременности любой ценой. Методы контрацепции, используемые греками, не так хорошо известны, как у римлян. Тем не менее, в трактате, приписываемом Гиппократу (О семени, 13), он подробно описывает случай с танцором, «который имел обыкновение ходить с мужчинами»; он рекомендует ей «прыгать вверх и вниз, касаясь ягодиц пятками при каждом прыжке», чтобы вытеснить сперму и таким образом избежать риска. Также кажется вероятным, что порнаи прибегали к аборту или детоубийству. В случае с независимыми проститутками ситуация менее ясна; В конце концов, девочек можно обучать «на работе», заменяя своих матерей и поддерживая их в старости.

Греческая керамика также дает представление о повседневной жизни проституток. Их изображения обычно можно разделить на четыре категории: сцены банкета, сексуальные действия, сцены в туалете и сцены, изображающие жестокое обращение с ними. В сценах туалета проститутки не изображаются как физический идеал; обвисшие груди, свитки плоти и т. д. Есть киликс, на котором проститутка мочится в ночной горшок. При представлении половых актов присутствие проститутки часто определяется наличием кошелька, что предполагает наличие в отношениях финансовой составляющей. Наиболее часто показываемая позиция - это чехарда - или содомия ; эти две позиции трудно различить визуально. Женщину часто складывают пополам, положив руки на землю. Содомия считалась унизительной для взрослого человека, и, похоже, позиция чехарды (в отличие от миссионерской позиции ) считалась менее приятной для женщины. Наконец, несколько ваз представляют собой сцены жестокого обращения, где проститутке угрожают палкой или сандалией и заставляют совершать действия, которые греки считали унижающими достоинство: фелляция, содомия или секс с несколькими партнерами. Если гетеры, несомненно, были самыми раскрепощенными женщинами Греции, то следует также сказать, что многие из них хотели стать «респектабельными» и найти мужа или стабильного спутника жизни. Наэара, чья карьера описана в юридическом дискурсе, удается вырастить троих детей до своего прошлого, когда ее догоняет гетера. Согласно источникам, Перикл выбрал Аспазию в качестве наложницы или, возможно, супруги. Афиней замечает, что «когда такие женщины переходят к трезвой жизни, они лучше, чем женщины, гордящиеся своей респектабельностью» (XIII, 38), и цитирует многочисленных великих греков, которых родили гражданин и куртизанка, такие как Стратег Тимофей, сын Конона. Наконец, не существует известного примера того, чтобы женщина из сословия граждан добровольно становилась гетерой. Возможно, это неудивительно, поскольку у женщин из класса граждан вообще не было бы стимула делать такие вещи.

Проститутки в литературе
Маска куртизанки из Новой комедии, номер 39 в списке Джулиуса Поллукса, III или II век до нашей эры, Лувр.

Во времена Новой комедии (древнегреческой комедии) проститутки стали, подобно рабам, настоящими звездами комедий. Это могло быть по нескольким причинам: в то время как Старая комедия (древнегреческой комедии) затрагивала политические темы, Новая комедия затрагивала частные темы и повседневную жизнь афинян. Кроме того, общественные обычаи запрещают видеться на публике женщинам с рождением; в то время как пьесы изображали вне деятельности. Логично, что единственные женщины, которых обычно видели на улице, были проститутками.

Таким образом, интриги Новой комедии часто вовлекали проституток. Овидий в своей Amores утверждает: «Пока рабы лживы, отцы суровы, а Бауды блудодействуют, пока блудницы льстят, Менандр будет процветать». (I, 15, 17–18). Куртизанка могла быть юной подругой юной первой звезды: в этом случае, свободная и добродетельная, она низводится до проституции после того, как ее бросили или схватили пираты (например, Сикьони из Менандра ). Признанная ее настоящими родителями из-за оставленных безделушек, она освобождена и может выйти замуж. Во второстепенной роли она также может быть любовным увлечением актера второго плана. Менандр также создал, вопреки традиционному образу жадной проститутки, роль «блудницы с золотым сердцем» в Дисколосе, где это позволяет сделать счастливый конец пьесе.

И наоборот, в утопических мирах греков часто не было места проституткам. В пьесе Аристофана Сборщицы героиня Праксагора формально запрещает им посещать идеальный город:

Почему, несомненно! Более того, предлагаю отменить шлюх... чтобы вместо них мы получили первые плоды молодых людей. Неуместно, что обманутые рабы лишают свободорожденных женщин их удовольствий. Пусть куртизанки могут спать с рабами (ст. 716–719).

Проститутки явно считаются недобросовестной конкуренцией. В другом жанре, Платон, в Республика запрещал коринфских проституток так же, как и аттическую выпечку, причем обоих обвиняли в привнесении роскоши и раздора в идеальный город. цинический Ящики Фив (цитируется Диодором Сицилийским, II, 55–60) в эллинистический период описывает утопический город где, по примеру Платона, изгнана и проституция.

Мужская проституция

У греков тоже было много проституток-мужчин; πόρνοι pórnoi. Некоторые из них нацелены на женскую клиентуру: существование альфонсов подтверждено еще в классическую эпоху. Таким образом, в Аристофана Плут (v. 960–1095 до н. Э.) Старуха жалуется на то, что потратила все свои деньги на молодого любовника, который теперь бросает ее. Однако подавляющее большинство проституток-мужчин рассчитаны на мужчин.

Проституция и педерастия

Мужчина, вымогающий мальчика для секса в обмен на кошелек, тондо аттического киликса с красными фигурами, V век до нашей эры, Музей Метрополитен

В отличие от женской проституции, которая охватывала все возрастные группы, мужская проституция в основном ограничивалась подростками. Псевдо-Люциан в своей работе «Дела сердца» (25–26) прямо заявляет:

«Таким образом, от девственности до среднего возраста, до того времени, когда последние морщины старости наконец растекутся по ее лицу, женщина будет приятным человеком. охапка для мужчины, чтобы обнять его, и, даже если красота ее расцвета миновала, все же

«С мудрым языком Опыт говорит, чем может молодой». Но тот самый мужчина, который должен совершить покушение на мальчика из двадцати кажется мне неестественно похотливым и преследующим двусмысленную любовь. Ибо тогда конечности, большие и мужественные, твердые, некогда мягкие подбородки грубые и покрытые щетиной, а хорошо развитые бедра как бы были запятнаны волосами ".

Период, в течение которого подростки считались желательными, простирался от полового созревания до появления бороды, а отсутствие волос в молодости было предметом особого вкуса у греков. Таким образом, были случаи, когда мужчины держали старших мальчиков для любовников, но с депиляцией. Однако на этих удерживаемых мальчиков смотрели свысока, и, если об этом доводилось до сведения общественности, их лишали права гражданства, когда они достигли совершеннолетия. В одном из своих выступлений («Против Тимархоса», I, 745) Эсхин выступает в суде против одного такого человека, который в молодости был известным эскортом.

Как и в случае с женским аналогом, мужская проституция в Греции не была предметом скандала. Бордели для мальчиков-рабов существовали открыто, не только в «районе красных фонарей » Пирей, Керамейкон или Ликабет, но по всему городу. Самая известная из этих молодых проституток, пожалуй, Федон Элидский. Приведенный в рабство во время захвата своего города, он был отправлен работать в публичный дом, пока его не заметил Сократ, который купил свободу. Молодой человек стал последователем Сократа и дал свое имя диалогу Федон, повествующему о последних часах Сократа. Мужчины не освобождены от городского налога на проституток. Клиентка такого публичного дома не получила осуждения ни со стороны судов, ни со стороны общественного мнения.

Проституция и гражданство

Если у некоторых слоев общества не было времени или средств для выполнения взаимосвязанных аристократических ритуалов (зрелище в гимназии, ухаживание, дарение), все они могли удовлетворить свои желания с помощью проституток. Мальчики также получили такую ​​же юридическую защиту от нападений, как и их коллеги-девушки.

Сексуальные отношения с рабами не были широко распространенным вариантом; Первое упоминание о нем не встречается до 390 г. до н.э. Другой причиной обращения к проституткам было сексуальное табу : фелляция греки считали унизительным. Как следствие, в педерастических отношениях эраст (взрослый любовник) не мог должным образом попросить своего будущего гражданина эроменос (молодой любовник) совершить этот акт и был вынужден прибегнуть к помощи проституток.

Как следствие, проституция, хотя и была законной, по-прежнему считалась постыдной для общества. Обычно это было владением рабов или, в более общем смысле, неграждан. В Афинах для гражданина это имело важные политические последствия, такие как атимия (ἀτιμία); утрата публичных гражданских прав. Это демонстрируется в «Обвинении Тимархоса»: Эсхин обвиняется Тимархосом; чтобы защитить себя, Эсхин обвиняет своего обвинителя в том, что в юности он был проституткой. Как следствие, Тимархос лишается гражданских прав; одно из этих прав - возможность предъявить обвинение кому-либо. И наоборот, заниматься проституцией подростка или предлагать ему деньги за услуги строго запрещалось, так как это могло привести к потере юноши в будущем легального статуса.

Греческое рассуждение объясняется Эсхином (строфа 29), поскольку он цитирует dokimasia (δοκιμασία): гражданин, который проституировал себя (πεπορνευμένος peporneuménos) или заставляет себя поддерживать ( ἡταιρηκώς hētairēkós) лишен возможности делать публичные заявления, потому что «тот, кто продал свое собственное тело для удовольствия других (ἐφ 'ὕβρει eph' hybrei ), не колеблясь, продавал интересы сообщества в целом ". Согласно Полибию (XII, 15, 1), обвинения Тимея против Агафокла повторяют ту же тему: проститутка - это тот, кто отказывается от собственного достоинства за желания другого, «простая проститутка (κοινὸν πόρνον koinòn pórnon), доступная самым распутным, галка, канюк, выставляющий свою задницу тому, кто этого хочет».

Сборы

Как и в случае с женщинами-проститутками, сборы значительно различались. Афиней (VI, 241) упоминает мальчика, который предлагает свои услуги за один оболус; опять же, посредственность этой цены вызывает некоторые сомнения. Стратон Сардский, автор эпиграмм во II веке, вспоминает сделку на пять драхм (Палатинская антология, XII, 239). В судебно-медицинском заключении против Саймона прокурор заявил, что нанял сексуальные услуги для мальчика по цене 300 драхм, что намного больше, чем та, которую обычно брали «средние» гетеры. А в письме псевдо-Эсхина (VII, 3) доход одного меланопа оценивается в 3000 драхм; вероятно, на протяжении всей его карьеры.

Категории мужской проституции должны быть разделены таким образом: Эсхин в своем «Обвинении Тимархоса» (строфа 29, см. Выше) проводит различие между проституткой и заключенным мальчиком. Немного позже он добавляет (строфы 51–52), что, если бы Тимарх был доволен тем, что остался со своим первым защитником, его поведение было бы менее предосудительным. Дело не только в том, что Тимархос оставил этого человека - у которого больше не было средств, чтобы поддержать его, - но и в том, что он «собрал» защитников; доказывая, согласно Эсхину, что он был не мальчиком на содержании (hêtairêkôs), а вульгарной шлюхой (peporneumenos).

См. также
  • Портал Древней Греции
Примечания
Ссылки

Цитаты

Библиография

.

Последняя правка сделана 2021-06-02 08:28:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте